Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕСУРСНЫХ ЭКОНОМИКАХ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕСУРСНЫХ ЭКОНОМИКАХ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ресурсная экономика / локальная экономика / северный город / устойчивое развитие / периферия / стратегия / инновация / социальный капитал / местные сообщества / resource economy / local economy / northern city / sustainable development / periphery / strategy / innovation / social capital / local communities
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕСУРСНЫХ ЭКОНОМИКАХ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ»

Князева Г. А.

д.э.н., профессор, Сыктывкарский государственный университет

ТРАНСФОРМАЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕСУРСНЫХ ЭКОНОМИКАХ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ

Ключевые слова: ресурсная экономика, локальная экономика, северный город, устойчивое развитие, периферия, стратегия, инновация, социальный капитал, местные сообщества.

Keywords: resource economy, local economy, northern city, sustainable development, periphery, strategy, innovation, social capital, local communities.

В условиях глобализации и цифровизации экономики изменяется роль малых городов и сельских территорий как взаимосвязанных узлов экономического производства, социальных услуг и культурных традиций, а также как места появления новых способов экономического и территориального управления. В стратегических официальных документах по пространственному развитию экономики на Российском Севере продолжает доминировать формирование крупных минерально-сырьевых центров в агломерациях. В перспективе периферийные малые города и сельские территории остаются без внимания.

Такое видение пространственного развития не отвечает сложившейся реальности. Малые города образуют основной каркас расселения населения северных территорий. В малых и средних городах Российского Севера в 2020 г. проживало 37,5% городских жителей (в России - 23,9%). Они наряду с поселками городского типа определяют картину заселённости территории. Пропорции городских систем определялись историей освоения территорий, их отраслевой специализацией и сетью транспортной инфраструктуры. При переходе к новым рыночным социально-экономическим условиям большие и крупные города получили свое развитие, а малые города оказались заброшенной периферией с накопившимися экономическими и социальными проблемами у жителей. Северные малые города, чья экономика была построена на единственном градообразующем предприятии, оказались неконкурентоспособными. Если результатом планового управления советского периода явилось развитие производительных сил на Востоке и на Севере, а также пространственная рассредоточенность экономической активности в стране, то рыночные реформы привели к оттоку факторов (рабочая сила, инвестиции) в обратном направлении с востока и севера на запад, юг и в центр страны. Однако, в отличие от неконкурентоспособной компании, неконкурентоспособный город не может уйти с рынка и прекратить своё существование.1

В последнее время в академической науке происходит осмысление изменений в регионах, зависящих от природных ресурсов. Отмечается необходимость проведения экономической политики, которая способствует сокращению различий в социально-экономическом развитии территорий. Очевидно, что территории отличаются по своему экономическому потенциалу, географии, демографии и прочим условиям, и в силу этого они располагают весьма различными возможностями для развития, поэтому необходимо осуществлять соответствующие подходы к достижению стратегических целей и учитывать местные условия, а также различную роль основных участников - государства, бизнеса и общества. В работе новосибирских ученых подчеркивается, что пространственное развитие формируется не только с учетом географических, но и исторических и социально-культурных факторов и особенностей страны в целом и отдельных входящих в ее состав территорий. Важно переходить на развитие предпринимательского потенциала территории и сокращать меры фискальной поддержки из-за ее пределов. При сложившейся ситуации одни регионы за счет активного использования собственного потенциала обеспечивают основной вклад в экономическое развитие, а

другая часть (более значительная) «живет» в основном за счет и при помощи субсидий и трансфертов из бюджетов

2

вышестоящего уровня .

В зарубежных северных странах реализуются модели развития сырьевых регионов, которые получили название «экономика места» или локальная экономика. В этих моделях экономическое развитие опирается на инновации и развитие сообщества. Такие составляющие потенциала сообщества, как человеческий капитал, социальный капитал и социальная сплоченность должны использовать различные возможности, реагировать активными и своевременными способами на возникающие вызовы. Способность жителей организовывать и мобилизовывать свои активы и ресурсы для достижения целей, которые они считают важными, является основным фактором развития локальной экономики. Эти цели могут быть активными, когда люди сталкиваются с проблемой, или новаторскими, когда создаются и реали-

3

зуются новые концепции .

1 Коротич М.В. Оценка экономической конкурентоспособности малого города // ЭКО. 2015. - № 8. - С. 130-136.

2 Крюков В.А., Коломак Е.А. Пространственное развитие России: основные проблемы и подходы к их преодолению // Научные труды ВЭО России. - М., 2021. - Т. 227.

3 Markey S., Halseth G., Manson D. Investing in Place. Economic Renewal in Northern British Columbia / UBC Press. 2012. - 338 p.

Все северные страны имеют свое стратегическое видение целей, задач и направлений их достижения в условиях северных широт. Значительное место среди них занимают геополитические проблемы и вопросы. В то же время страны уделяют все большее внимание социальным и экономическим аспектам развития Севера при обеспечении экологической устойчивости.

Норвегия определяет в качестве основных целей обеспечение мирного, инновационного и устойчивого развития Севера. В Стратегии развития определено стремление к достижению экономического роста и будущей занятости на Севере, основываясь на экологическом и социальном приоритете, формировании устойчивого региона. Под устойчивостью понимается регион, который имеет сбалансированную структуру населения, и где человеческие и природные ресурсы используются для обеспечения развития и роста - как сейчас, так и в будущем. Эти решения всегда будут основываться на наилучшем доступном знании. Знание играет критически важную роль в становлении на Севере модели устойчивого развития.

Северная стратегия Канады сфокусирована на четырех основных целевых приоритетах: поддержание большей самостоятельности Севера; поощрение и обеспечение социально-экономического развития; защита природного наследия; развитие и совершенствование вовлеченности местных сообществ в управление с целью участия в решении своих жизненно важных вопросов.

В Финляндии среди ключевых целевых ориентиров выделены развитие северных территорий, накопление и применение уникальных опыта и знаний, обеспечение экологически устойчивого развития, развитие международного трансарктического сотрудничества. Основная цель - содействие развитию и повышению конкурентоспособности северных территорий при непременном соблюдении экологических требований.

Многие цели рассматриваются как ориентиры, и их достижение требует не только определенного времени, но и формирования эффективных подходов для этого. Для достижения целей необходимо изменить государственную политику, чтобы обеспечить благоприятные условия для конкуренции сельским и малым городским населенным пунктам, обустроить сельские и малые городские населенные пункты для реализации их местных преимуществ, использования возможностей для решения проблем и развития.

В основе управления северных стран определяющим являются нормы, правила и процедуры, связанные с при-родно-ресурсным потенциалом. Обязательным условием управления является учет интересов всех сторон, затрагиваемых освоением и использованием ресурсов. Модели соучастия на основе корпоративной социальной ответственности и патернализма не в полной мере отвечают условиям и особенностям активов Севера, поскольку не учитывают факторы и обстоятельства устойчивого экологического и социально-экономического развития данного региона. Современный подход к решению проблем развития северных территорий должен базироваться на инструментах и моделях, учитывающих ресурсы и возможности развития местных сообществ, возможный баланс между экономическими, общественными, экологическими и культурными проблемами. Развитие сельских территорий должно опираться на прочную основу развития сообщества, которое связано с повышением знаний и способностей жителей к доступу информации и ресурсам, а также к использованию их в качестве инструментов для разработки стратегии. В этом смысле очень важна роль научного и образовательного сообщества по обучению, поддержке инноваций и расширению доступа к финансовым ресурсам, консультаций по развитию бизнеса, особенно малым и новым предприятиям1.

На основе анализа зарубежного опыта к планированию развития сельских территорий, анализа социально-экономического развития сельских территорий в Республике Коми Сыктывкарским государственным университетом им. П. Сорокина подготовлен и получил финансовую поддержку проект «Местные сообщества как ресурс устойчивого развития сельских территорий Республики Коми». Задумывая этот проект по развитию северных сельских территорий и малых городов, его организаторы и участники исходили из двух реальностей - социальной и экономической, которые, в сущности, представляют единое целое. Не развивается жизнь социума - бизнесу негде процветать, не работает бизнес - социуму не на что развиваться.

Что касается экономики, то вызовы, брошенные условиями глобальных рынков, являются сегодня каждодневной реальностью производителей и потребителей всех без исключения городов и населенных пунктов республики. Доступность рабочих мест, законодательство в сфере малого и среднего предпринимательства, государственная поддержка и сопровождение бизнеса, а с социальной стороны - медицинское обеспечение, доступность образования, досуг для молодежи, обеспечение достойной жизни пожилых людей и т.д. - только некоторые из факторов, которые определяют, процветает тот или иной населенный пункт или тихо угасает.

Менталитет многих жителей Севера, особенно коренных народов, в недалеком прошлом был сформирован (местами даже навязан и насажден) таким образом, что и по сей день многие полагаются исключительно на помощь со стороны правительства, министерств, крупных предприятий, не веря в свои собственные силы. Современная же реальность, если мы хотим, чтобы наша земля процветала, помимо профессиональных знаний, требует активной гражданской позиции, экономической смекалки, новаторской дерзости, железного упорства, безграничного трудолюбия, навыков сотрудничества.

Республика Коми богата людьми, обладающими всеми этими качествами. Грамотно организовав людей, обладающих разными знаниями и компетенциями, вдохновив их, вооружив необходимыми знаниями в области управления проектами, предпринимательства, законодательства, изучив с ними опыт других регионов и стран, возможно создать надежную платформу для устойчивого экономического и социального развития той или иной территории, разра-

1 Князева Г. А. Стратегические подходы к локальному процессу развития для устойчивости северных территорий // Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера. - Сыктывкар, 2020.

ботать стратегии преодоления трудностей, развить социальные и предпринимательские сети сотрудничества на региональном, республиканском и международном уровнях.

На 1 января 2020 г. муниципальное устройство республики представлено 179 муниципальными образованиями, включающими в себя 6 городских округов, 14 муниципальных районов, 14 городских и 145 сельских поселений. Удельный вес сельского населения в общем числе жителей составляет 22%, в сельской местности проживает преимущественно коренное население - коми. Демографические показатели свидетельствуют о том, что процесс урбанизации коренного народа продолжается. Практически все сельские муниципальные образования в настоящее время сталкиваются с одинаковыми проблемами в своем социально-экономическом развитии. Основные проблемы сельскохозяйственной отрасли имеют объективный характер и связаны с природно-климатическими условиями Республики Коми, во многом предопределяющими высокую дотационность сельхозпроизводства. Нарушается традиционный уклад жизни сельского населения, что способствует его миграции в города и поселки, оттоку квалифицированных кадров и молодежи. Сдерживающим фактором социально-экономического развития Республики Коми, а также основным источником угроз для экономической безопасности остаётся неразвитая транспортная инфраструктура. Одной из основных проблем является высокая степень изношенности основных фондов учреждений социальной сферы. В области здравоохранения и образования имеются серьезные проблемы с кадровым обеспечением. Важнейшей проблемой является высокий уровень алкоголизации сельского населения. Показатели заболеваемости алкоголизмом в республике выше средних по России и выше, чем средние показатели по Северу. Связанные с алкоголизмом преступления, несчастные случаи, отравления, травмы ежегодно приводят к преждевременной смерти в основном трудоспособного населения. Современная республиканская система здравоохранения и службы социальной помощи пока недостаточно адекватны сложившейся ситуации.

Основными экологическими проблемами в сельских муниципальных образованиях республики являются деградация земель и недостаточность объемов рекультивации; необеспеченность населения качественной питьевой водой; нерешенность проблем переработки, утилизации отходов производства и потребления и др.

Работа над проектом «Местные сообщества как ресурс устойчивого развития сельских территорий Республики Коми» организована в последовательности, включающей следующие элементы, к которым относятся:

1. SWOT-анализ, включая определение ключевых проблем, ограничений, возможностей и новых тенденций, влияющих на развитие северных сельских районов.

2. Определение существующих ресурсов экономического развития сообщества и потенциала в сельских районах.

3. Организация и проведение воркшопов, социологических опросов, консультаций с сообществом для определения основных проблем и возможностей, инструментов использования потенциала сельских территорий.

4. Проведение образовательных семинаров (тренингов) и мастер-классов по подготовке проектов развития поселений, разработке проектов (бизнес-идей, проектов социального предпринимательства и самозанятости).

5. Изучение передовой практики и международного северного опыта из аналогичных областей с целью предоставления рекомендаций по стратегическим вариантам составления проекта плана развития сельских территорий.

6. Выявление дефицита в ресурсах (экономических, человеческих, организационных) развития сообщества, разработка практически значимых приоритетов для преодоления препятствий и обеспечения развития сельских северных районов.

7. Определение и работа с лидерами - ключевыми игроками/институтами, влияющими на решения, реализующие потенциал и формирующие будущее развития сельских территорий.

8. Описание моделей, которые могут быть использованы для разработки соглашения о многостороннем партнерстве, направленном на преодоление барьеров в сообществе по экономическому развитию северных сельских территорий.

9. Разработка стратегического плана развития сельской территории на принципах устойчивости.

Первым этапом реализации проекта является организация и проведение общественного обсуждения в формате фокус-групп, воркшопов, семинаров, круглых столов. В настоящее время проведен первый этап общественных обсуждений в районном центре с. Усть-Кулом и сельском поселении «Помоздино» МО МР «Усть-Куломский» в форме фокус-группы и интервью с действующими предпринимателями. Сформулированы 2 группы ключевых вопросов сельским жителям:

Характеристики северного образа жизни и определение того, насколько эти характеристики являются важными для планирования экономического развития сельских районов.

«Какие социально-экономические, экологические проблемы являются наиболее значимыми в современной жизни, насколько они будут влиять на будущее северного села?»

Видение экономического развития. Вторая часть - что делать?

«Каково видение будущего глазами сельского жителя - определение потенциала ресурсов местных сообществ, которое могло бы стимулировать и обеспечить экономическое развитие северных сельских поселений?»

Основные выводы по результатам фокус-групп. Северные общины - доступное место для жизни и ведения бизнеса, они становятся привлекательны в условиях «информационного века» и цифровой экономики как с экономической точки зрения, так и с точки зрения качества жизни для компаний, стремящихся переехать из дорогих и перегруженных городов. Северный образ жизни требует большого уважения. Это включает уважение к культуре, образу жизни и ценности северных народов, особое отношение северян к природе и окружающей среде. Конечно, не все респон-

денты считали, что существует «особый» северный образ жизни, и сравнивали некоторые атрибуты на севере с жизнью в средней и южной части России.

Наряду с активами северный образ жизни создает и ряд проблем. Многие из них связаны с проблемами, затрагивающими ресурсные отрасли. Прежде всего отмечается слабое инфраструктурное обеспечение, а в некоторых случаях отсутствие инфраструктуры. Наконец, респонденты выразили большую озабоченность характером изменений в социальной сфере, связанной с ее оптимизацией. Респонденты осознают, что это создает большие риски, но отмечают, что четкое экономическое видение и стратегия могут помочь в использовании возможностей для снижения рисков. В этой связи следует обратить внимание на три ключевых аспекта изменений: численность населения, сокращение оказываемых на селе социальных услуг и отсутствие инфраструктуры для экономического развития. В районе прежде всего отмечается потеря населения из-за миграции молодого сельского населения, что ускоряет старение населения. В результате администрация и службы теперь должны адаптироваться к потребностям жителей пожилого и пенсионного возраста, численность которых растет. Еще одним последствием изменений стало сокращение местных сервисных услуг. В частности, решающее значение имеет доступ к услугам здравоохранения и образования для новой экономической деятельности и адаптации к быстро меняющимся условиям рынка.

Ресурсное богатство района. Существует очевидная необходимость переломить тенденции, которые привели к чистому оттоку экономического богатства. Необходимо создавать больше локальных возможностей для использования уже задействованных и неиспользуемых в настоящее время местных ресурсов.

Видение развития сельского района. Когда мы спросили жителей района об их видении будущего региона, они определили ряд возможностей и проблем, касающихся развития традиционных для района отраслей - лесной отрасли и сельского хозяйства. Много идей было высказано о возможностях повышения эффективности использования земельных и лесных ресурсов, создания новых производств на основе неиспользуемых ранее ресурсов. Респонденты также указали, что общественное обсуждение экономического видения дает импульс к развитию в новом нетрадиционном для района направлении сообществам, местным властям, малому бизнесу.

Предварительные выводы по фокус-группам и интервью с предпринимателями. Очевидно, что жители МО МР «Усть-Куломский» готовы к переменам и действиям. Уже на этом этапе определились лидеры, для которых села являются местом проживания, и они не собираются уезжать в город. Некоторые уже «вкусили» городскую жизнь, село - это их долговременный образ жизни. При обсуждении видения развития села предлагались к реализации бизнес-идеи, которые кто-то пытался осуществить ранее или интересовался возможностью их воплощения, но свой опыт и опыт других останавливал их от претворения их в жизнь. Причины - отсутствие соответствующего образования, не было инновационного подхода к реализации идеи, учитывался в основном опыт использования традиционных технологий. Было признано, что необходимо иметь доступ к соответствующей информации и финансированию для реализации предложенных идей.

Участие сообщества, сотрудничество и вовлеченность рассматривались как основное условие для продвижения идей, высказанных при обсуждении видения развития сельских территорий. Предложено активизировать работу Координационного совета по развитию малого бизнеса в Усть-Куломском районе, готов подключиться к этой работе Совет села Помоздино, в который входят 50 чел. из различных групп населения. Работая вместе, укрепляя доверие и развивая рабочие партнерские отношения, можно решать не только внутренние проблемы села, но и лоббировать интересы в региональных органах власти.

Сельские районы и малые города на Севере требуют инструментов и ресурсов, необходимых для будущего развития общества и экономики. Широко распространено представление о том, что ресурсное богатство северных территорий способствует развитию региона в целом, однако сельские районы и небольшие города получают меньше выгод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.