Научная статья на тему 'Локальные системы в агропромышленном комплексе Республики Коми'

Локальные системы в агропромышленном комплексе Республики Коми Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЛОКАЛЬНЫЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ СИСТЕМЫ / РАЗВИТИЕ / КООПЕРАЦИЯ / TERRITORIAL-BRANCH ORGANIZATION / LOCAL AGRO-INDUSTRIAL SYSTEMS / DEVELOPMENT / COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальцева И. С.

В статье представлена типизация локальных агропромышленных систем, показаны их особенности. Выявлены экзогенные ограничения и внутренние возможности их развития. Предложены механизмы более активного включения агропромышленных систем в бизнес-пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL SYSTEMS IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE KOMI REPUBLIC

The paper presents local agro-industrial systems typification, their characteristics are given. Exogenous limitations and internal opportunities of their development were determined. The mechanisms of enhancing inclusion of agroindustrial systems in the business space were proposed.

Текст научной работы на тему «Локальные системы в агропромышленном комплексе Республики Коми»

УДК 338.436.33:332.132(470.13)

ЛОКАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

И.С. МАЛЬЦЕВА

Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера

Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

maltseva@iespn.komisc.ru

В статье представлена типизация локальных агропромышленных систем, показаны их особенности. Выявлены экзогенные ограничения и внутренние возможности их развития. Предложены механизмы более активного включения агропромышленных систем в бизнес-пространство.

Ключевые слова: территориально-отраслевая организация, локальные агропромышленные системы, развитие, кооперация

I.S. MALTSEVA. LOCAL SYSTEMS IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE KOMI REPUBLIC

The paper presents local agro-industrial systems typification, their characteristics are given. Exogenous limitations and internal opportunities of their development were determined. The mechanisms of enhancing inclusion of agroindustrial systems in the business space were proposed.

Key words: territorial-branch organization, local agro-industrial systems, development, cooperation

Создание условий для устойчивого развития сельских территорий определено одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан. В Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. «сельские территории» определены как территории сельских поселений (одного или нескольких населенных пунктов) и соответствующие межселенные (находящиеся вне границ поселений)территории.

Сельские территории как социально-территориальная подсистема общества выполняют важнейшие общенациональные функции: производственную, демографическую, трудоресурсную, жилищную, пространственно-коммуникационную, социального контроля. Двигателем устойчивого развития сельских территорий является производственная функция [1]. Причем важным условием ее успешной реализации выступает территориальная организация агропромышленного комплекса (АПК), способствующая полноценному выполнению социальных функций развития сельских территорий.

Вопросы территориально-отраслевой структуры регионального АПК в аспекте зональной специализации сельского хозяйства исследовались учеными-аграрниками Г.В. Каневым, В.И. Ивановым, В.В. Терентьевым [2, 3]. Согласно зональной специализации сельскохозяйственного производства, предложенной Г.В. Каневым, выделено четыре зоны с отраслевой направленностью (Крайнего Се-

вера, северная, центральная и южная), сложившейся под воздействием природных и экономических условий. Опираясь на научное зонирование и учитывая транспортные условия реализации сельскохозяйственной продукции, а также процессы сокращения и поляризации аграрного производства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми осуществляет дифференцированную поддержку производителей из республиканского бюджета в рамках учета условий конкретных сельских поселений.

Важным шагом в совершенствовании размещения АПК стали решения о приближении переработки сельхозпродукции и пищевых производств к источникам агросырья для обеспечения устойчивого сбыта местных производителей и удовлетворения потребности населения в продуктах питания. Для этой цели в 2010 г. действующая долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010-2012 годы)» была дополнена подпрограммой «Развитие производств по переработке сельскохозяйственной продукции». Впервые в структуру государственной поддержки включили объекты переработки.

Внимание к развитию сельских территорий усилило актуальность изучения локальных форм территориальной организации агропромышленного производства, которое в республике ранее не проводилось. Данная статья представляет результаты исследования агропромышленных систем, которые встроены в сельские территории и, являясь спе-

циализированными подсистемами, участвуют в реализации их функций. Исследование основывается на методологических аспектах территориально-отраслевого анализа, которые более подробно изложены в работе [4].

Типизация локальных агропромышленных систем

В качестве основного объекта исследования выступают локальные агропромышленные системы (ЛАПС), различимые в бизнес-пространстве совокупности независимых организаций и хозяйств, объединенных производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции на территории конкретной местности (одного или нескольких муниципальных образований) с учетом традиций производства и потребления и максимальной приближенности производителя к конечному потребителю.

ЛАПС Республики Коми являются «мягкими» системами, в которых экономические субъекты АПК объединены гибридными связями. «Гибридные связи» предполагают наличие различных типов связей и отражают взаимодействие субъектов по производству и продвижению сельскохозяйственной продукции к потребителю (сырье - переработка -реализация), привлечению рабочей силы, совместному использованию угодий и т.п.

По пространственному масштабу выделены региональные, муниципальные (районов и городских округов), поселенческие системы. Критериями являются масштаб деятельности, применяемые технологии и степень вовлеченности в рыночные отношения.

Характеристика агропромышленных систем представлена в табл. 1.

Региональные системы имеют диверсифицированный (комплексный) характер. Они представлены крупными и средними организациями сравнительно широкой специализации с высоким уровнем концентрации и комбинирования, выпускающими разнообразный ассортимент продукции. Сельскохозяйственные организации в основном имеют в своем составе перерабатывающие производства и собственную торговую сеть.

Региональные системы характеризуют протяженные связи по сырью и сбыту готовой продукции. Самые дальние связи с поставщиками сель-хозсырья имеет ОАО «Молочный завод “Сыктывкарский”», который закупает цельное молоко у сельхозпроизводителей г. Сыктывкара, Сысольско-го, Корткеросского, Прилузского, Княжпогостского, Сыктывдинского, Усть-Вымского районов. Молочная продукция ОАО «Молочный завод “Сыктывкарский”» продается в г. Сыктывкаре, Сысольском, Сыктывдинском районах. Продукцию ОАО «Зеле-нецкая птицефабрика» покупают жители практически всей Республики Коми и соседних регионов.

Муниципальные системы формируются в городских округах и сельских районах. Среди них выделяются Интинская с базовым предприятием ОАО «Интинская птицефабрика» и Гуляшорская, ядром которой является ОАО «Южное». Данные системы отличаются сельскохозяйственным произ-

Таблица 1

Типы локальных агропромышленных систем

Масштаб деятель- ности Технологии

Современные Традицион- ные/устаревшие

Региональные

Крупные (городских округов вместе с районами) Диверсифицированная товарная структура, производственные, сервисные связи, широкий устойчивый сбыт (Сыктывкарская, Ухтинская) -

Муниципальные (районные)

Крупные (городских округов, районов) Диверсифицированная товарная структура базовых производств, концентрированное производство, широкий сбыт продукции (Интинская) Узкоспециализированная товарная структура базовых производств, концентрированное производство, муниципальный сбыт продукции (Печорская, Воркутин-ская)

Поселенческие

Средние (поселений- центров АПК) Диверсифицированная товарная структура базовых производств, производственные и сервисные связи, широкий сбыт продукции (Гуляшор-ская) Узкоспециализированная товарная структура, производственные связи (по сырью), местный и районный сбыт продукции (Корткеросская)

Малые (удаленных поселений) - Узкоспециализированная товарная структура, производственные связи, местный сбыт

водством с развитой специализацией, высоким уровнем концентрации и комбинирования, технологичной переработкой и собственной торговой сетью. Их продукция реализуется на территории местного и соседних муниципальных образований. Сельскохозяйственное производство здесь диверсифицировано и в первом случае включает скотоводство и оленеводство, а во втором - помимо растениеводства и скотоводства - рыбоводство. В планах обеих организаций стоит развитие туризма, а в Гуляшорской - создание агрогородка.

Региональные и муниципальные системы были сформированы в основном с участием государства, т.е. «сверху». Ряд крупных и средних предприятий, составляющие их ядро, до 2008 г. являлись государственными унитарными предприятиями, а в настоящее время - это дочерние компании холдинга ОАО «Фонд инвестиционных проектов Республики Коми». Крупные республиканские и муниципальные ЛАПС динамично развиваются, хотя и имеют ограничения, связанные с «северно-стью» сельхозпроизводства. Высокие затраты на производство снижают конкурентоспособность их продукции.

Поселенческие системы обладают производственными, кооперативными (по связям) и рыночными признаками, но в меньшей степени и с географическими ограничениями. Они сочетают сельскохозяйственные и несельскохозяйственные

виды деятельности, доля которых в структуре доходов достигает 30-45%, что повышает экономическую устойчивость. Поселенческие системы в производственном ядре имеют мелкие предприятия, использующие традиционные, а часто устаревшие технологии. Эти системы выпускают узкий ассортимент сельскохозяйственной продукции с низкой степенью переработки (низкой добавленной стоимостью) и поставляют продукцию на местный (поселенческий) рынок. Реализация продукции осуществляется по договорам с розничными торговыми организациями небольшими партиями. Через участие в ярмарках, выставках, выездной торговле происходит постепенное вхождение поселенческих ЛАПС в районные рынки и развитие межрайонных связей. Так, продукция Диюрской и Сизябской систем продается на выезде в районном центре с. Иж-ма, туда же попадает и рыбная продукция Усть-Цилемской ЛАПС из соседнего района.

Поселенческие ЛАПС сформировались «снизу», первоначально опираясь на квалифицированные кадры (которые к настоящему времени находятся в предпенсионном возрасте), хорошую материально-техническую базу (сейчас уже сильно изношенную) и на местный рынок сбыта. Кроме того, их формированию способствовала необходимость сохранения рабочих мест и поддержки личных подсобных хозяйств населения. В свою очередь, именно поселенческие системы способствуют вовлечению в рыночные отношения личных подсобных хозяйств населения, особенно в глубинных районах.

Малые поселенческие системы серьезно ограничены в росте объема продукции, что связано с отсутствием квалифицированных кадров, технологической отсталостью производства, неразвитостью производственной и рыночной инфраструктуры, низким платежеспособным спросом. Без поддержки они имеют тенденцию к сокращению масштабов деятельности.

Локальные системы разных типов формируют территориальный каркас АПК и создают реальные условия устойчивого развития как самого комплекса, так и сельских территорий.

Проблемы саморазвития территориальных систем АПК

Саморазвитие территориальных систем АПК северного региона - устойчивая способность в условиях сложившейся неустойчивой и неблагоприятной среды обеспечивать расширенное воспроизводство за счет собственных ресурсных возможностей и доходных источников в интересах обеспечения населения свежей продовольственной продукцией. Саморазвитие локальных систем представляет продуцирование профильной деятельности на основе самоорганизации. Исходя из определения саморазвития ЛАПС на основе самоорганизации, можно выделить агропромышленные системы, имеющие разнонаправленные тенденции и виды развития и саморегуляции. При этом следует отметить, что на данном этапе практически все локальные системы изолированы и несут дополнительные издержки, связанные с низким уровнем развития

производственной, рыночной и социальной инфраструктуры.

Республиканские и муниципальные системы, включающие крупные и средние организации, которые успешно внедряют в производство современные технологии, выпускают достаточно широкий ассортимент продукции, имеют собственную торговую сеть, работают на региональном рынке и конкурируют с предприятиями из других регионов. В целом, они динамично развиваются, хотя и имеют высокие («северные») затраты на производство. Конкурентоспособность их продукции непосредственно зависит от технического перевооружения производства и переработки продукции, а также развития системы продвижения продукции.

Поселенческие системы серьезно ограничены в росте объема и качества продукции низким (и уменьшающимся в связи с бедностью и сокращением численности сельского населения) платежеспособным спросом, дефицитом квалифицированных кадров, технологической отсталостью производства. Техническая отсталость обусловлена моральным и физическим износом оборудования и строений, устаревшими технологиями переработки, позволяющими выпускать лишь узкий ассортимент продукции с низкой добавленной стоимостью. Недоступность в глубинке технического сервиса заставляет дублировать часть оборудования, что тоже ведет к дополнительным затратам.

Отсутствие организованной системы продвижения сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю в Республике Коми определяет существенную долю затрат на транспортировку и сбыт и удорожает местную сельскохозяйственную продукцию и продовольствие. Сельхозпродукция и продовольствие местных производителей лишены возможности выхода за пределы муниципалитета на новые рынки сбыта с более высоким платежеспособным спросом (за исключением участия в ярмарках и выставках). Производители сельхозпродукции соседних областей (в частности, Кировской) имеют собственные оптовые базы в городах республики и реализуют активную маркетинговую стратегию, направленную на завоевание большей доли рынка и вытеснение местных производителей.

Очень остро стоит проблема обеспечения поселенческих систем кадрами. На селе не хватает специалистов с высшим и средним специальным образованием. В качестве положительного примера закрепления квалифицированных кадров на селе может служить предоставление субсидий врачам в сумме 1 млн. руб. и учителям в сумме 500 тыс. руб., приехавшим на работу в сельскую местность. В отличие от них молодые специалисты сельского хозяйства - зоотехники, агрономы, механики -практически не получают «подъемных», а низкий уровень оплаты труда не позволяет им купить или построить собственное жилье, обеспечить достойный образ жизни своей семье.

Возможности саморазвития поселенческих систем слабы, однако включение их в региональный и муниципальный рынок посредством активной

государственной и муниципальной поддержки продвижения продукции, развития интеграции и кооперирования, углубления диверсификации деятельности (в частности, развитие лесохозяйственной деятельности) [5] будут способствовать преодолению негативных тенденций. Положительно влияет на развитие таких систем, как показывает зарубежный опыт, укрепление местного самоуправления и реализация местных проектов саморазвития [6], реализация политики, основанной на «местном развитии» [7].

«Лифты» и сети развития агропромышленных систем

Государственная поддержка. В настоящее время агропромышленные системы встроены в систему государственной поддержки, которая осуществляется по направлениям субсидирования производства и закупок сельхозпродукции, процентных ставок по кредитам. Оказывается содействие в подготовке кадров, проведении работ по сертификации и декларированию соответствия сельскохозяйственной продукции, привлечении сельхозпроизводителей к участию в конкурсах, выставках-ярмарках, расширении сети фирменной торговли.

Политика технологического перевооружения аграрного производства нацелена на предоставление преференций устойчиво работающим сельскохозяйственным организациям, возглавляемым сильными руководителями. В настоящее время на условиях софинансирования с использованием бюджетных средств реализуются проекты строительства новых ферм в Корткеросском, Сысольском и Печорском районах. Техперевооружение и открытие объектов переработки молока намечено в селах Княжпогостского, Корткеросского, Койгородского, Усть-Цилемского, Ижемского и Усть-Куломского районов, мяса - в Усть-Куломском р-не и нескольких пунктах городского округа «Усинск».

Модернизация переработки дикоросов планируется в с. Лойма, с. Спаспоруб (Прилузский р-н). Реализуются проекты переработки овощей в г.Сыктывкаре. Дальнейшая диверсификация деятельности - развитие аквакультуры, туризма, лесохозяйственной деятельности, лесопиления и малой деревообработки (как это уже осуществляется в муниципальных агросистемах) - также будет способствовать укреплению устойчивости территориальной организации АПК.

Данные проекты позволят упрочить производственные ядра локальных систем, организовать производство высококачественной и конкурентоспособной продукции, более активно вовлечь в рыночные отношения личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства (рисунок).

Все большее значение в развитии локальных систем приобретают механизмы государственночастного и муниципально-частного партнерства. ЛАПС принимают активное участие в государственных закупках сельскохозяйственной продукции (табл. 2).

Муниципально-частное партнерство в Республике Коми развивается в направлении принятия и реализации муниципальных программ развития АПК и социального развития села. Результаты взаимодействия ООО «Северный» и ООО «Цилемское» с органами муниципальной власти городского округа «Усинск» и Усть-Цилемского р-на по техническому перевооружению производства подтверждают эффективность такой работы. В Удорском и Кой-городском районах за счет средств муниципальных бюджетов построены и оборудованы торговые павильоны для местных сельхозтоваропроизводителей стоимостью по 1 млн. руб. каждый. Развивается межмуниципальное сотрудничество по поставке сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Модернизация системы сбыта продукции. Для активизации сбыта местной сельхозпродукции, снижения трансакционных издержек местных производителей сельхозпродукции целесообразны создание оптового уровня организации сбыта, а также оптимизация системы розничных продаж. Продвижению продукции на внутрирайонном и межрайонном уровнях будет способствовать формирование муниципальных брендов, например, «Усть-Цилемское молоко», «Ижемское масло». В торгово-сбытовом направлении формируется новая роль муниципальных агропромышленных систем не только как производящих и перерабатывающих продукцию, но и обслуживающих производство образований. Сервисная функция ЛАПС способна активизировать рыночные отношения внутри муниципалитета, создать положительный имидж местной продукции, улучшить организацию производства (например, ликвидировать сезонность производства молока за счет организации искусственного осеменения), особенно в отдаленных системах, стимулировать продвижение инноваций.

Эффективность цепочки поставок (каналов сбыта) является важным условием обеспечения конкурентоспособности местной сельхозпродукции и продовольствия. При этом необходимо выстраивать вертикальные связи между региональными и локальными системами, что инфраструктурно могут обеспечить маркетинго-логистические центры в городах Сыктывкар и Ухта. Задача таких рыночных предприятий - осуществлять координацию складского и транспортного обслуживания, информационного обеспечения, а также их контроль. Создание оптово-розничных (логистических) центров позволит:

- организовать и упорядочить связи организаций сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и инфраструктуры продовольственного рынка;

- оптимизировать состав и структуру каналов сбыта, объемы и направления перевозок товарных партий сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

- осуществлять хранение, дистрибуцию, услуги по упаковке, сортировке товара, информационные, консалтинговые и финансовые услуги;

Доля муниципалитетов в производстве сельхозпродукции, %

□ от 1 до 5

от 5,1 до 10

ш свыше 10,1

Переработка сельхозпродукции Объем переработки

О Малый О Средний (^) Крупный Действующие объекты переработки (3 Молока 0 Мяса Строящиеся объекты переработки

<^| Молока ^ I

Масштаб 1:4000000

Рис. Производство и переработка сельхозпродукции.

Таблица 2

Вклад местных товаропроизводителей в объем поставок по государственным

и муниципальным заказам, %

Продукция | 2009 г. | 2010 г. | Муниципальные образования - лидеры

Молоко и МР: Койгородский, Сыктывдинский, Удорский, Усть-Цилемский,

м°локопродукты , ГО «Печора», ГО «Ухта»

Мясо и 17 8 256 МР: Койгородский, Прилузский, Сысольский, Усть-Куломский, Ижем-

мясопродукты , , ский, Усть-Цилемский, ГО «Усинск

МР - муниципальные районы, ГО - городской округ.

- расширить и развить сетевую систему продвижения сельхозпродукции и продовольствия на муниципальном уровне, снизить транспортные и сбытовые издержки и увеличить прибыль.

Формирование внутрирайонных сетей по продвижению продукции. Основой этого перспективного направления могут стать функционирующие организации системы потребительской кооперации и система ежедневной торговли местной продукцией в самих районных центрах. Создание единых торговых сетей (ЕТС) предусмотрено проектом Совета Центросоюза РФ [8], однако в Республике Коми его реализации препятствуют рассредоточенность кооперативных торговых организаций и их отдаленность от республиканского центра. К примеру, из 35 потребительских обществ Коми потребительского союза только шесть находятся на расстоянии до 200 км от г. Сыктывкара, т.е. соответствуют требованиям включения их в региональную ЕТС [9]. Одновременно в республике развивается система сельскохозяйственной потребительской кооперации, охватывающая 14 изолированных кооперативов в восьми районах [10]. В данной ситуации представляется целесообразным создание полицентричной ЕТС, включающей все кооперативные организации.

Закрепление кадров на селе. Молодые специалисты не едут работать в сельскую местность из-за низкой оплаты труда, также очень остро стоит вопрос с обеспечением жильем (например, чтобы удержать специалистов ООО «Пажга» (Сыктывдин-ский р-н) оплачивает аренду жилья). Целесообразно расширить программу «Жилище» по возмещению из бюджета части затрат на строительство дома для молодых специалистов, а также установить молодым специалистам доплату к заработной плате в первые три года работы за счет бюджетных средств.

Развитие аграрного производства вне локальных систем

Отдельного изучения заслуживают сельские поселения, аграрное производство которых не входит в состав ЛАПС, так как представлено только личными подсобными хозяйствами населения. В случае отдаленности от городов и районных центров, данные деревни и поселки слабо вовлечены в экономические отношения. Местное население не имеет работы, живет за счет пенсий, пособий, подсобного хозяйства, охоты, рыбной ловли, сбора грибов и ягод, либо работает за пределами населенного пункта. Перспектив саморазвития такие населенные пункты практически не имеют. Особо сложное положение там, где связь затрудняют естественные преграды (реки) и отсутствует круглогодичное сообщение с районными центрами.

Вместе с тем, проведение грамотной политики развития малого бизнеса, изыскание возможностей организации уникальных местных производств (на основе участия в муниципальных программах развития, софинансируемых из республиканского бюджета), выпускающих конкурентоспособную продукцию, может дать толчок развитию новых посе-

ленческих агропромышленных систем. Например, развитие переработки грибов и ягод, рыбы и дичи, производство полуфабрикатов национальных блюд. Одновременно следует активно продвигать данную продукцию на рынок. Возможность встроить такие производства в муниципальные проекты развития туризма усилит при совместной реализации их устойчивость и перспективность.

В заключение отметим, что в настоящее время в Республике Коми сформировалась сильно поляризованная совокупность агропромышленных систем в составе развитых региональных систем (городов Сыктывкар и Ухта), где производится свыше половины сельскохозяйственной продукции региона, и изолированных муниципальных (городских и сельских) и поселенческих систем.

Поселенческие агропромышленные системы плохо встроены в республиканский и муниципальные рынки, что существенно ограничивает их устойчивое функционирование. Государственная поддержка, преимущественно через инвестиционные проекты, направлена в большей мере на локальные агросистемы, приближенные к рынкам сбыта, и через субсидирование производства систем, удаленных от рынков.

Удаленные ЛАПС имеют слабые собственные возможности для развития и нуждаются во включении их в рыночные и информационные сети, в частности в кооперативную полицентричную единую торговую сеть республики. Базовыми механизмами укрепления локальных агропромышленных систем являются программы развития малого бизнеса и закрепления квалифицированных кадров на селе, инициация и полноценная реализация местных проектов, направленных на диверсификацию сельского развития.

Статья подготовлена в рамках выполнения проекта «Пространственное измерение постиндустриальной трансформации северного региона» Программы фундаментальных исследований Президиума РАН ««Роль пространства в модернизации России: природный и социально-экономический потенциал».

Литература

1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р. «Собрание законодательства Российской Федерации», 13.12.2010, № 50, ст. 6748.

2. Канев Г.В. Экономические проблемы сельского хозяйства Европейского Севера. М.: Наука, 1985. 141 с.

3. Иванов ВА., Терентьев В.В. Территориальноотраслевая и организационная структура аграрного сектора Республики Коми // Известия Коми научного центра УрО РАН. 2010. № 2. С 107-112.

4. Гибеж АА., Дмитриева Т.Е., Носков ВА. Территориально-отраслевая организация лесопромышленного комплекса Республики Коми //

Известия Коми научного центра УрО РАН. 2011. №3. С.106-111.

5. Семяшкин Г.М. Аграрная политика государства - основа решения социальных проблем села и развития внутреннего рынка // АПК: экономика, управление. 2009. № 6. С. 10-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Flora C, Flora J.L., et al. Rural Economic Development Through Local Self-Development Strategies // Agricultural and Human values -Summer 1991.

7. Mark D, Partridge, M. Rose Olfert and Kamar Ali. Towards a Rural Development Policy: Lessons from the United States and Canada / The Ohio State University - USA, University of Saskatchewan - Canada // Regional Analysis and Policy. 2009. Vol 39(2). P. 109-125.

8. Кузнецов Е. Меры поддержки предусмотрены // Российская кооперация. 2011. № 22 (698). С. 5.

9. Ильина Л.И., Мухаметгалимова Н.Н. Роль потребительской кооперации в развитии производственной и социальной инфраструк-

туры региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета [Электронный ресурс] /Сыктывкарский государственный университет. Электрон. Вестник - Сыктывкар: СыктГУ, 2011. №4.

10. Мальцева И.С. Сельскохозяйственная кооперация как механизм устойчивого развития аграрного производства// Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследова-

тельского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета [Электронный ресурс] / Сыктывкарский государственный университет. Электрон. Вестник - Сыктывкар: СыктГУ, 2012. №1.

Статья поступила в редакцию 26.04.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.