Научная статья на тему 'Трансформация публичной дипломатии Ватикана: новые вызовы и обновление стратегических приоритетов'

Трансформация публичной дипломатии Ватикана: новые вызовы и обновление стратегических приоритетов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публичная дипломатия / Ватикан / Римско-католическая церковь / папа римский / public diplomacy / Vatican / Roman Catholic Church / the Pope

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Павел К. Симонов

В статье рассматриваются основные ориентиры публичной дипломатии Ватикана и их трансформация. Реализуемая в настоящий момент Ватиканом публичная дипломатия берет свое начало в середине 1970-х гг. и является результатом Второго Ватиканского собора. Начиная с этого события Римско-католическая церковь существенно расширила свою активность на международной арене, а также признала необходимость использовать СМИ и прочие инструменты в целях повышения своего влияния. Столкнувшись с изменением социальных норм и национального состава целевой аудитории, Ватикан оказался вынужден отказаться от категоричной и консервативной риторики в пользу более лояльной в отношении своих традиционных «зон ответственности»: семейных ценностей, контроля рождаемости, прав женщин. Вместе с тем последние пятьдесят лет менялось и содержание транслируемых Ватиканом сообщений: фокус внимания Римско-католической церкви постепенно смещался с традиционных семейных ценностей на экологическую повестку и от проблем «богатых» к проблемам «бедных». Обсуждается последовательность в изменении стратегических приоритетов публичной дипломатии Ватикана и его стремление принимать активное участие в решении глобальных проблем посредством адаптации к социальной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of Vatican public diplomacy. New challenges and renewed strategic priorities

The article examines the main guidelines of Vatican’s public diplomacy and their transformation. The Vatican’s current public diplomacy dates back to the mid-1970s and is associated with the Second Vatican Council. Since that event, the Roman Catholic Church has significantly expanded its activity on the international stage and also recognized the need to use the media and other tools to increase its influence. Faced with the changes in social norms and the national composition of the target audience, the Vatican was forced to abandon categorical and conservative rhetoric in favor of something more loyal to its traditional “areas of responsibility”: family values, birth control, women’s rights. At the same time, over the past fifty years, the content of the messages broadcast by the Vatican has also changed. The focus of the Roman Catholic Church has gradually shifted from the traditional family values to the environmental agenda and from the problems of the elites to the problems of the “poor”. The article discusses the consistency in changing the strategic priorities of Vatican’s public diplomacy and its desire to take an active part in addressing the global challenges through adaptation to social reality.

Текст научной работы на тему «Трансформация публичной дипломатии Ватикана: новые вызовы и обновление стратегических приоритетов»

УДК 341.215.11:327.82

DOI: 10.28995/2073-6339-2023-4-143-153

Трансформация публичной дипломатии Ватикана: новые вызовы и обновление стратегических приоритетов

Павел К. Симонов Независимый исследователь, Москва, Россия, dps250184@rambler.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные ориентиры публичной дипломатии Ватикана и их трансформация. Реализуемая в настоящий момент Ватиканом публичная дипломатия берет свое начало в середине 1970-х гг. и является результатом Второго Ватиканского собора. Начиная с этого события Римско-католическая церковь существенно расширила свою активность на международной арене, а также признала необходимость использовать СМИ и прочие инструменты в целях повышения своего влияния. Столкнувшись с изменением социальных норм и национального состава целевой аудитории, Ватикан оказался вынужден отказаться от категоричной и консервативной риторики в пользу более лояльной в отношении своих традиционных «зон ответственности»: семейных ценностей, контроля рождаемости, прав женщин. Вместе с тем последние пятьдесят лет менялось и содержание транслируемых Ватиканом сообщений: фокус внимания Римско-католической церкви постепенно смещался с традиционных семейных ценностей на экологическую повестку и от проблем «богатых» к проблемам «бедных». Обсуждается последовательность в изменении стратегических приоритетов публичной дипломатии Ватикана и его стремление принимать активное участие в решении глобальных проблем посредством адаптации к социальной реальности.

Ключевые слова: публичная дипломатия, Ватикан, Римско-католическая церковь, папа римский

Для цитирования: Симонов П.К. Трансформация публичной дипломатии Ватикана: новые вызовы и обновление стратегических приоритетов // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2023. № 4. С. 143-153. DOI: 10.28995/2073-6339-2023-4-143-153

© Симонов П.К., 2023 ISSN 2073-6339 • Серия «Политология. История. Международные отношения». 2023. № 4

Transformation of Vatican public diplomacy. New challenges and renewed strategic priorities

Pavel K. Simonov Independent researcher, Moscow, Russia, dps250184@rambler.ru

Abstract. The article examines the main guidelines of Vatican's public diplomacy and their transformation. The Vatican's current public diplomacy dates back to the mid-1970s and is associated with the Second Vatican Council. Since that event, the Roman Catholic Church has significantly expanded its activity on the international stage and also recognized the need to use the media and other tools to increase its influence. Faced with the changes in social norms and the national composition of the target audience, the Vatican was forced to abandon categorical and conservative rhetoric in favor of something more loyal to its traditional "areas of responsibility": family values, birth control, women's rights. At the same time, over the past fifty years, the content of the messages broadcast by the Vatican has also changed. The focus of the Roman Catholic Church has gradually shifted from the traditional family values to the environmental agenda and from the problems of the elites to the problems of the "poor". The article discusses the consistency in changing the strategic priorities of Vatican's public diplomacy and its desire to take an active part in addressing the global challenges through adaptation to social reality.

Keywords: public diplomacy, Vatican, Roman Catholic Church, the Pope

For citation: Simonov, P.K. (2023), "Transformation of Vatican public diplomacy. New challenges and renewed strategic priorities", RSUH/RGGU Bulletin. "Political Science. History. International Relations" Series, no. 4, pp. 143-153, DOI: 10.28995/2073-6339-2023-4-143-153

Введение

Являясь самой маленькой страной в мире, Ватикан обладает колоссальным влиянием на международной арене и активно участвует в жизни мирового сообщества благодаря инструментам публичной дипломатии. В первую очередь это обусловлено тремя факторами: Ватикан обладает монополией на управление одной из мировых религиозных конфессий, представляет морально-этические установки более чем 1,1 миллиарда католиков и традиционно - в течение многих сотен лет - играет роль посредника в решении конфликтов на международной арене.

Римско-католическая церковь представляет из себя в значительной мере консервативный институт, чьей главной задачей

является выстраивание отношений между верой и верующими и оказание помощи людям в открытии и переживании католической веры [Morehouse 2021]. Консерватизм в данном случае означает приверженность традиционным христианским ценностям, сохранение и поддержание морально-этического облика общества. Успех в решении этой задачи напрямую влияет на способность РКЦ поддерживать собственную репутацию и обеспечивает как ее моральную легитимность, так и влияние на мировой арене. Однако роль «проводника к Богу» требует от РКЦ находить общий язык с паствой, что стало особенно актуально в свете кардинальных изменений, начавшихся в социуме после окончания Второй мировой войны.

С момента образования единого итальянского государства в 1870 г. римские понтифики почти 100 лет не покидали Ватикан и в своей деятельности ориентировались исключительно на высшую аристократию [Collins 2009], а их установки и риторика претерпевали лишь незначительные изменения. Во многом это было обусловлено тем, что РКЦ ориентировалась на традиционную для себя европейскую аудиторию. Однако на протяжении XX в. аудитория РКЦ интенсивно видоизменялась: если в 1900 г. из 459 млн католиков 392 млн (примерно 85%) проживало в Европе и Северной Америке, то в 2000 г. из 1,1 млрд католиков в Европе и Северной Америке проживало лишь 380 млн (примерно 34%), тогда как оставшиеся 720 млн - в странах мирового Юга1.

Уже в середине века происходящее смещение в сторону «бедного Юга» было очевидным и стало одним из факторов, приведших к коренному пересмотру доктрин РКЦ и роли понтификов как ее представителей. Наиболее показательным отражением этого тезиса являются слова папы Иоанна XXIII: «Я ожидаю от этого немного свежего воздуха... Мы должны стряхнуть имперскую пыль, скопившуюся на престоле святого Петра» [Mursell 2020], сказанные им в рамках Второго Ватиканского собора (11.10.1962 - 8.12.1965). Именно с этих слов и с созыва Второго Ватиканского собора берет начало тренд на трансформацию публичной дипломатии Ватикана.

Традиционный дискурс в рамках публичной дипломатии Ватикана основан на миротворчестве, призывам к справедливости, а также уважении прав человека и достоинства человеческой лич-

1 См.: Allen J.L. Jr. Ten mega-trends shaping the Catholic church // National Catholic Reporter. 22. Dec. 2006. URL: https://www.ncronline.org/ blogs/all-things-catholic/ten-mega-trends-shaping-catholic-church (дата обращения 20 сентября 2023).

ности2. К основным же стратегическим нарративам можно отнести следующие темы: жизнь и достоинство человеческой личности; проповедование традиционных семейных ценностей и важности принимать участие в жизни социума; права и обязанности человека; возможности для бедных; достоинство труда и права работников; солидарность; забота о Божьем творении3.

Несмотря на кажущуюся ограниченность перечисленных «зон ответственности», на деле сфера влияния РКЦ является куда более широкой и включает буквально все сферы социального взаимодействия. По этой причине начавшаяся в 1965 г. трансформация публичной дипломатии носила кардинальный характер и представляла из себя изменение всей системы в целом, а не отдельных ее элементов или приоритетов. Это хорошо видно из результатов Второго Ватиканского собора, по итогам которого был принят ряд документов.

1. Указ о средствах социальной коммуникации (Inter mirifica).

2. Пастырская конституция о Церкви в современном мире (Gaudium et spes).

3. Декларация об отношениях Церкви с нехристианскими религиями (Nostra aetate).

4. Декларация о религиозной свободе (Dignitatis humanae).

5. Указ об апостольстве мирян (Apostolicam actuositatem)4.

Перечисленные решения по своей сути заложили основы качественно иных отношений Ватикана не только с паствой, но и с нехристианскими конфессиями, а также со светскими государствами. Но что еще более важно, эти решения определяли практики, которых предписывалось придерживаться для достижения большей открытости РКЦ и привлечения внимания общественности. К таким практикам следует отнести:

1) использование средств массовой информации - Inter mirifica буквально предписывает использовать прессу, телевидение,

2 См.: Зонова Т.В. Дипломатическая служба Святого престола // Дипломатия иностранных государств: Учеб. пособие / Под ред. Т.В. Зоновой: МГИМО(У) МИД РФ. М.: РОССПЭН, 2004. С. 276-309.

3 Seven themes of Catholic social teaching // U.S. Conference of Catholic Bishops. 2005. URL: https://www.usccb.org/beliefs-and-teachings/what-we-believe/catholic-social-teaching/seven-themes-of-catholic-social-teaching (дата обращения 5 сентября 2023).

4 Hehir B. How Catholic social teaching engages the world situation // Pontifical Academy of the Social Sciences. 2016. URL: https://www.pass. va/en/events/2016/2016_centesimus_annus/hehir.html (дата обращения 20 сентября 2023).

кино и прочие инструменты в целях повышения «присутствия» РКЦ в общественной жизни5;

2) апостольские визиты понтификов - «ключевой инструмент для мобилизации масс, распространения посланий и формирования общественной католической идентичности» [Barbato 2020], который стал особенно актуален ввиду изменения национального состава католиков вследствие существенного расширения географии распространения католицизма;

3) переориентацию на взаимное уважение, диалог и сотрудни-чество6 - Nostra aetate и Dignitatis humanae установили отказ от игнорирования не-католиков или конфронтации с ними: «забыть прошлое и искренне работать ради взаимопонимания и вместе сохранять и развивать на благо всего человечества социальную справедливость и моральное благополучие, а также мир и свободу»7.

Таким образом, диалог стал новым инструментом политики Ватикана, расширив и обогатив реализуемые им традиционно пастырскую и посредническую функции. Благодаря использованию перечисленных инструментов, Ватикан по большому счету перестал быть символом и превратился в публичное лицо католической веры. Также возросла и роль понтификов - они стали узнаваемыми среди широких слоев населения и получили возможность оказывать непосредственное влияние через коммуникацию.

Следует отметить, что начавшаяся после Второго Ватиканского собора трансформация наметила стратегические приоритеты, основные практики и инструментарий публичной дипломатии Ватикана. Однако способы реализации стратегических приоритетов -содержательная сторона публичной дипломатии - впоследствии претерпевали изменения. Это нашло отражение в постепенном изменении риторики РКЦ в отношении ключевых аспектов социальной жизни человека, трансформации ее доктринальных основ и смещении стратегических приоритетов. К наиболее значимым следует отнести ряд содержательных изменений.

5 Там же.

6 См.: Зонова Т. Вечное сияние Святого Престола [Электронный ресурс] // РСМД. 26 фев. 2016 URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vechnoe-siyanie-svyatogo-prestola/ (дата обращения 15 сентября 2023).

7 Nostra aetate. 3. 1965.

Либерализация отношения к институту семьи

Вопросы планирования семьи всегда были одним из «столпов» консерватизма РКЦ. В частности, в 1994 г. это выразилось в саботировании плана действий Международной конференции ООН по народонаселению и развитию 1994 г. в Каире, в котором предлагалось послабление в отношении абортов и контрацепции8. Несмотря на то что отношение к абортам в настоящее время не изменилось (папа Франциск: «аборт никогда не является верным решением: это - убийство, и становиться его соучастником недопустимо»9), сразу после интронизации папа Франциск заявил, что «Католическая церковь должна быть более милосердной к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации и женщинам, которые сделали аборт»10.

Кульминацией стало апостольское обращение Amoris Laetitia, в котором Ватикан смещает приоритет с контроля супружеской жизни на недопустимость принудительного контроля рождаемости со стороны государства: «Да, искренняя совесть супругов, щедро принявших дар передачи жизни, может направить их к решению ограничить число детей по весьма серьезным причинам, но из любви к достоинству совести Церковь всегда всеми своими силами отвергает принудительное вмешательство государства, нацеленное на распространение контрацепции, стерилизации и, тем более, абортов»11. Тем самым Ватикан показывает, что индивидуальный грех больше не является его сферой контроля и возводит в приоритет более глобальную проблему негативного влияния массовой культуры на индивидуальность, стремится противостоять разрушительному (с его точки зрения) влиянию государственной политики на традиционные семейные ценности.

8 См.: Минин С. Польский крестоносец // Независимое военное обозрение. 2008. 15 окт. URL: https://nvo.ng.ru/history/2008-10-15/5_ Voityla.html (дата обращения 15 сентября 2023).

9 Владимиров В. Папа: аборт - это убийство, соучастие в нем недопустимо // Vatican News. 2021. 14 окт. URL: https://www.vaticannews. va/ru/pope/news/2021-10/papa-abort-eto-ubijstvo-souchastie-v-nyom-nedopustimo.html (дата обращения 15 сентября 2023).

10 Папа Римский: Ватикан зациклился на темах аборта и гомосексуализма // РБК. 2013. 20 сент. URL: https://www.rbc.ru/society/20/09/2013/ 57040fd49a794761c0ce1f39 (дата обращения 15 сентября 2023).

11 Amoris Laetitia. 42. 2015.

Внимание к правам женщин

Длительное время Ватикан практически не интересовался ролью и положением женщины в обществе вне контекста семьи и материнства. Теперь же Ватикан обратил на это внимание и официально осудил повсеместную дискриминацию женщин: «Во многих сферах дискриминация происходит только потому, что кто-то является женщиной: дар материнства скорее наказывается, чем поощряется»12. Хотя о рукоположении женщин речь не шла, на Синоде в 2015 г. была озвучена необходимость привлечения женщин, в том числе мирянок, на должности в епархиальных куриях: «Фактором, способствующим общественному признанию роли женщин, является более глубокое понимание их ответственности в Церкви: их участие в принятии решений, их участие в управлении некоторыми учреждениями и их участие в формировании рукоположенных служителей»13.

Внимание к вопросам экологии и защиты окружающей среды

Фокус внимания Ватикана в настоящее время сместился с вопросов семьи на вопросы защиты окружающей среды и глобального повышения качества жизни. Показательным в этом отношении стало изменение цели Папской академии жизни (Pontificia Academia Pro Vita) с «исследований, информирования и выработки позиций по главным проблемам биомедицины и права в отношении поощрения и защиты жизни, напрямую связанных с христианской моралью и канонами католической церкви»14 на «...содействие повышению качества человеческой жизни, объединяющего ее материальную и духовную ценность с целью создания подлинной "человеческой экологии", которая поможет восстановить изначальный баланс творения между человеком и всей Вселенной»15.

12 Relatio finale. 27. 2015.

13 Ibid.

14 Pontifical Academies for Science, Social Sciences, Life. URL: https:// www.vatican.va/roman_curia/pontifical_academies/acdlife/documents/ rc_pa_acdlife_pro_20051996_en.html (дата обращения 15 сентября 2023).

15 Pontifical Council for the Family Profile // The Holy See. URL: https:// www.vatican.va/roman_curia/pontifical_councils/family/documents/rc_pc_ family_pro_20051996_en.html (дата обращения 30 августа 2023).

Позиция Ватикана по вопросам экологии была выражена в энциклике Laudato si', в которой папа призывает «каждого [жителя планеты] защитить природу от разрушения, отказавшись от привычек и образа жизни, которые наносят ущерб окружающей среде»16.

Внимание к технологическому прогрессу и медицине

РКЦ в течение многих десятилетий занимает предостерегающую позицию в отношении технологического развития и достижений науки: «вера и разум не только никогда не могут расходиться друг с другом, но они, скорее, оказывают друг другу взаимную помощь... а вера, в свою очередь, освобождает и защищает разум от ошибок и обогащает его значительными знаниями»17. Позиция папы Франциска I изменилась несущественно: «Неизменным остается принцип, что не все, что технически возможно, приемлемо с точки зрения этики.»18. Вместе с тем интерпретация допустимости вмешательства человека в вопросы жизни и смерти, в частности, в контексте проблемы эвтаназии, изменилась и стала предполагать «моральное право человека отказаться или приостановить терапию, если она не отвечает этическому и гуманитарному критериям, выходя за рамки понимания смертности человека»19.

Такое «невоспрепятствование» во многих случаях равноценно эвтаназии и является наиболее наглядным примером смещения акцента публичной дипломатии с табуирования и осуждения остросоциальных тем на допущение множественности и ситуа-тивности их интерпретаций, общественный диалог и поиск компромисса.

16 Ватикан: международное сообщество обязано защитить океан от человека // Новости ОНН. 2017. 8 июня. URL: https://news.un.org/ru/ audio/2017/06/1318962 (дата обращения 15 августа 2023).

17 Motu Proprio of Pius XI. In multis solaciis. 1936. 28 Oct.

18 Цит. по: Папа римский: наука должна уважать этические нормы // ТАСС. 2017. 18 нояб. URL: https://tass.ru/obschestvo/4740609?ysclid= lo9uavbzgt879567572 (дата обращения 15 августа 2023).

19 СМИ: папа римский считает, что при лечении нельзя злоупотреблять медицинскими технологиями // ТАСС. 2017. 17 нояб. URL: https:// tass.ru/obschestvo/4738261 (дата обращения 15 августа 2023).

Внимание к проблеме бедности населения

Данная тема является традиционной для Ватикана. Однако в первую очередь здесь идет речь об объединении социальной и экологической повестки: вопросы загрязнения окружающей среды в наибольшей степени актуальны для развивающихся стран, потому внимание к вопросам экологии является одним из важных аспектов заботы о бедных через «заботу об общем доме» (именно так переводится название энциклики Laudato si'), проповедование разумного потребления и умеренности, несмотря на то, что внимание к проблеме бедности носит преимущественно декларативный характер. Как отмечает В.Е. Язькова, традиционные интерпретации «бедности» как материальной и духовной скудости обогатились новой, в рамках которой она рассматривается как солидарность с теми, кто стал жертвами несправедливости, терпит нужду или испытывает страдания [Язькова, 2021]. Другими словами, речь идет в первую очередь о богословской категории, и только потом о христианской благотворительности, пастырской стратегии, культурной, социологической или философской идее20. Без учета деятельности аффилированных с РКЦ религиозных орденов, кон-грегаций и благотворительных организаций, которые являются традиционными, об изменении настроения в рамках данного дискурса можно судить по символизму имени папы Франциска I, восходящего к святому Франциску Ассизскому и символизирующему «не только бедность и смирение, но и печальное состояние Церкви, ее готовность к возрождению» [Филиппов 2016].

Таким образом, перечисленные стратегические приоритеты публичной дипломатии Ватикана во многом можно рассматривать как попытку уйти от консерватизма в сторону актуальной социальной повестки. Ватикан адаптируется к изменениям, происходящим в социуме, постепенно видоизменяет свои ключевые доктрины и приоритеты, стараясь в большей степени отвечать запросам общества. Невзирая на то что эти трансформации являются «мягкими» и носят дуальный характер, в настоящий момент, во-первых, можно говорить о росте дипломатических амбиций Ватикана, его стремлении к участию в решении глобальных проблем современного общества, во-вторых, можно зафиксировать тренд на признание Ватиканом трансформации социальной реальности, что выражается в послаблениях в отношении актуальных проблем института семьи и свободы личности.

20 См.: Tarrech A.P. La Chiesa e i poveri // II cristianesimo al tempo di Papa Francesco. Bari: Laterza, 2022. Р. 302, 305.

Литература

Филиппов 2016 - Филиппов Б.А. Папа Франциск, II Ватиканский собор и новая модель Католической Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2016. № 1 (68). С. 102-119. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/papa-frantsisk-ii-vatikanskiy-sobor-i-novaya-model-katolicheskoy-tserkvi (дата обращения 21 августа 2023).

Язькова 2021 - Язькова В.Е. Католическая церковь в Италии перед вызовами современности: эволюция подходов и интерпретаций. М.: Ин-т Европы РАН, 2021. 182 с.

Barbato 2020 - Barbato M.P. Geopolitics of papal traveling: (Re)constructing a Catholic landscape in Europe // Religions. 2020. Vol. 11. No. 10. P. 525-543.

Collins 2009 - Collins R. Keepers of the keys of heaven. A history of the papacy. N.Y.: Basic Books, 2009. 576 p.

Morehouse 2021 - Morehouse J. Examining devotional campaigns and stakeholder-centric relationships in public relations materials. A case study // Journal of Public Relations Research. 2021. Vol. 33. No. 4. P. 209-230.

Mursell 2020 - Christian spirituality / Ed. by G. Mursell. N.Y.: Lion Hudson, 2020. 488 p.

References

Barbato, M.P. (2020), "Geopolitics of papal traveling: (Re)constructing a Catholic landscape in Europe", Religions, vol. 11, no. 10, pp. 525-543.

Collins, R. (2009), Keepers of the keys of heaven. A history of the papacy, Basic Books, New York, USA.

Filippov, B.A. (2016), "Pope Francis, the Second Vatican Council and the new model of the Catholic Church", St. Tikhon's University Review. Series 2: History. The history of the Russian Orthodox Church., vol. 68, no. 1, available at: https://cyberleninka. ru/article/n/papa-frantsisk-ii-vatikanskiy-sobor-i-novaya-model-katolicheskoy-tserkvi (Accessed 21 Aug. 2023).

Morehouse, J. (2021), "Examining devotional campaigns and stakeholder-centric relationships in public relations materials. A case study", Journal of Public Relations Research, vol. 33, no. 4, pp. 209-230.

Mursell, G., ed. (2020), Christian spirituality, Lion Hudson, New York, USA.

Yazkova, V.E. (2021), Katolicheskaya tserkov' v Italii pered vyzovami sovremennosti: evolyutsiyapodkhodov i interpretatsii [Catholic church and challenges of modernity in Italy: evolution of approaches and interpretations], The Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.

Информация об авторе

Павел К. Симонов, независимый исследователь, Москва, Россия; dps250184@rambler.ru

Information about the author

Pavel K. Simonov, independent researcher, Moscow, Russia; dps250184@ rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.