Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ НУЖД ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ НУЖД ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РОБОТИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КАДРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ергунова Ольга Титовна, Лебедев Александр Владимирович, Рахмеева Ирина Игоревна

В статье рассмотрены особенности трансформации существующих профессиональных навыков и трудовых компетенций в условиях цифровизации отраслей экономики. Целью статьи является уточнение содержания концепта цифровых компетенций, определение наиболее распространенных и потенциально востребованных цифровых технологий. На основе системно-структурного анализа и регрессионно-корреляционного анализа выявлены основные тренды смещения традиционных трудовых компетенций в сторону цифровых компетенций. Трудовые функции замещаются бионической моделью управления на основе совмещения цифровых технологий и алгоритмов с исключительно человеческими способностями к творчеству, рефлексии, эмпатии. Исследование имеет прикладное значение для адаптации образовательных программ и подготовки кадров для цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES FOR THE NEEDS OF THE DIGITAL ECONOMY

The article deals with the main problems of the transformation of existing professional skills and labor competencies in the context of the digitalization of economic sectors. The purpose of the article is to clarify the content of the concept of digital competencies, to identify the most common and potentially demanded digital technologies. Based on the systemic structural and regression-correlation analysis, the main trends in the shift of traditional labor competencies towards digital competencies have been identified. Labor functions are replaced by a bionic management model based on combining digital technologies and algorithms with exclusively human abilities for creativity, reflection, empathy. The study is of practical importance for the adaptation of educational programs and training for the digital economy.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ НУЖД ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ НУЖД ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

TRANSFORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES FOR THE NEEDS OF THE DIGITAL ECONOMY

DOI: 10.38197/2072 -2060- 2021- 230-4-502 -507 ЕРГУНОВА Ольга Титовна

Заведующая кафедрой туристического бизнеса и гостеприимства Уральского государственного экономического университета, к.э.н.

Olga T. ERGUNOVA

Head ofthe Department of Tourism Business and Hospitality ofthe Ural State Economic University, Candidate of Economic Sciences

ЛЕБЕДЕВ Александр Владимирович

Доцент кафедры туристического бизнеса и гостеприимства Уральского государственного экономического университета, к.э.н.

Alexander V. LEBEDEV

Associate Professor ofthe Department of Tourism Business and Hospitality ofthe Ural State Economic University, Candidate of Economic Sciences

РАХМЕЕВА Ирина Игоревна

Доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления Уральского государственного экономического университета, к.э.н.

Irina I. RAKHMEEVA

Associate Professor of the Department of Regional, Municipal Economics and Management of the Ural State Economic University, Candidate of Economic Sciences

В статье рассмотрены особенности трансформации существующих профессиональ -ных навыков и трудовых компетенций в условиях цифровизации отраслей эконо -мики. Целью статьи является уточнение содержания концепта цифровых компетен -ций, определение наиболее распространенных и потенциально востребованных

Аннотация

цифровых технологий. На основе системно - структурного анализа и регрессионно - корреляционного анализа выявлены основные тренды смещения традиционных трудовых компетенций в сторону цифровых компетенций. Трудовые функции замещаются бионической моделью управления на основе совмещения цифровых технологий и алгоритмов с исключительно человеческими способностями к творчеству, рефлексии, эмпатии. Исследование имеет прикладное значение для адаптации образовательных программ и подготовки кадров для цифровой экономики.

Abstract The article deals with the main problems of the transformation of existing professional

skills and labor competencies in the context of the digitalization of economic sectors. The purpose of the article is to clarify the content of the concept of digital competencies, to identify the most common and potentially demanded digital technologies. Based on the systemic structural and regression - correlation analysis, the main trends in the shift of traditional labor competencies towards digital competencies have been identified. Labor functions are replaced by a bionic management model based on combining digital technologies and algorithms with exclusively human abilities for creativity, reflection, empathy. The study is of practical importance for the adaptation of educational programs and training for the digital economy.

Ключевые слова Цифровая экономика, промышленная революция, цифровые компетенции, роботизация, образование, кадры.

Keywords Digital economy, industrial revolution, digital competencies, robotization, education,

personnel.

Цифровая революция и четвертая индустриальная революция коренным образом трансформируют производственные процессы в традиционных отраслях экономики, при этом основными трендами данных процессов выступают информатизация, в т.ч. переход с бумажного на электронный документооборот, автоматизация стандартизированных функций автоматически цифровыми средствами, а также роботизация 2019 [2]. Американские ученые определяют цифровые компетенции как описание поведения персонала в цифровой среде [6]. В соответствии с европейским подходом цифровые компетенции рассматриваются как способность работника решать задачи, предъявляемыми цифровой экономикой [9]. В российской практике [1, 7, 8] наблюдается интеграция рассмотренных подходов в связи с усилением значимости оценки компетенций персонала.

В настоящем исследовании применен системно - структурный анализ для выявления ключевых тенденций, связанных с переходом к цифровой экономике с учетом концепций циклического развития экономики [5], технологических укладов [3]. Динамика отдельных характеристик установлена с помощью регрессионно -корреляционного анализа. При этом авторы определяют цифровую компетентность как результат сложной интеграции способностей, навыков и знаний, способствующей накоплению опыта, реализации профессиональных навыков и трудовых компетенций в условиях цифровой среды. Авторами понятие «цифровая компетентность» рассматривается как сумма профессиональных знаний и умений,

базирующихся на непрерывном овладении цифровыми технологиями в разных сферах жизнедеятельности путем частичного замещения новыми профессиями или полным замещением с ликвидацией старых. В цифровой экономике можно выделить подход трансформационных колебаний, где помимо процесса автоматизации добавляются еще направления hi - tech и формирования бионической модели: такие какWeb2.0, облачные технологии (Cloud), мобильные технологии (Mobile), ERP, BRM, CRM системы, большие данные (big data), аналитика, визуализация, блокчейн (Blockchain), интернет вещей (IoT), машинное обучение (Machine learning), Artificial intellect, Robotization (искусственный интеллект, роботизация).

Таблица. Анализ индекса цифровых трансформаций в мире

Направление техно-логии

Период

о о

<4

т

а

из

Прог ноз-ный 2030 г.

Показатель

2000 г.

и

о р

п

Z

е

а р

£

2010 г.

и

о р

п

Z

е

а р

£

Прогнозный 2030 г.

и

о р

п

Z

е

а р

£

Прирост, отклонение изменений темпа роста и структуры

2010 г. (до базиса)

с

о р

п м

е

а р

ур

2030 г. (после ба зиса)

с

о р

п м

е

а р

ур

Облачные 82 12 58 98 14,63 66,7 70,73 55,2 119,51 28,8 -29,27 22,5 19,51 -3,8

технологии, %

Большие данные, блокчейн, % 77 6 40 94 7,79 33,3 51,95 38,1 122,08 27,6 -48,05 7,5 22,08 -3,1

Интернет вещей, % 77 0 7 98 0,00 0,0 9,09 6,7 127,27 28,8 -90,91 -24 27,27 -1,8

Искусственный интеллект, роботизация, % 15 0 0 50 0,00 0,0 0,00 0,0 333,33 14,7 0 -6 233,33 8,7

Итого 251 18 105 340 - 100 - 1 - 1 -168,23 0 302,19 0

Необходимо также отметить, что динамизм скорости преобразований будет увеличиваться по мере развития данных направлений, их активного внедрения в процессы жизнедеятельности человека и цифровой технологической диффузией всех направлений с целью создания новых синергетических эффектов. Таблица содержит анализ динамики темпа роста и структуры технологий на основе данных Мирового

экономического форума (WEF, 2018) относительно базисного года (2020). Анализ подтверждает нашу гипотезу об ускорении технологий в условиях формирования ядра шестого технологического уклада.

Полученные данные свидетельствуют, что в мире наблюдается увеличение циф -ровой технологической диффузии почти в 1,7 раза, при этом рост за последующее десятилетие составляет 3 раза. Функциональное ядро технологического шестого уклада будет более стабильным и влиятельным там, где интенсивнее будет развиваться искусственный интеллект, нейронные сети искусственного сознания, роботизация. По данным Международной федерации робототехники [4] на рис. 1 представ -лена информация относительно динамики и объема рынка робототехники в мире.

Рисунок 1.

Динамика установленных промышленных роботов в мире за период 20092020 гг.,тыс. ед.

Проведенный общий регрессионно -корреляционный анализ определил регрессионную зависимость и тесноту корреляционной связи квадрат 0,96804) в линейной модели:

Yi = -83959,3 + 41,81319Х, (1)

где Yi - целевой показатель функции, соответствующий количеству промышленных роботов;

X - период прогнозной оценки состояния в исследовании.

Рис. 2 наглядно отражает прогноз динамики и объема рынка робототехники в мире.

Рисунок 2.

Прогноз динамики и объема рынка робо тотехники в мире,тыс. ед.

.■.■н||И1

1П1IIII И I

о

Формула 1 очень обобщенно, с высокой долей вероятности на погрешность отклонений, позволила прийти к следующему выводу. Общая динамика наращивания количества промышленных роботов при существующем темпе роста цифровых технологий к 2025 году даст в мире 712,4 тыс. единиц, а к 2030 году - 921,5 тыс. единиц. Понимаем, что для более глубокого и объективного прогноза необходимо увеличить выборку факторов, влияющих на производство роботов. Но при этом нужно отметить, что общий возрастающий тренд очевиден.

Цифровая технологическая революция приведет к еще большему расслоению людей на основе знаний и доступа к информации. Традиционные способы снижения социального неравенства (Akhmadullin, Safina, Fatkhullina, 2020) не будут работать в цифровом мире. Вместе с тем российские образовательные программы различных уровней по - прежнему ориентированы на освоение традиционных компетенций без включения элементов работы с цифровыми технологиями в программы подготовки, следовательно, можно сделать вывод, что только адаптация образовательных программ под нужды цифровой экономики способна подготовить кадры, обладающие новыми компетенциями в условиях новой индустриализации.

Библиографический список

1. Дадалко В.А., Соловкина Е.Д. Компетенции для цифровой экономики и трансформация образовательной системы в условиях VI экономического уклада // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т. 14, № 5. - С. 913-926.

2. American public relations and marketing consultancy firm Edelman // https://www.edelman.com/ sites/g/files/aatuss191/files/2021-03/2021%o20Edelman%>20Trus%20Barometer. pdf (дата обращения 02.05.2021).

3. Глазьев, С. Ю. (2009). Мировой экономический кризис как процесс изменения технологических укладов. Вопросы экономики, 3, с. 26-38. DOI: 10.32609 / 0042-8736-2009-3-26-38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Международная федерация робототехники. (2019). Презентация IFR World Robotics. https://ifr.org/ downloads/press2018/IFR World Robotics Presentation. pdf (дата обращения 22.04.2021).

5. Меньшиков С.М., Клименко Л.А. Длинные волны в экономике. Когда общество меняет кожу. М.: Международные отношения. 1989, с. 43.

6. Carretero S., Vuorikari R., Punie Y. The Digital Competence Framework for Citizens: with eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017.22 (44) p.

7. Цифровая грамотность для экономики будущего /Баймуратова Л.Р., Долгова О.А., Имаева Г.Р. и др.; Аналитический центр НАФИ. - М.: Издательство НАФИ, 2018. 86 с.

8. Полицинская Е., Лизунков В., Ергунова О. (2019). Организация студенческой деятельности на основе проектов по индивидуальным учебным маршрутам. Международный журнал новейших технологий в обучении, 14 (11), с. 186-193.

9. Шваб, К. (2017). Четвертая промышленная революция. Нью-Йорк: Корона Бизнес. 192 с.

References

1. Dadalko V.A., Solovkina E.D. Competencies for the digital economy and the transformation of the educational system in the context of the VI economic order // National interests: priorities and security. - 2018. - T. 14, No. 5. - P. 913-926.

2. American public relations and marketing consultancy firm Edelman // https://www.edelman.com/sites/g/ files/aatuss191/files/2021-03/2021%20Edelman%20Trust%20Barometer. pdf (accessed 02.05.2021).

3. Glazyev, S. Yu. (2009). The world economic crisis as a process of changing technological structures. Economics, 3, p. 26-38. DOI: 10.32609 / 0042-8736-2009-3-26-38.

4. International Federation of Robotics. (2019). IFR World Robotics presentation. https://ifr.org/downloads/ press2018/IFR World Robotics Presentation. pdf (date accessed 04/22/2021).

5. Menshikov SM, Klimenko LA Long waves in the economy. When society changes its skin. M.: International relations. 1989, p. 43.

6. Carretero S., Vuorikari R., Punie Y. The Digital Competence Framework for Citizens: with eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017.22 (44) p.

7. Digital literacy for the economy of the future / Baymuratova L.R., Dolgova O.A., Imaeva G.R. and others; Analytical Center NAFI. - Moscow: NAFI Publishing House, 2018. 86 p.

8. Politsinskaya E., Lizunkov V, Ergunova O. (2019). Organization of student activities based on projects for individual study routes. International Journal of Emerging Technologies in Teaching, 14 (11), р. 186-193.

9. Schwab, K. (2017). The fourth industrial revolution. New York: Crown Business. 192 s.

Контактная информация / Contact information

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45. Ural State University of Economics 620144, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoi Voli Str., 62/45.

Ергунова Ольга Титовна / Olga T. Ergunova Ergunova - [email protected]

Лебедев Александр Владимирович / Alexander V. Lebedev [email protected]

Рахмеева Ирина Игоревна / Irina I. Rakhmeeva [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.