Научная статья на тему 'Трансформация природного мотива как метод формообразования орнамента пухового платка Оренбуржья'

Трансформация природного мотива как метод формообразования орнамента пухового платка Оренбуржья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансформация / формообразование / орнамент / мотив / прием / метод / transformation / shaping / ornament / motif / technique / method

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алла А. Васильченко

В статье рассматриваются природный мотив как художественная основа орнаментальной композиции и его трансформация как метод формообразования элементов орнамента оренбургского пухового платка. Анализируются основные направления трансформации природного мотива, принятые в формотворчестве пуховязания: семантическая концепция формы; стилизация и геометризация формы, эксперименты с материалом (козьим пухом). Уточняется, что трансформация природного мотива в соответствии с художественно-технологическими основами традиции пуховязания является условием ее развития; включение в орнамент элементов, созданных по иным принципам формообразования, ведет к деформации образно-технологической системы промысла. Проанализирован процесс трансформации визуально-смыслового образа природного мотива в декоративно-орнаментальное изображение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of the natural motif as a method of shaping the ornament of the down shawl of the Orenburg region

The article considers the natural motif as the artistic basis of the ornamental composition and its transformation as a method of shaping the elements of the ornament of the Orenburg down shawl. It analyzes the main directions of transformation of the natural motif adopted in the form-making of down knitting: the semantic concept of form; stylization and geometrization of form, experiments with material (goat down). It is clarified that the transformation of the natural motif in accordance with the artistic and technological foundations of the down knitting tradition is a condition for its development; the inclusion in the ornament of elements created according to other shaping principles leads to deformation of the figurative and technological system of the handicraft. The process of transformation of the visual and semantic image of a natural motif into a decorative and ornamental image is analyzed.

Текст научной работы на тему «Трансформация природного мотива как метод формообразования орнамента пухового платка Оренбуржья»

Искусствоведение

УДК 746

Б01: 10.28995/2073-6401-2023-3-119-134

Трансформация природного мотива как метод формообразования орнамента пухового платка Оренбуржья

Алла А. Васильченко Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия, vasilchenko.alla@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются природный мотив как художественная основа орнаментальной композиции и его трансформация как метод формообразования элементов орнамента оренбургского пухового платка. Анализируются основные направления трансформации природного мотива, принятые в формотворчестве пуховязания: семантическая концепция формы; стилизация и геометризация формы, эксперименты с материалом (козьим пухом). Уточняется, что трансформация природного мотива в соответствии с художественно-технологическими основами традиции пуховязания является условием ее развития; включение в орнамент элементов, созданных по иным принципам формообразования, ведет к деформации образно-технологической системы промысла. Проанализирован процесс трансформации визуально-смыслового образа природного мотива в декоративно-орнаментальное изображение.

Ключевые слова: трансформация, формообразование, орнамент, мотив, прием, метод

Для цитирования: Васильченко А.А. Трансформация природного мотива как метод формообразования орнамента пухового платка Оренбуржья // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023. № 3. С. 119-134. БОТ: 10.28995/2073-6401-2023-3-119-134

© Васильченко А.А., 2023 ISSN 2073-6401 • Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023. № 3

Transformation of the natural motif as a method of shaping the ornament of the down shawl of the Orenburg region

Alla A. Vasilchenko Orenburg State University, Orenburg, Russia, vasilchenko.alla@mail.ru

Abstract. The article considers the natural motif as the artistic basis of the ornamental composition and its transformation as a method of shaping the elements of the ornament of the Orenburg down shawl. It analyzes the main directions of transformation of the natural motif adopted in the form-making of down knitting: the semantic concept of form; stylization and geometrization of form, experiments with material (goat down). It is clarified that the transformation of the natural motif in accordance with the artistic and technological foundations of the down knitting tradition is a condition for its development; the inclusion in the ornament of elements created according to other shaping principles leads to deformation of the figurative and technological system of the handicraft. The process of transformation of the visual and semantic image of a natural motif into a decorative and ornamental image is analyzed.

Keywords: transformation, shaping, ornament, motif, technique, method

For citation: Vasilchenko, A.A. (2023), "Transformation of the natural motif as a method of shaping the ornament of the down shawl of the Orenburg region", RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 3, pp. 119-134, DOI: 10.28995/2073-6401-2023-3-119-134

Проблемы формообразования, сохранения и развития традиций народного искусства и художественного ремесла приобретают в настоящее время особую актуальность. Одна из них - творческий подход к традиционному художественному наследию, глубокое осмысление его природы и поиск новых художественно-технологических средств и методик для его развития.

Вопросы трансформации природного мотива как метода формообразования в орнаментальных декоративных формах народного искусства и художественного ремесла, в том числе в традиционном пуховязании Оренбуржья, в современной искусствоведческой практике не в полной мере освещены и проанализированы. Эти проблемы в том или ином аспекте рассматривались в трудах видных исследователей народного искусства и художественного ремесла -Т.Л. Астраханцевой, Л.И. Беслеевой, И.Я. Богуславской, И.В. Бушу-хиной, Г. Вагнера, Ю.Я. Герчука, Г.С. Масловой, М.А. Некрасовой,

М.С. Якушевой и других. В их исследованиях рассматривается орнамент как ценностное, общенациональное и основополагающее явление, однако в целом недостаточно обобщающего анализа процесса трансформации природного мотива как средства формообразования орнамента в различных видах народного творчества и художественного ремесла.

Как считает исследователь дизайна В.Ю. Медведев, прикладное искусство (все его виды), дизайн, народные художественные промыслы относятся к группе архитектонических искусств, «находящейся на пересечении сферы сугубо утилитарного, технико-конструктивного предметного творчества и сферы художественного творчества»1. В трудах отечественных ученых можно проследить развитие этого направления - исследование связей художественных проблем дизайна и народного искусства. Проблема метафоричности в дизайне рассматривалась в работах А.А. Грашина, Е.В. Жердева, Ю.В. Назарова. Связь проблем дизайна и народной игрушки выявлялась в статьях А.И. Новикова. Тема эксперимента в дизайне исследовалась А.Н. Лаврентьевым, Т.Ю. Федоровой.

Так, А.Н. Лаврентьев, перечисляя в своих работах актуальные направления экспериметального дизайна, выделяет структурно-геометрическое формообразование, уточняя, что оно «...имеет богатые традиции в народном искусстве: в плетении изделий и тканей, в составлении рисунков орнамента» [Лаврентьев 1997, с. 10].

Таким образом, опираясь на выводы известных исследователей, можно предположить, что специфика художественной природы орнамента пухового платка как изделия народного промысла и художественного ремесла приближает принципы его формообразования к сфере дизайна.

Процесс формирования элементов орнамента платка можно рассматривать как сложный метод формообразования в рамках экспериментального дизайна. Обобщая обширный перечень методов формотворчества, исследуемых в работах отечественных ученых, можно остановиться на некоторых направлениях экспериментального дизайна, предложенных в диссертационном исследовании Т.Ю. Федоровой2, которые наиболее соответствуют

1 Медведев ВЮ. АРТ-дизайн в мире дизайна. URL: http://www.design-union.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=345:artdesign-in-desihworld&catid=413:theory&Itemid=59 (дата обращения 29 октября 2022).

2 Федорова Т.Ю. Экспериментальное формообразование в дизайне: Ав-тореф. дис. ... канд. искусств. М., 2011. 24 с. URL https://cheloveknauka.com/ eksperimentalnoe-formoobrazovanie-v-dizayne (дата обращения 29 октября 2022).

процессу трансформации природного мотива в орнаменте платка. К ним относятся:

- обращение к природным мотивам;

- семантические концепции формы;

- стилизация как метод формообразования;

- геометризация формы;

- формообразование на основе экспериментов с материалами.

Выстроенные в логической последовательности, эти направления отражают алгоритм процесса трансформации природного мотива - от обращения к природному мотиву и его семантической значимости до превращения их в декоративный орнаментальный образ пухового платка.

1. Формообразование на основе природных форм. «Природа создала многообразие форм, причудливых и фантастически интересных, каждая форма имеет свой неповторимый образ, динамику роста» [Якушева 2009, с. 25]. Окружающая человека среда - звери, птицы, растения - дает нам реальные образы предметного мира, ставшие прообразом многих, наиболее распространенных элементов орнаментальных композиций.

Одна из особенностей орнаментального искусства (...) состоит в его способности подчинять натурный мотив во всей его будничной конкретности идеальному, возвышающему порядку [Герчук 2013, с. 121].

Природный мотив - это художественная основа орнаментальной композиции вязаного пухового платка Оренбуржья, ассоциативно отражающая восприятие человеком окружающей среды. В процессе обращения к природным формам анализируются и принимаются во внимание их физические и художественные свойства: легкость, прозрачность; асимметрия в симметрии; конструктивность и структурность, специфические особенности визуальной формы и т. д. Это позволяет разнообразить приемы формирования декоративных орнаментальных форм, которые отражают действительность в особой, специфической форме и определяют содержательность орнамента платка и только ему присущие свойства (рис. 1).

2. Семантические концепции формы.

Предполагается, что любая форма отражает некий смысл и наоборот - любое слово может приобрести форму. Как смысл слова отражается в форме - это и выражение данного метода формообразования3.

3Там же.

Природный

Прием «Кошачья лапка»

Природный мотив

Природный мотив

Природный

Прием

мотив «Мышиный следок»

ШШШ

ШфШ

Технологический прием «Соты»

I» »»•»••i.i.n

Технологический прием «Рыбки»

Рис. 1. Природные мотивы и основные технологические приемы традиционного орнамента оренбургского платка

Семантическая наполненность - это специфическая особенность традиционного орнамента оренбургского платка. Трансформации природного мотива в пуховязании способствует передача в орнаменте его узнаваемой визуальной формы не как копирование натуры, а как ассоциативный способ выражения и поэтическое восприятие человеком окружающей его действительности. Трансформированные в первичные элементы орнамента природные формы отчетливо угадываются в технологических приемах вязания с традиционными названиями - «кошачья лапка», «мышиный след», «рыбки», «косорядки», «бисерные цепочки», «горох», соты и др. (рис. 1, 2). Каждый из них обладает своим образно-выразительным языком, своеобразным колоритом названий [Васильченко 2013] и специфической изобразительно-содержательной формой. При этом семантическая характеристика первообразов ажурных мотивов орнамента платка проявляется тогда, когда они проникают в сознание и при этом наполняются материалом сознательного опыта в соответствии с базовым определением архетипа в любом справочном издании.

Характерная особенность любой орнаментальной композиции - зависимость от материально-технологического способа образования орнамента и его связи с вещью.

Оренбургский пуховый платок - пример гармоничного художественно-технологического, функционального единства вещи. Важнейшее свойство природы орнамента оренбургского ажурного платка, принципиально отличающее его от других видов орнамента, - формирование в процессе вязания, «укоренение» в ажурной структуре платка. То-есть, как утверждает Ю.Я. Герчук,

...узор, вытканный /вывязанный совсем не то же самое, что печатный, его укорененность в структуре ткани придает ему совсем другое звучание, чем у свободного от этой основы, извне наложенного набивного рисунка [Герчук 2013, с. 178].

Именно «укорененность» орнамента в вязаном полотне и традиционные технологические приемы вязания стали одним из факторов формирования орнаментального образа пухового платка.

Образная основа любого орнамента - мотив и ритм. Мотив и ритмическое повторение технологических приемов вязания - это особый структурно-технологический способ образования орнаментальной композиции. «Укорененные» в структуре ажурного полотна природный мотив и его визуальная форма - технологический прием платочного вязания - создают орнаментальный образ пухового платка Оренбуржья.

Визуальную форму природных мотивов, неразрывную связь конструкции и структуры орнамента и вещи - вязаного платка - в решающей степени определяет технология платочного вязания на спицах, называемая в народе «платочным», «рябым» вязанием, или «двухизнаночной гладью», которая создает ажурную структуру. Технологическая основа платочного вязания - только лицевые петли и накиды. Преобладание в нем петель-накидов формирует ажурную, «дырчатую» структуру вязаного полотна и структурно-технологические связи элементов орнамента. Натурные мотивы ажурного платка трансформируются при этом в технологические приемы вязания путем вывязывания накида в сочетании с провязанными лицевыми петлями. Вариативность их соединений дает возможность образовать элементарные узнаваемые фигуры - в виде привычных традиционных приемов оренбургского пуховяза-ния, а также сложные орнаментальные композиции.

«Петли можно сравнить с буквами из алфавита вязальщицы, -пишет известная оренбургская пуховязальщица, член СХ России О.А. Федорова. - Как из них складываются слова, так и разные виды петель позволяют создавать узоры и выразить то, что рождено воображением» [Федорова 2010, с. 42]. Петли как структурная основа платочного полотна вывязываются в порядке, заданном определенной художественной идеей. Вывязывание накидов рядом, одного за другим, формирует горизонтальную линию орнамента, или цепочку; петли-накиды, расположенные строго один над другим, образуют вертикальную линию; если они смещаются по диагонали вправо или влево, образуется наклонная линия (рис. 1).

3. Стилизация природного мотива. Возможности техники платочного вязания достаточно обширны - в ней можно отразить любой натурный мотив и технологически воспроизвести любую визуально-пластическую форму на условном, символическом языке путем стилизации как метода формообразования. Особенности и технологическая обусловленность стилизации в орнаменте традиционного оренбургского платка выражаются в стилистическом единстве, целостности его композиционного, образно-пластического строя, традиционном постоянстве технологических приемов, особых свойствах материала (пряжи из пуха оренбургской козы).

Трансформация природного мотива методом стилизации дает возможность создавать не только новые изобразительные формы, но и новый орнаментальный образ в целом путем усиления плоскостного и ритмического значения формы. Особый характер трансформации природного мотива в пуховязании проявляется иногда в авторской стилизации. Она выражается в авторском видении, художественной переработке явлений и объектов окружающей

действительности, отражаемых в особых технологических приемах с элементами новизны.

Так, приемы вязания, разработанные в свое время мастерицами - О.А. Федоровой, А.Ф. Блиновой и другими известными пуховницами, стали их творческим открытием, особыми авторскими методами композиционно-орнаментальных построений (структур), созданными в рамках технологии платочного вязания и исторически вошедшими в традиционное ажурное пуховязание Оренбуржья (рис. 2).

Природный мотив Авторский прием

«Федоровские елочки»

Рис. 2. Один из основных мотивов и технологических приемов традиционного орнамента оренбургского платка

«Ёлочка» как своеобразный вариант «мирового древа» - это один из общенациональных образов мировой мифологии. Визуальный характер его формы в орнаменте зависит от технологии изготовления, материала, стилистики орнамента. Поэтому мотив «ёлочки», или «Древа жизни», трансформировался в технологический прием «Федоровские елочки» как принципиально соответствующий основам сложившейся технологии пуховязания Оренбуржья.

Однако не всякий пример творческой стилизации может стать традиционным в художественном ремесле. С одной стороны, как считает видный специалист народного искусства Т.А Астрахан-цева, авторские методы обогащают традицию «...новыми мотивами, темами, технологическими приемами, повышающими уровень мастерства исполнения и эстетический уровень изделий».

С другой стороны, такой подход к традиции может быть чуждым, ведущим к ее разрушению. «...Авторское индивидуальное, - делает вывод Т.А. Астраханцева, - может проявляться в рамках образной системы промысла» [Астраханцева 2003a, с. 109-111]. То есть только при условии соответствия традиционным художественно-технологическим основам и в рамках традиционной системы авторский метод стилизации можно рассматривать как развитие традиции.

В историческом процессе формирования пуховязального промысла Оренбуржья эпизодически возникали новые варианты элементов орнамента, не ставшие, однако, традиционными. Появление новаторских, нетрадиционных для него орнаментальных мотивов и приемов вязания приводило к конструктивно-структурному изменению ажурной фактуры платочного полотна и могло нарушать каноничность и строгую традиционную геометричность его орнамента. Как считает Т.А. Астраханцева,

...Носитель авторского понимания может овладеть традицией... усвоить специфику образного мышления промысла и обогатить его. А может и предпринять попытку ее разрушить привнесением концепций, чуждых данной традиции, но импонирующих самому автору [Астраханцева 2003b, с. 108-109].

В связи с этим остро встает вопрос о сохранении и развитии традиционных способов и поиска инновационных приемов формообразования орнамента пухового платка. В последние десятилетия XX в. в перечне традиционных мотивов и приемов практически всех пуховязальных центров появились и стали востребованными у покупателей несвойственные для технологии пуховязания Оренбуржья мотивы - «павлин», «ландыши». На их основе сформировались новые технологические приемы — «шишки» («жемчужины»). Мотив «павлин» создает декоративный образ в восточной стилистике, а прием «ландыш» является примером растительного орнамента. Эти элементы своими художественно-технологическими характеристиками (особой стилистикой, объемной структурой) противоречат геометрическому орнаменту, конструкции и структуре ажурного полотна оренбургской паутинки. Однако веками сформированный художественный вкус, виртуозное владение техникой пуховязания и знание ее возможностей, бережное отношение к традиционным художественно-технологическим основам оренбургского пуховязания помогли пуховницам адаптировать эти мотивы в виде элемента в рамках технологической системы ажурного платка (рис. 3).

Натурный мотив Нетрадиционный Фрагмент орнамента платка

«Ландыши» прием с приемом «ландыши»

в кайме

Рис. 3. Нетрадиционный технологический прием «ландыши», применяемый в традиционном орнаменте оренбургского платка

Другой пример трансформации природного мотива и нетрадиционное применение его в оренбургском платке - разноцветные платки с вышивкой цветными нитками в различных техниках (рис. 4). Например, цветная вышивка натурного растительного мотива (ветка рябины) без учета ажурной структуры и технологии платочного вязания, цветового решения платка никак не согласуется с традиционными художественно-технологическими приемами оренбургского пуховязания и одноцветными платками белого или серого цвета.

а б в

Рис. 4. Нетрадиционные ажурные платки с вышивкой в различных техниках: а - фрагмент орнамента платка с вышивкой «Рябина» в технике «гладь»; б, в - цветные ажурные платки с вышивкой по петлям, имитирующей геометрический орнамент

Итак, незнание или игнорирование природы орнамента, введение в него элементов, не соответствующих ему по стилистике и технологии, не способствует сохранению специфики и целостности художественно-технологической системы, обогащению и развитию традиционных основ орнаментальной композиции оренбургского платка. Такие платки можно рассматривать как эксклюзивные изделия мастериц, созданные в соответствии с покупательским спросом и веянием моды.

4. Геометризация формы. Стилизация природных мотивов изначально заложена в технологии платочного вязания на спицах и является фактором геометризации формы, которая формирует общую геометрическую конструкцию формы и предполагает членение ее на множество элементарных геометрических фигур. Горизонтальное, вертикальное и наклонное направление основных линий образует геометрический традиционный орнамент оренбургского платка. Строгая счетная система технологического упорядочения рождает эффектные геометрические решения. Вариативность соединений петель дает возможность образовывать как элементарные геометрические фигуры - в виде привычных традиционных приемов оренбургского пуховязания, так и более сложные композиционные структуры, отражающие основные образы и символы мировой орнаментики - ромбы, квадраты, зигзаги (рис. 1, 5).

Ромб Квадрат Андреевский крест

Однокруговая Композиция платка Пятикруговая

композиция платка со сплошной серединой композиция платка

Рис. 5. Геометрические символы мировой орнаментики в традиционном орнаменте оренбургского платка

Натурные мотивы в процессе стилизации и геометризации реализуются через одноименные технологические приемы вязания (рис. 1), превращаясь в элементы геометрической орнаментальной

формы с преобладанием так называемых «формальных» принципов ритмической организации над визуальным.

Иначе говоря, в природе орнамента лежит эстетическая потребность подчинять ритмической, симметричной, плоскостной схеме реальный, зримый мир [Герчук 2013, с. 127].

При этом природный мотив и технологический прием вязания составляют нерасторжимое диалектическое единство.

Таким образом, изобразительное, конкретно-смысловое содержание натурного мотива в процессе трансформации преображается в декоративно-символическое изображение. Лаконичный и выразительный язык стилизованных природных форм в орнаменте платка, с одной стороны, визуально воспроизводит натурные формы и их ассоциативное восприятие, а с другой - создает декоративный орнаментальный образ пухового платка.

5. Эксперименты с материалом. Важное характерное свойство орнаментальной композиции - зависимость от материала и способов изготовления вещи. Как пишет видный исследователь проблем дизайна Ю.В. Назаров,

...выделение материала чрезвычайно важно для понимания формы и формообразования в искусстве и других видах творческой деятельности. Материал - один из важнейших формообразующих факторов... форма в ее конкретном значении не существует вне того материала, который она оформляет. Материал предопределяет пластическую форму, которая уже содержится в нем в скрытом виде и лишь «раскрывается» в процессе формообразования [Назаров 1997, с 8-19].

Возвращаясь к истории формирования орнамента в пуховя-зании, можно допустить, что это были своего рода эксперименты с материалом - козьим пухом, пуховой нитью и выявление их свойств и возможностей в передаче визуальной формы природного мотива. Как утверждает видный исследователь народного искусства Т.М. Разина, красота натурных мотивов

...раскрывается именно в сфере овладения материалом и техникой; именно здесь мастер находит приемы, формы, трактовку, способные отразить красоту явлений природы [Разина 1970, с. 42].

Эксперименты с материалом в пуховязании дают возможность выявить новые конструктивно-пластические свойства козьего пуха, экспериментировать с различными его сортами, методами

обработки и технологическими приемами платочного вязания. Ведь художественно-технологические, функциональные свойства пухового платка зависят от качества и свойств материала (козьего пуха). Так, тонкое (14-16 мкн), длиной 7-10 см особое пуховое волокно оренбургской козы дает утонченную пряжу, применение которой в вязании дает возможность варьировать композиционную структуру платка и отразить богатство орнаментальных форм. Применение же пуха длиной 10-17 см (из Волгоградской области) и его высокий подъем (пушистость), скрывающие орнамент, утолщенная пряжа не способствуют разнообразию орнамента, мотивов и приемов в их художественно-конструктивных взаимосвязях.

Таким образом, мотивы окружающей природы стали специфической, образно-технологической основой орнамента в пуховя-зании Оренбуржья. Их трансформация является особым методом формообразования орнамента, содействующим формированию, сохранению и обогащению традиционных художественно-технологических основ пуховязания как системы, основанной на связи с натурой, семантике, стилизации и геометризации элементов орнамента в их структурно-технологических связях [Васильченко 2013, с. 44]. Трансформация природного мотива изначально обусловила расширение диапазона поиска и применения новых изобразительно-выразительных средств и технологических приемов в традиционном пуховязании Оренбуржья.

Семантика орнамента оренбургского платка ассоциативно-образно отражает окружающий мир через космическо-мифологи-ческое, поэтическое мировосприятие человеком окружающей его действительности. Визуально угадываемые в нем природные формы обладают своим особым, образно-выразительным языком, своеобразным колоритом названий как отражением единства формы и содержания - универсального, межнационального закона бытия.

Технология платочного вязания оренбургского пухового платка обусловила особый характер стилизации природных мотивов, способствующей развитию и обогащению традиционных основ орнаментальной композиции, сохранению специфики и стилистической целостности структурно-композиционных построений. Появление нетрадиционных приемов и мотивов в орнаменте оренбургского платка содействовало формированию критериев развития традиции пуховязания и выявлению негативного влияния чуждых нововведений.

Орнамент ажурного платка - это гармоничная, целостная композиционная конструкция и особый вид структурно-геометрического формообразования вещи - ажурного платка; орнамент и платок образуются одновременно в процессе вязания. Это прин-

ципиально отличает орнамент оренбургского ажурного платка от других видов орнаментальных композиций. Общность геометрического орнамента оренбургского платка с универсальными знаками и символами - геометрическими формами орнаментального искусства - является значимым показателем его достойного места в ряду художественных образов предметного творчества и общенациональной культуры.

Орнамент ажурного платка, в основе своей базирующийся на трансформации природных мотивов, - уникальный вид орнаментального искусства, его выразительные средства - цвет, фактура, линия, пятно, а также ритм, симметрия, равновесие - являются основами орнаментальной композиции. Для создания пухового платка используется особый материал - козий пух. Эксперименты с различными видами козьего пуха способствуют выявлению его свойств и возможностей и совершенствованию мастерства пуховя-зальщиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одна из первых современных исследователей оренбургского платка - искусствовед-эксперт СХ России Людмила Ивановна Беслеева писала:

На оренбургском промысле сложились самобытные традиции орнаментального искусства. Творческие устремления мастериц направлены на создание новых мотивов и их разнообразных сочетаний, на варианты декоративного украшения платков [Беслеева 1981, с. 323].

Создаваемое оренбургскими мастерицами-пуховязальщицами изделие - вязаный пуховый платок и его орнамент - является уникальным образцом предметного творчества: художественного ремесла и орнаментального искусства.

Литература

Астраханцева 2003а - Астраханцева Т. Народное искусство как семантическое поле для профессионального творчества // Народное искусство России в современной культуре / Авт.-сост. М.А. Некрасова. М.: Коллекция М, 2003. С. 112-115.

Астраханцева 2003b - Астраханцева Т.Л. Авторско-индивидуальное и традиционно-коллективное начала в современной практике народных художественных промыслов // Народное искусство России в современной культуре / Авт.-сост. М.А. Некрасова. М.: Коллекция М, 2003. С. 108-111.

Беслеева 1981 - Беслеева Л.И. Оренбургский пуховый платок // Творческие проблемы современных народных промыслов. Л.: Художник РСФСР, 1981. 376 с.

Васильченко 2013 - Васильченко А.А. Искусство традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья: Дис. ... канд. искусствоведения. М., 2013.

Герчук 2013 - Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: РИП-холдинг, 2013. 303 с.

Лаврентьев 1997 - Лаврентьев А.Н. Эксперимент в дизайне // Дизайн: Сб. научных трудов. Вып. V / Ред.-сост. Н.В. Воронов. М., 1997. С. 160-164.

Назаров 1997 - Назаров Ю.В. Понятие «форма» в философии, искусствознании, дизайне // Дизайн: Сб. научных трудов. Вып. V / Ред.-сост. Н.В. Воронов. М., 1997. С. 151-155.

Разина 1970 - Разина Т.М. Русское народное творчество. М.: Изобразительное искусство, 1970. 255 с.

Федорова 2010 - Федорова О.А. Так вяжут платки в Оренбурге. Оренбург: Димур, 2010. 37 с.

Якушева 2009 - Якушева М.С. Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму. М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2009. 240 с.

References

Astrakhantseva, T.L. (2003a), "Folk art as a semantic field for professional creative work", Nekrasova, M.A. (ed.), Narodnoe iskusstvo Rossii v sovremennoi kul'ture [Folk art of Russia in modern culture], Kollektsiya M, Moscow, Russia, pp. 112-115.

Astrakhantseva, T.L. (2003b), "Author-individual and traditional-collective beginnings in the modern practice of folk art", Nekrasova, M.A. (ed.), Narodnoe iskusstvo Rossii v sovremennoi kul'ture [Folk art of Russia in modern culture], Kollektsiya M, Moscow, Russia, pp. 108-111.

Besleeva, L.I. (1981), "Orenburg down shawl", Tvorcheskie problemy sovremennykh narodnykhpromyslov [Creative issues of modern folk crafts], Khudozhnik RSFSR, Leningrad, USSR.

Fedorova, O.A. (2010), Tak viazhutplatki v Orenburge [That's how shawls are knitted in Orenburg], Dimur, Orenburg, Russia.

Gerchuk, Yu.Ya. (2013), Chto takoe ornament?Struktura i smysl ornamental'nogo obraza [What is an ornament? The structure and meaning of the ornamental image], RIP-kholding, Moscow, Russia.

Lavrentiev, A.N. (1997), "Experiment in design", Voronov, N.V. (ed.), Dizain: Sb. nauchnykh trudov [Design. Collection of scientific papers], iss. V, Moscow, Russia, pp. 160-164.

Nazarov, Yu.V. (1997), "The concept of 'form' in philosophy, art history, design", Voronov, N.V. (ed.), Dizain: Sb. nauchnykh trudov [Design. Collection of scientific papers], iss. V, Moscow, Russia, pp. 151-155.

Razina, T.M. (1970), Russkoe narodnoe tvorchestvo [Russian folk art], Izobrazitel'noe iskusstvo, Moscow, Russia.

Vasilchenko, A.A. (2013), The art of the traditional knitted shawl of the Southern Urals

and the Volga region, PhD Thesis, Moscow, Russia. Yakusheva, M.S. (2009), Transformatsiyaprirodnogo motiva v ornamental'nuyu dekora-tivnuyu formu [Transformation of a natural motif into an ornamental decorative form], MGKhPU im. S.G. Stroganova, Moscow, Russia.

Информация об авторе

Алла А. Васильченко, кандидат искусствоведения, доцент, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия; 460018, Россия, Оренбург, пр. Победы, д. 13; vasilchenko.alla@mail.ru

Information about the author

Alla A. Vasilchenko, Cand. of Sci. (Art Studies), associate professor, Orenburg State University; Orenburg, Russia; bld. 13, Pobedy Avenue, Orenburg, Russia, 460018; vasilchenko.alla@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.