Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / ЭЛЕМЕНТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вакс Вера Борисовна

Распространение и развитие процессов цифровизации образования вызывает необходимость использования в образовательном процессе особых форм организации обучения, называемых дистанционным обучением. С одной стороны, система дистанционного обучения выступает как положительный фактор при обеспечении конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда, поскольку многие современные отрасли экономики функционируют на основе цифровых технологий и требуют от потенциальных участников умения работать в цифровой среде. В то же время отношение обучающихся к применению дистанционных образовательных технологий в процессе обучения представляется малоизученным фактором и требует проведения современного исследования с учетом трансформации процессов обучения под воздействием обстоятельств современной мировой действительности и необходимости оценить отношение к ним обучающихся, что определило актуальность содержания проведенного исследования. Таким образом, целью проведенного исследования выступает выявление трансформации практики обучения в вузе при внедрении элементов дистанционного обучения. Исследование было проведено с применением комплекса методов, включающих предварительный анализ проблемы, подготовку ранговой шкалы для составления опросной анкеты, характеризующей основные аспекты применения элементов дистанционного обучения в практике обучения в вузе. Основная часть исследования была проведена при помощи комплекса методов, включающего наблюдение, опрос, обобщение данных, полученных по ранговой шкале, расчет коэффициентов ранговой корреляции Спирмена и др. Исследование посвящено изучению частоты и полноты использования элементов дистанционного обучения при реализации образовательного процесса в вузе в условиях обстоятельств современной мировой действительности и до их наступления на основе исследования мнений обучающихся. Проведенное исследование базировалось на изучении мнения обучающихся о практике применения в образовательном процессе элементов дистанционного обучения на основе использования новых образовательных технологий в учебном процессе КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева (г. Казань).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вакс Вера Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF ELEMENTS OF DISTANCE LEARNING IN UNIVERSITY

The spread and development of the computerization processes in education makes it necessary to use special forms of training organization in the educational process, which are called distance learning. On the one hand, the distance learning system acts as a positive factor in ensuring the competitiveness of university graduates in the labor market, since many modern sectors of the economy operate on the basis of digital technologies and require potential participants to work in a digital environment. At the same time, the attitude of students to the use of distance learning technologies in the learning process is a little-studied factor and requires modern research, taking into account the transformation of learning processes under the influence of the circumstances of modern world reality and the need to assess the attitude of students to them, which determined the relevance of this study content. Thus, the purpose of the study is to identify the transformation of the practice of teaching in higher education institutions when introducing elements of distance learning. The study was conducted using a set of methods, including a preliminary analysis of the problem, making a ranking scale for the preparation of a questionnaire describing the main aspects of the use of distance learning elements in the practice of training at a university. The main part of the study was carried out using a set of methods, including observation, survey, generalization of data obtained on the rank scale, calculation of Spearman's rank correlation coefficients, etc. The article includes the study of the frequency and completeness of the use of distance learning elements in the educational process at the university in the conditions of the circumstances of modern world reality and before their occurrence on the basis of the of students’ opinions study. The conducted research was based on the study of students' opinions about the practice of using elements of distance learning in the educational process based on the use of new educational technologies in the educational process of the Kazan National Research Technical University named after A.N.Tupolev (Kazan).

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 211044 2021, № 06 (июнь) УДК 378.147:004.9

Трансформация применения образовательных технологий при внедрении элементов дистанционного обучения в вузе

Вакс Вера Борисовна1

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева - КАИ, Казань, Россия

Wverina@yandex.ru

Аннотация. Распространение и развитие процессов цифровизации образования вызывает необходимость использования в образовательном процессе особых форм организации обучения, называемых дистанционным обучением. С одной стороны, система дистанционного обучения выступает как положительный фактор при обеспечении конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда, поскольку многие современные отрасли экономики функционируют на основе цифровых технологий и требуют от потенциальных участников умения работать в цифровой среде. В то же время отношение обучающихся к применению дистанционных образовательных технологий в процессе обучения представляется малоизученным фактором и требует проведения современного исследования с учетом трансформации процессов обучения под воздействием обстоятельств современной мировой действительности и необходимости оценить отношение к ним обучающихся, что определило актуальность содержания проведенного исследования. Таким образом, целью проведенного исследования выступает выявление трансформации практики обучения в вузе при внедрении элементов дистанционного обучения. Исследование было проведено с применением комплекса методов, включающих предварительный анализ проблемы, подготовку ранговой шкалы для составления опросной анкеты, характеризующей основные аспекты применения элементов дистанционного обучения в практике обучения в вузе. Основная часть исследования была проведена при помощи комплекса методов, включающего наблюдение, опрос, обобщение данных, полученных по ранговой шкале, расчет коэффициентов ранговой корреляции Спирмена и др. Исследование посвящено изучению частоты и полноты использования элементов дистанционного обучения при реализации образовательного процесса в вузе в условиях обстоятельств современной мировой действительности и до их наступления на основе исследования мнений обучающихся. Проведенное исследование базировалось на изучении мнения обучающихся о практике применения в образовательном процессе элементов дистанционного обучения на основе использования новых образовательных технологий в учебном процессе КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева (г. Казань).

Ключевые слова: система дистанционного обучения, элементы дистанционного обучения, дистанционные образовательные технологии, система управления обучением.

Поступила в редакцию Received 20.04.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 24.05.21

Принята к публикации Accepted for publication 24.05.21 Опубликована Published 29.06.21

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Вакс Вера Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и управления ресурсами ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева -КАИ», г. Казань, Россия.

Введение

Происходящая на текущем этапе экономического развития существенная трансформация образовательных процессов вызывается возрастающими специфическими потребностями хозяйствующих субъектов и общества в связи с наступлением особых обстоятельств современной мировой действительности. В то же время необходимо учитывать специфические черты современной образовательной системы, связанные с построением системы дистанционного обучения или как минимум внедрением элементов дистанционного обучения в образовательный процесс. Одной из основных проблем при этом выступает отсутствие необходимого теоретико-методологического осмысления исследуемого аспекта, поскольку даже единый подход к определению дистанционного обучения в современной российской и зарубежной практике отсутствует, а имеющиеся определения сконцентрированы на качественных особенностях взаимодействия преподавателей и обучающихся и изучении сущностных характеристик дистанционного образовательного процесса [1-3].

В российских вузах сложилась практика, согласно которой «дистанционное обучение представлено в виде технологий дистанционного обучения, что закреплено законодательной базой» [4]. Это позволяет сделать вывод об активизации внедрения в образовательный процесс элементов дистанционного обучения, базирующихся на максимально полном применении в образовательном процессе специфических образовательных информационных технологий.

Дистанционное обучение в образовательной деятельности также является одним из элементов, опосредующих развитие практико-ориентированности в образовании. Под практико-ориентированностью понимается наличие устойчивых взаимосвязей при реализации образовательных процессов с предприятиями сферы будущей профессиональной деятельности. Реализация практико-ориентированности, помимо осуществления образовательной деятельности на основе компетентностного подхода, предполагает внедрение изменений в содержание образовательного процесса, одним из которых выступает внедрение элементов дистанционного обучения как части подготовки будущих участников трудовых отношений к осуществлению профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики, предполагающих отсутствие прямой зависимости от территориального расположения места приложения трудовой деятельности, выгодоприобретателя и непосредственного исполнителя трудовых функций. В некоторой мере современное обучение начинает усваивать элементы ки-бергогики, иначе определяемой понятием «цифровая педагогика», характеризуемым как «отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности цифрового образования, роль диджитализированных образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности» [5]. Так, внедрение элементов дистанционного обучения позволяет разнообразить процесс обучения за счет применения инновационных образовательных технологий и систем управления обучением и возможности внедрить в образовательный процесс элементы тайм-менеджмента и других техник самостоятельного планирования и решения как учебных, так и будущих профессиональных трудовых задач.

Актуальность исследования характеризуется изучением применения дистанционных образовательных технологий при осуществлении образовательного процесса в условиях обстоятельств современной мировой действительности. Внедрение элементов дистанционного обучения выступает связующим звеном между образовательной и профессиональными сферами деятельности и опосредует процессы адаптации

обучающихся к профессиональной деятельности в условиях, характеризующихся высоким уровнем цифровизации. Таким образом, изучение практики реализации дистанционных образовательных технологий имеет высокую значимость при анализе современных экономических процессов, а готовность обучающихся к работе в их условиях выступает важным фактором, требующим исследования.

Отдельные аспекты, которые изучались в рамках проведенного исследования, были ранее рассмотрены в трудах зарубежных исследователей, в частности Ю-Цзюн Су [6]. Среди российских исследователей работы по сходной тематике публиковали А. А. Андреев, Е. С. Полат, А. В. Хуторской, Г. М. Квон и др. [7-10]

В качестве цели настоящего исследования выступает изучение внедрения в образовательный процесс элементов дистанционного обучения, проявляющегося в использовании информационных технологий и систем управления обучением, а также интенсивности перехода к обучению с использованием дистанционных технологий, проводимое на основе исследования мнения обучающихся КНИТУ-КАИ.

Проведение исследования ознаменовало необходимость решения следующих задач:

1. Проведение сбора данных на основе анкетирования в целях исследования мнений обучающихся о процессах внедрения в образовательный процесс элементов дистанционного обучения, проявляющегося в использовании информационных технологий и систем управления обучением.

2. Оценка значимости внедрения в образовательный процесс элементов дистанционного обучения в условиях обстоятельств современной мировой действительности при помощи выявления тесноты связей между исследуемыми признаками.

Рабочей гипотезой проводимого исследования является предположение о важности частого и полноценного использования систем управления обучением, представителем которых является система управления обучением LMS Blackboard Learn, для реализации внедрения в образовательный процесс элементов дистанционного обучения и адаптации обучающихся к профессиональной деятельности в условиях, характеризующихся высоким уровнем цифровизации.

Научная новизна заключается в конкретизации части значимых составляющих процесса внедрения в образовательный процесс элементов дистанционного обучения и оценке тесноты связи между выраженным мнением обучающихся по отдельным аспектам использования современных образовательных технологий.

Практическая ценность исследования состоит в статистическом анализе полученных на основе прохождения анкетирования мнений бакалавров и магистров направления «Экономика» очной и заочной форм обучения, преимущественно III и IV курсов.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Требование построения конкурентоспособной экономики вызывает необходимость выработки у участников профессиональной деятельности специфических навыков, позволяющих им принимать участие в современных экономических процессах, в том числе и процессах, требующих адаптации к изменениям и внедрению инноваций. В результате в образовательной сфере возникает потребность в организации специфического развития человеческих ресурсов. В целом развитие человеческих ресурсов в условиях цифровизации осуществляется путем интеграции информационно-коммуникационных технологий в педагогическую деятельность. Подобная интеграция используется для углубления развития и для формирования современного человеческого потенциала, как описано в работах С. Муньенгабе [11].

Также современные технологии обучения предполагают, что сущность педагогической деятельности претерпит определенные изменения, в том числе и под влиянием использования современных информационно-коммуникационных технологий. В частности, преподаватель в своей деятельности должен будет использовать специальные программные средства. Эти средства позволят ему отслеживать действия обучающихся, так называемые "traces", и формировать электронное портфолио обучающегося. Целью такой организации деятельности выступает необходимость полноценно изучать и оценивать эффективность действий обучающихся. Подобный способ оценки, предложенный M. Кальво, применяется в комплексе с традиционными методами оценки и оказывает положительное влияние на потенциальные возможности обучающихся [12].

Однако формирование у современных обучающихся особого потенциала, характеризующего их способность осуществлять трудовую деятельность в современных условиях, сочетающих в себе преимущества цифровизации социальных и экономических процессов и трудности перехода от постиндустриальной к информационной экономике, по мнению П. M. Эликанида, требует высокого уровня мотивации обучающихся. Под мотивацией в данном случае понимается прежде всего профессиональная мотивация, ориентированная на саморазвитие и реализацию в процессе будущей либо текущей трудовой деятельности. Развитие профессиональной мотивации можно инициировать и ускорить через механизм изучения характеристик профессиональной деятельности, в том числе и профессиональной деятельности в цифровой среде, поскольку именно цифровизация в настоящее время представляет собой актуальное направление развития большинства протекающих в экономике и обществе процессов [13].

В то же время часть зарубежных исследователей настаивает на невозможности обучения исключительно на основе личной мотивации и использования обезличенных технологий обучения. Так, по мнению Ю-Цзюн Су, любые образовательные процессы, даже реализуемые с использованием элементов дистанционных образовательных технологий, требуют присутствия преподавателя. Разумеется, дистанционное обучение не предполагает физической локализации обучающихся и преподавателей на одной территории, однако информационно-коммуникационные технологии позволяют осуществлять интерактивное взаимодействие, организовывать онлайн-кон-сультации и комментировать результаты проверки заданий. В результате достигается устойчивость формирования навыков и компетенций обучающихся [14].

В то же время использование дистанционных форм взаимодействия преподавателя и обучающихся предъявляет дополнительный набор требований к преподавателям. Исследование A. Перейнена позволило сделать вывод о необходимости роста компетенций преподавателей для реализации элементов дистанционного обучения, в том числе компетенций в использовании современных информационно-коммуникационных технологий, привычных обучающихся. Таким образом, организация образовательного процесса в современных условиях применения новых образовательных технологий требует использования специфических стилей обучения, соответствующих ожиданиям обучающихся в современных условиях [15].

Российские исследователи придерживаются аналогичных точек зрения. В частности, по мнению Е. С. Полат, в процессе реализации дистанционной образовательной деятельности обучающийся и преподаватель взаимодействуют в интерактивной форме, в рамках компьютерной телекоммуникации с помощью специфичных средств интернет-

технологий. «Компьютерные телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривается как в организации учебного материала, так и общением с преподавателем, ведущим данный курс» [16]. Одновременно становится очевидно, что интерактивное взаимодействие может осуществляться только в рамках единого специфического образовательного пространства, формируемого средствами информационно-коммуникационных технологий и характеризуемого различным содержанием при использовании в рамках разных образовательных систем.

К средствам, позволяющим реализовать подобные изменения и создать подобное единое специфическое образовательное пространство, в работе Л. А. Кадировой отнесена интеграция в образовательный процесс специализированных платформ для электронного обучения, называемых системами управления обучением и содержащих комплекс курсов для дистанционного обучения и дополнительных материалов, предоставляемых в рамках единой базы, используемой для организованного обучения [17].

Исследования Р. М. Сафуанова описывают фундаментальные изменения в осуществлении образовательного процесса и структуре обучения в результате развития процессов цифровизации обучения, представляющих собой цифровую трансформацию образовательной системы путем преимущественного внедрения информационно-коммуникационных технологий. Использование новых образовательных технологий выступает базовым условием для дальнейшего развития цифровых процессов в педагогике. В результате использования информационно-коммуникационных технологий формируется и внедряется современная цифровая база образовательного процесса, под которой понимается создание «информационно-образовательной среды (ИОС). Реализация эффективной ИОС является основой развития любого вуза» [18]. В то же время современная система образования базируется на обновленной методологии, в частности, включающей современные образовательные стандарты, базирующиеся на применении нового компетентностного подхода.

Инновационный характер современной образовательной деятельности и характеристика процессов внедрения и преимуществ инновационных образовательных технологий исследованы в работе А. Р. Масалимовой. Ею сделан вывод, что при применении инновационных технологий упрощается формирование компетенций обучающихся и подготовка конкурентоспособного работника для профессиональной деятельности в условиях современной экономики. Исследование позволило охарактеризовать активно внедряемую в современную образовательную деятельность концепцию, предполагающую «реализацию комплексного подхода к инженерному образованию, включающего использование инновационных принципов создания учебных программ, максимально приближенных к реальным производственным условиям материально-технического обеспечения учебного процесса, а также особенного подхода к преподаванию - создание среды электронной поддержки обучения» [19].

Особенности функционирования и развития информационной образовательной среды как целостной системы и ее воздействие на трансформацию образовательных процессов представлены также в работе Г. И. Кириловой. Так, развитие управления и усиление развития информационной среды организаций в сфере высшего образования в процессе исследования рассматриваются как результат комплексной интеграции информационной среды и компетентностного подхода. При этом особое внимание в исследовании было уделено не только внедрению в образовательную деятельность компетентностного подхода, но и влиянию применяемых форм и техно-

логий обучения на изменения в составе и структуре компетенций. «Практически значимыми видятся выявленные приоритеты выбора форм и технологий обучения, роль которых следует учитывать при совершенствовании управления развитием среды образовательных организаций» [20].

Таким образом, актуальность исследования цифровизации образования, использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и применения дистанционных форм обучения определила высокий уровень интереса зарубежных и отечественных авторов к вопросам смежной проблематики по отношению к проведенному исследованию.

Методологическая база исследования

Проведение исследовательской работы предполагает применение целого комплекса последовательно применяемых методов, который характеризует общую методологию исследования, позволяющую сформировать результирующие показатели и произвести их анализ. Результирующие показатели предназначены для подтверждения или опровержения гипотезы исследования, сформулированной до начала работы, и характеризуют вывод, полученный в результате исследования проблемы [21].

Методология исследования определяет характер результирующих показателей, но обязательным условием ее применения является достижение поставленной при планировании исследования цели, в частности выделение и характеристика новых аспектов объекта исследования или влияния на него изменений внешней среды [22].

Проведение данного исследования базировалось на использовании комплекса методов теоретического и эмпирического характера. Теоретические методы представляют собой базовые методы исследования, «характеризующиеся разработкой и проверкой конкретных теоретических постулатов» [23]. Таким образом, теоретические методы использовались на начальном этапе планирования исследования при выработке гипотезы и на финальном этапе при оценке ее соответствия действительности. Наиболее интенсивный характер носит применение метода анализа, поскольку этот метод, «основанный на изучении внутреннего содержания исследуемых процессов» [24], позволяет максимально глубоко провести исследование, изучая отдельные аспекты внедрения элементов дистанционного обучения в образовательный процесс.

Основная часть исследования была проведена с использованием эмпирических методов, представляющих собой «методы, основанные на сборе и обработке данных об объективной реальности» [25]. Среди наиболее важных эмпирических методов в исследовании использованы методы наблюдения, опроса (проведенного в виде анкетирования), обобщения их результатов, а также оценки и анализа на основе статистических методов данных, полученных при помощи распределения ответов по шкале с предварительно установленными вариантами, применяемой для предоставления респондентам возможности оценить предлагаемые суждения [26], и визуального представления в табличной форме, предназначенного для характеристики сущностных проявлений объекта исследования и их глубокого изучения. В частности, табличные данные способны наглядно продемонстрировать согласие или несогласие отдельных участников исследования с предварительно отобранными аспектами внедрения элементов дистанционного обучения в образовательный процесс.

Важнейшими из эмпирических методов выступили использование порядковой шкалы для сбора мнений и коэффициент ранговой корреляции Спирмена, с помощью которых стало возможным охарактеризовать наличие практической зависимости между

отдельными оценками эффективности внедрения элементов дистанционного обучения, выделенными в процессе исследования, и мнением обучающихся о частоте и полноте применения дистанционных образовательных технологий в процессе обучения, в частности, на примере системы управления обучением LMS Blackboard Learn.

Результаты исследования

Проведенное исследование было посвящено изучению частоты и полноты применения дистанционных образовательных технологий в процессе обучения. В исследовании в качестве объектов были использованы оценочные мнения обучающихся учреждения высшего образования - Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева - КАИ (далее — вуза) - о внедрении в образовательный процесс элементов дистанционного обучения.

При проведении исследования внедрение элементов дистанционного обучения рассматривалось с учетом воздействия обстоятельств современной мировой действительности, поскольку проведение исследования проходило в период обязательного применения дистанционных образовательных технологий в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, поэтому все обучающиеся, принявшие участие в исследовании, обладали опытом использования технологий дистанционного обучения и применения системы управления обучением.

Для проведения исследовательского опроса обучающихся была разработана анкета, содержащая вопросы, отражающие особенности внедрения в образовательный процесс элементов дистанционного обучения. Всего в анкете содержалось девять вопросов, в рамках данной статьи в связи с большими объемами исследования будут рассмотрены результаты по первому и второму вопросам:

1. До перехода на дистанционное обучение (ДО) насколько часто Вам приходилось пользоваться учебными материалами в LMS Blackboard Learn (LMS)?

2. Насколько часто в период ДО для Вас работа в LMS ограничивается решением тестов?

Ответы на вопросы анкеты для упрощения выражения обучающимися мнения

представлены простейшей порядковой шкалой из трех позиций, от полного отрицания вынесенного в качестве вопроса суждения (ответ «никогда», 1 балл) до полного согласия (ответ «постоянно», 3 балла). Промежуточная оценка (ответ «периодически», 2 балла) характеризовала ситуацию, когда суждение наблюдалось со средней частотой, оцениваемой респондентами субъективно.

Настоящее исследование можно отнести к категории пилотажных исследований, так как в нем был проведен опрос малой выборки (89 человек), что ограничивает репрезентативность данных. Однако инструментарий исследования, хоть он и является общедоступным, нельзя назвать упрощенным. Полученная в процессе исследования информация была проанализирована с применением основных методик по наиболее значимым критериям. Таким образом, данное исследование можно считать базой для апробации методики и проведения дальнейших исследований по рассматриваемым проблемам.

При обработке и анализе результатов проведенного опроса исследование осуществлялось по следующим этапам:

1. Свод и обработка результатов опроса.

2. Отображение результатов опроса в табличной форме.

3. Статистическая обработка результатов опроса.

4. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена по результатам опроса по двум вопросам.

5. Интерпретация полученных результатов.

Отображение результатов опроса по итогам проведенных свода и обработки представлено в табл. 1. Однако в связи с большими объемами данных показана только их часть.

Таблица 1

Обобщенное представление результатов опроса в баллах

Обучающийся Вопросы Итого

I II III IV V VI VII VIII IX

1 2 2 1 2 3 3 3 2 2 20

2 2 2 1 2 3 3 2 2 2 19

2 2 2 1 2 2 3 2 2 2 18

4 2 2 2 1 2 3 3 2 2 19

87 2 2 2 2 1 1 2 2 1 15

88 2 2 2 1 2 3 3 3 2 20

89 3 2 2 1 1 2 3 3 2 19

Всего 189 182 179 148 155 192 208 200 121 1 574

Статистическая обработка результатов опроса состоит в определении промежуточных показателей, необходимых для расчета коэффициентов ранговой корреляции. Формирование показателей производится путем составления таблиц сопряженности, в которых для каждого признака по особым правилам устанавливается порядковый номер - ранг. Пример фрагмента таблицы сопряженности по вопросу 1 представлен в табл. 2.

Таблица 2

Фрагмент таблицы сопряженности по вопросу 1

Обучающийся Общий балл, So Балл суждения, Sb Разность баллов Бо - Бь Ранг Бь Ранг разности Бо - Бь Разность рангов, d Квадрат разности рангов, А2

1 2 3 4 5 6 7 8

1 20 2 18 39,5 79,5 -40,0 1 600,00

2 19 2 17 39,5 67 -27,5 756,25

3 18 2 16 39,5 51 -11,5 132,25

4 19 2 17 39,5 67 -27,5 756,25

87 15 2 13 39,5 11,5 28,0 784,00

88 20 2 18 39,5 79,5 -40,0 1 600,00

89 19 3 16 75,9 51 24,9 620,46

Итого 1 574 189 1 385 57 341,14

Подобная таблица сопряженности была рассчитана по вопросу 2, а затем полученные в таблицах результаты были применены при расчете коэффициента ранговой корреляции Спирмена по каждому вопросу в отдельности.

Коэффициент Спирмена используется для выявления наличия и тесноты связей между исследуемыми признаками. Методика проведенного расчета аналогична представленной в осуществленных ранее исследованиях [27], предполагающей, что коэффициент ранговой корреляции Спирмена (г..) по каждому из исследованных вопросов был определен согласно формуле:

_ .. 6 т ^ = 1 П( П2-1) ' (1)

где: d - разность пар рангов для ьго вопроса;

п - число пар рангов (количество опрашиваемых).

Коэффициент Спирмена может принимать значения от 0 (практически полное отсутствие связи) до абсолютного значения 1 (наличие максимально тесной строго прямой или строго обратной связи). Чем ближе абсолютное значение рассчитанного коэффициента корреляции к 1, тем более тесной является связь между измеряемыми величинами. Для анализа результатов расчета коэффициента Спирмена определены следующие границы тесноты связи:

1. Слабая теснота связи: г., < 0,3.

2. Умеренная теснота связи: 0,3 < г,. < 0,7.

3. Высокая теснота связи: г,, > 0,7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты расчета коэффициента Спирмена по вопросам 1 и 2 представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты расчета коэффициента Спирмена по вопросам 1 и 2

Номер вопроса Формулировка вопроса Коэффициент Спирмена, rs

1 До перехода на дистанционное обучение (ДО) насколько часто Вам приходилось пользоваться учебными материалами в LMS Blackboard Learn (LMS)? 0,49

2 Насколько часто в период ДО для Вас работа в LMS ограничивается решением тестов? 0,68

По итогам расчета коэффициентов Спирмена можно выявить незначительный разброс результатов по анализируемым вопросам, однако оба значения коэффициентов демонстрируют среднюю тесноту связи между сопоставляемыми показателями. Таким образом, можно сделать вывод, что важность поставленных вопросов умеренна, однако значение по одному из них является почти пограничным между умеренной и высокой областями.

Поэтому из проведенного исследования видно, что частота использования учебных материалов в LMS является гораздо менее значимым фактором для обучающихся. Возможно, это связано с тем, что LMS изначально предполагает возможность обучения в удобное для обучающегося время, и периодичность наступления этого времени может представлять собой переменную величину и характеризоваться разной частотой. Необходимо отметить, что по первому вопросу значение коэффициента (т. = 0,49) и отраженную им связь нельзя назвать слабой, она оказывает определенное влияние, однако значимость этого вопроса существенно меньше, чем вопроса 2, связь по которому близка к тесной.

Таким образом, вопрос 2 является существенно более важным, и это подтверждает, что полнота использования возможностей LMS является для обучающихся гораздо более существенным фактором обучения, особенно в условиях обстоятельств

современной мировой действительности. Для обучающихся более важна возможная недостаточность учебных и контрольных материалов, представленных в LMS (rs =

0.68., однако показатель не характеризуется высокой теснотой связи, что говорит об отсутствии реальных проблем с полнотой материалов, размещенных с применением дистанционных образовательных технологий.

Заключение

В процессе проведенного исследования были выделены и проанализированы отдельные аспекты использования элементов дистанционного обучения при реализации образовательной деятельности, в частности применение в образовательных процессах систем управления обучением, представителем которых является система управления обучением LMS Blackboard Learn. Проведенное исследование позволило сформулировать перечень проблемных аспектов использования LMS в процессе внедрения элементов дистанционного обучения, согласно которым были подготовлены вопросы анкеты, использованной при проведении опроса обучающихся.

Исследование базировалось на гипотезе о важности частого и полного использования LMS для реализации внедрения в образовательный процесс элементов дистанционного обучения и адаптации обучающихся к профессиональной деятельности в условиях, характеризующихся высоким уровнем цифровизации.

Анализ мнений обучающихся показал, что в деятельности вуза активно используются информационные образовательные технологии как элементы дистанционного обучения, что подтвердило значимость проблемы исследования. Однако статистический анализ мнений обучающихся на основе расчета коэффициента ранговой корреляции определил, что предполагаемые как важнейшие факторы частота и полнота использования элементов дистанционного обучения при реализации образовательного процесса в вузе в условиях обстоятельств современной мировой действительности, по мнению обучающихся, характеризуются умеренной и умеренно высокой важностью. Это позволило частично подтвердить гипотезу о важности полноты применения дистанционных образовательных технологий на основе использования возможностей LMS в процессе обучения и определило необходимость уточнить аспекты исследования частоты применения элементов дистанционного обучения в дальнейших исследованиях, в частности, уточнить понятия частоты и периодичности в условиях возможности обучения в любое время, декларируемой как преимущество внедрения LMS, позволяющее обучающимся подготовиться к решению профессиональных задач в процессе трудовой деятельности.

В итоге проведенное исследование позволяет охарактеризовать процессы внедрения элементов дистанционного обучения в образовательный процесс в условиях современной мировой действительности и выделить их отдельные проблемные аспекты.

Ссылки на источники

1. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» // Открытое образование. -1997. - № 4. - С. 16-19.

2. Полат Е. С., Бухаркин М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 416 с.

3. Хуторской А. В., Полат Е. С. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе: доклад // Материалы заседания бюро отделения общего среднего образования и ученого совета ИОСО РАО от 28 сентября 2000 г. - URL: http://viperson.ru/articles/doklad-problemy-i-perspektivy-distantsionnogo-obrazovaniya-v-sredney-obscheobrazovatelnoy-shkole.

4. Шаров В. С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 94. - С. 236-240.

5. Илалтдинова Е. Ю., Беляева Т. К., Лебедева И. В. Цифровая педагогика: особенности эволюции термина в категориально-понятийном аппарате педагогики // ПНиО. - 2019. - № 4 (40). - С. 33-43. - URL: https://pnojournal.wordpress.com/2019/09/08/ilaltdinova-belyaeva-lebedeva/

6. Hsu Y. C., Shiue Y. M. Exploring the Influence of Using Collaborative Tools on the Community of Inquiry in an Interdisciplinary Projekt-based Learning Context // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2018. - № 14(3). - Р. 933-945. - URL: https://doi.org/10.12973/ejmste/81149.

7. Андреев А. А. Указ. соч.

8. Полат Е. С., Бухаркин М. Ю., Моисеева М. В. Указ. соч.

9. Хуторской А. В., Полат Е. С. Указ. соч.

10. Квон Г. М., Вакс В. Б. Особенности использования электронной системы управления обучением в образовательном процессе // Образование: традиции и инновации: материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф.; отв. ред. Н. В. Уварина. - Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2017. - 332 с.

11. Information Communication Technology as Catalyst for Pedagogical Changes to Generate a Smart Manpower Requirement in Developing Countries / S. Munyengabe, D. Mukamusoni, J. Harindintwari, J. C. Ndeze // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2019. - № 15(10). - em1753. - URL: https://doi.org/10.29333/ejmste/109041.

12. Calvo M., Carnicer A., Cuadros J. et al. Computer-Assisted Assessment in Open-Ended Activities through the Analysis of Traces: A Proof of Concept in Statistics with R Commander // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2019. - № 15(9). - em1743. - URL: https://doi.org/10.29333/ejmste/108456.

13. Elikanida P. M., Prokopyev A. I., Kostyleva G. V. et al. Scientific - methodical resource of student training and vocational motivation development in university // ESPACIOS. - 2018. - Vol. 39. - № 20. - URL: http://www.revis-taespacios.com/a18v39n20/18392015.html.

14. Hsu Y. C., Shiue Y. M. Op. cit.

15. Perienen A. Frameworks for ICT Integration in Mathematics Education - A Teacher's Perspective // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2020. - № 16(6). - em1845. - URL: https://doi.org/10.29333/ejmste/7803.

16. Полат Е. С., Петров А. Е., Аксенов Ю. В. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России // Педагогические и информационные технологии в образовании. - 1998. - № 1. - С. 8-9.

17. Кадирова Л. А., Абдукодирова П. Т. Сравнительный анализ систем управления обучением // Молодой ученый. - 2018. - № 50(236). - С. 334-337. - URL: https://moluch.ru/archive/236/54965/

18. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. - 2019. - № 2(28). - С. 108-112.

19. Масалимова А. Р., Вакс В. Б., Квон Г. М. Влияние инновационных технологий на формирование профессиональных компетенций студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - С. 116-127. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181066.htm.

20. Динамика управления развитием информационной среды образовательных организаций в условиях ком-петентностного подхода / Г. И. Кирилова, М. Л. Грунис, Э. Г. Галимова, О. Г. Карденас // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 6. - С. 31-36. - URL: https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=193674&p_lang=2.

21. Kvon G. M., Vaks V. B., Masalimova A. R. et al. Risk in implementing new electronic management systems at universities // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2018. - № 14 (3). - Р. 891-902.

22. Масалимова А. Р., Вакс В. Б., Квон Г. М. Указ. соч.

23. Риски реализации инновационного подхода в организации образовательного процесса в вузе / А. Ш. Хаса-нова, В. Б. Вакс, Г. М. Квон, Ф. Г. Мухаметзянова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2017. - № 3 (64). - С. 110-119.

24. Хасанова А. Ш., Вакс В. Б., Квон Г. М. SWOT-анализ внедрения инновационных образовательных технологий в ВУЗе // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2017. - № 4(65). - С. 160-167.

25. Реализация инновационных решений в организации образовательного процесса в ВУЗе / Г. М. Квон, Л. И. Фатыхова, В. Б. Вакс, А. В. Пурис // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. -2016. - № 5(61). - С. 244-254.

26. Квон Г. М., Вакс В. Б., Поздеева О. Г. Использование шкалы Лайкерта при исследовании мотивационных факторов обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11. - С. 8496. - URL: https://e-koncept.ru/2018/181086.htm.

27. Квон Г. М. Указ. соч.

B. E. BaKC

Vera B. Vaks,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Kazan National Research Technical University named after

A.N.Tupolev, Kazan, Russia

Wverina@yandex.ru

Application of elements of distance learning in university

Abstract. The spread and development of the computerization processes in education makes it necessary to use special forms of training organization in the educational process, which are called distance learning. On the one hand, the distance learning system acts as a positive factor in ensuring the competitiveness of university graduates in the labor market, since many modern sectors of the economy operate on the basis of digital technologies and require potential participants to work in a digital environment. At the same time, the attitude of students to the use of distance learning technologies in the learning process is a little-studied factor and requires modern research, taking into account the transformation of learning processes under the influence of the circumstances of modern world reality and the need to assess the attitude of students to them, which determined the relevance of this study content. Thus, the purpose of the study is to identify the transformation of the practice of teaching in higher education institutions when introducing elements of distance learning. The study was conducted using a set of methods, including a preliminary analysis of the problem, making a ranking scale for the preparation of a questionnaire describing the main aspects of the use of distance learning elements in the practice of training at a university. The main part of the study was carried out using a set of methods, including observation, survey, generalization of data obtained on the rank scale, calculation of Spearman's rank correlation coefficients, etc. The article includes the study of the frequency and completeness of the use of distance learning elements in the educational process at the university in the conditions of the circumstances of modern world reality and before their occurrence on the basis of the of students' opinions study. The conducted research was based on the study of students' opinions about the practice of using elements of distance learning in the educational process based on the use of new educational technologies in the educational process of the Kazan National Research Technical University named after A.N.Tupolev (Kazan).

Key words: distance learning system, elements of distance learning, distance learning technologies, learning management system. References

1. Andreev, A. A. (1997). "K voprosu ob opredelenii ponyatiya "distancionnoe obuchenie", Otkrytoe obrazovanie, № 4, pp. 16-19 (in Russian).

2. Polat, E. S., Buharkin, M. Yu. & Moiseeva, M. V. (2004). Teoriya i praktika distancionnogo obucheniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zaved., Izd. centr "Akademiya", Moscow, 416 p. (in Russian).

3. Hutorskoj, A. V. & Polat, E. S. "Problemy i perspektivy distancionnogo obrazovaniya v srednej obrazovatel'noj shkole: doklad", Materialy zasedaniya byuro otdeleniya obshchego srednego obrazovaniya i uchenogo soveta IOSO RAO ot 28sentyabrya 2000 g. Available at: http://viperson.ru/articles/doklad-problemy-i-perspektivy-distantsion-nogo-obrazovaniya-v-sredney-obscheobrazovatelnoy-shkole (in Russian).

4. Sharov, V. S. (2009). "Distancionnoe obuchenie: forma, tekhnologiya, sredstvo", Izvestiya Rossijskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena, № 94, pp. 236-240 (in Russian).

5. Ilaltdinova, E. Yu., Belyaeva, T. K. & Lebedeva, I. V. (2019). "Cifrovaya pedagogika: osobennosti evolyucii termina v kategorial'no-ponyatijnom apparate pedagogiki", PNiO, № 4 (40), pp. 33-43. Available at: https://pnojour-nal.wordpress.com/2019/09/08/ilaltdinova-belyaeva-lebedeva/ (in Russian).

6. Hsu, Y. C. & Shiue, Y. M. (2018). "Exploring the Influence of Using Collaborative Tools on the Community of Inquiry in an Inter-disciplinary Projekt-based Learning Context", EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education, № 14(3), pp. 933-945. Available at: https://doi.org/10.12973/ejmste/81149 (in English).

7. Andreev, A. A. (1997). Op. cit.

8. Polat, E. S., Buharkin, M. Yu. & Moiseeva, M. V. (2004). Op. cit.

9. Hutorskoj, A. V. & Polat, E. S. Op. cit.

10. Kvon, G. M. & Vaks, V. B. (2017). "Osobennosti ispol'zovaniya elektronnoj sistemy upravleniya obucheniem v obra-zovatel'nom processe", in Uvarina, N. V. (ed.). Obrazovanie: tradicii i innovacii: materialy XIVMezhdunar. nauch.-prakt. konf., Izd-vo WORLD PRESS s r.o., Praga, Cheshskaya Respublika, 332 p. (in Russian).

11. Munyengabe, S., Mukamusoni, D., Harindintwari, J. & Ndeze, J. C. (2019). "Information Communication Technology as Catalyst for Pedagogical Changes to Generate a Smart Manpower Requirement in Developing Countries", EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education, № 15(10), em1753. Available at: https://doi.org/10.29333/ejmste/109041 (in English).

12. Calvo, M., Carnicer, A., Cuadros, J. et al. (2019). "Computer-Assisted Assessment in Open-Ended Activities through the Analysis of Traces: A Proof of Concept in Statistics with R Commander", EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education, № 15(9), em1743. Available at: https://doi.org/10.29333/ejmste/108456 (in English).

13. Elikanida, P. M., Prokopyev, A. I., Kostyleva, G. V. et al. (2018). "Scientific - methodical resource of student training and vocational motivation development in university", ESPACIOS, vol. 39, № 20. Available at: http://www.revis-taespacios.com/a18v39n20/18392015.html (in English).

14. Hsu, Y. C. & Shiue, Y. M. (2018). Op. cit.

15. Perienen, A. (2020). "Frameworks for ICT Integration in Mathematics Education - A Teacher's Perspective", Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, № 16(6), em1845. Available at: https://doi.org/10.29333/ejmste/7803 (in English).

16. Polat, E. S., Petrov, A. E. & Aksenov, Yu. V. (1998). "Koncepciya distancionnogo obucheniya na baze komp'yuternyh telekommunikacij v Rossii", Pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v obrazovanii, № 1, pp. 8-9 (in Russian).

17. Kadirova, L. A. & Abdukodirova, P. T. (2018). "Sravnitel'nyj analiz sistem upravleniya obucheniem", Molodoj uchenyj, № 50(236), pp. 334-337. Available at: https://moluch.ru/archive/236/54965/ (in Russian).

18. Safuanov, R. M., Lekhmus, M. Yu. & Kolganov, E. A. (2019). "Cifrovizaciya sistemy obrazovaniya", Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika, № 2(28), pp. 108-112 (in Russian).

19. Masalimova, A. R., Vaks, V. B. & Kvon, G. M. (2018). "Vliyanie innovacionnyh tekhnologij na formirovanie professio-nal'nyh kompetencij studentov", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 9 (sentyabr'), pp. 116127. Available at: http://e-koncept.ru/2018/181066.htm (in Russian).

20. Kirilova, G. I., Grunis, M. L., Galimova, E. G. & Kardenas, O. G. (2018). "Dinamika upravleniya razvitiem informacion-noj sredy obrazovatel'nyh organizacij v usloviyah kompetentnostnogo podhoda", Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, № 6, pp. 31-36. Available at: https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=193674&p_lang=2 (in Russian).

21. Kvon, G. M., Vaks, V. B., Masalimova, A. R. et al. (2018). "Risk in implementing new electronic management systems at universities", Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, № 14 (3), pp. 891-902 (in English).

22. Masalimova, A. R., Vaks, V. B. & Kvon, G. M. (2018). Op. cit.

23. Hasanova, A. Sh., Vaks, V. B., Kvon, G. M. & Muhametzyanova, F. G. (2017). "Riski realizacii innovacionnogo podhoda v organizacii obrazovatel'nogo processa v vuze", Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki i prava, № 3 (64), pp. 110-119 (in Russian).

24. Hasanova, A. Sh., Vaks, V. B. & Kvon, G. M. (2017). "SWOT-analiz vnedreniya innovacionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v VUZe", Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki iprava, № 4(65), pp. 160-167 (in Russian).

25. Kvon, G. M., Fatyhova, L. I., Vaks, V. B. & Puris, A. V. (2016). "Realizaciya innovacionnyh reshenij v organizacii obrazovatel'nogo processa v VUZe", Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki i prava, № 5(61), pp. 244-254 (in Russian).

26. Kvon, G. M., Vaks, V. B. & Pozdeeva, O. G. (2018). "Ispol'zovanie shkaly Lajkerta pri issledovanii motivacionnyh faktorov obuchayushchihsya", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 11, pp. 84-96. URL: https://e-koncept.ru/2018/181086.htm (in Russian).

27. Kvon, G. M. Op. cit.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

Библиографическое описание статьи:

Вакс В. Б. Трансформация применения образовательных технологий при внедрении элементов дистанционного обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 06 (июнь). - С. 93-105. - URL: http://e-kon cept. ru/2021/211044.htm.

DOI 10.24412/2304-120X-2021-11044

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Вакс В. Б., 2021

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.