Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ В РОССИЙСКОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ XX-XXI ВВ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ В РОССИЙСКОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ XX-XXI ВВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
480
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИЯ / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / КРИЗИС СЕМЬИ / ТРАДИЦИОННАЯ СЕМЬЯ / FAMILY / FAMILY VALUES / TRADITION / GENDER / GENDER STEREOTYPES / FAMILY CRISIS / TRADITIONAL FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черникова Валентина Евгеньевна

Статья посвящена анализу трансформации традиционного понимания семьи в социокультурном пространстве России XX - начале XXI вв. Отмечено, что на формирование семейных ценностей большое влияние оказали социально-экономические изменения в стране. Современный образ семьи дополнился тенденциями, отражающими развитие общества: неоднородность и противоречивость ценностных установок, синтез оставшихся советских стереотипов и современных ценностей. Цель статьи состоит в анализе особенностей изменений традиционных взглядов на семью в советский и постсоветский периоды. Отмечено, что подвергаясь трансформациям, семья постоянно демонстрировала способность к самовосстановлению и укреплению собственного потенциала. В настоящее время на формирование образа семьи и гендерно-семейных отношений интенсивное воздействие оказывают информационные технологии, которые в постсоветский период превратились в главный инструмент моделирования семейных отношений. Выявлено, что в условиях мировоззренческого кризиса наблюдается, с одной стороны, возрождение традиционных семейных ценностей, с другой - активное формирование новых ценностных установок, способствующих обеспечению статуса личности и качества жизни современного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSFORMATION OF IDEAS ABOUT THE FAMILY IN THE RUSSIAN SOCIO-CULTURAL SPACE OF THE XX-XXI CENTURIES

The paper analyzes the transformation of the traditional understanding of the family in the socio-cultural space of Russia of the 20th and early 21st centuries. It is noted that the formation of family values was greatly influenced by socio-economic changes in the country. The modern image of the family was supplemented by trends that express the development of society: heterogeneity and inconsistency of values, the synthesis of the remaining Soviet stereotypes and modern values. The purpose of the work is the analysis of the features of changes in traditional ideas about the family in the Soviet and post-Soviet periods. It is noted that undergoing transformations, the family has constantly demonstrated the ability to self-repair and strengthen its own potential. Currently, the formation of the image of the family and gender-family relations is intensively influenced by information technologies, which in the post-Soviet period became the main tool for modeling family relations. It is revealed that in terms of ideological crisis, on the one hand, the revival of traditional family values, on the other - active formation of new values that promote personal status and quality of life of a modern person.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ В РОССИЙСКОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ XX-XXI ВВ»

УДК 304.2:347.61 (470+571)"19/20"

Черникова Валентина Евгеньевна

доктор философских наук, профессор кафедры философии Северо-Кавказского федерального университета

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ В РОССИЙСКОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ XX-XXI ВВ.

Chernikova Valentina Yevgenyevna

D. Phil., Professor, Philosophy Department, North-Caucasus Federal University

THE TRANSFORMATION OF IDEAS ABOUT THE FAMILY IN THE RUSSIAN SOCIO-CULTURAL SPACE OF THE XX-XXI CENTURIES

Аннотация:

Статья посвящена анализу трансформации традиционного понимания семьи в социокультурном пространстве России XX - начале XXI вв. Отмечено, что на формирование семейных ценностей большое влияние оказали социально-экономические изменения в стране. Современный образ семьи дополнился тенденциями, отражающими развитие общества: неоднородность и противоречивость ценностных установок, синтез оставшихся советских стереотипов и современных ценностей. Цель статьи состоит в анализе особенностей изменений традиционных взглядов на семью в советский и постсоветский периоды. Отмечено, что подвергаясь трансформациям, семья постоянно демонстрировала способность к самовосстановлению и укреплению собственного потенциала. В настоящее время на формирование образа семьи и гендерно-семейных отношений интенсивное воздействие оказывают информационные технологии, которые в постсоветский период превратились в главный инструмент моделирования семейных отношений. Выявлено, что в условиях мировоззренческого кризиса наблюдается, с одной стороны, возрождение традиционных семейных ценностей, с другой - активное формирование новых ценностных установок, способствующих обеспечению статуса личности и качества жизни современного человека.

Ключевые слова:

семья, семейные ценности, традиция, гендер, ген-дерные стереотипы, кризис семьи, традиционная семья.

Summary:

The paper analyzes the transformation of the traditional understanding of the family in the socio-cultural space of Russia of the 20h and early 21st centuries. It is noted that the formation of family values was greatly influenced by socio-economic changes in the country. The modern image of the family was supplemented by trends that express the development of society: heterogeneity and inconsistency of values, the synthesis of the remaining Soviet stereotypes and modern values. The purpose of the work is the analysis of the features of changes in traditional ideas about the family in the Soviet and post-Soviet periods. It is noted that undergoing transformations, the family has constantly demonstrated the ability to self-repair and strengthen its own potential. Currently, the formation of the image of the family and gender-family relations is intensively influenced by information technologies, which in the post-Soviet period became the main tool for modeling family relations. It is revealed that in terms of ideological crisis, on the one hand, the revival of traditional family values, on the other - active formation of new values that promote personal status and quality of life of a modern person.

Keywords:

family, family values, tradition, gender, gender stereotypes, family crisis, traditional family.

Актуальность темы настоящей статьи обусловлена необходимостью изучения трансформационных процессов во всех сферах общества, в том числе касающихся семьи. Интерес к данной теме имеет богатую историю и зародился еще в период формирования первых представлений об обществе и культуре. Сегодня проблема семьи становится объектом пристального внимания со стороны культурологов, философов, социологов в связи с назревшей необходимостью поиска новых ценностных ориентиров. В условиях мировоззренческой противоречивости, пересмотра общенациональных ценностей в России актуальными становятся проблемы, связанные с исследованием представлений о семье на различных этапах развития страны, изучением взаимосвязи традиционных и инновационных взглядов на семью в современной России (А.И. Антонов, Н.И. Андреева, Т.А. Гурко, А.А. Клецин, Г.И. Колесникова, М.С. Мацковский, В.М. Медков, П.А. Сорокин, Л. Уайт и др.) [1]. В центре нашего внимания оказались труды, посвященные теоретико-методологическому анализу сущности семьи и ее функционирования в рамках общеци-вилизационных процессов в российском обществе. К числу ученых, исследовавших теоретические аспекты семьи, можно отнести А.Г. Вишневского, С.И. Голода, С.Н. Гаврилова, И.Ф. Дементьеву, Л.И. Савинова, Б.Б. Хубиева [2]. Определенный научный интерес представляют работы, в которых затронуты проблемы, связанные с социально-экономическими изменениями в семье в условиях кризиса общества. С конца 90-х годов прошлого столетия большинство исследователей

приходят к выводу, что для современной российской семьи характерен процесс трансформации. Катализатором изменений называется прежде всего профессиональная занятость современной женщины, ставшая нормой ее жизненной стратегии. Семья в условиях трансформирующегося российского общества представлена в работах современных авторов: А.В. Верещагиной, А.В. Меренкова, Ф.А. Мустаевой, В.В. Поляковой и других [3]. Теоретическому осмыслению современных демографических проблем, выявлению причин нестабильности семьи в эпоху постиндустриализма посвящены работы С.А. Булгаковой, Т.А. Гурко, М.В. Смагиной [4]. В контексте исследуемой темы научное значение имеют работы Ю.А. Гаспаряна, Р.А. Лопина, Е.А. Соловьевой, А.Б. Федуловой [5], в которых анализируются психологические, культурологические и педагогические аспекты семейной проблематики.

Таким образом, в современной социогуманитарной мысли накоплен богатый теоретический опыт по изучению различных проблем фамилистики, который может быть использован в качестве научной базы для исследования конкретных проблем семьи.

Для изучения динамики развития феномена «семья» нами был применен следующий методологический инструментарий. С целью осуществления многоаспектного анализа семьи использовался системный подход. Исторический метод был применен для выявления изменений в интерпретации образа семьи в ретроспективном контексте. Привлечение аксиологического метода позволило выявить трансформацию семейных ценностей в контексте эволюции представлений о семье.

Научная новизна исследования заключается в следующем. В статье проанализированы особенности изменений в интерпретации семьи в контексте современной социокультурной ситуации в России; аргументирована зависимость трансформационных процессов в семье от ценностных приоритетов. Посредством проведенного анализа эволюции представлений о российской семье выявлено, что, начиная с XX века и по сегодняшний день, под воздействием экономических, политических и культурных обстоятельств наблюдается постепенное разрушение традиционных моделей семейных отношений и конструирование новых типов семьи, соответствующих современному социуму.

Начало XX века в России было ознаменовано усилением многовекторных тенденций, связанных с утверждением новых представлений о нравственных нормах, которые затронули институт семьи. Патриархальные порядки, господствовавшие в семейной сфере на протяжении долгих лет в России, перестали быть актуальными. На смену им приходит революционное понимание семейных отношений, которое в корне меняет образ семьи начала XX века. Так, отвергается обязательность церковного брака, устанавливается свобода не только вступления в брак, но и развода. Основная задача советского государства в области семейной политики состояла в том, чтобы подорвать ценность патриархальной семьи с ее тендерными стереотипами и создать новый тип «ячейки общества», который А.М. Коллонтай назвала союзом двух членов коммунистического общества. Конечной целью такого подхода к семейным отношениям было формирование идеала социалистической семьи, которая бы находилась под тотальным контролем государства.

Важно отметить, что на всем протяжении своего существования советская власть постоянно стремилась воплотить в жизнь принцип равноправия мужчины и женщины, утвердить общественно-воспитательный процесс в качестве базового для формирования человека советского типа. Возвращение в 1930-х годах к традиционным семейным ценностям укрепило в сознании советского человека образ крепкой семьи, в которой все члены имеют равные права, что подтверждено многочисленными литературными произведениями и киносюжетами. Тоталитарный режим стремился к формированию новой ментальности, глубоко пропитанной идеологией. А.И. Шаповалов пишет: «В результате уникальной по своим масштабам попытки реализовать величайшую из утопий большинство населения громадной страны независимо от этнической или социальной принадлежности в смысловых основаниях своей деятельности обрело свойства советского народа. Пожалуй, это наиболее существенный итог социалистического и коммунистического строительства: сформировался советский человек - носитель уникальной ментальности» [6, с. 125].

Закрепившаяся на долгие годы модель советской семьи в качестве основных принципов провозглашала запрещение абортов, отрицательное отношение к незарегистрированным бракам, ответственность семьи за воспитание детей и т. д. К концу 60-х - началу 70-х годов XX в. в СССР «сложилось более стабильное, более моногамное и более викторианское отношение к семье и браку, чем в практике любой западной страны» [7, с. 92].

К 80-м годам XX века окончательно сформировалась модель советской семьи с социалистическими принципами внутрисемейных отношений. Характеризуя особенности данного типа семьи, С.И. Голод считает, что главным ее отличием являлась нуклеарность, разрыв родственных связей, уменьшение количества детей. Таким образом, детоцентристская семья вытесняет патриархальную, сфокусировав внимание на детях как на стержне семейных отношений [8, с. 64-65].

Конец XX века был отмечен кардинальными изменениями в социально-экономической жизни российского общества. Наблюдавшийся кризис мировоззрения, культурный перелом, переоценка ценностей - все это отразилось на институте семьи. В связи с установлением рыночных отношений подвергается трансформации семейно-брачный статус, утрачивается «традиционная сакральность» в семейных отношениях. Расширение экономической функции семьи приводит к ослаблению воспитательных и репродуктивных функций, увеличению разводов, разорванности семейных связей и родственных отношений. В связи с этим актуализировались такие проблемы семьи, как недостаточный уровень материального обеспечения, рост неполных семей, увеличение внебрачной рождаемости, снижение педагогической культуры родителей и др.

Начало XXI века определило дальнейший вектор трансформационных процессов в семье. Постмодернистский образ семьи приобрел характеристики, отражающие современное развитие общества: неоднородность и противоречивость ценностных установок, синтез оставшихся советских ментальных стереотипов и современных ценностей, чуждых национальному менталитету и привнесенных извне.

Большое значение для формирования современного образа семьи приобретают изменения гендерных стереотипов. Прежде сформированные образы «феминности» и «маскулинности» вступают в резкое противоречие с новыми гендерными ролями и статусами. Благодаря телевидению, литературе, СМИ, значимость которых для современного человека трудно переоценить, мы являемся свидетелями трансформации традиционной гендерной идентичности, конструирования новых моделей гендерных отношений в семье, посредством которых декларируются уровни самооценки мужчины и женщины.

Сегодня в средствах массовой информации и литературных произведениях наиболее часто культивируются два образа семьи - счастливый и проблемный. Первая модель наиболее востребована для воссоздания ее в телевизионных передачах и рекламе. Картинки, демонстрирующие домашний уют, счастливых супругов и радостных детей, воспринимаются аудиторией как своеобразный идеал семьи и эталон семейных отношений. Образ проблемной семьи показывает ее кризис, обусловленный деградацией духовных основ и потерей человеком нравственных ориентиров. В семейных отношениях данная ситуация проявляется в нарастании непонимания и отчуждения между супругами, родителями и детьми. Сегодня интернет-сайты пестрят рассказами о непростых семейных отношениях, призывами к обращениям за помощью к психологам и другим специалистам с тем, чтобы преодолеть создавшиеся семейные трудности.

Кризисное состояние современной семьи, которое, по мнению ученых, неуклонно усугубляется [9], вкратце можно обозначить следующим образом. В современной семье активно насаждаются идеалы активной, самостоятельной личности, идущей напролом к достижению своей цели. Чуждые ментальному складу российского человека идеалы часто становятся причиной разлада в семье. По-русски глубоко описывает подобную ситуацию В.Г. Распутин в повести «В ту же землю»: «А что потеряла себя - да, потеряла. В одиночестве это происходит быстро. Человек не может быть нужен только самому себе, он - часть общего дела, общего организма, и когда этот живой организм объявляется бесполезным, обмирают и все его органы, существовать внутри своей функции они не в состоянии» [10, с. 82]. Выход из кризисного состояния для института семьи может быть найден только в случае обращения к общечеловеческим ценностям при сохранении российской культурной идентичности и своеобразия этнических культур. По мнению О.П. Морозовой, в современном обществе основу семейных ценностей должны составлять российские традиции. Необходимо использовать все имеющиеся информационные возможности для того, чтобы образ семьи превратился в современный тренд «объектов моды», создавать условия для интереса к образу мужчины и женщины, состоящих в браке, в условиях масштабных экономических и социальных трансформаций [11].

Таким образом, в рамках проведенного исследования необходимо констатировать следующее. Очевидным является тот факт, что семья всегда была органично включена во все сферы жизнедеятельности российского общества. В XX веке в связи с утверждением социалистических отношений устоявшиеся веками представления о семье трансформируются в сторону утраты традиционности. В конце XX в связи с кризисом российского общества и мировоззренческой дезориентацией семья находится в поиске адекватных тому периоду стереотипов и норм своего существования. С развитием информационных технологий и интернет-пространства запускается процесс виртуализации семейных отношений. В результате наблюдается трансформация представлений о семье, формируется плюрализм моделей семьи будущего. Подобная либерализация взглядов влечет за собой нивелирование ценностей традиционной семьи, а как итог - глобальную демографическую катастрофу. Сегодня общество испытывает необходимость в дей-

ственных мерах, направленных на реставрацию и утверждение утраченных семейных отношений. В российском обществе формируется запрос на возрождение традиционной (консервативной) семьи как образец оздоровления семейных отношений.

Мы полагаем, что материалы статьи и основные ее выводы имеют определенное теоретическое значение для дальнейшего исследования представлений о семье XX - начала XXI веков; изучения ценностных приоритетов в семейно-брачных отношениях; определения воздействия информационных технологий на изменение представлений о семье. Трансформационные процессы в семье являются предметом различных научных дискуссий, следовательно, материалы настоящей статьи могут быть востребованы при углубленном изучении образа семьи советского и постсоветского периодов в рамках философии культуры, социальной психологии.

Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при решении актуальных семейных проблем, связанных с кризисом семьи, деградацией личности и утратой представления о важности семейного образа жизни, а также с трансформацией духовных семейных ценностей, женской эмансипацией, феноменом отчуждения в семейных отношениях и др. Материалы исследования могут быть также применены в образовательном процессе для реализации учебных программ по фамилистике, при создании специальных курсов по социальной антропологии, социологии семьи, демографии, философской антропологии.

Ссылки:

1. Андреева Н.И. Семья как объект социально-философских исследований. Ставрополь, 2000. 78 с. ; Антонов А.И., Медков

B.М. Социология семьи. М., 1996. 302 с. ; Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи. М., 2016. 183 с. ; Кле-цин А.А. Социология семьи // Социология в России. М., 1996 ; Колесникова Г.И. Социология и психология семьи. М., 2019. 397 с. ; Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. 350 с. ; Его же. Кризис современной семьи (социологический очерк) // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 3. ^ 71-82 ; Уайт Л. Избранное: эволюция культуры. М., 2004. 1072 с.

2. Вишневский А.Г., Захаров С.В., Иванова Е.И. Эволюция российской семьи. Современная российская семья. Общая картина // Экология и жизнь. 2008. № 9. С. 4-10 ; Гавров С.Н. Историческое изменение институтов семьи и брака. М., 2009. 134 с. ; Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998. 272 с. ; Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи // Социологические исследования. 2008. № 9. С. 102-109 ; Савинов Л.И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее. Саранск, 1992. 142 с. ; Хубиев Б.Б. Семья как социально-ценностная общность форм бытия человека. Нальчик, 2007. 170 с.

3. Верещагина А.В. Типологическая характеристика семьи в современном российском обществе // Вестник Института ИАЭ. Социология. 2012. № 2. С. 79-91 ; Меренков А.В., Мустаева Ф.А., Полякова В.В. Самоопределение семьи как социокультурного явления // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2015. № 3 (143). С. 35-43.

4. Булгакова С.А. Кризис семьи и традиционных устоев в современном обществе // Инновационная наука. 2016. № 5-1 (17). С. 215-217 ; Гурко Т.А. Институт семьи в постиндустриальных обществах // Ценности и смыслы. 2011. № 4.

C. 26-44 ; Смагина М.В. Социокультурная трансформация семьи в современной России как фактор неблагополучия // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 2. С. 110-114.

5. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). СПб., 1999. 320 с. ; Лопин Р.А. Традиционная культура семьи России. Белгород, 2012. 240 с. ; Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание. М., 2017. 254 с. ; Федулова А.Б., Рыбак Е.В. Семейные ценности и социальное образование молодых родителей в современном обществе // Арктика и Север. 2013. № 11. С. 70-77.

6. Шаповалов А.И. История ментальностей: проблемы методологии. М., 1996. С. 125.

7. Там же. С. 92.

8. Голод С.И. Указ. соч. С. 64-65.

9. Гурко Т.А. Институт семьи...

10. Распутин В.Г. В ту же землю. М., 2001. С. 82.

11. Морозова О.П. Семья и брак в иерархии жизненных ценностей студенческой молодежи // Социология образования. 2017. № 6. а 67-73.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.