УДК 316.4.06
DOI: 10.24412/1998-5533-2024-3-197-203
Трансформация практик цифровой активности современной молодежи:
сопоставительный анализ*
Ефлова М.Ю.
Доктор социологических наук, профессор, заместитель директора по научной деятельности Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета
Ямалнеев И.М.
Кандидат политических наук, доцент кафедры истории, философии и социологии, проректор Казанского государственного медицинского университета
Максимова О.А.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и этнической социологии Казанского (Приволжского) федерального университета, доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева - КАИ
Нагматуллина Л.К.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического
университета им. А.Н.Туполева - КАИ
В настоящее время виртуальная среда, обладающая значительной силой воздействия на современную молодежь, определяет многообразие практик цифровой активности, реализуемых представителями молодых поколений в повседневном формате, что обуславливает актуальность и востребованность социологической диагностики данного направления. Цель данного исследования состоит в выявлении специфики действий молодежи в глобальном информационном пространстве и определении мотивирующих факторов ее активного участия в онлайн-практиках.
* Статья подготовлена в рамках проекта № FZSM-2023-0022 «Цифровая социализация и цифровая компетентность молодежи в условиях глобальных системных изменений: технологии регулирования, риски, сценарии» по государственному заданию, выданному Казанскому федеральному университету.
Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что в условиях новой цифровой парадигмы, во многом определяющей жизненную орбиту молодых поколений, необходимо изучение всего спектра практик онлайн-активности молодежи в условиях ускоряющихся темпов цифровизации. В статье осуществлен поиск ответа на вопрос о том, какие практические действия следует предпринять для того, чтобы усилить роль цифровой среды в формировании поведенческих практик молодежи положительной направленности и полностью нейтрализовать, исключить определяющую роль интернет-среды в формировании их негативных форм.
Ценность и новизна проведенного анализа обусловлена сопоставительным анализом динамики изменения цифровых поведенческих трендов молодежи, выявленной по результатам двух репрезентативных опросов молодежи 2021 и 2023 гг. По итогам исследования сформулированы выводы о распространенности различных практик цифровой активности российской молодежи, описаны тенденции их дальнейшего развития.
Ключевые слова: цифровая активность, цифровая среда, онлайн-активность, молодежь, цифровая компетентность, виртуальная реальность
Для цитирования: ЕфловаМ.Ю., Ямалнеев И.М., Максимова О.А., Нагматуллина Л.К. Трансформация практик цифровой активности современной молодежи: сопоставительный анализ //Вестник экономики, права и социологии. 2024. № 3. С. 197-203. DOI: 10.24412/1998-5533-2024-3-197-203.
В современных условиях «очень важна обратная связь с обществом», особенно с молодежью -той частью отечественного социума, на которую возложена миссия по «укреплению страны» [1] и обеспечению ее развития. Поэтому без понимания характера цифрового поведения молодежи эпохи качественных технологических изменений, испытывающей сильное информационное воздействие, для которой цифровая среда стала неотъемлемой частью жизненного пространства и даже ее доминирующей зоной, изменившей основы и направленность процесса социализации, невозможна не только корректировка стратегий ее поведения в континууме информационного и реального социального пространств, но и нахождение путей мобилизации резервов гражданской активности молодежи. От социальных действий, реализуемых молодежью в различных сферах общественной жизни, уровня их энергии и соответствия новым требованиям современной реальности, зависит будущее страны, ее способность противостоять множеству вызовов. В этом аспекте также важно осуществлять подготовку профессионалов высшей квалификации через систему высшего образования. Именно она становится востребованным «...коммуникативным пространством, где воспитывается студенческая молодежь с гражданскими позициями по отношению к своей стране, к своему региону, семье, близкому окружению, природному миру» [2].
Этими обстоятельствами обусловлен сопоставительный анализ результатов двух репрезентативных социологических исследований, проведенных в 2021 и 2023 гг. группой исследователей Казанско-198
го (Приволжского) федерального университета при участии авторов статьи, по изучению поколений молодежи в контексте их цифрового поведения.
Основой исследований стало онлайн-анкетиро-вание отечественной молодежи с репрезентативной выборкой 2210 и 2206 чел. соответственно по годам, проведенное в 8 федеральных округах Российской Федерации: Центральном, Северо-Западном, Южном, Северо-Кавказском, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном. Респондентами стала молодежь в возрасте от 18 до 35 лет, выделенная в две возрастные группы - от 18 до 25 лет и от 26 до 35 лет. Из обследуемых представителей социально-демографической группы молодежи в первой волне женщин - 62,4 %, мужчин - 37,6 %, во второй, 2023 г., - 51,7 % женщин и 48,3 % мужчин. Критериями, определившими выборочную совокупность, стали показатели уровня образования, материальное положение, место проживания - в городах с разной численностью населения (от менее 50 тыс. жителей до миллиона), а также в селе и сельской местности.
Остановимся подробно на сопоставительном анализе данных, полученных в годы проведения исследований, результаты которых представляют возможность сделать выводы относительно наметившихся тенденций изменения практик цифровой активности современной молодежи.
С каждым годом уровень цифровых компетенций молодежи демонстрирует устойчивый рост. Стремительно нарастающая скорость цифровых трансформаций способствует приходу в информационное пространство новых поколений, отличительной чертой которых является цифровое мышление со
свойственной ему интенсивностью приращения знаний в области информационных технологий. Неразрывная связь молодежи с цифровой средой, обыденность и естественность восприятия ее представителей в интернет-контексте на всех уровнях жизни позволяет оценивать достаточно высокий уровень цифровой компетентности молодежи, в том числе отмечаемый и самими ее представителями, что подтверждается ответами респондентов на вопрос онлайн-анкеты, когда опрашиваемых просили оценить уровень собственной цифровой компетентности. Так, если в 2021 г. 21,9 % респондентов оценивали свои цифровые навыки как высокие, 38,4 % как «выше средних», 35 % - «средние», 6,8 % -«низкие», то в 2023 г. числовые показатели принципиально изменились. Так, 41,5 % респондентов отметили высокий уровень собственной цифровой компетентности, 49,2 % оценили их как «выше среднего» и 6,6 % посчитали уровень цифровых знаний и умений «средними» и лишь 2,7 % «низкими». В данном случае очевидны существенные увеличения числовых показателей в ответах и явно выраженная тенденция на актуализацию спроса молодежи на овладение цифровыми компетенциями, обусловленная объективными требованиями современного цифрового общества.
В условиях увеличения объемов информации, исходящей из интернет-среды, многообразия цифровых информационных источников, расширения диапазона коммуникативных практик в цифровом пространстве наблюдается продолжающийся рост показателей использования молодежью социальных сетей и мессенджеров, которые сами респонденты считают «удобным форматом коммуникации с минимальными затратами времени» и неуклонно наращивают интенсивность взаимодействия в информационном пространстве. По результатам наших исследований лидерами среди молодежной аудитории стали социальные сети ВКонтакте и Tik Tok, мессенджеры WhatsApp1 и Telegram. Используемые наиболее активно, они в исследуемом периоде с 2021 по 2023 гг. продемонстрировали увеличение количества пользователей. Так, например, популярность социальной сети Tik Tok выросла с 26,4 % в 2021 г. до 33,7 % в 2023 г.; доля опрошенной молодежи, которая чаще стала задействовать в общении Telegram увеличилась с 60,8 до 84,4 % соответственно по годам.
Действительно, множественность онлайн-плат-форм и приложений, существующих на рынке программных продуктов и постоянно демонстрирующих раскрытие функциональных возможностей, вызывает интерес у современной молодежи и неизбежно влечет за собой необходимость их освое-
1 Мессенджер WhatsApp принадлежит Meta, которая признана экстремистской организацией, ее деятельность запрещена в России.
ния в целях интернет-общения, концентрируя представителей молодых поколений в цифровой среде. Для большинства молодых людей она стала также источником получения информации о значимых событиях общества и страны. В этом плане результаты исследований проиллюстрировали динамику изменения численности респондентов, предпочитающих получать информацию из интернета: если в 2021 г. форумы, блоги, мессенджеры, социальные сети являлись источником информации для 77,3 % опрошенных, то по данным 2023 г. их количество увеличилось до 90,7 %, обозначился рост и среди тех респондентов, кто предпочел цифровые медиа другим способам получения информации - от 73,6 % на первом этапе исследования до 86,6 % во вторую волну.
Жизнь современной молодежи наполнена проявлениями онлайн-активности, характеризуемой многообразием ее видов и форм, наиболее типичными из которых является использование цифровой среды в образовательных, трудовых, досуговых целях. Молодежь осуществляет общение в интернет-сетях и мессенджерах, реализует ежедневные обыденные практики, задействуя интернет-средства, что, безусловно, увеличивает время, проводимое в информационном пространстве. Так, количество участников группы «постоянного онлайна», по данным исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на июнь 2023 г., «отличает молодой возраст - 18-24 года», а изменяет показатели интенсивности потребления интернета в возрастных группах 18-24-летних и 25-34-летних наблюдается постоянная динамика в сторону роста, «но в большей степени - среди молодежи до 25 лет, где доля "heavy users" ("заядлых пользователей") достигла 86 %» [3].
Следствием данной ситуации вполне закономерно является наблюдаемое у молодежи предпочтение онлайн-формата взаимодействия в различных жизненных сферах, что также подтверждают данные нашего исследования 2023 г., в соответствии с которыми участники опроса, определяя процентный показатель того, насколько их общение перешло в цифровую среду по шкале от 0 до 100 %, отметили, что на 59,3 % общение с родственниками, членами семьи проходит в интернет-пространстве; числовой показатель онлайн-контактов с друзьями несколько выше и составил 62,7 %, а онлайн-обще-ние с коллегами оценено на уровне 54 %. Респонденты посчитали, что их взаимодействие с представителями государственных институтов (налоговые органы, госуслуги, врачи и пр.) на момент опроса соответствует 56,2 %, а обсуждение информации о мире, о жизни, о стране, обществе и пр., осуществляемое в чатах, на форумах, соответствует показателю в 66 %. При этом значимых различий в оценках респондентов, определяемых зависимостью
приведенных числовых данных от пола, возраста, уровня образования, материального положения и места проживания по федеральным округам, в ходе дисперсионного анализа выявлено не было.
Наблюдаемое повышение значимости цифрового пространства в осуществлении коммуникационных связей одновременно не свидетельствует о его исключительном предпочтении в отношении реализации молодежью практик общения, а значит, сохраняется понимание роли реальной социальной среды в обогащении социальным опытом в процессе взаимодействия, признание ее в качестве неизменной основы социализации молодых поколений, источника их социальной активности.
На фоне существующего режима постоянного присутствия молодежи в интернет-среде заметна и требует анализа онлайн-активность в отношении проявления гражданских инициатив, желания решать как глобальные, так и локальные проблемы, используя ресурсы цифровой среды. С этой целью в онлайн-анкетах был предусмотрен блок вопросов, направленный на выяснение набора причин и практик гражданского участия, реализуемых молодежью в цифровом поле. Так, анализ результатов опросов двух лет продемонстрировал следующую динамику изменения мнений представителей опрошенной молодежи относительно причин проявления людьми гражданской активности в интернете: незначительно возросло число опрошенных -с 46,6 % в 2021 г. до 48,4 % в 2023 г., указывающих в качестве такой причины тот факт, что «объединение в реальной жизни занимает слишком много ресурсов». Одновременно уменьшилось количество ответивших, считающих, что «Интернет позволяет воздействовать на большее количество людей» с 60,5 % в 2021 г. до 53,6 % в 2023 г., а также тех, кто ранее утверждал, что «цифровые медиа способствуют более мощной и эффективной мобилизации людей» (с 40,6 до 32,3 % соответственно). Ощутимое падение числовых показателей зафиксировано и по количеству опрошенных, придерживающихся точки зрения, что проявление гражданской активности в интернете гарантирует безопасность с 50,3 % в 2021 г. до 29,2 % в 2023 г. Динамика ответов молодежи на данный вопрос, а также самостоятельно предлагаемые варианты ответов, прозвучавшие следующим образом: «Ритм современной жизни предполагает цифровизацию и ускорение темпов жизни, огромный поток информации окутывает людей, поэтому интернет позволяет человеку обрабатывать данную информацию», «Так удобнее и экономит время», «Потому что это удобно и доступно», заслуживают внимания в контексте того, что молодежь, при усиливающемся на нее цифровом воздействии адекватно оценивает возможности интернет-среды, видит опасности, из нее исходящие, фактически понимая, что при простоте, удобстве, скорости распро-200
странения информации в цифровом поле не всегда можно обеспечить эффективность осуществляемых там действий. Поэтому только «связанность активности в онлайн-среде и реализуемых в офлайн форм активности» [4], основанная на взаимодополняемости двух сред - цифровой и реальной социальной, способна привести к достижению желаемых результатов по реализации гражданских свершений.
Современный цифровой формат взаимодействия предоставляет широкие возможности выбора молодежью способов инициации и реализации гражданских инициатив в соответствии с целями, жизненными предпочтениями, мотивами, мировоззренческими ориентациями и установками. В целях анализа наиболее приоритетных практик среди представителей отечественной молодежи и осуществляемых ими в цифровой среде опрашиваемым был задан вопрос «Что Вам приходилось делать в Интернете за последние полгода-год?». Сравнительный анализ ответов на вопрос зафиксировал следующие тенденции: молодежь стала чаще вступать в группы партий/политических лидеров в социальных сетях: если в 2021 г. на это указали 28,1 % респондентов, имеющих такой опыт, то в 2023 г. -30,4 % опрошенных; фактически не произошло изменений в отношении стремления молодежи высказываться по общественным и политическим проблемам в блогах, социальных сетях, на новостных сайтах: если в 2021 г. поступали так 45,7 % респондентов, то в 2023 г. - 45,6 %. Не уменьшилось и количество молодежи, вступающей в группы общественных (некоммерческих) организаций, инициатив по решению общественных проблем и помощи нуждающимся в социальных сетях (44,7 и 45,8 % соответственно по годам). Причем желание оказывать помощь изъявляли как респонденты, оценивающие свое материальное положение как достаточно высокое, при котором они могут «позволить себе практически все», так и те, кто отметил, что «денег не хватает даже на самые необходимые продукты» (73,1 и 53,2 % респондентов соответственно с разным уровнем обеспеченности), и такая позиция, в соответствии с результатами опросов, выглядит достаточно устойчивой. Годы между двумя исследованиями не изменили мнения молодежи относительно активного соучастия в решении значимых социальных проблем, дальнейшей реализации практики поддержки нуждающихся в помощи людям, на уровне, доступном и понятном молодежи - в цифровой среде, подтвердив таким образом не только активную гражданскую позицию молодых поколений, но и позитивный прогноз в отношении устойчивости их духовно-нравственного начала, не нарушенного информационным воздействием.
Цифровая жизнь молодежи с многообразием конфигураций онлайн-практик и предпочтений, умением представителей молодых поколений свободно
ориентироваться в информационном пространстве способствует росту убежденных в том, что «действия пользователей в интернете могут менять мир». В 2023 г. доля респондентов, разделяющих данную точку зрения, составила 22,8 % в отличие от 18,2 % респондентов в 2021 г., признающих следствием активных действий в интернет-пространстве возможность влияния на социумную действительность. Несмотря на то что динамика изменений мнений была незначительна и числовой показатель вырос всего на 4,6 %, все же этим возможно объяснить существующую у молодежи уверенность в целесообразности проявления гражданской активности в цифровой среде. Среди факторов, также определяющих включение в онлайн-обсуждение и участие в решении проблем различных уровней - локального и глобального, наши респонденты отмечали «желание осветить свою позицию», причем показатель данного варианта ответа практически остался на уровне 2021 г. и составил 33,6 %. Решающими моментами активного участия в онлайн-действиях по решению социально значимых проблем общества опрошенные называли желание «добиться широкой огласки какой-либо проблемы», «опровергнуть ложную информацию». Числовой показатель данных ответов также остался на уровне 2021 г. и составил 40,6 и 43,2 % соответственно. Изменениям подверглись мнения респондентов относительно факторов включения в онлайн-обсуждение, определяемых сугубо личными целями, решения собственных проблем, а также близких людей, в связи с чем число считающих наиболее значимым мотивом включения в онлайн-активность ситуацию, когда «проблема касается лично меня и моих близких», уменьшилось с показателя 48,6 % в 2021 г. до 43,3 % в 2023 г. при отсутствии зависимости ответов от пола, возрастной группы, уровня образования, материального благосостояния и места проживания.
Вопреки существующей критике молодых поколений, упрекаемых в наличии у них установок индивидуализма, прагматичности, ориентированности на собственный успех, достаточно заметна позитивная подвижка в изменении приоритетов молодежи в отношении сочетаемости личного и общественного. Стремление решать проблемы города, региона, страны, не оставаясь безучастным к происходящему в пространстве социума, подтверждая гражданскую заинтересованность и участие, стало более выраженным у молодых респондентов.
Молодежь четко заявляет о готовности проявлять гражданскую активность при необходимости решения различных проблем, задействуя знакомые и доступные ей средства интернет-среды. При этом ключевыми тактиками реализации гражданского участия, в представлениях молодых респондентов, являются «проставление "лайков" ("мне нравится") под постом о проблеме», «подписание интернет-пе-
тиций», «перепост поста, сделанный другими пользователями на своей странице/своим контактам», «создание авторских постов/сообщений в социальных сетях», «создание постов для защиты прав потребителей/публичное разоблачение организаций, нарушающих такие права», «внесение/организация онлайн пожертвований для решения проблем». Диапазон распределения данных вариантов ответов определялся показателями в числовом отрезке от 60 до 15 % от числа опрошенных в 2021 г., а в 2023 г. был расширен и находился в районе числовых значений 17,3-74,7 %. И хотя высказывание одобрения в виде проставления «лайка» - «кликтивизм», как форма действенного средства решения проблем часто вызывает определенные сомнения и потому носит название «пассивный активизм», все же позволяет расширить охват информируемой аудитории, акцентировать внимание большого количества людей на проблеме и является неким стандартом цифрового поведения современной молодежи, который видится молодым поколениям наиболее эффективным, оказывающим поддержку высказываемым идеям, мнениям, инициативам, тем более что они считают, что «все способы решить проблемы общества перешли в онлайн пространство, в оффлайн каналов не так много» (увеличение показателя с 17,9 до 31,3 % в годы проведения исследований). Такая своеобразная форма соучастия современной молодежи в решении проблем обусловлена, в определенной степени, возрастными особенностями социальной группы молодежи, недостаточным опытом реальной жизни, позволяющим умело и творчески сочетать и задействовать при решении проблем как онлайн-среду, так и оффлайн-реальность. Поэтому только «максимальное расширение круга молодых людей, вовлеченных в созидательную, полезную для общества деятельность» [5], включенность в деятельность молодежных организаций и движений страны, поддержание социальной активности средствами проектной деятельности будут способствовать повышению уровня мотивации молодежи к участию в решении социально-значимых проблем не только в цифровой среде, но и в реальной социальной жизни.
К предпочтительным действиям в цифровой среде опрашиваемыми также были отнесены: «создание открытых "хранилищ" (онлайн-группы, форумы по теме) для совместного использования данных по проблеме», готовность «составить и выложить обращение к политику, знаменитости или другому влиятельному лицу для привлечения внимания к проблеме», но занявшие в иерархии вариантов ответов более скромные позиции. Причем в контексте гендерного анализа ответов респондентов на вопрос о готовности к тем или иным действиям в цифровой среде в целях решения значимых проблем большей активностью отличались женщины, чем мужчины,
а также группа взрослой молодежи в возрасте 26-35 лет. Обусловленности ответов показателями уровня образования, материального положения, места проживания в годы проведения опросов установлено не было. В исследовании второй волны 2023 г. среди респондентов, отметивших, что уже имеют определенный опыт участия в реализации подобных видов активности в интернет-среде и «готовых к такому опыту», количество последних по сравнению с результатами 2021 г. возросло, достигнув по некоторым из них показателя в 31,7 %. Поэтому следует всячески поддерживать молодежь в отношении реализации ими в цифровой среде позитивных практик активизма, как политических, так и неполитических его форм, в сочетании с мероприятиями, проводимыми в рамках воспитательной работы, реализуемыми в оффлайн-формате и способствующими активизации стремления к гражданскому служению у молодых поколений.
Специфика цифрового поведения современной отечественной молодежи проявляется в отношении ее выбора способов быть услышанными в интернет-пространстве, желании донести свою позицию до большего количества людей, попытаться добиться ответной от них реакции. Так, не приемлемыми, с точки зрения наших респондентов, являются действия в цифровой среде, носящие вредительский характер и имеющие целью получение доступа к конфиденциальной информации человека и оказание воздействия на него. Поэтому не одобряемым и не принимаемым является для участников опросов вариант решения проблем через осуществление ки-бератак. И согласно проведенным исследованиям, количество тех представителей молодежи, кто категорически не приемлет «хакерство в целях решения проблемы» и «оставление комментариев в рамках "атаки" на аккаунт политика или знаменитости для привлечения внимания к проблеме», увеличилось. Динамика изменения числовых показателей по данным вариантам ответов выглядит следующим образом: увеличение с 58,1 % опрошенных в 2021 г. до 67,1 % в 2023 г. не рассматривающих хакерство в качестве возможного метода решения проблем, с 49,3 до 55,4 % соответственно по годам, не готовых осуществлять «атаки» на аккаунты.
Действительно, в современных условиях взаимодействие в цифровой среде должно быть основано на проактивных стратегиях цифровой культуры, в основе которых - умение определять приоритеты, уважать мнение других, не поддаваться импульсивным реакциям, не совершать действия, направленные против других людей, придерживающихся противоположной точки зрения, высокий уровень личностного самоконтроля, то есть поведенческие практики, не противоречащие как человеческим нормам, так и негласным правилам цифрового поведения. И отечественная молодежь в полной мере 202
Социология
осознает недопустимость нарушения социально значимых поведенческих рамок в процессе реализации различных видов активности в цифровой среде.
Для каждого нового поколения молодежи ценность цифрового пространства все более набирает вес, становится местом сосредоточения интересов, устремлений, площадкой реализации инициатив. Поэтому чем выше созидательная активность молодежи, проявляемая на просторах цифровой среды в соединении и единстве с оффлайн-гражданским участием, тем более очевидной и ощутимой будет решающая роль молодежи в решении задач, стоящих перед отечественным социумом, а значит, более уверенной и оптимистичной будет перспектива завтрашнего дня страны в условиях необратимо изменяющегося мира.
Литература:
1. Путин на Госсовете назвал молодежную политику стратегически важной темой. URL: http:// tass.ru/obschestvo/16665365?ysclid=lm4vpt1g bn921390776 (дата обращения: 21.06.24).
2. Шагбанова Ю.Б. Преподавание учебной дисциплины «История России» в высшем учебном заведении для студентов неисторических специальностей и направлений подготовки: основные тенденции и мотивации // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т 11. № 4. URL: https:// mir-nauki.com/PDF/36PDMN423.pdf (дата обращения: 02.06.2024).
3. ВЦИОМ. Новости: Цифровой детокс - 2023: о пользовании интернетом и отдыхе от него. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cifrovoi-detoks-2023-o-polzovanii-internetom-i-otdykhe-ot-nego (дата обращения: 15.06.24).
4. Шамионов Р.М., Суздальцев Н.В., Бочарова Е.Е., Акаемова Ю.А. Роль ценностей и вовлеченности молодежи в различные формы активности в предпочтении онлайн/офлайн-среды // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Т. 13. Вып. 1. С. 38-50.
5. Дорогу молодым: Владимир Путин обозначил приоритеты молодежной политики. URL: https:// www.gazeta.ru/social/2022/12/22/15985699.shtml ?ysclid=lmz675jsgl375656229 (дата обращения: 20.06.24).
Transformation of Digital Activity Practices of Contemporary Youth:
a Comparative Analysis
Eflova M.Iu.
Kazan (Volga Region) Federal University
Yamalneev I.M.
Kazan State Medical University
Maximova O.A., Nagmatullina L.K.
Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev - KAI
At present, the virtual environment, which has a significant power of influence on contemporary youth, determines the diversity of digital activity practices realized by representatives of young generations in everyday format, which determines the relevance and demand for sociological diagnostics of this direction. The purpose of this study is to identify the specifics of youth actions in the global information space and to determine the motivating factors of their active participation in online practices.
The scientific and practical significance of the study lies in the fact that in the conditions of the new digital paradigm, which largely determines the life orbit of young generations, it is necessary to study the whole range of online activity practices of young people in the conditions of accelerating rates of digitalization. The article searches for a solution to the question of what practical actions should be taken in order to strengthen the role of the digital environment in the formation of youth behavioral practices of positive orientation and to completely neutralize, exclude the determining role of the Internet environment in the formation of their negative forms.
The value and novelty of the analysis is due to the comparative analysis of the dynamics of change in digital behavioral trends of young people, based on the results of two representative surveys of young people in 2021 and2023. Based on the results ofthe study, conclusions are formulated about the prevalence of various practices of digital activity of Russian youth, and trends in their further development are described.
Keywords: digital activity, digital environment, online activity, young people, digital competence, virtual reality