Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ МИРА: МИРОВЫЕ ДЕРЖАВЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ МИРА: МИРОВЫЕ ДЕРЖАВЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Концепция национальной безопасности / Россия / внешняя политика / мироустройство. / Concept of national security / Russia / foreign policy / world order.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Юй Тянь Тянь, Грищенко А. П.

В статье исследуются изменения в современном мире, вызванные стремительным развитием глобализации, конфликтами интересов между ведущими мировыми державами и национальными стратегиями каждого суверенного государства. Автор анализирует влияние геополитических процессов на политическую карту мира, особенности формирования новых центров власти и изменения баланса сил. Особое внимание уделяется позиции России в условиях современной политической конъюнктуры, ее роли как одной из ключевых мировых держав и методам достижения национальных интересов в условиях глобальных вызовов. Российско-китайские отношения не являются военно-политическим союзом, как во времена холодной войны, а выходят за рамки этой модели межгосударственных отношений и являются внеблоковыми, неконфронтационными и не нацеленными на какую-либо третью сторону. Благоприятное развитие китайско-российских отношений сыграло важнейшую роль в стабилизации ситуации в Евразии и мировой политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE POLITICAL STRUCTURE OF THE WORLD: WORLD POWERS AND NATIONAL INTERESTS OF RUSSIA

The article explores changes in the modern world caused by the rapid development of globalization, conflicts of interest between the leading world powers and the national strategies of each sovereign state. The author analyzes the influence of geopolitical processes on the political map of the world, the features of the formation of new centers of power and changes in the balance of power. Particular attention is paid to Russia's position in the modern political environment, its role as one of the key world powers and methods of achieving national interests in the face of global challenges. Russian-Chinese relations are not a military-political alliance, as during the Cold War, but go beyond this model of interstate relations and are non-aligned, non-confrontational and not aimed at any third party. The favorable development of Sino-Russian relations has played a crucial role in stabilizing the situation in Eurasia and world politics.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ МИРА: МИРОВЫЕ ДЕРЖАВЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ»

— ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/HSCP.2024.55.88.018 УДК 32

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ МИРА: МИРОВЫЕ ДЕРЖАВЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ

Юй Тянь Тянь1, Грищенко А.П.2

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, краснодарский университет МВД России

Аннотация. В статье исследуются изменения в современном мире, вызванные стремительным развитием глобализации, конфликтами интересов между ведущими мировыми державами и национальными стратегиями каждого суверенного государства. Автор анализирует влияние геополитических процессов на политическую карту мира, особенности формирования новых центров власти и изменения баланса сил. Особое внимание уделяется позиции России в условиях современной политической конъюнктуры, ее роли как одной из ключевых мировых держав и методам достижения национальных интересов в условиях глобальных вызовов.

Российско-китайские отношения не являются военно-политическим союзом, как во времена холодной войны, а выходят за рамки этой модели межгосударственных отношений и являются внеблоковыми, неконфронтационными и не нацеленными на какую-либо третью сторону. Благоприятное развитие китайско-российских отношений сыграло важнейшую роль в стабилизации ситуации в Евразии и мировой политике.

Ключевые слова: Концепция национальной безопасности, Россия, внешняя политика, мироустройство.

TRANSFORMATION OF THE POLITICAL STRUCTURE OF THE WORLD: WORLD POWERS AND NATIONAL INTERESTS OF RUSSIA

Yu Tiantian1, Alyona P. Grishchenko2

1Lomonosov Moscow State University, 2Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Abstract. The article explores changes in the modern world caused by the rapid development of globalization, conflicts of interest between the leading world powers and the national strategies of each sovereign state. The author analyzes the influence of geopolitical processes on the political map of the world, the features of the formation of new centers of power and changes in the balance of power. Particular attention is paid to Russia's position in the modern political environment, its role as one of the key world powers and methods of achieving national interests in the face of global challenges.

Russian-Chinese relations are not a military-political alliance, as during the Cold War, but go beyond this model of interstate relations and are non-aligned, non-confrontational and not aimed at any third party. The favorable development of Sino-Russian relations has played a crucial role in stabilizing the situation in Eurasia and world politics.

Keywords: Concept of national security, Russia, foreign policy, world order.

Введение.

31 марта 2023 года Президент России Владимир Путин подписал указ об утверждении новой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации (далее - «Концепция»). Новая редакция «Концепции» была обнародована на основе переоценки Россией международной обстановки и собственной обстановки в сфере безопасности, четко определила национальные интересы, стратегические цели и приоритетные направления внешней политики России. Стоит отметить, что «многополярный мир» является стержневым содержанием новой редакции «Кон-

цепции» и неоднократно упоминался в ней. С середины 90-х годов ХХ века содействие построению многополярного мира всегда было стержневой концепцией внешней политики России, а утверждение и закрепление статуса России как «первой скрипки» в многополярном мире -практической целью внешней политики России.

Результаты.

На сегодняшний день в России опубликовано шесть версий Концепции: в 1993, 2000, 2008, 2013, 2016 и 2023 годах. Новая редакция Концепции состоит из шести частей, содержащих в

— ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ —

общей сложности 76 основных пунктов. В новой редакции «Концепции» отмечается, что Россия проводит независимую и многовекторную внешнюю политику, основанную на уважении общепризнанных принципов и норм международного права и осуществлении международного сотрудничества на равноправной основе. В документе подчеркивается, что отношение России к другим странам и международным организациям зависит от того, является ли политика другой стороны в отношении России конструктивной, нейтральной или недружественной [1].

В новой редакции «Концепции» указывается на то, что для России имеет большое значение всестороннее углубление отношений с Китаем и Индией, «центрами дружественной и независимой мировой державы», то есть Китаем и Индией.

Что касается отношений между Россией и Западом, то в новой редакции «Концепции» отмечается, что Россия надеется на сохранение стратегического баланса с США и достижение мирного сосуществования. Устранение угроз безопасности со стороны «недружественных стран» в Европе и НАТО. В новой редакции «Концепции» подчеркивается, что для продвижения многополярного мира приоритетной задачей России является ликвидация «доминирующего положения» США и других недружественных стран в международных делах и принуждение их к отказу от неоколониальных и гегемонистских амбиций.

В новой версии «Концепции» подчеркивается, что человечество живет в «эпоху революционных перемен» и что построение более справедливого и многополярного мира является трендом времени. В феврале 2023 года в интервью СМИ Владимир Путин отметил, что мир должен измениться, должен быть построен новый многополярный мир, и не только в интересах США. Стратегия «многополярного мира» России не была реализована в одночасье, а прошла три этапа: идеологическое прорастание, первоначальная практика и глубокая адаптация. Помимо того, что Россия видит объективную тенденцию «подъема на востоке и падения на западе» и непрерывного смещения на восток в развитии мирового экономического центра тяжести, она также считает, что «если будет достаточно крупных держав, претендующих на многополярность, то эта картина наступит раньше». В внешней стратегии России объединение незападного «мирового большинства» и укрепление международных сил для продвижения многополярности мира способствует возникновению «подлинно многополярного мира».

После распада Советского Союза в 1991 году новая независимая Россия быстро изменила ценностную базу своей внешней стратегии, полностью отказалась от ценностей советской социалистической дипломатии, проводила атлан-тистскую внешнюю политику «односторонней»

по отношению к Западу и страстно надеялась стать членом так называемой «большой семьи западной цивилизации». Тогдашний министр иностранных дел Козырев предположил, что важными партнерами России являются «богатые и развитые страны со зрелой экономикой и демократией». Однако такие политические меры Запада, как содействие расширению НАТО на восток, нанесли ущерб интересам России и привели к окончанию «медового месяца» между Россией и Западом.

В условиях трансформации международной структуры, сложившейся после окончания холодной войны, и резкого снижения собственной мощи, в целях защиты и поддержания глобального статуса и влияния России она вела ожесточенные дебаты по вопросам внешней политики внутри страны и формировала различные внешнеполитические концепции. Родилась идея многополярного мира, целью которого является отстаивание национальных интересов России и стремление к лидирующим позициям в международной системе.

Поначалу, теория «многополярных концентрических кругов» была латентной в российских академических кругах. Коннотация заключается в том, что мир - это «концентрический круг», а «центр круга» - это как минимум три «полюса» (США, Западная Европа и Япония), или семь «полюсов» (группа G7), в то время как другие страны находятся над «кругом», и задача России -двигаться от «круга» к «центру».

В 1996 году Примаков сменил Козырева на посту министра иностранных дел, активно корректировал внешнюю политику России, отказался от атлантизма и выдвинул идею «многополярного мира». Примаков считает, что после окончания холодной войны биполярная картина, полная конфликтов, постепенно сменилась на многополярную, и для формирования модели «многополярного мира» необходимо выполнить определенные условия, в том числе: в связи с расширением НАТО на восток предлагается не допустить появления новых разломов в старой зоне конфликта. Принимая во внимание отношение Соединенных Штатов к России как к «побежденной стране» в холодной войне, они предложили отказаться от концепций «доминанты» и «подчиненной», а также от того, что в холодной войне не было «стран-победительниц» и «побежденных стран».

Выдвинутая Примаковым идея «многополярного мира», была быстро воплощена в жизнь. Под его руководством Россия, по сути, создала сложную дипломатическую идентичность, представляя развитые страны в рядах развивающихся держав и представляя развивающиеся державы в группе развитых стран, и пространство для маневра было значительно расширено, а ее международное влияние также достигло дна.

В 1998 году российская дипломатия добилась двух важных результатов:

— ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Во-первых, она приняла участие в саммите «Большой семерки» в Бирмингеме в качестве полноправного члена, сформировав, таким образом, «Большую восьмерку».

Во-вторых, она выступила за создание трехстороннего механизма между Китаем, Россией и Индией, стала придавать большое значение развитию отношений с незападными державами, активно выстраивала платформу для диалога с развивающимися державами [2].

Обсуждение.

Основываясь на уроках, извлеченных из неудачи в продвижении интеграции СНГ в 90-е годы ХХ века, Россия скорректировала свою региональную интеграционную стратегию. Скорректированная региональная интеграционная стратегия, не принесла немедленных результатов, но, пережив два провала «Евразийского экономического сообщества» и «Единого экономического пространства Россия-Беларусь-Казахстан-Украина», в конце концов, выбрала новый виток интеграционного процесса со строительством «Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана» в качестве отправной точки, и, наконец, запустила «Евразийский экономический союз» [3].

С тех пор, стратегия «многополярного мира» России вступила в стадию глубокой корректировки. От крымского кризиса 2014 года до эскалации украинского кризиса в 2022 году отношения между Россией и Западом резко ухудшились. После того, как Крым был возвращен России в марте 2014 года, Соединенные Штаты и Запад исключили Россию из G8. После эскалации украинского кризиса в 2022 году диалоговый канал, которым Россия и Запад совместно управляли почти 30 лет, практически вышел из строя. Украинский кризис коренным образом изменил логику и практику российской дипломатии с 1996 года, когда Россия проводила стратегию «многополярного мира», а основа ее сложной дипломатической идентичности претерпела фундаментальные изменения. Такая модель отношений также объективно толкает Россию на «Восток».

На фоне затянувшегося и сложного украинского кризиса стратегия «многополярного мира» России претерпела новые коррективы, которые заключаются в следующем:

Во-первых, самым большим препятствием на пути реализации мировой многополярности является поддержка Соединенными Штатами од-нополярного мира и глобальной гегемонии.

Во-вторых, евразийская периферия по-прежнему является основной опорой стремления России к «монопольному» статусу, но не ограничивается этим. Опираясь на модель сотрудничества «Евразийский экономический союз», Россия пытается выстроить «Большое евразийское партнерство» с альянсом в качестве ядра, соединяющего Шанхайскую организацию сотрудничества,

АСЕАН и другие региональные интеграционные механизмы.

В-третьих, Россия должна не только продолжать проводить плюралистическую дипломатическую линию и расширять свое внешнее стратегическое пространство, но и объединиться с огромным числом незападных стран, объединить усилия с «большинством стран мира» для создания глобального единого фронта против гегемонии.

Новая версия «Концепции» дополнительно разъясняет стратегию «многополярного мира» России. Подробная информация приведена ниже:

Во-первых, ускоренная корректировка международного баланса сил создала благоприятные условия для построения «многополярного мира». С точки зрения России, непрерывное повышение конкурентоспособности незападных держав и ведущих стран региона, кардинальные изменения технологической базы мирового экономического развития, ускоренная эволюция цивилиза-ционного и культурного многообразия - все это способствует перестройке глобальной геополитической и экономической структуры, демократизации международных отношений - тренду времени.

Во-вторых, «коллективный Запад» является главным препятствием на пути многополярности мира. «Коллективный Запад» относится к «англосаксонской» группе стран во главе с США и их вассалами. По мнению российской стороны, именно из-за гегемонистского поведения «коллективного Запада» обострились риски для политического и экономического развития мира.

В-третьих, в новой редакции «Концепции» Россия выдвинула девять принципов построения «многополярного мира»:

- суверенное равенство государств, уважение всеми странами выбора моделей развития и социально-политических и экономических систем;

- не признавать гегемонию в международных делах;

- сотрудничество на основе баланса интересов и взаимной выгоды;

- невмешательство во внутренние дела других государств;

- международное право имеет приоритет, отвергая двойные стандарты любой страны;

- безопасность на глобальном и региональном уровнях неделима;

- многообразие культур и цивилизаций;

- ответственное лидерство в качестве крупной страны;

- отстаивать главенство суверенных государств в поддержке международного мира и безопасности.

— ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ —

В-четвертых, в новой редакции «Концепции» указывается на то, что для содействия многополярности мира Россия будет уделять особое внимание задействованию потенциала БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества, СНГ, Евразийского экономического союза и Организации Договора о коллективной безопасности, повышению их роли.

Заключение.

Согласно новой редакции «Концепции», Россия будет и дальше укреплять всеобъемлющее стратегическое партнерство координации с Китаем, развивать взаимовыгодное сотрудничество между двумя сторонами в различных областях, поддерживать и укреплять координацию с Китаем на международной арене в целях обеспечения безопасности, стабильности и устойчивого развития в Евразии и других регионах мира.

В марте 2023 года председатель КНР Си Цзинь-пин посетил Россию с государственным визитом. В ходе визита Председатель КНР Си Цзиньпин и Президент России В.В. Путин подписали Сов-

местное заявление об углублении Всеобъемлющего стратегического партнерства и координации в новую эпоху и Совместное заявление о Плане развития основных направлений китайско-российского экономического сотрудничества до 2030 года, наметив план развития двусторонних отношений.

В настоящее время в условиях взаимодействия многочисленных глобальных рисков обостряется стратегическое соперничество между крупными державами, а международная картина становится блоковой [4]. Напротив, Китай и Россия вступили на новый путь отношений между крупными державами и соседями. Российско-китайские отношения не являются военно-политическим союзом, как во времена холодной войны, а выходят за рамки этой модели межгосударственных отношений и являются внеблоковыми, неконфронтационными и не нацеленными на какую-либо третью сторону. Благоприятное развитие китайско-российских отношений сыграло важнейшую роль в стабилизации ситуации в Евразии и мировой политике.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Баженов К.М. Основные проблемы взаимодействия России и ОБСЕ / К.М. Баженов // Молодой ученый. 2021. № 10. С. 296-299.

2. Голунов С.В. Региональное измерение трансграничной миграции в Россию. М. : Аспект пресс, 2023. С. 340.

3. Жигжитов С.В. К вопросу о государственной состоятельности: основные подходы к концептуализации / С.В. Жигжитов // Сравнительная политика. Сравнительный анализ концепций и институтов. 2023. № 3. С. 6-10.

4. Ковров В.Ф. Экономические санкции в отношении России: контрсанкции, последствия и перспективы / В.Ф. Ковров, З.Ф. Абрарова, О.Б. Маяцкая // Дискуссия. 2023. № 4(119). С. 87-106.

References:

1. Bazhenov K.M. The main problems of interaction between Russia and the OSCE / K.M. Bazhenov // Young Scientist. 2021. № 10. P. 296-299.

2. Golunov S.V. Regional dimension of cross-border migration to Russia. M. : Aspect press, 2023. P. 340.

3. Zhigzhitov S.V. On the issue of state solvency: basic approaches to conceptualization / S.V. Zhigzhitov // Comparative politics. Comparative analysis of concepts and institutions. 2023. № 3. P. 6-10.

4. Kovrov V.F. Economic sanctions against Russia: counter-sanctions, consequences and prospects / V.F. Kov-rov, Z.F. Abrarova, O.B. Mayatskaya // Discussion. 2023. № 4(119). P. 87-106.

Информация об авторах

Юй Тянь Тянь

магистрант,

факультет мировой политики и международных отношений, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова 1401332605@qq.com

Yu Tiantian

Master's Student, Faculty of World Politics and International Relations, Lomonosov Moscow State University 1401332605@qq.com

— ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Грищенко Алена Петровна

старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Краснодарский университет МВД России alena.grishenko.81@mail.ru

Alyona P. Grishchenko

Senior Lecturer at the Department of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia alena.grishenko.81@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.