УДК 324 С-59
Соколов Вячеслав Александрович
ассистент кафедры политологии и социологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского тел.: (920) 659-57-07 [email protected]
Трансформация политической системы Ярославской области (на основе анализа избирательного цикла 2007-2008 гг.)
Аннотация:
Статья посвящена итогам выборов в Государственную Думу РФ
2 декабря 2007 года и выборов в Ярославскую областную Думу 2 марта 2008 года, направлена на изучение их влияния на изменение баланса политических сил в Ярославской области. Анализ результатов голосования позволяет выяснить расклад политических сил в области и оценить изменение степени их влияния в политическом поле региона.
Ключевые слова: партии, выборы, электорат, проправительственные силы, оппозиция, партийно-политическая система, избирательная кампания
Проблема функционирования и трансформации партийно-
политических систем активно обсуждается среди политологов и обществоведов на протяжении многих десятилетий, доказывая свою высокую актуальность и значимость. Большой вклад в изучение данного вопроса внесли М. Вебер, Р. Далтон, Р. Михельс, К. Маркс, Ф. Энгельс [1]. Исследование правовой, политической, социально-экономической, психологической, культурной специфики процесса трансформации современной российской многопартийности является одной из наиболее важных проблем отечественной науки. Разработкой данной проблемы занимались В.Я. Гельман, Г.В. Голосов, З.М. Зотова, С.Е. Заславский, Ю.Г. Кор-гунюк, С.Н. Пшизова, А.В. Радзишевский, А.И. Соловьев [2].
В современной науке распространена концепция Х. Линца [3], согласно которой парламентская система представляет собой более прочную основу демократии, чем президентская. В связи с этим изучение вопроса эволюции партийно-политической системы России, ее региональных особенностей представляет особую важность для понимания сущности и определения путей развития отечественной политической системы в целом.
Реформы в области партийного строительства начала XXI в. положили начало новому этапу развития партийно-политической системы России. С одной стороны, в 2001 г. был принят закон «О политических
190
партиях», который наделял партии статусом одного из основных институтов политической системы и заложил основу для создания реальной многопартийной политической системы. С другой - осуществлен переход от смешанной системы выборов к пропорциональной, увеличен заградительный барьер с 5 до 7 %, повышены требования к политическим партиям. Это привело к снижению числа партий и обозначило переход от многопартийной системы к системе с доминирующей партией. Кроме того, контроль государства над СМИ, создание новой «партии власти», ставшей опорой правительства в Парламенте, дискредитация оппозиционных сил позволили исполнительной власти значительно усилить свою роль в процессе партийного строительства.
После выборов в Государственную Думу РФ 2003 г. политическая система начала трансформироваться в сторону двухпартийности, но попытка создать на основе «Родины, а затем «Справедливой России» второй сильной политической партии, которая бы на равных боролась с «Единой Россией», провалилась. В итоге, в стране сохранилась и упрочилась политическая система, которая основывается на наличии доминирующей партии. «Комфортное» существование такой системы возможно, если доминирующая партия имеет 65-70 % мест в Парламенте. В настоящее время на федеральном уровне «Единая Россия», получившая на парламентских выборах 2007 г. 64,3 % голосов избирателей, представляет собой подобную партию, на которую может опереться действующая власть [4].
В данной статье мы ставим перед собой задачу определить характер и региональные особенности современного политического поля России на примере Ярославской области. С этой целью были проанализированы итоги избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы РФ, состоявшихся 2 декабря 2007 г., и Ярославской областной Думы, прошедших 2 марта 2008 г., на основе принципов бихевиористского, деятельностного и сравнительного методов исследования.
Итогом избирательного цикла 2007-2008 гг. в Ярославской области стал переход к стабильности в политической сфере. Главным показателем этого служит то, что в Ярославской областной Думе абсолютное большинство депутатских мандатов (38 из 50) [5] получили представители партии «Единая Россия», которая является опорой действующей федеральной власти. Депутаты «партии власти» организовали совместную работу с губернатором области, чья кандидатура была предложена федеральным центром и затем поддержана предыдущим составом областной Думы, в которой у «Единой России» было относительное большинство (21 из 50 мандатов) [6]. В настоящее время влияние оппозиционных политических сил сведено к минимуму, так как фракция «Единой России» может принимать решения по выносимым на обсуждение в Думе вопросам самостоятельно, что исключает возможность конфликтов исполнительной и законодательной ветвей власти региона.
191
Значимость и радикальность перемен в политической системе Ярославской области подчеркивает тот факт, что до начала избирательного цикла 2007-2008 гг. у федеральных властей сложился образ региона с достаточно высоким уровнем оппозиционности. Политическая культура и режим, которые действовали в Ярославской области со времен правления Б.Н. Ельцина и активно поддерживались губернатором А.И. Лисицыным, способствовали активизации оппозиционных сил. Как результат, регион обладал достаточно сильными демократическими традициями. На этом фоне либеральные политические партии пользовались популярностью среди ярославцев, в то время как левые силы наоборот теряли свое влияние в обществе. После ухода с политической арены страны правых партий, большая часть их электората в регионе либо перестала ходить на выборы, либо стала голосовать за КПРФ и ЛДПР, ассоциируемые с «реальной» оппозицией. Активная деятельность различных политических сил привела к тому, что в законодательном собрании региона отсутствовало устойчивое большинство. В связи с этим зачастую принятие тех или иных законов откладывалось, политики перекладывали ответственность на своих оппонентов, что не способствовало появлению в регионе ответственной власти, вызывавшей доверие у населения.
Результаты выборов в Государственную Думу РФ V созыва в 2007 г. и Президента РФ в 2008 г. стали подтверждением описанного выше. Уровень поддержки партии «Единая Россия» на парламентских выборах и Д.А. Медведева на президентских в Ярославской области был самым низким в Центральном Федеральном округе (за исключением Москвы) и составил 53,17 % и 63,58 % соответственно, в то время как в общем по стране «партию власти» поддержали 64,3 % избирателей, а Д. Медведева - 70,28 %. Кроме того, результат партии «Единая Россия» на выборах в Государственную думу Ярославской области по спискам (50,2 %) также оказался несколько ниже, чем в соседних областях. К примеру, в Ивановской области «Единую Россию» на выборах в законодательное собрание региона поддержали 60,3 % избирателей. Как следствие, значительный перевес «партии власти» в Ярославской областной Думе стал возможен только благодаря победе большого количества кандидатов, выдвинутых «Единой Россией» в одномандатных округах.
Необходимо заметить, что парламентские выборы декабря 2007 г. выявили неспособность или нежелание региональных властей обеспечить твердые позиции проправительственным политическим силам и привели к отставке губернатора Анатолия Лисицына в конце декабря 2007 г.
С одной стороны, изложенные выше факты свидетельствуют о сохранении значительного уровня оппозиционности Ярославской области действующей власти, с другой - заметен значительный прирост проправительственных сил. Если сравнить результаты парламентских выборов 2003 и 2007 гг., то становится понятно, что уровень поддержки «Единой
192
России» в регионе вырос почти на 18 % (с 35 % в 2003 г. до 53,17 % в 2007 г.).
ЛДПР, благодаря поддержке губернатора А.И. Лисицына, заняла в Ярославской области второе место на выборах в Государственную Думу РФ V созыва в 2007 г., набрав 13,13 % голосов избирателей. В то время как в целом по стране партия получила только 8,14 %. На выборах в областную Думу ЛДПР в целом сохранила свои позиции, набрав 12,58 %.
КПРФ в целом сохранила и даже несколько усилила свои позиции, получив часть голосов избирателей СПС и «Яблоко», которые набрали на выборах менее 7 %. Оппозиционно настроенная интеллигенция, придерживающаяся демократических взглядов, разочаровавших в деятельности правых партий, проголосовала за КПРФ, которая воспринималась реальной оппозиционной силой, или вовсе отказалась от участия в выборах. На выборах в Государственную Думу РФ V созыва в 2007 г. коммунисты в Ярославской области получили 11,61 % голосов избирателей, а на выборах в областную Думу КПРФ упрочила свои позиции, набрав 14,6 %, что позволило ей увеличить фракцию в областном парламенте с
3 до 4 человек.
Партия «Справедливая Россия», вопреки своей цели занять нишу на левом фланге, ослабить КПРФ или вытеснить ее с политической арены, в Ярославской области действовала на электоральном поле «Единой России». На выборах в Государственную Думу РФ V созыва смогла добиться значительных результатов в регионе, набрав 12,07 % голосов избирателей и даже несколько опередив КПРФ. Следует заметить, что в целом по стране партию поддержали только 7,74 % избирателей. Но, как оказалось в дальнейшем, реальной политической силой «Справедливая Россия» не стала. Возникшие внутри партии противоречия, раскол в рядах, неподконтрольность местных отделений региональному привели к ее снятию с выборов в областную Думу V созыва и снижению роли в общественно-политической жизни.
По итогам избирательного цикла 2007-2008 гг. была создана новая партийно-политическая система Ярославской области, которая в целом соответствует новой федеральной модели, в рамках которой действуют 4 парламентские партии - «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Единственным исключением стало присутствие в Ярославской областной Думе партии «Патриоты России», которая смогла преодолеть пятипроцентный барьер в связи с неучастием в выборах «Справедливой России». «Единая Россия» значительно укрепила свои позиции в Ярославской области и перешла в ранг доминантной партии в регионе. Это еще один шаг к укреплению позиций данной партии в целом в политической системе России. При этом следует отметить, что баланс политических сил в регионе несколько отличается от общероссийского. В Ярославской области партия «Единая Россия» хоть и является политическим лидером, но не имеет таких твердых позиций, как на федеральном уровне. В свою очередь, оппозиционные партии -
193
КПРФ и ЛДПР - обладают в регионе большей поддержкой, чем в целом по стране.
Ссылки:
1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990 ; Далтон Р. Структура политических связей // Политическая наука. 2004. № 4. С. 235-242 ; Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: соч. в 50 т. М., 1955-1981. Т. 13 ; Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии // Антология мировой политической мысли: соч. в 5 т. М., 1997. Т. 2. С. 186-197.
2. Гельман В. Я. О становлении российской партийной системы и практиках политических коалиций // Политические исследования. 1997. № 3. С. 188-192 ; Голосов Г.В. Партийные системы России и стран Восточной Европы. М., 1999 ; Зотова 3.М. Закон о политических партиях: споры и дискуссии // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2001. № 1. С. 124-137; Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие. М., 1996 ; Пшизова С.Н. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе // Политические исследования. 2000. № 2. С. 30-45 ; Соловьев А.И. Институциональный дизайн российской власти: исторический ремейк или матрица развития? // Общественные науки и современность. 2004. № 1. С. 6476.
3. Линц Х. Опасности президентства // Пределы власти. 1994. № 2-3. С. 3-24 ; Линц Х. Достоинства парламентаризма //Пределы власти. 1994. № 2-3. С. 41-51.
4. Коргунюк Ю.Г. Становление партийной системы в современной России. М., 2007.
5. Фракции Ярославской областной Думы пятого созыва. URL: http://www.adm.yar.ru/duma/frak.asp (дата обращения: 03.10.2009).
6. Депутатские объединения Государственной Думы Ярославской области четвертого созыва. URL:
http://www. adm.yar. ru/duma/info/soz4/frak. htm (дата обра щения:
03.10.2009).
194