Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТЕСТА И ПЕРЕХОД ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ В ВИРТУАЛЬНЫЕ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТЕСТА И ПЕРЕХОД ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ В ВИРТУАЛЬНЫЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦИИ ПРОТЕСТА / ПРОТЕСТНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / МИТИНГ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Артюнина М.А.

В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема использования интернета для организации протестных акций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Артюнина М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF POLITICAL PROTEST AND TRANSITION FROM TRADITIONAL FORMS OF ORGANIZATION TO VIRTUAL

This article examines the current problem of using the Internet to organize protest actions.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТЕСТА И ПЕРЕХОД ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ В ВИРТУАЛЬНЫЕ»

Артюнина М.А., бакалавр политологии

студент

Московский педагогический государственный университет

Научный руководитель: Деева Н.В.

Россия, Москва

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТЕСТА И ПЕРЕХОД ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ В ВИРТУАЛЬНЫЕ

Аннотация: В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема использования интернета для организации протестных акций.

Ключевые слова: акции протеста, протестные движения, митинг, интернет, социальные сети, СМИ.

Artyunina M.A., bachelor of Political Science

student

Moscow State Pedagogical University Scientific supervisor: Deeva N. V.

Russia, Moscow

TRANSFORMATION OF POLITICAL PROTEST AND TRANSITION FROM TRADITIONAL FORMS OF ORGANIZATION TO VIRTUAL

Abstract: This article examines the current problem of using the Internet to organize protest actions.

Key words: protest actions, protest movements, rally, internet, social networks, media.

Современные акции протеста больше не нацелены на то, чтобы собрать большое количество людей в определенном месте и тем самым выразить свое недовольство властью или социальными проблемами. Главная задача — сформировать правильный инфоповод и транслировать его на огромную аудиторию с помощью СМИ и социальных сетей. Митинг уже не так важен, как событие в реальном мире — он куда важнее, как сообщение, которое адресуется через виртуальную реальность.

Наиболее яркая, категоричная форма протеста — это бунты и революции. Но пока уровень недовольства в обществе не стал критическим, оно выражается с помощью hidden messages — скрытых сообщений, завуалированных или анонимных форм передачи информации. К примеру, в СССР такими скрытыми сообщениями были многочисленные анекдоты про советскую власть, а в современной России — изображения уточки на митингах против коррупции или надписи на уличных

предвыборных плакатах с призывом не голосовать на выборах. У скрытых сообщений есть весомый плюс — те, кто ограничивается ими, гораздо меньше рискуют свободой и безопасностью, чем участники прямого протеста. Они не выходят в публичное поле, им не приходится сталкиваться с полицией или агрессией идейных оппонентов. Но благодаря интернету и социальным сетям даже акции в физическом пространстве могут быть гораздо безопаснее для их участников — чтобы передать определенное сообщение огромному количеству аудитории, достаточно нескольких секунд реального участия в митинге, а сам протест может проходить в безлюдном парке или вашем гараже.

Роль социальных сетей в акциях протеста обычно сводят к возможности привлечь как можно больше людей к митингам, а также быстро координировать их действия — с такой позиции исследователи изучали события «арабской весны» 10 или российских протестов 2011-2012 годов. 11 Интернет помогал в организации митинга как конкретного события: под ним мы понимаем собрание определенного количества людей в одном месте и в одно время, а окончательно это событие как митинг часто формирует появление сотрудников полиции.

Но сегодня акция протеста — в первую очередь определенное сообщение для людей, которые являются его наблюдателями не в реальном, а в виртуальном пространстве. Именно там они получают это сообщение через СМИ или социальные сети. И для самих участников митинга эта аудитория важнее, чем реальные наблюдатели. Простой пример — на московском пикете против реновации 14 мая 2017 года женщина при виде телевизионщиков с камерами тормошит своего ребенка с плакатом, чтобы он поднял его повыше — потому что знает, что одна секунда в кадре на видеоролике может приблизить протестующих к цели гораздо ближе, чем просто несколько часов, проведенных на виду у прохожих в центре Москвы. Протестующие просто фотографировались со своими плакатами на фоне толпы, выкладывали снимки в социальные сети и возвращались домой. Именно эти фотографии первыми начали расходиться в интернете, хотя их авторы по факту даже не стали участниками реальной акции протеста. 12

Подобных примеров можно привести много: допустим, молодой человек проходит мимо администрации президента, разворачивает плакат, его фотографируют, после чего акция заканчивается. В реальном мире она длится одну секунду, ее замечают несколько случайных прохожих. В

10 Беседовал М. Х. Эксперт об итогах "арабской весны": Революция так и не состоялась // Русская редакция Deutsche Welle// 14.01.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://p.dw.com/p/1HdeP

11 Волков Д. Протестное движение в России глазами его лидеров и активистов // Вестник общественного мнения. 2012. №3-4. - 141-185 с.

12 Сошников А. Митинг против реновации стал вотумом недоверия властям Москвы // Русская служба Би-би-си // 14.05.2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-39916464

виртуальном пространстве она за несколько дней охватит тысячи человек. Все это еще раз доказывает: митинг как сообщение в мире глобальных коммуникаций становится гораздо важнее, чем митинг как событие.

У любой акции есть две категории наблюдателей — те, кто является непосредственным получателем сообщения в момент ее совершения, и те, кто смотрит через экраны. Сейчас те, кто присутствует при событии только виртуально, оказываются важнее. На самом деле для достижения протестных целей событие может вовсе не происходить в реальности — как, например, виртуальная акция феминисток у Кремля 8 марта 2017 года. 13 В интернете быстро разошлась фотография, на которой активистки демонстрируют плакат «Национальная идея — феминизм» с одной из башен Кремля. Как оказалось, позже, фотография оказалась фейком — плакат был сфотографирован в гараже еще до акции. Но до того момента, когда правда раскрылась, снимок уже разошелся тысячами репостов в социальных сетях, попал в десятки СМИ — включая информационные агентства, а общий охват аудитории исчислялся миллионами человек.

Таким образом, невозможно сравнить драйв тех, кто лично находится на месте протеста и рискует личной свободой, и тех, кто просто выложил отфотошопленную фотографию в сеть, моментально получив отклик огромной аудитории. Точно можно сказать, что социальные сети уже сильно повлияли на эволюцию акций протеста и будут менять их и дальше. Так, сейчас в социальных сетях возможен и прямой протест — открытые политические высказывания на личной странице могут привести к уголовному преследованию.

Использованные источники:

1. Беляев И. Фотошоп как национальная идея // Радио Свобода // 10.03.2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.svoboda.org/a/28359933.html

2. Беседовал М. Х. Эксперт об итогах "арабской весны": Революция так и не состоялась // Русская редакция Deutsche Welle// 14.01.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://p.dw.com/p/1HdeP

3. Волков Д. Протестное движение в России глазами его лидеров и активистов // Вестник общественного мнения. 2012. №3-4. - 141-185 с.

4. Сошников А. Митинг против реновации стал вотумом недоверия властям Москвы // Русская служба Би-би-си // 14.05.2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-39916464

13 Беляев И. Фотошоп как национальная идея // Радио Свобода // 10.03.2017. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.svoboda.Org/a/28359933.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.