2. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Художественная литература, 1979. С. 8-72.
3. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: Российск. гос. гуманит., 1999. 382 с.
4. Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь / Ю.Н. Караулов, Ю.С. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Т.А. Черкасова. М., 1994-1998. Кн. 1. 193 с.
5. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантические, прагматические и лингвокультурологические аспекты. М.: Школа "Языки русской культуры", 1996. 288 с.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДГОТОВКИ РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ В ЭПОХУ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Цай Пэйен Email: Cai691@scientifictext.ru
Цай Пэйен - аспирант, кафедра телевидения и радиовещания, факультет журналистики, Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь
Аннотация: в современную эпоху искусственного интеллекта технология искусственного интеллекта оказывает огромное влияние на производство новостей, и требования к журналистам также изменились. Статья посвящена анализу особенностей работы журналиста в эпоху искусственного интеллекта. Также рассматриваются необходимые навыки для журналиста в будущем. В заключении приведен перечень необходимых компетенций для журналиста для внедрения в учебные программы профессиональной подготовки будущих журналистов. Ключевые слова: искусственный интеллект, современная журналистика, СМИ, технологии.
TRANSFORMATION OF RUSSIAN JOURNALISM TRAINING INTO THE ERA OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE
Cai Peiyan
Cai Peiyan - Graduate Student, DEPARTMENT OF TELEVISION AND RADIO BROADCASTING, JOURNALISM FACULTY, BELARUSIAN STATE UNIVERSITY, MINSK, REPUBLIC OF BELARUS
Abstract: in the modern era of artificial intelligence, Artificial Intelligence technology has a huge impact on news production, and the requirements for journalists have also changed. The article is devoted to the analysis of peculiarities ofjournalist's work in the epoch of artificial intelligence. The necessary skills for a journalist in the future are also discussed. It concludes with a list of necessary competencies for a journalist to be introduced into professional training curricula for future journalists. Keywords: artificial intelligence, modern journalism, media, technology.
УДК 8
Сегодня трудно представить себе такую сферу человеческой деятельности, в которой не присутствуют различные умные машины. Интеллектуальные машины упрощают работу и берут на себя часть человеческих обязанностей. Можно сказать, что искусственный интеллект также проник в сферу журналистики.
Искусственный интеллект (далее - ИИ) в журналистике - это технология создания интеллектуальных компьютерных программ, способных выполнять творческие функции, традиционно считавшиеся прерогативой человека [3, с. 566].
В эпоху искусственного интеллекта основными чертами журналиста будущего являются: деловой интеллект; способность специалиста создавать специальные платформы для презентации своих работ; экспериментировать, не опасаясь новых инструментов и технологий; уметь ориентироваться в социальных сетях и знать о своем SEO-потенциале, ив то же время четкое следование основным принципам журналистики (этика, надежность, объективность и т.д.).
Но самое главное, решающим навыком журналиста в век визуального представления информации является умение искать сюжеты, он также должен иметь представление о работе своих коллег - программистов и дизайнеров, ведь кардинальным изменением в современной профессии журналиста является появление у читателя слепоты на текст, что требует развития зрительного языка передачи информации. Поскольку визуальная передача информации позволяет пользователям быстрее понять контекст ситуации и получить новые знания, инфографика становится важной частью современной журналистики в эпоху ИИ. Но журналист, работающий с инфографикой, должен обладать не только стилем написания, но и базовыми знаниями по проектированию и подготовке программного кода. Также работа с визуальной информацией в эпоху искусственного интеллекта требует нового подхода к работе, который условно можно разделить на три основные части: сбор данных, фильтрация и визуализация. Журналист, занимающийся инфографикой и визуализацией данных, должен иметь не только опыт подготовки сюжетов и рассказов, но и современные средства их создания и иметь художественный вкус.
Таким образом, эра ИИ создает новые профессиональные и квалификационные требования к журналистам и провоцирует трансформацию системы профессиональной подготовки журналистов в Российской Федерации.
Исследователи отмечают, что система профессиональной подготовки и развития журналистов в стране сталкивается с необходимостью радикальных реформ. Актуальность изменений в системе журналистского образования обусловлена как общими, так и частными причинами.
Во-первых, необходимость реформирования образования журналистов продиктована существенным изменением объективных социальных, политических и экономических условий профессиональной деятельности журналистов и, в определенной степени, изменением ее характера.
Во-вторых, на мир профессий уже влияют вездесущие изменения на рынке труда, связанные с глобализацией, интеграцией и внедрением современных технологий. Традиционные редакторские профессии наполняются новым содержанием, модернизируются, и в то же время создаются совершенно новые профессии, которых еще несколько лет назад не существовало. В то же время недостаточное внимание уделяется обучению новым профессиям, таким как технический редактор, исследовательский редактор, редактор-менеджер и специалист по редакционному маркетингу. Здесь есть очень значительные профессиональные возможности, и в то же время большие возможности для учебных заведений с новым прогрессивным профилем.
Следует учитывать, что в ежедневных газетах работают не только сами журналисты, но и профессионалы СМИ других профессий. Масштабы их задач и обязанностей также быстро меняются. Никто пока не заботится об их профессиональном развитии, хотя они даже больше представлены в издательских домах, чем журналисты: в соотношении 2:3. Это развитие меняет профиль требований, предъявляемых к большинству видов профессиональной жизни, и в то же время к подготовке будущих специалистов.
В-третьих, как отмечают многие исследователи, необходимость радикальных реформ журналистского образования становится все более актуальной по мере снижения качества журналистской продукции. В конечном счете, именно требования к профессиональной квалификации, а, следовательно, и к обучению, определяют характеристики и качество продукта или услуги, созданного в ходе профессиональной деятельности [1].
Удивительное развитие новых информационных технологий привело к тому, что за достаточно короткий промежуток времени компьютер и Интернет были внедрены практически во все сферы социальной реальности. Техническая модернизация средств массовой информации порождает новые направления развития. Изменения в техническом потенциале открывают новые возможности рационализации для медийных организаций, которые влияют на редакционную и стоимостную структуры, меняют существующее восприятие профессии и ставят новые задачи перед журналистами. В связи с этим предъявляются более высокие требования к компетентности журналистов в новых средствах массовой информации и, соответственно, к их подготовке. Классическое высшее образование сегодня меняется. Сам процесс сбора информации постепенно теряет свое уникальное значение. Современные технологии, быстрые каналы поиска и передачи информации, набирающий обороты глобальный сбор информации через компьютерные сети и банки данных - все это открывает совершенно новые возможности сбора и обработки информации, а значит, кардинально меняет условия работы журналистов. Поэтому будущий журналист должен иметь возможность пользоваться новыми коммуникационными и информационными технологиями.
Европейская ассоциация преподавателей журналистского образования (EJTA) на основе опросов и анкет, проведенных среди преподавателей кафедр журналистики в Европе и Российской Федерации, определила профессиональные компетенции, которые будут наиболее важными для журналистов в ближайшие десять лет, в том числе: качество предоставляемой журналистами информации, т.е. способность выбирать надежные источники информации, способность воспринимать явление с разных точек зрения, а также способность выбирать информацию, исходя из ее достоверности, способность «понимать контекст происходящего», способность выбирать в различных формах. Ему также необходимо больше знать о производственных и экономических процессах, так как он все чаще работает в медиа-компании, которая находится под давлением экономических факторов.
К сожалению, система образования в Российской Федерации все еще требует достаточно длительного времени для разработки и реализации программ и курсов, отвечающих новым требованиям рынка труда. Часто студенты получают специальность, которая по окончании обучения становится устаревшей и менее важной. Поэтому в такой ситуации необходимо отдавать приоритет приобретению будущими журналистами тех компетенций в рамках программы обучения, которые необходимы в эпоху искусственного интеллекта.
Список литературы /References
1. Иванов А.Д. Транспарентность роботизированной журналистики: как новые технологии угрожают принципам профессии // Вестник Челябинского государственного университета, 2017.
2. Шмидт Т. Умная журналистика: искусственный интеллект в редакции // European Journalism Observatory, 2017.
3. Чертовских О.О. Искусственный интеллект на службе современной журналистики: история, факты и перспективы развития // Вопросы теории и практики журналистики, 2019.