УДК 070.1(049.32) DOI 10.17150/2308-6203.2019.8(4).668-678
Сальникова Людмила Сергеевна
Кандидат социологических наук, доцент Кафедра рекламы и связей с общественностью, научный руководитель программы МВА Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 119454, Российская Федерация, Москва, пр. Вернадского, 76, e-mail: [email protected]
Ludmila S. Salnikovа
PhD in Sociology, Associate Professor
Department of Advertising and Public Relations, Scientific
supervisor of MBA program, School of Business
and International Proficiency, MGIMO University,
76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454,
Russian Federation, e-mail: [email protected]
РОБОТЫ ПРОТИВ ЖУРНАЛИСТОВ: ЕСТЬ ЛИ У ЖУРНАЛИСТИКИ БУДУЩЕЕ?
Аннотация. Статья посвящена перспективам роботизации существенной части журналистского труда, которая может привести к сокращению рабочих мест в медийной индустрии, трансформации традиционных профессиональных навыков и появлению новых стандартов и компетенций. Актуальность статьи вызвана необходимостью исследования новых границ журналистики как профессии.
Анализируются те виды работ, которые могут быть полностью автоматизированы, а также те сферы деятельности, в которых искусственный интеллект не способен заменить журналиста. Предметом изучения стал анализ новейших исследований, социологических опросов и статистических данных, связанных с трансформацией современного медийного рынка и появлением новых требований к компетенциям работников в условиях цифровой революции. Основываясь на обширном фактическом материале и прогнозах экспертов, автор делает вывод, что уже сегодня специалисты медийного бизнеса должны расширять свои компетенции и определять, в какой профессиональной нише они готовы трудиться в случае, если роботизация приведет к сокращению рабочих мест.
Научная новизна работы обеспечена оригинальными результатами социологического исследования, проведенного автором среди студентов старших курсов бакалавриата факультета международной журналистики МГИМО. Цель исследования заключалась в анализе тех профессиональных перспектив, которые рассматривают для себя будущие журналисты, и соотнесении их карьерных планов с запросами работодателей. Выявлялась также готовность выпускников адаптироваться к новым медийным практикам.
Основываясь на результатах опроса, автор делает заключение о необходимости кардинального обновления существующих учебных программ с ориентацией на современные информационно-коммуникационные технологии.
Ключевые слова. Цифровая эпоха, трансформация рынка труда, искусственный интеллект, роботизация журналистики, профессиональные компетенции, программа обучения студентов.
Информация о статье. Дата поступления 15 мая 2019 г.; дата принятия к печати 2 октября 2019 г.; да-та онлайн-размещения 26 октября 2019 г.
ROBOTS VERSUS JOURNALISTS: DOES JOURNALISM HAVE A FUTURE?
Abstract. The article deals with the prospects of robotization of a big part of journalists' work that may lead to redundancies in the media industry, transformation of traditional professional skills and emergence of new standards and competencies. The topicality of the article is proved by the need to explore the new boundaries of journalism as profession.
The author analyzes both types of work that can be automated, and those journalist activities where artificial intelligence cannot replace a human. The subject of the study is the data of the most recent researches, sociological surveys and statistics on transformation of the current media market and the new requirements for media-workers' competencies in the context of the digital revolution. Basing on extensive factual material and experts' forecasts, the author infers that it is high time for media professionals to extend the range of competencies and determine a related professional niche to secure them a job in case of redundancies caused by robotization.
The original results of a sociological survey carried out at the Department of International Journalism of MGIMO University build up the scientific novelty of the article. The aim of the survey was to find out and analyze the undergraduate students' vision of their work prospects as journalists, to correlate their career plans and employers' demand, and to identify their readiness to adapt to the new media practices.
The results of the survey bring the author to the conclusion that it is necessary to radically update the current syllabi to focus on the most recent information and communication technologies.
Keywords. The digital age, labor market transformation, artificial intelligence, robotization of journalism, professional competencies, student training program.
Article info. Received May 15, 2019; accepted October 2, 2019; available online October 26, 2019.
Введение
Глобальные трансформации, происходящие в эпоху четвертой промышленной революции, невозможно рассматривать без учета масштабного проникновения искусственного интеллекта и цифровых технологий во все сферы человеческой жизнедеятельности. Еще на рубеже веков известный технический футуролог Р. Курцвейл предсказал,
что машины с интеллектом на уровне человека будут доступны в течение пары десятилетий, это приведет к революционным изменениям в большинстве аспектов жизни [1]. Сегодня мы можем утверждать, что эти прогнозы оказались на удивление точны: искусственный интеллект уже не воспринимается как экзотика, а цифровые технологии существенно изменили картину окружающего
мира и условия жизни людей. Как отмечает К. Шваб, «действия, которые мы совершаем сегодня, влияют на цепочку событий, трансформирующих мир. Технологии, которые нас окружают, меняются в результате наших решений, а затем меняемся и мы сами» [2].
В рамках XVIII Всемирного экономического форума К. Шваб и Н. Дэ-вис представили свое новое исследование, в котором сделали вывод о том, что «существующие институты и нормы, возможно, придется пересмотреть, чтобы эффективно реагировать на быстрые темпы цифровых изменений и их незнакомый, распределенный характер. Для формирования коллективной судьбы общества необходимы сотрудничество и инновации»1.
Одной из ключевых проблем, возникших в результате цифровой трансформации, эксперты называют кардинальные перемены на глобальном рынке труда. В специальном докладе Всемирного экономического форума Future of Jobs 2018 отмечается, что в результате развития искусственного интеллекта, цифровизации, роботизации и других современных технологий уже к 2022 г. исчезнет 75 млн рабочих мест, но одновременно появится 133 млн новых вакансий, в первую очередь, в высокотехнологичных и интеллектуальных сферах2.
На трансформацию глобального рынка труда будут влиять две группы факторов: социально-демографическая ситуация в мире и развитие новых технологий, считают ученые. В
1 The Future of Jobs Report 2018. URL: http://www.weforum.org/docs/WEF_Future_of_ Jobs_2018.pdf.
2 Там же.
то же время пока невозможно спрогнозировать, как именно изменится рынок труда в недалеком будущем. Согласно исследованиям, проведенным компаниями Microsoft и The Future Laboratory, 65 % нынешних школьников и студентов займут вакансии, которых еще не существует3.
В связи с этим возникает необходимость адаптироваться к стремительно меняющимся условиям труда уже сегодня, в частности, искать баланс в распределении функционала между человеком и искусственным интеллектом в условиях размывания привычных профессиональных границ и появления новых сфер деятельности для работников, чей труд будет роботизирован. Современные роботы успешно справляются с рядом рутинных видов работ в различных отраслях, и эта тенденция будет только усиливаться: по прогнозам Всемирного банка уже в 2019 г. в эксплуатацию будут введены 1,4 млн новых промышленных роботов, а общее их количество в мире достигнет 2,6 млн. Страны, которые не будут вкладывать в человеческий капитал, столкнутся с ужасными экономическими последствиями, утверждают авторы доклада4.
Отчасти столь мрачные прогнозы связаны с тем, что роботизация вскоре станет тотальной, она будет использоваться не только в технологических и производственных процессах, но затронет и гуманитарные сферы деятельности, в частности, медийную индустрию. Здесь информация и знания являются ба-
3 Futurelab. URL: https://www.futurelab. net/tags/microsoft.
4 The World Development Report 2019: The Changing Nature of Work. URL: https:// www.worldbank.org/en/publication/wdr2019.
зовым экономическим ресурсом и составляют коммуникационную инфраструктуру цифровой экономики. Суть глобальных перемен в цифровую эпоху, по мнению авторов доклада, состоит в том, что поведение современного человека коренным образом изменилось. Благодаря новейшим информационно-коммуникационным технологиям он получил доступ к неограниченным базам данных, при этом из огромного потока информации человеку необходимо выбрать значимые для него сведения, касаются ли они покупок, политических убеждений, ценностных предпочтений.
В условиях цифровой среды возрастает роль работников медийной индустрии — журналистов, пиарщиков, пропагандистов, поскольку именно они формируют смыслы, создают контент, транслируют информацию посредством СМИ. При этом нельзя не учитывать, что искусственный интеллект уже умеет работать с информационными ресурсами — их сбором, хранением и канализацией. Более того, уже сейчас компьютерные программы подключены к Big Data, где содержатся огромные базы данных с текстами, статьями, литературными произведениями и т.д. Благодаря этому они способны генерировать тексты среднего качества заданного литературного формата на любые темы, используя при этом стандартные синтаксические конструкции. Закономерно встает вопрос о том, где проходит водораздел между роботом и журналистом, насколько далеко зайдет роботизация журналистики, какие компетенции работников медиа индустрии уйдут в прошлое, а какие придут им на смену, насколько
журналистское сообщество готово адаптироваться к изменившемуся характеру труда5.
Разделение труда между
искусственным интеллектом и
журналистами
Эндрю Паздер, несостоявшийся министр труда в Администрации Дональда Трампа, произнес фразу, которая стала мемом: «Роботы всегда вежливы, нацелены на самые высокие результаты, им не нужен отпуск, они не опаздывают, и с ними не надо судиться по всяким вопросам — начиная от травм на рабочем месте и заканчивая дискриминацией по возрастному, половому или расовому признаку» [3]. Одним из первых роботов-журналистов стала программа Quill, которая с 2014 г. начала генерировать и публиковать новости в Los Angeles Times. В Пекинском университете не так давно создали программу Xiao Nan, которая за секунду написала заметку о новогодних пробках. Компания Bloomberg заменила часть своего новостного персонала на программу искусственного интеллекта, которая пишет биржевые новости быстрее и более доходчиво, чем профессиональные журналисты6.
По данным информационного агентства EPD, немецкие издательства все активнее применяют искусственный интеллект в своей работе. К такому выводу пришли исследо-
5 Роботы как альтернатива журналистам // The EHU Times. URL: http://ehutimes. com.
6 Заменят ли роботы журналистов —
какое будущее профессии // ФАКТИ. 2018. URL: https://fakty.com.ua/ru/ukraine/ suspilstvo/20180908-chy-zaminyat-roboty-zhurnalistiv-yake-majbutnye-profesiyi/.
ватели из Федерального объединения немецких газетных издательств (BDZV). По их оценке, особенно эффективно робото-журналистика будет задействована в освещении спортивных событий, а также в составлении заметок о погоде и биржевых сводках. По данным опроса «Тренды газетного бизнеса — 2019», 74 % компаний, принявших участие в опросе, считают применение искусственного интеллекта «уместным» или «весьма уместным», поэтому в 2019 г., как и в ближайшем будущем, ожидается дальнейший рост применения роботов в сфере журналистики. До 2022 г. доля искусственного интеллекта в таких сферах как реклама и редактирование увеличится и будет составлять 69 % в рекламной отрасли и 64 % в редактировании, — полагают исследователи. Несмотря на это, роботы не смогут полностью заменить людей, считает участник исследования Рольф-Дитер Лаф-ренц. По его мнению, роботы нуждаются в контроле со стороны людей7.
Свои прогнозы дает российское Агентство стратегических инициатив, которое выпустило в 2015 г. второе издание «Атласа новых профессий» с обзором рынка труда на ближайшие 15-20 лет. Из него следует, что через два десятилетия искусственный интеллект сможет на 95 % решать задачи, связанные со СМИ, а уже после 2020 г. журналистов заменят программы перевода речи в текст и программы по написанию текстовых документов. Такие профессии как журналист, копирай-тер, бильд-редактор, корректор, переводчик (всего 57 специальностей)
7 Bundesverband Deutscher Zeitungsverleger e.V. URL: https://www.bdzv.de/medien-politik/.
к 2030 г. в России исчезнут, полагают составители доклада.
Думается, что столь категоричные выводы не совсем оправданы, поскольку на данном этапе развития роботизированной журналистики алгоритмы написания текстов не могут быть использованы без наличия в программах заготовленных людьми шаблонов, которые робот компонует в нужном порядке. Искусственный интеллект может готовить только сухую информацию, ему не под силу творческие тексты — интервью, репортаж или очерк, у него отсутствует чувство юмора.
Тем не менее, уже сегодня специалисты медиа индустрии должны задуматься о том, в какой профессиональной нише они готовы трудиться в случае, если роботы возьмут на себя не только всю рутинную часть их работы, но и освоят новые компетенции, что может привести к сокращению рабочих мест. Такая перспектива вызывает тревогу у представителей разных профессий. Как отмечается в Докладе о Мировом развитии 2019 «Изменения характера труда», подготовленном Всемирным банком, формирование «экономики без рабочих мест» может стать результатом процесса передачи части функций от людей к автоматизированным программам8.
В то же время в Докладе приводятся навыки, которых не может быть у машин с искусственным интеллектом. К ним отнесены следующие:
- общие когнитивные навыки, например, навыки критического мышления;
8 The World Development Report 2019: The Changing Nature of Work // The World Bank. URL: https://www.worldbank.org/en/pub-lication/wdr2019.
- социально-поведенческие навыки, например, управление эмоциями и их распознавание;
- умение работать в команде.
В исследовании утверждается, что работники, обладающие рассмотренными выше профессиональными качествами, легче приспосабливаются к требованиям глобального рынка труда, где высоко ценится сочетание в одном специалисте разных типов навыков. Это позволяет ему успешнее адаптироваться при смене видов деятельности.
В докладе поднимается вопрос о том, насколько профессиональные компетенции журналиста удовлетворяют перечисленным требованиям, способствуют ли они формированию принципиально новых моделей информационного взаимодействия представителей медиа бизнеса с массовой аудиторией в условиях цифровой революции.
По мнению эксперта в области медиа Арьен ван Далена, во многом это зависит от того, насколько журналистское сообщество готово принять новые приоритеты гуманитарного развития и содействовать ему своими усилиям.
В связи с этим Арьен ван Дален предлагает уже сегодня пересмотреть компетенции, которыми должен обладать современный журналист, чтобы иметь возможность конкурировать с искусственным интеллектом. По мнению эксперта, главное оружие журналиста в конкуренции с машинами — его творческие навыки и многогранная личность, что позволяет создавать эксклюзивные материалы [4].
К аналогичным выводам пришло широкомасштабное исследование «Форсайт Компетенций — 2030»,
проведенное Международной Организацией Труда и Сколково. В нем приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, призванных выявить наиболее перспективные компетенции в 19 отраслях экономики9.
Интерес представляет перечень так называемых «надпрофессио-нальных навыков и умений», приведенный в исследовании. В него вошли следующие качества:
1. Системное мышления в виде умения определять и развивать сложные взаимодействия, порождающие принципиально новое качество и умения работать с ними, в том числе — симультанность мышления и системная ин-женерия.
2. Межотраслевая коммуникация (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).
3. Управление проектами (умение конструировать, планировать и организовывать выполнение проектов и процессов).
4. Клиентоориентированность (умение работать с запросами потребителя).
5. Мультиязычность и мульти-культурность (свободное владение английским и знание второго иностранного языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
9 Применение технологических Форсайтов для определения будущих потребностей в компетенциях : материалы междунар. семинара СКОЛКОВО и МОТ. Женева : МОТ, 2014. С. 142. URL: https://skolkovo.ru/public/ media/documents/research/sedec/Global_ Workshop_Proceedings_07_2014_Preview_ Rus.pdf.
6. Работа с людьми (умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми).
7. Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).
8. Навыки художественного творчества [5].
Анализ данного перечня компетенций позволяет сделать вывод, что современные журналисты обладают необходимыми навыками, чтобы оставаться в профессии в обозримом будущем. По мнению А.Д. Иванова, самый весомый аргумент в пользу «живой» журналистики состоит в том, что ни одному роботу не под силу написать яркий и полноценный авторский текст, в который человек вложил свои знания, навыки и опыт. К тому же, считает эксперт, сдерживающим фактором развития роботизированной журналистики является стоимость разработки и внедрения автоматизированных алгоритмов в работу редакций. Позволить себе ки-бержурналиста могут лишь большие международные холдинги, так как для локальных СМИ покупка робота на данный момент абсолютно финансово не оправдана [6].
Профессиональная стратегия
студентов факультетов
журналистики
Как уже отмечалось, профессия журналиста в цифровую эпоху стремительно изменяет и расширяет прежние стандарты и формирует новые. В частности, идет процесс сближения информационно-коммуникационных технологий, которые
используются в журналистике, рекламе и PR, что связанно с конвергенцией СМИ и появлением широкого спектра мультимедийной продукции. В связи с этим представляется важным проанализировать, какие карьерные перспективы рассматривают современные выпускники факультетов журналистики, насколько они подготовлены к новым условиям труда.
Для получения ответа на этот вопрос автор провел анкетирование студентов 3 и 4 курсов бакалавриата факультета Международной журналистики МГИМО, изучающих журналистику, связи с общественностью и рекламу. В опросе приняли участие 97 человек, из них 85 % составляли девушки и 15 % — юноши. Возраст участников опроса распределялся в диапазоне 17-19 лет (13 %) и 2022 лет (87 %). Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы:
Университетских знаний недостаточно. На вопрос «Дает ли университет достаточно знаний для успешной карьеры?» 83 % студентов ответили отрицательно и только 17 % опрошенных полагают, что знаний, полученных в стенах вуза, достаточно.
При ответе на вопрос «Зависит ли «стоимость» соискателя на рынке труда от наличия у него диплома о высшем образовании?» 86 % опрошенных заявили, что востребованность будущего журналиста на рынке труда зависит не от его диплома, а от личностных качеств, способностей и уже имеющегося опыта работы с цифровыми технологиями. Только 14 % считают, что все определяет наличие у соискателя университетского диплома. Иными сло-
вами, большинство представителей «цифровой молодежи» прекрасно понимает, что за стенами вуза им придётся столкнуться с новой реальностью, которая слабо коррелирует с вузовской программой подготовки.
Нет четких представлений о новых компетенциях. Общеизвестно, что современные студенты являются продвинутыми пользователями интернета, хорошо ориентируются в современных цифровых гаджетах, активно пользуются соцсетями. Однако, у них пока не сформировалось понимание того, как digital технологии формируют новое содержание журналистской деятельности. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос «В каких отраслях индустрии вы намерены себя реализовать по окончании обучения?». Карьерные планы распределились следующим образом:
- преподавание иностранных языков, переводческая деятельность — 76 %;
- реклама, маркетинг, связи с общественностью — 80 %;
- внешнеэкономическая деятельность — 43 %;
- журналистика, блогинг — 53 %;
- IT и мобильные технологии — 18 %.
Как свидетельствуют ответы студентов, большинство из них планирует трудиться в традиционных сферах отрасли. Так, значительный процент голосов (76 %) отдан за преподавание иностранных языков и переводческую деятельность, хотя существенную часть работ в этих сферах уже успешно выполняют компьютерные программы. В то же время всего 18 % студентов хотели бы работать в сфере IT и мобильных технологий, то есть там, где наибо-
лее широко представлены новейшие цифровые технологии.
Можно сделать вывод, что существующие программы обучения студентов базируются на традиционных, уходящих в прошлое представлениях о компетенциях журналиста и не готовят выпускников к новой реальности. Между тем, как отмечают исследователи М. Ка-стельс, М. Паркс, Б. Хаак, в течение последних двух десятков лет наиболее существенное воздействие на журналистское образование оказало развитие медиаконвергенции и мультимедийной коммуникации. «В сетевую эпоху идет процесс переосмысления журналистики, появляются новые инструменты и практики, мы ощущаем феномен, который одновременно раскрывает веер новых способов создания информационных сообщений» [7]. Думается, что именно на этих аспектах журналистской профессии должен делаться акцент при составлении учебных программ.
Перспективы трудоустройства. Результаты проведенного опроса позволяют сделать предположение, что значительную часть выпускников журфаков ждет профессиональная невостребованность поскольку их карьерная стратегия плохо коррелирует с запросами современного рынка труда. Та же картина наблюдается и в других отраслях. О нехватке у выпускников вузов практических навыков, по данным ВЦИОМ, заявляет 91 % работодателей10. Как отмечает Росстат, в 2016 г. в первый год после выпуска из учебного заведения трудоустро-
10 Высшее образование: контроль не ослаблять, качество повышать // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115775.
ились 5,9 млн человек из 7,3 млн, искавших работу, соответственно, остались без работы в этот период — 1,4 млн человек11.
Нельзя не учитывать еще один фактор, оказывающий существенное влияние на трудоустройство журналистов-выпускников — сокращение рынка интеллектуального труда и творческих профессий. По мнению А.Г. Головой, уже через пять лет переучившиеся специалисты разных сфер будут составлять конкуренцию выпускникам, получившим «классическое» образование по специализации «реклама и связи с общественностью» [8].
Выводы
На современном этапе развития роботизированной журналистики говорить о полной автоматизации журналистского труда, по мнению автора, преждевременно. Однако уже сегодня специалисты медиа-индустрии стоят перед выбором: в какой профессиональной нише они готовы трудиться в случае, если роботы возьмут на себя не только всю рутинную часть их работы, но и освоят новые компетенции, что может привести к сокращению рабо-
11 Федеральное статистическое выборочное наблюдение трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/popula-tion/trud/itog_trudoustr/index.html/.
чих мест. Назрела необходимость пересмотреть компетенции, которыми должен обладать современный журналист, чтобы иметь возможность конкурировать с искусственным интеллектом. На первый план выходят так называемые «надпро-фессиональные» навыки и умения, раздвигающие традиционные представления о границах профессии. В основе таких навыков лежит умение адаптироваться к постоянно изменяющимся запросам глобального рынка труда путем освоения новых знаний и умений. При этом главным оружием журналиста в конкуренции с машинами остаются его творческие навыки, оригинальные подходы и технологии.
Можно утверждать, что современные выпускники факультетов журналистики при трудоустройстве находятся в зоне риска, поскольку вузовское образование пока не ориентировано на формирование у студентов навыков и компетенций, которые востребованы в современной медийной отрасли. Соответственно выпускники факультетов журналистики при выборе актуальной профессиональной стратегии находятся в ситуации неопределенности [9]. Назрела необходимость в разработке новой системы профессиональной ориентации студентов, которая бы базировалась на актуальных учебных программах, отвечающих новым стандартам профессии в цифровую эпоху.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Kurzweil R. The Age of Spiritual Machines: When Computers Exceed Human Intelligence / R. Kurzweil. — New York : Viking, 1999. — 388 p.
2. Schwab K. Shaping the Fourth Industrial Revolution / K. Schwab, N. Davis. —Geneva,
2018. — 289 p.
3. Смирнов Ю. Как сделать вероятное очевидным / Ю. Смирнов // Office Life. —
2019. — uRL: https://officelife.media/article/technologies/to-construct-the-future/.
4. Van Dalen A. The algorithms behind the headlines: How machine written news redefines the core skills of human journalists / A. van Dalen // Journalism Practice. — 2012. —Т. 6, № 5/6. — P. 648-658.
5. Андрюхина Л. Компетенции XXI века: методология форсайта / Л. Андрюхина // Научный Центр РАО РГППУ. — URL: http://ncrao.rsvpu.ru/sites/default/files/konf_files/ andryuhina.pdf.
6. Иванов А.Д. Современное состояние роботизированной журналистики / А.Д. Иванов // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 14-15 апр. 2016 г. — Екатеринбург, 2016. — С. 106-109.
7. Кастельс М. Будущее журналистики: cетевая журналистика / М. Кастельс, М. Паркс, Б. ван дер Хаак ; пер. В. Гатова // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / под. ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. — Екатеринбург, 2016. — С. 268-297.
8. Голова Г.А. Изменения в характере труда и универсализация компетенций на рынке рекламы и медиа / Г.А. Голова // xXIII Международная научно-методическая конференция заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью, дизайна и смежных направлений : сб. материалов / под ред. А.В. Евстафьева. — Москва, 2019. — С. 139-140.
9. Шестеркина Л.П. Новые границы профессиональной журналистики, или чему учить студентов-журналистов / Л.П. Шестеркина, А.А. Бевз. — DOI 10.30547/ mediascope.1.2018.11 // Медиаскоп. — 2018. — Вып. 1. — URL: http://www.mediascope. ru/2422.
REFERENCES
1. Kurrzweil R. The Age of Spiritual Machines: When Computers Exceed Human Intelligence. New York, Viking, 1999. 388 p.
2. Schwab K., Davis N. Shaping the Fourth Industrial Revolution. Geneva, 2018. 289 p.
3. Smirnov Yu. Как сделать вероятное очевидным. Office Life, 2019. Available at: https://officelife.media/article/technologies/to-construct-the-future/.
4. Van Dalen A. The algorithms behind the headlines: How machine written news redefines the core skills of human journalists. Journalism Practice, 2012, vol. 6, no. 5/6, pp. 648658. (In Russian).
5. Andryukhina L. Competencies in the 21st Century: Foresight Methods. Nauchnyi Tsentr Rossiiskoi akademii obrazovaniya na baze Rossiiskogo gosudarstvennogo professional'no-pedagogicheskogo universiteta = Scientific Center of the Russian Academy of Education at RSVPU. Available at: http://ncrao.rsvpu.ru/sites/default/files/konf_files/andryuhina.pdf. (In Russian).
6. Ivanov A.D. The State of Robotic Journalism. Zhurnalistika tsifrovoi epokhi: kak me-nyaetsya professiya. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Ekaterinburg, 14-15 aprelya 2016 g. [Digital Age Journalism: changes in the profession] Materials of International Research Conference, Ekaterinburg, April, 14-15, 2016]. Ekaterinburg, 2016, pp. 106-109. (In Russian).
7. Castells M., Parks M., van der Haak B. The Future of Journalism: Networked Journalism. International Journal of Communication, 2012, no. 6, pp. 2923-2938. (Russ. ed.: Castells M., Parks M., van der Haak B. Budushchee zhurnalistiki: cetevaya zhurnalistika. In Bal-maeva S., Lukina M. (eds). Kak novye media izmenili zhurnalistiku. 2012-2016. Ekaterinburg, 2016, pp. 268-297.).
8. Golova G.A. Changes in the pattern of labour and universalization of the competencies in the media and advertising market. In Evstafev A.V. (ed.). XXIII Mezhdunarodnaya nauchno- metodicheskaya konferentsiya zaveduyushchikh kafedrami marketinga, reklamy, svyazei s obshchestvennost'yu, dizaina i smezhnykh napravlenii [XXIII International research and methodology conference for Chairs of departments of Marketing, Advertising, PR, Design and related disciplines]. Moscow, 2019, pp. 138-140. (In Russian).
9. Shestyorkina L.P., Bevz A.A. The New Boundaries of Professional Journalism or What to Teach Students of Journalism. Mediaskop = Mediascope, 2018, iss. 1. DOI: 10.30547/me-diascope.1.2018.11. Available at: http://www.mediascope.ru/2422. (In Russian).
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Сальникова Л.С. Роботы против журналистов: есть ли у журналистики будущее? / Л.С. Сальникова. — DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(4).668-678 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2019. — Т. 8, № 4. — С. 668-678.
FOR CITATION
Salnikovа L.S. Robots Versus Journalists: Does Journalism Have a Future? Voprosy teo-rii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2019, vol. 8, no. 4, pp. 668-678. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(4).668-678. (In Russian).