DOI: 10.18287/2542-0445-2021-27-4-80-84 <Е
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 376
Дата поступления: 18.08.2021 рецензирования: 22.09.2021 принятия: 26.11.2021
Трансформация педагогического сознания в условиях цифровизации общества
Г.А. Виноградова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,
г Самара, Российская Федерация E-mail: [email protected]. ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8717-9880
Аннотация: Переход от информатизационного этапа к этапу цифровизации в мире, в том числе и в нашей стране, произошел очень быстро. Это дает обществу преимущества, но заставляет задуматься о появившихся в связи с этим проблемах. Цифровизация в образовании открывает широкие возможности для обучения людей разного возраста в течение всей жизни, но в то же время требует кардинальных перемен всей системы обучения. Все это ведет к трансформации педагогического сознания. Поскольку колоссальные изменения в цифровых технологиях, в том числе в системе образования, идут стремительно, сознание многих педагогов не успевает перестроиться. В результате исследования было выяснено, что это приводит к стрессу, неудовлетворенности, страхам и раздражению. Лишь немногие испытывают интерес и азарт. Происходит процесс осознания своего Я в изменяющемся педагогическом пространстве, своего места в нем. Результатами исследования подтверждается, что от скорости внедрения новых цифровых технологий в системе образования зависит «болезненность» трансформации педагогического сознания. Курс «Активные методы социально-психологического обучения» на базе магистратуры «Психолого-педагогическое образование» Самарского университета позволяет подготовить педагогов к решению проблем, связанных с трансформацией педагогического сознания в условиях цифровизации образования.
Ключевые слова: система образования; цифровизация образования; педагогическое сознание; цифровые технологии; трансформация педагогического сознания.
Цитирование. Виноградова Г.А. Трансформация педагогического сознания в условиях цифровизации общества // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27, № 4. С. 80-84. DOI: http://doi. org/10.12287/2542-0445-2021-27-4-80-84.
Информация о конфликте интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. © Виноградова Г.А., 2021
Галина Александровна Виноградова - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
SCIENTIFIC ARTICLE
Submitted: 18.08.2021 Revised: 22.09.2021 Accepted: 26.11.2021
Transformation of pedagogical consciousness in the context of digitalization of society
G.A.Vinogradova
Samara National Research University, Samara, Russian Federation E-mail: [email protected]. ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8717-9880
Abstract: The transition from the informatization stage to the stage of digitalization in the world, including in our country, occurred very quickly. This gives society advantages, but also makes you think about the problems that have appeared in connection with this. Digitalization in education opens up wide opportunities for learning people of different ages throughout their lives, but at the same time requires cardinal changes in the entire education system. All this leads to the transformation of pedagogical consciousness. Since colossal changes in digital technologies, including in the education system, are proceeding rapidly, the consciousness of many teachers does not have time to rebuild. As a result of the study, it was found that this leads to stress, dissatisfaction, fears and irritation. Only a few are interested and excited. There is a process of awareness of one's Self in a changing pedagogical space, one's place in it. The results of the study confirm that the speed of introduction of new digital technologies in the education system depends on the «pain» of the transformation of pedagogical consciousness. The course «Active Methods of Socio-Psychological Learning» on the basis of the Master's program «Psychological and Pedagogical Education» of Samara University allows you to prepare teachers to solve problems related to the transformation of pedagogical consciousness in the context of digitalization of education.
Виноградова Г.А.
Трансформация педагогического сознания в условиях цифровизации общества
Key words: education system; digitalization of education; pedagogical consciousness; digital technologies; transformation of pedagogical consciousness.
Citation. Vinogradova G.A. Transformation of pedagogical consciousness in the context of digitalization of society. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, 2021, vol. 27, no. 4, pp. 80-84. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2021-27-4-80-84. (In Russ.) Information on the conflict of interests: author declares no conflict of interest.
© Vinogradova G.A., 2021
Galina A. Vinogradova - Doctor of Psychological Sciences, professor of the Department of Developmental Psychology, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, 443086, Russian Federation.
Введение
Стремительные изменения в мировых технологиях привели к тому, что этап информатизации общества достаточно быстро сменился этапом цифровизации, который гораздо сложнее и который еще быстрее приближает нас к искусственному интеллекту и нейросетям. Если на этапе информатизации в системе образования требовалось лишь овладеть информационными средствами (компьютерами, информационной продукцией), то на этапе цифровизации речь идет об образовательной цифровой среде. Цифровизация образования открывает огромные возможности для обучения людей разного возраста в течение всей жизни. В то же время это требует и соответствующих изменений в самой системе образования. В настоящее время идет фундаментальная перестройка структуры обучения и организации образовательного процесса.
С одной стороны, цифровизация подрывает унаследованную из прошлого методическую основу школы, с другой - порождает доступность информации в различных ее формах, не только в текстовой, но и звуковой, визуальной. Доступность информации требует постоянного поиска и выбора релевантного и интересного контента, высоких скоростей его обработки [Никулина, Стари-ченко 2018].
Применение информационно-коммуникативных технологий изменяет дидактические средства, методы и формы обучения, влияя на выбор педагогических технологий. [7, с. 60]. Н.Б. Стрекалова, рассматривая возможности цифровых технологий и риски цифровизации, выделяет возможные изменения в системе образования:
- потерю базовых когнитивных компетенций (письмо, расчет, чтение, логика), снижение качества обучения;
- «публичную» модель педагога, высокие требования к его психологическим качествам, рост конфликтов;
- снижение личных контактов, снижение общего уровня подготовки, проблемы контроля качества;
- изменение требований к содержанию обучения, дальнейшее изменение средств обучения;
- изменение требований к квалификации специалистов, снижение потребности в «интеллектуальном» специалисте и «тяготение» к его технологическому образу;
- движение в сторону «образовательных услуг», уход от фундаментальности, изменение/
перераспределение функций администрации и педагогов [Стрекалова 2019].
Следовательно, цифровая образовательная среда предъявляет иные требования к современному педагогу, трансформируя его сознание, то есть преобразовывая и видоизменяя.
Обращение к научным исследованиям по проблеме педагогического сознания показало, что наиболее полно и основательно разные аспекты проблемы изучались в «доцифровой» период И.Я. Лернером, Ю.Н. Кулюткиным, Г.С. Сухобской, В.А. Сластениным, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, И.В. Вачковым, А.И. Смоляр, Н.И. Гусляковой и др. В свете изменившихся условий проблема педагогического сознания требует переосмысления и дальнейшего изучения.
Результаты исследования
Педагогическое сознание в настоящее время в достаточно короткие сроки претерпевает огромные изменения, откликаясь на стремительную смену технологий. Исследование, проведенное нами в 2020 году, показало, что педагоги испытывают при этом стрессовое состояние. Из 100 опрошенных преподавателей разных вузов Самарской области и Подмосковья по Шкале психологического стресса PSM-25 высокий уровень стресса у 56 %, средний уровень - у 42 %, низкий уровень -всего у 2 %. Подобную картину мы наблюдаем и у школьных учителей. По этой же методике были опрошены 62 учителя Самарской области. Высокий уровень стресса испытывают 59 % учителей, средний уровень - 37 %, и лишь у 4 % - низкий уровень стресса. Следует отметить, что исследование проводилось незадолго до пандемии и во время нее. В этот период педагоги должны были резко перестраивать свою профессиональную деятельность, менять приемы, методы и средства обучения. Сильный стресс, как правило, испытывали педагоги, которые не вполне еще освоились на этапе информатизации, а предлагаемые обстоятельства уже требовали от них перейти на этап цифровизации. Как правило, это педагоги, имеющие стаж от 10 лет и более (в обеих выборках - это порядка 45 %).
Ю.Н. Кулюткин и Г.С. Сухобская рассматривали профессиональное самосознание как «актуальное Я» (то, каким себя видит и как себя оценивает педагог сейчас), «ретроспективное Я» (то, каким видит себя раньше), «идеальное Я» (то, каким бы
хотел себя видеть педагог), «зеркальное Я» (то, каким видят педагога другие люди и как оценивают его) [Григорьева-Голубева 2011]. В условиях перехода от информатизации к цифровизации, безусловно, изменяются «актуальное Я» и «идеальное Я», беспокоит педагога и «зеркальное Я». Постепенно складывается совершенно другой образ и у самих педагогов, и у других людей (учеников, родителей, общественности). Есть два уровня сознания - обыденно-практический и теоретический. На обыденно-практическом отражаются действующие уже нормы, оценки, представления, смыслы, цели. На теоретическом уровне формируется идеальный образ, прогнозируемый обществом. Сложность сейчас заключается в том, что этот образ педагога не успевает сложиться. Педагогическое сознание не успевает трансформироваться за столь короткое время, поэтому наблюдается высокий уровень стресса у педагогов.
Не можем согласиться с позицией А.В. Перевозного, который, говоря о педагогическом сознании, обнаруживает в нем три сегмента, связанных только со знаниями. Один из них представляет собой ту часть педагогического сознания, в основе которой - научные воззрения; второй - совокупность обыденных представлений; третий - прикладные знания, позволяющие осуществлять образовательный процесс. Первый сегмент является достоянием специалистов, разрабатывающих педагогическую теорию; второй характерен для непрофессионалов; третий - для работников учебных заведений, применяющих педагогические знания в образовательной деятельности, но при этом не вовлеченных в проведение исследований, обогащающих науку и практику новыми сведениями [Перевозный 2017]. Педагогическое сознание -это форма отражения профессионально-педагогической реальности, интегральное личностное образование субъекта деятельности, становление которого осуществляется под воздействием профессиональной среды и активного участия в педагогической деятельности; оно проявляется в сложившейся и постоянно развивающейся системе мотивов, личностных смыслов и целей, делает объектом размышлений знания, педагогические способности и профессиональные личностные качества, обеспечивая успешное осуществление педагогической деятельности (Гуслякова 2010).
В процессе формирования педагогического сознания выделяют три этапа. На первом этапе происходит главным образом формирование комплекса представлений о себе как педагоге. Это время чрезвычайно напряженной эмоциональной жизни. На следующем этапе происходит формирование деятельностного комплекса представлений. В этот период уточняются цели профессиональной деятельности, сознательно конструируются и опробуются на практике различные формы, способы, средства ее организации. Третий этап - формирование комплекса представлений о воспитаннике.
Пересматривается накопленный опыт [Гончаров, Шумакова, Леонова 2017].
Как показывает наше исследование, большинство педагогов интересует и волнует процесс циф-ровизации в системе образования. Но не все к нему готовы. Это подтверждают и следующие данные исследования: пытаются что-то менять в своей деятельности (инструменты, методы, содержание, стратегию и др.) только 34,4 %. Каждый второй педагог (50,3 % от 180 человек), несмотря на изменившиеся условия, в своей профессиональной деятельности ничего не меняет и не понимает, как это можно сделать. Рассматривают в своей работе обучающегося как «сетевую личность» лишь 15,3 % педагогов [Сазонова, Ахаян, Кравцов 2021]. Подобные результаты мы видим и в исследовании, проведенном на выборке преподавателей вузов. Основной проблемой является противоречие между ценностным идеологическим принятием цифровых инноваций и отказом от них на уровне личного опыта [Рогозин 2021].
С одной стороны, педагог вынужден быстро приспосабливаться к внешним требованиям педагогического пространства. Это уровень экстравер-тированного сознания, перцептивных функций и принятия решений. С другой стороны, он погружается в субъективный мир, с которым связаны его представления об этом мире, о происходящих изменениях в нем. При этом он может переживать неудовлетворенность, страхи и раздражение, интерес и азарт. Происходит процесс осознания своего Я в изменяющемся педагогическом пространстве, своего места в нем. Трансформирующееся педагогическое сознание регулирует соответственно изменяющуюся деятельность. Педагогу приходится менять устоявшиеся привычки, убеждения, установки. Это достаточно трудная работа над самим собой. Происходит рефлексия собственной педагогической деятельности [Виноградова 2021]. При этом педагоги понимают неоднозначность влияния цифровых технологий на качество фундаментальной и прикладной подготовки учащихся [Зенков 2020]. Данное условие заставляет искать новое, не разрушая старое. Все это происходит на фоне трансформации общественного сознания, которая меняет когнитивное значение социальной реальности в целом и сферы информационных отношений в частности [Федорова 2018].
В ходе нашего продолжающегося исследования на базе Самарского государственного университета при подготовке магистров специальности «Психолого-педагогическое образование» курс «Активные методы социально-психологического обучения» был дополнен методами и приемами профилактики и работы со стрессом, укрепления психологической устойчивости, формирования психологической готовности к изменениям. Это помогает педагогам легче адаптироваться к условиям стремительных перемен на этапе цифрови-зации. Результаты исследования могут обогатить
Виноградова Г.А.
Трансформация педагогического сознания в условиях цифровизации общества
содержание курсов в системе переподготовки и повышения квалификации педагогов.
Выводы
Цифровизация охватывает все больше сфер нашей жизни, включая в том числе и систему образования. Цифровизация задает сегодня координаты развития образованию вообще и развитию педагога в частности. Стремительные изменения цифровых технологий диктуют особые требования к педагогическим кадрам в плане цифровых компетенций, вместе с тем любые инновации приводят к трансформации сознания. Педагогическое сознание не только отражает изменяющуюся действительность, в том числе педагогическое простран-
ство, но и изменяет его в ходе профессиональной деятельности. «Болезненность» трансформации педагогического сознания зависит от скорости внедрения новых технологий [Виноградова 2021]. Слишком стремительные изменения трансформации сознания могут сопровождаться состоянием стресса, страхами быть ненужным и невостребованным, раздражением, неудовлетворенностью результатами своей работы.
На наш взгляд, об этом необходимо просвещать педагогов, включая теоретический и практический материал в содержание курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов. Развитие цифровых технологий требует сохранения гуманистической составляющей.
Материалы исследования
Гуслякова 2010 - Гуслякова Н.И. Психологические механизмы становления профессионального сознания будущего учителя: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. Самара. 2010. 22 с.
Библиографический список
Виноградова 2021 - Виноградова Г.А. Трансформация педагогического сознания в условиях дистанционного обучения // Образование в современном мире: практики цифровой трансформации (Самара, 25 февраля 2021): сб. материалов Всероссийской науч.-метод. конф. с международным участием. Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 2021. С. 337-339. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=45739478; http://repo.ssau.ru/handle/Obrazovanie-v-sovremennom-mire/Transformaciya-pedagogicheskogo-sozmmya-v-usloviyah-distantionnogo-obucheniya-Tekst-elektronnyi-88697?mode=full.
Гончаров, Шумакова, Леонова 2017 - Гончаров В.Н., Шумакова А.В., Леонова Н.А. Педагогическое сознание в контексте формирования содержания обучения // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 6. С. 117-121. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29767747; https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36710.
Григорьева-Голубева 2011 - Григорьева-Голубева В.А. Развитие ценностного сознания учителя // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 3, № 2. С. 100-114. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsennostnogo-soznaniya-uchitelya/viewer.
Зенков 2020 - Зенков А.Р. Цифровизация образования: направления, возможности, риски // Вестник ВГУ Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 1. С. 52-55. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2020/01/2020-01-11.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=42873886.
Никулина, Стариченко 2018 - Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление. // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113; С. 109. DOI: http://doi.org/10.26170/po18-08-15.
Перевозный 2020 - Перевозный А.В. Педагогическое сознание как социальное явление // Актуальные проблемы педагогических исследований. 2020. С. 102-106. URL: https://elib.bspuby/handle/doc/49331?mode=full.
Рогозин 2021 - Рогозин Д.М. Представления преподавателей вузов о будущем дистанционного образования // Вопросы образования = Educational Studies Moscow. 2021. № 1. С. 31-51. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-31-51.
Руднева и др. 2019 - Образовательная среда современного вуза: инновации и традиции: монография / под. науч. ред. Т.И. Рудневой. Самара, 2019.
Сазонова, Ахаян, Кравцов 2021 - Сазонова А.Н., Ахаян А.А., Кравцов В.В. Представленность феноменов «сетевое образовательное взаимодействие» и «сетевая личность» в педагогическом сознании // Педагогическое образование в России. 2021. № 3. С. 39-49. DOI: http://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_05.
Стрекалова 2019 - Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25, № 2. С. 84-88. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-2-84-88.
Федорова 2018 - Федорова Ж.В. К проблеме трансформации сознания в современном обществе // KANT. 2018. № 3 (28). C. 140-143. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35659764.
References
Vinogradova 2021 - Vinogradova G.A. (2021) Transformation of pedagogical consciousness in the conditions of distance learning. In:Educationinthe modernworld:practices ofdigitaltransformation:collectionofmaterials oftheAll-Russianresearch
and methodological conference withinternational participation (Samara, 25February, 2021). Samara:FGAOU VO «Samarskii natsional'nyi issledovatel'skii universitet imeni akademika S.P. Koroleva», pp. 337-339. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=45739478; http://repo.ssau.ru/handle/Obrazovanie-v-sovremennom-mire/Transformaciya-pedagogicheskogo-sozmmya-v-usloviyah-distancionnogo-obucheniya-Tekst-elektronnyi-88697?mode=full. (In Russ.)
Goncharov, Shumakova, Leonova 2017 - Goncharov V.N., Shumakova A.V., Leonova N.A. (2017) Pedagogical consciousness in the context of formation of content of training. Modern high technologies, no. 6, pp. 117-121. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29767747; https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36710. (In Russ.)
Grigorieva-Golubeva 2011 - Grigorieva-Golubeva V.A. (2011) Development of a teacher's value system consciousness. VestnikLeningradskogogosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina, vol. 3, no. 2, pp. 100-114. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsennostnogo-soznaniya-uchitelya/viewer. (In Russ.)
Zenkov 2020 - Zenkov A.R. (2020) Digitalization of education: directions, opportunities, risks. Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of higher education, no. 1, pp. 52-55. Available at: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/ educ/2020/01/2020-01-11 .pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=42873886. (In Russ.)
Nikulina, Starichenko 2018 - Nikulina T.V., Starichenko E.B. (2019) Information and digital technologies in education: concepts, technologies, management. Pedagogical Education in Russia, no. 8, pp. 107-113. DOI: http://doi.org/10.26170/ po18-08-15. (In Russ.)
Perevozny 2020 - Perevozny A. V. (2020) Pedagogical consciousness as a social phenomenon. Aktual'nye problemy pedagogicheskikh issledovanii, pp. 102-106. Available at: https://elib.bspu.by/handle/doc/49331?mode=full. (In Russ.)
Rogozin 2021 - Rogozin D.M. (2021) The Future of Distance Learning as Perceived by Faculty Members. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow, no. 1, pp. 31-51. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-31-51. (In Russ.)
Rudneva et al. 2019 - Rudneva T.I. (Ed.) (2019) Educational environment of a modern university: innovations and traditions: monograph. Samara. (In Russ.)
Sazonova, Akhayan, Kravtsov 2021 - Sazonova A.N., Akhayan A.A., Kravtsov V.V. (2021) The Comprehension of the Phenomena «Network Educational Interaction» and «Network Personality» in the Pedagogical Consciousness. Pedagogical Education in Russia, no. 3, pp. 39-49. DOI: http://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_05. (In Russ.)
Strekalova 2019 - Strekalova N.B. (2019) Risks of digital technologies implementation into education. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, vol. 25, no. 2, pp. 84-88. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-2-84-88. (In Russ.)
Fedorova 2018 - Fedorova Zh.V. (2018) On the problem of transformation of consciousness in modern society. KANT, no. 3 (28), pp. 140-143. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35659764. (In Russ.)