УДК 392
Феденок Юлия Николаевна
кандидат исторических наук, научный сотрудник Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (г. Москва)
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЛОГО ПРОСТРАНСТВА У РУССКИХ: ОТ ТРАДИЦИИ К СОВРЕМЕННОСТИ*
Структурирование жилого пространства является одной из универсалий человеческого поведения. Во всех культурах существуют нормы этикета, регламентирующие расположение индивидов в доме в зависимости от их статуса, возраста, пола и степени родства. У русских с давних пор установились строгие правила использования жилого пространства. В традиционной избе каждый её угол имел свое определенное назначение, что помогало рационально использовать небольшую площадь. В повседневном быту была четкая регламентация взаимоотношений между родственниками - подчеркнуто уважительное отношение к главе семейства, младшие подчинялись старшим, женщины - мужчинам. В конце 19 - начале 20 века, в связи с распадом больших патриархальных семей, внутрисемейные отношения становятся демократичными, а весь уклад таких семей стал отличаться меньшей регламентацией взаимоотношений. Нами было проведено исследование представлений об «идеальной» организации жилого пространства дома среди современных русских школьников. Исследование показало, что традиционная организация пространства дома еще несколько сохраняется в рассаживании за обеденным столом, однако в остальном уже претерпела существенные изменения. Рисунки «идеальных» домов школьников показывают, что для современных городских подростков характерен высокий вес социальных установок, внедряемых при помощи средств массовой информации, которые и формируют представления у молодежи об успешной взрослой жизни. При этом установки школьников отличаются в мегаполисе и провинциальном городе, что является отражением разницы в доступности к материальном благам.
Ключевые слова: проксемика, организация пространства, трансформация жилого дома, русские, Москва, Тольятти.
Понятие «дом» для человека имеет много смыслов: это убежище, место жительства, домашний очаг, воплощение идеи уюта и личного пространства. В традиционной культуре внутренняя структура жилища являлась проекцией мира внешнего, а стратегии поведения человека часто выстраивались в зависимости от того, находился человек внутри или снаружи дома [^.Структурирование жилого пространства является одной из универсалий человеческого поведения. Во всех культурах существуют нормы этикета, регламентирующие расположение индивидов в доме в зависимости от их статуса, возраста, пола и степени родства [3]. Они представлены в виде этноэтикетных «предписаний ритуализо-ванного общения в типичных, изо дня в день повторяющихся ситуациях взаимодействия» [2].
Внутренняя структура жилого пространства, в том числе интерьер, является одной из форм презентации личности и связана, в первую очередь, с культурными ценностями человека [5]. Внутреннее убранство домов довольно устойчиво: люди редко меняют внутреннюю обстановку дома, так как его переустройство под воздействием моды или прихоти обычно требует довольно больших материальных затрат [6]. Различия домов и внутренней обстановки в них обусловлены экономическими и социальными отношениями, формами семейной жизни, культурно-бытовыми традициями.
Целью данной работы было выявить трансформации, произошедшие в организации жилого пространства у русских, и представления современной русской молодежи об «идеальном» доме.
Для решения поставленных целей был применен рисуночный метод Э. Холла [15]. Школьникам было предложено нарисовать «идеальный» дом. При этом ставилась задача изобразить план-схему дома, прорисовав его обстановку, подписав комнаты и их принадлежность членам семьи.
Всего в исследовании приняло участие 37 русских школьников, 9 юношей и 28 девушек, в возрасте 15-17 лет, обучающихся в общеобразовательной школе города Москвы. По вероисповеданию большинство юношей отнесли себя к атеистам, а девушки - к христианам православного толка. Почти все юноши проживают в полных семьях, а четверть девушек проживает только с матерью, и только половина всех опрошенных подростков имеет брата или сестру.
Традиционная организация жилого пространства русского дома. Изба была основным жилым помещением для крестьянской семьи, численность которой могла порой доходить до 20 человек. В ней готовили пищу, спали, занимались всеми домашними работами, пряли, ткали, а зимой доили и кормили корову, держали новорожденных телят, ягнят, поросят и куриц. Условия домашней жизни крестьян отличались теснотой и скученностью [8].
Для рационального использования сравнительно небольшой площади (обычно 4х4 метра) избы с давних пор установились строгие правила использования её пространства: каждый угол избы имел свое определенное назначение [8]. Мебель изготовлялась при постройке избы и часто плотно крепилась к стенам. Традиционно центральное
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект №13-31-1288.
64
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ¿j- № 4, 2015
© Феденок Ю.Н., 2015
место в крестьянском доме занимала печь, служившая одновременно для отопления и для приготовления пищи. Она занимала от одной четвертой до одной пятой площади избы. Обычно печь помещали в одном из углов дома. Около ее устья был «бабий кут» - место для приготовления пищи, а за её боковой стеной устраивали примост для спанья, а выше его - полати. По диагонали от печи был «красный (святой) угол», где стоял обеденный стол и висел «киот» («божница») с полками для икон. Передний угол считался почетным в избе, под образами всегда сидели старейшие мужчины семьи, а также почетные гости в праздники [7; 8].
До начала ХХ века во многих регионах ещё сохранялись большие расширенные семьи, состоявшие из нескольких малых семей, чаще всего женатых сыновей и их родителей, несколько реже только женатых братьев. В таких семьях в повседневном быту сохранялось подчеркнуто уважительное отношение к главе семейства, четко соблюдались правила поведения: младшие подчинялись старшим, женщины - мужчинам. С распадом таких семей отношения становились более демократичными: женщины начали пользоваться сравнительно большими правами, более равные права стали и между родителями и детьми, а весь уклад семей стал отличаться меньшей регламентацией взаимоотношений. В городах трудовой вклад в обеспечение семьи всех взрослых, включая подростков, создавали в семьях еще более равноправные отношения, не нарушая при этом уважительное этикетное отношение к старшим [7].
«Дом мечты» глазами современных городских подростков. Исследование представлений об идеальном доме, проведенное среди московских школьников, показало, что они мечтают жить не только в России, некоторые из них указали, что предпочли бы жить в таких городах, как Амстердам, Нью-Йорк, Сеул, Токио, Сан-Тропе или на берегу моря, к примеру в Испании. Большинство подростков изобразило «дома мечты» привычной современному жителю городов прямоугольной или квадратной формы, и только три девушки нарисовали дома необычной формы. Так, одна девушка мечтает жить в доме, расположенном на дереве.
Половина юношей, нарисовав свой «идеальный» дом, предпочли изобразить «идеальную» квартиру (в том числе и двухэтажную), а половина - одноэтажные дома. Девушки же, в отличие от юношей, предпочитают мечтать об отдельных домах. Особенностью московских девушек является то, что у них нет предпочтения многоэтажным домам, треть из них нарисовала одноэтажные, в отличие от девушек из г. Тольятти и г. Новосибирска, где подавляющее большинство девушек мечтает жить в двух- и трехэтажных домах [12; 13].
Количество комнат на рисунках имеет гендер-ную специфику: юноши предпочитаю от трех до
семи комнат большой площади. У девушек же количество комнат варьирует от двух до двадцати, при этом комнаты могут быть не очень большие по метражу. Основа домов у молодых людей одинакова независимо от их пола. Это, в первую очередь, спальная комната, ванная, гостиная и кухня. Однако несколько человек не указало в своих «идеальных» домах кухни, что может говорить как о некоторой незрелости подростков в плане представления обустройства быта, так и о мечте оторваться от повседневных забот (например, питаться в ресторанах). На это указывает и то, что несколько человек мечтает иметь прислугу, в том числе повара, чтобы не задумываться о повседневных домашних делах. Некоторые респонденты в своих «идеальных» домах даже не размещают туалетные комнаты, забывая о такой немаловажной детали быта. В гостиной на большинстве рисунков подростки располагают большой диван, а напротив него рисуют большой телевизор или домашний кинотеатр. Столовую как отдельную зону для приема пищи мечтает видеть у себя дома только один юноша и половина всех девушек.
Гендерные различия ярко проявляются в наличии дополнительных комнат. Так, у юношей - это тренажерные залы, футбольное поле, стрельбище или тир, комнаты для компьютерных игр. У девушек значительно чаще, чем у молодых людей, встречаются на рисунках библиотека, кабинет, гардеробная, оранжерея или зимний сад, бассейн и джакузи, а исключительно только на рисунках девушек бывают такие комнаты, как спа-салон, комната для игр детей, для творчества и мастерская. А такие зоны, как гараж, бильярд, комнаты для спорта, танцев или прослушивания музыки, и юноши, и девушки рисуют лишь изредка.
В отличие от других городов, в Москве школьники, рисуя дом своей мечты, нередко помещают там бассейн. С одной стороны - это является отражением ориентации на благосостояние в будущем и стереотипные представления о том, как должны жить обеспеченные люди. Такие же установки нами были выявлены и в других российских городах [12; 13]. С другой же стороны, москвичей отличает большая доступность к роскоши, богатству и техническим возможностям воплощения таких идей.
Маркером успешности и богатства могут выступать как обустройство дома, так и его размер и состав семьи. В нашем исследовании прослеживаются четкие гендерные различия в предпочтении изображения людей в качестве совместных жильцов: если 55% юношей предпочли не изображать людей в своих идеальных домах, то 70% девушек их изобразили. При этом 44% юношей изобразили людей из родительской семьи, а 42% девушек указали людей из будущей семьи.
В домах своей мечты жить отдельно мечтают 44% юношей и 32% девушек. А вот жить одно-
временно с супругом / супругой и родителями мечтают только 11% юношей и всего 4% девушек. В идеальных квартирах своих будущих детей отметили только девушки, что свидетельствует об их большей ориентированности на создание семьи и рождение детей в будущем. Если друзей в своих идеальных домах хотят видеть одинаковое количество юношей и девушек, то слуг указали только девушки.
В Москве одинаковое количество юношей и девушек (только по пятой части респондентов обоего пола) отвели в своих домах мечты комнаты для своих родителей. Это отличает столичный мегаполис от города Тольятти, где подавляющее большинство юношей указало, что и в настоящее время, и в будущем они предпочтут разместить в своих «идеальных» домах родителей [14]. Такое положение вещей, на наш взгляд, объясняется тем, что традиционная патрилокальность, присущая русской культуре, быстрее и сильнее подверглась размыванию в столичном мегаполисе. В провинциальных же городах до сих пор сохраняется совместное проживание семей с родителями мужа, обусловленное как традицией, так и экономическим положением россиян.
Интересно то, что количество людей, изображенных на рисунках девушек, зависит от реального количества членов родительской семьи (г=0,478, р=0,16, N=25). То есть чем больше людей в квартире, где проживает девушка, больше людей она изображает на рисунке. Также у девушек есть четкая связь между количеством комнат родительской квартиры и изображением людей на рисунках мечты: чем больше комнат в квартире, в которой девочки выросли, тем охотнее они населяют свои дома людьми (Я=0,441, р=0,027, N=25). Таким образом, мы видим, как условия социализации девушек влияют на их жизненные установки.
Ориентация девушек на детей в будущем проглядывается во многих случаях, даже когда они пытаются завуалировать это. Так, девушка указывает, что жить будет с мужем и детьми, но рисует всего одну детскую кроватку, другая девушка рисует шесть комнат, но детей размешает на двухъярусной кровати, еще одна девушка рисует дом, где проживает семья по рождению, но выделяет и место для игр своих будущих детей. Зачастую в многоэтажных домах девушки размещают детей на верхних этажах, как транслируется в западных фильмах.
Любая созданная людьми предметно-пространственная ситуация является своеобразным слепком системы отношений, характерных для этих людей, а наличие личных вещей существенным образом персонифицирует пространство комнаты и создает ощущение интимности. На рисунках наличие таких оличивающих пространство вещей чаще встречается у девушек - это изображения ковров, ваз, зеркал, цветов, картин, кресел-качалок, фото-
графий членов семьи и животных. У юношей на рисунках встречаются только картины, ковры, а из животных исключительно собаки, девушки же изображают различные предметы интерьера для создания личного пространства, а из животных указывают также кошек, рыбок, морских свинок. В отличие от рисунков юношей, у девушек значительно больше деталей, а сами рисунки гораздо четче и продуманнее прорисованы. У девушек также встречаются аквариумы на всю стену, спа-салон, зимние сады и оранжереи. А вот у юношей значительно чаще встречаются компьютерные комнаты, комнаты для игр на приставках и домашний кинотеатр, тир и футбольное поле. В то же время бассейн, комната для спорта и гараж указали как треть юношей, так и треть девушек.
Особое значение для понимания оличивания пространства имеет закрепленное за индивидом приватное пространство. Половина юношей указали свою личную комнату как отдельную от других людей, а четверть делят свою спальню со своими братьями. У девушек ситуация иная: половина из них указала, что личная комната только для них, а четверть - что это совместная комната с будущим супругом. Это отличает московских девушек от жительниц города Тольятти, которые в подавляющем большинстве на рисунках указали в своей комнате присутствие супруга. Это, на наш взгляд, свидетельствует о разных жизненных стратегиях девушек: в провинциальном городе они стремятся выйти замуж в первые годы после окончания школы, а в столичном городе часть девушек предпочитает откладывать время своего будущего замужества.
В жизни традиционной семьи обеденный стол всегда был социальным центром жилища, вокруг которого выстраивалась структура семьи как модель человеческого общества [1]. Значительным в пространственном поведении являются как расположение самого обеденного стола, так и порядок посадки членов семьи вокруг него [9]. Известно, что наиболее демократичные отношения между супругами наблюдаются при овальном или круглом столах, а конфронтация наиболее часто отмечается при прямоугольном столе, особенно в том случае, если супруги рассаживаются друг напротив друга по разные стороны стола.
На анализируемых нами рисунках по форме столы распределялись следующим образом: юноши чаще, чем девушки, рисуют обеденные столы демократического типа, а девушки, наоборот, - авторитарного. На наш взгляд, это обусловлено социокультурными установками девушек о том, что мужчина является главой семьи. На это указывает также и то, что 60% девушек на рисунках указало на четко регламентированные места посадки за обеденным столом людей, в то время как только 20% юношей отметили этот факт.
Форма стола на рисунке зависит от того, жестко ли структурировано пространство реального дома в семье школьника. В интервью с московскими школьниками респонденты нам нередко говорили, что каждый член семьи предпочитает принимать пищу каждый у своего телевизора, а места за столом четко закреплены за каждым членом семьи [4]. На наш взгляд, оба эти факта свидетельствуют о сильной индивидуализации членов семьи в Москве и изменении тесных семейных отношений в сторону отчуждения. Это подтверждается и тем, что в будущем только незначительная часть респондентов, в отличие от жителей других городов, планирует жить совместно с престарелыми родителями. В то же время четко зафиксированные за каждым членом семьи места за обеденным столом могут свидетельствовать о сохранении традиционной внутрисемейной иерархии у русских.
У девушек была выявлена прямая зависимость четко фиксированных мест на рисунках идеальных домов с тем, регламентированы ли места за столом в их реальной жизни (г=0,618, р=0,001, N=25). Это еще раз указывает нам на то, что условия социализации усваиваются девушками и проецируются ими в будущее, транслируя тем самым культурные нормы будущим поколениям. Интересно отметить, что девушки, выросшие в тех семьях, где пространство дома имеет жесткую структуру, часто рисуют кабинет (г=0,487, р=0,013, N=25), библиотеку (г=0,490, р=0,013, N=25) и зеркало (г=0,435, р=0,032, N=25). Последнее указывает на стремление к уединению и некоторой закрытости, вероятно присущее и родительским семьям.
У юношей ситуация иная - если в родительской семье нет четко фиксированных мест за обеденным столом, то юноши изображают кухню на рисунках «дома мечты» (г=-0,667, р=0,035, N=10). Вероятно, это указывает на то, что демократические отношения в семье позволяют юношам комфортно себя чувствовать на кухне, где обычно хозяйничают женщины. Этот комфорт и уют домашнего очага они переносят и в рисунки своих идеальных домов. Юноши, выросшие в семьях, где места за столом четко регламентированы, предпочитают рисовать такие объекты, как бассейн (г=0,764, р=0,010, N=10), бильярд (г=0,667, р=0,035, N=10) и зимний сад (г=0,667, р=0,035, N=10). В отличие от девушек, молодые люди из семей закрытого типа стремятся к открытости и символам успешной жизни.
Интересен и тот факт, что размер ванной комнаты в «домах мечты» московских школьников зависит от реальных условий их проживания. У девушек большая ванная комната на рисунках встречается, если у них есть своя отдельная комната в реальной квартире (Я=0,417, р=0,028, N=25), а у юношей размер санузла зависит от метража жилой площади в реальной квартире (Я=0,926, р=0,000, N=9). Этот факт указывает на то, что представление об
«идеальном» доме и его внутренней наполненности формируется исключительно в рамках того опыта, который есть в реальности у подростков.
В XX веке структура русской семьи претерпела колоссальные изменения. К потерям в области семьи и семейного быта относят сравнительное ослабление крепости семьи, нарушение внутрисемейного этикета, отступление от обязательной традиционной общесемейной трапезы в повседневной жизни и недостаточность воспитания хозяйственных навыков у детей и др. [7].
Наше исследование показало, что эта тенденция наблюдается до сих пор. Так, старшие школьники, рисуя «идеальные» дома, часто изображают помещения нефункциональные, забывая о многих необходимых деталях жилого дома (кухня, туалет, ванная комната и др.). Традиция проживания молодых семей с родителями мужа сохраняется в провинциальных городах, где большинство юношей отметили этот факт. В столице же только незначительная часть девушек согласна проживать с родителями в будущем.
Совместная трапеза, как элемент традиционной культуры русских, хорошо сохранилась в провинции, но практически потеряна в столичном мегаполисе. В то же время именно в Москве подростки чаще отмечают жесткую фиксацию мест за обеденным столом за каждым членом семьи. На наш взгляд, это является не столько традицией, сколько большей индивидуализацией отношений в столице, что ведет к жесткому разграничению пространства (помимо мест за столом также жестко фиксированы спальные места и комнаты членов семьи).
Сравнивая столичный мегаполис с другими российскими городами, где нами было проведено исследование, можно отметить, что гендерные различия рисунков одинаковы во всех городах, а ориентация на благосостояние в будущем и стереотипные представления о том, как должны жить обеспеченные люди, более гипертрофированы в малом городе, что является отражением уровня доступности к материальном благам у школьников [10; 11].
Проведенное исследование показало, что для современных русских городских подростков характерен высокий вес социальных установок, внедряемых при помощи средств массовой информации, которые и формируют представления у молодежи об успешной взрослой жизни. И если «основным смыслом традиции является передача картины мира, а основным средством ее передачи является образец, модель» [1], то образ «идеального» дома является своего рода культурной моделью структурирования жилого пространства, воспринимаемой, а затем и транслируемой подростками. При этом девушки гораздо сильнее воспринимают эту модель, что в дальнейшем, вероятно, приведет к её трансляции в будущие поколения.
Автор благодарит директора, завуча, учителей, а также всех учеников московской школы, которые приняли участие в данном исследовании, а также Д.В. Постникову за помощь при сборе материала.
Библиографический список
1. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука, 1983. - 191 с.
2. Бгажноков Б.Х. Коммуникативное поведение и культура (к определению предмета этнографии общения) // Советская этнография. - 1978. - № 5. -С. 3-17.
3. Бутовская М.Л. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). - М.: Научный мир, 2004. - 440 с.
4. Бутовская М.Л., Феденок Ю.Н., Буркова В.Н. Взаимопонимание и толерантность в поведении детей и подростков в условиях многоэтничных школьных коллективов // Молодежь Москвы: адаптация к многокультурности. - М.: РУДН, 2007. -С. 314-366.
5. Морозов И.А., Бутовская М.Л. Социальное пространство и регуляция социальной напряженности: традиционные и современные контексты // Историко-культурное наследие и духовные ценности России. - М.: РОССПЭН, 2012. - С. 380-391.
6. Морозов И.А., Слепцова И.С. «Пространство личности» в «пространстве игры»: ситуативный анализ // Ситуативная адекватность. Интерпретация культурных кодов. - Саратов; СПб.: Лиска, 2009. - С. 108-139.
7. Русские. Кн. 2. - Шмелева М.Н. Историко-этнографический очерк традиционной культу-
ры / материалы к серии «Народы и культуры». -Вып. VI. - М.: ИЭА РАН, 1992. - 208 с.
8. Русские: народная культура (История и современность). - Т. 2. - Материальная культура. -М.: ИЭА РАН, 1997. - 356 с.
9. Фаст Д. Как понять иностранца без слов // Холл Э. Язык тела. Фаст Дж. Как понять иностранца без слов. - М.: Вече, Персей, АСТ, 1997. - 432 с.
10. ФеденокЮ.Н. Традиционная и современная организация пространства дома: идеал и реальность // IX Конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов. - Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2011. - С. 297-298.
11. Феденок Ю.Н. Коммуникативное поведение русских школьников (сравнительный аспект) // Этнографическое обозрение. - 2012. - № 5. - С. 119138.
12. Феденок Ю.Н. Образ «идеального» дома у современных городских подростков Западной Сибири: гендерный аспект // Пол. Политика. Поликультурность. Гендерные отношения и гендерные системы в прошлом и настоящем. - Т. 1. - М.: ИЭА РАН, 2014. - С. 259-263.
13. Феденок Ю.Н., Бутовская М.Л. «Дом моей мечты»: игра с реальностью в представлении современных подростков // Личность: игра и реальность. - М.: ИЭА РАН, 2010. - С. 235-258.
14. Феденок Ю.Н., Бутовская М.Л. Образ идеального дома у современных городских подростков // Развитие личности. - 2012. - № 3. - С. 169174.
15. Холл Э. Язык тела // Холл Э. Язык тела. Фаст Дж. Как понять иностранца без слов. - М.: Вече, Персей, АСТ, 1997. - 432 с.