Научная статья на тему 'Образ идеального дома у современных городских подростков'

Образ идеального дома у современных городских подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
471
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИИ ЧЕЛОВЕКА / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМА / "ДОМ МЕЧТЫ" / ИДЕАЛЬНЫЙ ДОМ / ГЕНДЕРНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ОБРАЗ / HUMAN COMMUNICATION / SPATIAL ORGANIZATION OF HOME / "DREAM HOME" / IDEAL HOME / GENDER AND CULTURAL STEREOTYPES / DRAWING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Феденок Юлия, Бутовская Марина

Рассматриваются представления подростков о «доме мечты». Прослеживаются гендерные и культурные стереотипы в организации пространства «дома мечты». Идеальный дом это социальный организм, который в настоящее время претерпевает существенные изменения под влиянием средств массовой коммуникации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ идеального дома у современных городских подростков»

Юлия Феденок, Марина Бутовская

ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ДОМА У СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДСКИХ ПОДРОСТКОВ*

Аннотация. Рассматриваются представления подростков о «доме мечты» . Прослеживаются гендерные и культурные стереотипы в организации пространства «дома мечты». Идеальный дом - это социальный организм, который в настоящее время претерпевает существенные изменения под влиянием средств массовой коммуникации.

Ключевые слова: коммуникации человека; пространственная организация дома; «дом мечты»; идеальный дом; гендерные и культурные стереотипы; образ.

Annotation. Following article is dedicated to the image of «dream home» of the adolescents of Tolyatti (Russia). Distinct gender and cultural stereotypes are traced in the organization of space in a «dream home». Perfect home is a social organism, which at the present moment is undergoing fundamental changes under the influence of mass media.

Keywords: human communication, spatial organization of home; «dream home»; ideal home; gender and cultural stereotypes; drawing.

Дом в модели мира

Понятие «дом» -одно из важнейших для человека

Любая человеческая культура содержит в себе модель мира. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований, воспроизводится в обрядах и ритуалах, закреплена в языке, материализована в планировке человеческих поселений и организации внутреннего пространства жилищ.

Понятие «дом» имеет для человека много смыслов, слитых воедино и эмоционально окрашенных. Это кров и убежище, место жительства и символ жизни семьи, теплого домашнего очага, воплощение идеи интимности и личного пространства [1, с. 33-34]. Сегодня большую часть времени люди проводят в зданиях, в том числе в домах. Дом воспринимается ими как здание, спроектированное для наилучшего соединения личной и семейной жизни.

Скрытые формы коммуникации человека включают использование времени, тип одежды, архитектурных строений [2, с. 427]. Такие сигналы в ходе общения несут инфор-

* Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ №10-06-00010а «Поведенческие, морфо-физиологические и генетические составляющие агрессивного поведения человека (с учетом культурного и экологического контекста) и в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Кросс-культурный анализ социального пространства и механизмов регуляции социальной напряженности: от традиции к современности».

мацию точно так же, как язык и невербальное общение, и являются частью целостного коммуникативного акта.

Антрополог Э. Холл (E.T. Hall) назвал окружающие нас неживые объекты зафиксированным (fixed-feature) и полузафиксированным (semifixed-feature) пространством [3]. Зафиксированное пространство ограничено неподвижными границами (комната или дом); полузафиксированное пространство состоит из движимых объектов (наподобие стульев и столов). Оба типа пространства оказывают существенное влияние на наше коммуникативное поведение. Специфические характеристики среды влияют на коммуникацию людей в ней. Так, к примеру, люди, живущие в квартирах, зачастую лучше знают своих ближайших соседей по лестничной клетке, чем тех, кто живет на других этажах [4, с. 162-163; 5, с. 95].

Скрытые формы Расположение определенных подвижных объектов в

коммуникации обстановке помогает структурировать общение, поэтому

влияют на поведение

люди зачастую манипулируют ими, чтобы добиться нуж-

человека

ной реакции собеседника. Например, расположение телевизора в комнате влияет на расположение кресел и, следовательно, на стиль общения в данной комнате [4, с. 155-156]. Многие исследователи отмечают, что грамотная перестановка мебели может способствовать увеличению общения между людьми [4, с. 156; 6, с. 128-133]. В любом пространстве, где есть возможность переставлять вещи, можно достичь желательного эффекта в общении людей [5, с. 95]. Люди также могут создавать жилые помещения, соответствующие их имиджу [5, с. 94].

Людям свойственно эмоционально реагировать на окружающую среду. Эти эмоциональные реакции могут рассматриваться с позиции того, насколько 1) обстановка возбуждает (степень активности, стимулированности, тревожности и беспокойства), 2) приятно находиться в данной обстановке (ощущение радости, удовлетворения и счастья или наоборот) и 3) насколько мы ощущаем в ней наше доминирование (чувство важности, контроля и свободы действий различными способами) [4, с. 134; 7]. Известно, что множество конфликтов между людьми связано с борьбой за территорию: зачастую они возникают при нарушении границ индивидуального пространства [3; 8].

Люди манипулируют Различия домов и внутренней обстановки в них обу-

предметно-простран- словлены экономическими и социальными отношения-

ственнои средой для „и

достижения своих ми, формами семейной жизни, культурно-бытовыми

целей традициями [9, с. 172-173]. Также на структурирова-

ние пространства внутри дома влияют окружающая социальная и культурная среда и длительность проживания человека в данном регионе [10, с. 47].

Методы и участники исследования

Гипотеза исследования

Представление человека об идеальном доме формируется в процессе взросления под влиянием культуры, семьи и её окружения, сверстников, а также средств массовой информации. В настоящее время у подростков формируется зависимость от огромного объема информации. Информации «недифференцированной, разноуровневой, разнохарактерной, <...> оказывающей влияние на его эмоциональную и интеллектуальную сферу, на восприятие им действительности» [11, с. 3].

В исследовании пространства «дома моей мечты» в представлении современных подростков мы использовали рисуночный метод Э. Холла [12]. Школьникам было предложено нарисовать ручкой или карандашом «дом моей мечты» на белом листе формата А4. При этом перед ними ставилась задача изобразить план-схему (вид сверху) дома, прорисовав его обстановку, подписав комнаты и их принадлежность определенным членам семьи. Это мог быть дом в настоящем или будущем времени, с любым количеством этажей, комнат, пристроек, это также могла быть квартира. В отличие от распространенной в психологии проективной методики изображения дома в тесте «Дом-Дерево-Человек» (Дж. Бук), которая направлена «на оценку аффективной сферы личности, ее потребностей и психосексуального развития» [13, с. 278], в нашем исследовании респондентов просили изображать внутреннее пространство дома, а не его фасад.

Исследование проводилось в г. Тольятти. В нем приняло участие 73 подростка в возрасте от 14 до 18 лет (20 мальчиков и 53 девочки).

Город Тольятти - крупный индустриальный центр Среднего Поволжья, основу промышленного комплекса которого составляют машиностроение и химическая отрасль. Он представляет собой яркий пример современного промышленного города Российской Федерации со стабильной демографической ситуацией и достаточно высоким уровнем жизни. Таким образом, мы выявляли личностные установки современных подростков, проживающих в типичном промышленном городе России, об идеальном пространстве их будущего взрослого дома. Цель - выявить особенности влияния на подростков культурных стереотипов «успешности», «статусности» и «удачной семейной жизни», активно насаждаемых в современной России средствами массовой информации (СМИ).

Мы предположили, что представления о пространственной организации дома зависят от пола, возраста респондента и его культурной принадлежности. В настоящее время на комплекс представлений о внутренней организации жилища, о его частях и функциях, огром-

Пространственная организация дома как отражение социальных связей

Дом и семья

Отражение

традиции

патрилокальности

ную роль оказывают средства массовой информации, транслирующие «западной» образ организации пространства жилого помещения. Мы ожидали увидеть, что представления о пространственной организации дома у современных российских подростков вобрали в себя не только их жизненный опыт (с учетом российских реалий), но и картинки «красивой жизни» по западному образцу, почерпнутые ими из СМИ.

Пространственная организация дома является отражением социальных связей в пределах семьи. Как известно, она усваивается детьми с раннего возраста и воспроизводится ими во взрослой жизни. На представление о пространстве дома влияют пол, возраст, этническая принадлежность и культурная среда [3]. В нашем исследовании пространства идеального дома в представлении подростков прослеживаются четкие гендерные различия как в организации внутреннего пространства дома, так и в предпочтении тех или иных людей в качестве совместных жильцов.

Юноши, изображая идеальный дом или квартиру в настоящем времени, чаще населяют его своей родной семьей, а в будущем времени - своей будущей семьей (женой и детьми).

Девушки, рисуя дом будущего, воплощают свои мечты о крепкой семье с мужем и детьми. Но, если они рисуют дом или квартиру в настоящем, то, в отличие от юношей, предпочитают жить отдельно от родителей.

В целом и юноши, и девушки, ориентированные на создание в будущем семьи, настроены на партнерские отношения с супругом/супругой, а девушки также - на создание уюта в семье и доме.

В целом девушки значительно чаще, чем юноши, упоминают о своей будущей семье. Это является отражением как культурной специфики, так и психологических особенностей взросления подростков.

Девушки ориентированы на семью. К 15-17 годам у них уже сформировано достаточно полное представление о своей будущей семье и о взаимоотношениях с мужем. А вот юноши этого возраста в целом достаточно сильно привязаны к своей родной семье (особенно к матери). Юноши чаще девушек в доме будущего выделяют место для своих родителей. В этом факте, как нам представляется, могут прослеживаться традиционные для русских архетипы патрилокальности. В традиционной культуре норма брачного поселения состояла в том, что молодые живут там, где живет или жил отец мужа [14, с. 984]. Наличие родителей не мешает юноше чувствовать себя комфортно, тогда как

Влияние масс-медиа на образ дома

Образ дома как социально-исторический феномен

девушка (с учетом культурных традиций перехода в дом мужа) мечтает о собственном доме, в котором влияние свекрови и свекра будет сведено к минимуму. Также подростки проявляют заботу о своих престарелых родственниках, выделяя им отдельные комнаты в своих идеальных домах.

Представления подростков о пространственной организации дома (в настоящем и/или будущем) подвергаются сильному влиянию западных ценностей и стереотипов «красивой жизни», пропагандируемых массмедиа.

Девушки испытывают несколько большее влияние телевидения и навязанных им стереотипов о красивой и обеспеченной жизни. Так, к примеру, они мечтают о больших многоэтажных домах с садом, гаражом, открытым бассейном, джакузи, с анфиладой комнат (в том числе гардеробной, бильярдной, кабинетом, библиотекой и пр.), где каждому члену семьи выделена отдельная спальная комната. Почти все девушки, ориентированные на будущее, упоминают о супругах и/или детях, но в то же время размещают детей отдельно от себя и друг от друга. Вероятно, это обусловлено влиянием западной культуры, где такое расположение детей в доме является привычным. На представление девушек о «доме будущего» оказывает влияние их возраст, реальные условия проживания, а также стереотипы хорошей жизни по западному образцу, транслируемые телевидением.

В эпоху социалистического строительства индустриальных центров, в связи с большим притоком населения в них, города не могли обеспечить каждую семью отдельным жильем. Многим людям пришлось жить в общежитиях, коммунальных квартирах, «на подселении». «Домом мечты» для многих советских людей было отдельное жилье в виде квартиры. Эта мечта во многом была воплощена во времена Н.С. Хрущева строительством отдельных малометражных квартир для каждой семьи [15, с. 45]. Родители и бабушки наших респондентов, скорее всего, имели именно такое представление об идеальном доме. По мере роста количества членов семьи, такие «идеальные хрущевки» становились маленькими и тесными. Со временем люди начали мечтать о квартирах большей площади, о своих собственных домах. Наше исследование показало, как изменились представления об «идеальном доме» и как его представляет современная молодежь типичного индустриального города, построенного в советскую эпоху.

Наше исследование выявило, что представления российских подростков о пространственной организации дома подвергаются влиянию западных ценностей и стереотипов «красивой жизни», пропагандируемых массмедиа. В современном информационном мире имен-

но СМИ выступают в качестве главного инструмента формирования картины мира. Массмедиа интегрируют в общество набор символики, правил поведения и определенный алгоритм мышления.

1. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб., 2009.

2. Мацумото Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования, открытия. -СПб., 2008.

3. Hall E.T. The Hidden Dimension. - N.-Y., 1966.

4. Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. Полное руководство. - СПб., 2006.

5. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия. Полный курс. -СПб., 2007.

6. Sommer R., Ross H. Social interaction on a geriatric ward // International Journ. of Social Psychiatry. -1958. - № 4. - P.128-133.

7. Mehrabian A. Public places and private spaces: The psychology of work, play, and living environments. - N.-Y, 1976.

8. Бутовская М. Л. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). - М., 2006.

9. Мартынова М. Ю. Мир традиций и межкультурное общение. В помощь школьному учителю. - М., 2004.

10. Феденок Ю. Н. Трансформация структуры пространства дома в локальных этнических группах (на примере болгар села Криничное Республики Украина и татар поселка Октябрьский Челябинской области) // Традиционная культура. - 2009. - № 2 (34). - С. 42-48.

11. Сайко Э. В., Фельдштейн Д. И. Подросток на дистанции взросления и в пространстве его определения // Мир психологии. - 2007. - №4 (52). - С. 3-10.

12. Холл Э. Как понять иностранца без слов // Фаст Дж. Язык тела. Холл Э. Как понять иностранца без слов. - М., 1991.

13. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. - СПб., 2001.

14. Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. - М., 2000.

15. Сергеева А. Русские. Стереотипы поведения, традиции, ментальность. -4-е изд., испр. - М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.