Научная статья на тему 'Трансформация оказания туристско-рекреационных услуг в условиях цифровизации'

Трансформация оказания туристско-рекреационных услуг в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальный туризм / туристско-рекреационные услуги / виртуальное предприятие / виртуальная реальность. / virtual tourism / tourism and recreational services / virtual enterprise / virtual reality.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранова Алла Юрьевна, Воробей Елена Константиновна

После появления интернета планирование поездок стало не просто актуальным, но и визуальным процессом. Потенциальные туристы бронируют гостиницы, заранее изучая их интерьер; знакомятся с местами отдыха и инфраструктуры принимающей дестинации, не выходя из дома.; сравнивают цены; изучают отзывы посетителей. Современный туристический бизнес вынужден все более активно использовать информационно-коммуникативные средства в конкурентной борьбе за клиента. В научной литературе все чаще появляются понятия «виртуальный туризм» и «виртуальный тур», а авторы статей обосновывают их преимущества. На основе изучения публикаций, выявлено, что российские экономисты рассматривают виртуальный туризм как новый вид туризма, зарубежные авторы больше используют понятия «виртуальный тур» и «виртуальная реальность». Развитие информационных технологий выводит организации туризма и рекреации на новый уровень развития. Цель статьи – определиться с сутью виртуального туризма: это новый вид туризма, инновации в туризме в условиях цифровизации или иное мировоззрение. Настоящее исследование, проведенное нами, позволит пересмотреть подход к традиционному определению «туризм», законодательно укоренившемуся в российской практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF TOURISM AND RECREATIONAL SERVICES IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION

After the advent of the Internet, travel planning has become not only relevant, but also a visual process. Potential tourists book hotels, studying their interior in advance; familiarize themselves with places of recreation and infrastructure of the receiving destination, without leaving the house.; com paring prices; study the feedback of visitors. The modern tourism business is forced to increasingly use information and communication tools in competition for the client. In the scientific literature, the concepts of “virtual tourism” and “virtual tour” are increasingly appearing, and the authors of the articles justify their advantages. Based on a study of publications, it was revealed that Russian economists consider virtual tourism as a new type of tourism, foreign authors use the concepts of “virtual tour” and “virtual reality” more. The development of information technologies takes tourism and recreation organizations to a new level of development. The purpose of the article is to determine the essence of virtual tourism: this is a new type of tourism, innovations in tourism in the context of digitalization or another worldview. This study, conducted by us, will allow us to revise the approach to the traditional definition of “tourism,” which is legally entrenched in Russian practice.

Текст научной работы на тему «Трансформация оказания туристско-рекреационных услуг в условиях цифровизации»

DOI: 10.18572/2686-858X-2020-4-8-51-56

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОКАЗАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

TRANSFORMATION OF TOURISM AND RECREATIONAL SERVICES IN CONDITIONS

OF DIGITALIZATION

Баранова Алла Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и мировой экономики, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г . Сочи, Россия, baranovaUa-77@mail . ru

Воробей Елена Константиновна, кандидат экономических наук, доцент, декан факультета экономики и процессов управления, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г . Сочи, Россия, vorobei . sochi@yandex . ru

Аннотация . После появления интернета планирование поездок стало не просто актуальным, но и визуальным процессом. Потенциальные туристы бронируют гостиницы, заранее изучая их интерьер; знакомятся с местами отдыха и инфраструктуры принимающей дестинации, не выходя из дома. ; сравнивают цены; изучают отзывы посетителей. Современный туристический бизнес вынужден все более активно использовать информационно-коммуникативные средства в конкурентной борьбе за клиента. В научной литературе все чаще появляются понятия «виртуальный туризм» и «виртуальный тур», а авторы статей обосновывают их преимущества. На основе изучения публикаций, выявлено, что российские экономисты рассматривают виртуальный туризм как новый вид туризма, зарубежные авторы больше используют понятия «виртуальный тур» и «виртуальная реальность» Развитие информационных технологий выводит организации туризма и рекреации на новый уровень развития . Цель статьи - определиться с сутью виртуального туризма: это новый вид туризма, инновации в туризме в условиях цифровизации или иное мировоззрение. Настоящее исследование, проведенное нами, позволит пересмотреть подход к традиционному определению «туризм», законодательно укоренившемуся в российской практике.

Ключевые слова: виртуальный туризм, туристско-рекреационные услуги, виртуальное предприятие, виртуальная реальность

JEL codes: L82, L83, L86, Z32.

Abstract. After the advent of the Internet, travel planning has become not only relevant, but also a visual process. Potential tourists book hotels, studying their interior in advance; familiarize themselves with places of recreation and infrastructure of the receiving destination, without leaving the house.; comparing prices; study the feedback of visitors. The modern tourism business is forced to increasingly use information and communication tools in competition for the client. In the scientific literature, the concepts of "virtual tourism" and "virtual tour" are increasingly appearing, and the authors of the articles justify their advantages. Based on a study of publications, it was revealed that Russian economists consider virtual tourism as a new type of tourism, foreign authors use the concepts of "virtual tour" and "virtual reality" more. The development of information technologies takes tourism and recreation organizations to a new level of development. The purpose of the article is to determine the essence of virtual tourism: this is a new type of tourism, innovations in tourism in the context of digitalization or another worldview. This study, conducted by us, will allow us to revise the approach to the traditional definition of "tourism," which is legally entrenched in Russian practice.

Key words: virtual tourism, tourism and recreational services, virtual enterprise, virtual reality.

1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве исходного материала использовались материалы, характеризующие развитие виртуального туризма в России и за рубежом, публикации о виртуальной реальности и информационных технологиях. При исследовании проведены теоретический и сравнительный анализ; применены структурно-функциональный подход, позволивший описать трансформацию оказания туристско-рекреационных; социально-философский анализ, позволивший рассмотреть туризм, как неотъемлемый элемент социальной системы и информационных технологий

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Благодаря повсеместному

распространению интернета произошло смещение потребителя в сферу виртуальных услуг Изменился алгоритм потребительского поведения туристов, которые все активнее самостоятельно формируют собственный тур-продукт - определяют маршрут, бронируют услуги средств размещения и транспортных компаний и др , основываясь на информации, предоставленной веб-сайтами принимающих дестинаций, минуя посредников виде туроператоров Новое понимание качества жизни, комфорта и уровня сервиса заставляют иначе взглянуть на сферу досуга (Е .В . Вишневская, Т.Б . Климова, 2017, с .23-24).

Существуют предположение, что первые исследования виртуальной реальности появились в кинематографе Голливуда, когда в 1982 г . вышел на экраны фильм «Дрон», где «герой из повседневной реальности переносится в трехмерный мир, сконструированный программой для ЭВМ. Фильм демонстрировал возможности мира интерактивных компьютерных игр и создавал зрителям красочную иллюзию привлекательности» (И.А. Латыпов, 2014, с 3)

Все чаще в публикациях авторов появляется термин «виртуальный туризм» Рассмотри это понятие более подробно

«Виртуальный туризм - это деятельность индивида, позволяющая посредством использования современной компьютерной техники и коммуникационных сетей создать и получить максимально реалистичную сенсуальную информацию о желаемой дестинации из числа реально существующих

без фактического перемещения в нее» (В . А . Шамликашвили, 2014, С . 132; П . В . Симанишина, 2018) .

«Виртуальный туризм - это вид туризма, который использует 3D и 4D эффекты, инновационные программы и сферические панорамы, чтобы помочь путешествовать тем, кто не может позволить реальное путешествие по тем или иным причинам . Это включает в себя карты и трехмерные маршруты, которые позволяют увидеть, какие объекты в данный момент находятся в определенном месте (Е . Н . Егорова, 2020, с . 137).

«Виртуальный туризм - это перспективный вид туризма, основанный на трёхмерной визуализации реально существующей местности с использованием комплекса соответствующих технологий виртуальной реальности» (Г . С . Кузнецов, А .А . Романов, Т .А . Тультаев, 2014, С . 6).

«Виртуальный туризм - туризм, базирующийся на методологии создания виртуального культурно-исторического и ландшафтно-эко-логического пространства, сконструированного с помощью современных информационных технологий» (В .Е . Быкасов, 2008, с . 349).

«Виртуальный туризм - это иллюзия нахождения пользователя в конкретном месте, в заранее смоделированном мире» (М . Кусаинов, 2019, с . 317).

«Виртуальный туризм - это путешествие в виртуальном мире, когда при себе достаточно иметь ноутбук, компьютер или смартфон» (А . А . Лоза, Е . Н . Егорова, 2020, с . 1) .

«Виртуальный туризм - это туризм по средствам современных интерактивных устройств и технологий» (П С Манилова, 2014)

«Виртуальный туризм - это виртуальное представление реальной достопримечательности, места назначения или впечатлений посетителей (Kim, M. J . , & Hall, C . M. , 2019, с . 236).

Зарубежные авторы больше используют термины «виртуальный тур» или «виртуальная реальность»

«Виртуальный тур - это способ реалистичного отображения трёхмерного многоэлементного пространства на плоском экране, вид компьютерного моделирования, создающего у зрителя эффект присутствия в другом месте (Виртуальный тур; Wang Y. , Yu

Q . , Fesenmaier D . R . , 2002, с .638; V. К Balogun, 2005,с . 602) .

Технология виртуальной реальности имеет три основных характеристики: погружение, взаимодействие и воображение Погружение означает, что пользователь чувствует полное погружение в виртуальный мир Интерактивность означает взаимодействие с виртуальным миром с помощью специального оборудования Представимость - в воображении у пользователя отражается фантазия дизайнеров (Ristova, С . , Angelkova, Т. , & Micevski, М. , 2019, с . 82).

Растущее влияние информационных и коммуникационных технологий и глобальная конкуренция в сфере оказания туристско-рекреационных услуг требуют взаимодействия множества заинтересованных сторон Воспользовавшись характеристиками виртуальной реальности, организации вынуждены постоянно адаптировать свой продукт для удовлетворения туристического спроса, широко использовать информацию, развиваться партнерские отношения, передавать на аутсорсинг значительное количество функций, чтобы добиться экономии от масштаба Таким образом, на рынке туризма появляются виртуальные организации, представляющие собой партнерскую сеть, которые объединились посредством компьютерных сетей для более эффективного совместного использования

знаний, компетенций и ресурсов (Норетепе, R. , Railiene, G. , & ^1ашЫепе, Е . , 2009; С . В . Шайтура, С . Р. Муминова и др . , 2019, с . 21) .

Инфраструктуру виртуального туризма можно представить как совокупность: веб-сайтов и порталов на нескольких языках, электронных платежных систем, оборудования, достоверной туристической информации о тематических парках, конференциях, кино и др . (МаутаМ, М . М . , Кагеуат, Н. , Moosavi, S . S . Т. , 2012, с . 3074).

Сейчас существует потребность в инфраструктуре, которая поддерживает создание виртуальных туристических организаций и обеспечивает им надлежащую поддержку Функционирование такой платформы позволит организациям, заинтересованным в продвижение туристского продукта, совместно выполнять задачи, адаптировать конкретную туристско-рекреационную услугу в виртуальную, обмениваться информацией, качественно удовлетворять потребности клиентов (Afsarmanesh, Н. , & Camarinha-Matos, L . М. , 2000)

3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ

Большинство авторов сходятся во мнении о перспективах и преимуществах виртуального оказания туристско-рекреационных услуг (табл 1)

Таблица 1.

Преимущества виртуального оказания туристско-рекреационных услуг

Преимущества виртуального оказания туристско-рекреационных услуг Авторы

Внедрение информационных технологий через туризм в смежные секторы экономики и рост конкурентоспособности российского туристского бизнеса в мировом масштабе Е В Вишневская, Т . Б . Климова, 2017, с . 31-32

Реклама и демонстрация, позволяющие привлечь внимание к туристской дестинации, что способствует культурному и образовательному просвещению; доступность для людей, по какой-либо причине не имеющие возможности выехать за пределы своего местопроживания (инвалидность, маленькие дети, незнание иностранного языка, невыездные граждане и др . ); минимальные затраты за счет отсутствия осуществлять денежные траты на проживание, транспорт и питание; возможность самому определять время и место путешествия; возможность посетить объекты, недоступные по причине экологичности, опасности или религиозности Е . Н . Егорова, 2020, с . 137

Источник: составлено авторами на основе анализа представленного списка литературы

Продолжение таблицы 1

Преимущества виртуального оказания туристско-рекреационных услуг Авторы

Полное отсутствие следующих аспектов: туристских формальностей, неблагоприятных климатических и иных факторов среды, влияния на экологию принимающей дестинации Г . С . Кузнецов, А .А . Романов, Т .А . Тультаев, 2014, с . 6

Возможность пользователям клиентского программного приложения получать видеоизображения в реальном времени различных мест мира и смотреть их локально Mirk, D . , & Hlavacs, H ., 2014

Сохранение наследия за счет отсутствия массового посещения туристами Arnold, D . , 2007, с . 228

Продвижение туристской дестинации за счет виртуальных прогулок Govers, R . , 2005; Pilarska, A . A . , & Tomczykows- ka, P. , 2018; Ristova, C . , Angelkova, T. , & Micevski, M. , 2019)

Предварительный обзор отелей и впечатлений Samuely, 2016; Витальев, 2016

Кроме преимуществ, существуют и недостатки виртуального туризма:

- с помощью виртуальной реальности можно развивать познавательный, культурно-исторический, событийный, религиозный виды туризма. Но невозможно виртуально оказывать оздоровительные, санаторно-курортные, гастрономические услуги;

- поскольку туризм способствует развитию смежных отраслей, то при виртуальном оказании услуг, в туристской дестинации не будут в полной мере востребованы услуги средств размещения, питания, транспорта, товары-сувениры;

- возможность увеличения разрыва между обеспеченными и малообеспеченными лицами (Mura, P. , Tavakoli, R., & Sharif, S . P. , 2017).

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая вышеприведенные определения, приходим к выводу, что виртуальное оказание туристско-рекреационных услуг, нецелесообразно в полной мере назвать туризмом. В соответствии с российским законодательством «туризм - это временные выездыграждан спостоянногоместажительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания на период от

24 часов до 6 месяцев» (Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», 1996) .

Зарубежные авторы придерживаются аналогичного определения:

- туризм - это временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в целях отдыха или посещения друзей более одной ночевки, которые тратят деньги на территории дестинации (Davidson, T. L. , 1998, с . 28-29);

- оказание туристско-рекреационных услуг - это процесс, включающий непосредственное создание туристских товаров, обслуживание и гостеприимство (Smith SL. , 1994) .

Лицо, осуществляющее виртуальное путешествие, больше соответствует определению, в соответствии с российским законодательством, как экскурсант В виртуальном туризме отсутствует элемент гостеприимства. Можно согласиться с авторами, использующими понятие «умный туризм», под которыми они понимают туристический информационный сервис для туристов, как совокупность данных о туристических ресурсах» (Li Yu. , Hu K. , Huang K . and Duan L. , 2017, с . 300).

Таким образом, перемещение людей в пространстве с помощью компьютерных технологий и посещение объектов туристско-рекреационного показа представляет собой инновации в туризме в условиях цифровизации .

5. СПИОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Afsarmanesh, H . , & Camarinha-Matos, L . M. (2000, June) . Future smart-organizations: a virtual tourism enterprise . In Proceedings of the First International Conference on Web Information Systems Engineering (Vol. 1, pp. 456-461). IEEE . URL: https://www.researchgate .net/profile/Luis_Ca-marinha-Matos/publication/3873683_Future_smart_organizations_A_virtual_tourism_enterprise/ links/0c96052989b0154790000000 . pdf (05 .12.2020)..

2 . Arnold, David. "Virtual tourism. " Niche Tourism (2007): 223 . URL: https://www. economy. gov. ae/Publications/Niche%20Tourism%20Contemporary%20issues,%20trends%20and%20cases . pd-f#page=245 (05 .12.2020) .

3 . Balogun, V. F. , M. Sc . ; A . F. Thompson, M. Tech . ; and O .A . Sarumi, B . Tech (2005) . A 3D Geo-Spatial Virtual Reality System for Virtual Tourism . URL: http://www. akamaiuniversity. us/PJST11_2_601. pdf (05 .12.2020) .

4 . Bykasov, V. E. (2008). Virtual'nyi turizm: problemy stanovleniya i perspektivy razvitiya [Virtual Tourism: Emerging Issues and Development Prospects] (Vol . 24, p . 343) . http://www. geogr. msu. ru/cafe-dra/recr/conf/MSU_Tourism_Conf_III_2008. pdf#page=343 (03 . 12.2020) .

5 . Davidson, T.L . (1998). What is travel and tourism: is it really an industry. Global tourism, URL: http://perpus . univpancasila . ac . id/repository/EBUPT180143 .pdf#page=46 (05 .12 .2020).

6 . Egorova, E . N. (2020). Virtual'nyi turizm kak novoe napravlenie deyatel'nosti turistskikh orga-nizatsii [Virtual tourism as a new activity of tourism organizations] // Colloquium-journal . 2020. №9 (61) . URL: https://cyberleninka. ru/article/n/virtualnyy-turizm-kak-novoe-napravlenie-deyatelnosti-tur-istskih-organizatsiy (25 . 11.2020) .

7 . Latypov, I . A . (2014) . O nekotorykh filosofskikh aspektakh formirovaniya subkul'tury virtual'nogo turizma: ego novaya istoriya ili tol'ko" story"? [About some philosophical aspects of the formation of the subculture of virtual tourism: its new history or only "story"?] //Sovremennye problemy nauki i obrazo-vaniya. - 2014 . - №. 2 . - S . 633-633 . (03 .12.2020).

8 . Federal'nyi zakon "Ob osnovakh turistskoi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii" [Federal Law "On the Basics of Tourism Activities in the Russian Federation"] ot 24 .11.1996 N 132-FZ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (05.12.2020). Virtual'nyi tur // Art Of Web: sait . — URL: http://artofweb . ru/solutions/aow-businesscenter/ (03 .12.2020) .

9 . Govers, R . (2005) . Virtual Tourism Destination Image: Glocal identities constructed, perceived and experienced (No . 69). URL: https://www. semanticscholar. org/paper/A-3-D-GeoSpatial-Virtual-Re-ality-System-for-Virtual-Balogun-Thompson/f9b168f7398950541d0136ed52bdc9240714e84d?p2df (05 .12.2020) .

10 . Hopeniene, R. , Railiene, G. , & Kazlauskiene, E . (2009). Emergence of virtual tourism business system: Empirical findings. Economics and management, (14), 780-787. URL: https://scholar. google.ru/ scholar?start=40&q=virtual+tourism&hl=ru&as_sdt=0,5 (05 .12 .2020) .

II. Kim, M. J . , & Hall, C . M. (2019) . A hedonic motivation model in virtual reality tourism: Comparing visitors and non-visitors . International Journal of Information Management, 46, 236-249. URL: https:// d1wqtxts1xzle7 . cloudfront . net/58556196/A_hedonic_motivation_model_in_virtual_reality_tourism_ Comparing_visitors_and_non-visitors . pdf?1551766741=&response-content-disposition=inline%3B+-filename (05 .12 .2020) .

12 . Kusainov, M. (2019) . Virtual'nyi turizm v ekonomike . in ot sinergii znanii k sinergii biznesa [Virtual tourism in the economy from synergy of knowledge to synergy of business] (pp . 316-318) . http://is . nkzu . kz/publishings/%7B66443186-2B63-4B83-8D94-BE5640EA4EC8%7D .pdf#page=317 (03 .12 .2020).

13 . Kuznetsov, G . S . , Romanov, A . A . , & Tul'taev, T. A . (2014) . Virtual'nyi turizm kak sovremennaya forma deyatel'nosti na turistskom rynke [Virtual tourism as a modern form of activity in the tourism market] . Sbornik nauchnykh trudov SWorld, 26(2), 28-35 . https://sworld. education/konfer35/372.pdf (03 .12.2020) .

14 . Li Yu. , Hu K. , Huang K. and Duan L . (2017). The concept of smart tourism in the context of tourism information services . Tourism Management, 58, 293-300. URL: https://www. researchgate . net/profile/ Yunpeng_Li11/publication/308272333_The_concept_of_smart_tourism_in_the_context_of_tourism_in-formation_services/links/5e32724f92851c7f7fDc3814/The-concept-of-smart-tourism-in-the-context-of-tourism-information-services pdf (05 12 2020)

15 . Loza, A .A . , Egorova, E .N. (2020) . Tendentsii i perspektivy razvitiya vr-turizma vo vremya krizisa i pandemii 2020 [Trends and prospects for vr tourism during the crisis and pandemic 2020] // Colloquium-journal. 2020. №23 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-perspektivy-razviti-

ya-vr-turizma-vo-vremya-krizisa-i-pandemii-2020 (03 .12.2020) .

16 . Manilova, P. S . (2014). Osobennosti organizatsii virtual'nykh turov [Peculiarities of virtual tours organization] //XVIII Mezhdunarodnaya konferentsiya studentov, aspirantov i molodykh uchenykh «Nauka i obrazovanie» . -Tomsk: Izdatel'stvo TGPU . - 2014 . - S . 187-190.

17 . Maymand, M. M. , Farsijani, H . , & Moosavi, S . S . T. (2012) . Investigation of the key success factors in virtual tourism. Indian journal of science and technology, 5(7), 3073-3080 . URL: https://sciresol . s3 . us-east-2 . amazonaws . com/IJST/Articles/2012/Issue-7/Article26 . pdf (05 .12.2020) .

18 . Mirk, D . , & Hlavacs, H. (2014, July). Using drones for virtual tourism. In International Conference on Intelligent Technologies for Interactive Entertainment (pp. 144-147) . Springer, Cham. URL: https:// hal. inria. fr/hal-01408561/document (05 .12 .2020).

19 . Mura, P. , Tavakoli, R. , & Sharif, S . P. (2017). 'Authentic but not too much': exploring perceptions of authenticity of virtual tourism . Information Technology & Tourism, 17(2), 145-159 . URL: https://link . springer. com/article/10 .1007/s40558-016-0059-y (05 .12.2020).

20 . Ristova, C . , Angelkova, T. , & Micevski, M. (2019) . Virtual tourism: New frontier for the hotel industry. URL: http://eprints.ugd. edu.mk/23932/1/Virtual%20tourism%20-%20New%20frontier%20for%20 the%20hotel%20industry. pdf (05 .12 .2020).

21. Shaitura, V. V. , Muminova, S .R, Kozhaev, Yu.P. , Vintova, T.A . (2019) . Virtual'nye predpriyatiya v turizme [Virtual enterprises in tourism] // Servis +. 2019 . №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/vir-tualnye-predpriyatiya-v-turizme (25 . 11.2020) .

22 . Shamlikashvili, V.A . (2014) Virtual'nyi turizm kak novyi vid turizma [Virtual tourism as a new type of tourism] // KE . 2014 . №10 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnyy-tur-izm-kak-novyy-vid-turizma (25 11 2020)

23 . Vishnevskaya, E . V , Klimova, T. B . (2017). Perspektivy razvitiya virtual'nogo informatsionnogo prostranstva v turistskoi industrii [Prospects for the development of virtual information space in the tourism industry] // Nauchnyi rezul'tat. Tekhnologii biznesa i servisa. 2017 . №1 (11). URL: https://cyber-leninka ru/article/n/perspektivy-razvitiya-virtualnogo-informatsionnogo-prostranstva-v-turistskoy-indus-trii(25 11 2020)

24 . Simanishina, P. V. (2018) . Virtual'nyi turizm kak al'ternativnyi sposob puteshestviya. [Virtual tourism as an alternative way to travel] Aktual'nye problemy fizicheskoi kul'tury, sporta, turizma i rekreat-sii: materialy VI Vseros s mezhdunar uchastiem nauch -prakt konf studentov i aspirantov, g Tomsk, 19 apr. 2018 g ./Nats . issled. Tom. gos. un-t, Fak. fiz . kul'tury; pod red. : AN Zakharovoi, AV Kabach-kovoi. -Tomsk, 2018 . -S . 299-301. (03 .12.2020).

25 . Smith, SL . , (1994). Tourist product. Annals of tourism research, 21 (3), 582-595 . URL: https:// d1wqtxts1xzle7 . cloudfront. net/50037424/THE_T0URISM_PR0DUCT. pdf?1478027134=&re-sponse-content-disposition=inline%3B+filename%3DTHE_TOURISM_PRODUCT. pdf&Ex-pires=1607163864&Signature= (05 .12 .2020).

26 . Virtual tourism space of cities. Journal of Modern Science, (3 (38)), 317-333 . URL: https://scholar. google . ru/scholar?start=50&q=virtual+tourism&hl=ru&as_sdt=0,5 (05 .12.2020) .

27 . Wang, Y. , Yu, Q . , & Fesenmaier, D . R. (2002) . Defining the virtual tourist community: implications for tourism marketing . Tourism management, 23(4), 407-417. URL: https://www.researchgate.net/pro-file/Daniel_Guttentag/publication/223816155_Virtual_reality_Applications_and_implications_for_tour-ism/links/5a452f48458515f6b054760d/Virtual-reality-Applications-and-implications-for-tourism . pdf (05 .12.2020) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.