Научная статья на тему 'Трансформация образа США в советской прессе в период окончания второй мировой войны (1945-1949 гг. )'

Трансформация образа США в советской прессе в период окончания второй мировой войны (1945-1949 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1541
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / США / ОБРАЗ ВРАГА / ОБРАЗ СОЮЗНИКА / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ПРОПАГАНДА / СМИ / USSR / US / IMAGE OF THE ENEMY / WORLD WAR II / PROPAGANDA / MEDIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Путенихина А. В.

В статье рассмотрен процесс формирования образа США у советских граждан: как и с помощью, каких средств массовой информации преподносился образ США советскому обществу. Показан перелом от образа союзника к образу врага.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE US IMAGE IN THE SOVIET PRESS DURING OUT OF THE WAR (1945 - 1949)

The article describes the process of forming the image of the United States from Soviet citizens. As with the help of any of the media to present the image of the United States of Soviet society. Shows a fracture of the transition from the image of an ally to the image of the enemy.

Текст научной работы на тему «Трансформация образа США в советской прессе в период окончания второй мировой войны (1945-1949 гг. )»

УДК 929 ББК 63.3

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА США В СОВЕТСКОЙ ПРЕССЕ В ПЕРИОД ОКОНЧАНИЯ

ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1945-1949 ГГ.).

А.В. ПУТЕНИХИНА, ФГБОУ ВПО МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия

e-mail: annaputenikhina@mail. ru

Аннотация

В статье рассмотрен процесс формирования образа США у советских граждан: как и с помощью, каких средств массовой информации преподносился образ США советскому обществу. Показан перелом от образа союзника к образу врага.

Ключевые слова: СССР, США, образ врага, образ союзника, Вторая мировая война, пропаганда, СМИ.

Проблема "образа" относительно нова для историков. Классически образ страны или народа - это исследовательское поле для психологов и социологов. Историки, разрабатывая тематику в международных отношениях, часто уходят в описание дипломатических отношений между странами. Наиболее популярными темами остаются "образ врага" и "образ союзника" [4].

Образ - формируемое в человеческом сознании представление об объекте, лишь приблизительно соответствующем реальному в силу субъективного восприятия

действительности через разные каналы связи человека с миром. Одним из таких каналов являются разнообразные средства массовой информации. В середине ХХ в., пожалуй, первой по силе воздействия на сознание для большинства людей в развитых странах мира была периодическая печать. Именно на основе информации, поступающей со страниц газетных и журнальных изданий, люди формировали свои представления о других странах [6, 11].

Тема нашего исследования становится актуальной и в связи с современной международной обстановкой. В свете обострения отношений России и США интересно проследить характерные черты конструируемых образов США в советской прессе в послевоенный период и российских СМИ на современном этапе.

В советский период, в отечественной историографии практически не присутствовало исследований по рассматриваемой нами проблеме, однако были главы и разделы в различных общих трудах или работы

посвященные анализу зарубежной

историографии "холодной войны". В связи с этим можно выделить ряд историков исследовавших в своих работах тот или иной аспект советско-американских отношений. К таким исследователям можно отнести Г.А. Арбатова, В.М. Бережкова, Э.А. Иваняна и других авторов [1, 3, 7].

В постсоветский период, в 1990-е гг. прежде всего, необходимо отметить публикации, посвященные истокам "холодной войны". К ним относится книга и статья В. Батюка статьи А. Чубарьяна и ряда других авторов. В этих работах рассматриваются факторы, вызвавшие развертывание глобальной конфронтации, анализируется ответственность сторон за начало "холодной войны", что позволяет глубже уяснить причины трансформации образа Соединенных Штатов в советском обществе в послевоенные годы [2, 14].

В середине 1990-х гг. возрос интерес к проблеме формирования образа врага. В России ведущие исследования в данной области созданы А.В. Фатеевым, Е.С. Сенявской и А.В. Голубевым [5, 12, 13].

В 2000-е гг. исследование советско-американских отношений вообще и в различных аспектах в частности, а также изучение проблем формирования

внешнеполитических стереотипов получило развитие. Проблемам конструирования образа союзников посвящены исследования И.О. Колдомасова, в своих работах он рассматривает формирование образа союзников СССР, преподносимого советскому народу в годы Второй мировой войны. Значительное количество работ, посвященных советско-

американским отношениям в период "холодной войны", вышло из под пера Н.И. Николаевой. Автор исследует процесс формирования "образа США" через средства массовой информации, литературу и искусство, нужного советскому руководству мифологизированного восприятия советскими людьми Соединенных Штатов Америки, а также прослеживает постепенную трансформацию "образа союзника" в "образ врага". Процессам формирования образов государств и их восприятию населением вообще и различными социальными группами в частности посвящены статьи М.Н. Потемкиной [10, 11].

Базой для исследования являются материалы, центральной периодической печати за 1945-1949 гг. В данную работу вошли статьи центральных и региональных газет: "Правда", "Труд", "Известия", "Магнитогорский рабочий". Данные источники позволили нам рассмотреть, непосредственно процесс конструирования образа США в периодической печати Советского Союза [8].

В период завершения Второй мировой войны, союзники (США и Великобритания) позиционировались в отечественной печати как дружественные советскому государству. Следует отметить, что наибольшее внимание советской печати было приковано именно к США, как к наименее пострадавшей в войне державе, вышедшей на лидирующие позиции в мире. Советская печать признавала международный авторитет Соединенных Штатов и посвящала им многочисленные публикации, которые не всегда носили положительный характер. Это было связано прежде всего с тем, что между союзниками уже в сентябре 1945 г. возникли достаточно серьезные внешнеполитические разногласия. Так на Лондонском совещании министров иностранных дел в сентябре-октябре 1945 г. западные державы отказались подписать договоры с Румынией и Болгарией до проведения "свободных выборов".

Очевидно, что имеющиеся послевоенные противоречия между СССР и союзниками, с учетом существующей ситуации на международной арене, не были однозначным поводом для новой трансформации образа последних в советском обществе.

Если говорить о конкретных цифрах, относительно того, какую долю занимал тот или иной вид материалов в советских периодических изданиях и каков был

эмоциональный окрас употребляемых в отношении США слов и выражений, обратимся к газете "Магнитогорский рабочий", на базе которой можно сделать наиболее детальный контент-анализ публикаций посвященных зарубежью. Газета "Магнитогорский рабочий" хоть и являлась печатным изданием местного образца, содержала значительную

информацию, посвященную зарубежью (около 22% от общего числа материалов), опираясь на сообщения ведущих информационных советских и иностранных агентств и материалы центральной прессы (к примеру, "Правды"). Кроме того, тот факт, что данная газета являлась местным печатным изданием способствует демонстрации того, как преподносилась информация по зарубежью в провинциях, в которых проживало большинство населения.

В результате контент-анализа материалов "Магнитогорского рабочего" по типам публикаций, нами было установлено, что в период за сентябрь-декабрь 1945 г., статьи о США в среднем составили 4,8% от общего числа публикаций и 18,6% от материалов, посвященных зарубежью. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что, несмотря на лидерство в 1945 г. нейтрально-негативных статей, нельзя не отметить тот факт, что ни одной публикации не вышло на первой полосе. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что позитивные и нейтрально-позитивные материалы также составили существенный процент от публикаций, при этом значительная часть подобных статей размещалась на первых полосах.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на наличие международных скандалов и внешнеполитических разногласий между СССР, США и Англией, уже получивших в 1946 г. огласку в советской прессе, формально США представлялись как союзники, однако по мере нарастания противоречий между указанными странами, почва для трансформации существующего образа США становилась все благоприятнее.

В 1947 г. противоречия между СССР и США продолжали нарастать, оказывая воздействие на качество публикуемых материалов советской периодической печати.

В первой половине 1947 г. советские пропагандисты последовательно освещали факты, которые свидетельствовали об

ухудшении международной обстановки: создание Бизонии в январе 1947 г., заключение в марте 1947 г. франко-английского договора, справедливо воспринятого как основу Западного блока; нежелание западных держав считаться с советскими интересами во время Московского СМИД, окружение СССР системой военных баз США и Великобритании, дипломатию канонерок со стороны США в отношении западноевропейских и азиатских государств.

В среднем в "Магнитогорском рабочем" за 1947 г. статьи о США составили 7,6% от всех опубликованных материалов и 33,6% от статей посвященных зарубежью, что говорит о возросшем интересе к данному государству, по сравнению с предыдущими послевоенными годами.

В целом можно говорить о том, что в 1947 г. после начала открытой конфронтации возникших на послевоенном пространстве лагерей, советская пресса вновь, как и в 20-30-е гг., стала представлять империалистический Запад, во главе с США в образе враг, причем как военного и экономического, так и идеологического.

В 1948 г. политика СССР относительно стран капиталистического Запада не изменилась, соответственно не изменилась и тематика выходящих в печать газетных статей. Советская пресса образца 1948 г. буквально изобиловала различного рода

неодобрительными, осуждающими и даже в какой-то степени провокационными статьями относительно Соединенных Штатов. Такая позиция советской прессы относительно стран враждебного империалистического лагеря была далеко не беспочвенной, так как накопившиеся за три послевоенных года противоречия все еще не были решены. Более того, советско-американские отношения с каждым годом принимали все более враждебный характер. Все это, безусловно, находило свое отражение в печати того времени, которая все чаще подчеркивала агрессивное отношение американских властей не просто к Советскому Союзу, а ко всей советской системе. На примере вышедшей 6 августа в газете "Магнитогорский Рабочий" статьи "Протесты в США против преследования лидеров коммунистической партии" можно проследить за тем, как освящались в советской прессе гонения на коммунистов в США. Данная статья указывает на то, что США по отношению к

СССР является враждебным государством, как на политическом, так и на идеологическом уровне. Подобного рода статей в 1948 г. и в последующие годы вплоть до 1953 г. в советской печати появлялось довольно много, т.к. дискриминация коммунистов являлась отличительной чертой администрации президента Г. Трумэна.

Если говорить более конкретно о цифрах, то в 1948 г. материалы о США составили 8,3% от всех статей и 38,4% от публикаций, посвященных зарубежью. Таким образом, мы приходим к выводу, что по сравнению с 1947 г. практически исчезли статьи даже нейтрально-позитивного характера. Возросло число негативных публикаций и снизилось число нейтральных, а также увеличилась негативная эмоциональная подача материалов о США, что говорит об усилении враждебности преподносимого советской прессой образа Соединенных Штатов.

В 1949 г. главным вопросом, обсуждаемым советской прессой стало образование НАТО, беспощадно осуждавшееся отечественной печатью. Например, 25 января 1949 г. в газете "Магнитогорский рабочий" была опубликована статья - "Речь Трумэна", в которой зашел разговор об инициативе США вообще и Трумэна в частности в создании Североатлантического пакта. Данная статья в целом была пропитана критикой внешнеполитических планов американского президента и его единомышленников, с другой стороны, тема создания НАТО была всего лишь одним из злободневных вопросов рассматриваемых в ней, в связи с этим внимание читателя не могло быть четко сфокусировано на указанной проблеме. Однако этот вопрос не мог не получить развития в советской печати, и уже в апреле в отечественной прессе появилась масса материалов, указывающих позицию советского правительства по данному вопросу. Идея враждебности НАТО, его несоответствия Уставу ООН и направленности против СССР прослеживалась во всех публикациях посвященных данной проблеме, что автоматически предавало образу США большей опасности.

В 1949 г. продолжалась активная критика социально-экономической составляющей

западного общества. Это выражалось в многочисленных статьях, посвященных безработице и экономическим проблемам как

Запада в целом, так и США в отдельности. Ярким примером последнего варианта является вышедшая 9 июля 1949 г. в "Магнитогорском рабочем" статья "Ухудшение экономического положения в капиталистических странах", в которой был отмечен значительный экономический спад в США и Англии, что, безусловно, связывалось с капиталистическим строем, господствующим в данных государствах.

В целом же можно сказать, социально-экономическая обстановка в западных странах, по мнению отечественной прессы, была удручающей и виной этому изживший себя капиталистический строй, от которого не только не могут избавиться, но и активно навязывают другим странам Соединенные Штаты Америки. Если говорить более конкретно, то в 1949 г. материалы о США составили 12% от общего числа статей и 42% от публикаций посвященных зарубежным странам.

На основе анализа материалов советской прессы нами было определенно, что тематика статей, посвященных Соединенным Штатам, опубликованных в советской прессе была разнообразной и изменялась по ходу развития конфликта. Если в 1945 г. на страницах отечественной прессы можно было встретить статьи, посвященные борьбе во Второй мировой войне, благоприятным перспективам советско-американских отношений, то начиная с осени 1947 г. в связи с началом открытого обострения отношений, обусловленным разочарованием советского руководства, приводимым в жизнь американской стороной "планом Маршалла", отечественную печать наводнили яркие негативные материалы пропагандистского характера, подчеркивающие идеологические, экономические, политические и социо-культурные противопоставления двух систем.

Список литературы

1. Арбатов Г. А. Идеологическая борьба в современных международных отношениях. Доктрина, методы и организация внешнеполитической пропаганды / Г.А. Арбатов. - М: Политиздат, 1970. - 351 с.

2. Батюк В. Истоки "холодной войны": советско-американские отношения в 1945-1950 гг. / В. Батюк. М.: Рос. науч. фонд, 1992. - 57 с.

3. Бережков В.М. Страницы дипломатической истории / В.М. Бережков. - М.: Международные отношения, 1984. - 612 с.

4. Бороноев, А. О. Этническая психология [Текст] / О. А. Бороноев, В. Н. Павленко. - СПб., 1994. - с. 44

5. Голубев А.В. "Враги второй очереди": Советское общество и образ союзника в годы Великой Отечественной войны / А.В. Голубев // Проблемы российской истории. - Магнитогорск: МаГУ, 2005. Вып. V. - С. 320-359.

6. Егорова-Гантман Е. Концепция образа и стереотипа в международных отношениях [Текст] / Е. Егорова-Гантман, К. Плешанов // МЭиМО. - 1998. - № 12. - С. 23-24.

7. Иванян Э.А. Белый дом: президенты и политика / Э.А. Иванян. - М.: Политиздат, 1979. - 383 с.

8. Колдомасов И.О. Образ союзников по антигитлеровской коалиции в представлениях советского общества 1941 -1945 гг.: автореф. дис...канд. ист. наук / И.О. Колдомасов. - Магнитогорск, 2010. - 278 с.

9. "Магнитогорский рабочий" за 1 января 1945 г. - 31 декабря 1949 г.

10. Николаева Н.И. Формирование мифологизированного образа Соединенных Штатов Америки в советском обществе в первые годы "холодной войны".: автореф. дис. канд. ист. наук / Н.И. Николаева. - Саратов, 2001. - с. 5965

11. Потемкина М.Н. Образ СССР в канадской прессе 1945-1946 гг. / М.Н. Потемкина // Социум и власть. - 2012. - № 3. - С. 104-106.

12. Сенявская Е.С. Противники России в войнах ХХ века: Эволюция "образа врага" в сознании армии и общества / Е С. Сенявская. - М.: РОССПЭН, 2006. - 288 с.

13. Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг. / А.В. Фатеев. - М.: ИРИ РАН, 1999. - 261 с.

14. Чубарьян А.О. Пересмотр холодной войны: Подходы, интерпретация, теория / А.О. Чубарьян // Сталинское десятилетие холодной войны. - М.: Наука, 1999. - С. 207-212.

TRANSFORMATION OF THE US IMAGE IN THE SOVIET PRESS DURING OUT OF THE

WAR (1945 - 1949)

A. V. PUTENIKHINA, MSTU, Magnitogorsk, Russia e-mail: annaputenikhina@mail. ru

Abstract

The article describes the process of forming the image of the United States from Soviet citizens. As with the help of any of the media to present the image of the United States of Soviet society. Shows a fracture of the transition from the image of an ally to the image of the enemy.

Keywords: USSR, the US, the image of the enemy, World War II, propaganda and the media.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.