Научная статья на тему 'Трансформация новой модели мира в результате роста политического и экономического влияния Китая'

Трансформация новой модели мира в результате роста политического и экономического влияния Китая Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Ключевые слова
геополитическая ситуация / Китай / дефицит безопасности / новая модель мира / международная безопасность / geopolitical situation / China / security deficit / new world model / international security

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ван Яочжэн

Статья посвящена вопросам роста политического и экономического влияния Китая на трансформацию новой модели мира. Цель: провести анализ основных направлений политического и экономического влияния Китая на трансформацию новой модели мира. Методы: теоретический анализ научных источников. Результаты и выводы: внешнеполитический курс Китая нацелен на укрепление своего влияния на страны Большой Восточной Азии. Учитывая, что главными внешними игроками в этом регионе являются США и Китай, стратегия Китая направлена на построение добрососедских отношений и укрепление своего влияния в этом регионе. Политическое влияние Китая в странах Африки обусловлено активным торгово-экономическим и гуманитарным сотрудничеством с африканскими странами. Усиление международной роли Китая разворачивается на площадках многих международных организаций ООН, ШОС, БРИКС и РИК. Китай в новом тысячелетии в результате роста политического, экономического и военно-политического влияния стал крупным международным игроком на мировой арене, политическая активность которого направлена на создание сбалансированной системы глобального управления и международной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of a new world model as a result of the growing political and economic influence of China

The article is devoted to the growth of China’s political and economic influence on the transformation of a new world model. Goal: to analyze the main directions of China’s political and economic influence on the transformation of the new world model. Methods: theoretical analysis of scientific sources. Results and conclusions: China’s foreign policy is aimed at strengthening its influence on the countries of Greater East Asia. Considering that the main external players in this region are the United States and China, China’s strategy is aimed at building good neighborly relations and strengthening its influence in this region. China’s political influence in African countries is due to active trade, economic and humanitarian cooperation with African countries. The strengthening of China’s international role is taking place on the platforms of many international organizations the UN, SCO, BRICS and RIC. In the new millennium, China, as a result of the growth of political, economic and military-political influence, has become a major international player on the world stage, whose political activity is aimed at creating a balanced system of global governance and international security.

Текст научной работы на тему «Трансформация новой модели мира в результате роста политического и экономического влияния Китая»

Ван Яочжэн

Бакалавр, Московский государственный университет.

Трансформация новой модели мира в результате роста политического и экономического влияния Китая

Введение. В настоящее время на мировой арене происходят глобальные социально-экономические, военно-политические и культурно-идеологические трансформации. Китай с начала XXI века в результате роста политического и экономического влияния стал крупным международным игроком на мировой арене. Анализируя современную международную обстановку в докладе на ХХ съезде Коммунистической партии Китая, Си Цзиньпин обратил внимание «на четыре дефицита, поставившие человечество перед беспрецедентными вызовами: дефицит мира, дефицит развития, дефицит безопасности и дефицит управления. Мир, по словам китайского руководителя, находится на историческом перекрестке» [2, с. 9]. Трансформация новой модели мира связана с наращиванием на политической арене конфликтов и противоречий между мировыми игроками, что приводит к дефициту безопасности и формирует новые угрозы и вызовы. Если XX век характеризовался противостоянием идеологий капитализма и социализма во времена холодной войны, то XXI век отражает противостояние неолиберальной и неоконсервативной идеологий [2, с. 9-10]. В этих условиях актуальным становится изучение проблемы политического и экономического влияния Китая на трансформацию новой модели мира.

Результаты. Анализ проблемы политического и экономического влияния Китая на трансформацию новой модели мира предполагает исследование следующих вопросов: основные направления внешней политики Китая на современном этапе; влияние Китая в странах Африки, на Азиатском континенте; внешнеполитическая активность Китая на международных площадках. Внешнеполитические и экономические отношения с европейскими странами и США; военно-политический рост Китая, военно-политическая дипломатия Китая.

Основные направления внешней политики Китая на современном этапе отражены в концептуальном документе Китая по Глобальной инициативе безопасности, опубликованном в феврале 2023 году.

Китай призывает международное сообщество направить усилия на решение проблем безопасности на основе взаимовыгодного сотрудничества, в котором одну из ведущих мест занимают цели и принципы Устава ООН. Китай, «действуя как ответственная мировая держава, призывает к созданию сбалансированной, эффективной и устойчивой архитектуры безопасности» [2, с. 16].

Ведущей особенностью внешнеполитического курса Китая уже долгое время остается политика «мягкой силы». Сегодня пишут о территориальном расширении национальных интересов Китая. Раньше термин «добрососедство» в китайской политологии трактовался как отношения с сопредельными государствами. Сегодня чаще используется другое понятие - «большое соседское окружение Китая», в которое включены не только пограничные страны, но и государства Центральной, Южной, Юго-Восточной, Западной Азии и АТР, включая США, Австралию, Новую Зеландию [1]. Внешнеполитическая стратегия Китая нацелена на укрепление отношений со странами Большой Восточной Азии - Северо-Восточной, Юго-Восточной, Южной, Центральной. Китай продолжит развивать отношения с африканскими странами, богатыми природными ресурсами и имеющие перспективные рынки сбыта китайской продукции. Особый интерес для КНР представляют такие нефтедобывающие страны, как Судан, Ангола, Нигерия, Габон, Алжир. В настоящее время имеют место противоречия в китайско-индийских отношениях под влиянием пограничного конфликта и внутренней политики Индии, что снизило активность в китайско-индийском торгово-экономическом партнерстве, в гуманитарных обменах и ставит на первый план решение проблемы безопасности в данном регионе. Индия не желает усиления влияния и доминирования Китая в глобальных и региональных делах в результате трехстороннего сотрудничества РИК. Внешнеполитическая активность Индии направлена на региональное доминирование в рамках Индо-Тихоокеанской стратегии США и механизма QUAD, а также к развитию совместных с США усилий по сдерживанию Китая [2].

Внешнеполитическая стратегическая активность Китая разворачивается на площадках многих международных организаций. Китай как постоянный член Совета Безопасности ООН заявляет о повышение роли ООН в глобальном управлении и поддерживает «принцип невмешательства во внутренние дела других стран, активно возражает против навязывания одним государством другим странам своих ценностей» [2, с. 9]. Однако признается тот факт, что в последние годы «эффективность Совета Безопасности в поддержании глобальной и региональной безопасности вызывает сомнения у многих

стран, и в будущем реформа ООН, включая Совет Безопасности, вероятно, будет ускорена» [2, с. 9-10]. Эти тенденции актуальны в новых условиях, когда «главными источниками дефицита безопасности и управления становятся попытки игнорировать принципы многосторонности и взаимозависимости» [2, с. 10].

Китай, «выстраивая отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в новую эпоху, придает особое значение укреплению потенциала и повышению международной роли таких межгосударственных объединений, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), форумов БРИКС и РИК (Россия - Индия - Китай)» [2, с. 51]. Важное значение имеет инициатива «Один пояс, один путь», которая реализуется уже более 10 лет. Цель инициативы направлена на «создание сообщества стран, объединенных общими интересами, единой судьбой и ответственностью, основанного на взаимном политическом доверии, экономической интеграции при сохранении культурного многообразия» [2, с. 45]. Китай по состоянию на начало 2023 года «подписал более 200 меморандумов о взаимопонимании по сотрудничеству в рамках ОПОП со 151 страной и 32 международными организациями» [2, с. 45]. Достигнут прогресс в организации инфраструктуры, развития торгово-экономического сотрудничества, в создании системы инвестиций и финансирования, в проведении гуманитарных обменов для укрепления связей между странами и народами, что усиливает экономическое, политическое и культурное влияние Китая на мировое сообщество. Внешнеполитическая активность, реализация международных торгово-экономических и гуманитарных проектов привели к тому, что большинством стран мирового сообщества признано усиление Китая во многих регионах мира, что связан с его экономическим ростом и политическим влиянием.

Важным направлением в изучении трансформации современной модели мира является политическое и экономическое влияние Китая в странах Африки. Со времени своего образования в 1949 году Китай играет значительную роль в построении внешнеполитических отношений на принципах партнерства и сотрудничества со странами Африканского континента. Правительство Китая внешнеполитическое сотрудничество с государствами Африки рассматривает как ресурс социально-экономического роста и резерв мирового развития. Сегодня государства Африки направлены на расширение своего представительства в системе мирового экономического порядка на основе определения собственной социально-экономической модели развития.

Китай традиционно нацелен на построение дружественных отношений со странами Африканского континента, в связи с чем выстра-

ивает систему политического и экономического влияния на страны этого региона в ситуации острой конкуренции с США. Реализация этого обеспечивает достижение озвученной Китаем цели по обретению статуса ведущей мировой державы к 2049 году. Взаимовыгодное партнерство c Африканским регионом, сотрудничество между Китаем и африканскими странами по экономическому и социальному развитию Африканского континента создают для Китая условия для усиления его внешнеполитического влияния и продвижения нового типа международных отношений [2, с. 62].

Внешнеполитическое сотрудничество Китая со странами Африки реализуется на площадке Африканского Союза, в рамках стратегического диалога между Китаем и Африканским союзом. Китай поддерживает вступление Африканского Союза в G20, представительство африканских стран в Совете Безопасности ООН и в других международных организациях, что обеспечивает развитие справедливой системы глобального управления. Важным направлением сотрудничества Китая с африканскими странами, усиливающим его влияние на Африканском континенте, является торгово-экономические отношения. Объем товарооборота Китая и стран Африки в 2022 году «увеличился на 11% и достиг 282 млрд долл., при этом стоимость китайского экспорта и импорта составила 164,5 млрд долл. и 117,5 млрд долл. соответственно» [3]. В целях оказания поддержки экономическому восстановлению Африки Китай продолжает расширять импорт африканских товаров, особенно несырьевой продукции. Китай с декабря 2022 года для содействия торговому балансу на Африканском континенте дал согласие «девяти африканским странам беспошлинно экспортировать более восьми тысяч товаров, поставив перед собой цель импортировать продукцию из Африки на сумму 300 млрд долл. к 2025 году» [4]. Сотрудничество Китая с африканскими странами разворачивается и в гуманитарной сфере. В настоящее время в африканские страны направляется более половины внешней финансовой помощи Китая, общая сумма которой за последнее десятилетие составила 60 млрд долл. Китай выступил с инициативой о сотрудничестве с африканскими странами в сфере образования. За последние 20 лет на Африканском континенте китайские специалисты организовали 160 программ по обучению местных специалистов способам снижения уровня бедности и оказания помощи развитию и обучили.

Усиление политического влияния Китая на мировой арене связано с военным ростом, что вызывает обеспокоенность и имеет объективные основания. С начала нового тысячелетия прогнозируется геополитический конфликт между КНР и США, поскольку пробле-

ма существования потенциального противника в лице США создает риски противостояния и конфронтации. КНР обеспокоена приближением к границам НАТО, поэтому в качестве противовеса Китай проявляет заинтересованность во взаимодействии со странами ШОС в области соглашений по безопасности и военно-техническому сотрудничеству. Центральная Азия сегодня является регионом, в котором сталкиваются интересы великих держав, разных цивилизаций и религиозных группировок, поэтому проблема религиозного сепаратизма и радикального национализма в регионе Центральной Азии остается в центре внимания мирового сообщества. Китай в решении проблемы безопасности региона нацелен на проведение многосторонней дипломатии по принципу добрососедства в рамках ШОС.

Заключение. В результате роста политического и экономического влияния Китая с начала нового тысячелетия наблюдается трансформация новой модели мира. Внешнеполитический курс Китая нацелен на укрепление своего влияния на страны Большой Восточной Азии, Африки, на внешнеполитическую активность на площадках международных организаций - ООН, ШОС, БРИКС и РИК. Китай в результате роста политического, экономического и военно-политического влияния стал крупным международным игроком на мировой арене. Политика Китая направлена на создание сбалансированной системы глобального управления и международной безопасности.

Библиографический список:

1. Лузянин С.Г. Внешняя политика Китая до 2020 г. Прогностический дискурс // Перспективы: Фонд исторической перспективы. // URL: http://www.perspektivy.info/print. php?ID=111788

2. Российско-китайский диалог: модель 2023: доклад № 87 / 2023 [К.В. Бабаев, А.В. Кортунов, Фэн Юйцзюнь, Гао Цзисян и др.; под ред. Е.О. Карпинской, А.П. Александрова, П.В. Бакули-ной и др.]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2023. 88 с.

3. China-Africa Trade Reached a Record High in 2022 // Logist Africa. // URL: https: // logistafrica.com/en/highlights/china-africa-trade-reached-a-record-high-in-2022/

4. China to import $300 billion products, promote Chinese investment in Africa // Global Times. // URL: https://www.globaltimes.cn/page/202111/1240234.shtml

References

1. Luzyanin S.G. China's foreign policy until 2020. Forecasting discourse // Perspectives: Historical Perspective Foundation. // URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=111788

2. Russian-Chinese dialogue: model 2023: report No. 87 / 2023 [K.V. Babaev, A.V. Kortunov, Feng Yujun, Gao Jixiang and others; edited by E.O. Karpinskaya, A.P. Alexandrova, P.V. Bakulina and others]; Russian International Affairs Council (RIAC). - M.: NP RIAC, 2023. 88 p.

3. China-Africa Trade Reached a Record High in 2022 // Logist Africa. // URL: https: //lo-gistafrica.com/en/highlights/china-africa-trade-reached-a-record-high-in-2022/

4. China to import $300 billion products, promote Chinese investment in Africa // Global Times. // URL: https://www.globaltimes.cn/page/202111/1240234.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.