Научная статья на тему 'Трансформация нефтегазового сектора в условиях цифровизации'

Трансформация нефтегазового сектора в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
807
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОЦИФРОВКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / RISK MANAGEMENT / DIGITAL TECHNOLOGIES / DIGITIZATION / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бажитов А.В., Ермолина Л.В., Овчинников К.А.

Статья посвящается вопросам оцифровки нефтегазового сектора, что является мощным фактором повышения эффективности развития экономики. Выявлены основные тенденции развития нефтегазового сектора в условиях развития ИТ-технологий, а также риски и последствия роста нефтегазового сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE OIL AND GAS SECTOR IN THE CONDITIONS OF DIGITIZATION

The article is devoted to the digitization of the oil and gas sector, which is a powerful factor in increasing the efficiency of economic development. The main trends in the development of the oil and gas sector in the context of the development of IT technologies, as well as the risks and consequences of the growth of the oil and gas sector are identified.

Текст научной работы на тему «Трансформация нефтегазового сектора в условиях цифровизации»

ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ

УДК 338

ТРАНСФОРМАЦИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

© 2019А.В. Бажитов, Л.В. Ермолина, К.А. Овчинников*

Статья посвящается вопросам оцифровки нефтегазового сектора, что является мощным фактором повышения эффективности развития экономики. Выявлены основные тенденции развития нефтегазового сектора в условиях развития ИТ-технологий, а также риски и последствия роста нефтегазового сектора.

Ключевые слова: управление рисками, цифровые технологии, оцифровка, цифровизация.

Производственные отношения трансформируются современными информационными и компьютерными алгоритмами. Это приводит к созданию новых моделей взаимодействия агентов и систем в экономических процессах, кибер-физических устройствах. Перед нефтегазовой отраслью стоит задача переосмыслить используемые на практике бизнес-модели из-за нестабильности цен. Нефтегазовый сервис сильно отстает от других отраслей - лидеров по цифро-визации - телекоммуникационная отрасль (ПАО «Ростелеком», ПАО «МТС»), банковская отрасль (ПАО «Сбербанк»), информационные технологии (ООО «Mail.ru», компания «1С») и атомная энергетика (Росатом). Российские технологии и оборудование, используемые в нефтегазовой отрасли, существенно модернизированы. Однако российские геологоразведочные работы, добыча и транспортировка нефти и газа имеют явное отставание по сравнению с зарубежными уровнями компонентов робототехники и сенсорных технологий. Согласно Международному индексу сетевой готовности 2018 г. Российская Федерация занимает 41 место и уступает Финляндии, Швеции, США, Японии и другим странам. Кроме того, согласно I-DESI, показывающему развитие цифровой

экономики в стране, Россия сильно отстает от ЕС, Канады, Австралии [см. подр. 1]. Тем не менее, государство и бизнес заинтересованы в преимуществах цифровых технологий. Многие российские нефтегазовые компании стараются использовать современные цифровые способы работы (цифровой дизайн, телекоммуникационное оборудование и т. д.). Таким образом, отрасль ищет способ возврата прибыли, и цифровые технологии могут помочь в этом, давая возможность значительно повысить рентабельность работы.

Анализ современных научных взглядов на цифровую экономику установил, что, с точки зрения экономических субъектов, цифровое развитие производственных и логистических процессов проявляется в создании многоуровневых информационных и цифровых платформ и операторов, которые позволяют решать различные экономические проблемы (индустриализация, регулирование и планирование, развитие науки и техники, управление персоналом), массовое преобразование промышленных и постиндустриальных технологий в цифровые, создание и широкое использование облачных технологий, когнитивного обслуживания, искусственного интеллекта, обработки больших данных. Таким образом, интенсивное ис-

* Бажитов Алексей Владимирович (ermolina@mail.ru) - магистрант; Ермолина Лилия Валерьевна (ermolina@mail.ru) кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика промышленности и производственный менеджмент»; Овчинников Кирилл Александрович (ovchinnikov.ka@samgtu.ru) - кандидат химических наук, заведующий кафедрой «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»; все - ФГБОУ ВО «Самарской государственный технический университет», Самара, ул. Молодогвардейская, 244.

fl

пользование цифровых технологий приводит к быстрому развитию промышленности, а также финансового сектора, строительства, транспорта, торговли, связи, здравоохранения, науки, образования и других отраслей.

Взрывной характер цифровых технологий был отмечен К. Швабом, показывающим, что развитие современной экономики зависит от уровня цифровой трансформации. «Новые технологии и социальные группы и взаимодействие, которое они обеспечивают, позволяют практически любому влиять на ситуацию, и в то же время таким образом, что это было бы невозможно несколько лет назад» [2].

В большинстве отраслей активно внедряются продукты оцифровки или формируются предпосылки для их внедрения из-за анализа современных взглядов ученых и практиков на последствия и барьеры цифрового преобразования мировой экономики. Согласно позиции А. Д. Литтла [3], глобальная цифровизация является современной тенденцией мировой экономики, однако многие компании либо не знают, либо игнорируют потенциальные угрозы цифрового воздействия на свой бизнес. Китова О.С. и Брус-кин С.Н. отмечают: «несмотря на то, что цифровые подходы к управлению востребованы, многие компании не готовы к их внедрению» [4]. Некоторые ученые, описывая цифровую технологию управления в нынешней практике нефтяных компаний, указывают на отсутствие быстрой реализации процессов циф-ровизации. По мнению экспертов [1-5], цифровая трансформация затрагивает все сферы бизнеса (текущую, инвестиционную, финансовую), улучшая бизнес-среду компаний.

Cambridge Energy Research Associates (CERA) оценивает потенциал оцифровки месторождения в 125 миллиардов баррелей. Таким образом, это может увеличить отдачу открытых полей, если организация работы улучшится в будущем. По оценкам экспертов [см. 1; 6], нефтяники могут увеличить коэффициент извлечения нефти на 2-7% и снизить эксплуатационные расходы на четверть из-за комплексного использования IT-техно-

логий. Цифровые технологии компенсируют объем добычи нефти истощенных месторождений, повышая эффективность геологоразведочных работ и скорость внедрения улучшенных методов и технологий добычи нефти для разработки трудноизвлекаемых запасов.

По данным Международного энергетического агентства в сфере цифровизации нефтегазовой отрасли, в 2018 году цифровые технологии могут снизить себестоимость производства на 20%. Эта экономия может быть использована как операционное превосходство (например, более эффективное обслуживание и эксплуатация активов), как цепочка поставок, как использование искусственного интеллекта и интегрированных платформ. Ряд исследований показывает, что повышение эффективности бизнеса от оцифровки варьируется от 20 до 12%, что делает его очень перспективным источником развития [см. 7].

Анализ применения цифровых технологий в мировой практике демонстрирует, что международные компании, занимающиеся разведкой и добычей, определяют стратегическую ценность технологий для бизнеса на основе «Интернета вещей», облачных вычислений и искусственного интеллекта. Элементы оцифровки наиболее широко используются в сейсмических 3D-технологиях, в беспилотных нефтегазовых установках Северного моря, в основном компаниями Голландии и Дании.

Тенденция к цифровым инновациям усиливается в нефтегазовой отрасли, потому что компании больше внимания уделяют снижению затрат и повышению эффективности работы, поскольку это относительно низкие цены на нефть. Ряд крупных нефтегазовых компаний уже довольно далеко и успешно используют цифровые технологии.

Британская транснациональная компания «Бритиш Петролеум» расширила свои возможности, создав собственную цифровую рабочую силу и запустив цифровые учебные лагеря для лидеров. Компания поощряет своих сотрудников разрабатывать приложения, хранящиеся на общих платформах,

ti

ЭКСПЕРТ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2019. № 3 (3)

EXPERT: THEORY AND PRACTICE

для улучшения рабочих процессов. Это также создало «озеро данных», где миллиарды записей данных от глобальных операций предоставляются менеджерам всей фирмы при принятии управленческих решений.

Итальянская нефтегазовая компания «Эни» разработала собственный суперкомпьютер HPC4, который используется для обработки данных о нефтегазовых резервуарах. Эта технология экономит время и деньги, позволяя анализировать перспективы разведки в течение нескольких недель, а не месяцев.

Бурение в нужном месте может дать значительную экономию, учитывая тот факт, что бурение разведочных скважин может стоить сотни миллионов долларов.

Statoil ASA, крупнейшая нефтегазовая компания Норвегии, использует централизованную и интегрированную программу цифрового улучшения, которая может сформировать комплексную дорожную карту для оцифровки до 2020 года. Компания инвестировала около 2 миллиардов норвежских крон в цифровые и новые технологии. Целью Statoil ASA является значительное увеличение использования данных, аналитики и робототехники для повышения безопасности, сокращения выбросов углекислого газа и повышения прибыльности бизнеса [см. подр. 8].

С другой стороны, есть небольшие компании, занимающиеся разведкой и добычей нефти и газа (E & P), которые только начинают осуществлять цифровую трансформацию. В качестве первого шага обычно создаются пилотные проекты для определения ключевых цифровых возможностей, которые необходимо реализовать. Таким образом, интерес к цифровой трансформации связан с вероятностью получения дополнительных доходов от бизнеса и притоком новых участников рынка в отрасль, развитием конкурентной среды и, как следствие, увеличением уровня риска. Учитывая возрастающую чувствительность производственных и логистических операций в нефтегазовой отрасли, проблемы связаны с географическим распре-

делением активов, наследуемых активов, которые, как правило, имеют долгосрочный спад производства, несмотря на внедрение цифровых технологий.

В связи с тем, что добыча сырья в большинстве разрабатываемых месторождений исчерпана, поэтому необходимо оцифровывать новые месторождения, что требует больших инвестиций в отрасль. Так что переход на цифровизацию технологий российской нефтегазовой отрасли сложен и растянут со временем.

Одним из факторов экономии при использовании цифровых технологий в полевых условиях является дистанционное управление и упреждающие операции, которые приводят к меньшему количеству аварий и быстрому устранению поломок скважин. Это помогает сократить время простоя скважины и снизить стоимость подъемных работ и работ по перезапуску скважин. Кроме того, автоматизация процессов добычи нефти позволяет повысить нефтеотдачу за счет оптимизации режимов добычи нефти.

Основные вопросы могут быть выделены и решены «умными полями», поскольку мировой опыт использования цифровых технологий используется в этих областях около 10 лет.

Например, следует обратить внимание на опыт норвежских нефтяных компаний. Эти компании используют систему управления водохранилищем в реальном времени (RTRM) в течение нескольких лет. Вопрос управления запасами был переведен в режим реального времени благодаря интеграции технологий RTRM в измененные бизнес-процессы. На основе традиционного экономического анализа изменений комплекс РТРМ внедряет новые подходы и новые технологические разработки в компаниях и области управления ресурсами региона. Таким образом, получаемая добавленная стоимость зависит от более быстрого воспроизводства ресурсов, совершенствования технологических решений в области бурения и разработки месторождений и повышения эффективности капитальных вложений.

В целом ожидания экспертов в отношении цифровизации нефтегазового сектора являются удовлетворительными. Но улучшение управления транспортом и повышение производительности на местах - более важные вещи для развития. Поэтому для автоматизации полевых работ и процесса добычи требуется больше времени из-за низкой приспособляемости оборудования к цифро-визации.

Эксперты отмечают, что преимущества цифровых технологий имеют некоторые риски [см. 8-10]: низкая пропускная способность сети; отсутствие необходимой квалификации; организационные барьеры; кибербезо-пасность в стране; финансовые ограничения.

Финансовые ограничения и кибербезо-пасность в стране являются основными препятствиями для цифровизации нефтегазовой отрасли. Следует отметить, что бюджет США на кибербезопасность в 2017 году составил 19 миллиардов долларов, глобальный бюджет - более 80 миллиардов долларов. Российский бюджет на кибербезопасность составляет более 55 миллиардов рублей. Этого недостаточно, чтобы уменьшить риски внедрения цифровых технологий.

Для устранения барьеров необходима государственная поддержка двумя способами. Первый - законодательная поддержка: адаптация правовой базы и повышение правовой защиты компаний, внедряющих цифровые технологии. Второе - создание благоприятных условий для компаний, идущих по пути отраслевой оцифровки. Несмотря на существующие барьеры, информационные технологии объединяют бизнес, государства, население. Компании создают свои собственные бизнес-сети для поставщиков, клиентов и внутренних систем. Результатом этой деятельности является растущая глобальная интернет-торговля. Если добавить к этому рост «Интернета вещей» и около 45 миллиардов соединений между устройствами, будет бесконечная среда.

Российские нефтегазовые компании должны учитывать основные препятствия для оцифровки бизнеса и следующие рекомен-

дации для дальнейшего продвижения цифровых технологий:

1. Оцифрованный и контролируемый. Аналоговые объекты генерируют цифровые сигналы, которые можно измерять, отслеживать и анализировать для лучшего принятия решений в цифровой экономике. Оцифрованные активы были ограничены дорогостоящим оборудованием, в то время как нефтегазовая отрасль опережала процесс оцифровки более 30 лет. Однако более низкие затраты на сенсорную технологию позволяют операторам обрабатывать больше данных в полевых условиях. Например, компании могут соединить несколько нефтяных месторождений, чтобы повысить точность прогноза и прибыльность.

2. Связь. Активы, поставщики, сотрудники и заинтересованные стороны взаимосвязаны посредством беспроводной связи. Это позволяет экономическим агентам принимать решения на основе данных, повышая безопасность, эффективность и прозрачность в компании. Нефтяные и газовые компании устраняют неожиданные сбои, улучшают целостность активов и увеличивают время безотказной работы, соединяя удаленные трубопроводы друг с другом и обеспечивая профилактическое обслуживание.

3. Цифровая экономика работает на разделение. Покупка необходимого количества программных продуктов снижает затраты на инвентаризацию, а покупка в качестве услуги позволяет компаниям платить только за использованное время и полученную стоимость. Нефтяные и газовые компании могут автоматизировать пополнение резервуаров, использовать наиболее выгодные сценарии и планировать оптимизированные маршруты грузовых автомобилей для доставки на станции технического обслуживания.

4. Персонализация. Еще одна характеристика цифровой экономики - персонализация клиентов. Персонализация означает, что клиенты получают индивидуальные продукты и впечатления от своих любимых брен-

дов в любое время и в любом месте.

m

5. Спонтанность. Цифровая экономика также позволяет нефтегазовым компаниям обходить посредников, устранять ненужные посреднические каналы и создавать более прямые отношения между покупателем и продавцом. Упрощенная экосистема имеет меньшее трение и уменьшает барьер для входа игроков в другую часть цепочки создания стоимости. Мониторинг удаленных сервисов является хорошим примером более прямых операций. Использование удаленного интеллекта для отслеживания, мониторинга, управления, составления отчетов и решения проблем с активами на протяжении всего жизненного цикла службы устраняет необходимость в полевом персонале.

Библиографический список

1. Линник Ю.Н., Кирюхин М.А. Цифровые технологии в нефтегазовом комплексе // Вестник университета. 2019. № 7. - С. 37-40.

2. Шваб Клаус Четвертая промышленная революция URL: https://www.libfox.ru/606279-klaus-shvab-chetvertaya-promyshlennaya-revolyutsiya.html

3. Жильцов Д.А. Использование матрицы Артура Д. Литла в стратегическом маркетинге // Творческое наследие А.С. Посникова и современность. - 2016. -№10. - С. 320-325.

EXPERT: THEORY AND PRACTICE

4. Китова О.С., Брускин С.Н. Цифровая трансформация бизнеса URL: http://digital-economy.ru/ images/easyblog_a rticles/320/kitova.pdf

5. Влияние Интернет-технологий на структуру экономики / А.А. Сорочайкина // Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики: матер. межд. научн.-практ. конф. (Самара, 18-19 декабря 2017 г.) - Самара: Изд-во СамГТУ, 2017. - С. 302-305.

6. Нефтегазовый комплекс: производство, экономика, управление: учебник для вузов / В. -Я. Афанасьев, Ю. Н. Линник, О. И. Большакова, В. Ю. Линник, А. А. Каверин и др.; под ред. Ю. Н-. Линника, В. Я. Афанасьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2017. - 780 с.

7. Гукасян З.О. Нефтегазовый комплекс России: состояние и факторы, определяющие качество корпоративного управления // Экономика и предпринимательство. - 2014. № 1-3(42). - С. 586 - 589.

8. Кульков В. Цифровая экономика: надежды и иллюзии // Философия хозяйства. - 2017. № 5 (113). - С. 145-156.

9. Наумов А.В., Коновалова Е.А. Риски нефтедобывающих организаций и интересы стейк-холдеров // Российское предпринимательство. - 2011. - № 4-2. - С. 96-101.

10. Карпов А. Основы статистики: просто о сложных формулах // Хабр . URL: https:// habr.com/ru/company/stepic/blog/250527/

Поступила в редакцию 17.11.2019 г.

ЭКСПЕРТ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2019. № 3 (3)

TRANSFORMATION OF THE OIL AND GAS SECTOR IN THE CONDITIONS OF DIGITIZATION

© 2019A.V. Bazhitov, L.V. Ermolina, K.A. Ovchinnikov*

The article is devoted to the digitization of the oil and gas sector, which is a powerful factor in increasing the efficiency of economic development. The main trends in the development of the oil and gas sector in the context of the development of IT technologies, as well as the risks and consequences of the growth of the oil and gas sector are identified.

Keywords: risk management, digital technologies, digitization, digitalization.

* Bazhitov Alexey Vladimirovich (ermolina@mail.ru) - Undergraduate; Ermolina Lilia Valerievna (ermolina@mail.ru) - Candidate of Economics, Associate Professore of Department of Industrial Economics and Production Management; Ovchinnikov Kiril Alexandrovich (ovchinnikov.ka@samgtu.ru) -Candidate of Chemical Sciences, Head of the Department Development and Operation of Oil and Gas Fields; Samara State Technical University, Samara, Russia.

Received for publication on 17.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.