Научная статья на тему 'Трансформация национальных правовых систем в условиях глобализации (проблемы теории)'

Трансформация национальных правовых систем в условиях глобализации (проблемы теории) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2819
627
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ГЛОБАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ИДЕОЛОГИЯ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL LEGAL SYSTEM / GLOBAL LEGAL SYSTEM / IDEOLOGY / OF JUSTICE / THE LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайленко Н. М.

Статья посвящена проблеме изменения модели национальных правовых систем в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE NATIONAL LEGAL SYSTEMS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION (A THEORY)

The article is devoted to the changes in the model of national legal systems in the context of globalization

Текст научной работы на тему «Трансформация национальных правовых систем в условиях глобализации (проблемы теории)»

УДК 343

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ)

Н.М. Михайленко

Статья посвящена проблеме изменения модели национальных правовых систем в условиях глобализации.

Ключевые слова: национальная правовая система, глобальная правовая система, идеология, правосознание, правовая культура.

Глобализация является определяющим направлением в формировании и развитии современного мира затрагивающим политическую, экономическую, правовую и социально-культурную системы государств. Термин «глобализация» прочно вошел в широкий научный оборот. В самом общем виде глобализацию можно определить как современное состояние мировой цивилизации, характеризующееся многоцелевыми преобразованиями в различных сферах мировых систем, интенсификацией процессов взаимодействия государств, направленных на сохранение равновесия глобальной мировой системы. [10, С. 411].

В условиях интеграции национальных правовых систем в мировое сообщество, определяющей тенденцией правового развития становится взаимодействие внутригосударственного и международного права, что, в результате глобализационных процессов, привело к изменению моделей национальных правовых систем. Например, к появлению новых для национальных правовых систем, в том числе и российской, источников права, к расширению и изменению сферы применения признанных источников (в отечественной науке под источником права понимаются исходящие от государства или признаваемые им, официальные способы выражения и закрепления норм права, придание им юридического, общеобязательного значения [2, С. 76]). Таким образом, «право, как национальное, так и международное, являясь социальным регулятором глобализационных процессов, само подвергается их воздействию» [8, С. 5].

Трансформация национальных правовых систем происходит в результате процессов, которые в теории права имеют термины «гармонизации», «аппроксимации», «конвергенции».

Первичным способом взаимодействия правовых систем, начиная с истоков их формирования, является рецепция норм и институтов права (например, романо-германская система права сформировалась в результате рецепции норм частного права Древнего Рима), «расширившая под влиянием глобализации свои масштабы и область распространения. В XX - XXI веках рецепция проявляется преимущественно в форме гармонизации, интеграции, интернационализации и унификации норм и институтов права» [8, С. 6].

Гармонизация права, как одна из форм рецепции - «это намерение, цель объединить, согласовать, привести к общему пониманию нормативно -правовые акты, правовые институты и практику правоприменения.

Аппроксимация права - это конкретный результат сближения правосознания, правотворчества и правоприменения, в соответствие с гармонизацией как целью.

Конвергенция права - это процесс сближения, протекающий в определенных формах, результатом которого является аппроксимация права» [10, С. 122].

Как отмечает профессор Маркова-Мурашова С.А., «сегодня одной из тенденций правового развития является конвергенция между юридическими системами. Однако имеется еще много препятствий на пути к правовой гармонизации. Одно из таких препятствий - юридический шовинизм, свойственный сторонникам обеих основных систем, который выражается в выяснении, чья система лучше. Вопрос же, на наш взгляд не в том, что одна система лучше другой, а скорее в том, что они просто отличаются друг от друга. Поэтому есть надежда на то, что эти различия будут нивелироваться и способствовать установлению правовой гармонии» [5, С. 24].

По мнению В.С. Курчеева, В.Е. Герасимова, «...как бы далеко ни зашел процесс глобализации права, вряд ли стоит предполагать, что он охватит все общественные отношения, учитывая множество культурных, мировоззренческих, политических и иных особенностей, характерных для различных наций, народов, государств» [4, С. 19].Однако современная действительность показывает, что в условиях глобализации и правовой конвергенции правовых систем современности стираются многие границы и различия, в том числе и национально-культурные, что является не всегда верным и плодотворным. Чуждые правовой системе, национальной специфике государства и права в целом, нормы и институты иностранного права чаще всего не находят понимания в национальном правовом сознании и, соответственно, если не наносят вред, то абсолютно бесполезны.

В погоне за объединением и универсализацией законодательных и правовых систем национальных государств, важно не утратить главную составляющую национального права: обусловленный историко-культурным происхождением и развитием государства и права, менталитет народа, его правовую культуру и самобытность, то есть те аспекты, которые придают культурно-национальную специфику каждому государству и его правовой системе.

Только близкое к культуре, менталитету, ожиданиям народа право будет находить отклик в сознании членов общества и, соответственно, выполняться на практике.

Безусловно, речь не идет о таких явлениях, как национализм, расизм, униформизм и реакционный фундаментализм. Профессор М.И. Абдулаев особо подчеркивает необходимость понимания того, «что ряд факторов важен для самого существования человеческого сообщества, и среди них безусловный

приоритет общечеловеческих ценностей перед национальными, который предполагает сохранение всего многообразия культур человечества. Отсюда, в частности, вытекает и проблема приоритета общепризнанных принципов и норм международного права перед национальными, внутригосударственными правовыми системами» [1, С. 15].

Таким образом, существующая в каждом государстве национальная правовая система, будет эффективна только в том случае, если она будет строиться на основе общепризнанных норм международного права с учетом правового менталитета, правовой культуры и правосознания народа.

«Право представляет собой важнейший элемент культуры государства» [10, С.123]. М.Н. Марченко, анализируя практику взаимосвязи и взаимодействия правовой системы Евросоюза с правовыми системами входящих в него государств, также указывает на то, «что с помощью права и сквозь призму права зачастую легче заметить и глубже понять многие из теоретически и практически значимых проблем, которые возникают как в различных сферах жизнедеятельности Европейского Союза, так и в его взаимоотношениях с национальными государствами. Говоря о сближении правовых систем, следует обратить внимание, во-первых, на то, что это односторонний процесс, при котором правовая система Евросоюза, следуя логике такого рода суждений, приближается по своим сущностным и формальным характеристикам к классической модели национальных правовых систем, а не наоборот. А, во-вторых, такое сближение имеет свои объективные и субъективные пределы и стоящие на этом пути препятствия, проявляющиеся в виде далеко не всегда совместимых между собой формируемых наднациональных и веками существующих национальных традиций и интересов; в виде многочисленных противоречий между государствами -членами, с одной стороны, и Евросоюзом и Сообществами - с другой, а также в виде вполне реальных опасений государств-членов по поводу утраты в будущем своей исторической, национальной, культурной и иной идентичности и самобытности» [7, С. 12-13, 16].

Именно поэтому, в условиях глобализации, в этих процессах помощь в выработке обдуманной государственной политики должна осуществлять наука. Особенно в сфере исторически-культурных, духовно-правовых факторов существующие проблемы имеют неоднозначные решения. Как показывает практика, в международных соглашениях часто принимаются решения, носящие явно односторонний характер и вступающие в противоречие с правовым интересом национального государства. «Современная правовая теория, как и право в целом, должны дать ответ на вызовы правовой глобализации, адекватные масштабности возникшей проблемы» [3, С. 115-117].

Факторами, побуждающими как теоретиков, так и практиков анализировать совокупность таких явлений, как «знания, нравственные постулаты, идеологические и религиозные взгляды и догмы, присущие различным субъектам национальных правопорядков» [4, С. 17] (в истоках которых лежат закономерности правового развития их нормативно-правовой

культуры, специфика взаимодействия и соотношения различных социальных регуляторов), являются глобальные проблемы современности, их решение, а также «стремление к совершенствованию правового регулирования и регламентации разнообразных международных связей» [4, С. 17] .

Результатом этой совместной работы должно стать формирование «общего для человечества правосознания, выступающего одним из важнейших элементов глобальной правовой системы» [4, С. 17]

На пути сближения с европейскими правовыми стандартами под воздействием фактора глобализации Российская правовая система также претерпевает существенные изменения. Это относится ко всем ее составляющим: мировоззренческим (идеология, правосознание), нормативной основе и правоприменительной практике.

Глобализация ставит перед отечественной наукой и практикой сложные противоречивые вопросы. Например, как сохранить в интеграционном процессе глобализации сложившуюся веками культуру и ценностно-нормативную систему этнических обществ; как интегрировать общественные и индивидуалистические ценности в эпоху потребления на фоне кризиса рационализма и потери доверия к закону. Отечественной теории права принадлежит ведущая роль в формировании правовой доктрины (в основе которой лежит тип правопонимания), стратегии правового развития и правовой политики государства, что невозможно сделать, оставаясь в рамках догматического подхода.

«Правовая система России на современном этапе впитывает опыт мирового правового развития с целью своего обновления и совершенствования. Поэтому вполне естественно восприятие зарубежных идей в некоторых сферах, в частности в области правопонимания. Но при этом важно отметить, что происходит не слепое копирование, а творческая переработка иностранного опыта и построение на его основе новых оригинальных идей и концепций. В вопросах правопонимания, правовой культуры и правовых систем важно помимо прочего учитывать, к какому типу культуры принадлежит та или иная система. Именно это, на наш взгляд, является определяющим при формировании образа права в рамках правовой системы»[6, С. 45-46].

Таким образом, одной из главных целей отечественной теории правообразования в условиях глобализации, на наш взгляд, является изучение, обобщение и оценка опыта общественного развития, социально -культурных, исторических и специальных юридических основ Российской правовой системы с учетом всех объективных факторов, для определения верных подходов в сфере правового регулирования и правовой защиты национальных интересов.

Список литературы:

1. Абдулаев М.И. Международное право и российская правовая система. // Право и образование. 2003. № 3.

2. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999.

3. Воробьев В.В. Юридическая антропология как отрасль правовой науки. // Вестник МГТУ, том 7, 2004. № 1.

4. Курчеев В.С., Герасимов В.Е. Глобальная правовая система. // Вестник НГУ. Серия: Право. 2010. Том 6, выпуск 2.

5. Маркова-Мурашова С.А. Смешанные правовые системы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 1(29).

6. Маркова-Мурашова С.А. Эволюция типов правопонимания в контексте генезиса национальной правовой системы России. // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 2-3.

7. Марченко М.Н. Практика взаимосвязи и взаимодействия правовой системы Евросоюза с правовыми системами входящих в него государств. // Вестник МГОУ. Раздел «Юриспруденция». 2011. № 1.

8. Никитина Н.А. Российское законодательство в условиях глобализации (вопросы теории и практики). Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2008.

9. Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции: теория и практика. - М., 2006.

10. Markova-Murashova S. A. Practical value of categories harmonization, approximation and Convergence on an example of modern private law. // 10th International Scientific Conference "European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches: Papers of the 10th International Scientific Conference. June 5, 2014,Stuttgart, Germany.

Михайленко Н. М., канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», 4185799@gmail.com Россия, Краснодар)

TRANSFORMA TION OF THE NA TIONAL LEGAL SYSTEMS IN THE CONTEXT OF

GLOBALIZATION (A THEORY) N. M. Mikhailenko

Abstract: The article is devoted to the changes in the model of national legal systems in the context of globalization

Keywords: national legal system, global legal system, ideology, of justice, the legal

culture.

Mikhaylenko N.M., candidate jurid. Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law "Kuban State University", (Russia, Krasnodar)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.