Научная статья на тему 'Трансформация модели homo economicus в контексте проблемы преподавания сервисологии в вузе'

Трансформация модели homo economicus в контексте проблемы преподавания сервисологии в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИСОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОТРЕБНОСТИ / ЧЕЛОВЕК / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПОВЕДЕНИЕ / КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / SCIENCE OF SERVICE / EDUCATION / NEEDS / MAN / CONSUMER / BEHAVIOR / CULTURE / ECONOMIC PHILOSOPHY / ECONOMIC SOCIOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плужникова Наталья Николаевна

В статье исследована проблема трансформации модели homo economicus, которая лежит в основе современной сервисологии. Данная модель рассмотрена как теоретическая конструкция, позволяющая объяснить природу человеческих потребностей. Основой модели стала концепция классической политэкономии, представленная в трудах А. Смита и Д. Риккардо. Рассмотрены недостатки данной модели применительно к изучению современной культуры и потребностей современного человека. Акцентировано внимание на понятии личности в современной психологической науке, которая может быть определена как личность мультипотенциал или человек-сканер. В связи с этим автор прибегает к понятию человека-сканера в трудах известного американского коуч-тренера Б. Шер. Изучены перспективы использования данной модели в современной культуре, а также применительно к типологии потребностей А. Маслоу. Показана связь данной модели с потребностями современного человека и его ценностными ориентациями. На основе этого выделены методологические рекомендации к преподаванию сервисологии в вузе. В частности, указаны проблемные разделы в преподавании современной сервисологии, а также показана методическая часть проведение лекционного занятия со студентами на тему «Практические аспекты сервиса». В него включены цель и задачи лекции, образовательные технологии, вопросы для обсуждения. В качестве необходимых составляющих обучения сервисологии автором выделены практическая направленность, а также учет экзистенциальных потребностей человека применительно к различным жизненным ситуациям. В связи с этим акцентировано внимание не столько на экономической, сколько на философской составляющей дисциплины «Сервисология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of the model HOMO ECONOMICUS in the context of teaching the science of service in the universities

The article examines the transformation of the model «homo economicus», which underlies the modern science of service. This model is considered as a theoretical design that allows explaining the nature of human needs. The Foundation model was the concept of classical political economy, represented in the works of A. Smith and D. Ricardo. There are also the disadvantages of this model applied to the study of contemporary culture and the needs of modern man. The author focuses on the concept of personality in modern psychological science, which can be defined as a multi-potential person or a man-scanner. In this regard, the author resorts to the concept of a man-scanner in the works of famous American coach-trainer B. Sher. The author studies the prospects of using this model in modern culture, and also with regard to the typology of needs according to Maslow. It’s shown the relationship of this model with the needs of modern man and his value orientations. On the basis of it there are selected methodological recommendations for teaching of science of service at the University. In particular, there are noticed problematic topics in the teaching of modern science of service, and also shown the methodical part conduct lectures with students on the topic «Practical aspects of service.» It includes the purpose and objectives of lectures, educational technology, and questions for discussion. As necessary components of learning the science of service the author identifies practical orientation, as well as the existential needs of man in different situations. In this regard, the attention is paid not so much to economic as to philosophical component of the discipline «science of service».

Текст научной работы на тему «Трансформация модели homo economicus в контексте проблемы преподавания сервисологии в вузе»

УДК 330.1

DOI: 10.22412/1999-5644-10-4-8

трансформация модели homo eoonomious

в контексте проблемы преподавания сервисологии в вузе

Плужникова Наталья Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии pluzhnikova@bk.ru,

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (ФГБОУВО «ВГСПУ»), г. Волгоград, Российская Федерация

В статье исследована проблема трансформации модели homo economicus, которая лежит в основе современной сервисологии. Данная модель рассмотрена как теоретическая конструкция, позволяющая объяснить природу человеческих потребностей. Основой модели стала концепция классической политэкономии, представленная в трудах А. Смита и Д. Риккардо. Рассмотрены недостатки данной модели применительно к изучению современной культуры и потребностей современного человека. Акцентировано внимание на понятии личности в современной психологической науке, которая может быть определена как личность — мультипотенциал или человек-сканер. В связи с этим автор прибегает к понятию человека-сканера в трудах известного американского коуч-тренера Б. Шер. Изучены перспективы использования данной модели в современной культуре, а также применительно к типологии потребностей А. Маслоу. Показана связь данной модели с потребностями современного человека и его ценностными ориентациями. На основе этого выделены методологические рекомендации к преподаванию сервисологии в вузе. В частности, указаны проблемные разделы в преподавании современной сер-висологии, а также показана методическая часть — проведение лекционного занятия со студентами на тему «Практические аспекты сервиса». В него включены цель и задачи лекции, образовательные технологии, вопросы для обсуждения. В качестве необходимых составляющих обучения сервисологии автором выделены практическая направленность, а также учет экзистенциальных потребностей человека применительно к различным жизненным ситуациям. В связи с этим акцентировано внимание не столько на экономической, сколько на философской составляющей дисциплины «Сервисология».

Ключевые слова: сервисология, образование, потребности, человек, потребитель, поведение, культура, философия экономики, экономическая социология

Сервисология как наука о поведении потребителей в настоящее время приобретает особое значение. Во-первых, она занимается изучением практических аспектов сервиса, что в условиях рыночных отношений крайне важно для анализа существующих типов потребителя на рынке, а также для анализа его психологии. Во-вторых, она опирается на такое базовое понятие, как «личность». Можно сказать, что «стержневым» понятием сервисологии является личность-потребитель. При этом личность понимается не только как субъект деятельности, но и как активный носитель и творец собственных потребностей.

В современной культуре возрастает интерес не столько к потребителю, сколько к потребностям личности. Формируется осознание, что в условиях нестабильности, хаотизации поведения потребителя на рынке товаров и услуг данных одной экономической теории оказывается недостаточно. Возникает потребность

в углублении понимания природы человека, которая чутко реагирует на социальные и экономические изменения и подчас сопротивляется им.

При этом личность перестает быть чисто экономическим понятием. Поскольку в современном обществе личность включена в разные культурные пласты, функционирует в различных областях знания и является активным субъектом социальных институтов, то она должна пониматься междисциплинарно, за рамками исключительно экономического подхода к данному понятию. Учет этого обстоятельства позволит, на наш взгляд, несколько по-новому взглянуть на сервисологию и на проблему преподавания данной дисциплины в вузе, чтобы она не только могла оценить поведение потребителя на рынке, но и адекватно отражала реальные потребности современного человека.

Для описания модели современной личности, которая изменяется и отличается от модели homo

есопошюш, лежащей в основе современного маркетинга, кратко остановимся на последней. Традиционно считается, что современная сер-висология оперирует моделью «экономического человека», которая была разработана в трудах А. Смита и Дж. Кейнса. Согласно А. Смиту, эгоизм, будучи присущим природе человека, является основным двигателем экономических отношений и общественного прогресса в целом. В этом контексте главным мотивом поведения потребителя на рынке становится личная выгода, которая, сталкиваясь с эгоистическими потребностями других индивидов, рождает систему взаимовыгодного обмена и даже способна устранить социальное неравенство: «для соблюдения такого равенства в общей сумме выгод и невыгод необходимы, даже при наличности наиболее полной свободы, три следующих условия: во-первых, данная отрасль торговли или промышленности должна быть хорошо всем известна и давно утвердиться в данной местности; во-вторых, она должна находиться в своем нормальном, или, так сказать, естественном, состоянии; в-третьих, она должна быть единственным или главным занятием тех, кто посвящает себя ей» [1, с. 72].

Экономические размышления А. Смита были дополнены другим известным английским экономистом Д. Риккардо, который считал, что потребности человека, не подкрепленные «деньгами в кармане», мало что значат для потребителя. Без платежеспособного спроса на товары и услуги не может развиваться не только рынок, но и сам человек: «Даже в том первобытном состоянии обществ, о котором идет речь у Адама Смита, дикарю-охотнику нужен некоторый капитал, произведенный и накопленный, быть может, им самим и дающий ему возможность убивать дичь» [2, с. 8].

Таким образом, в классической экономической науке была построена достаточно устойчивая модель эгоцентрической личности, которая стала базисом для понимания природы человека в условиях современной рыночной экономики. Это модель целерациональной личности. Как справедливо указывают Л.М. Вотчель и В.В. Ви-кулина, ««экономический человек» в экономической науке — это мысленная конструкция, идеализированный, абстрактный объект познания, от которого зависит предмет и методология исследования. При этом понятие «экономический человек» выступает как исходная базовая категория, а модель «экономический человек» эксплицирует экономическую реальность» [3, с. 59].

Однако в условиях усложнения социокультурной реальности, хаотизации социальных процессов рационализация начинает оказывать только косвенное значение на поведение личности потребителя, поскольку сама социокультурная действительность становится «непрозрачной» для целерациональных действий отдельных индивидов. Не случайно даже многие философы-постмодернисты, в том числе Ж. Делез, активно используют метафору сложно запутанной сети отношений, «корневища» для обозначения модели современной действительности.

В этих позициях классическая модель homo economicus имеет, на наш взгляд, ряд методологических ограничений:

во-первых, она является излишне абстрактной, умозрительной, поскольку не учитывает характер непредсказуемости, сложности социокультурной действительности, а также конкретных жизненных ситуаций, с которыми сталкивается человек в обществе. Из поля зрения исчезает сам потребитель как личность с глубинными потребностями и переживаниями.

Как считает известный экономист Института Санта-Фе С. Боулз, отношения личной выгоды могут «скреплять» социальную структуру или укреплять сотрудничество между индивидами только с позиций «вертикальной» власти. Другими словами, взаимовыгодное сотрудничество возможно только между разными социальными классами, но невозможно внутри социальных групп, в которых индивиды могут находиться в других отношениях друг с другом (например, в родственных связях). Догма о взаимовыгоде, как указывает С. Боулз, вообще является ложным знанием. Ведь, пишет С. Боулз, у человека могут быть не только мотивы выгоды, но и моральные мотивы, которые оказывают большее влияние на мотивацию создавать крепкие социальные связи.

В связи с этим С. Боулз приводит интересный пример: «каждый, кто когда-либо работал в команде, знает, что успех дела зависит от всех членов команды, оказывающих помощь друг другу, даже при отсутствии индивидуального вознаграждения. Если начальник предложит неправильный вид стимулирования, например, дополнительную плату, если работник выполняет работу за другого работника на предприятии, то это обязательно подорвет взаимную поддержку и внутреннее сотрудничество» [4, с. 132]. На наш взгляд, пример, приведенный С. Боулз, отчетливо показывает, что рыночные отношения, вторгаясь в доверительные социальные связи, способны не

только изменить модель внутреннего поведения человека внутри коллектива, но и разрушить социальную солидарность как таковую.

Во-вторых, классическая модель homo economicus не учитывает тот факт, что главной движущей силой является не столько потребитель, сколько потребитель, находящийся в конкретной системе социально-экономических и культурных отношений. В зависимости от социокультурных условий, изменяется и сама личность потребителя. Рассмотрим это на примере изменения социального запроса на личность-профессионала, который характерен для современного общества и культуры сегодня.

На протяжении длительного времени в культуре был востребована личность-профессионал. Как правило, профессионалами называли узких специалистов, достигших значительных успехов в выбранной профессии. Эта профессия составляла дело их жизни. Традиционная культура была ориентирована на «взращивание» таких личностей, успешных в какой-то одной профессии: повара, токаря, учителя и т.д. В условиях классической культуры у человека подчас не было права выбора, поскольку освоение конкретной специальности было связано с четкими представлениями о дальнейшем пути развития в этом направлении, карьерного роста и т.д. Однако современная культура разрушает данный тип личности. То, что считалось в классической культуре нормой, воспринимается сегодня как форма идеологического давления на человека и общество.

В современной культуре считается, что часто общество и культура прививают ребенку стереотипные взгляды: человек должен иметь од-ну-единственную профессию, которая и будет являться делом всей жизни. Здесь подразумеваются гарантии стабильности и надежности, которые при взгляде под иным углом облачны. Широкое и нестандартное мышление отнюдь не поощряется.

В современной культуре данные представления пересматриваются. Наиболее востребованной оказывается всестороння личность, которая проявляет себя сразу в нескольких областях профессиональной деятельности [5]. Новые требования к человеку формируют новый тип личности, который в современной зарубежной литературе обозначен как «человек-сканер» или «мультипотенциал».

Данный тип личности является практически не исследованным в отечественной философии культуры. В зарубежной литературе этот тип

личности подробно описан в трудах американского психолога, бизнес-тренера по мотивации, лайф-коуч Барбары Шер [6, 7]. Для исследования данного типа личности можно опираться также на традиционные подходы к понятию личности, сложившиеся в ряде как отечественных [8, 9, 10], так и зарубежных кросс-культурных психологических исследований [11, 12, 13, 14].

В последнее время в научной литературе встречается характеристика современного человека, которую можно обозначить как «мультипотенциал» (от лат. тиШ — много, ро1еШ1а — сила, возможность). Мультипотенциалом называть человека, обладающего большим количеством интересов, лежащих в абсолютно разных, в том числе и полярных областях знаний, с их постоянным приобретением и достаточно частой сменой, влекущих смену профессии и места работы.

Американская исследовательница Б. Шер называет таких личностей «сканерами». Эрудит, человек-сканер (по Б. Шер), человек эпохи Возрождения, мультипотенциал — так называют личность, которая имеет множество интересов, пробует себя в различных видах деятельности, не стоит на месте, находясь в вечном поиске вдохновения и собственной движущей силы.

Личности-сканеры обладают такими важными качествами, как мгновенное синтезирование идей, умение быстро учиться благодаря имманентно присущему индивидуализированному механизму возникновения интереса (так называемое «схватывание на лету»), способность к адаптации в постоянно изменяющихся условиях. Такой человек вмещает в себя огромное количество социальных ролей, может ими умело манипулировать, проявлять их («играть роль») к месту, в условиях, требующих проявления конкретной роли.

Даже при потере одной своей положительной «маски» мультипотенциал не потеряет себя, своего лица, не утонет в депрессивном настроении, потому что резкая смена курса собственного корабля под названием «личность» всегда найдет путь к маяку под названием «самоактуализация». Именно такая высокая мобильность требуется от каждого человека, живущего в современном мире. Адаптируемость — вот главная способность для достижения преследуемого успеха. Соответственно, для такой личности взаимовыгодное сотрудничество может и не являться главным мотивом поведения, если оно не представляет возможности для самореализации.

Такой тип личности знает, чем ей лучше заниматься, чтобы иметь то, что обобщенно

называется «счастьем»; счастьем, ведущим на вершину пирамиды потребностей любого человека. Важно только подчиняться своим генетически заложенным инстинктам; только сам человек знает, как будет лучше для него, а не общество с его массовым мышлением. Мы ничего не можем сделать с длиной своей жизни, но можем многое сделать с ее глубиной и шириной. Принятие себя самого и своих собственных способностей для мультипотенциала означает улучшение качества жизни и достижение своей главной цели — занятие определенной ниши в пирамиде собственных жизненных потребностей.

Для мультипотенциала очень важно жизненное наполнение личностного бытия экзистенциальными смыслами. Как отмечает Л.П. Ши-повская, «потребность в переживании блага составляет основной принцип личностного бытия, его содержание и его цель. Потребность — это особое, сложное нравственное переживание, в основе которого лежит осознанное стремление к какой-либо деятельности, являющейся целью в системе ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации — важнейший элемент внутренней структуры личности, закрепляемый жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающий значимое, существенное для данного человека от несущественного» [15, с. 78].

В связи с двумя выделенными нами ограничениями традиционной модели homo economicus и становлением нового типа личности — мульти-потенциала — в современной культуре должна быть переосмыслена и проблема преподавания такой дисциплины, как «Сервисология». На наш взгляд, она не должна быть перегружена теоретическими понятиями. Наоборот, она должна содержать практические аспекты, предлагая различные жизненные ситуации, в которых личность может совершить свой индивидуальный выбор как конкретный потребитель конкретных товаров и услуг.

Успешное освоение дисциплины «Сервисо-логия» должно быть направлено на овладение рядом таких общепрофессиональных компетенций, как формирование необходимых личностных качеств, умение ориентироваться в современных социокультурных условиях, способность системно мыслить и оценивать в качестве эксперта и аналитика природу человека, многообразие человеческих потребностей и формы их проявления. Овладение этими компетенциями позволит не только сформировать у студента

общую культуру потребления, но и соответствовать требованиям современного рынка труда.

В преподавании данной дисциплины преподавателю необходимо обратить внимание на ценностные и смыслозначимые установки формирования потребностей студентов, определение степени их востребованности в современном обществе и культуре.

Как показывает практика, в процессе освоения дисциплины у студентов, как правило, наибольшее затруднение вызывают некоторые темы. Ниже рассмотрим проблемы, связанные с освоением каждой из них, подробней.

Трудность освоения темы «Потребности человека. Специфика и регулирование потребностей в сфере товаров и услуг» обусловлена недостаточным уровнем навыков самостоятельной рефлексии над собственными потребностями, поэтому основной упор на преподавании этой темы или тем данного раздела должен делаться на побуждение, мотивирование студентов к данному виду рефлексии. Поэтому в качестве дополнительных стимулирующих факторов освоения данного раздела предусмотрены следующие виды заданий: работа над первоисточниками, работа с таблицами.

Особую трудность в освоении у студентов вызывает тема «Потребности человека и их обслуживание». Она обусловлена недостаточным начальным уровнем умения студентов применить знания из других областей наук в изучаемой дисциплине, проводить компаративный анализ. Для преодоления этой трудности в преподавании дисциплины студентам можно предложить ряд творческих заданий, например, решить «Чайнворд» или различные формы интерактивной работы (например, игру «аукцион», которая является достаточно известной в маркетинге).

В результате обучения студент должен знать факторы формирования личности человека с учетом его потребностей, классификацию потребностей, основные модели типологии потребностей, методы удовлетворения потребностей в области туристской деятельности.

В качестве примера приведем здесь методическую разработку лекции «Практические аспекты сервиса».

Цель лекции — раскрыть содержание организации туристской деятельности с учетом потребностей человека.

Задачи лекции:

1. Обобщить имеющиеся у студентов знания по проблеме изучения потребностей человека.

2. Научить определять стратегии поведения потребителя, сущность потребительского спроса на товары и услуги в сфере туризма.

3. Приблизить к самостоятельной оценке поведения потребителя в сфере туристской деятельности.

План лекции

1. Основные понятия современного потребителя: потребительская корзина, рынок товаров и услуг, прожиточный минимум.

2. Понятие и специфика экзистенциальных потребностей. Потребность в смысле жизни.

3. Спрос и предложение как факторы удовлетворения потребностей.

4. Средства и способы удовлетворения потребностей.

Перечень используемых образовательных технологий:

1. Проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

2. Исследовательский метод в обучении. Дает возможность учащимся на основе изучения первоисточников, раздаточного материала самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

3. Проектная деятельность. Развивает самостоятельное, критическое мышление, способствует раскрытию творческого потенциала.

Можно предложить также в конце занятия следующие вопросы студенту для самопроверки.

1. Какие типологии потребителя существуют в сервисологии?

2. Как влияют потребности человека на различные туристические услуги? Приведите конкретные примеры.

В качестве завершающей форма контроля по дисциплине «Сервисология» плодотворно, на наш взгляд, предложить студенту сделать собственный бизнес-проект, в котором он укажет не только основное содержание, но и сможет самостоятельно подумать по поводу проблемы — на какие потребности современного человека этот проект будет ориентирован.

Таким образом, завершая наше исследование, можно сделать следующие выводы.

1. Модель homo economicus должна быть переосмыслена с учетом изменений, происходящих в современном обществе и культуре. В первую очередь эти изменения влекут за собой изменение типа личности-потребителя, которую условно можно обозначить как личность-муль-типотенциал.

Данному типу личности присущи такие качества, как: толерантность к неопределенности, отсутствие желания к наставлению окружающих, естественность проявлений своих чувств и эмоций, следование за ними, ориентация на проблему вне себя, преобразование своей действительности в соответствии с ней, важность саморазвития и внутреннего роста в преобладании над внешним удовлетворением, важность субъективного опыта, а не мнения общества, преобладающий альтруизм по отношению к социуму, получение высшего удовлетворения при достижении цели, демократический характер отношений с обществом (уважение, равенство), особая важность процесса достижения цели, а не сама цель как конечный результат. Можно сказать, что описанные нами выше качества этого типа личности соответствуют характеристикам самоактуализированной личности, которые указывал в своих трудах А. Маслоу.

2. Были выделены качества человека-сканера: мгновенное синтезирование идей, умение быстро учиться, способность к адаптации в постоянно изменяющихся условиях, стремление к успеху как главная цель жизни. Если А. Мас-лоу писал об обязательном наличии у самоактуализированных личностей бытийных ценностей в рамках одной профессии, то у людей-сканеров поиск фундаментальных экзистенциальных понятий может происходить и вне рамок одной профессии. Современный человек живет в инновационной культуре и обществе, более того, он и является преобразователем этой культуры, то есть инновации по отношению к окружающей действительности идут из самой личности. Именно поэтому понимание того, кто такая самоактуализированная личность, ее отношения и осмысление бытийных экзистенциальных ценностей преобразовываются и видоизменяются, их поиск и поиск себя через них трансформируется, но сами бытийные ценности, о которых пишет А. Маслоу, остаются константами в культуре.

3. С учетом трансформации модели «экономического человека» должна быть переосмыслена и методика преподавания дисциплины «Сервисология», которая должна учитывать комплексный подход к пониманию природы человека, ориентироваться на его экзистенциальные потребности. Думается, что в этом плане основой сервисологии должна стать не столько экономика, сколько философская антропология, обладающая большим эвристическим по-

Литература

тенциалом в изучении природы человека и его потребностей.

Результаты данного исследования могут быть использованы в изучении дальнейших проблем преподавания таких дисциплин, как сервисо-логия, философская антропология, философия культуры, а также дисциплин, затрагивающих проблемы существования личности в качестве субъекта обучения и образования.

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Электронный ресурс]. URL:]: http://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/smit. (дата обращения: 12.09.2016).

2. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. М.: Эксмо, 2016.

3. ВотчельЛ.М., Викулина В.В. Теоретические основания концепции «человека экономического» // Экономика и политика. 2014. № 1 (2). С. 58-63.

4. The Moral Economy: Why Good Incentives are No Substitute for Good Citizens, by Samuel Bowles, Yale University Press. 2014.

5. Атлас новых профессий. Под ред. П. Лукши. М.: Агентство стратегических инициатив, 2015.

6. Шер Б. Отказываюсь выбирать! Как использовать свои интересы, увлечения и хобби, чтобы построить карьеру и жизнь своей мечты! Манн, Иванов и Фербер; М.; 2015.

7. Sher B. Thinking Through Refuse to Choose: 101 things every Scanner should know. N.Y.: Genius Press Unlimited, 2013.

8. МарковаА.К. Формирование мотивации учения. Кн. для учителя/А. К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990.

9. Митин А.Н. Основы педагогической психологии высшей школы: учебное пособие. М: Проспект; Екатеринбург: Изд. дом «Уральская государственная юридическая академия», 2016.

10. Орлов Ю.М. Оздоравливающее мышление. Изд. 2-е испр. М.: Слайдинг, 2006.

11. Бенедикт Р. Хризантема и меч: модели японской культуры. Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

12. Берн Э.Л. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. Пер. с англ. А. Грузберга. М.: Эксмо, 2015.

13. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

14. Фрейд З. Недовольство культурой. М.: Ренессанс, 1992.

15. Шиповская Л.П. Потребности — функциональное качество жизни // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2008. № 2. С. 77—81.

transformation of the model homo economious in the context of teaching the science of service in the universities

Natal'ja N. Pluzhnikova, PhD (Cand. Sc.) in Philosophy

Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russian Federation. E-mail: pluzhnikova@bk.ru

The article examines the transformation of the model«homo economicus», which underlies the modern science of service. This model is considered as a theoretical design that allows explaining the nature of human needs. The Foundation model was the concept of classical political economy, represented in the works of A. Smith and D. Ricardo. There are also the disadvantages of this model applied to the study of contemporary culture and the needs of modern man. The author focuses on the concept of personality in modern psychological science, which can be defined as a multi-potential person or a man-scanner. In this regard, the author resorts to the concept of a man-scanner in the works of famous American coach-trainer B. Sher. The author studies the prospects of using this model in modern culture, and also with regard to the typology of needs according to Maslow. It's shown

the relationship of this model with the needs of modern man and his value orientations. On the basis of it there are selected methodological recommendations for teaching of science of service at the University. In particular, there are noticed problematic topics in the teaching of modern science of service, and also shown the methodical part — conduct lectures with students on the topic «Practical aspects of service.» It includes the purpose and objectives of lectures, educational technology, and questions for discussion. As necessary components of learning the science of service the author identifies practical orientation, as well as the existential needs of man in different situations. In this regard, the attention is paid not so much to economic as to philosophical component of the discipline «science of service».

Keywords: science of service, education, needs, man, consumer, behavior, culture, economic philosophy, economic sociology

References:

1. Smith A., An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations. (In Russ) Available at: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Econom/smit.

2. Ricardo D. On the Principles of Political Economy and Taxation. Moscow: Eksmo, 2016. (In Russ).

3. Votchel' L.M., Vikulina V.V., Theoretical concept of the concept «economic rights». Jekonomika i politika, 2014, no. 1 (2), pp. 58—63. (In Russ).

4. Bowles S., The Moral Economy: Why Good Incentives are No Substitute for Good Citizens. Yale University Press, 2014.

5. LukshiP., Atlas novyhprofessij (Atlas of new professions). Moscow: Agentstvo strategicheskih iniciativ, 2015.

6. Sher B., Refuse to choose! Use All of Your Interests, Passions, and Hobbies to Create the Life and Career of Your Dreams. Moscow: 2015. (In Russ).

7. Sher B., Thinking Through Refuse to Choose: 101 things every Scanner should know. New York: Genius Press Unlimited, 2013.

8. Markova A.K., Matis T.A., Orlov A.B., Formirovanie motivacii uchenija. Kn. dlja uchitelja (Formation of learning motivation. Teachers' book). Moscow: Prosveshhenie, 1990. (In Russ).

9. Mitin A.N., Osnovy pedagogicheskoj psihologii vysshej shkoly: uchebnoe posobie (Basics of pedagogical psychology of the higher school: tutorial). Moscow: Prospek, 2016. (In Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Orlov Ju.M., Ozdoravlivajushhee myshlenie. Izd. 2-e ispr (Healthful thinking. 2nd Ed.). Moscow: Slajding, 2006. (In Russ).

11. Benedict Р. The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese Culture. Moscow: «Rossijskaja politicheskaja jen-ciklopedija» (ROSSPJeN), 2004. (In Russ).

12. Berne E., Games People Play: the Psychology of Human Relations. Moscow: Eksmo, 2015. (In Russ).

13. MeadM., Culture and the world of childhood. Moscow: Nauka, 1988. (In Russ).

14. FreudS. Civilization and Its Discontents. Moscow: Renessans, 1992. (In Russ).

15. Shipovskaja L.P., Needs are the Functional Quality of Life. VestnikAssotsiatsii vuzov turizma iservisa, 2008, no. 2, pp. 77— 81. (In Russ).

Плужникова Н.Н.Трансформация модели Homo economicus в контексте проблемы преподавания сервисологии в вузе // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. 2016. № 4. C. 69-75. DOI: 10.22412/1999-5644-10-4-8. Дата поступления статьи: 30.08.2016.

Pluzhnikova N.N., Transformation of the model HOMO ECONOMICUS in the context of teaching the science of service in the universities. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, 2016, vol. 10, no. 4, pp. 69—75 (In Russ). DOI: 10.22412/1999-5644-10-4-8. Received 30 August 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.