Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА'

ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА / ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ / AGILE-ТЕХНОЛОГИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ПОПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / MANAGEMENT / MANAGEMENT MODELS / APPROACHES TO MANAGEMENT / AGILE TECHNOLOGY / EVOLUTION / MANAGEMENT SYSTEM / PROCESS APPROACH / SITUATIONAL APPROACH / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гумерова А.С.

Статья посвящена изучению моделей менеджмента 1.0, 2.0 и 3.0, в ней рассмотрена эволюция моделей и соответствующие им подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF MANAGEMENT MODELS

The article is devoted to the study of management models 1.0, 2.0 and 3.0, it considers the evolution of models and their corresponding approaches.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА»

УДК 331

Гумерова А. С. студент магистратуры магистерская программа «Финансовый менеджмент и рынок капиталов» Научный руководитель: Брусенцова Л.С., к.социол.н.

доцент

Уфимский филиал Финансового университета

При Правительстве РФ Россия, г. Уфа

ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация: Статья посвящена изучению моделей менеджмента 1.0, 2.0 и 3.0, в ней рассмотрена эволюция моделей и соответствующие им подходы.

Ключевые слова: менеджмент, модели менеджмента, подходы к менеджменту, agile-технология, эволюция, система управления, попроцессный подход, ситуационный подход, системный подход.

Gumerova A. master student master program "Financial management and capital market" Scientific adviser: Brusentsova L.S., Candidate of Social Sciences

associate professor Ufa branch of the Financial University Under the Government of the Russian Federation

Russia, Ufa

TRANSFORMATION OF MANAGEMENT MODELS

Annotation: The article is devoted to the study of management models 1.0, 2.0 and 3.0, it considers the evolution of models and their corresponding approaches.

Key words: management, management models, approaches to management, agile technology, evolution, management system, process approach, situational approach, system approach.

Менеджмент, образовавшийся как самостоятельная наука в начале 20 века, имеет в основном эволюционное развитие от утверждения его фундаментальных основ до современного управления. Анализ исторических периодизаций с точки зрения различных подходов, включая историко-хронологический, формационный, цивилизационный, технологический, страновой, показывает зависимость развития менеджмента от изменений во

внешней среде и, главным образом, от исторического этапа развития общества в целом.

В современных условиях высокой неопределенности нарастают риски, усложняются взаимосвязи, все быстрее происходят масштабные изменения, в соответствии с которыми изменяются и подходы к содержанию управления [1].

Одним из современных подходов к выделению этапов развития менеджмента и соответствующих им моделей является выделение моделей 1.0, 2.0., 3.0, раскрывающее основные системы управления и передающее суть изменения концепции менеджмента и направление развития (таблица 1)

[2; 5; 7].

Таблица 1 - Характеристика моделей менеджмента

Модель Менеджмент 1.0 Менеджмент 2.0 Менеджмент 3.0

Причина Зарождение План обновления Конец

возникновен фундаментальных менеджмента индустриальной

ия основ менеджмента эпохи,

масштабные

изменения

Период С 1950-х гг. по 2008г. 2008-2010гг. С 2010г.

Основополо Г.Форд, Ф.Тейлор, Г.Хэмел, Т.Браун, Аппело Юрген

жники Д.Маккалум, Э.Абрахамсон,

И.Ансофф, П.Друкер, С.Джервестон, Т.Стюарт,

Т.Питерсон, Д.Вулф, К.К.Прахалад,

Р.Уотернен Л.Рид

Управление Управление в Инициатива также двигается Организация

организации можно «сверху вниз», только теперь представляется

было назвать уже большое внимание сложной

контролирующим, уделяется личности системой, живым

поскольку оно сотрудника и его организмом,

базируется на заинтересованности в который растет и

принципе иерархии, результатах труда. Одной из развивается и

при котором приказы главных задач руководства должна обладать

раздаются сверху фирмы в этот период гибкостью, чтобы

вниз. Доминируют является улучшение своевременно

принципы профессиональных навыков приспособиться к

единоначалия и своих сотрудников. быстроизменяющ

четкого Иерархическую модель имся условиям.

распределения ролей управления заменяет

сетевая, в которой

руководители должны

уделять внимание не столько

структуре организации и

получению финансового

результата, сколько людям и

взаимоотношениям между

ними

Каждая модель менеджмента приводит в конечном итоге к разному уровню экономической эффективности финансово -хозяйственной деятельности организации.

Рассмотрим подходы к менеджменту, которые применялись с начала 20 века и используются по сегодняшний день в таблице 2 [3; 7].

Таблица 2 - Характеристика подходов к менеджменту

Подход Попроцессный Системный Ситуационный

Период с 1920 года с 1950 года с 1906 года

Основные А.Файоль, И.Барнард, А.Слоан, П.Дракер, У.Марч,

представители Ф.Тейлор, Р.Черчмен, В.Вудфорт П.Дюпон, Р.Скот Р.Томпсон

Основная Процесс Организация Для достижения целей

идея управления рассматривается как наиболее эффективными

рассматривается целостная система, способами конкретная

через его функции состоящая из сложившаяся ситуация

(последовательные взаимосвязанных увязывается с

непрерывные элементов определенными

связанные приемами и приемов и

действия) концепциями управления

Теперь попробуем соотнести имеющиеся подходы с моделями менеджмента.

Так, первый тип модели управления относят к традиционному менеджменту, который характеризуется разделением процесса управления по функциям: планирование, координация, контроль, организация, мотивация. Точно также в попроцессном подходе существует 5 функций, на которых он основан: планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Данные модель и подход совпадают также иерархической структурой управления, при которой приказы раздаются сверху вниз, доминируют принципы единоначалия и четкого распределения ролей. В этом случае власть сосредоточена в руках небольшого количества людей, на них же возлагается наибольшее количество обязанностей и самая высокая ответственность [3, с.210].

Менеджмент 2.0 является переходным звеном к эффективному современному менеджменту. Он основан на «Плане обновления менеджмента», в котором 35 учеными и главами крупных компаний были сформулированы 25 масштабных задач, которые должны были способствовать обновлению управления. Инициатива также двигается «сверху вниз», только теперь уже большое внимание уделяется личности сотрудника и его заинтересованности в результатах труда. Структура организации становится наиболее гибкой, работники все чаще высказывают свое мнение. То есть используется интегрированная система управления, как и в соответствующем данной модели системном подходе, в котором взаимодействуют 6 аспектов организации: субсистемы (подсистемы), открытая система, синергия, поток, границы и обратная связь [2].

К концу индустриальной эпохи в мире начинают происходить глобальные масштабные изменения, в связи с чем, в менеджменте пересматриваются его основные понятия и постулаты. Концептуальные изменения в подходах к менеджменту вызваны следующими предпосылками:

- ускоренный рост модеранизации во многих сферах;

- проникновение Интернета в большое количество областей управления;

- гиперконкуренция для большого числа компаний по всему миру;

- высокая скорость распространения знаний и информации и т.д.

Новая динамичная экономика, основу которой составляют системные

инновации потребовала применения новых моделей менеджмента, поскольку традиционная модель в такой непрерывно меняющейся среде потеряла свою эффективность. Новая модель концентрируется на управлении через взаимосвязь между главными движущими силами бизнеса: люди, интерфейсы, знания. Это позволяет ей быть эффективной в бизнес -среде, которая характеризуется скачкообразными изменениями и быстрой глобализацией.

Модель «Менеджмент 3.0» разработана в 2010 году Аппело Юргеном. Визуально он представил идею модели в виде шестиглазого монстрика по имени Марти, каждый глаз которого контролирует определенную область взаимоотношений: соблюдение границ, непрерывные улучшения, компетенции, структура, вовлечение, наделение властью и полномочиями. Автор считает, что если уделять равное внимание всем 6-ти областям, тогда фирма будет работать как единый организм и достигать высоких результатов своей деятельности. Этот тип модели связывают с Agile-технологией [7].

Agile (в пер. «гибкий», «проворный») - это методология управления проектами, предусматривающая гибкость в процессе их реализации и ответственность каждого члена команды за общий результат [4].

То есть Менеджмент 3.0 предполагает ситуационный (адаптационный) подход, который также состоит в том, что нет какого-то универсального подхода, а различные проблемы и ситуации требуют разных подходов.

Точно также в ситуационной теории, управленцы должны выбрать такой подход, с помощью которого быстрее будут достигнуты цели конкретной организации в конкретной ситуации. Ситуационный подход основан на применении такого метода, который в сложившейся ситуации будет наилучшим образом отвечать ее потребностям и концентрировать внимание менеджеров на отношениях между внутренней и внешней средой организации [3, с.211].

Таким образом, на сегодняшний день, «Менеджмент 3.0» отвечает требованиям времени и успевает приспосабливаться к изменяющимся условиям, представляя собой сложную модель, состоящую из системного воздействия на организации. В настоящее время и ситуационный подход считается передовым в управленческой мысли.

Модели менеджмента 1.0 и 2.0, основанные на командно-контролирующем управлении, исчерпали себя в связи с прекращением индустриальной эпохи. И в 2010 году им на смену пришел «Менеджмент 3.0», который представляет собой совокупность инструментов, позволяющих сделать управление наиболее гибким и помочь сотрудникам полностью раскрыть свой потенциал. Модель «Менеджмент 3.0» в настоящее время

отвечает всем возникающим требованиям и предоставляет руководителю определенный набор техник, которые позволят в результате их использования повысить эффективность деятельности компании, удовлетворить потребности всех заинтересованных лиц, управлять новшествами и оптимизировать взаимодействие сотрудников.

Использованные источники:

1. Брусенцова Л.С., Кузнецова Л.В. Социально ответственное управление: принципы, подходы и инструменты. - Уфа, 2018

2. Симонов А.Н. Гэри Хэмел: гуманитарная энциклопедия: персоналии // Центр гуманитарных технологий, 2006-2019 (последняя редакция: 02.12.2019) // https://gtmarket.ru/

3. Филатов В.В., Алексеев А.Е., Галицкий Ю.А. Менеджмент: традиционные и современные модели: справочное пособие / под ред. В. В. Князева и Д. С. Петросяна. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 472с.

4. Юрген А. Agile-менеджмент: лидерство и управление командами / А. Юрген (пер. с англ.). - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 418с.

5. Автушко Е. Менеджмент 1.0, 2.0, 3.0 // http://globaldialog.org

6. Попенкова Д.К. Эволюция категорийного менеджмента // Экономические науки. - 2015 // https://research-journal.org/

7. Шакалова А.А. Менеджмент 3.0 в новой экономике // Социологические науки. - 11.12.2016. - №56.3 // https://novainfo.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.