Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И.В. СТАЛИНА В УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ: ОТ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И.В. СТАЛИНА В УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ: ОТ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
529
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ И.В. СТАЛИНА / УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ / HISTORICAL PERSONALITY I.V. STALIN / HISTORY BOOKS / STUDENTS / SENIOR SCHOOL AGE / THE TRANSFORMATION OF METHODOLOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кудрявцев Владислав Юрьевич

В данной статье рассматривается динамика методических подходов к изучению исторической личности И.В. Сталина, трансформация отражения изучения данного материала в учебниках истории для общеобразовательных организаций. Анализируется содержание учебников истории разных исторических периодов для обучающихся старшего школьного возраста. Обозначаются ключевые аспекты формирования у обучающихся представлений об исторической личности И.В. Сталина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И.В. СТАЛИНА В УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ: ОТ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ»

практикум: Учебное пособие. - Петропавловск, 2017. - 304 с. ил.

5 Сейталиев К. Общие основы педагогики. Учеб. пособие. - A.: Эксмо, 2009. - 232 с.

6 Байжанова З. Общая педагогика. Учеб. пособие. - Алматы: Таймас, 2008. - 168 с.

7 Кожанулы М. Личность (человека) роль в формировании понятия аксиологии// «Ориентир» журнал, №2 (66) июнь, 2015. - 45-48 с.; Патриотизм

- один из факторов формирования личности (человека)//Кн.: «М.К. Алтынбаев: путь генерала: годы чести и достоинства» Сборник материалов НПК (25.11.2015 г.). Кокшетау, 2015. - 103-107 с. (соавт. С. Молдабаев, Т. Сембинов) (на каз.яз.).

8 Кунанбаев А. Стихи. - А., 1987. - 159 с (на каз.яз.).

9 Жарыкбаев К.Б., Сангылбаев О.С. Психология: Энциклопедический словарь. А., 2011.

- 624 с (на каз.яз.).

10

http ://testent.ru/load/studentu/sociologija/t_l_a_ymyn y_m_ni_men_t_ sinigi/50-1-0-1081 (на каз.яз.) (дата обращения - 15.04. 2018 г.).

11 http://sacok.kz/referat/show/707 (на каз.яз.) (дата обращения - 15.04. 2018 г.).

12 Генералы Казахстана. Библиографический справочник. - Алматы: Изд-во «Арыс», 2006. - 400 с. + 16 с. цвет. ил.

13 Кекилбаев А. Елбасы //Кн.: Размышления о личности. - А., 2011.- 440 стр (на каз.яз.).

14 Исаева Г.С. «Лингвоаксиологичесике особенности концептов «разумность и глупость»// Научно-педагогический журнал «Бшм». - 2013. № 3. - 53-58 с (на каз.яз.).

REFERENCES

1 Essentials of Organizational Behavior, Fourteenth edition. Steven R., Timati A. Fundamentals of organizational behavior, 14-ed. - Almaty: public Fund «National Bureau of translation», 2019. - 488 p (kaz. lang).

2 Sorokopud Yu. V. Pedagogy of higher school. Rostov-on-don. Phoenix, 2011. - 541 р (rus.lang).

УДК: 372.893, ГРНТИ: 14.25.09

3 Military pedagogy and psychology /A.V. Drummers, V.P. Davydov, E.P. Utlik, N.F. Fedenko. -Moscow: Voenizdat, 1986. - 240 p. (Officer's library) (rus. lang).

4 Elzhanov D.V., Imirov S.K., Mukhamedina E.D. Military pedagogy. Pedagogical workshop: Teaching manual. - Petropavlovsk, 2017. - 304 p. (rus. lang).

5 Seitaliev G. General basics of pedagogy. Studies'. stipend. - Almaty: Eksmo, 2009. - 232 p. (kaz. lang).

6 Bayzhanova Z. General pedagogy. Studies'. stipend. - Almaty: Taimas, 2008. - 168 p (kaz. lang).

7 Kozhanuly M. Personality (human) role in the formation of the concept of axiology/ / «Landmark» journal, no. 2 (66) June, 2015. - 45-48 p. (kaz.lang); Patriotism - is one of the factors in the formation of a person (human).// Kn.: «M.K. Altynbayev: the way of the General: years of honor and dignity» Collection of materials of the NPK (25.11.2015). Kokshetau, 2015. -103-107 p. (joint authors.: S. Moldabaev, T. Sembinov) (kaz. lang).

8 Kunanbayev A. Poems. - A., 1987. - 159 p (kaz. lang).

9 Zharikbaev K.B., Sagynbaev O.S. Psychology: an Encyclopedic dictionary. A., 2011. - 624 p (kaz. lang).

10

http://testent.ru/load/studentu/sociologija/t_l_a_ymyn y_m_ni_men_t_ sinigi/50-1-0-1081 (kaz. lang) (accessed - 15.04. 2018).

11 http://sacok.kz/referat/show/707 (kaz. lang) (accessed - 15.04. 2018 r.).

12 Generals Of Kazakhstan. Bibliographic reference book. - Almaty: Arys publishing House, 2006. - 400 p. + 16 s. color. Sludge ( rus. lang).

13 Kekilbaev A. The President //Kn.: Reflections on personality. - A., 2011.- 440 p (kaz. lang).

14 Isaeva G.S. «linguo-Axiological features of the concepts «reasonableness and stupidity» // Scientific and pedagogical journal «Bilim». - 2013. No. 3. - 5358 p (kaz. lang).

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И.В. СТАЛИНА В УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ: ОТ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ _ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.8.74.786 Кудрявцев Владислав Юрьевич

обучающийся магистратуры исторического факультета ФГБОУВО «Курский государственный университет», г. Курск

АННОТАЦИЯ:

В данной статье рассматривается динамика методических подходов к изучению исторической личности И.В. Сталина, трансформация отражения изучения данного материала в учебниках истории для общеобразовательных организаций. Анализируется содержание учебников истории разных исторических периодов для обучающихся старшего школьного возраста. Обозначаются ключевые аспекты формирования у обучающихся представлений об исторической личности И.В. Сталина.

ABSTRACT:

This article discusses the dynamics of methodological approaches to the study of the historical personality of I.V. Stalin, the transformation of the reflection of the study of this material in history textbooks for educational

organizations. The content of history textbooks of different historical periods for students of senior school age is analyzed. The key aspects of the formation of students' ideas about the historical personality of I.V. Stalin.

Ключевые слова: историческая личность И.В. Сталина, учебники истории, обучающиеся, старший школьный возраст, трансформация методических подходов.

Keywords: historical personality I.V. Stalin, history books, students, senior school age, the transformation of methodological approaches.

В настоящий момент фигура И.В. Сталина является одной из наиболее обсуждаемых и дискуссионных в российском общественно-политическом пространстве. Историческое наследие И.В. Сталина, его историческая личность известны широчайшему кругу соотечественников. В последние годы упоминания об исторической личности И.В. Сталина регулярно появляются в средствах массовой информации, возникают общественные инициативы по созданию памятных сооружений. Так, в 2017 г. была развернута широкая общественная дискуссия в связи с установкой мемориальной доски в честь И.В. Сталина в Московской государственной юридической академии (МГЮА). В 2019 г. на стене многоквартирного дома в г. Шахуньи Нижегородской области также появилась мемориальная доска в честь И. В. Сталина. Событие было приурочено к 140-годовщине со дня его рождения, также к будущему 75-летнему юбилею Победы. В октябре 2019 г. в селе Сосновка в Хабаровском крае открыли памятник И.В. Сталину. В мае этого же года в Новосибирске прошел митинг в честь открытия аналогичного памятника в городе. Данные события породили крайне противоречивые и разнообразные оценки в обществе.

Социологические опросы, проведенные в 2019 году, показали, что 70% россиян считают роль И.В. Сталина в истории государства положительной, а 46% опрошенных полагают, что преступления в сталинскую эпоху были оправданы «великими целями и результатами» [13].

Сегодня высокий интерес к личности И.В. Сталина обнаруживается у детей среднего и старшего школьных возрастов, осваивающих историю России в образовательных организациях. При этом представления об исторической личности Сталина у обучающихся оказываются недостаточно полными. На наш взгляд, это связано с ограниченным количеством уроков, которые отводятся на изучение периода руководства И.В. Сталиным государством, а также отсутствием специальной методики изучения рассматриваемой исторической личности. Кроме того, авторские подходы к рассмотрению деятельности И.В. Сталина и ее отражению в учебной литературе претерпели существенные изменения, обусловленные преобразованиями в общественно-политической сфере государства. В этой связи представляет интерес рассмотрение трансформации методических подходов к изучению в школе личности И.В. Сталина в разные исторические периоды, начиная с этапа непосредственного руководства государством и до наших дней.

Учебники истории и методические материалы для учителя периода непосредственного руководства И.В. Сталиным государством после детально проведенного анализа следует характеризовать как идеологизированные в крайней степени. Логика изложения учебного материала подразумевает непосредственную, неразрывную связь всех успехов государства с личностью «товарища Сталина». Так, например, К.В. Базилевич, С.В. Бахрушин, А.М. Панкратова, А.В. Фохт в текстах учебника истории для 10 класса средней школы (1952 г.) указывают на то, что основополагающая причина победы в Великой Отечественной войне объясняется следующим образом: «Победа советских вооруженных сил была обеспечена также советским военным искусством и мудрой сталинской военной стратегией. Советская армия победила потому, что организатором и вдохновителем ее освободительной борьбы был вождь народов, величайший стратег и полководец товарищ Сталин». Критические неудачи и провалы советского руководства в первые месяцы войны игнорируются, вместо этого в сознании обучающихся закрепляется факт того, что «сталинский гений находил правильные решения, полностью учитывающие особенности

обстановки» [4, с. 403]

С целью формирования у обучающихся образа И.В. Сталина авторы учебника используют такие характеристики, как «Великий корифей науки» [4 С. 412], «вдохновитель и организатор наших побед» [4, с. 416], «гений», «вождь народов» и. т.п.

Следует отметить, что в рассматриваемое время наиболее спорные и дискуссионные решения советского руководства и непосредственно И.В. Сталина трактуются авторами учебников в крайне однозначной форме. Так, в кратком курсе истории ВКП(б) раскулачивание представлено, как исключительно положительный и необходимый процесс, благодаря которому «были уничтожены внутри страны последние источники реставрации капитализма и, вместе с тем, были созданы новые, решающие условия, необходимые для построения социалистического народного хозяйства» [10, с. 291-292].

По понятным причинам неудачи советского руководства в учебниках истории периода «культа личности» полностью умалчиваются. Советская система в год принятия конституции (1936 г.), описывается как «самая демократическая в мире, так как она обеспечивает интересы подавляющего большинства, в то время как всякая буржуазная демократия - это демократия для господствующего меньшинства». В 1936 г., предварявшем «большой террор» и пик массовых репрессий, тоталитарная

советская система, по мнению авторов учебников, «не знает никаких ограничений избирательного права, в то время как во всех буржуазных государствах в интересах капиталистов широко используются цензы - имущественный, оседлости и образования. В капиталистических странах, как правило, ущемлены избирательные права населения колоний и так называемых «национальных меньшинств» [4, с. 342].

При этом в учебниках истории и методических материалах периода руководства И.В. Сталина следует выделить наличие объективной информации о его ведущей роли в итоговой победе над нацистской Германией, успехах индустриализации и послевоенного

восстановления страны.

Смерть И.В. Сталина и начало правления Н.С. Хрущева ознаменовали значительные перемены в исторической науке в целом и в методических подходах к изучению исторической личности И.В. Сталина, в частности, что отразилось в содержании учебников истории.

В 1963 г. журнале «Вопросы истории КПСС» был опубликован доклад секретаря ЦК КПСС Б.Н. Пономарева, отражавший позицию партии по отношению к текущему состоянию исторической науки, а также перспективам ее дальнейшего развития. В докладе утверждалось: «Культ личности посягал на философские методические основы марксистской исторической науки. Догматизм и начетничество, распустившиеся пышные цветом в годы культа личности, вели к отрыву от жизни и сильно ограничивали теоретико-познавательную роль истории как науки... Произвольная оценка событий, фактов, лиц, порожденная культом личности Сталина, тяжело отразилась на исторической науке. Нарушение социалистической законности в отношении многих и многих деятелей партии и советского государства неизбежно вели к извращению их роли в борьбе за победу революции и социализма в СССР. Упрощенчество в отношении исторического процесса, насильственная подгонка его под угодные Сталину схемы приводила к вопиющим нарушениям исторической правды... В освещении послеоктябрьского периода истории нашей родины Сталин прямо насаждал волюнтаризм. Результатом была фетишизация силы приказа, директивы, любого выступления Сталина; это искажало историческую перспективу, декларированное выдавалось за реально существующее. Терялось уважение к факту, без чего история как наука просто немыслима. Историкам прививалось убеждение, будто все принципиальные оценки исторического процесса либо уже даны, либо могут быть даны только Сталиным» [1]

Процесс развенчания культа личности И.В. Сталина, безусловно, не мог не затронуть школьные учебники истории. Так, в 1956 г., исходя из отчета о проверке учебников для школ на предмет «проявления культа личности», учебники истории СССР под редакцией Шестакова для начальной школы, истории СССР под редакцией

Панкратовой для VIII, IX и Х классов представлялись наиболее идеологизированными и подверженными «проявлениям культа личности». При этом, в том же документе указывалось, что «на 1957-58 учебный год все учебники должны быть переработаны и изданы на полный контингент учащихся без использования изданий предыдущих лет» [12].

Впервые в учебниках истории авторы могли позволить себе критику в отношении И.В. Сталина за факт изображения собственных идейных противников врагами советской власти. Так, в учебнике «История КПСС» для образовательных организаций высшего образования утверждалось: «Репрессии, как известно, начались против бывших идейных противников, которые были представлены как агенты империализма, иностранных разведок. Такие же обвинения предъявлялись и другим коммунистам, никогда ни в каких оппозициях не участвовавшим и боровшимся за ленинскую генеральную линию». Аналогичные утверждения, направленные против «культа личности» проникали и в школьные учебники.

Таким образом в период руководства Н.С. Хрущева школьные учебники по истории подверглись корректировке, в первую очередь, направленной на устранение проявлений «культа личности» И.В. Сталина.

В годы правления Л.И. Брежнева начатая Н.С. Хрущевым десталинизация (процесс преодоления культа личности Сталина) сошла на нет. В общественно-политическом пространстве

историческая личность И.В. Сталина характеризовалась преимущественно в

нейтральном ключе. Методика формирования представлений об исторической личности И.В. Сталина также претерпела изменения.

Так, в учебном пособии И.Б. Берхина «История СССР» (1972 г.) государственная деятельность И.В. Сталина, по нашему мнению, оценивается индифферентно. Формирование представления об исторической личности И.В. Сталина автор начинает с положительной характеристики. Так, автор акцентирует внимание на том, что «Сталин был предан марксизму-ленинизму, как теоретик и крупный организатор возглавил борьбу партии против троцкистов, правых оппортунистов, буржуазных

националистов, против происков

капиталистического окружения» [5, с. 207]. Вместе с тем, историческая фигура Сталина подвергается автором критике, но в весьма мягкой форме. В частности, автор формирует у обучающихся образ исторической личности И.В. Сталина, указывая на то, что «успехи, достигнутые Коммунистической партией, Советской страной, восхваления по адресу Сталина вскружили ему голову. В этой обстановке стал постепенно складываться культ личности Сталина». Автор обозначает наиболее отрицательные аспекты деятельности И.В. Сталина, как «грубейшие нарушения социалистической законности». Ответственность же за репрессии автор возлагает на «карьериста

Ежова» и «политического авантюриста Берию», которые «фабриковали всякого рода обвинения против руководящих работников партии и государства», и на основании этих обвинений «были репрессированы многие видные деятели партии и государства, известные военачальники» [5, с. 208]. При этом автор фактически снимает с И.В. Сталина личную ответственность за репрессии, также умалчивает о масштабе репрессий, не рассматривает отрицательные аспекты других составляющих проводимой государственной политики.

В учебнике И.А. Федосова и И.Б. Берхина «История СССР» (1982 г.) фактически не предусмотрена возможность формирования у обучающихся представлений об исторической личности И.В. Сталина. Он упоминается лишь несколько раз, при этом исключительно в непосредственной связи с руководящей партией. В частности, акцентируется внимание на роли И.В. Сталина в «разгроме троцкистско-зиновьевского блока и правого уклона в партии» [15 С. 296], а также его значимом вкладе в индустриализацию государства. Единственным упоминанием отрицательных аспектов периода деятельности И.В. Сталина в качестве руководителя государства до начала Великой Отечественной Войны является указание на «допущенные ошибки и перегибы» в ходе проведения коллективизации, которые объясняются авторами учебника «отсутствием опыта проведения массовой коллективизации, неумением в ряде случаев трезво оценить реальные условия и возможности для массовой коллективизации» [15, с. 329]. При этом имя И.В. Сталина в контексте характеристики проблем проводимой коллективизации не упоминается.

Таким образом, в период руководства страной Л.И. Брежневым формирование у обучающихся представлений об исторической личности И.В. Сталина характеризуется крайней неполнотой и отсутствием в учебниках необходимой объективной информации.

1990-е гг. в России ознаменовались общесистемным кризисом, а также исчезновением официальной государственной идеологической доктрины. Школьные учебники истории и методические материалы претерпели

существенные изменения. В результате многочисленных научных дискуссий произошел отказ от монодоктринального,

детерминированного взгляда на историю, что, в свою очередь, повлекло серьезные изменения в системе исторического образования [7]. В условиях отмены монополии на издание школьных учебников у образовательных организаций появился широкий выбор.

Формирование представлений об

исторической личности И.В. Сталина в условиях радикальной смены идеологической парадигмы и отсутствия должного контроля за выпуском школьных учебников представляется объективным в недостаточной степени. Изложение учебного материала в большинстве учебников предполагало

одностороннюю критику проявлений

тоталитарного режима И.В. Сталина, зачастую, вместе с полным игнорированием успехов СССР, достигнутых при его руководстве. Так, В.П. Островский и А.И. Уткин давали обучающимся предельно прозрачную и ясную установку на восприятие исторической личности И.В. Сталина исключительно в негативном ключе. Успехи индустриализации авторами игнорировались. Вместо этого акцент делался на «массовое использование бесплатной или необычайно дешевой рабочей силы» [14, с 198], а также на долговременные последствия применявшихся методов индустриализации, которые, по выражению авторов, «сказываются и по сей день в искаженной структуре промышленности, ее отраслевом и географическом распределении» [14, с. 199]. Главной целью индустриализации провозглашался, по нашему мнению, ложный постулат об укреплении тоталитарного политического режима и создании нового слоя советской технической интеллигенции, привязанной к производству.

В процессе формирования у обучающихся представлений об исторической личности И.В. Сталина авторы привлекали широкий спектр исторических источников, цитат деятелей культуры, выдержек из художественных произведений и т.д. Например, в учебнике И.И. Долуцкого «Отечественная история. XX век» автор, в целях формирования у обучающихся односторонне негативного образа личности И.В. Сталина, утверждает следующее: «Сталин никогда бескорыстно не интересовался другими людьми, их судьбами. Он очень редко к кому-либо испытывал симпатию. Такого типа руководители всегда, по словам М.Е. Салтыкова-Щедрина, идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит исключительно им. Издали может показаться, что это люди хотя и суровых, но крепких убеждений. Однако это оптический обман» [8, с. 20].

Одной из обсуждаемых тем в общественно-политическом пространстве России 1990-х гг. была тема репрессий в период руководящей деятельности И.В. Сталина. Данная тема не могла не коснуться школьных учебников, в которых она излагалась наиболее подробным, по сравнению с предыдущими историческими периодами, образом. В непосредственной связи с военными поражениями начала Великой Отечественной Войны подробным образом описываются репрессии в предвоенный период, затронувшие более 40 тыс. офицеров. Впервые детально раскрывается тема репрессий по отношению к бывшим военнопленным. Имеет место некоторая героизация жертв послевоенных репрессий: «Но нередко вчерашние воины, оказавшись в ГУЛАГЕ, не сдавались. Они формировали подпольные группы, поднимали восстания, давали решительный отпор уголовникам, командовавшим в лагерях, совершали побеги» [14, с. 301].

В пособии для поступающих в вузы под редакцией М.Н. Зуева представления о репрессивном аппарате в послевоенный период формируются следующим образом: «В ведении МВД и МГБ по прежнему находилась огромная империя ГУЛАГА, где на стройках победившего социализма день и ночь трудились сотни тысяч абсолютно бесправных и безымянных заключенных» [11, с. 335]. В этом же учебном издании автором раскрывается понятие внесудебного репрессивного органа, роль которого выполняло особое совещание при министре внутренних дел СССР. Автор подчеркивает детали, важные для формирования представления у обучающихся о послевоенных репрессиях, указывая на то, что особое совещание при министре внутренних дел СССР «активно использовало каторжные работы как меру наказания, постоянно пополняя армию бесплатных работников» [11, там же].

Таким образом, исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о том, что историческая личность И.В. Сталина в учебниках 1990-х гг. отображена необъективно и в достаточной степени односторонне. По нашему мнению, вследствие радикальной трансформации идеологической направленности внутри государства, а также методических подходов к изучению личности И.В. Сталина, период 1990-х гг. следует считать в равной степени односторонне-необъективным в сравнении с периодом непосредственной руководящей деятельности И.В. Сталина.

Современные школьные учебники истории, разработанные в соответствии с ФГОС, по нашему мнению, формируют у обучающихся наиболее полное и объективное представление об исторической личности И.В. Сталина в сравнении с предыдущими рассмотренными периодами. Основополагающим элементом в процессе формирования представлений об исторической личности И.В. Сталина является рассмотрение современными авторами его политической деятельности с разных сторон, выделение как положительных, так и отрицательных компонентов вклада в историю страны. Так, в учебнике истории О.В. Волобуева, С.П. Карпачева и П.Н. Романова для 10 класса вводится понятие безусловной диктатуры И.В. Сталина, которая «стала важнейшей чертой советского общества» [6, с. 113]. Авторы формируют у обучающихся восприятие базовых демократических ценностей, указывая на то, что «всевластие одного человека противоречило демократическим принципам, заложенным в конституции и других законах СССР» [6, там же]. В учебнике подробно раскрываются такие важнейшие явления, как массовые репрессии, коллективизация, форсированная

индустриализация, социальные условия жизни граждан СССР и др. Наряду с этим, прослеживается связь личности И.В. Сталина с успехами и достижениями государства, отмечается важная роль в победе в Великой Отечественной Войне.

Н. Загладин и В. Петров в учебнике истории для 11 класса подробно рассматривают различные аспекты репрессий, в частности, вводя определение «концентрационный лагерь» в рамках описания системы работы ГУЛАГА. Вместе с этим, важным элементом в формировании представлений об исторической личности И.В. Сталина является рассмотрение причин и поводов начала и дальнейшего ужесточения репрессий. Так, авторами подчеркивается, что «глубинной предпосылкой массовых репрессий 1936-1938 гг. были противоречия, возникшие в ходе модернизации» [9, с. 146]. Кроме того, авторы учебника указывают на то, что в период репрессий «советские люди единодушно выражали поддержку политике партии и правительства, одни - опасаясь репрессий, другие - искренне веря в ее правильность» [9, с.147]

В отличии от всех рассмотренных выше периодов, современные учебники истории формируют у обучающихся наиболее комплексное, объективное и полное представление об исторической личности И.В. Сталина, его роли в истории государства. Данный эффект достигается благодаря детальному рассмотрению всех компонентов политической деятельности, причин, предпосылок и последствий проводимой политики. При этом, однако, мы считаем, что количество часов, необходимых для формирования у обучающихся старшего школьного возраста полного представления об исторической личности И.В. Сталина, является недостаточным. Наиболее эффективной, по нашему мнению, будет комбинация различных форм работы, видов деятельности обучающихся, важнейшей из которых является внеурочная деятельность.

Проанализировав и рассмотрев наиболее значимые в области рассматриваемой проблемы исторические периоды, мы сделали вывод о крайней зависимости содержания обучения и методических подходов к формированию у обучающихся представлений об исторической личности И.В. Сталина от существующего государственного режима и государственной идеологии. Историческая личность И.В. Сталина в восприятии обучающихся менялась, фактически, со сменой руководства страны и следовавшими за ними изменениями в отношении к периоду руководящей деятельности И.В. Сталина. Таким образом, ни в один исторический период, предшествующий современному этапу развития методики преподавания данной темы, обучающиеся не имели возможности в полной мере получить объективное представление об исторической личности И.В. Сталина. Нам представляется чрезвычайно важным дополнение традиционного изучения данного материала на уроках истории использованием вариативных форм и методов совершенствования знаний обучающихся и расширения их кругозора во внеурочное время. Так, эффективным, на наш взгляд, может стать рассмотрение исторической личности И.В. Сталина в процессе специально

подготовленных бесед, дискуссий, исторических судов, экскурсий, в том числе виртуальных, игр, интеллектуальных конкурсов, просмотров видеоматериалов с их последующим обсуждением, разработки и реализации исследовательских проектов и т.д.

Список литературы

1.Абрамович И.Л. Воспоминания и взгляды: в 2 кн. Т. 1: Воспоминания. М.: КРУК-Престиж, 2004. 287 с. https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=12437

2.Андреевская И.В., Бернадский В.Н. Методика преподавания истории в семилетней школе: учеб. пособие. М.: Учпедгиз, 1947. 216 с.

3.Багдасарян В.Э., Абдулаев Э.Н., Клычников В.М., Ларионов А.Э., Морозов А.Ю., Орлов И.Б., Строганова С.М. Школьный учебник истории и государственная политика. М.: Научный эксперт, 2009. 376 с. http://rusrand.rU/files/13/07/23/130723083031_BLOK.p df.

4.Базилевич К.В., Бахрушин С.В., Панкратова А.М., Фохт А.В. История СССР: учебник для 10 класса средней школы. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1952. 424 с.

5.Берхин И.Б. История СССР. Переходная эпоха от капитализма к социализму(1917-1937): учебное пособие для 9 класса. М.: Издательство Просвещение, 1972. 241 с. https://docviewer.yandex.ru/view/1049221163/?page=2 &*=zpfl3k7jgcFFrP2%2BJ7uDZm7dzrJ7InVybCI6Inl hLWRpc2stcHVibGljOi8vUU8xWkluQWxiUXZVdV RkZlJtTjZxOStrL1dsYmZyaUNHUExnbU9EenV6dF AwemdGai84UXppZ002N2dUb2VhcnEvSjZicG1SeU 9Kb25UMIZvWG5EYWc9PSЫnRpdGxИjoiaXN0b3 JpYS1zc3NyOS0xOTcyLmRqdnUiLCJub2lmcmFtZS I6ZmFsc2UsInVpZa6IjEwNDkyMjExNjMiLCJ0cyI 6MTU4NDcyOTIxMDc2NSwieXUiOiI2MDk2Njcx MjYxNTY5MTc5MzY2In0%3D

6.Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н. История России начало XX - начало XXI века. 10 класс: учебник. М.: Дрофа, 2016. 367 с.

7.Вяземский Е.Е. Становление и развитие системы школьного исторического образования в современной России: дисс. ... д.п.н. М., 2004. 445 с.

https://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-sistemy-shkolnogo-istoricheskogo-obrazovaniya-v-sovremennoi-rossii .

8.Долуцкий И.И. Отечественная история. XX век. Учебник для 10 класса средней школы. В 2 ч. Ч 2. М.: Мнемозина, 1994. 446 с.

9.Загладин Н.В., Петров Ю.А., История. Конец XIX - начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. 2014. 448 с.

10.История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс / под ред. комиссии ЦК ВКБ. М.: Государственное социально-экономическое издательство 1938.

11.История России с древности до наших дней: пособие для поступающих в вузы / Горинов М.М., Горский А.А., Дайнес В.О. и др.; под ред. М.Н. Зуева. М.: Высшая школа, 1994. 431 с.

12.Казьмин Н.Д. ЦК КПСС о просмотре учебников для школ на предмет «проявления культа личности». Документ № 48 // Альманах «Россия. XX век». 12 марта 1956 г. https://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/al manah-doc/1025380.

13.«Левада-Центр»: 70% россиян положительно оценивают роль Сталина жизни страны // Новая Газета. 16 апреля 2019 г. https://novayagazeta.ru/news/2019/04/16/150907-levada-tsentr-70-rossiyan-polozhitelno-otsenivayut-rol-stalina-v-zhizni-strany

14.Островский В.П., Уткин А.И. История России. XX век. 11 класс. Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. 6-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. 480 с.

15.Федосов И.А., Берхин И.Б. История СССР. Учебник для 9 класса. М.: Просвещение 1982 г. 394 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://docviewer.yandex.ru/view/1049221163/?page=2

99&*=DIY2wxgUhYYYPCbRfgxILclAJJd7InVybCI

6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vS015ZGN2RUVhZGN

2VndqaFh6TC83UIRkdmZYT2dYNGN4THVJKzFka

lFGZG5paIZ0QUVTVng3L1IyOGE4ZkhYMHEvSjZi

cG1SeU9Kb25UMIZvWG5EYWc9PSIsInRpdGxlIjoi

aXN0b3JpYS1zc3NyOS0xOTgyLmRqdnUiLCJub2lm

cmFtZSI6ZmFsc2UsInVpZCI6IjEwNDkyMjExNjMi

LCJ0cyI6MTU4NDgxOTM3NzE3NCwieXUiOiI2M

Dk2NjcxMjYxNTY5MTc5MzY2In0%3D

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.