Litera
Правильная ссылка на статью:
Вострикова А.О., Никонов С.Б., Шафир Т.В., Байчик А.В. Трансформация медиасистемы Афганистана в условиях становления государственности // Litera. 2024. № 4. DOI: 10.25136/2409-8698.2024.4.70290 EDN: VZCDOK URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=70290
Трансформация медиасистемы Афганистана в условиях становления государственности
Вострикова Анна Олеговна
магистр, Кафедра международной журналистики, Санкт-Петербургский государственный университет
199034, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Университетская, 7/9
И asya-vostrikova@mail.ru
Никонов Сергей Борисович
СКСЮ: 0000-0002-8340-1541 доктор политических наук
профессор, кафедра международной журналистики, Санкт-Петербургский государственный
университет
199034, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Университетская, 7/9, 707
И NikonovS@mail.ru
Шафир Тимур Владимирович
преподаватель, кафедра коммуникационных технологий, Московский государственный
лингвистический университет
119034, Россия, г. Москва, ул. Остоженка, 38 И tim.shafir@yandex.ru
Байчик Анна Витальевна
СКСЮ: 0000-0003-0527-5858 доктор политических наук
профессор, кафедра международной журналистики, Санкт-Петербургский государственный
университет
199034, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Университетская, 7/9 И annabaichik@gmail.com
Статья из рубрики "Журналистика"
DOI:
10.25136/2409-8698.2024.4.70290 EDN:
VZCDOK
Дата направления статьи в редакцию:
26-03-2024
Дата публикации:
02-04-2024
Аннотация: Объектом исследования являются СМИ Афганистана. Предметом исследования является генезис методов регулирования медиасистемы Афганистана. В статье особое внимание уделяется формированию медиасистемы современного периода, который авторы определяют с конца 2021 года. С начала XX века медиасистема Афганистана формировалась под влиянием Международных сил содействия безопасности (ISAF, действовал в соответствии с резолюцией № 1386[39] Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 года) и желанием создать либерально-демократическое государство в понимании руководства ISAF. Свобода слова, выражения мнений и СМИ, которые были достигнуты в этот период, с августа 2021 года находится под контролем временного правительства Афганистана. В данной статье определяется, к каким методам прибегает действующая власть Афганистана для регулирования медиасистемы. Основным методом исследования является контент анализ документов и информации о практике правоприменения, соблюдения действующего законодательства. Естественно, он не мог быть осуществлён в отрыве от метода систематизации информации - исследования информационных объектов. Впервые в научной литературе представлено эмпирическое исследование представляющее важный материал по истории медиасистемы Афганистана, её современному состоянию, анализу изменений законодательства. Исследование представляется значимым и расширяющим знание о СМИ этого региона. Медиасистема Афганистана в течение 20 лет формировалась под влиянием международной коалиции во главе с США, которые пытались создать либерально-демократическое государство. Она была основана на компромиссе западных «демократических» и исламских ценностей, более плюралистическая и свободная, чем до и после этого периода. В августе 2021 года к власти пришла другая политическая сила, формирующая государство на других принципах, которая стала осуществлять контроль над всеми сферами, в том числе и медийной, взяв за основу нормы шариата. Одним из выводов исследования стало укрепление новой политической властью традиционной идентичности государства, «расшатанной» западными реформами. После прихода к власти временное правительство Афганистана отменило Конституцию 2004 года и Закон о СМИ 2009 года. Закон о доступе к информации 2019 года не был официально отменен, но при этом в стране он не соблюдается. Таким образом, в стране началась трансформация медиасистемы государства.
Ключевые слова:
Медиасистема Афганистана, журналистика, Афганские СМИ, Афганистан, международная журналистика, СМИ, политическое управление, захват медиасистемы, Голос шариата,
медиакратия
Введение в проблематику
Исходя из информации СМИ, после организованных «"Аль-Каида" в странах исламского Магриба» (Признана террористической организацией на основании Решения Верховного Суда Российской Федерации, от 13.11.2008 № ГКПИ 08-1956, вступило в силу 27.11.2008 ) (далее АК) терактов в США 11 сентября 2001 года и отказа лидеров «Движения Талибан» (Признана террористической организацией на основании Решения Верховного Суда Российской Федерации, от 14.02.2003 № ГКПИ 03-116, вступило в силу 04.03.2003) (далее ДТ) выдать террористов «АК» США и Великобритания начали военную операцию «Несокрушимая свобода» (Enduring Freedom). Операция не была одобрена Советом Безопасности ООН. США и Великобритания лишь уведомили СБ ООН о начале военных действий в Афганистане, квалифицировав их «как реализацию права на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН» (Военная операция "Несокрушимая свобода" в Афганистане. РИА Новости01:36 07.10.2021 (обновлено: 07:30 07.10.2021) https://ria.ru/20211007/afganistan-1753135767.html (Дата обращения 25.01.2024).
В 2001-2021 гг. под эгидой ISAF формировалась медиасистема, основанная на компромиссе западных демократических и исламских ценностей, — более плюралистическая и свободная, чем до и после этого периода. Юридическое признание свободы слова, выражения мнений и СМИ постулировались в качестве одного из самых больших достижений афганского правительства. Благодаря политическому и финансовому участию со стороны западной коалиции в стране была сформирована медиасистема с правовыми гарантиями для журналистов. В августе 2021 года к власти в Афганистане пришло ДТ с консервативными взглядами на информационную свободу. Было создано временное правительство Афганистана, представители которого не включены в санкционный список лиц, являющихся террористами, и контакт с которыми не запрещен. Именно с ними в настоящее время и работает МИД РФ. По мнению ведомства, термины «Движение Талибан» и «Движение талибов» по сути означают одно и то же. При этом с лексической точки зрения «Движение талибов» является более корректным названием, поэтому оно используется в работе (Ответы официального представителя МИД России М.В. Захаровой на вопросы СМИ в связи со встречей 28 мая в Москве Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова с делегацией Движения талибов «на полях» торжественного заседания, посвященного 100-летию установления российско-афганских дипломатических отношений 05.06.2019 17:21 https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1462820/ (Дата обращения 25.01.2024). ДТ начало работу по изменению медиасистемы, устанавливая свои правила, направленные на разрушение «прозападной» медиасистемы. Важно подчеркнуть, что МИД РФ, отмечая правовую особенность территориального состояния Афганистана в 2000 году, обращал внимание, что «провозглашенный талибами "Исламский эмират" официально признан Пакистаном, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами» (О Ситуации в Афганистане 19.07.2000 23:57
https ://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_safety/1639354/ (Дата обращения 25.01.2024). Тогда ДТ контролировало 80% территории современного Афганистана. Хотя Конституция и закон о СМИ Исламского Эмирата Афганистан до сих пор находятся в разработке, в период предыдущего правления ДТ (1996-2001 гг.) было упразднено телевидение, а единственная радиостанция «Голос шариата» принципиально обходилась без дикторов-женщин. Это заставляет беспокоиться о будущем медиасистемы Афганистана.
Подавляющее большинство афганских СМИ уже находится под жестким контролем ДТ, пытается адаптироваться к новым условиям и действовать в рамках новых требований, что говорит о кардинальном изменении медиасистемы. Ранее работавшие на территории страны международные и иностранные СМИ вынуждены вести свою деятельность из-за рубежа, получать информацию от источников, которые рискуют попасть под преследование, использовать только соцсети и онлайн-платформы для распространения новостей. Теперь медиасистема, которая формировалась в Афганистане в течение последних 20 лет, может быть полностью «захвачена» и, как следствие, разрушена в понимании исследователей концепции media capture («захвата медиа»).
Систематического изучения стратегии «захвата» СМИ ДТ после прихода к власти в августе 2021 года ранее не проводилось. В 2015 году Ж. Релли и М. Зангер из Университета Аризоны установили, что СМИ подвергались «захвату» со стороны правительства, политических деятелей, ДТ, повстанцев, мафии, иностранных правительств и спонсоров. Их исследование лишь дает представление об акторах этого процесса (Relly, J. E., & Zanger, M. (2017). The enigma of news media development with multi-pronged 'capture': The Afghanistan case. Journalism, 18(10), 1233-1255. https://doi.org/10.1177/1464884916670933). Также оно утратило свою актуальность, так как роль и деятельность большинства описанных в нем субъектов после смены власти изменилась, а некоторые из них и вовсе перестали существовать в рамках медиасистемы Афганистана. Данная работа же призвана восполнить этот пробел и определить, какими методами пользуется действующая власть для «захвата» медиасистемы, которую в течение 20 лет пыталась построить коалиция во главе с США.
Методы исследования — анализ документов (Конституции Афганистана 1964 и 2004 годов, Закон о СМИ 2009 года и Закон о доступе к информации 2019 года) и качественный контент-анализ, основанный на концепции media capture. Категории анализа (в данном случае методы) — финансовое давление, произвольное вмешательство регулирующих органов, монополия на информацию, преследование и запугивание журналистов, контроль над собственностью СМИ. Они были взяты и обобщены из изученных нами работ по теме: Г. Коскуна о «захвате медиа» в Турции со стороны правящей с 2003 года Партии справедливости и развития (Coskun, G. B. (2020). Media capture strategies in new authoritarian states: the case of Turkey. Publizistik, 65, 637-654. Retrieved from https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s11616-020-00600-9.pdf), К.-М. Хеглунда и Й. Шаффера о «захвате медиа»правительством Уганды с 2000-х (Höglund, C.-M., & Schaffer, J. K. (2021). Resisting Media Capture: Mobilizing for Media Freedom in Uganda. In M. &. (eds.), Media Capture in Sub-Saharan Africa and Latin America: Power & Resistance. doi:https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3912443).
Анализируемыми источниками стали сайты частных общенациональных СМИ Афганистана — информационного агентства Khaama Press, новостных каналов Tolo News и Ariana News на английском языке; интернет-ресурсы Комитета защиты журналистов (CPJ), «Репортеров без границ» (RSF), Международной федерации журналистов (IFJ) и Международного центра журналистов (ICFJ). Стоит отметить, что сайты выбранных для исследования СМИ стали лидерами в Афганистане по количеству посетителей в 2020-м по версии Alexa (сервис по анализу веб-трафика от Amazon) (https://www.khaama.com/khaama-press-ranked-first-among-afghanistans-media-websites-alexa-report-97976/ ). Первое место заняло Khaama Press — крупнейшее информационное агентство страны, основанное в 2010 году. На втором — Tolo News — первый круглосуточный новостной канал, созданный в 2010 году. На шестом — Ariana
News — один из ведущих теле- и радиоканалов, запущенный в 2005 году.
Поиск материалов осуществлялся за период с 15 августа 2021 года по 15 декабря 2023 года по следующим тегам: media in Afghanistan, journalists in Afghanistan, Afghan journalists, journalism in Afghanistan, Afghan media.
Обзор литературы
Существуют различные представления о медиасистеме. Д. Маккуэйл определял ее как «актуальный набор СМИ в данном национальном обществе», очерченный по таким основным признакам, как размер, степень централизации и политизации, профиль разнообразия, источники финансирования, уровень общественного регулирования и контроля» (McQuail's, 2005). Дж. Харди подчеркивал, что «медиасистема включает в себя все массмедиа, организованные или действующие в рамках определенной социальной и политической системы, то есть национального государства» (Hardy J. 2012). Т. Флю и С. Вайсборд называли ее «концептуальной конструкцией, которая рассматривает комплекс структур и их динамику таким образом, что позволяет систематически изучать медиа, политику и стратегию» (Flew T., Waisbord S., 2015). Они отмечали, что «медиасистема находится в центре важных структур и процессов, тесно связанных с национальным государством».
С.С. Бодрунова интерпретировала медиасистему «как крупную функциональную подсистему общества, имеющую собственные границы, логику развития, степени открытости и характер взаимодействия с остальной социальной системой» (Бодрунова С.С. 2015). По мнению Е.Л. Вартановой, это «взаимосвязанный комплекс медиаканалов, медиаконтента, медиатехнологий, адресованных аудитории, действующих в рамках национального и международного законодательства в контексте геополитического и экономического положения страны, ее этнокультурных условий и исторических традиций, а также особенностей идентичности аудитории» (Вартанова Е.Л., 2020). Она подчеркивала, что медиасистема является неотъемлемой частью современного государства, которое нуждается в общенациональных СМИ как в институте поддержания своей целостности, и обеспечивает жизнедеятельность и функционирование социума посредством распространения разного рода информации и массовых культурных продуктов других типов (Вартанова и др.,2021). Таким образом реализуются несколько задач — от обеспечения политических процессов до поддержания национальной идентичности, от формирования культуры граждан до распространения знаний, ценностей, стереотипов.
Стоит отметить, что медиасистема всегда «привязана» к конкретной территории или организации (Гавра Д.П., Науменко К.А. (2021). Она функционирует по определенным законам, регламентам, этическим кодексам, действующим в отношении связанных с ней медиаакторов. Развивается медиасистема под влиянием внешних факторов, которые определяют характер содержания СМИ. В пределах государства к таким можно отнести исторические, культурные, политические, социальные, этнические и другие особенности его населения.
Медиасистема Афганистана
Данное исследование посвящено медиасистеме Афганистана, которая за последние 20 лет претерпела множество изменений. В результате применения прозападного политического «шаблона» без учета истории и религиозно-культурного облика страны возник особый гибридный режим — демократический авторитаризм (Новикова О.Н., 2023). При нем демократические государственные институты и гражданское общество,
включая СМИ и протестные движения, используются для достижения целей, которые по сути являются авторитарными. Идеологическая составляющая при таком жестком политическом контроле предполагает маргинализацию оппозиционных сил и навязывание определенной идеологии путем лишения легитимности конкурирующих. Основная проблема, с которой сталкивались ISAF во время операции в Афганистане, — борьба с пропагандой движения ДТ, АК и «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама») (Признана террористической организацией Решение Верховного Суда Российской Федерации,
от 29.12.2014 № АКПИ 14-1424С, вступило в силу 13.02.2015), которая шла изнутри страны и извне (Цветкова Н.А., Сытник А.Н., 2018). Указанные запрещенные в РФ организации вели ее традиционными средствами — включали радио «Шариат» при помощи передвижных станций, рассылали письма с призывами жертвовать на джихад и вредить коалиционным силам, проводили проповеди около мечетей. В ответ на это при администрации США в период президентства Джорджа Буша-младшего (2001-2009 годы) были созданы две радиостанции на известных платформах VOA («Голос Америки») и «Радио Свобода» — Radio Deewa и Radio Mashaal. Они осуществляли вещание в северозападном регионе между Афганистаном и Пакистаном, через которые поступали оружие, наемники и пропаганда. Основные вопросы, поднимавшиеся в программах, были связаны с исламом, поведением террористов-самоубииц, политическими целями боевиков. В 2004 году была принята конституция Исламской Республики Афганистан. СМИ посвящена 34-я статья: «Свобода выражения мнений неприкосновенна. Каждый афганец имеет право выражать свои мысли посредством речи, письма, иллюстраций, а также другими способами в соответствии с положениями настоящей конституции. Каждый афганец имеет право, в соответствии с положениями закона, печатать и публиковать материалы по темам без предварительного представления государственным органам. Директивы, касающиеся прессы, радио и телевидения, а также публикаций и других средств массовой информации, регулируются законом». Согласно 16-й статье о государственном языке (пушту и дари), «использование всех существующих в стране языков должно быть свободным в печатных изданиях и средствах массовой информации» (Конституция Афганистана 2004 года:
https ://www.constituteproject.org/constitution/Afghanistan_2004).
Закон о СМИ Афганистана был принят в 2006 году и состоял из 43 статей, а в 2009 году его изменили в связи с широким распространением онлайн-сми и дополнили до 54 статей. Он был призван «поощрять и поддерживать право на свободу мысли и слова; защищать права журналистов и обеспечивать основу для свободной деятельности СМИ; продвигать и развивать свободные, независимые и плюралистические СМИ; обеспечить подходящую среду для свободного выражения взглядов и чувств граждан, а также для отражения истины посредством речи, письма, рисования, фотографии, записи, актерского мастерства, движения и других научных, художественных, литературных явлений, печати и радиовещания; соблюдать право на свободу слова и СМИ, закрепленное во Всеобщей декларации прав человека, соблюдая основы ислама; поддерживать здоровое развитие СМИ, чтобы они стали эффективным средством передачи достоверных новостей, информации, обучения, продвижения знаний и культуры и отражали общественное мнение в соответствии с журналистскими стандартами, принципами и ценностями (честность, беспристрастность и взвешенность)» (Закон о СМИ Афганистана 2009 года: https://www.refworld.org/docid/5ddce5604.html). Однако в законе также есть статьи, направленные на ущемление свободы религии и слова. В частности, в 45-й статье говорится о недопущении опубликования в СМИ
материалов, противоречащим принципам и положениям ислама, пропаганды и распространения отличным от ислама религий. В 15-й и 20-й отмечается, что частные и государственные радио- и телеканалы обязаны соблюдать в программах принципы и положения ислама, национальные и духовные ценности афганской нации, пропагандировать религиозное образование. Согласно 50-й статье, представители иностранных СМИ, намеревающиеся работать на территории Афганистана, должны получить рекомендательное письмо от МИД Исламской Республики, предоставить данные Минкультуры и получить специальную пресс-карту. В 51-й говорится, что издатель должен зарегистрировать книги или пособия в Минкультуры после публикации, а владелец — предоставить ведомству и публичной библиотеке по два экземпляра каждого своего произведения.
Администрация США в период президентства Барака Обамы (2009-2017 годы) расширила подход предшественника и выдвинула стратегию публичной дипломатии, предполагающую немедленную реакцию на действия экстремистов в информационном пространстве, развитие свободной прессы и уменьшение влияния пропаганды со стороны повстанцев. В качестве основного средства распространения информации стали использовать мобильные телефоны — афганцы получали СМС-сообщения с заявлениями властей США. Также администрация решила создать единое медииное пространство с преобладанием американских ценностей и западной демократии. Так, в Афганистане появилась сеть Ближневосточного вещания, которая включала в себя несколько радио и телеканалов, самый популярный из них — ToloTV (Afghanistan's Fourth Estate Independent Media. PEACEBRIEF: https://www.usip.org/sites/default/files/PB189-Afghanistans-Fourth-Estate-Independent-Media.pdf). Этот канал, созданный по западному образцу, транслировал музыку и художественные фильмы, многие программы были направлены на вовлечение афганских женщин в политические и экономические вопросы страны. В 2011-2013 годах многие члены коалиции создавали информационные каналы и оповещали афганскую публику о своих деиствиях. Появились такие телеканалы, как BBC, CNN, Al Jazeera English, Al Arabia. Глобальные фонды и организации тем временем активно распространяли информацию о правах человека.
В стратегии действий США по Афганистану в период президенства Дональда Трампа (2017-2021 годы) акцент был сделан на военном решении проблемы, однако финансирование проектов публичной дипломатии продолжилось в полной мере (The Administration's 2017 Budget Request for Assistance to Afghanistan and Pakistan. Hearing. House Committee on Foreign Affairs. April 27, 2016. Available at: https ://foreignaffairs.house.gov/hearing/joint-subcommittee-hearing-presidents-plan-afghanistan-pakistan-objectives-resources/ ). В 2019 году в Афганистане вступил в силу закон о доступе к информации, состоящий из шести глав и 41 статьи и гарантирующий право всех граждан Афганистана на получение информации от государственных ведомств (Afghanistan's Access to Information Law:
https ://www.refworld.org/pdfid/5b165b2b4.pdf).
Его основные цели — содействие прозрачности, улучшение распространения информации, поощрение участия граждан в управлении, обеспечение институциональной подотчетности и борьба с коррупцией. Для противостояния пропаганды, идущей со стороны различных стран и группировок, были привлечены популярные зарубежные и местные блогеры (ISIS Online: Countering Terrorist Radicalization and Recruitment on The Internet and Social Media. Hearing. U.S. Senate Committee on Homeland Security and Governmental Affairs. Permanent Subcommittee on Investigations. July 6, 2016. Available at:
https ://www.hsgac.senate.gov/Subcommittees/Investigations/Hearings/Isis-Online-Countering-Terrorist-Radicalization-And-Recruitment-On-The- Internet_Social-Media).
Однако за годы операции правительство США так и не сумело победить пропаганду ДТ и в итоге было лишено поддержки со стороны большинства афганского населения. В феврале 2020 года президент США Д. Трамп договорился с представителями ДТ о выводе всех международных сил, возглавляемых США, к маю 2021-го. Сразу после ухода американских войск боевое крыло ДТ начало активное наступление против правительственных сил Афганистана. 15 августа 2021 года представители ДТ вошли в президентский дворец в Кабуле и объявили «о создании в скором времени Исламского Эмирата Афганистан, президент Ашраф Гани покинул страну» (Taliban sweep into Afghan capital after government collapses: https://apnews.com/article/afghanistan-taliban-kabul-bagram-e1ed33fe0c665ee67ba132c51b8e32a5 ).
Так, в 2021 году Афганистан перешел от демократического авторитаризма к авторитаризму, при котором СМИ являются одним из ключевых механизмов влияния власти на общественное мнение и выполняют в основном демонстративную функцию (Lorentzen, P.,2014). С их помощью автократы доносят до народа собственную позицию по значимым вопросам, показывают наличие общественной дискуссии в ограниченном объеме и без привлечения всех основных игроков (Нечай В.В., 2019). У СМИ есть и витринная функция, когда режим использует их как доказательство собственной демократичности в виде соблюдения формальных требований к «свободам», добиваясь таким образом признания на международной арене. Например, независимым медиа разрешают критиковать власть, но только в определенных рамках. Также СМИ используют как источник информирования о реальном положении дел и способ контроля за ситуацией на локальном уровне. Однако у автократов может возникнуть дилемма: при максимальном контроле повестка окажется чрезвычайно скучной и однообразной и не будет соответствовать реальности, а при слабом могут появиться альтернативные источники информации, представляющие серьезную угрозу для стабильности режима ^rquez, X, 2019).
Власть в лице временного правительства Афганистана руководствуется нормами шариата, что практически означает отказ от парламентской, демократической системы управления страной, которая существовала ранее. Для установления и сохранения своего монопольного идеологического доминирования они берут под контроль органы формирования общественного мнения, СМИ и образовательные учреждения (Новикова 0.Н.,2023). Цель этого — укрепить традиционную идентичность государства, «расшатанную» западными реформами. Временное правительство Афганистана, сформированное ДТ, позиционируют себя как абсолютную власть, поддержанную большинством и в силу этого получившую легитимность. Одновременно представители ДТ стремятся дискредитировать и лишить легитимности деятельность законодательных институтов, избирательных комиссий, светских судебных органов и ряда других социальных институтов, которые были созданы в годы присутствия коалиции. Почти сразу пришедшие к власти боевики отменили действие конституции 2004 года, так как она «недостаточно» исламская, не признает повеления Бога в качестве основы закона и политики (Issue update: Religious freedom and womens right in Afganistan: https ://www.uscirf.gov/sites/default/fNes/2023%20Religious%20Freedom%20and%20Women: ). За два года временное правительство Афганистана так и не представили новую конституцию Афганистана. Пока она находится в процессе разработки. При этом на переходный период они решили восстановить действие конституции 1964 года, времен последнего короля Мухаммеда Захир-шаха, исключая ее положения, которые
противоречат законам шариата и Корана (Taliban to implement a constitution from nearly 60 years ago: https://www.khaama.com/taliban-to-implement-a-constitution-from-nearly-60-years-ago-457457/).
Стоит отметить, что в 31-й ее статье говорится следующее: «Свобода мысли и выражения неприкосновенна. Каждый афганец имеет право выражать свои мысли устно, письменно, посредством изображений и другими средствами в соответствии с положениями закона. Каждый афганец имеет право печатать и публиковать идеи в соответствии с положениями закона, без предварительного представления властям государства. Разрешение на создание и владение общественными типографиями и выпуск публикаций предоставляется только гражданам и государству Афганистан в соответствии с положениями закона. Создание и функционирование общественного радиовещания и телевещания является исключительным правом государства» (Конституция Афганистана 1964 года: https://www.constituteproject.org/constitution/Afghanistan_1964). То есть в отличие от конституции 2004 года она разрешает существовать только государственным радио- и телеканалам, а также запрещает деятельность иностранных медиа на территории страны. Про регулирование прессы в документе не сказано, а онлайн-СМИ в то время еще не существовало.
По данным Центра журналистов Афганистана (AFJC), в сентябре 2021 года глава медиацентра правительства Юсуф Ахмади объявил новые правила для журналистов(The Taliban's 14 Directives on Freedom of Media and Access to Information: https://afjc.media/english/killed/the-taliban-s-13-directives-on-freedom-of-media-and-access-to-information):
• Запрещено публиковать темы, противоречащие исламу.
• Запрещено оскорблять национальных деятелей в СМИ.
• Необходимо воздерживаться от оскорбления национального и личного достоинства.
• Запрещено искажать содержание новостей.
• Необходимо придерживаться журналистских принципов в материалах.
• Необходимо соблюдать баланс в публикациях.
• Следует проявлять осторожность при публикации материалов, подлинность которых неизвестна или не подтверждена властями.
• Следует с осторожностью подходить к публикации материалов, которые оказывают негативное влияние на общественное мнение или подрывают моральный дух людей.
• Необходимо сохранять нейтралитет при публикации новостей и уделять первостепенное внимание распространению правды.
• Необходимо согласовывать специальные репортажи с правительственным медиацентром.
В эти правила включены первые три статьи из закона о СМИ Республики Афганистан. Однако отсутствие ясности в определении вопросов, противоречащих исламу, а также оскорбляющих национальное и личное достоинство, может создать излишнее давление на журналистов и СМИ. Помимо этого, ДТ ввело обязательство называть себя правительством Исламского Эмирата Афганистана, а не группировкой; запретило музыкальные публикации в СМИ, критиковать деятельность должностных лиц, проводить интервью с противниками и критиками движения, а также призвало воздерживаться от приглашения их к участию в теледебатах.
В 2022 году Министерство информации и культуры Исламского Эмирата объявило закон о СМИ, принятый предыдущим правительством, не подлежащим исполнению (Afghanistan's new media law sent to supreme leader for approval: https://www.ariananews.af/afghanistans-new-media-law-sent-to-supreme-leader-for-approval/). Только в августе 2023-го временное правительство Афганистана подготовило проект нового закона о СМИ и направило его на утверждение верховному лидеру Хайбатулле Ахундзаде. Пресс-секретарь движения Забихулла Муджахид заявил, что
примерно 70% проекта взято из старого закона (Afghanistan's new media law submitted to supreme leader for approval: https://www.khaama.com/afghanistans-new-media-law-submitted-to-supreme-leader-for-approval/). Были внесены изменения в целях приведения в соответствие с шариатом. По словам представителя ДТ, все граждане Афганистана, включая женщин, будут иметь возможность создавать СМИ, осуществлять надзор за ними и работать в медиаорганизациях. Иностранные СМИ, в том числе BBC и «Голос Америки», а также журналисты-фрилансеры смогут работать в Афганистане при условии соблюдения ими внутренних правил страны. Также проект предполагает, чтобы источники финансирования медиа были прозрачными. Однако после этого информации о принятии, доработке или вступлении нового закона о СМИ не было.
Следует обратить внимание, что, по данным Афганской ассоциации независимых журналистов (AIJA), более половины из 547 СМИ, зарегистрированных в 2021 году, исчезли (Afghan journalism still resisting after two years of Taliban persecution https ://rsf.org/en/afghan-journalism-still-resisting-after-two-years-taliban-persecution). Из 150 телеканалов осталось менее 70. Из 307 радиостанций только 170 все еще вещают. Количество информационных агентств сократилось с 31 до 18.
Согласно исследованию Internews, проведенному в декабре 2023 года, 53% афганцев для получения информации используют телевидение, 39% — сарафанное радио, 38% — соцсети (The Information Ecosystem in Afghanistan and Implications for Humanitarian Action https://reliefweb.int/report/afghanistan/information-ecosystem-afghanistan-and-implications-humanitarian-action). В ходе опроса респонденты отмечали, что основные новостные источники, к которым они обращались до смены власти в 2021 году, были расформированы, запрещены или перешли под контроль нового МИД, тем самым изменив содержание информации. Телевидение и радио являются наиболее часто используемыми источниками получения информации из-за их удобства. Афганцы, которые могут позволить себе спутник, получают международные новости, другие же по телеантенне получают доступ в основном к местным новостям, поскольку иностранный контент запрещен. Большинство смотрящих ТВ называли телеканал Tolo News (66%), Afghanistan International (34%) и Ariana (18%). Жители, слушающие радио, чаще упоминали BBC (40%), Azadi (21%), Arman (20%) и Shamshad (14%). Доступ к интернету есть у 73% городских жителей, у 54% проживающих в пригородах и у 43% проживающих в селах. Самые популярные соцсети в Афганистане — Facebook* (пользуются 80% респондентов) и WhatsApp (51%). Далее следуют IMO (17%), Instagram* (15%), Telegram (15%) и X (11%).
По данным опроса GeoPoll, проведенного в период с декабря 2023-го по январь 2024-го, 67% взрослого населения Афганистана смотрят телевизор не реже одного раза в месяц (Afganistan Media Audience Landscape https://325431.fs1.hubspotusercontent-na1.net/hubfs/325431/GeoPoll%20Afghanistan%20Media%20Landscape%20-%20Establishment%20Survey%20Report.pdf). В топ телеканалов по количеству зрителей входят Tolo TV/Tolo News, Afghanistan International, Ariana TV, Gem Bollywood Faza TV, Lemar TV, Shamshad TV, Afghanistan National TV, BBC, Tamadon TV, Watan TV, Arezo TV, Yak TV и Amu TV. В топ радиоканалов — BBC, Radio Azadi, Arman FM, Afghanistan International, National Radio, Shamshad Radio, Ariana FM, Islamic Radio, Radio Ashna, Salam Watandar, Radio Tolo, Sharq Radio, Deewa Radio и Laghman Province Radio. Также было установлено, что 67% афганцев живут в семьях, где есть доступ к интернету, 58% пользуются соцсетями или приложениями хотя бы раз в месяц, 43% смотрят ТВ или видео онлайн хотя бы раз в месяц. 16,2 млн взрослых жителей Афганистана еженедельно просматривают новостные материалы СМИ. 54% используют для этого
телевидение, 24% — радио, 17% — соцсети, 3% — онлайн-видео и потоковое вещание, 1% — сайты.
По сути, после возвращения к власти в 2021 году ДТ происходит процесс, когда новая власть «захватывает» медиасистему Афганистана. Под media capture («захват медиа») следует понимать ситуацию, при которой СМИ не смогли стать автономными в проявлении собственной воли и выполнять свою основную функцию, в частности «информировать людей, продолжая находиться в промежуточном состоянии, когда заинтересованные лица, не только действующее правительство, используют их в других целях» (Mungiu-Pippidi, A. (2013). В данной работе концепция media capture рассмотрена на примере двух исследований. Г. Коскун определил, что правящая в Турции с 2003 года Партия справедливости и развития для «захвата медиа» использовала три стратегии: изменение структуры собственности СМИ с помощью полномочий различных госинститутов и введения финансовых санкций, штрафование независимых медиа Верховным советом радио и телевидения, преследование и запугивание критически настроенных журналистов. К.-М. Хеглунда и Й. Шаффера, изучая «захват медиа» правительством Уганды с 2000-х, выделили следующие методы: контроль над собственностью национальных и локальных СМИ, рекламой и нормативно-правовой базой, произвольное вмешательство регулирующих органов, преследования и нападения на журналистов.
ДТ, согласно проведенному нами контент-анализу, прибегало к следующим методам «захват медиа»: произвольное вмешательство регулирующих органов, монополия на информацию, преследование и запугивание журналистов, контроль над собственностью СМИ, финансовое давление. Произвольное вмешательство регулирующих органов проявлялось как прямая или косвенная цензура (IEA warns media against publishing rumors / https ://www.ariananews.af/iea-warns-media-against-publishing-rumors/), ограничение в отношении женщин-журналистов (Women-Run Radio Station Banned in Afghanistan's Badakhshan / https://www.khaama.com/women-run-radio-station-banned-in-afghanistans-badakhshan, NEW REPORT: Afghanistan press freedom is in crisis as local journalists fight for survival / https://cpj.org/2022/08/new-report-afghanistan-press-freedom-is-in-crisis-as-local-journalists-fight-for-survival/, Women journalists face dire situation in Afghanistan under Taliban rule / https://ijnet.org/en/story/women-journalists-face-dire-situation-afghanistan-under-taliban-rule), введение новых правил журналистики (Afghan journalism still resisting after two years of Taliban persecution / https ://rsf.org/en/afghan-journalism-still-resisting-after-two-years-taliban-persecution). Также ДТ часто устанавливало монополию на информацию посредством ограничения доступа к получению информации от официальных лиц (Journalists Criticize Restrictions on Access to Information / https://tolonews.com/afghanistan/attack-mediajournalists-181616) и запрету на работу иностранных СМИ (VOA, RFE/RL Radio Broadcasts Halted in Afghanistan / https://tolonews.com/afghanistan-180995). Третий самый используемый метод — преследование и запугивание журналистов. В материале говорится о 109 случаях насилия над журналистами, включая убийство восьми, в 2021 году и росте уровня насилия в отношении сотрудников СМИ на 138% в 2022 году (Standing Strong / https://samsn.ifj.org/SAPFR22-23/afghanistan ).
Кроме того, в ходе контент-анализа мы выделили два метода, которые в изученных исследованиях не приводились. Первый — контроль над журналистским образованием — был найден в материале «Министр Талибана (МЭА) говорит об изменении учебной программы по журналистике» (Министр Талибана (МЭА) говорит об изменении учебной программы по журналистике / https://www.khaama.com/taliban-iea-minister-speaks-on-altering-journalism-curriculum/). Министерство высшего образования Афганистана
объявило, что предприняты первоначальные инициативы по пересмотру учебной программы по журналистике в университетах: «администрация планирует существенно пересмотреть учебную программу по журналистике, чтобы научить молодых журналистов честно и добросовестно освещать события в стране, а не пропагандировать неправильные вещи, направленные против какой-либо группы, режима или исламских ценностей». При анализе материала «Стоять смирно (Standing Strong)» выявлен такой метод, как принудительное отключение связи и интернета (Standing Strong https://samsn.ifj.org/SAPFR22-23/afghanistan/). В материале отмечалось, что «ДТ неоднократно отключало интернет во время протестов 2021 года и во время боевых действий в Панджшере. Сейчас интернет в Афганистане работает медленно и недоступен за пределами крупных городов, что ограничивает возможности репортеров по сбору информации, а также доступ к онлайн-новостям».
Выводы
Медиасистема Афганистана в течение 20 лет формировалась под влиянием международной коалиции во главе с США, которые пытались создать либерально-демократическое государство. Она была основана на компромиссе западных «демократических» и исламских ценностей, более плюралистическая и свободная чем до и после этого периода. Результатом работы прозападного правительства стало юридическое признание свободы слова, выражения мнений и СМИ. Были приняты законы о СМИ и доступе к информации, благодаря которым афганские журналисты вели свою деятельность и были защищены. Однако в августе 2021 году к власти пришло ДТ, которое стало осуществлять контроль над всеми сферами, в том числе и медийной, взяв за основу нормы шариата. Так они укрепляют традиционную идентичность государства, «расшатанную» западными реформами, и позиционируют себя как абсолютную и легитимную власть.
После прихода к власти временное правительство Афганистана отменило Конституцию 2004 года и Закон о СМИ 2009 года. Закон о доступе к информации 2019 года не был официально отменен, но при этом в стране он не соблюдается. Таким образом, ДТ начало трансформацию медиасистемы государства.
В ходе контент-анализа было установлено, что ДТ «захватывает медиа», вмешиваясь и ограничивая работу СМИ, вводя монополию на информацию, а также преследуя журналистов. Кроме того, были выявлены новые методы «захвата» — контроль над журналистским образованием и принудительное отключение связи и интернета.
Примечание: Запрещена деятельность американской транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов-социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности. Решение Тверского районного суда города Москвы. 21 марта 2022 года. Дело № 02-2473/2022.
Библиография
1. Бодрунова С.С. Медиакратия: СМИ и власть в современных демократических обществах : автореферат дис. ... доктора политических наук : 10.01.10 / Бодрунова Светлана Сергеевна ; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2015. - 47 с. .
2. Вартанова Е. Л. МЕДИАСИСТЕМА В НАЦИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ: В ПРОДОЛЖЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ДИСКУССИИ (НА ПРИМЕРЕ МЕДИАСИСТЕМ СТРАН БРИКС) // Меди@льманах. 2020. №4 (99).
3. Вартанова, Е. Л. Медиасистема России : учебник / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, Т. Э. Гринберг ; под редакцией Е. Л. Вартановой. — 2-е изд., испр. — Москва : Аспект Пресс, 2021. — 424 с.
4. Гавра Д.П., Науменко К.А.Концепт «медиасистема» в современной теории массовых коммуникаций // Медиаскоп. 2020. Вып. 1. DOI: 10.30547/mediascope.1.2020.5
5. Новикова Ольга Николаевна Афганистан от «демократического авторитаризма к авторитаризму PER SE // АПЕ. 2023. №1 (117).223-242
6. Нечай Валерий Владимирович / Valerii Vladimirovich Не пропагандой единой: как СМИ помогают автократам выживать / not just single propaganda: how the media help Autocrats to survive // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2019. №1. 83-89
7. McQuail, D. (2005) McQuail's Mass Communication Theory. 5th Edition, Sage Publications Ltd., London.
8. Hardy J. (2012) Gomparing Media Systems. In: Esser F., Hanitzsch T. (eds.) Handbook of Comparative Communication Research. London: Routledge, pp. 185-206.
9. Flew T., Waisbord S. (2015) The Ongoing Significance of National Media Systems in the Context of Media Globalization. Media, Culture & Society 37 (4): 620-636.
10. Lorentzen, P. (2014) 'China's Strategic Censorship: CHINA'S STRATEGIC CENSORSHIP', American Journal of Political Science, 58, pp. 402-414. Available at: https://doi.org/10.1111/ ajps.12065.
11. Marquez, X. (2016) Non-Democratic Politics: Authoritarianism, Dictatorship and Democratization. Macmillan International Higher Education.
12. Mungiu-Pippidi, A. (2013). Controlling Corruption Through Collective Action. Journal of Democracy, 101-115. doi:https://doi.org/10.1353/jod.2013.0020
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Проблема регулирования медиасистемы в разных странах мира, пожалуй, в формате журналистики самая сложная. Появляются исследования довольно общей направленности, возникают и работы точечной оценки. Большая часть авторов, которые избирают данный предмет анализа, старается объективно подойти к этому вопросу. Систематизируются данные, сводятся в единое информационное поле имеющиеся наработки, обобщается опыт. Рецензируемая статья предметно дает разверстку проблемы трансформации медиасистемы Афганистана. Считаю, что выбор вполне оправдан, при этом автор старается актуализировать сложившуюся ситуацию в целом для заинтересованной публики. Работа имеет цельный вид, она самостоятельна, основные жанровые критерии выдержаны. Проблема объективируется, что вполне логично, практически с самого начала рецензируемого труда: «подавляющее большинство афганских СМИ уже находится под жестким контролем ДТ, пытается адаптироваться к новым условиям и действовать в рамках новых требований, что говорит о кардинальном изменении медиасистемы. Ранее работавшие на территории страны международные и иностранные СМИ вынуждены вести свою деятельность из-за рубежа, получать информацию от источников, которые рискуют попасть под преследование, использовать только соцсети и онлайн-платформы для распространения
новостей. Теперь медиасистема, которая формировалась в Афганистане в течение последних 20 лет, может быть полностью «захвачена» и, как следствие, разрушена в понимании исследователей концепции media capture («захвата медиа»)». Думаю, что подобный вариант раскладки темы вполне закономерен и оправдан. Методология исследования включает традиционный набор приемов, в данном случае работает т.н. открытая аналитика: «Методы исследования — анализ документов (Конституции Афганистана 1964 и 2004 годов, Закон о СМИ 2009 года и Закон о доступе к информации 2019 года) и качественный контент-анализ, основанный на концепции media capture. Категории анализа (в данном случае методы) — финансовое давление, произвольное вмешательство регулирующих органов, монополия на информацию, преследование и запугивание журналистов, контроль над собственностью СМИ». Иллюстративной базой стали источники общего доступа: «анализируемыми источниками стали сайты частных общенациональных СМИ Афганистана — информационного агентства Khaama Press, новостных каналов Tolo News и Ariana News на английском языке; интернет-ресурсы Комитета защиты журналистов (CPJ), «Репортеров без границ» (RSF), Международной федерации журналистов (IFJ) и Международного центра журналистов (ICFJ)», «Поиск материалов осуществлялся за период с 15 августа 2021 года по 15 декабря 2023 года по следующим тегам: media in Afghanistan, journalists in Afghanistan, Afghan journalists, journalism in Afghanistan, Afghan media». Научная новизна работы заключается в максимальной концентрации разных позиций, при этом автор стремится аргументировать базовый стандарт тезисов, отчасти спрогнозировать дальнейший путь трансформации медиасистемы Афганистана. Суждения по ходу работы выверены, точны: например, «Существуют различные представления о медиасистеме. Д. Маккуэйл определял ее как «актуальный набор СМИ в данном национальном обществе», очерченный по таким основным признакам, как размер, степень централизации и политизации, профиль разнообразия, источники финансирования, уровень общественного регулирования и контроля» (McQuail's, 2005). Дж. Харди подчеркивал, что «медиасистема включает в себя все массмедиа, организованные или действующие в рамках определенной социальной и политической системы, то есть национального государства» (Hardy J. 2012)», или «Стоит отметить, что медиасистема всегда «привязана» к конкретной территории или организации (Гавра Д.П., Науменко К.А. (2021). Она функционирует по определенным законам, регламентам, этическим кодексам, действующим в отношении связанных с ней медиаакторов. Развивается медиасистема под влиянием внешних факторов, которые определяют характер содержания СМИ. В пределах государства к таким можно отнести исторические, культурные, политические, социальные, этнические и другие особенности его населения», или «Закон о СМИ Афганистана был принят в 2006 году и состоял из 43 статей, а в 2009 году его изменили в связи с широким распространением онлайн-сми и дополнили до 54 статей. Он был призван «поощрять и поддерживать право на свободу мысли и слова; защищать права журналистов и обеспечивать основу для свободной деятельности СМИ; продвигать и развивать свободные, независимые и плюралистические СМИ; обеспечить подходящую среду для свободного выражения взглядов и чувств граждан, а также для отражения истины посредством речи, письма, рисования, фотографии, записи, актерского мастерства, движения и других научных, художественных, литературных явлений, печати и радиовещания; соблюдать право на свободу слова и СМИ, закрепленное во Всеобщей декларации прав человека, соблюдая основы ислама; поддерживать здоровое развитие СМИ, чтобы они стали эффективным средством передачи достоверных новостей, информации, обучения, продвижения знаний и культуры и отражали общественное мнение в соответствии с журналистскими стандартами, принципами и ценностями (честность, беспристрастность и взвешенность)» (Закон о СМИ Афганистана 2009 года:
https://www.refworld.org/docid/5ddce5604.html)» и т.д. Необходимый набор сносок вводится в текст с учетом требований издания. В работе используется хронологический принцип включения данных, это, на мой взгляд, правильно. Фактические и статистические данные позволяют объективно рассуждать относительно выбранного вопроса: «Следует обратить внимание, что, по данным Афганской ассоциации независимых журналистов (AIJA), более половины из 547 СМИ, зарегистрированных в 2021 году, исчезли (Afghan journalism still resisting after two years of Taliban persecution https://rsf.org/en/afghan-journalism-still-resisting-after-two-years-taliban-persecution). Из 150 телеканалов осталось менее 70. Из 307 радиостанций только 170 все еще вещают. Количество информационных агентств сократилось с 31 до 18». Выводы по тексту не противоречат основной части: «Медиасистема Афганистана в течение 20 лет формировалась под влиянием международной коалиции во главе с США, которые пытались создать либерально-демократическое государство. Она была основана на компромиссе западных «демократических» и исламских ценностей, более плюралистическая и свободная чем до и после этого периода. Результатом работы прозападного правительства стало юридическое признание свободы слова, выражения мнений и СМИ. Были приняты законы о СМИ и доступе к информации, благодаря которым афганские журналисты вели свою деятельность и были защищены. Однако в августе 2021 году к власти пришло ДТ, которое стало осуществлять контроль над всеми сферами, в том числе и медийной, взяв за основу нормы шариата. Так они укрепляют традиционную идентичность государства, «расшатанную» западными реформами, и позиционируют себя как абсолютную и легитимную власть». Цель данного исследования достигнута, задачи решены; стиль соотносится с научным типом, содержательный уровень достаточно информативен. Рекомендую статью «Трансформация медиасистемы Афганистана в условиях становления государственности» к публикации в научном журнале «Litera».