СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА: КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО. ИСКУССТВО И ОБЩЕСТВО
УДК 7.038.6
Трансформация концепции феномена традиции в современном искусстве
В статье рассматриваются примеры выставочных проектов в сфере современного искусства, работающих с традиционным аутентичным техниками и тематиками. Проводится анализ современной ситуации бытования феномена «традиции» в художественной среде и влияние на нее глобальных социальных интеграционных процессов. Автор исследует традицию в контексте философии постмодерна и понимание современного художника как homo viator.
Ключевые слова: традиция, современное искусство, постмодерн, homo viator.
В современном мире вопрос сохранения традиции стоит достаточно остро. Глобальные коммуникационные процессы прослеживаются во всех сферах социальной, экономической, политической жизни. Нахождение различных культур в постоянном практически неизбежном контакте может грозить утратой личной, этнической и национальной идентичности. Глобальный контекст стирает четкие границы социокультурных различий, в связи с этим можно выделить несколько волн глобализации. Появление первой связывают с возникновением первых торговых городов. Для последней волны глобализации «характерна глобальная гипермобильность людей, денег, товаров и информации. Именно скорость этой гипермобильности отличает новую волну глобализации от предыдущих. Кроме того, сегодняшняя глобализация идет в ногу с набирающей популярность монолитной парадигмой свободного рыночного капитализма» [2, с. 13]. Увеличение глобальных коммуникационных связей, произошедшее благодаря туризму, миграции, развитию средств массовой информации, современных технологий, превращает мир в единое социальное пространство и ведет к потере национальной исторической памяти и утрате традиций.
Для современного российского общества эта проблема также актуальна. Тема соотношения прошлого и будущего, традиции и новации начинает
© Кумакова Д.Б., 2016
Д.Б. Кумакова
рассматриваться не только философами, культурологами, социологами, но и художниками. С одной стороны, существует потребность в инновационном векторе развития культурной системы и интеграции в мировые коммуникационные процессы, а с другой — угроза разрыва культурной и исторической преемственности. За последние несколько лет появились несколько художественных исследований в сфере современного искусства, касающихся этой проблематики.
В поисках новых сюжетов кураторы выставок обращаются к краеведческим исследованиям: «Ниже Нижнего: Новейшие опыты околовожского краеведения» (кураторы: Евгений Стрелков, Андрей Суздалев), «Музейная долина» (руководитель проекта: Игорь Сорокин); к локальной культурной ситуации традиционной русской деревни (Международная Ширяевская биеннале современного искусства); к традиционному творчеству и, в частности, к наивному искусству: «От тотема до мема» (куратор: Светлана Гусарова), «udm.update» (автор и руководитель: Александр Юминов), «Актуальная Удмуртия» (куратор: Александр Юминов). Искусство как одна из форм освоения действительности реагирует на любые ее изменения, отражая реальность, переосмысляя прошлое, конструируя будущее.
Отечественный исследователь Э.С. Маркарян определяет культурную традицию следующим образом: «это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах» [1, а 725—729]. Характерная черта традиции — ее неоднозначность. Она имеет подвижные рамки и способна в одной и той же культуре существовать в разных формах. Во-первых, традиция понимается как основа повторения элементов жизнедеятельности человеческих сообществ, не проницаемая для креативной деятельности. Во-вторых, традиция — это главное условие в формировании идентичности человека, поскольку именно традиция обеспечивает устойчивость и преемственность человеческого бытия.
В контексте искусства понятие традиции имеет определенные особенности. Традиция — это наследие художественной культуры, отражающееся и влияющее на настоящее развитие искусства. Таким образом, она выражается в стилях, жанрах и школах. Можно говорить, например, о существовании «традиции барокко» и «традиции романтизма». В другом ключе традицию рассматривают в понятии «традиционное искусство», имея в виду искусство народное и аутентичное. В таком искусстве индивидуальные черты художника как автора перестают играть основополагающую роль, и на первый план выходит коллективное творчество, формирующее черты, определяющие эту традицию.
Понимание традиции в контексте современного искусства возможно, если обратиться к философии постмодерна, на которую оно опирается. Одной из основных особенностей изучения постмодернизма в искусстве яв-
ляется радикальный плюрализм. Монистические художественные течения, такие как средневековое искусство, искусство Возрождения, классицизм, социалистический реализм, опирались на единую систему представлений о целях, методах и средствах искусства. Плюралистические же течения не предполагают тождества воззрений художников. Для постмодернистского искусства характерен отказ от канонов и авторитетов, свободное отношение к классике и традиции. Если модернисты хотели сбросить предшествующую художественную традицию с «корабля современности», то художники-постмодернисты ее с легкостью усваивают путем цитирования и перекраивания. Весь культурный опыт человечества становится материалом для игры художника-постмодерниста. Отсутствие единой точки зрения, с которой оценивается искусство, дает возможность использовать в творчестве элементы любых культур, в том числе и традиционных. Постмодернизм отрицает диктатуру отельных течений и утверждает плюралистический порядок, в котором сосуществуют различные модели художественного творчества. Таким образом, наряду с образцами классического искусства источниками творчества для создания художественного произведения становится народное аутентичное искусство.
В контексте рассматриваемого вопроса необходимо выделить основные характеристики традиционного, народного искусства. «Народное искусство рождалось, складывалось, изменялось на протяжении веков. Многочисленные его образцы выкристаллизовывались на длительном отрезке времени и передавались из поколения в поколение, сохраняя основной, устойчивый стержень миропредставления, тот коллективный духовный опыт, из которого постоянно выбирались духовные и жизненные традиции» [5]. Оно развивается и совершенствуется в неразрывной связи с жизнью народа. Имея утилитарно-функциональную основу, произведения народного искусства носят декоративный характер. Народное искусство сохраняет черты первобытного синкретизма: в нем художественная функция неотделима от бытовой, обрядовой.
В XX веке механизмы функционирования традиционного искусства в обществе изменяются. Оно покидает среду своего бытования. Это происходит из-за усиления глобализациионных процессов, развития и демократизации профессионального художественного образования, увеличения внимания исследователей к аутентичной культуре коренных народов. Так, например, в 1925 году создается Северный институт Ленинградского государственного университета. Отечественное традиционное искусство влияет на русский живописный авангард 1910—1920 годов, что и сегодня делает его уникальным и актуальным явлением мировой культуры. Характеризуясь сочетанием традиций русского народного искусства и приемов западноевропейской живописи, авангардное творчество искало истоки истинного, идущего «от земли» искусства, лишенного влияния цивилизации. Так, например, народное творчество, воспринимающееся представителями
художественного объединения «Мир искусства» (1898—1924) как открытое, простое и естественное, было объектом вдохновения для М. Ларионова и Н. Гончаровой. К образам народной памяти позже обращались шестидесятники и художники-концептуалисты.
Авторское обращение к традиционным искусствам происходит путем заимствования отдельных элементов народного творчества и перенесения их в новый, современный контекст. Именно такой художественной стратегии придерживаются участники выставочного проекта «Актуальная Удмуртия». Проект реализован Волго-Вятским филиалом Государственного центра современного искусства и Министерством национальной политики Удмуртии. Основная тема экспозиции — соединение традиционной культуры и современного искусства. На выставке, проходившей в одном из павильонов ВДНХ (Москва), представлены живопись, графика, фотография, мультимедиа, арт-объекты художников, работающих с финно-угорской тематикой. Авторы работ исследуют методы и механизмы трансформации традиции в современном искусстве.
«Актуальная Удмуртия» основана на интеграции культур не только разделенных во времени, но и в пространстве. Создавая произведение, каждый из участников проекта не просто пропускал через себя традицию с ее неповторимым мироощущением, но и привносил доминирующие в своей культуре художественно-ценностные ориентации. Таким образом, полученные в ходе реализации выставочного проекта артефакты концентрируют в себе прошлое и настоящее, что само по себе является шагом к обновлению, в будущее. Все взаимосвязано: произведение обретает значимость каждый раз заново в духовном контексте различных исторических периодов. При таком подходе даже традиционное творчество перестает восприниматься как нечто застывшее, прямолинейное, дающее простые и ясные рекомендации. Ведь, как и все искусство в целом, оно отличается возможностью многообразных истолкований.
Лишенные бытовой функции элементы традиционной культуры включаются в контекст произведений современного искусства, создавая новые художественные образы. Любой традиционный материал в зависимости от того, в каком пространстве он находится, в каком формате транслируется, может терять старую ауру и приобретать новую. Примером может служить работы «Стадо холмов» (1990), «Гадкие цветы» (1990) художника Александра Пилина, созданные из войлока. Для Пилина этот материал ассоциируется с теплом и женским началом как источником жизни. Войлок активно используется в современном искусстве. Так, например, для немецкого художника Йозефа Бойса (1921—1986) он носит символический характер и тесно связан с индивидуальной мифологией, согласно которой именно войлок спас его от гибели и способствовал духовному перерождению. Используя войлок в своих акциях-ритуалах («Вождь» 1964 года, «Гомогенная инфильтрация для рояля» 1966 года), Бойс делал акцент
на органической исцеляющей природе материала. Сопоставление использования одного и того же традиционного материала в творчестве разных художников позволяет выявить существенные смысловые изменения, происходящие в процессе циркуляции элементов народного искусства в современной культуре.
Зоя Лебедева в работе «Дневник-лубок» обращается к такому виду народного творчества, как лубок. Соблюдая принципы аутентичного, наивного искусства, художница повествует о жизни вымышленной героини Кинжодухяоз и сопровождает визуальный ряд пояснительными надписями. Обращение к «примитивным» техникам и образам — типичный прием в истории искусства. Так, желание обратиться к первоистокам побудило модернистов в начале XX века к формальному пересмотру изобразительных конвенций, какой, например, совершили в Париже под влиянием африканских объектов Пабло Пикассо и Анри Матисс.
Ткань как источник художественного образа играет ключевую роль в работах микро-арт-группы «Город Устинов». Художники используют остатки материи, включая в них различные объекты или их фрагменты, такие как гильзы, осколки посуды. При этом ткань в символическом смысле является традицией, раскроенной заново и раскрывающей новые качества всех элементов, связывающей их в единое целое.
Для традиционного искусства важна связь с природой. «В современном искусстве роль пейзажа (равно как и портрета) значительно меняется. Искусство отходит от исключительно изобразительной стратегии. Пейзаж уже не является самоценным, не выступает в роли основного объекта произведения. Художник использует элементы пейзажа или портрета для решения конкретных художественных задач» [4, с.4]. Именно такой стратегии придерживались художники, представившие в проекте видеоработы.
В рамках проекта «Актуальная Удмуртия» современным художникам были предложены композиции, созданные музыкантами-электронщиками по мотивам образцов удмуртского песенного фольклора и постфольклора. Художники, в свою очередь, иллюстрировали полученные треки визуальными образами. Можно выделить ряд мотивов, прослеживающихся в видеоработах. Произведения «ШшогНа», «Кик1о8*Ы11», «Офелии», «Рекрутская песня» обращаются к мистицизму женских образов, выявляя мученическую и демоническую стороны женского естества. Тема пути, дороги затрагивается в работах «Имя», «ШшогНа», «Что сказал туно?» как переход в особый, закрытый мир удмуртской культуры. И, конечно, видеохудожники не могли обойти вниманием красоту природы Удмуртии. Остановимся подробнее на некоторых видеоработах.
Работа «Имя» художницы Лены Касимовой представляет собой единый непрерывный поток сознания, балансирующий на грани сна и яви. Ритм, задаваемый видео, погружает зрителя в транс, в котором обыденный рассудок ослабевает. Сознание начинает произвольно интерпретиро-
вать образы, и основной задачей становится удержание темпа композиции, что позволяет бессознательно достраивать общую картину видео.
Произведение «Ночь» Полины Козловой пронизано загадочной и мистической атмосферой ночной Удмуртии. Так же, как и видеоработы арт-группы Аксеновы(е) «Udmortia» и «Kuklos*hШ», это попытка совершить путешествие к истокам человеческих эмоций. Колорит обнаженной и таинственной удмуртской природы возвращает сознание к первозданному, незащищенному состоянию. Неожиданные сочетания зловещих образов вскрывают спрятанные внутри каждого архаические и магические страхи. Предельная напряженность видео заставляет зрителя упорно всматриваться в калейдоскоп мелькающих изображений.
Метаморфозы, происходящие в работе «Неназванный» видеохудожника Андрея Першина, — пример сочетания звука и изображения. Пространственно-временная и визуальная абстрактность достигается благодаря графическому разрешению образов. Растительный, живой характер линий придает видео текучесть, размеренность и гармоничность.
Видео Дарьи Фейгиной «Офелии» отличается повествовательностью, но при этом оставляет зрителю свободу для интерпретации. Беря за основу распространенный любовный сюжет, художница показывает через него хрупкость и чувственность женской натуры. Весь визуальный ряд построен в соответствии с музыкой, что позволяет прочувствовать эмоциональное напряжение удмуртского напева, в котором мать пытается вызвать слезы дочери, уходящей из дома.
Нужно отметить, что все произведения являются органичным сплавом музыки и визуального ряда. Своеобразие языка образов позволяет зрителю без труда вступить в эмоциональную коммуникацию с автором. Кроме того, эмоциональные переживания, вызываемые сочетанием музыки и видео, помогают проникнуться уникальностью удмуртской традиционной культуры. Исполненные музыкальные произведения вызывают у слушателя цепь переживаний, которые только усиливаются благодаря изображению. Видеоработы передают яркие чувственные состояния, не требующие интеллектуализации понятий, указывающих, что должно быть пережито и какие образы должны рождаться во время просмотра.
Если проект «Актуальная Удмуртия» нацелен на интеграцию в традиционную культуру, то выставка «От тотема до мема» (куратор Светлана Гусарова) построена на отрицании возможности подобного слияния, которое основано на мнении, что традиция потеряла свое истинное функциональное назначение. Распространяясь и используясь в таких сферах, как дизайн, музыка, скульптура живопись и т. д., элементы традиционной культуры сводятся до знака. Механизмы воспроизводства национальных кодов в традиционной культуре не действуют за пределами его географического и временного расположения, трансформируясь в поле современных арт-практик в мемы. Английский ученый Ричард Докинз определяет
мем как «единицу культурной информации, способную к самокопированию и распространению внутри людского сообщества благодаря процессу имитации» [3, с. 65].
Таким образом, обращение к традиции для использования ее элементов в контексте современного искусства приводит к художественному обману реципиента путем презентации в качестве «подражания» некоего образа, возможно не имеющего связи с прообразом. Наличие этой связи трудноопределимо, и в этом смысле указанные выше проекты диаметрально противоположно раскрывают функционирование традиции в современности. Достижение консенсуса возможно через понимание художника как homo viator [6] (человека-странника), который с легкостью вбирает в себя модусы различных культурных традиций, преодолевает пространство и время, создавая в процессе творчества уникальный кросс-культурный продукт.
Технологические разработки, такие как Интернет, доступный транспорт, создают реальную и виртуальную мобильность, которая позволяет капиталу, товарам, информации свободно циркулировать по всему миру и находиться в нескольких местах одновременно. Растущая подвижность художников и продуктов культуры позволяет им с легкостью преодолевать территории традиционных, региональных, национальных художественных практик. В этих условиях автор становится медиумом, доносящим до зрителя отголоски различных эпох и культур.
Литература
1. Биктагирова Г.Ф. Междисциплинарный анализ понятия «традиция» // Фундаментальные исследования. 2013. № 6. С. 725—729.
2. Гилен П. Бормотание художественного множества. Глобальное искусство, политика и постфордизм. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 288 с.
3. Докинс Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 2000. 155 с.
4. Ткачева Д. Когда традиция становится искусством // Каталог выставки «Актуальная Удмуртия». Ижевск: КАМА records, 2015. С. 1—5.
5. Шауро Г.Ф. Народное искусство: историко-теоретические и социокультурные аспекты // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2008. № 2. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/narodnoe-iskusstvo-istoriko-teoreticheskie-i-sotsiokulturnye-aspekty (дата обращения: 23.02.16).
6. Bourriaud N. Altermodern explained: manifesto. [Электронный ресурс] URL: http://www.tate.org.uk/whats-on/tate-britain/exhibition/altermodern/explain-altermodern/altermodern-explained-manifesto (дата обращения: 23.02.16).