Научная статья на тему 'После постмодерна: альтермодерн, трансмодерн, постпостмодерн'

После постмодерна: альтермодерн, трансмодерн, постпостмодерн Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2982
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРН / АЛЬТЕРМОДЕРН / ТРАНСМОДЕРН / ПОСТПОСТМОДЕРН / ВИРТУАЛЬНАЯ КВАЗИРЕАЛЬНОСТЬ / ГЕТЕРОХРОННОСТЬ / ГЛОКАЛИЗАЦИЯ / ТРАНССЕНТИМЕНТАЛИЗМ / "ОБРАТНАЯ ПАРОДИЯ" / ЦИТАТНОСТЬ / КОЛЛАЖНОСТЬ / ПАСТИШ / ИРОНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Беспалая Ольга Петровна

В данной статье рассматриваеется культурная ситуация, в которой общество существует сегодня. Можно встретить различные её названия: альтермодерн, трансмодерн, постпостмодерн. В статье рассмотрены черты, характеризующие современное состояние культуры: виртуальная квазиреальность, гетерохронность, глокализация, транссентиментализм, «обратная пародия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «После постмодерна: альтермодерн, трансмодерн, постпостмодерн»

УДК 304.2

Беспалая Ольга Петровна

кандидат философских наук,

доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Краснодарского института экономики

и управления в медицине и социальной сфере

olia.bespalaya@yandex.ru

Olga P. Bespalaya

candidate of the philosophical sciences Associate Professor of humanities disciplines of Krasnodar Institute of Economics and Management in Medicine and social fields olia.bespalaya@yandex.ru

После постмодерна: альтермодерн, трансмодерн, постпостмодерн...

After postmodern: altermodern, transmodern, postpostmodern

Аннотация. В данной статье рассматриваеется культурная ситуация, в которой общество существует сегодня. Можно встретить различные её названия: альтермодерн, трансмодерн, постпостмодерн. В статье рассмотрены черты, характеризующие современное состояние культуры: виртуальная квазиреальность, гетерохронность, глокализация, транссентиментализм, «обратная пародия».

Ключевые слова: постмодерн, альтермодерн, трансмодерн, постпостмодерн, виртуальная квазиреальность, гетерохронность, глокализация, транссентиментализм, «обратная пародия», цитатность, коллажность, пастиш, ирония.

Annotation: This article discusses the cultural situation in which society exists today. It is possible to find different names of it, such as altermodern, transmodern postmodern. The article describes the features that characterize the present state of culture, such as virtual quasi-reality, heterochronicity, glocalisation, transsentimentalism, "reverse parody".

Keywords: postmodern, altermodern, transmodern, postpostmodern, virtual-quasireal, heterochronicity, glocalization, transsentimentalizm, "reverse parody", citationality, collage, pastiche, irony.

В последнее время разговоры о закате постмодерна стали банальностью. Уже не вызывает сомнений, что эпоха «заката метанарраций» подошла к своему логическому завершению, и, преодолев постмодерн, на сцену выходит новый - или другой - альтермодерн, трансмодерн,

постпостмодерн... Мы можем встретить самые разные названия той ситуации, в которой культура оказалась сегодня.

Так, французский философ и куратор выставок актуального искусства Николя Буррио называет ситуацию сегодняшнего дня «альтермодерном». Альтермодерн, в трактовке Буррио, это территория пограничья, а художник-альтермодернист, с его точки зрения, это «homo viator», человек странствующий, преодолевающий, стирающий все и всяческие границы [1]. «Художник путешествует, или его не существует», - аксиома художественного мира сегодня. При этом художник вполне осознаёт тот факт, что, благодаря Интернету, не осталось ни единого места на планете, где сохранялось бы нечто неизведанное, тайное. И единственной сферой, в которой еще может тайна, является отныне не пространственный, а временной континуум. Буррио считает, что отличительная черта актуального, альтермодерного искусства является его гетерохронность - то есть восприятие реальности как соединения множества темпоральностей.

В своей книге «Эстетика взаимодействия» Н. Буррио определяет современную художественную форму как процесс межличностного взаимодействия; вслед за этим Буррио призывает к выработке форм, способных воплотить тот или иной политический или художественный проект, «а, следовательно, позволить ему осуществиться на практике» [2, р.18-24]. Буррио считает, что образцом подобного отношения к искусству является творчество Риркрита Тиравании [3], чьи формы «нацелены не на отображение ангельских миров, но на выработку условий для их осуществления» [2, р.87].

Иными словами, люди объединяются на время для реализации какого -либо художественного проекта. И как только этот проект осуществлён, расходятся вновь. Карьеры художников воспринимаются как последовательности таких проектов. И эта темпоральность - одна из определяющих черт альтермодерна.

Аргентинский теолог и философ Энрике Дуссель называет современность «трансмодерном». Трансмодерн характеризуется, прежде всего, тем соединением, сочетанием элементов модернизма и постмодернизма. При этом Дуссель причину появления трансмодернизма видит в гобализации, захватившей сегодня человечество. И, как результат этой глобализации, в центре внимания трансмодерна оказывается уже не индивидуум во всей его уникальности и неповторимости, а социумы -разных уровней и разных типов. И речь идёт уже об их уникальности и неповторимости. Примером таких социумов могут служить действительно уникальные, но прекрасно вписавшиеся в глобализирующийся мир культуры Японии, Китая, Сингапура и т.д. [4]

В отечественной традиции сегодняшнюю ситуацию именуют постпостмодернизмом. Термин, на первый взгляд, несколько громоздкий, но, с точки зрения Н. Маньковской, В. Бычкова, наиболее точно и адекватно отражающий ситуацию в культуре - нечто, пришедшее «после

постмодернизма». Постпостмодерн вырабатывает свою эстетику, утверждает собственные художественные принципы.

Главная отличительная черта постпостмодернистского творчества - его интерактивность, причём интерактивность в «виртуальном мире». Н. Маньковская отмечает: «Виртуальная реальность в искусстве - созданная компьютерными средствами искусственная среда, в которую можно проникать, меняя её изнутри и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, также внедрившимися в неё, но и с искусственными персонажами» [5, с.22]. На первый план здесь выходит фигура зрителя, читателя, который становится сотворцом художника. И произведение искусства рождается, лишь будучи увиденным, услышанным, интерпретированным зрителем. Это та самая установка, которую предложил постмодерн: на смену художественному творчеству приходит художественная конструкция «художник - произведение искусства -реципиент». Причём фигура реципиента играет здесь ведущую роль. Р. Барт в своё время говорил даже о «смерти автора». Художественный объект утрачивает всяческие границы, рождая новую эстетическую реальность. «Герменевтическая множественность интерпретаций сменяется мультивоздействием, диалог - не только вербальным и визуальным, но и чувственным, поведенческим полилогом пользователя с компьютерной картинкой. Роли художника и публики смешиваются, сетевые способы передачи информации смещают традиционные пространственно-временные ориентиры» [5, с.23]. Н. Буррио называет это гетерохронностью.

Ещё одной отличительной чертой постпостмодернизма является всепроникающая сентиментальность, в терминологии Н.Маньковской -транссентиментализм, который воплощается в постконцептуализме, постсоцарте и т.д. Это возвращение к лиризму, высоким образам, обращение к патриотизму. При этом никакой иронии, как это было в постмодернизме, не наблюдается. Примеры такого транссентиментализма - имевшие оглушительный успех ностальгические и жизнеутверждающие одновременно фильмы «Шпион» А.Андрианова, «Сталинград» Ф.Бондарчука, «Легенда № 17» Н.Лебедева. Можно упомянуть и весьма популярные новогодние проекты «Старые песни о главном», отличающиеся ностальгией по идеализированному прошлому, увиденному сквозь «розовые очки». В литературе - это появление нового проекта Б.Акунина «История Российского государства», в котором предпринимается попытка нового прочтения нашей истории [6].

Всё это напоминает о ещё одной характерной черте постмодернизма -его цитатности, коллажности и пастише. Игра с цитатами, обращение к произведениям разных авторов различных эпох и на основе этого составление своих собственных произведений - это приёмы, которыми пользуются постмодернисты, деконструируя реальность и пытаясь таким образом уйти от тотальности власти. Постпостмодерн не отказался от

игровых постмодернистских приёмов, но игра становится очень серьёзной, утрачивая постмодернистскую лёгкость и издёвку. Это своего рода обратная пародия (по выражению П.М. Бицилли [7, с.356-357]) и на произведения постмодернистов, и на произведения соцреализма - список можно продолжать и дальше. Пример такой «обратной пародии» - икона И. Пивника «Блаженная Матрёна Московская благословляет И.В. Сталина», вызвавшая горячее обсуждение в СМИ. По утверждению отца Евстафия, поместившего икону в один из Московских храмов, этот факт имел место в действительности. Но, как бы то ни было, изображение столь одиозной фигуры на иконе - что это, как не игра, но игра «всерьёз», без постмодернистской улыбки.

Таким образом, черты, присущие постмодерну, полностью не исчерпали себя. Они находят продолжение в новой ситуации, названной альтермодерном, трансмодерном, постпостмодерном: виртуальная квазиреальность, гетерохронность, глокализация, транссентиментализм, «обратная пародия» - вот лишь некоторые черты той ситуации, в которой человечество оказалось сегодня. Что это - действительно нечто, принципиально новое и отличающееся от всего, что было раньше, или лишь вариации на тему модерна и постмодерна - покажет время.

Литература:

1. Например, Пьеро Манцони провозглашает принадлежность к искусству всего, что производит так или иначе художник. Его «редимейдами» становятся живые модели, на теле которых автор ставит свою подпись: прикасаясь к ним, он автоматически переносит их в художественную плоскость. Выдыхаемый им воздух, естественные выделения его организма - всё, происходящее от художника (и «из» художника), объявляется предметом искусства.

2. Nicolas Bourriaud. "Esthetique relationnelle". Dijon, Les Presses du reel, 2001.

3. Риркрит Тираваниа (Rirkrit Tiravanija) - тайский художник, работающий в эстетике взаимодействия, предполагающей совместную работу художников различных направлений в рамках бьеннале, выставок, проектов. Для Тиравании важно не то, что видит зритель, а то, что происходит между людьми. Работы Тиравании - сцена, предлагающая возможности для взаимодействия и участия. Он интегрирует поток жизни в музейное и галерейное пространство, фактически стирая разделение между искусством и жизнью. Инсталляции Тиравании включают реорганизацию галереи во временную квартиру, в которой он живёт и общается с посетителями.

4. В отечественной традиции можно встретить термин «глокализация».

5. Маньковская Н. От модернизма к постпостмодернизму via постмодернизм // Коллаж-2. М.: ИФ РАН, 1999.

6. Акунин Б. Часть Европы. История Российского государства. От истоков до монгольского нашествия /Б.Акунин. М.: АСТ, 2014.

7. Бицилли П.М. Державин - Пушкин - Тютчев и русская государственность // Сборник статей, посвященных П.Н. Милюкову. 18591929. Прага, 1929. (П.М. Бицилли рассматривает два произведения - «An Invocation» Б.Корнуолла и «Заклинание» А.С.Пушкина. Он называет пушкинское стихотворение «обратной пародией», когда «список лучше оригинала». Бицилли пишет: «Сжатое, намеренно, жутко безобразное, «призрачное» стихотворение Пушкина неизмеримо выше, в художественном отношении, своего «чувствительного», растянутого, вялого, олеографически-«отчётливого» образца» (с. 356)).

Literature:

1. For example, Piero Manzoni proclaims that everything what artist anyway makes is belong to the art. His "readymades" are live models on whose bodies the author puts his signature: touching them, the artist automatically moves them to the artistic stage.

2. Nicolas Bourriaud. «Esthetique relationnelle». Dijon, Les Press du reel, 2001.

3. Rirkrit Tiravanija is a Thai artist working in the aesthetics of interaction, involving collaboration of artists of different areas within the Biennale, exhibitions and projects. For Tiravanija is important not what the the spectator sees but what happens between people. The works of Tiravanija is a stage, which offers opportunities for interaction and participation. It integrates the flow of life in the museum and gallery space, actually erasing the separation between art and life. Installations of Tiravanija include reorganization of the gallery into a temporary apartment in which he lives, and communicating with visitors.

4. In the national tradition it is possible to come across the term "glocalization "

5. Manyakovskaya N. From modernism to postpostmodernism via postmodernism// Collage - 2. M.: IF RAN, 1999.

6. Akunin B. The part of Europe. History of the Russian State. From its origins to the Mongolian invasion / Boris Akunin. Moscow: AST, 2014.

7. Bitsilli P.M. Derzhavin - Pushkin - Tyutchev and Russian statehood// Collection of articles dedicated the P.N. Miliukov. 1859-1929. Prague, 1929. (Bitsilli P.M. considers two compositions: "An Invocation" by B. Cornwall and "Incantation" by A. S. Pushkin. He calls Pushkin's poem "the reverse parody" when "the list is better than the original". Bitsilli P.M. writes "Compressed, deliberately, terribly ugly, "ghostly" Pushkin's poem is immeasurably higher in artistic terms, than it's a "sensitive", stretched, flaccid, oleografic-"distinct" sample" (р. 356)).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.