Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НОВЫХ И КОНВЕРГЕНТНЫХ СМИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НОВЫХ И КОНВЕРГЕНТНЫХ СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
122
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / НОВЫЕ СМИ / КОНВЕРГЕНТНЫЕ СМИ / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Крылова Екатерина Григорьевна

В процессе развития общества и компьютерных и интернет технологий происходит трансформация традиционных средств массовой информации, возникают новые, что непременно сопровождается повышением уровня конкуренции на рынке. Все это приводит к тому, что для выживания и существования на рынке средствам массовой информации приходится менять привычные бизнес-модели, в частности - выстраивать бизнес на основе принципов окупаемости, в борьбе за аудиторию, поиску новых ниш и способов взаимодействия с потребителем, связанные с виртуализацией и интерактивностью. Эти процессы сопровождаются интеграцией нескольких разрозненных средств массовой информации в рамках одного центра с едиными технологическими и коммуникационными процессами. Средства массовой информации стали обладать такими характеристиками, как мультимедийность, интерактивность, омниканальность, стали так называемыми «фабриками контента». В итоге трансформация коммуникационных технологий новых и конвергентных СМИ проходит по таким направлениям, как развитие мобильных платформ взаимодействия с потребителем, развитие различных форм предоставления контента аудитории, а также новых форм и возможностей в области размещения рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF COMMUNICATION TECHNOLOGIES OF NEW AND CONVERGENT MASS MEDIA

In the process of development of society and computer and Internet technologies, there is a transformation of traditional mass media, new ones arise, which is necessarily accompanied by an increase in the level of competition in the market. All this leads to the fact that in order to survive and exist in the market, the media have to change their usual business models, in particular, to build a business based on the principles of payback, in the fight for the audience, in the search for new niches and ways of interacting with the consumer related to virtualization and interactivity. These processes are accompanied by the integration of several disparate media within a single center with unified technological and communication processes. Mass media began to possess such characteristics as multimedia, interactivity, omnichannel, and became so-called "content factories". As a result, the transformation of communication technologies of new and convergent media takes place in such areas as the development of mobile platforms for interaction with consumers, the development of various forms of providing content to the audience, as well as new forms and opportunities in the field of advertising.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НОВЫХ И КОНВЕРГЕНТНЫХ СМИ»

■ ■ ■ ТРАНСФОРМАЦИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НОВЫХ И КОНВЕРГЕНТНЫХ СМИ

Крылова Е.Г.

Аннотация: В процессе развития общества и компьютерных и интернет технологий происходит трансформация традиционных средств массовой информации, возникают новые, что непременно сопровождается повышением уровня конкуренции на рынке. Все это приводит к тому, что для выживания и существования на рынке средствам массовой информации приходится менять привычные бизнес-модели, в частности - выстраивать бизнес на основе принципов окупаемости, в борьбе за аудиторию, поиску новых ниш и способов взаимодействия с потребителем, связанные с виртуализацией и интерактивностью. Эти процессы сопровождаются интеграцией нескольких разрозненных средств массовой информации в рамках одного центра с едиными технологическими и коммуникационными процессами. Средства массовой информации стали обладать такими характеристиками, как мультимедийность, интерактивность, омниканальность, стали так называемыми «фабриками контента». В итоге трансформация коммуникационных технологий новых и конвергентных СМИ проходит по таким направлениям, как развитие мобильных платформ взаимодействия с потребителем, развитие различных форм предоставления контента аудитории, а также новых форм и возможностей в области размещения рекламы.

Ключевые слова: коммуникационные технологии, конвергенция, трансформация, новые СМИ, конвергентные СМИ, мультимедийность,

Для цитирования: Крылова Е.Г. Трансформация коммуникационных технологий новых и конвергентных СМИ// Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. Том 5. №2. С. 15-20

Сведения об авторе: Крылова Екатерина Григорьевна, индивидуальный предприниматель. Адрес: 119048, г. Москва, ул. Трубецкая, д.12. E-mail: inochkina2013@mail.ru.

Статья поступила в редакцию: 16 04.2020. Принята к печати: 24. 06.2020.

В сфере медиаиндустрии и системе средств массовой информации процессы конвергенции и, соответственно, процессы медиаконвергенции начались еще во второй половине 1990-х годов при развитии технических средств в области производства, хранения и передачи информации в рамках организации непосредственно самими средствами массовой информации своих цифровых версий, т.е. развитие средств массовой информации в интернете через создание в первую очередь интернет-сайтов, а в последствии уже в начале 2000-х годов с развитием социальных интернет-медиа ресурсов (блогов, социальных сетей, сервисов микросообщений, фото-хостингов и пр.) и собственных дополнительных интернет-сервисов [Журналистика и конвергенция...].

Процессы конвергенции привели в том числе не только к появлению новых видов средств массовой информации, новых механизмов и способов создания, производства, предоставления и распространения информации и информационного контента, но также и к структурным институциональным изменениям - журналистики как области творческой деятельности, профессии, морально-нравственного института общества [Уразова].

Многие зарубежные исследователи также в своих работах уделяли большое внимание процессам конвергенции в средствах массовых информации. Так, конвергенцию в зарубежных исследованиях использовали для описания различных тенденций в журналистике, которые размывают границы между различными средствами массовой информации, профессиональными навыками и ролевыми стратегиями [Dupagne, M. Garrison]. Иные исследователи определяли конвергенцию как как «поток контента через несколько медиаплатформ» [Jenkins]. Это говорит о том, что медиа-аудитория в настоящее время играет решающую роль в технологических изменениях внутри общества. Конвергенция СМИ

- это непрерывный процесс, который не следует рассматривать как вытеснение старого медиа, а скорее, как взаимодействие между различными медиа-формами. Кроме того, предполагается, что конвергенцию СМИ следует рассматривать как сотрудничество и взаимодействие между ранее несвязанными медиа-формами [Erda].

В тесной связи с процессами конвергенции СМИ проходят процессы появления так называемых «новых медиа», т.е. любая продукция медиасферы, которая является интерактивной, и доводится до ее потребителя цифровыми методами, которые связанны с процессами развития компьютерных и интернет технологий, виртуализации и интерактивности взаимодействия.

Конвергенция и развитие новых медиа трансформируют все средства массовой информации в бизнес-организации, подчиненные общим законам рынка, а также определяют новые тенденции в коммуникационных технологиях - не только внешних, но и внутренних [Путеводитель... ].

Одним их трансформационных процессов становится необходимость получения прибыли для поддержания процессов своего функционирования, а значит необходимость привлечения рекламодателей, читательской и зрительской аудитории, а в своей первоначальной степени

- необходимость разработки и выбора контента, с одной стороны контента для трафика и увеличения просматриваемости, с другой - нужным и важным. При этом привлечение читательской и зрительской аудитории в настоящее время становится особенно сложным, поскольку стоимость разработки и публикации контента в условиях «новых медиа» существенно снизилось и сегодня практически каждый может имеет возможность производить контент без каких-либо ограничений. А это в свою очередь

привело к тому, что самого публикуемого контента стало очень много, и доминирующая его часть стала бесплатной, а, как известно, очень сложно продавать то, чего много и оно бесплатно. Таким образом, контент становится приманкой для привлечения аудитории.

Конвергентные и новые средства массовой информации стали обладать такими новыми, ранее не характерными для них характеристиками, как - мультимедийность, интерактивность, омниканальность. А значит, это ведет к изменениям в процессах и принципах планирования и продвижения материалов, циклов производства релевантного контента, публикации и доведения до аудитории. По своей сути, комплексная работа с контентом ведется в рамках всех новых характеристик - мультимедийности, интерактивности, омниканальности, -что означает работу одновременно для двух и более каналов внешних коммуникаций, работа над медиа продуктом для нескольких различных каналов коммуникации одновременно. Аналогичного мнения придерживаются и зарубежные исследователи, говоря о том, что благодаря интерактивности и омниканальности, сегодня потребители во всем мире имеют практически неограниченную свободу доступа к предпочтительному контенту, причем с более доступной скоростью, чем когда-либо прежде рЬ^].

Принцип организации конвергентных средств массовой информации подразумевает наличие синергетического эффекта в рамках коммуникационных технологий, что можно понимать с одной стороны, как интеграция нескольких разрозненных средств массовой информации (печатная пресса, телевидение, радио, интернет-СМИ и пр.) в рамках одного центра с едиными технологическими и коммуникационными процессами, изменение внутренних коммуникаций в части менеджмента и управления всеми информационными потоками из одного головного центра, как некоего подобия зонтичной структуры и управления зонтичной организацией, а с другой, как создание комплекса различных средств массовой информации, при котором происходит усиление эффективности деятельности каждого из них за счет влияния синергетического эффекта и повышение эффективности деятельности регуляторного центра.

Конвергентные и новые средства массовой информации перестают обладать такими признаками СМИ, как периодичность выхода, и становятся так называемыми «фабриками контента» - предприятиями, непрерывно занимающимися приемом входящей информации и данных, переработкой информации и выводом переработанной информации в форме контента, что автоматически меняет принцип организации коммуникационных технологий, которые становятся каждодневными, регулярными, непрерывными, в рамках которых практически исключается периодическая проектная деятельность (что наиболее характерно для

периодических средств массовой информации, например, ежемесячным журналам).

В рамках трансформации коммуникационных технологий при развитии интернета происходит переход на цифровые и виртуальные носители информации, что приводит к тому, что снижается роль «упаковки» контент при одновременном возрастании качества самого публикуемого контента. Внутренние коммуникационные технологии новых медиа становятся объединенными единой целью - создать контент, который существенно превосходит другие по своей ценности для аудитории, что приводит к тому, что у компаний повышаются шансы на победу в конкурентной борьбе за свою целевую аудиторию, а также за новую потенциальную аудиторию. «Фабриками контента» необходимо трансформировать внутренние коммуникационные процессы, отлаживать их работу до мельчайших нюансов, изменение процессов создания контента под потребности новой меняющейся аудитории, которая становится обладателями таких характеристик, как мультимедийность, интерактивность, омниканальность.

Сегодня одну из важнейших и основных ролей в коммуникационных технологиях конвергентной журналистике и средствах массовой информации стали выполнять новейшие технологии медиакоммуникаций, обработки информации, а также новые технологии по созданию медиатекстов или же мультимедийные методы.

В рамках коммуникационных технологий конвергентные СМИ за счет омниканальности приобрели возможность расширить и разнообразить способы и формы доставки медиапродукта и контента до своей аудитории. Так, например, за счет омниканальности можно организовать анонс какого-либо события в СМИ (выход определенной статьи, трансляция определенной телепередачи и т.д.) как непосредственно через ресурсы самого СМИ (в эфире радио, телеканала), так и за счет обязательно необходимых в современном мире интернет-ресурсов, такие как социальные сети, позволяющих существенно расширить и в полной мере реализовать все возможные коммуникационные технологии, преимущественно внешние.

Социальные сети с возможностями организации коммуникаций с аудиторией через прием и отправку сообщений, формы обратной связи на интернет-сайтах, наличие e-mail и т.д. обеспечивают современные средства массовой информации возможностями качественной, оперативной, стабильной обратной связи, позволяют им быть «на связи» с аудиторией в режиме реального времени.

При этом сегодня новые и конвергентные средства массовой информации в рамках трансформационных процессов имеют возможности привлекать и приобщать как свою аудиторию, так и любую другую аудиторию, в качестве источников и распространителей определенной

информации или контента, т.е. организовать коммуникации с аудиторией через краудсорсинг. Новые интерактивные и мультимедийные способы получение медиаконтента и информации, такие как, например, подписка на поисковые запросы представителей целевой аудитории, коммуникации с аудиторией на каких-либо специализированный сайтах, сообществах или форумах, в микроблогах, социальных сетях, позволяют привлекать аудиторию для сбора и представления информации при помощи новейших технических программных средств, позволяющих комбинировать в различных вариантах формы предоставления информации через текст, графику, видео, звук, как в одном материале вместе, так и в различных комбинациях.

Таким образом, трансформация коммуникационных технологий новых и конвергентных СМИ проходит по нескольким направлениям. Во-первых, это развитие мобильных платформ, когда большую популярность приобретают мобильные версии средств массовой информации -адаптированные под стандарты смартфонов интернет-сайты или же отдельные мобильные приложения для смартфонов с уникальным контентом, дающим более широкие возможности для коммуникаций с аудиторией (on-line доступ к материалам, эксклюзивный или уникальный контент. Во-вторых, развитие аудио-, видео- и фото- контента, когда коммуникации и донесение информации до аудитории осуществляется через данные носители информации. При этом доля текстовой информации существенно снижается. В-третьих, активное развитие получил нетипичный интерактивный контент, который повышает время нахождения аудитории на ресурсах СМИ, расширяет границы потенциальной аудитории, увеличивает вовлеченность аудитории. В-четвертых, конвергенция и появление новых СМИ идет в тесной взаимосвязи с развитием интернета, особенно во взаимосвязи с развитием социальных сетей, которые становятся по своей сути дополнительным средством массовой информации, дополнительным ресурсом для распространения контента, а также коммуникациям с аудиторией. Социальные сети сегодня обеспечивают наибольший синергетический эффект с точки зрения развития коммутаций и коммуникационных технологий. В-пятых, конвергентная модель развития и функционирования современных средств массовой информации дает новые возможности в области размещения рекламы. Интеграция нескольких видов средств массовой информации позволяет разрабатывать систему маркетинговых коммуникаций, включающих в себя кроссплатформенную рекламу и продвижение самих средств массовой информации, что подразумевает взаимные маркетинговые активности на нескольких информационных ресурсах, входящих в конвергентную группу. В результате институциональных преобразований современный этап в развитии средств массовой информации, который напрямую связан с процессами

конвергенции, стал «синонимом магистральных преобразований в медиасфере».

Источники

Баранова Е.А. Новые реалии развития редакций, или Что такое газетная конвергенция: Монография. М., 2016.

Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010.

Путеводитель по социальным медиа-2013 / Под ред. К. Мёллер и М. Стоун. Вена: Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, 2013.

Уразова С.Л. Конвергенция как фактор жизнеспособности масс-медиа в цифровой среде. Теоретический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5.

Шарков Ф.И. Массовые коммуникации и медиапланирование. Москва, 2008. Шарков Ф.И., Гостенина В.И. Технологии рекламы. Учеб. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 350700 Реклама (ДС.Р.03) / Ф.И. Шарков, В.И. Гостенина. Москва, 2006. Сер. ИМК / Междунар. акад. бизнеса и упр.

Dupagne, M. and Garrison, B. (2006). The meaning and influence of convergence. A qualitative case study of newsroom work at the Tampa News Center. Journalism Studies, 7(2), 237-255.

Erda, I. J. (2011). Coming to terms with convergence journalism: Cross-media as a theoretical and analytical concept. Convergence. 17( 2),213-223Jenkins, H. (2006). Convergence culture: Where old and new media collide. NY: New York University

Lehtisaari K., Karppinen K., Harjuniemi T., Gr nlund M., Linden C.-G., Nieminen H., & Viljakainen A. Media Convergence and Business Models: Responses of Finnish Daily Newspapers // Communication Research Centre CRC, Department of Social Research,University of Helsinki, 2012, 58 p.

Lupton B. Thurman N. Convergence calls: Multimedia storytelling at British news websites // Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies, Vol. 14, No. 4, 2008, pp. 439-455.

Phree, E. (2011). Examining media convergence: The Nigerian context. available at https://ellephree.wordpress.com/2011/03/17/examining-media-convergence-the-nigerian-context/

Quinn S., Vincet F. Filak. Convergent Journalism an introduction. Amsterdam: Focal Press, 2005.

■ ■ ■ TRANSFORMATION OF NEW AND CONVERGED MEDIA COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Krylova E. G.

Abstract. In the process of development of society and computer and Internet technologies, there is a transformation of traditional mass media, new ones arise, which is necessarily accompanied by an increase in the level of competition in the market. All this leads to the fact that in order to survive and exist in the market, the media have to change their usual business models, in particular, to build a business

based on the principles of payback, in the fight for the audience, in the search for new niches and ways of interacting with the consumer related to virtualization and interactivity. These processes are accompanied by the integration of several disparate media within a single center with unified technological and communication processes. Mass media began to possess such characteristics as multimedia, interactivity, omnichannel, and became so-called "content factories". As a result, the transformation of communication technologies of new and convergent media takes place in such areas as the development of mobile platforms for interaction with consumers, the development of various forms of providing content to the audience, as well as new forms and opportunities in the field of advertising.

Keywords: communication technologies, convergence, transformation, new media, convergent media, multimedia,

For citation: Krylova E. G. Transformation of communication technologies of new and convergent mass media. 2020. Volume 5. No. 2. P.20-22

Inf. about the author: Krylova Ekaterina Grigoryevna, individual entrepreneur. Address: 12 Trubetskaya str., Moscow, 119048. E-mail: inochkina2013@mail.ru.

Received: 16 04.2020. Accepted: 24. 06.2020.

References

Baranova E. A. (2016). New realities of editorial development, or what is newspaper convergence: Monograph. Moscow. (In Rus.).

Dupagne, M. and Garrison, B. (2006). The meaning and influence of convergence. A qualitative case study of newsroom work at the Tampa News Center. Journalism Studies, 7(2), 237-255.

Erda, I. J. (2011). Coming to terms with convergence journalism: Cross-media as a theoretical and analytical concept. Convergence. 17( 2),213-223Jenkins, H. (2006). Convergence culture: Where old and new media collide. NY: New York University

Guide to social media-2013 / ed. by K. Meller and M. stone. Vienna: OSCE Representative on freedom of the media, 2013. (In Rus.).

Journalism and convergence: why and how traditional media are turning into multimedia / Edited by A. G. Kachkaeva, Moscow, 2010. (In Rus.).

Lehtisaari K., Karppinen K., Harjuniemi T., Gr nlund M., Linden C.-G., Nieminen H., & Viljakainen A. [2012]. Media Convergence and Business Models: Responses of Finnish Daily Newspapers // Communication Research Centre CRC, Department of Social Research,University of Helsinki, 58 p.

Lupton B. Thurman N. (2008). Convergence calls: Multimedia storytelling at British news websites // Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies, Vol. 14, No. 4, pp. 439-455.

Phree, E. (2011). Examining media convergence: The Nigerian context. available at https://ellephree.wordpress.com/2011/03/17/examining-media-convergence-the-nigerian-context/

Quinn S., Vincet F. Filak. [2005]. Convergent Journalism an introduction. Amsterdam: Focal Press,

Sharkov F. I. [2008. Mass communications and media planning. Moscow. (In Rus.).

Sharkov F. I., Gostenina V. I. [2006]. Technology advertising. study. manual for University students studying in the specialty 350700-Advertising (DS. R. 03) / F. I. Sharkov, V. I. Gostenina. Moscow. Ser. IMC / Intern. Acad. business and UPR. (In Rus.).

Urazova S. L. [2011]. Convergence as a factor of mass media viability in the digital environment. The theoretical aspect // Bulletin of the Lobachevsky University of Nizhny Novgorod. № 5. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.