Научная статья на тему 'Трансформация институциональных ограничений отношений конкуренции и монополии в национальной экономике'

Трансформация институциональных ограничений отношений конкуренции и монополии в национальной экономике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Довбыш В. Е.

Институциональная структура, определяя пределы осуществления хозяйственной деятельности, формирует определенную структуру стимулов участников экономического обмена. Последние, в свою очередь, должны быть ориентированы на придание импульса экономическому росту и реализацию соответствующих приоритетных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Довбыш В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация институциональных ограничений отношений конкуренции и монополии в национальной экономике»

05.00.00. - ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 614.8

Бородин С.К., кандидат педагогических наук Примин А.А., доцент по кафедре боевой подготовки и безопасности полетов

филиал военно-научного учебного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия», г.Балашов

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО

ЛЕТЧИКА

Статья посвящена проблемам подготовки будущих военных летчиков к действиям в экстремальных ситуациях при выполнении полетных заданий. Дается классификация видов экстремальных ситуаций, последовательность их возникновения, а также рассматриваются основные требования к профессиональной подготовке военного летчика.

Ключевые слова: ситуация, экстремальная ситуация, военный летчик, неблагоприятный фактор, летательный аппарат.

Труд военного летчика относится к одному из сложных видов человеческой деятельности, который на современном этапе отличает повышенная маневренность, скоротечность, напряженность, быстрое и резкое изменение обстановки, расширившиеся возможности применения вооружения и определяющая роль человеческого фактора. В условиях строевой авиационной части члены летных экипажей должны быть готовы к выполнению полетного задания в любое время суток, при различных погодных условиях, на больших и предельно малых высотах.

Работа летчика складывается из восприятия приборной и внекабинной информации, оценки пространственного положения самолета, принятия решений, выполнения сложных координационных управляющих движений, осуществление радиосвязи, использования вооружения. Работа часто выполняется в вынужденном темпе, когда летчик в ограниченное время должен выполнить ряд операций по оценке обстановки, боевому применению или выведению самолета из сложного положения. Достаточно сказать, что летчик-истребитель на ответственных этапах полета, например, при посадке, выполняет до 80 различных зрительно-моторных операций и осуществляет около 100 переключений внимания по приборам. Сложность и динамичность рабочих операций вызывает у него определенное нервноэмоциональное напряжение, которое в известной мере отражает сложность выполняемых задач и готовность физиологических систем обеспечить деятельность пилота [1].

Для профессии военного летчика характерны также такие специфические профессиональные особенности, как:

- опасность, обусловленная отрывом человека от земли и его перемещением в пространстве на больших высотах и скоростях полета летательного аппарата, состоящего из огромного количества деталей, узлов и систем, вероятность отказа которых и связанная с этим повышенная угроза для жизни достаточно велики;

- необычность внешней среды обитания с присущими ей перепадами давления, температуры, газового состава атмосферы кабины, электромагнитными излучениями и т.п.;

- воздействие на летчика аэродинамических сил большой величины и длительности, угловых ускорений, вибраций и т.п.;

- необходимость периодического переучивания на новую авиационную технику;

- наукоемкость техники и вооружения, наличие широкого круга решаемых задач, требующих больших объемов знаний, навыков и умений;

- постоянная готовность к выполнению воинского долга и высокая социальная ответственность за выполнение полетного задания, венчающего собой деятельность сотен людей [2].

Технический прогресс в авиации, повышая надежность техники, расширил область применения летательных аппаратов, с одной стороны, а с другой - летчик все больше и больше стал попадать в зависимость от многочисленных служб управления полетом. Использование техники в некоторых режимах оказалось выше психофизиологических возможностей человека по прямому управлению ею. А это чревато ростом вероятности встречи экипажа с угрожающими опасными явлениями при выполнении полетных заданий.

Аварийные ситуации протекают обычно быстро, характеризуются непрерывно изменяющимися и усложняющимися условиями полета. В этой обстановке найти правильное решение и своевременно принять необходимые меры может лишь летчик, хорошо подготовленный к действиям в особых случаях полета.

Из нормативных документов следует, что летчику современного самолета необходимо в совершенстве знать причины свыше 50 отказов систем и пилотажно-навигационных приборов самолета. Статистика говорит, что при выполнении отдельных операций промедление в 2,5 секунды ведет к катастрофическим последствиям [3].

Успешное выполнение задач боевой подготовки летного состава в значительной степени зависит от физической и психической выносливости, способности быстро реагировать, ориентироваться, находить правильное решение в быстроменяющейся обстановке и при возникновении экстремальных ситуаций.

Вне всякого сомнения, профессию военного летчика следует отнести к категории опасных. При этом под «опасной профессией» автором понимается род трудовой деятельности в той или иной степени угрожающий жизни и здоровью человека. В настоящее время к данной категории причисляют множество профессий, ведь практически любая профессия несет в себе потенциальную опасность. К потенциально опасным относится и такой род трудовой деятельности, который причиняет вред здоровью человека посредством длительного воздействия неблагоприятных факторов.

Однако, по мнению автора, доминирующей причиной отнесения профессии военного летчика к категории опасных является высокая вероятность возникновения экстремальных ситуаций в процессе выполнения им полетного задания. При этом влияние экстремальных условий среды (отрыв от земли, перепады давления и температуры, изменение газового состава атмосферы кабины, воздействие электромагнитного излучения и др.) расцениваются лишь как потенциально опасные для здоровья летчика, но в то же время не несущие в себе непосредственной угрозы для жизни. Следует отметить, что вышеперечисленные условия являются профессиональной (рабочей) средой деятельности летного состава и для данной категории не могут в полной мере рассматриваться как экстремальные.

В современной литературе дается несколько различных по форме определений понятия «экстремальная ситуация». В основе же содержания заложен один и тот же смысл: это ситуация, связанная с угрозой жизни человеку. В документах, регламентирующих летную деятельность вместо понятия «экстремальная ситуация» широко применяется понятие «особая ситуация в полете». Но так как профессиональная деятельность военного летчика не ограничивается только условиями полета, данные понятия можно рассматривать как синонимы, при этом последнее понятие является частным случаем первого.

Таким образом, применительно к летной деятельности, «экстремальная ситуация» (лат. extremum - крайнее, предельное; situatio - положение) - это интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью,

напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях.

В свою очередь неблагоприятный (угрожающий) фактор - это событие или явление в авиационной системе или во внешней среде, которое приводит к нарушению нормального ее функционирования, сопровождающееся возникновением экстремальной (особой)ситуации.

Экстремальные ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности летного состава, условно можно разделить на три порядка:

- экстремальные (особые) ситуации I порядка - это ситуации, возникающие в процессе выполнения полетного задания в результате воздействия неблагоприятных факторов, приводящие к снижению уровня безопасности полета. К ним относятся:

- аварийная ситуация - ситуация, характеризующаяся значительным повышением нагрузки на экипаж, ухудшением летных характеристик и приводящая к достижению предельных ограничений и расчетных условий. Предотвращение перехода аварийной ситуации в катастрофическую требует высокого профессионального мастерства членов экипажа.

- катастрофическая ситуация - ситуация при возникновении которой предотвращение потери воздушного судна, а в некоторых случаях и гибели людей оказывается практически невозможным. При этом командиром экипажа или руководителем полетов, как правило, принимается решение на вынужденное покидание экипажем летательного аппарата в воздухе с помощью спасательных парашютных систем. Согласно нормативным документам, во всех случаях, когда в воздухе создается непосредственная угроза жизни (потеря управления, пожар и невозможность его ликвидации, потеря пространственной ориентировки, резкое ухудшение самочувствия членов экипажа, полный отказ двигателей), летчик (экипаж) обязан покинуть летательный аппарат с применением спасательного парашюта [4].

- экстремальные ситуации II порядка - это ситуации, возникающие в процессе вынужденного покидания воздушного судна с применением спасательных парашютных систем. К ним относятся:

- воздействие на летчика психологических стресс-факторов, в процессе выполнения прыжка с парашютом (пассивнооборонительный рефлекс организма на высоту, страх, неуверенность и т.д. )

- влияние ударных перегрузок на человеческий организм при отделения от летательного аппарата и при наполнении купола парашюта;

- процесс приземления с парашютом (на препятствия; в условиях ограниченной видимости; при скорости ветра у земли более 5 м/с и др.)

- экстремальные ситуации III порядка - это ситуации, возникающие после приземления с парашютом в процессе выживания летного состава - активной, целесообразной деятельности, направленной на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования (в условиях воздействия противника). Включают в себя: выживание в различных климатогеографических районах в условиях автономного существования; выживание в боевых условиях на территории, контролируемой противником.

Необходимо отметить, что вышеперечисленные виды экстремальных ситуаций последовательно связаны между собой, то есть при невозможности устранения особых ситуаций первого порядка, командир экипажа обязан принять решение на вынужденное покидание летательного аппарата в воздухе, следовательно, развиваются ситуации второго порядка. После приземления летчика (экипажа) с парашютом неизбежно возникают экстремальные ситуации третьего порядка. Как представляется, при развитии особых случаев в полете, на летный состав в течение сравнительно малого промежутка времени может воздействовать целый ряд экстремальных факторов существенно различающихся по психическому, физическому и физиологическому воздействию на организм.

Следовательно, профессия военного летчика требует подготовки специалиста с высочайшей психологической устойчивостью, подготовленного теоретически и технически к действиям в различных экстремальных ситуациях, способного быстро и грамотно оценивать создавшуюся обстановку и принимать верные решения. Он должен обладать такими качествами как: профессиональный интеллект, готовность к осознанному риску, высокой мотивацией к службе. Летчик должен иметь отличную разностороннюю физическую подготовленность, позволяющую ему не только переносить кратковременные физические нагрузки в полете, но и длительные нагрузки на выносливость, возникающие в процессе выживания. Формирование данных качеств у будущего военного летчика является важнейшей задачей профессорско-преподавательского состава военных вузов летной направленности.

Литература

1. Сергеев, В.А. Особенности труда и отдыха летного состава: Пособие для летного состава / В.А. Сергеев, Н.И. Фролов. - М., 1974 - 22 с.

2. Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ: Методическое пособие / Под ред. В.А. Пономаренко, А.А. Вороны. - М.: Воениздат, 1992. - 184 с.

3. Агапонов, И.В. Управление развитием профессионально важных качеств с целью совершенствования подготовки летного состава / И.В. Агапонов, В.А. Пономаренко // Авиакосмическая и экологическая медицина. - 1992. - Т.26, №4. - С. 14-19.

4. Наставление по парашютно-спасательной и десантной подготовке в авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. -М.: Центральная типография МО РФ, 2001. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.