Научная статья на тему 'Трансформация института антимонопольного регулирования (механизм и концепция)'

Трансформация института антимонопольного регулирования (механизм и концепция) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / МОНОПОЛИЯ / MONOPOLY / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / BALANCE OF INTERESTS / МЕХАНИЗМ / MECHANISM / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ / BUSINESS ENTITY / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CUSTOMER / ANTITRUST REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудрявцев Константин Александрович

В статье для определения нового вектора развития антимонопольного регулирования исследуется механизм его трансформации. В процессе исследования доказывается научная гипотеза антимонопольное регулирование трансформируется параллельно смене моделей государственного регулирования экономики и в зависимости от экономического цикла используется государством как инструмент влияния на результаты функционирования товарных рынков с ограниченной и развитой конкуренцией. Вскрытые причинно-следственные связи, определяющие механизм трансформации, позволили выделить фазы развития антимонопольного регулирования в мире и России. В целях преодоления отсталости экономики и реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации для новой фазы антимонопольного регулирования разработаны концептуальные основы, отраженные в модели баланса интересов, с соответствующими ключевыми показателями. Представленная модель является развитием Гарвардской парадигмы «структура поведение результат», которая также впоследствии дополнилась базовыми условиями и государственной политикой, в систему которой входит в том числе и антимонопольное регулирование. Следовательно, с учетом разработанных концептуальных основ при государственном регулировании товарных рынков первично определение баланса интересов субъектов рынка государства, хозяйствующих субъектов и потребителей, который формирует их структуру, поведение и, как следствие, результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To find a new vector of developing anti-trust regulation the article researches mechanism of its transformation. In the process of research the academic hypothesis is proved, i. e. anti-trust regulation transforms in line with the change of models of state economy regulation and subject to the economic cycle is used by state as a tool of influencing the results of goods markets functioning with limited and developed competition. The disclosed causeand effect links determining the transformation mechanism made it possible to identify stages of developing anti-trust regulation in the world and in Russia. In order to overcome backwardness of economy and implement the National plan of developing competition in the Russian Federation conceptual principles were developed for the new phase of anti-trust regulation, which are shown in the model of interest balance with the respective key indicators. The presented model is the development of the Harvard paradigm ‘structure behavior result’ that was later supplemented with basic conditions and state policy, whose system includes anti-trust regulation. Therefore, with regard to designed conceptual principles with state regulation of goods market what is the most important is the balance of interests of entities of market state, business entities and customers that form the structure, behavior and result.

Текст научной работы на тему «Трансформация института антимонопольного регулирования (механизм и концепция)»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-4-116-122

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (МЕХАНИЗМ И КОНЦЕПЦИЯ)

К. А. Кудрявцев

Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, Россия

В статье для определения нового вектора развития антимонопольного регулирования исследуется механизм его трансформации. В процессе исследования доказывается научная гипотеза - антимонопольное регулирование трансформируется параллельно смене моделей государственного регулирования экономики и в зависимости от экономического цикла используется государством как инструмент влияния на результаты функционирования товарных рынков с ограниченной и развитой конкуренцией. Вскрытые причинно-следственные связи, определяющие механизм трансформации, позволили выделить фазы развития антимонопольного регулирования в мире и России. В целях преодоления отсталости экономики и реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации для новой фазы антимонопольного регулирования разработаны концептуальные основы, отраженные в модели баланса интересов, с соответствующими ключевыми показателями. Представленная модель является развитием Гарвардской парадигмы «структура - поведение - результат», которая также впоследствии дополнилась базовыми условиями и государственной политикой, в систему которой входит в том числе и антимонопольное регулирование. Следовательно, с учетом разработанных концептуальных основ при государственном регулировании товарных рынков первично определение баланса интересов субъектов рынка - государства, хозяйствующих субъектов и потребителей, который формирует их структуру, поведение и, как следствие, результат. Ключевые слова: конкуренция, монополия, баланс интересов, механизм, концепция, хозяйствующий субъект, потребитель.

TRANSFORMATION OF THE INSTITUTION OF ANTI-TRUST REGULATION (MECHANISM AND CONCEPT)

Konstantin A. Kudryavtsev

Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola,

Republic of Mariy El, Russia

To find a new vector of developing anti-trust regulation the article researches mechanism of its transformation. In the process of research the academic hypothesis is proved, i. e. anti-trust regulation transforms in line with the change of models of state economy regulation and subject to the economic cycle is used by state as a tool of influencing the results of goods markets functioning with limited and developed competition. The disclosed cause-and effect links determining the transformation mechanism made it possible to identify stages of developing antitrust regulation in the world and in Russia. In order to overcome backwardness of economy and implement the National plan of developing competition in the Russian Federation conceptual principles were developed for the new phase of anti-trust regulation, which are shown in the model of interest balance with the respective key indicators. The presented model is the development of the Harvard paradigm 'structure - behavior - result' that was later supplemented with basic conditions and state policy, whose system includes anti-trust regulation. Therefore, with regard to designed conceptual principles with state regulation of goods market what is the most important is the balance of interests of entities of market - state, business entities and customers that form the structure, behavior and result.

Keywords: competition, monopoly, anti-trust regulation, balance of interests, mechanism, concept, business entity, customer.

Введение

Поиск, разработка и принятие в России новой модели государственного регулирования экономики невозможно без развития конкуренции на товарных рынках, т. е. фактического пересмотра перманентно занимаемых долей государственными монополиями, естественными монополиями, крупным и средним бизнесом. В Национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции») определены ключевые показатели по развитию конкуренции: наличие во всех отраслях экономики хозяйствующих субъектов, снижение количества нарушений антимонопольного законодательства органами власти, увеличение участия субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в госзакупках. Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и Федеральной антимонопольной службе дан ряд поручений в указанном направлении.

Имплементация Национального плана приведет к необходимой трансформации и антимонопольного регулирования, главным недостатком которого является его развитие при отсутствии концептуальных основ, которым необходимо следовать. Данный факт подтверждается как отсутствием в трудах ученых разработанных концептуальных основ антимонопольного регулирования, так и указанием И. Р. Кур-нышевой в статье «Государственное регулирование структурных преобразований в условиях конкуренции» на необходимость разработки концептуальных и методологических предпосылок совершенствования антимонопольной деятельности [3].

Для достижения требуемого результата и определения нового вектора развития антимонопольного регулирования в первую очередь необходимо исследовать ме-

ханизм его трансформации. С этой целью нами был проведен исторический анализ развития антимонопольного регулирования в контексте смены моделей государственного регулирования экономики и технологических укладов.

Механизм трансформации

антимонопольного регулирования

Научная гипотеза исследования - антимонопольное регулирование трансформируется параллельно смене моделей государственного регулирования экономики и в зависимости от экономического цикла используется государством как инструмент влияния на результаты функционирования товарных рынков с ограниченной и развитой конкуренцией.

Для доказательства данной научной гипотезы и раскрытия механизма трансформации антимонопольного регулирования сопоставим смену технологических укладов с изменениями моделей государственного регулирования экономики и антимонопольного регулирования.

Исходя из данных, приведенных в таблице, можно выделить следующие фазы антимонопольного регулирования:

1) эмбриональная фаза - предпосылки возникновения антимонопольного регулирования в отдельных отраслях. Продолжительность - 98 лет (1791-1889);

2) фаза начала развития - появление антимонопольного законодательства и его малая эффективность. Продолжительность - 47 лет (1889-1936);

3) фаза широкого распространения - ужесточение антимонопольного законодательства, большая роль государства в регулировании рынков. Продолжительность -46 лет (1936-1982);

4) фаза либерализации - ослабление антимонопольного законодательства, возрождение рыночного механизма. Продолжительность - с 1982 г. по настоящее время;

5) фаза усиления роли государства в регулировании рынков (прогноз). Начало - 20182020 гг.

Фазы развития антимонопольного регулирования в контексте смены технологических укладов и моделей государственного регулирования экономики

[ уклад*

Модель государственного регулирования экономики

Антимонопольное регулирование

Предпосылки антимонопольного регулирования в виде решении судов и отдельных законодательных актов, _направленных на регулирование и пресечение проявлении монополизма в отдельных отраслях_

I. 1770-1830 гг. Текстильная промышленность, водяной двигатель, выплавка чугуна, обрабо

эотка железа

II. 1830-1880 гг. ПаровоИ двигатель, железные дороги, машиностроение, черная металлургия

III. 1880-1930 гг. Электротехническое и тяжелое машиностроение, неорганическая химия

Классическая политическая экономия

XVIII в., А. Смит.

Принцип laissez faire (предоставить свободу деятельности, не мешать)

Неоклассическая модель

XIX в. - 30-е гг. XX в., Ж. Б. СэИ. В рыночной экономике кризис перепроизводства невозможен, так как спрос и предложение всегда уравновешиваются. Производство само создает достаточныи спрос, происходит саморегулирование рынка

1791 г. - закон Ле Шапелье (Франция)

1889 г. - первый в истории антимонопольный закон - закон доминиона (Канада).

1890 г. - Акт Шермана (США).

1914 г. - закон «О Федеральной торговой комиссии» (США).

1914 г. - закон Клейтона (США). 1923 г. - первый европейский антимонопольный закон, запрещавший картельные соглашения (Германия)

IV. 1930-1970 гг. Автомобиле-, тракторостроение, цветная металлургия, органическая химия, нефтехимия

Кейнсианство

1930-1970 гг., Дж. М. Кейнс. Создание платежеспособного эффективного спроса. Определение функциональной зависимости между занятостью, потреблением и инвестициями

1936 г. - закон Робинсона - Пэтмэна (США).

1938 г. - закон Уилера-Ли (США).

1950 г. - закон Селлера - Кефовера (США).

1952 г. - Акт Макгайра (США).

1 января 1958 г. - Римский договор о создании

Европейского экономического общества.

1962 г. - Акт о гражданском антитрестовском

процессе (США).

Преобладание взглядов Гарвардской экономической школы

V. 1970-2010 гг. Электронная промышленность, оптиковолоконная техника, роботостроение, производство и переработка газа, информационные услуги

Неоклассический синтез Дж. Хикс, Ф. Модильяни, П. Самуэльсон. Интеграция теоретических положений неоклассической и кейнсианской школ. Неоконсервативная модель государственного регулирования: монетаризм (М. Фридман), теория экономики предложения (А. Лаффер, Дж. Гилдер) и рациональных ожиданий (Дж. Мут, Р. Лукас, Л. Реппинг). Преобладание косвенных методов государственного регулирования через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику. Меры государственного регулирования направлены на стимулирование эффективного спроса, воссоздание классического механизма накопления и возрождение рыночного механизма, обеспечение свободы частного предпринимательства.

Новая институциональная экономика

Д. Норт.

Соотносительность экономических институтов и личных интересов экономических агентов

1982 г. - закон о компаниях, специализирующихся на экспорте (США).

1984 г. - новые правила антитрестовского управления (США).

Данные законы в США были сформированы под влиянием взглядов представителей Чикагской экономической школы, которые критически относились к государственному вмешательству в рыночные отношения. Создание 1 января 1995 г. ВТО обусловило принятие отдельных законов о защите конкуренции в большинстве стран мира. 1990 г. - Постановление Совета министров РСФСР № 344 «Вопросы Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» и Временное положение о Государственном комитете по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Начало развития антимонопольного законодательства в России.

2006 г. - Закон о защите конкуренции в России.

2007 г. - Закон о конкуренции ЕС (положения Договора о функционировании (^ЕЦ) и Договора о Европейском союзе (ТЕЦ))

VI. 2010-2050 гг. Нанотехнологии, клеточные технологии, генная инженерия

Новая модель государственного регулирования экономики будет включать:

- дальнейшую борьбу с безработицей (Д. Мортенсен, К. Писсаридес);

- продолжение борьбы с инфляцией, исследование фискальной и монетарной политики (Т. Сарджент, К. Симс);

- проектирование (дизайн) рынков (Э. Э. Рот);

- исследование финансов и их волатиль-ности (Р. Шиллер);

- исследование контрактов (О. Харт, Б. Хольмстрем);

- поведенческую экономику (Р. Тейлер)

Сдвиг антимонопольного законодательства в сторону информационного общества - регулирование конкурентных отношений в сети Интернет (деятельность сайтов, интернет-магазинов), регулирование контрактных отношений, поведения субъектов рынка.

Создание в России в 2015 г. мегарегулятора за счет консолидации полномочий по антимонопольному, тарифному регулированию, контролю в сфере государственного оборонного заказа

* Составлено по: [4].

Правительство стран мира в зависимости от экономического цикла и, как следствие, роста или кризисного состояния экономики использует антимонопольное регулирование как инструмент влияния на результаты функционирования товарных рынков с ограниченной и развитой конкуренцией. В фазе роста антимонопольное законодательство, как правило, усиливается, в фазе спада и депрессии - ослабляется, идет переход к свободному рынку.

На основании вышеприведенного анализа и синтеза антимонопольного регулирования в сочетании с моделями государственного регулирования экономики и со сменой технологических укладов нами выявлены причинно-следственные связи, которые определяют механизм трансформации института антимонопольного регулирования и доказывают научную гипотезу исследования.

В России антимонопольное регулирование начало развиваться с 1990 г., когда на последнем XXVIII съезде КПСС было принято принципиальное решение о необходимости развития рыночной экономики, конкуренции и предпринимательства, которые откроют простор деловой активности и инициативе людей1.

Можно выделить следующие фазы развития антимонопольного регулирования в России (рис. 1):

1) фаза начала развития - появление первых антимонопольных законов, ряд реорганизаций антимонопольного комитета, образование Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, его малая эффективность. Продолжительность - 14 лет (с 1990 по 2004 г.);

2) фаза широкого распространения - реорганизация Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в ФАС России, ужесточение антимонопольного законодательства, его распространение во многие сферы деятельности. Продолжительность - 8 лет (с 2004 по 2011 г.);

3) фаза либерализации - послабления антимонопольного законодательства по ряду направлений, возрождение рыночного механизма. Продолжительность - с 2012 г. по настоящее время;

4) фаза усиления роли государства в регулировании рынков (прогноз). Начало - 20182020 гг. Предпосылки данной фазы - создание с 21 июля 2015 г. на основе ФАС единого мегарегулятора за счет передачи полномочий от Федеральной службы по тарифам Российской Федерации.

1990

Фаза усиления роли

Фаза государства в регулировании рынков

Фаза широкого либерализации

Фаза начала развития (14 лет) распространения (8 лет) (прогноз) _ь

Рис. 1. Фазы развития антимонопольного регулирования в России

Следовательно, те фазы, которые западные страны проходили более 40 лет, в России заняли от четырнадцати лет и менее. Первые две фазы прошли в рамках пятого технологического уклада, и высокие темпы их прохождения были связаны с

1 URL: http://soveticus5.narod.ru/ 85/xxviii_1.htm

отсталостью России в этой сфере. Третья фаза либерализации соответствует переходу к шестому технологическому укладу.

Таким образом, фазы развития антимонопольного регулирования в России совпадают с фазами, прошедшими в развитых

странах, и сегодня это развитие соответствует общемировым тенденциям.

Концептуальные основы антимонопольной деятельности

Раскрыв механизм трансформации антимонопольного регулирования и выделив его фазы, можно сделать вывод, что состав данного института регулирования в различных странах зависит от экономических условий и позиции государственной вла-

сти. Следовательно, в Российской Федерации концепция государственного антимонопольного регулирования должна основываться на его концептуальном представлении как сложной системы общественных отношений государства, хозяйствующих субъектов и потребителей. Баланс интересов между указанными субъектами можно изобразить в виде графической модели равнобедренного треугольника (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Графическая модель баланса интересов в государственном антимонопольном регулировании

Приведенным в модели субъектам свойственны определенные цели, для каждой

из которых разработаны ключевые показатели (рис. 3).

Рис. 3. Модель баланса интересов в государственном антимонопольном регулировании

Таким образом, ключевые показатели, на которые влияет антимонопольное регулирование, определяют показатели эффективности государства, хозяйствующих субъектов и потребителей. Разработанная модель является развитием гарвардской парадигмы «структура - поведение - результат», которая также впоследствии дополнилась базовыми условиями и государственной политикой, в систему которой входит в том числе и антимонопольное регулирование. Следовательно, с учетом разработанных концептуальных основ при государственном регулировании товарных рынков первично определение баланса интересов государства, хозяйствующих субъектов и потребителей, который формирует структуру, поведение и, как следствие, результат.

Цели антимонопольного регулирования для трех элементов разработанной модели:

1. Государство - развитие хозяйствующих субъектов в благоприятной конкурентной среде, защита от несовершенной конкуренции. Как следствие, выполняются глобальные цели в государственном регулировании:

- эффективность, т. е. наличие эффективно функционирующего производства, результатом которого является пополнение бюджета в виде налоговых отчислений предпринимателей. Наряду с указанным несоблюдение антимонопольного законодательства предполагает наложение серьезных штрафов, в том числе и оборотных (от выручки за прошлый год), что также является одним из источников консолидированного бюджета страны;

- справедливость, т. е. государство перераспределяет доходы через собранные налоги. С этой целью оно использует такие инструменты, как программы развития, субсидии, субвенции, дотации;

- стабильность - государственное регулирование обеспечивает конкуренцию на рынке с целью формирования определенной структуры рынка: количества

предприятий малого, среднего и крупного бизнеса.

2. Хозяйствующие субъекты - защита их интересов от недобросовестных действий иных хозяйствующих субъектов, в том числе естественных монополий и органов власти, что позволяет им более эффективно функционировать на товарных рынках.

3. Потребители - антимонопольное регулирование, которое сохраняет потребительское благополучие посредством защиты интересов граждан, например, от манипулирования ценами монополистами или хозяйствующими субъектами. Высокий уровень конкуренции на товарных рынках ведет к сбалансированности цен на них и расширению выбора для потребителя.

Таким образом, для эффективной реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы необходимо произвести совершенствование института антимонопольного регулирования с учетом разработанных концептуальных основ.

Заключение

Конвергенция государства, хозяйствующих субъектов и потребителей должна стать основой как новой модели государственного регулирования экономики, так и новой фазы развития антимонопольного регулирования. Недостаточность данной связи между приведенными субъектами выступает одним из ключевых факторов, препятствующих обеспечению национальной безопасности и снижению социальной напряженности в обществе. Достижение нового уровня в государственном регулировании экономики, преодоление ее отсталости в условиях зарождения нового технологического уклада требуют переосмысления сложившейся парадигмы. Поэтому Национальный план развития конкуренции сегодня является важным детерминантом в целях укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности.

Список литературы

1. Институты конкурентной политики в регулировании новой индустриализации / отв. ред. И. Р. Курнышева; науч. ред. А. Е. Городецкий. - М. : ИЭ РАН, 2012.

2. Князева И. В., Лукашенко О. А. Трансформация антимонопольной политики в политику защиты конкуренции в современных экономических условиях : монография. - Новосибирск : Изд-во СибАГС : Изд-во НГТУ, 2011.

3. Курнышева И. Р. Государственное регулирование структурных преобразований в условиях конкуренции // Вестник Института экономики Российской академии наук. -2017. - № 5. - С. 23-35.

4. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике : монография / под ред. С. Ю. Глазьева, В. В. Харитонова. - М. : Тровант, 2009.

References

1. Instituty konkurentnoy-politiki v regulirovanii novoy industrializacii [Institutes of Competitive Politics in the Regulation of the New Industrialization], edited by I. R. Kurnysheva, A. E. Gorodeckiy. Moscow, IE RAS, 2012. (In Russ.).

2. Knyazeva I. V., Lukashenka O. A. Transformaciya antimonopolnoy politiki v politiku zashchity konkurencii v sovremennyh ehkonomicheskih usloviyah [Transformation of the Antimonopoly Policy into the Policy of Protection of Competition in the Current Economic Conditions, monograph]. Novosibirsk, Publishing house of SibAPS, Publishing house of NSTU, 2011. (In Russ.).

3. Kurnysheva I. R. Gosudarstvennoe regulirovanie strukturnyh preobrazovaniy v usloviyah konkurencii [State Regulation of Structural Changes in a Competitive Environment]. Vestnik Instituía ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences], 2017, No. 5, pp. 23-35. (In Russ.).

4. Nanotekhnologii kak klyuchevoy faktor novogo tekhnologicheskogo uklada v ekonomike, monografiya [Nanotechnology as a Key Factor in the New Technological Order in the Economy, monograph], edited by S. Yu. Glaz'ev, V. V. Haritonov. Moscow, Trovant, 2009. (In Russ.).

Сведения об авторе

Константин Александрович Кудрявцев

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства ПГТу. Адрес: ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет», 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 3. E-mail: KudryavcevKA@volgatech.net

Information about the author

Konstantin A. Kudryavtsev

PhD, Assistant Professor of the Department for Economy and Production Organization of the VSUT.

Address: Volga State University of Technology,

3 Lenin Sq., Yoshkar-Ola, 424000,

Republic of Mariy El,

Russian Federation.

E-mail: KudryavcevKA@volgatech.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.