Научная статья на тему 'Трансформация инновационного процесса от закрытых к открытым инновационным системам'

Трансформация инновационного процесса от закрытых к открытым инновационным системам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ЗАКРЫТЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / НИОКР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреев А.Л.

Автором анализируется новая парадигма инновационной деятельности, основанной на принципе открытых инноваций, приходящей на смену закрытым инновационным системам, а также характеристики, свойственные инновационным системам открытых и закрытых типов. Дано описание принципов открытых и закрытых инноваций, иллюстрируются особенности открытых инновационных процессов в сравнении с закрытыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация инновационного процесса от закрытых к открытым инновационным системам»

Трансформация инновационного процесса от закрытых к открытым инновационным системам

Innovation process transformation from closed to open innovation systems

УДК 330.4

А. Л. Андреев

аспирант Санкт-Петербургской академии управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44; e-mail: alexey-andreev@mail.ru

A. L. Andreyev

190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44; e-mail: alexey-andreev@mail.ru

Автором анализируется новая парадигма инновационной деятельности, основанной на принципе открытых инноваций, приходящей на смену закрытым инновационным системам, а также характеристики, свойственные инновационным системам открытых и закрытых типов. Дано описание принципов открытых и закрытых инноваций, иллюстрируются особенности открытых инновационных процессов в сравнении с закрытыми.

The author analyzes new paradigm of innovation activity, based on open innovations principle which takes place of closed innovation systems, as well as characteristics, inherent to innovation systems of open and closed types. He gives a description of open and closed innovations principles, illustrates specific features of open innovation processes in comparison with closed ones.

Ключевые слова: инновации, открытые инновационные системы, закрытые инновационные системы, управление инновационной деятельностью, НИОКР

Keywords: innovations, open innovation systems, closed innovation systems, innovation activity management, research and advanced development

Инновации играют важную роль в модернизации и развитии конкурентоспособности компаний, отраслей и сфер хозяйства. Внедрение инноваций — один из ключевых факторов, влияющих на рост производительности труда и конкурентоспособности предприятия. Стоит также учесть, что в посткризисный период значительно меняется деловая среда, характер инноваций, условия и методы конкуренции. Под влиянием глобализации и смены бизнес-моделей на всем протяжении цепочек создания стоимости происходят существенные изменения в инновационной деятельности компаний: все больше компаний участвуют в совместных НИОКР, повышается ротация кадров, усиливается роль посредников, возрастают масштабы аутсорсинга.

Под воздействием перечисленных выше факторов развивается новая парадигма инновационной деятельности, основанная на принципе открытых инноваций, которая приходит на смену закрытым инновационным системам.

Закрытая инновационная система — это такая система, в которой компания не использует внешние источники для создания инноваций, а рассчитывает

преимущественно на собственные исследовательские подразделения и компетенцию своих работников. Она стремится защитить свои инновации правами на интеллектуальную собственность [1].

Открытая инновационная система — система, основанная на активном поиске перспективных идей во внешней среде, совместных исследованиях и создании инноваций с другим партнерами, а также стратегическом использовании прав на интеллектуальную собственность [там же].

Принцип закрытых инновационных систем состоит в том, что компании должны самостоятельно генерировать собственные идеи, затем разрабатывать, производить, выводить товар на рынок и заниматься его распространением. В следующих фазах подразумевается также самостоятельное сопровождение продукта, финансирование и поддержка. В такой ситуации фирма могла в полной мере надеяться только на себя, так как нельзя было надеяться на качество, наличие и характеристики инновационных идей, предлагаемых другими. Такой подход к развитию инновационного процесса достаточно длительный период оставался наиболее приоритетным. В данной системе инноваций можно выделить следующие характеристики, свойственные закрытым инновационным системам:

• компании ориентированы на привлечение в штат самых лучших и талантливых служащих;

• компания должна самостоятельно проводить исследования и разработки новых товаров и услуг;

• считается, что если компания первой разработала новый продукт (услугу), то она первой выйдет с ним на рынок;

• компания, первой выходящая на рынок с новым продуктом (услугой), обычно добивается успеха;

• только компании — лидеры по объемам инвестиций в НИОКР смогут разработать лучшие инновационные продукты (услуги) в больших количествах, а затем успешно предлагать их на рынке;

• компания должна надежно защищать интеллектуальную собственность от конкурентов. Принцип закрытых инноваций формирует относительно замкнутую систему. Она наглядно продемонстрирована на рис. 1.

Как видно на рисунке, компании инвестируют средства в НИОКР, что позволяет в результате совершать фундаментальные технологические прорывы. Затем, на основе технологических прорывов, компании выходят на рынок с новой продукцией и услугами, тем самым завоевывая новые рыночные ниши и, как результат, получают высокую прибыль. Впоследствии эта прибыль снова вкладывается в более масштабные НИОКР, что, в свою очередь, снова приводит к появлению новых инновационных продуктов. Стоит отметить, что в данной схеме на этапе разработки не привлекаются другие компании, следовательно,

СО О

II С 0. S

с

0 с о; s

1 с со О CÍ ш с; о

0

S ш 25

1

т

>

С

Фундаментальные технологические прорывы

о <

Рост инвестиций в НИОКР

Новые продукты и новые свойства

о

о о

> <

Растущий объем продаж и прибыли на основе имеющейся бизнес-модели

Рис. 1. Система закрытых инноваций

Исследования

Разработки

.......................

.....>■■•■■»..,

.........................................

Время

Рис. 2. Процесс управления НИОКР на основе закрытых инноваций

Примечание: серые пунктирные линии — границы фирмы.

другие не могут использовать эти идеи для получения прибыли.

Тот же принцип закрытых инноваций можно описать с точки зрения управления НИОКР (рис. 2).

На рисунке поток идей поступает в фирму слева и реализуется в виде продукции, которая предлагается на рынке. Штриховые линии показывают завершенные научно-исследовательские проекты, некоторые из которых могут дойти до патентования, но при этом не будут использованы для производства новых товаров или оказания новых услуг Реализация таких проектов зачастую откладывается на неопределенное время, пока не возникнет возможность использовать их, если, конечно, такая возможность возникнет вообще. Сплошные линии — завершенные научно-исследовательские проекты, которые используются в разработке новых товаров и услуг Продукция компании схематично показывается в правой части рисунка.

В процессе исследования происходит анализ и фильтрация поступающих инновационных идей, некоторые из которых далее поступают на уровень разработки, а затем выводятся на рынок. Процесс сформирован таким образом, чтобы отсеять потенциально нерезультативные проекты, которые первоначально выглядят привлекательными. Причем считается, что те

проекты, которые прошли ряд внутренних проверок, имеют более высокую вероятность добиться успеха на рынке.

Надо отметить, что такой механизм инновационного процесса имеет широкое распространение. Однако в последние годы несколько одновременно действующих факторов оказали подрывное воздействие на базовые положения закрытых инноваций.

К таким факторам следует отнести, во-первых, постоянно увеличивающуюся мобильность высококвалифицированных работников. Появлению этого фактора способствовало несколько причин. Среди них можно выделить: интенсивный рост числа выпускников университетов, процессы реформирования системы государственных научно-исследовательских лабораторий в частные коммерческие организации, а также появление значительного числа малых научных предприятий, занимающихся НИОКР. Повышенная мобильность квалифицированных работников непосредственно влияет на широкое распространение знаний, которыми они обладают, и перенос их из компаний, надежно защищающих свои инновационные разработки, в другие организации: конкурентам, партнерам, начинающим предприятиям, университетам и т. д. Сейчас, когда информация распростра-

нена намного более широко, новые компании могут получить доступ к полезным знаниям, недоступным ранее. Компания может выиграть в конкурентной борьбе благодаря профессиональной подготовке и опыту сотрудников, привлеченных из другой фирмы, причем никакой компенсации фирма, потерявшая сотрудника, не получит.

Теперь востребованные профессионалы могут переходить из компании в компанию и на рыночных условиях продавать свои знания и квалификацию тому, кто предложит лучшие условия. Так что даже начинающие фирмы способны стать первыми при коммерциализации новых технологий. Такая ситуация также создает стимулы для инвестирования работников в собственное образование, чтобы как можно быстрее научиться новому и повысить свою ценность на рынке персонала.

Следующим фактором смещения вектора в сторону от закрытых инноваций является рост частного венчурного капитала, особенно использующегося для создания новых фирм, занимающихся коммерциализацией внешних исследований, и трансформация этих фирм в компании с высокой капитализацией. Обычно к таким начинающим компаниям относят высокотехнологические компании, бизнес которых связан с рисками внедрения новых разработок.

При сокращающемся сроке жизненного цикла и росте возможностей использования товаров компаниям необходимо повысить скорость обработки знаний. Если возможностей компании, чтобы воспользоваться результатами научных исследований, в данный момент не достаточно, то она не может, как прежде, оставлять идею «до лучших времен». Многие специалисты, недовольные таким положением, могут получить венчурное финансирование, открыть собственную компанию или перейти в организацию, готовую заниматься разработкой продукта на основе этой идеи.

Итак, отмеченные нами факторы значительно ослабили существующую систему закрытых инноваций. Сложилась такая ситуация, когда компании больше не могут отказываться от использования инновационных идей, оставляя их до лучших времен. В то же время на наших глазах создается широкий спектр всевозможных исследовательских ресурсов за пределами фирмы. Результаты внешних исследований могут использоваться компанией и быть преобразованы в продукты и услуги в сравнительно короткий временной отрезок.

Если раньше фирма должна была сама генерировать идеи с целью их дальнейшего использования, т. е. оперировать во внутренней закрытой среде, то сейчас она может использовать идеи, поступающие извне, одновременно самостоятельно создавая идеи как для внутреннего, так для и внешнего использования. Более того, теперь компании могут использовать знания, полученные от поставщиков, клиентов, в университетах, лабораториях, у начинающих фирм и т. д. С учетом всех перечисленных выше изменений компании должны сформировать структуру таким образом, чтобы уметь воспользоваться этими распределенными источниками знаний, а не игнорировать их, опираясь только на собственные НИОКР.

Следовательно, в ситуациях, когда действуют перечисленные факторы, модель закрытых инноваций перестает работать. Необходим новый подход, основанный на использовании открытых инновационных систем.

Открытые инновации подразумевают использование целевых потоков знаний для ускорения внедрения

исследовательских процессов, а также с целью рас- ^ ширения рынков для более эффективного использо- ^ вания инноваций. <

Теория открытых инноваций определяет процесс Ц исследований и разработок как открытую систему. о Компания может привлекать новые идеи и выходить к на рынок с новым продуктом не только благодаря Ее собственным внутренним разработкам, но и в сотруд- 5 ничестве с другими организациями.

Модель открытых инноваций основывается на сле- ^ дующих принципах. Для получения дополнительной ^ ценности внутренние идеи можно выводить на рынок х и через внешние каналы, т. е. не ограничиваться су- з ществующими направлениями бизнеса фирмы. Сле- ^ дующий принцип — компании должны использовать < для производства новых товаров и услуг не только собственные внутренние НИОКР, но и внешние источники знаний [2, 3].

В общем виде процесс открытых инноваций представлен на рис. 3.

Как видно на рисунке, идеи по-прежнему появляются в процессе исследовательского цикла внутри фирмы, но часть идей могут уйти из компании по причинам, описанным ранее. Область компании показана пунктирными линиями с более разнесенными точками, что иллюстрирует ослабление границ компании в результате перечисленных выше факторов. Более разнесенные точки отражают более проницаемую границу компании и возможность взаимодействия между тем, что делается внутри фирмы, и тем, что происходит за ее пределами. Идеи, уходящие из компании, показаны штрих-пунктирными линиями. Идеи, поступающие в компанию извне, показаны на рисунке штриховыми линиями — это технологии, которые не были созданы в процессе собственных разработок компании, но тем не менее будут использоваться в основной деятельности компании. Идеи, которые создаются внутри фирмы и далее используются в разработках, показаны сплошными линиями.

На базовом уровне логика системы открытого инновационного процесса основывается на высоком объеме избыточных знаний, которые должны быть использованы, а компания, получившая их, могла создать дополнительную ценность. Теперь идеи, которые возникли в компании в процессе исследований, не ограничиваются только внутренними путями компании, ведущими на рынок. Аналогично компания использует для разработки новых продуктов не только собственные знания, но и внешние идеи. Следовательно, можно сделать вывод, что появляются новые принципы организации в области исследований, и процесс инновационной деятельности становится совершенно другим.

Если рассматривать систему открытых инноваций, состоящую из нескольких компаний, то вот что окажется существенным (рис. 4).

На рисунке изображен ландшафт знаний, который появляется в результате потоков внутренних и внешних идей, поступающих из компании А и В. В такой среде существует множество идей, причем не только внутри компаний, но и за их пределами. Эти идеи находятся в свободном доступе, и зачастую специалистов, которые их создают, возможно просто нанять.

Можно выделить следующие принципы, основанные на логике открытых инноваций.

• Большинство профессиональных сотрудников работает вне отдельно взятой компании. Следовательно, компании должны использовать знания талантливых людей, находящихся за их пределами.

>

Время

Рис. 3. Процесс открытых инноваций

• Значительную ценность создают внешние НИОКР. При этом внутренние НИОКР нужны для получения части этой ценности.

• Компаниям вовсе не обязательно самостоятельно проводить исследования, чтобы на их основе получать прибыльные разработки.

• Для компании важнее создать более совершенную бизнес-модель, чем первой выйти на рынок с новой продукцией.

• В выигрыше останутся только компании, которые оптимальным образом используют как внутренние, так и внешние идеи.

• Компании должны получать прибыль от использования другими организациями интеллектуальной собственности компании.

Мышление в рамках открытых инноваций значительно меняет роль исследовательской функции. Значительно повышается важность внутренних сотрудников, которые занимаются исследованиями. Теперь в их задачи входит не только генерирование знаний, но и «функция брокера знаний». Это означает, что если в прошлом исследователи просто добавляли новые результаты исследований к накопленным знаниям компании, то теперь необходимо самостоятельно заниматься распространением собственных накопленных знаний, а также привлекать знания со стороны с целью использования их компанией.

Что касается венчурного капитала, то в системе открытых инноваций он получил широкое использование. Некоторые компании используют проекты, финансируемые в рамках венчурных компаний, как пилотный вариант, применяемый для оценки его потенциальных рыночных возможностей. Такая пилотная программа выступает самым достоверным видом рыночного исследования будущих технологий и разработок.

Крупные фирмы используют венчурные компании как один из вариантов ускоренного создания фирм для дальнейшего сотрудничества — инвестируют средства в некоторые эксперименты на начальном

I

этапе, а позже, когда венчурные фирмы выходят на стабильный уровень развития, заключают с ними партнерские соглашения. Иногда даже происходит приобретение наиболее перспективных новых компаний крупными холдинговыми структурами. Сообщество венчурных компаний и компаний, которые этот венчур используют, рассматривается как взаимовыгодное сотрудничество [1].

При использовании открытых инновационных систем существенно меняется подход к управлению интеллектуальной собственностью компании. Компании, использующие в своей деятельности открытый инновационный подход, рассматривают интеллектуальную собственность как составную часть технологической стратегии и управляют ею также на стратегическом уровне [2]. Такие компании заинтересованы в продаже своей интеллектуальной собственности и в то же время стараются приобретать ее у сторонних организаций.

Сейчас фирмам трудно полностью контролировать важные технологии в течение длительного периода времени. Слишком много факторов, которые оказывают существенное влияние на широкое распространение знаний. Поэтому разумно планировать технологическую стратегию и стратегию управления интеллектуальной собственностью на основе предпосылки, что технология будет быстро распространена и продублирована, вследствие чего компания способна получить дополнительную прибыль.

Компании больше не могут консервативно относиться к своим знаниям как к чему-то стратегическому, а должны воспринимать их прежде всего с динамической точки зрения. Компании, которые являются сторонниками открытых инноваций, должны активно использовать лицензирование в целях создания и расширения рынков для своих технологий. И чем быстрее разработана технология, тем скорее потенциальные исследователи узнают о новых способах применения этой технологии и внедрят ее в виде новых продуктов или услуг.

Рис. 4. Система открытых инноваций, состоящая из нескольких компаний

Таким образом, открытые инновации, как модель управления модернизацией, в настоящее время все чаще используются во многих отраслях экономики. В связи с высокой стоимостью содержания обособленных научно-исследовательских лабораторий компании все больше концентрируются на совместных разработках, создании открытых инновационных центров. Организации, замыкающиеся на внутренней среде, совершают большую ошибку: компании растрачивают свои ресурсы, дублируя инновационные разработки. Принцип, по которому неиспользованные разработки чаще всего перемещались в архив, устарел, существует риск потери разработчиков и инновационных идей, которые были разработаны для компании. Более того, скрывая результаты проведенных исследований, организации недополучают значительную долю прибыли. При использовании открытых инноваций вместо получения дохода только за счет самостоятельного использования внутренних разработок компании гене-

рируют прибыль, используя различные, в том числе и внешние, пути выхода технологии на рынок.

В итоге можно сделать вывод, что вместо закрытого способа управления интеллектуальной собственностью, когда компании не допускают к собственным разработкам внешних пользователей, компании должны формировать новые открытые инновационные бизнес-модели, чтобы достойно конкурировать в современных экономических условиях.

Литература

1. Chesbrough H. Open Innovation: The New Imperative for Creating and Profiting from Technology. Boston: Harvard Business School Press, 2003

2. Chesbrough H. Open Business Model: How to Thrive in the New Innovation Landscape. Boston: Harvard Business School Press, 2006

3. Chesbrough H., Van Haverbeke W., West J. Open innovation: Researching a New Paradigm. Oxford Unversity Press, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.