№ 2, 2013
ОБРАЗОВАНИЕ, НАуКА, ПРОИЗВОДСТВО
УДК 378:001.895
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕЙ РАННЕГО ПОЛИТЕХНИЗМА В ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
В. К. Федоров, О. М. Дубовицкий
(МАТИ — Российский государственный технологический университет
им. К. Э. Циолковского)
В статье рассмотрены незаслуженно утраченные теоретические и методические идеи и принципы политехнизма и политехнического образования, показан огромный инновационный потенциал этого направления, который может быть принят в организации современных инновационных производств. Предложена концептуальная модель политехнизма на современном этапе инновационного развития промышленности.
Ключевые слова: политехнизм; политехническое образование; организация труда; инновационный потенциал; технология производства; рабочее место.
В середине XIX — начале XX в. умами крупных экономистов, социалистов, педагогов, промышленников овладели идеи политехнизма — организации процесса производственного обучения рабочих кадров для нарождающегося фабричного производства.
Теоретически принцип раннего политехнизма (политехнического образования) впервые был сформулирован К. Марксом, который полагал, что «ознакомление с основными принципами процессов производства необходимо сочетать с одновременным обучением навыкам обращения с простейшими орудиями труда на производстве» [3, л. 1989]. Такое образование он называл политехническим, технологическим или политехнизмом.
Многие отечественные социалисты и педагоги периода начального развития фабричного производства (мануфактур) внесли вклад в развитие принципа политехнизма. Они считали политехнизм важнейшим принципом образования, подчеркивая, что только политехническая школа может готовить сознательных строителей социалистического общества. Причем политехническое обучение нельзя сводить к изучению суммы ремесел, приемов труда и т. п. Политехнизм ни в коем случае не означает просто знакомство с многоремесленностью в процессе труда — школа должна знакомить с теорией, практикой, главными прин-
ципами и технологическими методами организации производства.
Производственные знания в ремесленном производстве, как известно, формировались на опыте, передаваемом ремесленниками из поколения в поколение. Развивающееся машинное производство (начиная с мануфактур) для обеспечения роста производительности труда и качества продукции заставило опираться на широкое использование в производственной деятельности естественно-научных и производственно-технологических знаний.
В числе тех, кто своими работами, научной и производственной практикой способствовал в 20-е гг. XX в. становлению политехнизма и предложил новые формы его развития, был выдающийся инженер, ученый, гуманист, основоположник научной организации труда Алексей Капитонович Гастев. В созданном им Центральном институте труда (ЦИТ) в течение длительного времени ученые были сосредоточены на проблемах разработки концепций трудовой педагогики, подготовки квалифицированных рабочих и технического производственного персонала, организации новой производственной структуры трудовой деятельности и комплексных методов профессионального обучения [1; 2].
В полемику вокруг идей и практики развития политехнизма на новом этапе
© Федоров В. К., Дубовицкий О. М., 2013
были втянуты государственные деятели, руководители предприятий и рабочие, педагоги и психологи. Характерно, что проблемы политехнизма быстро вышли за пределы «чистой» педагогики, производственного обучения и приобрели всеобщий социотехнический характер, отразив различные взгляды на цели и задачи воспитания трудовых ресурсов, формирование нового типа личности в трудовом процессе.
Политехнизм, по А. К. Гастеву, — это прежде всего воспитание умения пользоваться различными технологиями труда, трудовыми ресурсами, создание современной технологической оснастки.
Например, все технологические приспособления для оборудования рабочих мест делились на три основных вида:
1) шаблоны — приспособления для точной фиксации мест: точек, линий, площадей, объемов;
2) направляющие и фиксаторы — приспособления для точной фиксации движений: прямолинейных, криволинейных, вращательных, поступательных и возвратных;
3) устройства для подачи — приспособления для подачи деталей в рабочую зону инструмента (для обработки).
Таким образом, были опробованы принципы современной тенденции организации производства — универсальности, подвижности, съемно-сти, разъемности, переноски, легкой транспортировки, — делающие производственный процесс исключительно гибким.
В своем стремлении к совершенствованию профессионального процесса технического обучения уже тогда специалисты пришли к идее программированного профессионального обучения, в котором мастерство инструктора во многом поддерживается объективными воздействиями производственной среды и предписаний, создающих и корректирующих формирование «цепей» реакций работника. Идея машинизации воспитания путем детерминации деятельности с помощью инструкций, шаблонов, тренажеров и т. п. получила завершение
в конструкции «социально-инженерной машины», построенной в ЦИТе. Предполагалось, что обучение должно осуществляться «в особой машине, где все установки ученика определяются не указаниями инструктора, а деталями машины и конструкцией». Ученик при этом включен в процесс обучения как объект обучения, как «элемент» самой машины. Данная концепция была концепцией как безмашинного, так и машинного программированного обучения, основанного на идеях «обратной связи», алгоритмизации и программирования.
Реальный политехнизм с точки зрения новейших технологий должен быть глубоко современным, т. е. строиться в соответствии с современными подходами в организации производства.
Познакомившись с достижениями цивилизованного мира в области организации техники и труда, А. К. Гастев убедился, что можно импортировать оборудование, технологию, но нельзя импортировать профессиональную, организаторскую и трудовую культуру организации и обслуживания. Эти слова очень точно определяют нашу подчас бездумную политику в отношении закупки заводов «под ключ», «под готовую продукцию», закупки образцов зарубежной техники и технологии для их воспроизводства как решение сложных инновационных задач нашего развития.
Необходимо отметить, что концепция политехнизма первоначально была настороженно встречена учеными-пе-дагогами в связи с тем, что она шла во многом от идеологии (от социалистического идеала «всесторонне развитой личности»), а не от потребностей экономики, динамично развивающегося производства.
Специалисты по организации производства старались вывести методологию политехнизма не из идеологии и политики, а непосредственно из анализа новейших форм организации производства, рассматривая техническую, производственную педагогику как производственную форму организации труда. В то же время для соци-алистов-педагогов было характерно
№ 2, 2013
иное, альтернативное понимание целей и задач политехнического образования.
Сегодня под политехнизмом понимается такая техническая, организационно-технологическая подготовка трудовых ресурсов, которая вооружает производственных рабочих и специалистов трудовыми навыками и приемами труда, готовит к активному творческому участию в процессе организации производства, формирует их технологическое и социотехническое мировоззрение. Сложность этой задачи
состоит в том, что участникам трудового процесса необходимо дать систему необходимых технологических знаний о состоянии, структурных, организационно-технологических принципах производства в условиях освоения высоких наукоемких инновационных технологий, мощных трансфертов технологий, всей инновационной перестройки промышленности. Концептуальная модель политехнизма на современном этапе инновационного развития промышленности представлена на рис. 1.
Р и с. 1. Структура концептуальной модели современного политехнизма
Предложенная концепция определяет овладение не только необходимыми теоретическими знаниями, но и методами современной технологии производства, умением пользоваться инструментами и сложной технологической оснасткой, приемами и методами современного труда.
Удивительно, но эти идеи, возникшие еще в период развития НЭПа и нацеленные на решение насущных задач подготовки квалифицированных рабочих в условиях возрождения экономики и кризиса рабочей силы, подготовки к
индустриализации страны, очень точно отвечают сегодняшним задачам повышения инновационного потенциала трудовых ресурсов на инновационных предприятиях.
Таким образом, в противовес «классической педагогике» производственного обучения концепция политехнизма ставит задачу создания новой инновационной педагогики в широком смысле слова, направленной на воспитание профессионально устремленной личности, разработку и воспитание мотивации к труду, формирование но-
вых подходов в технологии и организации производства, социотехнических принципов организации труда. Как видно, это в решающей степени отвечает требованиям организации инновационных процессов в современном производстве.
Современным представителям производственных трудовых ресурсов должны быть присущи следующие качества: политехнизм (высокая про-
фессиональная подготовка), наблюдательность, воля (готовность к высокой трудовой мотивации), знание основ биомеханики и инженерной психофизиологии, организаторские умения и знания.
На основе перечисленных качеств представим структуру политехнического образования, отвечающую потребностям развития инновационного потенциала трудовых ресурсов (рис. 2).
Р и с. 2. Структура целей и задач организации политехнического образования
Новую трактовку идей политехнизма устанавливают и незаслуженно забытые идеи, в которых наряду с общей методологией проектирования был разработан универсальный алгоритм сбора и анализа исходных данных по изучению производства. Он включал в себя характеристику завода, карты организации труда по цехам, схемы рабочих типов, квалификационные характеристики персонала, методику планировки и организации рабочих мест, материалы по организации учебных цехов и участков, систему подготовки рабочих, систему экспертизы и сдачу продукции заказчику.
Современная производственная культура организации труда передовых стран мира проникнута высоким организационным и технологическим
содержанием. Речь идет не просто о профессиональном обучении, но прежде всего о социотехнической культуре организации производства и качестве инновационного потенциала трудовых ресурсов, воспитании производственных рабочих и специалистов для производства с помощью социальных и технологических подходов, о формировании своеобразной «психологии работающего человека».
Профессиональная подготовка специалистов — это социализированный процесс овладения трудовой (в широком смысле слова) и производственной культурой. Причем при всей противоречивости трактовки термина «производственная культура» совершенно ясно, что это не высоты культуры и цивилизации вообще, а культура
труда, высокий уровень технологии и организации производства, профессионализм трудовых ресурсов, их высокая профессиональная подготовка.
В основу концепции политехнизма сейчас положены новые идеи, определяемые задачами освоения новых высоких, наукоемких технологий, создания современных инновационных предприятий с их совершенными системами информационной и логистической поддержки производства, сложными системами технологии и организации производства. В этих условиях резко изменяющихся технологических и организационных принципов организации производства резко меняются и требования к качеству профессиональной подготовки трудовых ресурсов, их психофизиологических кондиций.
На базе предложенной концептуальной модели политехнизма может быть реализована идея подготовки кадров по заказу и адаптации рабочих определенных профессий, создания основных принципов и практического построения типовых решений рабочих мест.
В современной трактовке такая концептуальная модель может определять систему своеобразных принципов,
центром которых является доктрина о подготовке трудовых ресурсов, повышении их инновационного потенциала. В ней должны быть синтезированы инженерно-технологический, организационный и психолого-педагогиче-ский компоненты, структурированы необходимые элементы воспитательной системы: концепция (цели, задачи, методология), содержание, организационные формы, методика обучения, средства обучения, экспертиза качества образования.
Таким образом, к идее политехнизма необходимо вернуться с учетом взглядов на современное инновационное производство — принципов его организации и тенденций развития.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гастев, А. К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда / А. К. Гастев. — Москва : Экономика, 1972. — 480 с.
2. Гастев, А. К. Трудовые установки / А. К. Гастев. — Москва : Либроком, 2011. — 344 с.
3. Маркс, К. Инструкция делегатам Временного Центрального совета по отдельным вопросам / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. — 2-е изд. — Т. 16.
Поступила 21.02.13.
Об авторах:
Федоров Вадим Константинович, заведующий кафедрой управления инновациями ФГБОУ ВПО «МАТИ — Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского» (г. Москва, Россия), доктор технических наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор, [email protected]
дубовицкий олег Михайлович, аспирант кафедры управления инновациями ФГБОУ ВПО «МАТИ — Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского» (г. Москва, Россия), [email protected]
TRANSFORMATION OF THE EARLY POLYTECHNISM IDEAS FOR INNOVATIVE ORGANISATION OF MODERN MANUFACTURING
V. K.Fedorov, O. M. Dubovitskiy
(Russian State Technological University — MATI)
The article is concerned with undeservedly forgotten theoretical and methodological ideas and principles of polytechnism and polytechnic education, and highlights great innovative potential of this approach, which can be accepted for the organisation of modern innovative manufactures. The authors present a conceptual model of polytechnism at the present stage of the industry innovative development, which sets the task to create a new and innovative pedagogics aimed at fostering an individual’s professional aspirations, development and shaping his/her motivation to work, the formulation of new approaches in technology and organisation of manufacturing, socio-technical principles of the organisation of labour.
Keywords: politechnism; polytechnical education; manufacturing technology; innovative potential; the organisation of labour; place of work.
REFERENCES
1. Gastev A. K. Kak nado rabotat’. Prakticheskoe vvedenie v nauku organizacii truda [How to work the right way. Practical introduction into workplace management science]. Moscow, Ekonomika Publ., 1972.
2. Gastev A. K. Trudovye ustanovki [Labour orientations]. Moscow, Librokom Publ., 2011.
3. Marks K. Instrukcija delegatamVremennogo Central'nogo soveta po otdel'nym voprosam [Instruction for Temporary Central Council’s Delegates on separate issues]. K. Marks, F. Jengel's Soch., vol. 16, Leningrad, 1989.
About the authors:
Fedorov Vadim Konstantinovich, head, Chair of Innovations Management, Tsiolkovsky Russian State Technological University — MATI (Moscow, Russia), Doctor of technical sciences, honoured science worker of the Russian Federation, professor, [email protected]
Dubovitskiy Oleg Mikhailovich, graduate students, Chair of Innovations Management, Tsiolkovsky Russian State Technological University — MATI (Moscow, Russia), [email protected]