Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ВЗРОСЛЫХ В ПЕРИОД КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ВЗРОСЛЫХ В ПЕРИОД КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
583
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гут Ю. Н., Кошелева Ю. П.

В статье рассматриваются показатели кризиса среднего возраста взрослых, подтверждающих трансформацию их идентичности: внутриличностной конфликтности, ценностно-смысловой сферы и рефлексии с учетом различий между мужчинами и женщинами. Результаты эмпирического исследования показывают, что у людей среднего возраста наиболее выражен конфликт неадекватной самооценки, конфликт нереализованного желания и адаптационный конфликт. Для мужчин основой кризиса среднего возраста является отсутствие опоры на ценности, а для женщин - неактуальные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF ADULT IDENTIT Y DURING THE MIDDLE AGE CRISIS

The article examines the midlife crisis of adults, confirming the transformation of their identity: intrapersonal conflict, value-semantic sphere, and reflection, taking into account the differences between men and women. The empirical findings show that middle-aged people have conflict of inadequate self-esteem, conflict of unrealized desire, and adaptational conflict. For men, the basis of the midlife crisis is the lack of support for values, and for women - irrelevant values.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ВЗРОСЛЫХ В ПЕРИОД КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 159.9.072

DOI 10.52070/2500-3488_2021_4_841_149

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ВЗРОСЛЫХ В ПЕРИОД КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Ю. Н. Гут1, Ю. П. Кошелева2

психологический институт РАО, Москва, Россия;

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия, gut.julya@yandex.ru

2Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия, yu.p.kosheleva@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются показатели кризиса среднего возраста взрослых, подтверждающих трансформацию их идентичности: внутриличностной конфликтности, ценностно-смысловой сферы и рефлексии с учетом различий между мужчинами и женщинами. Результаты эмпирического исследования показывают, что у людей среднего возраста наиболее выражен конфликт неадекватной самооценки, конфликт нереализованного желания и адаптационный конфликт. Для мужчин основой кризиса среднего возраста является отсутствие опоры на ценности, а для женщин - неактуальные ценности.

Ключевые слова: идентичность, ценностно-смысловая сфера, внутриличностный конфликт, кризис среднего возраста

Для цитирования: Гут Ю. Н., Кошелева Ю. П. Трансформация идентичности взрослых в период кризиса среднего возраста // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. Вып. 4 (841). С. 149-163. DOI: 10.52070/2500-3488_2021_4_841_149

Original article

TRANSFORMATION OF ADULT IDENTITY DURING THE MIDDLE AGE CRISIS Yu. N. Gut1, Yu. P. Kosheleva2

Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, Belgorod State Research University, Belgorod, gut.julya@yandex.ru

2Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia, yu.p.kosheleva@mail.ru

Abstract. The article examines the midlife crisis of adults, confirming the transformation of their identity: intrapersonal conflict, value-semantic sphere, and reflection, taking into account the differences between men and women. The empirical findings show that middle-aged people have conflict of inadequate self-esteem, conflict of unrealized desire, and adaptational conflict. For men, the basis of the midlife crisis is the lack of support for values, and for women - irrelevant values.

Key words: identity, value-semantic sphere, intrapersonal conflict, middle age crisis

For citation: Gut, Yu. N., Kosheleva, Yu. P. (2021). Transformation of adult identity during the middle age crisis. Vestnik of Moscow State University. Education and Teaching, 4 (841), 149-163. DOI: 10.52070/2500-3488_2021_4_841_149

Введение

Любой человек сталкивается в своей жизни с ситуациями, которые меняют траекторию его личностного и профессионального пути, затрагивают его идентичность. В большей степени люди повержены трансформации идентичности в периоды кризиса - особенно в период кризиса «середины жизни» [Солодников, Солодникова, 2009; Манукян, 2010]. В период кризиса среднего возраста человек пересматривает свое окружение, свое отношение к себе и к различным сторонам своей жизни. Судить о том, насколько успешно или неуспешно он преодолел этот кризис, можно по тому, насколько гармонична его личность, насколько его деятельность отвечает текущим потребностям и запросам, насколько он удовлетворен своей жизнью в целом. В противном случае у него возникает внутриличностный конфликт, который затрагивает мотивационно-ценностную сферу человека [Подымов, Сульчинская, 2018]. По мнению А. С. Васильева, внутриличностный конфликт характеризуется тем, что а) в нем отсутствуют субъекты противостояния - конкретные личности или группы, стороны конфликта - внутриличностные образования самого человека; б) такой конфликт тяжело переживается и сопровождается

состояниями страха, депрессии, стресса и, если человек не справляется с ними, то он может вылиться в невроз и даже в психоз; в) он протекает латентно как для окружения, так зачастую и для самого индивида [Васильев, 2010].

Исследования кризиса среднего возраста обнаруживают, что его протекание зависит от ряда параметров - от социально-демографических характеристик человека [Аксенов, Скрипачева, 2014], от самореализации личности [Бохан, Скрипачева, 2013; Кулагина, 2020] и других характеристик, непосредственно влияющих на идентичность личности. [Krasovskaia et al., 2020]. Мы полагаем, что показателем разлада человека самим с собой и нарушения его идентичности является внутриличностный конфликт, которому, в первую очередь, подвержены взрослые люди в период кризиса среднего возраста.

Наше исследование посвящено изучению идентичности взрослых и выявлению связи внутриличностного конфликта со структурой идентичности, в которой центральное место занимает ценностно-смысловая сфера человека, и с рефлексией как ресурсом личности, позволяющим осмыслять полученный опыт и в соответствии с ним трансформировать свою идентичность.

Структура идентичности

В исследованиях идентичности особое внимание уделяется изучению ее истоков и структуры. Так, К. Пиотровски с соавторами считает, что становление идентичности основано на исполняемых личностью социальных ролях [Piotrowski et al., 2020]. Формирование идентичности и образа Я зависит от окружения человека, - в первую очередь, от семьи [Baldwin et al., 2020] и этнокультуры [Krasovskaia et al., 2020]. Согласно Л. Б. Шнейдер, в структуру идентичности входят следующие компоненты: смыслы и хронотопы, являющиеся основой самоопределения и самоорганизации; прототипы, на которых основана персонализация и ценности, благодаря которым формируется образ «Я». В то же время идентичность является динамическим образованием. Присвоение ее структуры осуществляется через идентификацию-отчуждение, обеспечивающих тождественность и развитие личности, в процессе самоопределения и самоорганизации, основанных на соотношении детерминизма и неопределенности. Идентичность обеспечивает целостность личности, которая достигается за счет развития образа «Я» с помощью

рефлексии и самоописания. Помимо механизмов, на формирование идентичности оказывают влияние реализация деятельности, построение отношений с другими, конструирование образа «Я», самоорганизация и моделирование образов будущего.

В структуре идентичности выделяются также мотивационно-карьерный, коммуникативно-интерактивный, ценностно-смысловой и регуляционно-целевой компоненты [Эмильбекова, Кошелева, 2018]. В разные периода жизни актуализируются разные виды идентичности (личностная, социальная - гендерная, профессиональная, этническая и т. д.) и меняется иерархия ее компонентов. Мы полагаем, что при трансформации идентичности взрослых в период кризиса среднего возраста в наибольшей степени будет подвержена изменениям ценностно-смысловая сфера личности, так как взрослые люди прямо или косвенно оценивают накопленный опыт, принимают или не принимают его, от чего зависит их адаптационные возможности, интеграция опыта и дальнейшая траектория жизни.

Ценностно-смысловая сфера в структуре идентичности

Ценности - это ориентиры, которыми руководствуется личность. При этом личностное осознание этих ориентиров ставит на первый план проблему смысла. В психологии для одних исследователей смысл - это нечто объективное, которое существует в мире. При этом смысл является чем-то уникальным, единственным, что может быть у каждого отдельного субъекта. Для других учёных смысл - это субъективное видение, которое накладывается у каждого человека на окружающий его мир. С одной стороны, смысл является интегратив-ной основой личности - особенностью, присущей только человеку и позволяющей ему искать смысл и реализовывать его. С другой -смысл рассматривается как структурный элемент процессов сознания и деятельности человека. Д. А. Леонтьев вводит в научный обиход понятие «смысловая структура» или «относительно устойчивая и автономно иерархически организованная система, включающая в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующая как единое целое» [Леонтьев, 2009, с. 235]. Он также учитывает и временную перспективу жизненного опыта и плана реализации стратегии жизни и вводит понятие «смысложизненные ориентации», определяя их как «сложные социально-психологические образования, которые порождаются взаимоотношениями человека с бытием. Эти ориентации

релевантны по отношению ко всему жизненному пути личности, в который входит и прошлое, и настоящее, и будущее» [Леонтьев 2009, с. 276]. Именно они, по мнению Д. А. Леонтьева, определяют направление и границы, в рамках которых личность хочет самореализовываться, проходить свой жизненный путь.

Ценности и смыслы образуют ценностно-смысловую сферу личности и являются неотъемлемой частью идентичности человека. Мы считаем, что показателем трансформации ценностно-смысловой сферы взрослых в структуре идентичности в период кризиса середины жизни является наличие внутриличностной конфликтности, изучению их взаимосвязи посвящено наше эмпирическое исследование.

Исследование взаимосвязи внутриличностной конфликтности и ценностно-смысловой сферы взрослых

Целью исследования было выявление показателей ценностно-смысловой сферы взрослых (мужчин и женщин) как компонента идентичности, которые связаны с внутриличностным конфликтом и косвенно могут свидетельствовать о кризисе середины жизни и его возможных причинах.

Выборка и методы

В исследовании1 приняли участие 82 человека в возрасте от 30 до 40 лет: 41 мужчина (средний возраст - 33,2) и 41 женщина (средний возраст - 32,6). Исследование проводилось в формате живых встреч, а также с использованием интернет-технологий (zoom и google-фор-мы). При использовании интернет-технологий Google-формы заполнялись в онлайн-режиме с каждым из респондентов.

Методики исследования

1. Тест по выявлению внутриличностной конфликтности (А. И. Шипилов). Методика определяет вид конфликта (мотиваци-онный конфликт, моральный конфликт, конфликт нереализованного желания, ролевой конфликт, адаптационный конфликт, конфликт неадекватной самооценки) и степень его выраженности.

1Исследование выполнено О. С. Василенко под нашим руководством. - Ю. Г., Ю. К.

Проверка валидности методики проводилась на мужчинах и женщинах среднего возраста от 25 до 55 лет, тестировались по опросникам Г. Айзенка и Д. Кеттела. Для проверки надежности методики исследовалось влияние развитости волевых качеств личности на уровень ее конфликтности. С помощью методики «Личностный дифференциал» определялась развитость таких качеств, как решительность, уверенность, самостоятельность, невозмутимость и независимость.

2. Тест диагностики ценностных ориентации (М. Рокич). С помощью методики исследуются два типа ценностей человека - инструментальные и терминальные. Терминальные ценности определяются как важные для человека и общества убеждения, в которых имеется какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире), она имеет личностное и общественное значение. Инструментальные ценности - это убеждения, которые определяют образ действия (например, честность, рационализм), которые помогают человеку добиваться намеченного в жизни. Разделение терминальных и инструментальных ценностей различает ценности-цели и ценности-средства.

3. Методика смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д. А. Леонтьев). Апробация методики проводилась на 540 рабочих трех промышленных предприятий г. Ленинграда. Согласованность отдельных пунктов с суммарным баллом колеблется в пределах от 0,37 до 0,71. Тест включает в себя следующие субшкалы:

3.1. Шкала «Цели в жизни». Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

3.2. «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» характеризуют удовлетворенность жизнью в настоящем, восприятие процесса жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом, и бытийность существования, суть которой в том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.

3.3. «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Шкала определяет удовлетворенность прожитой частью жизни, измеряет оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

3.4. «Локус контроля - "Я" ("Я" - хозяин жизни)». Шкала характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей

достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни, быть ее субъектом.

3.5. «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни». Шкала измеряет убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь и что жизнь человека подвластна сознательному контролю.

Кроме субшкал, методика СЖО включают в себя общий показатель осмысленности жизни и позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

4. Опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (его авторы Д. А. Леонтьев, Е. М. Лаптева, Е. Н. Осин и А. Ж. Салихова).

Методика апробирована на 48 мужчин и 45 женщин в возрасте от 17-25 лет (студентах московских вузов). Внутренняя согласованность трех шкал (системная рефлексия, самокопание, квазирефлексия) колеблется в пределах 0,79-0,83, и одной (шкала арефлексии) достигает 0,64. Интерпретация методики осуществляется согласно назначению шкал с высокой согласованностью.

4.1. Шкала системной рефлексии (самодистанцирование и взгляд на себя со стороны, что позволяет одномоментно держать в фокусе внимания полюс субъекта и полюс объекта).

4.2. Шкала интроспекции или самокопания (сосредоточенность на своем состоянии и переживаниях).

4.3. Шкала квазирефлексии (отрыв от актуальной ситуации бытия в мире). Квазирефлексия направлена на объект, не имеющий отношения к актуальной жизненной ситуации.

Для сравнения показателей внутриличностной конфликтности и показателей ценностно-смысловой сферы в группах мужчин и женщин применялся критерий Манна-Уитни, а для определения взаимосвязей между этими показателями - коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования и их обсуждение

Мы предполагаем, что косвенными показателями кризиса среднего возраста взрослых является наличие внутриличностного конфликта у мужчин и женщин, причем его зоны указывают на проблемные

зоны, которые характеризуют возможные причины кризиса. Показатели ценностно-смысловой сферы взрослых, входящей в структуру идентичности личности, обнаруживают приоритет ценностей взрослых с учетом половых различий и перестройку направленности жизненных ориентиров и личностных смыслов. В то же время рефлексия выявляет, с одной стороны, зрелость жизненной позиции и степень осмысленности накопленного опыта, а с другой - возможность трансформации идентичности взрослых под новые задачи личности. Взаимосвязанность этих элементов может спрогнозировать вектор этого изменения. Результаты исследования внутриличностного конфликта взрослых показывают наличие и степень выраженности конфликта у мужчин и женщин (см. рис. 1):

■ жен Имуж

Конфликт неадекватной самооценки я Адаптационный конфликт я Ролевой конфликт я Конфликт нереализованного желания я Моральный конфликт я Мотивационный конфликт я 0,0

Рис. 1. Показатели внутриличностного конфликта в группах мужчин и женщин среднего возраста

Так, наиболее выраженными областями внутриличностного конфликта в группе мужчин и женщин являются конфликт неадекватной самооценки, а также адаптационный конфликт и конфликт нереализованного желания. На данной группе респондентов видно, что искажение самооценки не позволяет людям среднего возраста реализовывать свои желания и адаптироваться к существующим условиям жизни. Кроме того, для них характерен низкий показатель мотивационного

конфликта, который почти вдвое меньше предыдущих. Это может говорить о том, что кризис среднего возраста только формируется, и еще нет посыла к трансформации идентичности. Ролевой конфликт, инициирующий пересмотр ролевых позиций, занимает промежуточное положение между самым высоким (8,4) и самым низким (3,0) показателями внутриличностного конфликта (5,7 у мужчин и 6,1 у женщин) и может быть связан со сложившейся ситуацией, которая уже не приносит прежнего удовлетворения, и неудобна для людей среднего возраста. Вместе с тем содержание внутриличностного конфликта в среднем возрасте не имеет гендерной специфики - выявленные конфликты (их наличие и степень выраженности) свойственны как мужчинам, так и женщинам среднего возраста. Статистически значимых различий по данной методике не обнаружено.

Исследование ценностно-смысловой сферы участников исследования показало, что среди терминальных ценностей в группе мужчин и женщин наибольшее значение имеют здоровье, материальное обеспечение, любовь, а наименьшее - красота природы и жизни, счастье других, творчество, общественное признание (наибольшее значение превышает наименьшее более, чем в 4 раза). Однако значимыми различиями среди приоритетных ценностей является «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)» и «материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем), а среди ценностей с низким приоритетом - «наличие хороший и верных друзей» и «общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)» (р < 0,05). Что удивительно, в группе женщин менее значима ценность любви, чем в группе мужчин. Можно предположить, что в середине жизни у мужчин, которые ранее менее уделяли внимание этой ценности, происходит ее переоценка, более того, они меньше чувствуют любовь со стороны своих партнеров, чем женщины, ввиду того, что у женщин в этот период также происходит переосмысление, только они концентрируются на любви в более раннем возрасте. В то же время материально обеспеченная жизнь как ценность выше ценится женщинами среднего возраста, чем мужчинами; это, в свою очередь, может быть связано с тем, что к середине жизни женщины также переосмысливают свои ценности, начинают в большей степени обращать внимание на эту сторону жизни и, вероятно, транслируют меньше любви и меньше в ней нуждаются, что также подпитывает

дефицит любви у мужчин среднего возраста. Также на основании проведенного сравнительного анализа, можно говорить, что женщины выше ценят дружбу, чем мужчины. Это может быть связано с тем, что женщины до середины жизни больше времени уделяют семье, а потом по результатам ухода из «гнезда» детей, начинают стремиться к тому, чтобы реализовать другие свои ценности и больше времени уделять своим подругам (хотя сам приоритет этой ценности гораздо ниже по сравнению с предыдущими). Кроме того, было выявлено, что в группе женщин более высокий ранг имеет ценность общественного признания, чем в группе мужчин. Этот факт, вероятно, говорит о том, что женщины более мужчин склонны к коллективной деятельности, поэтому социальные ценности для них важнее, чем для мужчин. По-видимому, мужчины отдают предпочтение осуществлению индивидуальной деятельности, за которую отвечает он сам.

Анализ показателей инструментальных ценностей выявил другую картину в распределении ценностей. Наибольший ранг у мужчин получили такие ценности, как жизнерадостность, ответственность и честность, а наименьший - непримиримость с чужими недостатками и высокие запросы. В группе женщин наиболее ценными являются ответственность, рационализм, образованность, независимость, жизнерадостность. Наименьший ранг, так же, как и в группе мужчин среднего возраста, имеет непримиримость с чужими недостатками и высокие запросы. Сравнительный анализ инструментальных ценностей у мужчин и женщин показал, что что ответственность как инструментальная ценность у женщин выражена сильнее, чем у мужчин (р = 0,015). Женщины реализуют множество ролей и обязанностей, кроме того, основная часть работы по воспитанию детей лежит на женщинах, очевидно, что для них эта ценность имеет большее значение по сравнению с мужчинами. Вместе с тем, было выявлено, что твердая воля ценится мужчинами среднего возраста больше, чем женщинами того же возраста (р = 0,02). Это может быть связано во многом с тем, что способность настоять на своем имеет традиционно воспринимается как мужская черта, так как они относятся к защитникам и среди них больше руководителей.

Результаты исследования смысложизненных ориентаций людей среднего возраста показали, что для них наиболее значимыми являются процесс и локус контроля - жизнь, а наименее значимыми локус

контроля - «Я». Сравнительный анализ этих показателей не выявил достоверных различий между группами мужчин и женщин среднего возраста, что, как и в случае с внутриличностной конфликтностью, позволяет говорить об общей наполненности смысложизненной сферы респондентов вне зависимости от пола.

Распределение показателей по методике «Дифференциальный тип рефлексии» выявило схожий рисунок у мужчин и женщин, причем и мужчины, и женщины чаще используют такой тип рефлексии, как системная рефлексия, и реже другой тип - интроспекцию, которая больше свойственна женщинам, а не мужчинам (p < 0,05). Интроспекция как способность сосредоточиться на собственных переживаниях, является гендерно окрашенной, так как во многом в обществе именно женским качеством считается умение понимать и принимать, а также перерабатывать свои и чужие переживания.

Результаты анализа взаимосвязи внутриличностной конфликтности и ценностных ориентаций обнаружили, что у мужчин среднего возраста конфликт нереализованных желаний статистически достоверно связан с удовольствием, не являющейся ценностью. Так, можно говорить о том, что чем выше уровень конфликта, тем выше и ранг удовольствия, компенсирующего конфликт и снижающего внутреннее напряжение. У мужчин потребность в реализации какого-либо желания есть, но ресурсы на ее реализацию не предоставляются самим же индивидом и заменяются поиском удовольствий. Получена взаимосвязь конфликтности с инструментальными ценностями: эффективность в делах связана отрицательной связью с мотива-ционным (г = -0,311), моральным (г = -0,379) и адаптационным конфликтом (г = -0,314); аккуратность - с конфликтом неализованного желания (г = -0,336) адаптационным конфликтом (г = -0,377) и конфликтом неадекватной самооценки (г = -0,327), и положительная между смелостью в отстаивании своего мнения - с ролевым конфликтом (г = 0,322) и конфликтом неадекватной самооценки (г = 0,326) при p < 0,05. Получается, что невозможность отстоять себя и негативная самооценка взаимосвязаны.

Анализ взаимосвязи данных показателей в группе женщин среднего возраста выявил, что конфликт нереализованного желания связан с ценностью продуктивной жизни и развития - при отсутствии ценности предмета, который позволяет реализовать потребность,

наблюдается внутриличностный конфликт, который увеличивает напряженность в нереализованной сфере (г = 0,391, р < 0,05 и г = 0,483, р < 0,01), что приводит к адаптационному конфликту (г = 0,411, р < 0,01). Анализ также показал, что чем выше показатель ролевого конфликта у женщин среднего возраста, тем ниже ранг ценности счастливой семейной жизни, что говорит о том, что ролевой конфликт у респондентов сочетается с высокой значимостью для них семейной жизни (г = -0,316, р < 0,05). По-видимому, развитие личности в профессиональной сфере не позволяет уделять должного внимания семье. Выявлены и взаимосвязи конфликта неадекватной самооценки с ценностью активной деятельной жизни (г = 0,434, р < 0,01), продуктивной жизни (г = 0,314, р < 0,05) и удовольствием (г = -0,437, р < 0,01). Вероятно, это связано с тем, что ценность продуктивной жизни вынуждает женщин среднего возраста все время заниматься чем-то активным, что может идти вразрез с ее потребностями и истинными желаниями и приводит к конфликту - женщина чувствует себя несчастной и низко оценивает саму себя. Доказано также, что у женщин различные типы рефлексии связаны с остротой конфликта личности - системная рефлексия позволяет разрешить или предотвратить конфликт, в то время как квазирефлексия и интроспекция наоборот - усугубить.

Заключение

Исследование показало, что внутриличностный конфликт является показателем наличия кризиса середины жизни, подтверждающим трансформацию идентичности взрослых. И у мужчин, и у женщин среднего возраста наиболее выражен конфликт неадекватной самооценки, конфликт нереализованного желания и адаптационный конфликт. Содержание внутриличностной конфликтности и ценностно-смысловой сферы у них сходно - вне зависимости от пола для них важно здоровье, материальное обеспечение, любовь. При этом у мужчин были выявлены немногочисленные взаимосвязи внутрилич-ностной конфликтности и ценностных ориентаций, а у женщин многочисленные. Для мужчин основой кризиса среднего возраста является отсутствие опоры на ценности, а для женщин - неактуальные ценности. Системная рефлексия помогает осмыслить пережитый опыт жизни, преодолеть внутриличностные конфликты и трансформировать идентичность согласно новым жизненным приоритетам.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Солодников В. В., Солодникова И. В. «Кризис среднего возраста»: теоретическая интерпретация переживаемого опыта // Мониторинг. 2009. № 4 (92). С. 178-181.

2. Манукян В. Р. Нормативные кризисы развития в период взрослости // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12. Социология. 2010. № 1. С. 39-44.

3. Подымов Н. А., Сульчинская Э. Э. Проблема диагностики внутриличност-ных конфликтов в ценностно-мотивационной сфере // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. № 3. Т. 4, 71-79. DOI: 10.18413/2313-8971-2018-4-3-0-7

4. Васильев А. С. О психологической природе внутриличностного конфликта // Мир науки, культуры и образования. 2010. № 4 (23). С. 207-211.

5. Аксенов М. М., Скрипачева Е. Н. Зависимость психологических показателей от социально-демографических характеристик у женщин при нормативном кризисе зрелости // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (142). С. 36-37.

6. Бохан Т. Г., Скрипачева Е. Н. Особенности самореализации женщин, переживающих кризис среднего возраста // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 6 (134). С. 127-133.

7. Кулагина И. В. Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте // Концепт. 2020. № 3. С. 1-7.

8. Krasovskaia N. et al. Ethnocultural Aspects of the Identity of an Adult Personality / N. Krasovskaia, K. Aliyeva, J.Perevozkina, E.Veterok, I. Rena // Calidad de Vida y Salud. 2020. Issue 1. V. 13. P. 58-70.

9. Piotrowski K., Brzezinska A.I. & Luyckx K. Adult roles as predictors of adult identity and identity commitment in Polish emerging adults: Psychosocial maturity as an intervening variable // Curr. Psychol. 2020. # 39. P. 2149-2158. https://doi.org/10.1007/s12144-018-9903-x

10. Baldwin M., Ludwin E. Molina & Pegah Naemi. Family ties: Exploring the influence of family legacy on self and identity // Self and Identity. 2020. 19:1. 3. 64-84, D0I:10.1080/15298868.2018.1526820

11. Эмильбекова А. Э., Кошелева Ю. П. Сравнительный анализ содержания структурных компонентов профессиональной идентичности студентов, обучающихся на младших и старших курсах гуманитарных вузов Киргизии // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2018. № 4. С. 85-93.

12. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2009.

REFERENCES

1. Solodnikov, V. V., Solodnikova, I. V (2018). «Krizis srednego vozrasta»: teoreticheskaya interpretaciya perezhivaemogo opyta = «Midlife Crisis»: a theoretical interpretation of the experience perceived. Monitoring, 4 (92), 178-181 (In Russ.)

2. Manukyan, V. R. (2010). Normativnye krizisy razvitiya v period vzroslosti = Normative developmental crises during adulthood. Vestnik of St. Petersburg State University, Series 12. Sociology, 1, 39-44. (In Russ.)

3. Podymov, N. A., Sul'chinskaya, E. E. (2018). Problema diagnostiki vnutri-lichnostnyh konfliktov v cennostno-motivacionnoj sfere = The problem of diagnosing intrapersonal conflicts in the value-motivational sphere. Scientific result. Pedagogy and psychology of education, 3, 71-79. Vol. 4. DOI: 10.18413/2313-8971-2018-4-3-0-7 (In Russ.)

4. Vasil'ev, A. S. (2010). O psihologicheskoj prirode vnutrilichnostnogo konflikta = About the psychological nature of intrapersonal conflict. Mir nauki, kul'tury i obrazovanija, 4 (23), 207-211. (In Russ.)

5. Aksenov, M. M., Skripacheva, E. N. (2014). Zavisimost' psihologicheskih pokazatelej ot social'no-demograficheskih harakteristik u zhenshchin pri normativnom krizise zrelosti = The dependence of psychological indicators on socio-demographic characteristics in women with a normative crisis of maturity. Vestnik of Tomsk State Pedagogical University, 1 (142), 36-37. (In Russ.)

6. Bohan, T. G., Skripacheva E. N. (2013). Osobennosti samorealizacii zhenshchin, perezhivayushchih krizis srednego vozrasta = The self-realization features of women experiencing a midlife crisis. Vestnik of Tomsk State Pedagogical University, 6 (134), 127-133. (In Russ.)

7. Kulagina, I. V. (2020). Issledovanie osobennostej samorealizacii lichnosti v srednem vozraste = The study of the self-realization features of the individual in middle age. Concept, 3, 1-7. (In Russ.)

8. Krasovskaia, N, Aliyeva, K., Perevozkina, J., Veterok, E., Rena, I. (2020). Ethnocultural Aspects of the Identity of an Adult Personality. Calidad de Vida y Salud, 1, 58-70. V. 13. (In Russ.)

9. Piotrowski, K., Brzezinska, A. I. & Luyckx, K. (2020). Adult roles as predictors of adult identity and identity commitment in Polish emerging adults: Psychosocial maturity as an intervening variable. Curr. Psychol. 39, 21492158. https://doi.org/10.1007/s12144-018-9903-x

10. Baldwin, M., Ludwin E. Molina & Pegah Naemi (2020). Family ties: Exploring the influence of family legacy on self and identity, Self and Identity. 19:1, 64-84, DOI: 10.1080/15298868.2018.1526820

11. Emil'bekova, A. E., Kosheleva, Yu. P. (2018). Sravnitel'nyj analiz soderzhaniya strukturnyh komponentov professional'noj identichnosti studentov,

obuchayushchihsya na mladshih i starshih kursah gumanitarnyh vuzov Kirgizii = Comparative analysis of the structural components content of the professional identity of students studying at the junior and senior courses in the humanities universities of Kyrgyzstan. New in psychological and pedagogical research, 4, 85-93. (In Russ.) 12. Leont'ev, D. A. (2009). Psihologiya smysla: priroda, struktura i dinamika smyslovoj real'nosti = Psychology of meaning: the nature, structure and dynamics of semantic reality. Moscow: Meaning. (In Russ.)

Информация об авторах

Гут Ю. Н. - кандидат психологических наук; доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института РАО; заведующий кафедрой возрастной и социальной психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кошелева Ю. П. - кандидат психологических наук; доцент, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета

Information about the authors

Gut Yu. N. - PhD (Psychology), Associate Professor, Leading Researcher of Laboratory of Differential Psychology and Psychophysiology, Psychological Institute of the Russian Academy of Education; Head of the Department of Developmental and Social Psychology, Belgorod State Research University

Kosheleva Yu. P. - PhD (Psychology), Associate Professor of Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, Institute of the Humanities and Applied Sciences, Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию 10.09.2021;

одобрена после рецензирования 24.09.2021; принята к публикации 15.12.2021 The article was submitted 10.09.2021;

approved after reviewing 24.09.2021; accepted for publication 15.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.