Научная статья на тему 'Трансформация идеи гуманизации образования в современном университете: концептуальный аспект'

Трансформация идеи гуманизации образования в современном университете: концептуальный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманизация / фундаментализация / образование / знание / информатизация образования

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеева Татьяна Борисовна

Рассмотрены проблемы диалога таких тенденций развития университетского образования, как гуманизация и информатизация. Анализируется влияние информатизации образования на развитие системы образования. Показано, что преодоление имеющихся противоречий станет возможным, если в образовательном процессе будут востребованы личностные функции. Обоснованы пути разрешения конфликта знаний и информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of dialogue of such tendencies of university education development as humanization and informatization have been considered. Education informatization influence on educational system development is analyzed. It is shown that overcoming of existing contradictions could be possible if personality functions are needed in educational process. The ways of resolution of knowledge and information conflicts are substantiated.

Текст научной работы на тему «Трансформация идеи гуманизации образования в современном университете: концептуальный аспект»

УДК 30.304.2

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕИ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ:

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Т.Б. Корнеева

Научно-методический центр НОУ «Ведущий институт развивающих технологий», г. Томск E-mail: [email protected]

Рассмотрены проблемы диалога таких тенденций развития университетского образования, как гуманизация и информатизация. Анализируется влияние информатизации образования на развитие системы образования. Показано, что преодоление имеющихся противоречий станет возможным, если в образовательном процессе будут востребованы личностные функции. Обоснованы пути разрешения конфликта знаний и информации.

Ключевые слова:

Гуманизация, фундаментализация, образование, знание, информатизация образования.

Становление информационно-интеллектуальной цивилизации, где большая часть общества не только потребляет, но и производит информационные ресурсы и научные знания, характеризуется бурно развивающимся процессом глобальной информатизации. В широком смысле под информатизацией понимается система методов, процессов, явлений и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, целенаправленной обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах пользователей этой информации. Процессы информатизации кардинально изменяют все сферы жизни и деятельности людей: экономику, науку, образование, культуру, здравоохранение, быт.

Эти изменения настолько масштабны и глубоки, а их влияние на жизнедеятельность общества настолько значительно, что становится объектом всё более пристального внимания со стороны не только научных работников, но и специалистов-практиков, поэтому в научной печати сегодня публикуется большое количество научных статей и монографий по самым разным аспектам проблемы информатизации общества. Что касается информатизации образования, то сегодня она является одной из важнейших характеристик университетского образования. С позиций современного состояния и перспектив развития информатизации университетского образования можно выделить два основных направления: инструментально-технологическое и содержательное, связанное с формированием нового содержания самого образовательного процесса. Инструментально-технологические задачи информатизации образования направлены на повышение эффективности системы университетского образования: разработка педагогического инструментария (новые формы и методы обучения, основанные на информационных технологиях); информационная поддержка образовательного процесса автоматизация управления системой образования, развитие системы дистанционного образования.

Становление информационного общества поставило перед системой образования проблему по-

иска принципиально новой модели образования, его целей, содержания, методов и технологий, которые соответствовали бы новым явлениям культуры. Здесь на первый план выходят идеи фундамен-тализации, гуманитаризации, методологизации образовательного процесса, построения его как непрерывного, способного инструментировать профессиональную деятельность человека на протяжении всей его жизни. Однако философы, педагоги, специалисты, занимающиеся теорией и практикой университетского образования, обеспокоены тем, каким будет содержание образования в информационном обществе, не перечеркнёт ли информатизация гуманистический смысл образования или возможен диалог? Гуманизация образования предполагает ориентацию на развитие сущностных качеств личности: формирование целостной, самодеятельной, творческой личности; через образование человек, формируя свой интеллект и отвлечённое мышление, обретает индивидуальность, свою собственную природу.

Инструментальные средства информатизации основаны на стандартизации, способствующей выработке универсальных подходов к постановке образовательных целей, разработке и проектированию содержания образования, созданию унифицированных технологий, лишённых личностной компоненты и практически исключающих индивидуально-личностные проявления студентов, которые очень часто входят в противоречие с единообразными тенденциями превратно толкуемого процесса стандартизации образования. Б.С. Гершунский в работе [1], отмечая необходимость в образовании «апелляции к чувствам, к индивидуально неповторимому внутреннему миру человека, к его мироощущению, мировосприятию, мировидению», пишет: «Нельзя воспитать человека, а в более широком плане - невозможно создать условия для са-мосозидания личности, оставаясь в рамках господствующего ныне информационного подхода к образованию. Личность создается личностью, социумом, жизнью, собственной жизнедеятельностью и жизнетворчеством» [1. С. 304]. В 70—80-е гг. прошлого века информационный подход был раскри-

тикован в трудах В.В. Давыдова и Г.Л. Щедровиц-кого, основателей деятельностного подхода в педагогике [2, 3]. Впоследствии были созданы экспериментальные образовательные площадки, где стали выращиваться новые деятельностные технологии работы со знанием и мышлением; сегодня же, благодаря компьютеризации и информатизации, возникает опасность возвращения информационного подхода в образование. Каким же образом и этому противостоять, используя инновации Интернета, информационных технологий?

Мы полагаем, что диалог таких тенденций развития университетского образования, как гуманизация и информатизация, возможен в ситуации, когда в сфере информатизации образования больше внимания будет уделяться содержательной стороне проблемы, т. е. изменению целей и содержания самого образовательного процесса. На наш взгляд, преодоление имеющихся противоречий станет возможным, если в образовательном процессе будут востребованы личностные функции: выбор ценностей и самоидентификация с определённым стилем жизнедеятельности, отношение к внешним и внутренним воздействиям, построение собственной системы смыслов, рефлексивная саморегуляция, самореализация, ответственность за принимаемые решения и др. — только тогда обучение приобретёт гуманитарную направленность. Выявление и рост вышеперечисленных качеств станет возможным, если канву учебно-познавательного процесса будут составлять личностнозначимые образовательные ситуации, способные стать для студента личностно-значимыми событиями. Следовательно, чтобы обучение соответствовало задачам гуманитаризации образования, оно должно быть ориентировано на развитие опыта студента по осуществлению личностных функций (личностных проявлений, которые способствуют приобщению человека к его сущности).

В литературе, посвящённой проблемам информатизации университетского образования, анализируется проблема возможности развития проективного образования как условия развития культуры информационного общества. В частности, Г.Л. Ильин пишет: «...восприятие мира должно стать выражением сущности человека; по сути своей образование — это проектирование человеком своей жизнедеятельности, сфера образования — область, где созданы условия, необходимые для такого проектирования» [4. С. 28]. В основании проективного образования лежит проект — это замысел решения проблемы, имеющей для студента жизненно важное значение; таким образом, проект — это выражение, утверждение и воплощение личной истины. Желание найти своё решение определяет основную мотивацию в проективном универсальном образовании. Образование становится процессом жизнедеятельности, который совершается в течение всей активной жизни личности и выступает как форма непрерывного её образова-

ния. Студент становится субъектом образовательного процесса, выбирая нужную информацию и определяя её необходимость для своего проекта. В проективном обучении нет готовых решений, нет готовых знаний, подлежащих усвоению, студент сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект и своё представление о мире. Таким образом, основным элементом учебного процесса становятся не знания, а информация, и автор указывает, что при проективном образовании у студента развивается способность создавать и извлекать знания из получаемой информации, что является условием развития культуры информационного общества.

Информатизация образования может радикально изменить процесс обучения: доступ к электронным ресурсам, к глобальной сети, возможность быстро получать новейший справочный и учебно-методический материал позволяет сократить лекционные занятия до сохранения лишь тех курсов, которые носят проблемно-теоретический характер, и, более того, — к преобразованию структуры учебных дисциплин. Самостоятельная работа на основе применения активных методов передачи и усвоения знаний должна быть ориентирована на развивающее обучение; предполагать глубокое осмысление обучаемым полученных знаний в их целостности и единстве. Средства информатизации и информационные технологии могут стать «средствами интенсивной работы с теоретическими способностями и индивидуальными трассами развития студентов, — считает Н.В. Громыко, — компьютер поможет визуализировать то, что составляет «тайну тайн» эпистемической работы, а именно: процессы идеирования, рефлексии, моделирования, и сделать их предметом сознательного отношения, может стать средством управления интенциями сознания тех, кто пытается проделать труд-нофиксируемые переходы: от коммуникации к мышлению, от идеализации к понятию и т. д. Однако в сравнении с простой передачей информации, это принципиально иной тип использования компьютера. В этом случае компьютер выступает как средство эпистемологизации, формируя навыки теоретического мышления; Интернет является средством развития практико-ориентированной науки и практико-ориентированного образования, становится пространством для проектирования и формирования связей между наукой, образованием и сферами практики» [5. С. 179]. Примерами таких Интернет-инструментов являются веб-сайты, типа: вики, где пользователи могут сообща изменять структуру и содержимое, или делишес, предоставляющие пользователям услугу хранения и публикации закладок на Интернет-страницы, выбранные с определенными целями.

На сегодняшний день в Интернете существует достаточно примеров деятельности, преобразованной в образовательную технологию, являющейся предметом проектного изучения, ориентирован-

ных на складывание прорывной научности. В этом случае информационные технологии сглаживают конфликт знания и информации и становятся средством, обеспечивающим принцип фундамен-тализации университетского образования, основанном на теоретическом знании и развитии теоретического мышления в обществе; средством формирования образовательных общностей, культивирующих данный тип ценностей, способом возвращения обществу его проектной составляющей.

И.В. Роберт [6] отмечает, что информатизация образования, решая задачи гуманизации образования, «инициирует следующие процессы:

• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества глобальной, массовой коммуникации;

• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной информационной деятельности» [6. С. 182—183]. Сегодня общепризнано, что в перспективе система образования — это личностно ориентированное образование, реализованное средствами информационно-коммуникационных технологий, где основной ценностью всего образовательного процесса является сам обучаемый. С.В. Панюкова в работе [7] выделяет в качестве основных задач образования создание условий для удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых и становления творческой, инициативной личности: формирование личностных качеств обучаемого, развития мышления, интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития. Выпускник современного университета должен обладать

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века. (В поисках практико-ориентированных концепций). — М.: Совершенство, 2002. — 697 с.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 554 с.

3. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. — М.: Школа культурной политики, 1995. — 800 с.

4. Ильин Г.Л. Постиндустриальная педагогическая технология в контексте проективного образования // Проблемы психологии образования. — 1994. — Вып. 2. — С. 26—37.

глубокими знаниями и профессиональной мобильностью, способностью оперативно решать возникающие нестандартные проблемы, ориентироваться в сложной системе новых общественных отношений, умением определять приоритеты и концентрировать усилия на решении перспективных и экономически выгодных задач, высоким уровнем духовности и нравственности. А значит, перед системой университетского образования стоят новые задачи. Образование не должно сводиться исключительно к передаче знаний и переучиванию людей. Оно должно создавать условия, способствующие повышению мотивации к образованию и развитию личности обучаемого, и обеспечивать гуманное отношение к обучаемому.

Информатизация университетского образования создаёт условия для решения важнейших проблем самой системы образования: повышение доступности и открытости, упреждающую подготовку к условиям жизни и деятельности в новой информационной среде обитания. В основе теоретической модели идеального университетского образования лежат два императива: во-первых, это должно быть фундаментальное образование; во-вторых, это образование должно быть гуманистически ориентированным. Таким образом, информатизация образования состоит в приведении этой системы в соответствие с потребностями и возможностями современного информационного общества. Анализ сущности информатизации образования и перспектив развития этой тенденции позволяет утверждать, что приоритетными становятся не инструментальные, а содержательные аспекты проблемы, от решения которых зависит качество образования и его социальная значимость. Цели образования, отвечающие потребностям современного общества, могут быть охарактеризованы в терминах «Четырёх столпов» движения ЮНЕСКО «Образование для всех», а именно — учиться: жить, познавать, делать, сосуществовать, что, по сути своей, находит отражение в гуманистической модели университетского образования.

5. Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм — их значение для современного образования // Вопросы философии. — 2002. — № 2. — С. 175—180.

6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. — М.: Школа-Пресс, 1994. — 206 с.

7. Панюкова С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. — М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 120 с.

Поступила 03.06.2009г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.