УДК 30.304.2
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕИ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Т.Б. Корнеева
Научно-методический центр НОУ «Ведущий институт развивающих технологий», г. Томск E-mail: [email protected]
Рассмотрены проблемы диалога таких тенденций развития университетского образования, как гуманизация и информатизация. Анализируется влияние информатизации образования на развитие системы образования. Показано, что преодоление имеющихся противоречий станет возможным, если в образовательном процессе будут востребованы личностные функции. Обоснованы пути разрешения конфликта знаний и информации.
Ключевые слова:
Гуманизация, фундаментализация, образование, знание, информатизация образования.
Становление информационно-интеллектуальной цивилизации, где большая часть общества не только потребляет, но и производит информационные ресурсы и научные знания, характеризуется бурно развивающимся процессом глобальной информатизации. В широком смысле под информатизацией понимается система методов, процессов, явлений и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, целенаправленной обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах пользователей этой информации. Процессы информатизации кардинально изменяют все сферы жизни и деятельности людей: экономику, науку, образование, культуру, здравоохранение, быт.
Эти изменения настолько масштабны и глубоки, а их влияние на жизнедеятельность общества настолько значительно, что становится объектом всё более пристального внимания со стороны не только научных работников, но и специалистов-практиков, поэтому в научной печати сегодня публикуется большое количество научных статей и монографий по самым разным аспектам проблемы информатизации общества. Что касается информатизации образования, то сегодня она является одной из важнейших характеристик университетского образования. С позиций современного состояния и перспектив развития информатизации университетского образования можно выделить два основных направления: инструментально-технологическое и содержательное, связанное с формированием нового содержания самого образовательного процесса. Инструментально-технологические задачи информатизации образования направлены на повышение эффективности системы университетского образования: разработка педагогического инструментария (новые формы и методы обучения, основанные на информационных технологиях); информационная поддержка образовательного процесса автоматизация управления системой образования, развитие системы дистанционного образования.
Становление информационного общества поставило перед системой образования проблему по-
иска принципиально новой модели образования, его целей, содержания, методов и технологий, которые соответствовали бы новым явлениям культуры. Здесь на первый план выходят идеи фундамен-тализации, гуманитаризации, методологизации образовательного процесса, построения его как непрерывного, способного инструментировать профессиональную деятельность человека на протяжении всей его жизни. Однако философы, педагоги, специалисты, занимающиеся теорией и практикой университетского образования, обеспокоены тем, каким будет содержание образования в информационном обществе, не перечеркнёт ли информатизация гуманистический смысл образования или возможен диалог? Гуманизация образования предполагает ориентацию на развитие сущностных качеств личности: формирование целостной, самодеятельной, творческой личности; через образование человек, формируя свой интеллект и отвлечённое мышление, обретает индивидуальность, свою собственную природу.
Инструментальные средства информатизации основаны на стандартизации, способствующей выработке универсальных подходов к постановке образовательных целей, разработке и проектированию содержания образования, созданию унифицированных технологий, лишённых личностной компоненты и практически исключающих индивидуально-личностные проявления студентов, которые очень часто входят в противоречие с единообразными тенденциями превратно толкуемого процесса стандартизации образования. Б.С. Гершунский в работе [1], отмечая необходимость в образовании «апелляции к чувствам, к индивидуально неповторимому внутреннему миру человека, к его мироощущению, мировосприятию, мировидению», пишет: «Нельзя воспитать человека, а в более широком плане - невозможно создать условия для са-мосозидания личности, оставаясь в рамках господствующего ныне информационного подхода к образованию. Личность создается личностью, социумом, жизнью, собственной жизнедеятельностью и жизнетворчеством» [1. С. 304]. В 70—80-е гг. прошлого века информационный подход был раскри-
тикован в трудах В.В. Давыдова и Г.Л. Щедровиц-кого, основателей деятельностного подхода в педагогике [2, 3]. Впоследствии были созданы экспериментальные образовательные площадки, где стали выращиваться новые деятельностные технологии работы со знанием и мышлением; сегодня же, благодаря компьютеризации и информатизации, возникает опасность возвращения информационного подхода в образование. Каким же образом и этому противостоять, используя инновации Интернета, информационных технологий?
Мы полагаем, что диалог таких тенденций развития университетского образования, как гуманизация и информатизация, возможен в ситуации, когда в сфере информатизации образования больше внимания будет уделяться содержательной стороне проблемы, т. е. изменению целей и содержания самого образовательного процесса. На наш взгляд, преодоление имеющихся противоречий станет возможным, если в образовательном процессе будут востребованы личностные функции: выбор ценностей и самоидентификация с определённым стилем жизнедеятельности, отношение к внешним и внутренним воздействиям, построение собственной системы смыслов, рефлексивная саморегуляция, самореализация, ответственность за принимаемые решения и др. — только тогда обучение приобретёт гуманитарную направленность. Выявление и рост вышеперечисленных качеств станет возможным, если канву учебно-познавательного процесса будут составлять личностнозначимые образовательные ситуации, способные стать для студента личностно-значимыми событиями. Следовательно, чтобы обучение соответствовало задачам гуманитаризации образования, оно должно быть ориентировано на развитие опыта студента по осуществлению личностных функций (личностных проявлений, которые способствуют приобщению человека к его сущности).
В литературе, посвящённой проблемам информатизации университетского образования, анализируется проблема возможности развития проективного образования как условия развития культуры информационного общества. В частности, Г.Л. Ильин пишет: «...восприятие мира должно стать выражением сущности человека; по сути своей образование — это проектирование человеком своей жизнедеятельности, сфера образования — область, где созданы условия, необходимые для такого проектирования» [4. С. 28]. В основании проективного образования лежит проект — это замысел решения проблемы, имеющей для студента жизненно важное значение; таким образом, проект — это выражение, утверждение и воплощение личной истины. Желание найти своё решение определяет основную мотивацию в проективном универсальном образовании. Образование становится процессом жизнедеятельности, который совершается в течение всей активной жизни личности и выступает как форма непрерывного её образова-
ния. Студент становится субъектом образовательного процесса, выбирая нужную информацию и определяя её необходимость для своего проекта. В проективном обучении нет готовых решений, нет готовых знаний, подлежащих усвоению, студент сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект и своё представление о мире. Таким образом, основным элементом учебного процесса становятся не знания, а информация, и автор указывает, что при проективном образовании у студента развивается способность создавать и извлекать знания из получаемой информации, что является условием развития культуры информационного общества.
Информатизация образования может радикально изменить процесс обучения: доступ к электронным ресурсам, к глобальной сети, возможность быстро получать новейший справочный и учебно-методический материал позволяет сократить лекционные занятия до сохранения лишь тех курсов, которые носят проблемно-теоретический характер, и, более того, — к преобразованию структуры учебных дисциплин. Самостоятельная работа на основе применения активных методов передачи и усвоения знаний должна быть ориентирована на развивающее обучение; предполагать глубокое осмысление обучаемым полученных знаний в их целостности и единстве. Средства информатизации и информационные технологии могут стать «средствами интенсивной работы с теоретическими способностями и индивидуальными трассами развития студентов, — считает Н.В. Громыко, — компьютер поможет визуализировать то, что составляет «тайну тайн» эпистемической работы, а именно: процессы идеирования, рефлексии, моделирования, и сделать их предметом сознательного отношения, может стать средством управления интенциями сознания тех, кто пытается проделать труд-нофиксируемые переходы: от коммуникации к мышлению, от идеализации к понятию и т. д. Однако в сравнении с простой передачей информации, это принципиально иной тип использования компьютера. В этом случае компьютер выступает как средство эпистемологизации, формируя навыки теоретического мышления; Интернет является средством развития практико-ориентированной науки и практико-ориентированного образования, становится пространством для проектирования и формирования связей между наукой, образованием и сферами практики» [5. С. 179]. Примерами таких Интернет-инструментов являются веб-сайты, типа: вики, где пользователи могут сообща изменять структуру и содержимое, или делишес, предоставляющие пользователям услугу хранения и публикации закладок на Интернет-страницы, выбранные с определенными целями.
На сегодняшний день в Интернете существует достаточно примеров деятельности, преобразованной в образовательную технологию, являющейся предметом проектного изучения, ориентирован-
ных на складывание прорывной научности. В этом случае информационные технологии сглаживают конфликт знания и информации и становятся средством, обеспечивающим принцип фундамен-тализации университетского образования, основанном на теоретическом знании и развитии теоретического мышления в обществе; средством формирования образовательных общностей, культивирующих данный тип ценностей, способом возвращения обществу его проектной составляющей.
И.В. Роберт [6] отмечает, что информатизация образования, решая задачи гуманизации образования, «инициирует следующие процессы:
• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества глобальной, массовой коммуникации;
• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной информационной деятельности» [6. С. 182—183]. Сегодня общепризнано, что в перспективе система образования — это личностно ориентированное образование, реализованное средствами информационно-коммуникационных технологий, где основной ценностью всего образовательного процесса является сам обучаемый. С.В. Панюкова в работе [7] выделяет в качестве основных задач образования создание условий для удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых и становления творческой, инициативной личности: формирование личностных качеств обучаемого, развития мышления, интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития. Выпускник современного университета должен обладать
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века. (В поисках практико-ориентированных концепций). — М.: Совершенство, 2002. — 697 с.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 554 с.
3. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. — М.: Школа культурной политики, 1995. — 800 с.
4. Ильин Г.Л. Постиндустриальная педагогическая технология в контексте проективного образования // Проблемы психологии образования. — 1994. — Вып. 2. — С. 26—37.
глубокими знаниями и профессиональной мобильностью, способностью оперативно решать возникающие нестандартные проблемы, ориентироваться в сложной системе новых общественных отношений, умением определять приоритеты и концентрировать усилия на решении перспективных и экономически выгодных задач, высоким уровнем духовности и нравственности. А значит, перед системой университетского образования стоят новые задачи. Образование не должно сводиться исключительно к передаче знаний и переучиванию людей. Оно должно создавать условия, способствующие повышению мотивации к образованию и развитию личности обучаемого, и обеспечивать гуманное отношение к обучаемому.
Информатизация университетского образования создаёт условия для решения важнейших проблем самой системы образования: повышение доступности и открытости, упреждающую подготовку к условиям жизни и деятельности в новой информационной среде обитания. В основе теоретической модели идеального университетского образования лежат два императива: во-первых, это должно быть фундаментальное образование; во-вторых, это образование должно быть гуманистически ориентированным. Таким образом, информатизация образования состоит в приведении этой системы в соответствие с потребностями и возможностями современного информационного общества. Анализ сущности информатизации образования и перспектив развития этой тенденции позволяет утверждать, что приоритетными становятся не инструментальные, а содержательные аспекты проблемы, от решения которых зависит качество образования и его социальная значимость. Цели образования, отвечающие потребностям современного общества, могут быть охарактеризованы в терминах «Четырёх столпов» движения ЮНЕСКО «Образование для всех», а именно — учиться: жить, познавать, делать, сосуществовать, что, по сути своей, находит отражение в гуманистической модели университетского образования.
5. Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм — их значение для современного образования // Вопросы философии. — 2002. — № 2. — С. 175—180.
6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. — М.: Школа-Пресс, 1994. — 206 с.
7. Панюкова С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. — М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 120 с.
Поступила 03.06.2009г.