Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ГУБЕРНАТОРСКОГО КОРПУСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: 2013-2023 ГГ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ГУБЕРНАТОРСКОГО КОРПУСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: 2013-2023 ГГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
103
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ГУБЕРНАТОРЫ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИЗМЕНЕНИЯ / ГЛАВЫ СУБЪЕКТОВ / БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хлынин Андрей Павлович

В статье представлены результаты исследования трансформации губернаторского корпуса в России за последние 10 лет, проведенного при помощи анализа биографий глав субъектов в 2013 и 2023 годах (N=172). По результатам исследования выявлены изменения основных социально-демографических, образовательных, карьерных и политических характеристик, отражающих вектор трансформации как внутренней политики «федеральный центр - регионы», так и системы социально-политической стратификации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE GOVERNOR’S CORPS IN MODERN RUSSIA: 2013-2023

The article represents the mail results of a study of the transformation of the institute of governors in Russia over the past 10 years. The study is based on the biographical analysis of the heads of regions in 2013 and 2023 (N=172). During the study we identified the changing of main socio-demographic, educational, career and political characteristics. Finally, these characteristics helped as to understand the transformation of the internal policy in context «federal center - regions» and the whole russian system of socio-political stratification.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ГУБЕРНАТОРСКОГО КОРПУСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: 2013-2023 ГГ»

Трансформация губернаторского корпуса в современной России: 2013-2023 гг.

Хлынин Андрей Павлович,

аспирант кафедры политологии и социологии политических процессов социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected].

В статье представлены результаты исследования трансформации губернаторского корпуса в России за последние 10 лет, проведенного при помощи анализа биографий глав субъектов в 2013 и 2023 годах (N=172). По результатам исследования выявлены изменения основных социально-демографических, образовательных, карьерных и политических характеристик, отражающих вектор трансформации как внутренней политики «федеральный центр - регионы», так и системы социально-политической стратификации в целом.

Ключевые слова: губернаторы, трансформация, изменения, главы субъектов, биографический метод.

Введение

Региональный уровень власти в России вызывает постоянный интерес со стороны отечественных и зарубежных исследователей, что находит отражение в многочисленных социологических и политических научных публикациях, где особый акцент делается на анализ характеристик глав субъектов, являющихся центрами политической жизни региона. На наш взгляд, актуальность данного рода исследований не исчезает в связи с несколькими факторами. Во-первых, губернаторы обладают двойственной политико-правовой природой, являясь одновременно выразителем интересов региона на федеральном уровне и проводником федеральной политики на региональном уровне. В этой связи фигура губернатора является достоверным индикатором постоянно меняющейся внутренней политики, а именно взаимоотношений «центр-регион». Во-вторых, губернатор, являясь высшим должностным лицом в регионе, является представителем региональной элиты, в связи с чем основные характеристики представителей губернаторского корпуса во многом являются отражением существующей системы социально-политической стратификации.

Методология

В рамках данной статьи мы сделали фокус на исследовании качественных характеристик назначенных глав субъектов, что в нашем понимании является наиболее достоверным индикатором, способным выявить тенденции как внутренней политики, связанной с назначением на должность главы субъекта, так и особенностей социально-политической мобильности и функционированием основных каналов вертикальной мобильности. Для выявления динамики трансформации был составлен инструментарий, направленный на выявление социально-демографических, образо-

188

вательных, профессиональных и иных характеристик. При помощи данного инструментария были проанализированы биографии глав субъектов по состоянию на 01.01.2013 и 01.01.2023 г. В общей сложности были проанализированы 172 биографии глав всех субъектов Российской Федерации - 83 биографии глав субъектов по состоянию на 2013 год и 89 биографий глав субъектов по состоянию на 2023 год.

Результаты исследования

Одной из характеристик структуры губернаторского корпуса России является колоссальная гендерная диспропорция, выраженная в практически полном отсутствии женщин среди глав регионов. Так, в 2013 году доля мужчин в общей структуре составляла 97,6%, доля женщин, соответственно, достигала 2,4% (губернатор ХМАО Н.В. Комарова и губернатор Мурманской области М.В. Ковтун). В 2023 году проявилась тенденция к еще большему снижению доли женщин - доля мужчин увеличилась до 98,9%, а доля женщин снизилась до предельно возможного уровня в 1,1% (губернатор ХМАО Н.В. Комарова).

В то же время, по данным Правительства РФ, доля женщин среди государственных гражданских служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с 2016 года за 5 лет увеличилась на 4,7 процентных пункта и составила 74,2% в 2021 году1. Данное обстоятельство раскрывает региональную специфику женского присутствия в органах власти, а именно - присутствие большого количества женщин на нижних этажах карьерной лестницы, где практически отсутствуют возможности для дальнейшего карьерного роста. Так, по результатам экспертного опроса, проведенного О. Поповой, отмечено, что «основное требование к женщинам в политике - быть хорошим исполнителем, оставаясь на третьих и четвертых пози-

1 Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023-2030 годы // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ [Электронный источник] - URL: https://mintrud. gov.ru/ministry/programms/37/4 (дата обращения: 15.05.2023)

циях. Если же говорить о значимых статусных должностях, то здесь работает старый стереотип, что политика - дело грязное, мужское и женщинам там просто нечего делать»2.

Тем не менее, ряд экспертов также отмечает, что женщины все же входят в региональную политическую элиту, занимая весьма значимые позиции - так, например, согласно недавнему исследованию, «с 2014 г. увеличилось число женщин, являющихся вице-губернаторами по внутренней политике (с 9 до 12 человек)»3. Дополнительным подтверждением выдвинутого ранее тезиса являются результаты исследования биографий представителей законодательных органов субъектов России, согласно которым «женщины значительно недо-представлены в региональных законодательных органах, однако их доля растет: если в когорте 1927-1940 годов рождения она составляет менее 10%, то в самой младшей когорте 1981-1990 годов рождения она достигает почти 25%»4.

Следующим важным показателем структуры губернаторского корпуса РФ является возраст. В рамках нашего исследования мы решили разделить всю возрастную совокупность глав субъектов на 6 поколений: «величайшее поколение (1903-1923 гг.), молчаливое поколение (1924-1943 гг.), бэби-буме-ры (1944-1963 гг.), поколение X (19641984 гг.), поколение Y (1985-2003 гг.), поколение Z (2004-2024 гг.)»5.

2 Попова, О.В. Гендерные аспекты политической карьеры российской субфедеральной элиты: мнения экспертов // Женщина в российском обществе. 2013. № 3 (68) - С. 24

3 Соболев, А.В. Вице-губернаторы по внутренней политике: эволюция института и его современное состояние // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 1. - С. 231

4 Egorov, A., Malinovsky, S. Higher education and regional elite formation in Russia. In Book: Assessing the Contributions of Higher Education. Edited by S. Marginson, B. Cantwell, D. Platonova, A. Smolentseva. Published by Edward Elgar Publishing Limited, 2023. - P. 290

5 Колесников, А.В., Малинецкий, Г.Г., Подлазов, А.В., Сиренко, С.Н. Нелинейная модель сме-

ны поколений элиты // Известия вузов. ПНД. 2022. № 4. - С. 459

189

Выяснилось, что абсолютное большинство региональных глав принадлежат к двум поколениям - поколению бэ-би-бумеров (поколение В. Путина) и поколению Х (поколение М. Мишустина). Так, в 2013 году большинство губернаторов принадлежали к поколению бэби-бумеров (50-69 лет) - 69%, второе место по численности занимали представители поколения Х (29-49 лет) - 31%. Через 10 лет в 2023 году структура губернаторского корпуса по возрасту кардинально изменилась - наибольшую долю занимали уже представители поколения Х (39-59 лет) - 80%, на второе место сместились представители поколения бэби-бумеров (60-79 лет) - 17%, а на третьем месте впервые в своей истории расположилась группа молодых губернаторов из поколения Y (20-38 лет) - 3%.

Применимо к возрастным характеристикам губернаторов можно наблюдать устойчивую тенденцию к омоложению на протяжении последних 30 лет. Так, если в период с 1991 по 1999 годы, средний возраст руководителя региона составлял 57 лет, то в период с 2000 по 2007 годы средний возраст сократился на 2 года и достиг 55 лет6. В 2013 году средний возраст главы региона составил уже 52,92 года, а в 2023 году - 51,45 год. Таким образом, за все время существования постсоветской России средний возраст губернатора субъекта РФ снизился на 6 лет.

Появление молодых «губернаторов новой волны» основная масса экспертов связывает с изменениями в выстраивании кадровой политики федерального центра по отношению к губернаторам. Так, куратором внутренней политики от Администрации Президента С.В. Кириенко в 2017 году была внедрена система отбора кандидатов, подразумевающая прохождение новых институциональных фильтров - конкурса «Лидеры России» и «Школы губернаторов», - в рамках которых личные и профессиональные компетенции будущих

6 Филатов, А.В. Трансформация губернаторского корпуса постсоветской России (19912010 гг.): общие оценки // Вестник ТГУ. 2011. № 5. - С. 23

кандидатов верифицируются федеральными кураторами, что призвано минимизировать риск коррупции или некомпетентности кандидатов. Прохождение данного рода фильтров не гарантирует попадания в элиту, однако в дальнейшем является большим карьерным преимуществом - так, по состоянию на 2023 год три новых губернатора (Д.А. Артюхов, В.А. Орлов, Р.В. Бусаргин) являются призерами конкурса «Лидеры России». Таким образом, омоложение губернаторского корпуса является результатом государственной политики и во многом связано с назначением «губернаторов новой волны», базовыми характеристиками которых определены «возраст, профессиональная сфера и образование, в частности, подготовка в «Школе губернаторов», созданной на базе ведущих образовательных центров страны -ВШЭ, РАНХиГС, корпоративного университета Сбербанка и других»7.

Образовательные характеристики губернаторов являются важнейшим критерием, влияющим на способность решать сложные задачи руководства регионом. Так, по результатам исследования можно утверждать, что наличие высшего образования является обязательным условием для нахождения в должности главы региона: все 100% губернаторов, занимавших свои должности в 2013/2023 годах, имели минимум один диплом об окончании ВУЗа. Большинство губернаторов не ограничиваются получением одного высшего образования, в связи с чем мы можем констатировать заметный тренд на увеличение количества дипломов об окончании высшего образования у представителей губернаторского корпуса. Так, если в 2013 году 2 диплома об окончании ВУЗа имели 73% губернаторов, 3 и более диплома - 14%, то в 2023 году 2 диплома имело 76%, 3 диплома и более - 34%.

При рассмотрении группы тех, кто имеет 3 и более диплома (2023 год)

7 ЭИСИ в своем новом докладе представил ТОП-10 губернаторов новой волны // Официальный сайт «Экспертного института социальных исследований» [Электронный источник] - URL: clck. ru/34RQ8q (дата обращения: 15.05.2023)

190

не обнаружено значимых взаимосвязей с переменной возраст, что говорит о том, что получение дополнительного образования происходит между всеми возрастными группами примерно в равной степени. 53% получили третий диплом в РАНХиГС при Президенте РФ, 93% получали образование гуманитарного (в большей степени по специальности «управление») и финансово-экономического профиля. Данные показатели позволяют нам предположить, что получение третьего диплома произошло по большей части в рамках повышения квалификации госслужащего и полностью санкционировано федеральными органами власти.

Тем не менее, огромное значение для карьерной траектории представляет первое образование, являющееся отправной точкой для будущей карьеры человека. Анализ регионального распределения ВУЗов первого образования не выявил какого-либо расширения географии: 38 субъектов России и 1 зарубежное государство в 2013 году и 38 субъектов России и 3 зарубежных государства в 2023 году. Московские и петербургские ВУЗы заметно выделяются на фоне остальных, однако данное обстоятельство несколько сглаживается со временем: если в 2013 году 27% глав субъектов получили первое высшее образование в Москве, 7% - в Санкт-Петербурге, то в 2023 году только 17% губернаторов получили первое высшее образование в Москве, 10% получили образование в Санкт-Петербурге. Представленные выше данные дают нам основание предполагать, что среди губернаторов намечается некоторая тенденция к получению первого высшего образования в регионах, вероятнее всего - по месту жительства.

Если говорить про конкретные ВУЗы получения первого высшего образования, то данный показатель характеризуется огромным разбросом: в 2013 году губернаторы в целом окончили 76 различных ВУЗа (при N=83), в 2023 году -77 ВУЗа (при N=89). Данное обстоятельство во многом подтверждает точку зрения Н. Колесник об отсутствии элитных

учебных заведений для представителей региональной элиты - «в России не существует сформированного пула элитных вузов в силу того, что представители элитной общности получают образование в различных российских и зарубежных вузах»8.

Тем не менее, при рассмотрении общего списка ВУЗов, в которых губернаторы прошли обучение, вывод об отсутствии элитных учебных заведений не кажется таким очевидным. Так, самым распространенным ВУЗом с большим отрывом является РАНХиГС при Президенте РФ: в 2013 году 30% губернаторов имели диплом РАНХиГС, в 2023 году диплом РАНХиГС имело уже 52% губернаторов.

В абсолютном большинстве случаев диплом об окончании РАНХиГС является вторым, реже третьим, что говорит о функционировании системы дополнительного образования (повышения квалификации) глав субъектов, получившую оформление в виде т.н. «Школы губернаторов» - программы обучения, созданной на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС по инициативе Администрации Президента в 2017 году. По словам и.о. ректора РАНХиГС А. Комиссарова, «уже 46 участников программы возглавили регионы нашей страны. Многие заняли позиции заместителей федеральных министров, стали региональными министрами»9. Кроме того стоит отметить большое количество региональных филиалов Академии (47) от Калининграда до Петропавловска-Камчатского10. Таким образом, все вышеперечисленное позволяет нам сделать вывод, что РАНХиГС, не являясь популярным ВУЗом получения первого высшего образо-

8 Колесник, Н.В. Образовательные траектории российской элиты: региональная проекция // Мир России. Социология. Этнология. 2019. № 4. - С. 43

9 «За год мы обучим 6 тыс. управленцев для новых регионов» // Официальный портал газеты Известия [Электронный источник] - URL: clck. ru/34RR4N (дата обращения: 15.05.2023)

10 Официальный сайт Российской академии

народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ [Электронный источник] - URL: https://www.ranepa.ru/ob-akademii/filialy/ (дата обращения: 15.05.2023)

191

вания губернаторов, является главным центром подготовки губернаторов в целом и в этой связи претендует на статус «элитного» больше остальных.

Важным показателем образования представителей губернаторского корпуса является его профиль. Сравнительный анализ профилей всех специальностей, полученных губернаторами, подтверждает обнаруженный тренд на снижение доли полученных специальностей инженерно-технического профиля. В этой связи обращает на себя внимание рост доли гуманитарного и финансово-экономического профиля специальностей губернаторов за 10 лет: наиболее распространенным является образование в сфере управления, юриспруденции, экономики и бизнеса. Данное обстоятельство можно связать с отмеченным ранее в научной литературе запросом федерального центра и населения на «губернаторов-администраторов» со свойственными им качествами - «решительностью, высокими амбициями, повышенной сосредоточенностью на исполнении деловых и профессиональных обязанностей»11.

Анализ наличия ученых степеней у региональных глав подтвердил тренд на их снижение. Данное снижение произошло в большей степени за счет снижения доли докторов наук: если в 2013 году 63% губернаторов имели ученую степень (34% - степень кандидата наук, 29% -степень доктора наук), то в 2023 году ученую степень имели только 42% (32% -степень кандидата наук, 10% - степень доктора наук). В этой связи, Р. Смирнов, рассуждая о снижении количества защит диссертаций в последние годы, приходит к выводу о снижении статуса аспирантуры ввиду отсутствия значимых карьерных перспектив после ее окончания: «оставаясь функциональной и эффективной «в себе», т.е. в течение трех лет для каждого отдельного аспиранта, она в недостаточной степени выполняет свою функцию детерминанты соци-

11 Матюсова, А.И. Губернаторы «нового поколения»: требования к личностным качествам // The Newman in Foreign policy. 2022. № 64 (108) - С. 7

ального роста в перспективе»12. Таким образом, отсутствие гарантий карьерного роста, высокая трудозатратность написания диссертации и участившиеся случаи скандалов, связанных с обнаружением заимствований в диссертациях чиновников высокого ранга13 во многом обуславливают данный тренд.

Важнейшим показателем мобильности представителей губернаторского корпуса являются их карьерные траектории. Для целей исследования нами было выделено 15 крупных сфер деятельности. Далее мы отбирали 5 основных сфер деятельности карьеры губернатора (основной принцип выделения - продолжительность работы), включая пост главы региона.

Наиболее популярной сферой деятельности для губернаторов ожидаемо оказалась работа в рамках исполнительных органов власти регионального уровня - почти 3 из 4 губернаторов имели опыт государственной службы в регионе. Региональный опыт, на наш взгляд, является большим подспорьем для губернатора, позволяющим лучше понимать специфику региона, его основные проблемы, порядок взаимодействия с федеральным центром, а также заполучить ряд нужных контактов для успешного руководства в дальнейшем. В большинстве случаев опыт государственной службы сопряжен с опытом в рамках государственного (в 2013-62%, в 202334%) и частного бизнеса (в 2013-35%, в 2023-56%), а также законодательных органов исполнительной власти в регионе (в 2013-47%, в 2023-39%). Кроме того, несколько увеличилось количество глав регионов, карьера которых началась с государственной службы - 7% в 2013 году до 11% в 2023 году.

Государственный и частный бизнес является самой популярной сферой, с которой губернаторы начинали свой

12 Смирнов, Р.Г. О показателях социальной мобильности аспирантов // Социологические исследования. - 2021. - № 9. - С. 134

13 См., например: Диссертационные скандалы в России // Официальный сайт ИД «Коммерсант» [Электронный источник] - URL: https://www. kommersant.ru/doc/3427960 (дата обращения:

15.05.2023)

192

карьерный путь. Так, если в 2013 году 2 из 3 губернаторов начинали свою карьеру в бизнесе (66%), то в 2023 году начинал свою карьеру в бизнесе только каждый второй (52%). Стоит отметить, что снижение доли бизнеса в большей степени связано со снижением доли государственного бизнеса, что, в свою очередь, в большей степени связано со сменой поколений, а именно - со снижением доли представителей поколения бэ-би-бумеров, родившихся в СССР и, как правило, начинавших свою карьеру с работы на государственном предприятии. На фоне падения бизнеса отмечается рост доли силовых ведомств (спецслужбы, Вооруженные Силы, правоохранительные органы) - с 7% в 2013 году до 18%, - а также появлением таких сфер, как спорт и медицина (в сумме 2%) как сфер начала карьеры.

Если говорить о профессионализации представителей губернаторского корпуса, имея в виду длительность пребывания в губернаторской должности, то за 10 лет были отмечены некоторые изменения. Во-первых, только 13 губернаторов (16%), занимавших пост главы региона по состоянию на 1 января 2013 года, сохранили свою должность на момент 1 января 2023 года. Данное обстоятельство во многом связано с волной губернаторских отставок в 2010-х годах, получившей в научной литературе название «губрнаторопад»: «в 2014, накануне единого дня голосования произведены точечные замены глав 10 регионов. В последующие годы всего с сентября 2014 по март 2019 г. произошло 58 губернаторских отставок. Описанная практика принимает лавинообразный характер в 2016-2018 гг., с осени 2019 г. темпы обновления кадрового состава губернаторов стремительно снижаются»14. Тем не менее, активное обновление губернаторского корпуса не является процессом только последнего десятилетия: по расчетам Е.В. Реутова, средний коэффициент (в %) сменяемости глав испол-

14 Марков, Р.С. Влияние ротации губернаторского корпуса на федеративные отношения в современной России // Социально-политические науки. - 2022. - Т. 12, № 1. - С. 66

нительной власти субъектов РФ в период с 2005 по 2012 года составил 58,4%, причем рекордным данный коэффициент стал в 2012 году - 90,5%15. С 2013 по 2023 состав губернаторского корпуса изменился на 84%.

В 2013 году губернаторы занимали свой пост в среднем 5,4 года, в 2023 году средний срок нахождения в должности среди губернаторов не изменился (5,4 года). Если учитывать тот факт, что, согласно законодательству, срок полномочий высшего должностного лица региона не превышает 5 лет, то около половины губернаторов на момент 2013 и 2023 года занимали свою должность не более 1 срока. За 10 лет несколько снизилась доля «губернаторов-старожилов» - в частности, ушли в отставку Е.С. Савченко, Н.И. Меркушкин, А.Г. Тулеев (20, 18, 16 лет пребывания в должности по состоянию на 2013 год). В целом, доля губернаторов, занимающих свой пост 2 срока и более (10 лет и более), примерно одинакова в 2013 и 2023 годах - 17% и 16% соответственно.

Таким образом, приведенные выше данные обосновывают вывод о динамичности института губернаторства в современной России: губернаторский корпус во многом является открытым социальным образованием, не существует в отрыве от общества и регулярно обновляется новыми кадрами.

Принадлежность к политической партии является важным показателем, оказывающим заметное влияние на формирование губернаторского корпуса. В этой связи ожидаемо, что абсолютное большинство глав регионов состоят в политической партии «Единая Россия» - 92% в 2013 году и 88% в 2023 году. Некоторое снижение доли единороссов обусловлено увеличением доли губернаторов, имеющих иную партийную принадлежность: КПРФ - с 1% до 3%, ЛДПР - с 1% до 2%, Справедливая Россия - до 2%. Таким образом, очевидно, что принадлежность к партии власти является мощ-

15 Реутов, Е.В. «Назначение» губернаторов в России: итоги эксперимента // Via in tempore. История. Политология. 2012. № 13 (132). - С. 176

193

ным ресурсом поддержки губернатора. Тем не менее, по мнению экспертов, поддержка губернатора-единоросса исходит не сколько от партии, сколько от «коллективного федерального центра», поскольку Единая Россия «в действительности не определяет кадровую политику и не формирует состав кандидатов в губернаторы, а лишь формально оформляет решения, де-факто принятые в федеральном центре - в Администрации Президента РФ»16.

Заключение

Таким образом, трансформация губернаторского корпуса в период с 2013 по 2023 год связана с изменением ряда ключевых параметров его представителей:

1. Существование института губернаторов в современной России сопряжено с наличием существенной гендерной диспропорции - доля мужчин более чем в 10 раз превышает долю женщин, причем за 10 лет данная пропорция практически не претерпела изменений.

2. За 10 лет произошла поколенческая трансформация института губернаторов в России: на смену поколению бэби-бумеров пришло поколение X, а также впервые произошел выход на элитные позиции представителей поколения Y.

3. При анализе образовательных траекторий не было выявлено сформированного ядра элитных учебных заведений. Тем не менее, ключевая роль в подготовке глав субъектов принадлежит Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, что во многом является отражением процедуры переподготовки кадров.

4. Анализ карьерных траекторий губернаторов позволил сделать вывод о высоком уровне социальной мобильности ее представителей, имевших опыт работы в достаточно широком диапазоне профессиональных

16 Кынев, А.В. Губернаторы в России: между выборами и назначениями / А. Кынев. - Москва: Фонд «Либеральная миссия», 2020. - С. 1016

сфер. Наиболее распространенным каналом элитной мобильности являлась государственная служба и бизнес (частный и государственный).

5. За прошедшие 10 лет значительно возросла институализация рекрутирования губернаторов. Данный факт связан с активным развитием моделей открытого рекрутирования в рамках конкурса «Лидеры России», а также образовательной программы «Школа губернаторов» на базе РАН-ХиГС при Президенте РФ.

6. Губернаторский корпус во многом является открытым социальным образованием, которое регулярно пополняется представителями различных слоев общества.

Литература

1. Диссертационные скандалы в России // Официальный сайт ИД «Коммерсант» [Электронный источник] - URL: https://www.kommersant. ru/doc/3427960 (дата обращения: 05.06.2023)

2. «За год мы обучим 6 тыс. управленцев для новых регионов» // Официальный портал газеты Известия [Электронный источник] - URL: cl-ck.ru/34RR4N (дата обращения: 05.06.2023)

3. Колесник, Н.В. Образовательные траектории российской элиты: региональная проекция / Н.В. Колесник // Мир России. Социология. Этнология. - 2019. - Т. 28, № 4. - С. 30-48.

4. Колесников, А.В., Малинецкий, Г.Г., Подлазов, А.В., Сиренко, С.Н. Нелинейная модель смены поколений элиты / А.В. Колесников, Г. Г. Малинецкий, А.В. Подлазов, С.Н. Сиренко // Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика. - 2022. - Т. 30, № 4. -С.456-479.

5. Кынев, А.В. Губернаторы в России: между выборами и назначениями / А. Кынев. - Москва: Фонд «Либеральная миссия», 2020. - 1030 с.

6. Марков, Р.С. Влияние ротации губернаторского корпуса на федеративные отношения в современной

194

России / Р.С. Марков // Социально-политические науки. - 2022. - Т. 12, № 1. - С. 63-69.

7. Матюсова, А.И. Губернаторы «нового поколения»: требования к личностным качествам / А.И. Матюсова // The Newman in Foreign Policy. - 2022. -Т. 1, № 64(108). - С. 6-8.

8. Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023-2030 годы // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ [Электронный источник] -URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/ programms/37/4 (дата обращения: 05.06.2023)

9. Официальный сайт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ [Электронный источник] - URL: https://www.ranepa.ru/ob-akademii/fil-ialy/ (дата обращения: 05.06.2023)

10. Попова, О.В. Гендерные аспекты политической карьеры российской субфедеральной элиты: мнения экспертов / О. В. Попова // Женщина в российском обществе. - 2013. -№ 3(68). - С. 21-30.

11. Смирнов, Р.Г. О показателях социальной мобильности аспирантов / Р.Г. Смирнов // Социологические исследования. - 2021. - № 9. - С. 132136.

12. Соболев, А. В. Вице-губернаторы по внутренней политике: эволюция института и его современное состояние / А.В. Соболев // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2020. - № 1. -С. 224-235.

13. Реутов, Е.В. «Назначение» губернаторов в России: итоги эксперимента / Е.В. Реутов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. - 2012. - № 13(123). -С.174-180.

14. Филатов, А.В. Трансформация губернаторского корпуса постсоветской России (1991-2010 гг.): общие оценки / А.В. Филатов // Вестник ТГУ. - 2011. - № 5. - С. 22-25.

15. ЭИСИ в своем новом докладе представил Т0П-10 губернаторов новой волны // Официальный сайт «Экспертного института социальных исследований» [Электронный источник] - URL: clck.ru/34RQ8q (дата обращения: 05.06.2023)

16. Egorov, A., Malinovsky, S. Higher education and regional elite formation in Russia. In Book: Assessing the Contributions of Higher Education. Edited by S. Marginson, B. Cantwell, D. Platono-va, A. Smolentseva. Published by Edward Elgar Publishing Limited, 2023. -322 p.

TRANSFORMATION OF THE GOVERNOR'S CORPS IN MODERN RUSSIA: 2013-2023.

Khlynin A.P.

Lomonosov Moscow State University

The article represents the mail results of a study of the transformation of the institute of governors in Russia over the past 10 years. The study is based on the biographical analysis of the heads of regions in 2013 and 2023 (N=172). During the study we identified the changing of main socio-demographic, educational, career and political characteristics. Finally, these characteristics helped as to understand the transformation of the internal policy in context «federal center - regions» and the whole russian system of sociopolitical stratification.

Keywords: governors, transformation, changes, heads of subjects of Russia, biographical method.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Dissertation scandals in Russia // Official website of the Kommersant Publishing House. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3427960 (accessed: 06.05.2023).

2. «In a year we will train 6 thousand managers for new regions» // Official portal of the Izvestia newspaper. URL: clck.ru/34RR4N (accessed: 06.05.2023).

3. Kolesnik, N.V. Educational trajectories of the Russian elite: regional projection / N.V. Kolesnik // Mir Rossii. Sociologiya. Et-nologiya. - 2019. - V. 28, No. 4. - P. 30-48 (in Russian).

4. Kolesnikov, A.V., Malinetskii, G.G., Podla-zov, A.V., Sirenko, S.N. Nonlinear model of

195

generational change of the elite / A.V. Kole-snikov, G.G. Malinetsky, A.V. Podlazov, S.N. Sirenko // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Prikladnaya nelinejnaya dinami-ka. - 2022. - V. 30, No. 4. - P. 456-479 (in Russian).

5. Kynev, A.V. Governors in Russia: between elections and appointments / A. Kynev. -Moscow: Fond «Liberal'naya missiya», 2020. - 1030 p (in Russian).

6. Markov, R.S. The influence of the rotation of the governor's corps on federal relations in modern Russia / R.S. Markov // So-cial'no-politicheskie nauki. - 2022. - V. 12, No. 1. - P. 63-69 (in Russian).

7. Matyusova, A.I. Governors of the «new generation»: requirements for personal qualities / A.I. Matyusova // The Newman in Foreign Policy. - 2022. - V. 1, No. 64(108). -P. 6-8.

8. National strategy of action in the interests of women for 2023-2030 // Official website of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. URL: https:// mintrud.gov.ru/ministry/programms/37/4 (accessed: 06.05.2023).

9. Official website of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. URL: https://www.ranepa.ru/ob-akademii/filialy/ (accessed: 06.05.2023).

10. Popova O.V. Gender aspects of the political career of the Russian subfederal elite: expert opinions / O.V. Popova // ZHenshchi-

na v rossijskom obshchestve. - 2013. - No. 3(68). - P. 21-30 (in Russian).

11. Smirnov, R.G. On indicators of social mobility of graduate students / R.G. Smirnov // So-ciologicheskie issledovaniya. - 2021. - No. 9. - P. 132-136 (in Russian).

12. Sobolev, A.V. Vice-governors for domestic policy: the evolution of the institute and its current state / A.V. Sobolev // Gosudarst-vennoe i municipal'noe upravlenie. Uche-nye zapiski. - 2020. - No. 1. - P. 224-235 (in Russian).

13. Reutov, E.V. «Appointment» of governors in Russia: results of the experiment / E.V. Reu-tov // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Is-toriya. Politologiya. - 2012. - No. 13(123). -P. 174-180 (in Russian).

14. Filatov, A.V. Transformation of the governor's corps in post-Soviet Russia (19912010): general assessments / A.V. Filatov // Vestnik TGU. - 2011. - No. 5. - P. 22-25 (in Russian).

15. EISI in its new report presented the T0P-10 governors of the new wave // Official website of the «Expert Institute for Social Research». URL: clck.ru/34RQ8q (accessed: 06.05.2023).

16. Egorov, A., Malinovsky, S. Higher education and regional elite formation in Russia. In Book: Assessing the Contributions of Higher Education. Edited by S. Marginson, B. Cantwell, D. Platonova, A. Smolentseva. Published by Edward Elgar Publishing Limited, 2023. - 322 p.

196

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.