Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИННОСТЬ / ЦЕННОСТИ / СТЕРЕОТИПЫ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Безрукова Анжела Аслановна, Нагорокова Залина Ауэсовна

Исследование процессов генезиса, обновления и эволюции современного российского общества невозможно без изучения инновационных социально-культурных ролей и норм, где особое внимание уделяется принципиально новому способу существования женщин в этнокультурных сообществах. Их социокультурный статус меняется в современном глобализационно-информационном социуме, в связи с чем актуализируются вопросы, связанные с пересмотром и корректировкой традиционных позиций и взглядов о гендерных стереотипах, распределении акцентов в области равноправия полов, представлениях о деловой активности женщины. Для решения исследовательских задач был использован структурно-функциональный метод, сравнительный анализ, социогендерный подход с применением принципов системности, историзма, объективности, позволяющие проанализировать характер модификаций в деловой активности женщин. Отмечается, что в рассматриваемом регионе происходит особая трансформация гендерных стереотипов, специфическое разграничение пространства «мужского» и «женского», которые, с одной стороны, обусловлены патриархальностью традиционной культуры, наличием устойчивых религиозных факторов, особого менталитета, а с другой стороны, всеобщим стремлением к процессам глобализации, развитию гражданского общества. В этой связи возникает проблема формирования и усвоения женщинами ценностей современного общества. Было выявлено, что современные представительницы слабого пола четко осознают, что необходимо стремиться к большей финансовой независимости, иметь свой стабильный доход, чтобы чувствовать уверенность в завтрашнем дне, невзирая на происходящие социально-экономические изменения, которые ведут за собой трансформацию семейных отношений и культуры общества в целом. При этом, деловая активность женщины направлена на контроль над своим временем в пользу сохранения многих традиционных взглядов на положение женщины в сообществе региона и нахождении баланса между работой и семьей, инновациями и традициями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Безрукова Анжела Аслановна, Нагорокова Залина Ауэсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF GENDER STEREOTYPES IN THE KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC (ON THE BASIS OF THE SOCIOLOGICAL RESEARCH)

The study of the processes of genesis, renewal and evolution of the modern Russian society is impossible without studying innovative social and cultural roles and norms, where special attention is paid to a fundamentally new way of women’s existence in ethnocultural communities. Their social and cultural status is changing in the modern globalization and information society, in connection with which the issues related to the revision and adjustment of traditional positions and views on gender stereotypes, the distribution of emphasis in the field of gender equality, and ideas about the business activity of women are being actualized. To solve research problems, a structural-functional method, comparative analysis, a socio-gender approach with the use of the principles of consistency, historicism, objectivity have been used, allowing to analyze the nature of modifications in women’s business activity. It has been noted that in the region under consideration there is a special transformation of gender stereotypes, a specific delimitation of the space of “masculine” and “feminine”, which, on the one hand, are conditioned by the patriarchal nature of traditional culture, the presence of stable religious factors, a special mentality, and on the other hand, by the general desire for the processes of globalization, development of civil society. In this regard, the problem arises of the formation and assimilation of values by women in modern society. It has been revealed that modern representatives of the fairer sex are clearly aware that it is necessary to strive for greater financial independence, to have their own stable income in order to feel confident in the future, despite the ongoing socio-economic changes that have lead to the transformation of family relations and the culture of society. At the same time, a woman’s business activity is aimed at controlling time in favor of preserving many traditional views on the position of women in the community of the region and finding a balance between work and family, innovations and traditions.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ SOCIOLOGICAL SCIENCES

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-93-99 УДК 316(470.631

Безрукова А.А., Нагорокова 3.A.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Безрукова Анжела Аслановна,

кандидат социологических наук, Ооцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический ■университет», Майкоп, Россия e-mail: ftykova01(a),mail.ru тел.: 8 (928) 467 53 57

Нагорокова Залина Ауэсовна,

аспирант кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия, e-mail: nagorokovaO 7a/mail. г и

Аннотация

Исследование процессов генезиса, обновления и эволюции современного российского общества невозможно без изучения инновационных социально-культурных ролей и норм, где особое внимание уделяется принципиально новому способу существования женщин в этнокультурных сообществах. Их социокультурный статус меняется в современном глобали-зационно-информационном социуме, в связи с чем актуализируются вопросы, связанные с пересмотром и корректировкой традиционных позиций и взглядов о тендерных стереотипах, распределении акцентов в области равноправия полов, представлениях о деловой активности женщины. Для решения исследовательских задач был использован структурно-функциональный метод, сравнительный анализ, социогендерный подход с применением принципов системности, историзма, объективности, позволяющие проанализировать характер модификаций в деловой активности женщин. Отмечается, что в рассматриваемом регионе происходит особая трансформация тендерных стереотипов, специфическое разграничение пространства

«мужского» и «женского», которые, с одной стороны, обусловлены патриархальностью традиционной культуры, наличием устойчивых религиозных факторов, особого менталитета, а с другой стороны, всеобщим стремлением к процессам глобализации, развитию гражданского общества. В этой связи возникает проблема формирования и усвоения женщинами ценностей современного общества. Было выявлено, что современные представительницы слабого пола четко осознают, что необходимо стремиться к большей финансовой независимости, иметь свой стабильный доход, чтобы чувствовать уверенность в завтрашнем дне, невзирая на происходящие социально-экономические изменения, которые ведут за собой трансформацию семейных отношений и культуры общества в целом. При этом, деловая активность женщины направлена на контроль над своим временем в пользу сохранения многих традиционных взглядов на положение женщины в сообществе региона и нахождении баланса между работой и семьей, инновациями и традициями.

Ключевые слова: тендер, традиционная культура, маскулинность, феминность, ценности, стереотипы, социальная роль, социальный статус.

Для цитирования: Безрукова А.А., Нагорокова З.А. Трансформация гендерных стереотипов в Карачаево-Черкесской республике (по материалам социологического исследования) //Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Том 13, № 2. С. 93 99. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-93-99.

Bezrukova A.A., Nagorokova Z.A.

TRANSFORMATION OF GENDER STEREOTYPES IN

THE KARACHAY-CHERKASS REPUBLIC

(ON THE BASIS OFTHE SOCIOLOGICAL RESEARCH)

Bezrukova Angela Aslanovna,

Candidate of Sociology, an associate professor of the Department of Philosophy, Sociology andi Pedagogy

FSBEIHE "Maykop State Technological University", 'Maykop, Russia, e-mail: ftykova01(a),mail ru, tel.: 8 (928) 467 55 57

Nagorokova Zalina Auesovna,

aposUgraduate student of the Department ofPhilosophy, Sociology andPedagogy FSBEI HE "Maykop State Technological University", Maykop, Russia, e-mail: nagorokova07@mailru

Annotation

The study of the processes of genesis, renewal and evolution of the modern Russian society is impossible without studying innovative social and cultural roles and norms, where special attention is paid to a fundamentally new way of women's existence in ethnocultural communities. Their social and cultural status is changing in the modern globalization and information society, in connection with which the issues related to the revision and adjustment of traditional positions and views on gender stereotypes, the distribution of emphasis in the field of gender equality, and ideas about the business activity of women are being actualized.

To solve research problems, a structural-functional method, comparative analysis, a socio-gen-der approach with the use of the principles of consistency, historicism, objectivity have been used, allowing to analyze the nature of modifications in women's business activity. It has been noted that

in the region under consideration there is a special transformation of gender stereotypes, a specific delimitation of the space of "masculine" and "feminine", which, on the one hand, are conditioned by the patriarchal nature of traditional culture, the presence of stable religious factors, a special mentality, and on the other hand, by the general desire for the processes of globalization, development of civil society. In this regard, the problem arises of the formation and assimilation of values by women in modern society. It has been revealed that modern representatives of the fairer sex are clearly aware that it is necessary to strive for greater financial independence, to have their own stable income in order to feel confident in the future, despite the ongoing socio-economic changes that have lead to the transformation of family relations and the culture of society. At the same time, a woman's business activity is aimed at controlling time in favor of preserving many traditional views on the position of women in the community of the region and finding a balance between work and family, innovations and traditions.

Keywords: gender, traditional culture, masculinity, femininity, values, stereotypes, social role, social status.

For citation: Bezrukova A.A., Nagorokova ZA. Transformation of gender stereotypes in the Karachay-Cherkess Republic (on the basis of the sociological research) // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2021. Volume 13, No. 2. P. 93 99. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-93-99.

В Карачаево-Черкессии традиционное патриархальное восприятие, дифференциация тендерных ролей и связанных с ними стандартов «мужественности-женственности» имели характерные и детерминированные обществом черты: взаимоотношения полов отличались строгой иерархичностью и регламентированностью. Такие различия базировались на признании природного предназначения обоих полов и характеризовались устойчивым закреплением в сознании и обычаях народов.

Социокультурное положение женщин, а также их ценностные ориентации весьма различны в разных районах республики. В регионе можно выделить два города, равнинные и горные сельские районы. И если в городе жизнь женщины стала более упрощенной с точки зрения быта, приближена к европейским универсальным стандартам жизни, то отдаленные горные районы процессы модернизации затронули лишь частично, и жизнь женщин связана по-прежнему с тяжелым физическим трудом.

Проведенный социологический опрос среди жителей республики (340 человек) и анализ данных выявил ценностные

ориентиры, показал, насколько сильно они стремятся к изменению своего социального положения в обществе, какова степень сохранности этнической культуры в регионе. На вопрос о положении женщин Карачаево-Черкесии лишь 32% респондентов отметили, что статус женщины достаточно высок, а положение по отношению к мужчинам является равноправным (отметим, что подавляющая часть опрошенных городские жители). Большинство опрошенных - 58% - считают, что женщины ущемлены в своих правах, присутствует тендерное неравенство (традиционно свойственное народам кавказских регионов). При этом более половины опрошенных женщин ощущают себя свободными и равноправными - 54%, значительная часть - 43% -считают, что полного равноправия не существует. Примечательно, что 37% мужчин респондентов отрицают равенство в принципе, считая, что именно они должны занимать ведущие позиции в семье. Можно констатировать, что в современных условиях модернизационные процессы выступают в качестве разрушителя традиционных тендерных стереотипов, однако, границы могут где-то

исчезать, а где-то оставаться и обозначаться еще острее.

На вопрос о том, в какой из сфер чаще нарушаются права женщин, распределение ответов следующее: больше всего нарушения были отмечены в публичной сфере - 64% (в свою очередь, с этим согласны и мужчины), нежели в приватной, небольшая доля опрашиваемых отметила, что неравенство декларируемо отсутствует, но на практике существует во всем -15%.

Самой главной ценностью современной женщины Карачаево-Черкесии выступает семья - 85%, далее доход, образование, профессия, хобби, религия. Подчеркнем, что многие (особенно это характерно для представителей молодого поколения) не приветствуют развитие тендерного партнерства и повышения статуса женщины в обществе. Это, в первую очередь, связано с возрастающей в последнее десятилетие ролью религии (ислама) в регионе, ее установок и ценностей среди молодежи, которые не поощряют высокой активности женщин за пределами приватной сферы.

Вопрос о социальной значимости и включенности женщин в общественный труд показал, что 69% респондентов

считают это важным, 35% считают, что высокие посты для женщин вовсе не обязательны. Однако это мнение отнюдь не коррелирует с ответами на вопросы об образовании женщин, так как 80% опрошенных отметили, что женщина должна быть образована.

В ходе опроса было выяснено, какие изменения произошли в отношении трудовой деятельности у женщин в последние годы.

72% респондентов мужчин-руководителей, отмечают, что женщины вполне способны успешно справляться с поставленными задачами и решать возникающие проблемы, а также участвовать в политической жизни. При этом практически единогласно мужчины предпочли бы, чтобы их жены уделяли больше времени семье и домашним обязанностям. На вопрос «возможно ли успешное сочетание женщиной этих ролей» лишь 49% допускают подобную возможность.

Сегодня женщина рассматривается как главный источник национальных традиций, а ее слишком явная деловая активность, превалирование автономности и индивидуализма, увеличение доходов, развитие профессиональных устремлений перед «настоящим

60

50

40

зо

20

10

■1 ■ IП г ■

I Мужчины Женщинь

1) Возможность общения

2) Возможность быть финансово независимой

3) Возможность самореализации

4) Возможность повысить свой социальный статус

5) Возможность обеспечить будущее детям

6) Возможность повысить увеличить семейный бюджет

Рис. 1.

1. Стремление к независимости как финансовой, так и психологической от мужа, родителей -76%

2. Неуверенность в возможностях мужчины решать одному проблемы материального характера - 59%

3. Стремление к самореализации, к личной профессиональной востребованности - 38%

4. Желание повысить свою общественную полезность - 23%

Рис. 2

Основные мотивы, побуждающие женщин к профессиональному росту

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

предназначением женщины» еще в большинстве своем воспринимается негативно. Общество положительно оценивает работающую женщину, но только если она продолжает ставить свои «традиционные» обязанности выше, чем профессиональные [4; с. 158]. Лишь небольшое количество опрошенных женщин - 13% - считают возможным строить карьеру и бизнес в ущерб семейным обязанностям. Так 22% женщин, владеющих предприятиями мелкого и среднего бизнеса, испытывают чувство вины и страх за детей, хотя 41% женщин считают, что нашли баланс в сочетании деловой и личной жизни. Таким образом, очевидно, что для женщин республики важно, чтобы работа приносила доход и удовлетворение, а главное могла сочетаться с семьей.

Несмотря на проникновение в северокавказскую среду модернизацион-ных процессов, традиционная культура с ее патриархальными ценностями продолжает играть важную роль в регионе. Сложившиеся нормативные тендерные модели в северокавказском обществе, в частности в Карачаево-Черкесской Республике, составляя основу характерной самобытности, все еще определяются устойчивостью в сложившейся

системе отношений. Нами уже отмечалось ранее, что многие перемены в социуме проходят через женщину, трансформируя кардинально ее жизнь, особенно остро этот процесс проявляется в традиционном обществе. Хотя традиции вообще и этнические традиции в частности обладают большей устойчивостью, это не означает, что трансформация образов традиционного поведения людей невозможна, источниками обновления традиций могут выступать активные слои, не находящие себе приемлемого места в прежней системе отношений и типах деятельности [5, с. 291]. Опрос среди респондентов выявил основные мотивы, побуждающие женщин к профессиональному росту, которые в основном лежат в плоскости социально-экономических предпосылок (Рис. 2):

Демократизация хозяйственной жизни с точки зрения тендерного аспекта в северокавказском регионе в общем способствовала формированию нового социально-психологического портрета современной женщины. Это деловая женщина-руководитель (менеджер) или предприниматель, наделенная такими качествами, как социальная мобильность, высокий уровень притязаний в

устремленности к успеху, способность к генерированию идей, уверенность в себе, предприимчивость в преодолении культурно детерминированных тендерных установок. Тем не менее, несмотря на значительную динамику развития женской деловой активности, одним из наиболее дискуссионных вопросов все еще остаются тендерные отличия в процессе менеджмента или качественные отличия полов в лидерстве.

Сравнив результаты социологического опроса в разных возрастных категориях, было выявлено, что чем выше возраст женщины, тем уже форма организации бизнеса. Для рассматриваемого региона характерна высокая ценность труда вообще. Так женская деловая активность до 29 лет составляет - 19%, в возрасте 30-40 лет - 39%, довольно обширной является и группа от 41-51 лет - 32%, а старше 51 года - 18%.

Характерной особенностью местного женского участия в производстве является использование традиционных тендерных практик в обеспечении жизнедеятельности семьи. Так социально-экономические преобразования в стране привели к безработице не только среди женщин, но и мужчин. В этот момент женщины сориентировались и обратились к национальным промыслам. Благодаря им возрождены такие традиционные национальные промыслы, как вязание, валяние из шерсти, производство предметов интерьера, продуктов питания. Во всех горных районах республики, популярных среди туристов, данный вид бизнеса процветает очень активно и служит важным источником доходов всей семьи.

Вместе с тем, женщины республики продолжают жить согласно традиционным патриархальным нормам и

требованиям, что часто входит в диссонанс с требованиями современного мира. Закрепленная за женщиной обязанность по ведению хозяйства и воспитанию детей, несмотря на ее занятость в публичной сфере для увеличения благосостояния семьи, не делает ее жизнь легче и часто является источником конфликтов в современных семьях. Но в то же время это заставляет супругов пересматривать свои представления о полоролевом взаимодействии, менять тендерные устои и стереотипы, находить новые ориентиры в конструировании в собственной тендерной идентичности.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать несколько выводов:

- в настоящее время произошли изменения взглядов относительно положения женщин и их социально-экономической роли в сторону эгалитарности (равноправия) как в массовом, так и в индивидуальном сознании;

- эволюция тендерных нормативных моделей является следствием увеличивающегося стремления женщин к экономической независимости и самореализации;

- выраженная ориентация женщин на профессиональные достижения и повышение уровня материального благополучия все еще входит в противоречие с патриархальным мировоззрением об их «естественном предназначении»;

- современные женщины признают, что необходимо проявлять большую независимость, иметь собственный доход, возможность обеспечить себя и детей, при этом находить баланс между работой и семьей, инновациями и традициями и в некоторых случаях добровольно ограничивать масштабы своей деловой активности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лысенко O.E. Трансформация тендерной идентичности северокавказских женщин в ситуации глобализации // Гуманитарные науки. 2013. № 3. С. 152-162.

2. Хабекирова X.A. К вопросу об эволюции и трансформации понятий о женщине и «женском» у адыгов (черкессов) // Вестник Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований. Серия: Этнография и искусствоведение. 2007. Вып. 5. 204 с.

3. Хапчаев И.А. Понятие «традиция» и воздействие русских обычаев на права горцев северного Кавказа//Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. Вып. 3. С. 289-295.

4. Безрукова А. А. Тендерные аспекты социально-экономической трансформации в России в оценках общественного мнения (на материалах Республики Адыгея) // Вестник Адыгейского государственного университета. 2013. № 4. С. 75-81.

5. Безрукова А.А., Калашаова Д.А. Социокультурные трансформации в современной адыгской семье // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. Вып. 2. С. 104-108.

REFERENCES

1. Lysenko О.Е. Transformation of gender identity of the North Caucasian women in the situation of globalization // The Humanities. 2013. No. 3. P. 152-162.

2. Khabekirova Kh.A. On the question of the evolution and transformation of the concepts of woman and "feminine" among the Circassians (Circassians) // Bulletin of the Karachay-Cherkess Institute of Humanitarian Research. Series: Ethnography and Art History. 2007. Issue. 5. 204 p.

3. Khapchaev LA. The concept of "tradition" and the impact of the Russian customs on the rights of the highlanders of the North Caucasus // Scientific problems of humanitarian research. 2012. Issue. 3. P. 289-295.

4. Bezrukova A.A. Gender aspects of socio-economic transformation in Russia in assessments of public opinion (based on the materials of the Republic of Adygea) // Bulletin of the Adygh State University. 2013. No. 4. P. 75-81.

5. Bezrukova A.A., Kalashaova D.A. Socio-cultural transformations in the modern Adygh family // Bulletin of Maykop State Technological University. 2016. Issue. 2. P. 104-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.