Научная статья на тему 'Трансформация функций городов-центров агломераций и ее влияние на политику поддержки предпринимательства'

Трансформация функций городов-центров агломераций и ее влияние на политику поддержки предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ АГЛОМЕРАЦИЙ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФУНКЦИИ ГОРОДОВ / ГОРОДА-ЦЕНТРЫ АГЛОМЕРАЦИЙ / ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СЕРВИСНЫЕ ФУНКЦИИ ГОРОДОВ / РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / URBAN AGGLOMERATION DEVELOPMENT / ENTREPRENEURIAL BUSINESS / FUNCTIONS OF CITIES / CITIES CENTERS OF URBAN AGGLOMERATIONS / ENTREPRENEURIAL BUSINESS SUPPORT / SERVICE FUNCTIONS OF CITIES / DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неупокоев Никита Юрьевич

Обоснована необходимость рассмотрения развития малого и среднего предпринимательства, а также форм его поддержки в городах-центрах агломерации, в контексте сдвигов их функциональной структуры. Доказано, что усиление сервисных функций городов влечет за собой, с одной стороны, увеличение роли малого и среднего предпринимательства в развитии городов-центров агломерации, а с другой предопределяет его профиль. Доказано, что развитие агломераций основано на передаче функций, утративших актуальность для «центрального города», в пригородные районы при условии хорошей транспортной доступности. Совершенствование регулирования пространственного социально-экономического развития агломерации в современных условиях связано с тем, что в центре агломерации должно быть сосредоточено выполнение сервисных функций городов, а на ее периферии индустриальных функций. С учетом этого должна выстраиваться региональная политика в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSFORMATION OF THE FUNCTIONS OF THE CITIES CENTERS OF URBAN AGGLOMERATIONS AND ITS IMPACT ON ENTREPRENEURIAL BUSINESS SUPPORT POLICY

The study substantiates the need to consider the development of small and medium enterprises and the forms of their support in the cities centers of urban agglomeration in the context of the changes in their functional structure. It is proved that the enhancement of the service functions of cities leads to, on the one hand, increased role of small and medium enterprises in the development of the cities centers of urban agglomerations, and on the other hand, it determines entrepreneurial business profile. It is proved that the development of agglomerations is based on the transfer of some functions which have lost their relevance for the “central city” to the suburban areas provided good transport accessibility. Improved regulation of spatial socio-economic development of an agglomeration in modern conditions is determined by the functions’ distribution; the center of the agglomeration should focuse on the service functions of cities and the agglomeration periphery on the industrial functions. The regional policy in the sphere of small and medium enterprise development should be built taking into account the distribution of the functions.

Текст научной работы на тему «Трансформация функций городов-центров агломераций и ее влияние на политику поддержки предпринимательства»

УДК 332.122.6

Н.Ю. Неупокоев N.Yu. Neupokoyev

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОРОДОВ-ЦЕНТРОВ АГЛОМЕРАЦИЙ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИКУ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

THE TRANSFORMATION OF THE FUNCTIONS OF THE CITIES -CENTERS OF URBAN AGGLOMERATIONS AND ITS IMPACT ON ENTREPRENEURIAL BUSINESS SUPPORT POLICY

Ключевые слова: развитие агломераций, предпринимательство, функции городов, города-центры агломераций, поддержка предпринимательства, сервисные функции городов, развитие малого и среднего предпринимательства.

Обоснована необходимость рассмотрения развития малого и среднего предпринимательства, а также форм его поддержки в городах-центрах агломерации, в контексте сдвигов их функциональной структуры. Доказано, что усиление сервисных функций городов влечет за собой, с одной стороны, увеличение роли малого и среднего предпринимательства в развитии городов-центров агломерации, а с другой — предопределяет его профиль. Доказано, что развитие агломераций основано на передаче функций, утративших актуальность для «центрального города», в пригородные районы при условии хорошей транспортной доступности. Совершенствование регулирования пространственного социально-экономического развития агломерации в современных условиях связано с тем, что в центре агломерации должно быть сосредоточено выполнение сервисных функций городов, а на ее периферии — индустриальных функций. С учетом этого должна выстраиваться региональная политика в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Keywords: urban agglomeration development, entrepreneurial business, functions of cities, cities — centers of urban agglomerations, entrepreneurial business support, service functions of cities, development of small and medium enterprises.

The study substantiates the need to consider the development of small and medium enterprises and the forms of their support in the cities — centers of urban agglomeration in the context of the changes in their functional structure. It is proved that the enhancement of the service functions of cities leads to, on the one hand, increased role of small and medium enterprises in the development of the cities — centers of urban agglomerations, and on the other hand, it determines entrepreneurial business profile. It is proved that the development of agglomerations is based on the transfer of some functions which have lost their relevance for the "central city" to the suburban areas provided good transport accessibility. Improved regulation of spatial socio-economic development of an agglomeration in modern conditions is determined by the functions' distribution; the center of the agglomeration should focus on the service functions of cities and the agglomeration periphery — on the industrial functions. The regional policy in the sphere of small and medium enterprise development should be built taking into account the distribution of the functions.

Неупокоев Никита Юрьевич, аспирант, каф. региональной экономики и управления, Алтайский государственный университет. Тел.: (3852) 35-48-07. E-mail: neupokoev89@gmail.com.

Neupokoyev Nikita Yuryevich, Post-Graduate Student, Chair of Regional Economics and Management, Altai State University. Ph.: (3852) 35-48-07. E-mail: neupokoev89@gmail.com.

Введение

В 2014 г. Российская Федерация столкнулась с внешнеэкономическими проблемами — санкциями, существенным снижением курса национальной валюты и цены на энергоресурсы в мире. Перед государством в данной кризисной ситуации стоит задача развития импортозамещающей продукции. В 2015 г. решением Правительства РФ увеличены бюджеты программ развития предпринимательства на федеральном уровне. Ожидается увеличение бюджета на эти цели и на региональном, муниципальном уровнях.

В условиях низкого курса национальной валюты, благодаря очевидным конкурентным преимуществам, существует возможность динамичного развития отечественной про-

мышленности путем развития малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, открываются новые перспективы для развития агломераций. Усиление сервисных функций городов-центров агломерации является детерминантой развития предпринимательства.

Целью исследования является анализ трансформации функций городов-центров агломерации и её влияние на развитие предпринимательства.

В современном понимании город — административный, промышленный и торговый центр.

Разрастаясь, города образуют городские агломерации. Особенно важную роль для стран и континентов играют столицы, а также

города-миллионники или агломерации-миллионеры (имеющие численность населения более 1 млн чел.), в том числе мегалополисы и глобальные города [1].

Функции, выполняемые городами, подразделяют на экономические и внеэкономические. Первые относятся к сфере индустриального производства и обращения — промышленность, транспорт, торгово-распре-делительные, заготовительные и снабженческие функции. Каждый город представляет собой центр тех или иных функций, узел их сосредоточения, мощность и значение которого зависят от его экономико-географического положения города и размера.

Неэкономические функции — это административно-политические, культурные (в том числе подготовка кадров), научные и организационные; некоторые из городов имеют важное значение оздоровительных центров (города-курорты).

Чем крупнее город как экономический центр, тем шире его база и возможности для развития науки, культуры, тем большее организационное влияние он способен оказывать на окружающую территорию и развивать у себя весь комплекс функций.

Функциональная структура активно влияет на многие черты города, в первую очередь на численность и динамику населения, его состав. Существует прямая зависимость между количеством и масштабом функций, выполняемых городом, и численностью его жителей.

Как правило, многофункциональные города отличаются большой людностью и более быстрым ростом населения. В зависимости от функций города складываются половозрастной и профессиональный состав населения, его образовательный уровень [2].

По мере развития города возникает объективная необходимость к трансформации его структуры и передаче части функций на другие территории. Когда такая возможность есть — образуется агломерация.

Городская агломерация — компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенных в динамичную локальную систему многообразными интенсивными связями: производственными, деловыми, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными и прочими, а также совместным использованием ресурсов агломерационного ареала.

Окружая себя спутниками, крупные города тормозят становящийся для них опасным дальнейший рост, но не останавливаются в развитии. Встающие перед ними трудности и проблемы они все больше начинают решать с помощью своего окружения. Агломерация — союз крупного центра, ядра агломерации, с малыми и средними (иногда и большими) го-

родами-спутниками. Это удобная и взаимовыгодная форма сотрудничества всех участников союза.

Центральный город «разгружается» от некоторых становящихся для него обременительными видов деятельности и получает возможность сосредоточиться на выполнении своей главной обязанности — создании нового в культуре, науке, технике, технологии, тем самым эффективнее выполняет свою историческую миссию двигателя прогресса.

Города-спутники также извлекают многие выгоды, которые дает им близость к крупному центру. Они используют его как очень емкий рынок труда, развитую и многообразную сферу обслуживания. Это открывает населению городов-спутников большие возможности при выборе места приложения труда, учебы, проведения досуга. Поэтому даже монофункциональные города, находясь в составе агломерации, не столь болезненно ощущают свои недостатки, обусловленные узостью градообразующей базы и дефицитом разнообразия в сфере приложения труда и отдыха [3].

Развитие агломераций непосредственно зависит от экономической политики государства. За последнее столетие Россия прошла аграрную, индустриальную и постиндустриальную экономику.

В аграрной экономике использовался ручной (физический) труд человека и животных. Цель ее функционирования — удовлетворение биологических потребностей людей (в питании, одежде). На смену ей пришла индустриальная экономика, характеризующаяся созданием крупного промышленного производства. На данном этапе началось первичное вытеснение материальных ресурсов интеллектуальными. Здесь кроме энергии физического труда (ручного и машинного) использовалась первичная интеллектуально — творческая энергия людей. Она способна преобразовывать энергию окружающей среды в необходимые виды энергии (воды, пара, плавления).

В постиндустриальной экономике главной целью выступает повышение производительности труда в результате автоматизации производственных процессов и увеличение количества и качества используемой творческой энергии (в том числе в сфере информационных технологий). Также продолжается вытеснение материальных ресурсов нематериальными (интеллектуальными) [4].

Роль предпринимательства в обществе достаточно ярко может быть проиллюстрирована на примере роли предприятия как наиболее устойчивой формы бизнеса. Роль предприятия многогранна, а его сущность многофункциональна. Согласно взглядам одних экономистов, основное назначение предприя-

тия — служить источником дохода для собственников (акционеров); другие считают, что суть предприятия в производстве продукции, удовлетворении материальных потребностей общества; третьи, говоря о предприятии, имеют в виду его функцию обеспечения занятости. Сторонники комплексного подхода отмечают целый ряд дополнительных существенных функций предприятия в современном обществе.

Развитие сервисной экономики в начале XXI в. непосредственным образом отразилось на структуре малого и среднего предпринимательства в городах-центрах агломерации.

В ядрах-агломерации происходят функциональные изменения, передача некоторых элементов на города-спутники. Чаще всего страдает производственная база. После индустриализации в таких городах дальнейшее развитие промышленности затруднено в связи с отсутствием свободных земель с подготовленной инфраструктурой, при соблюдении требований к их удаленности от жилых массивов.

Промышленные площади создаются в городах-спутниках. Процесс этот не быстрый, требует капитальных вложений, происходит частичная или полная остановка действующего бизнеса, замена трудовых ресурсов и т.д. Не каждое производственное предприятие способно произвести такие затраты.

В центре агломерации обильно развивается (более 60-70%) сфера торговли и услуг.

Сервисная экономика несет в себе большую опасность для государства в рыночной экономике. Пренебрегая собственным производством товаров, ориентируясь на сферу услуг, высока степень его зависимости от макроэкономических факторов.

Рассматривая сложившуюся геополитическую и экономическую обстановку, сложившуюся в конце 2014 г. в России, учитывая особенности сервисной экономики и произошедшие трансформации в городах-центрах агломерации, следует отметить следующее.

В условиях снижения курса национальной валюты и в результате сложностей с приобретением иностранного оборудования и комплектующих к нему возникает объективная необходимость в замещении данных видов продукции.

Выполнение данной функции возможно субъектами малого и среднего предпринимательства только при условии государственной поддержки. Флагманами реализации данной политики должны являться центры агломерации.

Развитие малого и среднего предпринимательства возможно при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические,

правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов [5].

Основная задача государственных программ — обеспечить конъюнктурное положение предпринимательства, гарантировать свободный доступ к финансированию на льготных условиях, оказывать все виды поддержки и устранять административные барьеры [6].

Модернизация государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках обеспечения устойчивого развития региона должна охватывать в первую очередь его инфраструктурные отрасли и решать конкретные задачи, способствующие повышению социального и экономического благополучия населения региона [7].

После трансформации при сервисной экономике функций, отсутствии свободных земельных участков для создания новых производств выполнение поставленных задач является труднодостижимым для городов-центров агломерации.

На помощь должны прийти города-спутники при непосредственном участии всех уровней власти (финансовом, консультационном, информационном, имущественном).

Существуют все необходимые предпосылки для перехода к новой экономике, основанной на сервисной, но с приоритетами и задачами индустриальной.

Реиндустриализация подразумевает не максимизацию выпуска продукции или стремление повысить эффект полезности, скорее, это синтез двух отличительных особенностей данных видов экономической политики.

Преимуществом реиндустриализации является развитие направления «бизнес для бизнеса». То есть предоставление услуг по производству необходимой продукции, комплектующих для промышленных предприятий. Данное направление в наименьшей степени подвержено кризисным явлениями за счет постоянного рынка сбыта. Имеет конкурентные преимущества в территориальной доступности к конечному потребителю. Соответствует приоритетам государственной политики и национальной безопасности в сфере импортозамещения отдельных видов продукции.

Симбиоз индустриальной и сервисной экономики, реиндустриализация невозможны без развития агломераций.

Центры агломераций насыщены и сформированы. Дальнейшее развитие по предложенному сценарию возможно только благо-

даря совместным усилиям федерального центра, региона и муниципальных образований (ядра и спутников).

В условиях сложной ситуации, недостатка средств можно начинать формирование агломерации не по всему фронту работ, а с создания отдельных точек роста.

Заключение

Развитие малого и среднего предпринимательства в контексте сдвигов в функциональной структуре городов-центров агломерации является актуальным вопросом не столько муниципального, сколько регионального масштаба. Для получения большего эффекта, затраты на развитие агломерации должны осуществляться всеми заинтересованными участниками данного процесса.

Библиографический список

1. Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 351 с.

2. Ковалев С.А., Ковальская Н.Я. География населения СССР: учебное пособие для университетов. — М., 1980.

3. Лаппо Г.М. Города России. Взгляд географа. — М.: Новый хронограф, 2012. — 504 с.

4. Заходякин И.В. Постиндустриальная экономика — что значит это понятие в современном мире? // Креативная экономика. — 2008. — № 1. — С. 97-100.

5. Левина Е.И. Актуальность поддержки малого бизнеса в связи с выходом нового закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2008. — № 2 (58). — С. 51.

6. Мармылев А.Н. Анализ социально-экономической эффективности государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом / / Международный бухгалтерский учет. - 2011. - № 16. - С. 54-59.

7. Колычева Ж.Я., Ячник Н.С. Основные направления повышения эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на региональном уровне // Journal of Economic Regulation. — 2014. — Т. 5. — № 3. — С. 68-73.

References

1. Gutnov A., Glazychev V. Mir arkhitek-tury. — M.: Molodaya gvardiya, 1990. — 351 s.

2. Kovalev S.A., Koval'skaya N.Ya. Geo-grafiya naseleniya SSSR: uchebnoe posobie dlya universitetov. — M.: 1980.

3. Lappo G.M. Goroda Rossii. Vzglyad ge-ografa. — M.: Novyi khronograf, 2012. — 504 s.

4. Zakhodyakin I.V. Postindustrial'naya ekonomika — chto znachit eto ponyatie v sov-remennom mire? // Kreativnaya ekonomika. — 2008. — № 1. — S. 97-100.

5. Levina E.I. Aktual'nost' podderzhki malogo biznesa v svyazi s vykhodom novogo zakona o razvitii malogo i srednego predprini-matel'stva v Rossiiskoi Federatsii // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumani-tarnye nauki. — 2008. — № 2 (58). — S. 51.

6. Marmylev A.N. Analiz sotsial'no-ekonomicheskoi effektivnosti gosudarstvennoi podderzhki malogo biznesa v Rossii i za rubezhom // Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet. — 2011. — № 16. — S.54-59.

7. Kolycheva Zh.Ya., Yachnik N.S. Osnov-nye napravleniya povysheniya effektivnosti mer gosudarstvennoi podderzhki sub"ektov malogo i srednego biznesa na regional'nom urovne // Journal of Economic Regulation. — 2014. — T. 5. — № 3. — S. 68-73.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.