ТРАНСФОРМАЦИЯ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
О.С. Горда, канд. экон. наук, доцент А.С. Горда, канд. экон. наук, доцент
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (Россия, г. Симферополь)
Аннотация. В статье исследованы трансформационные процессы в формах организации международного бизнеса и особенностях концептуальных подходов к разработке и реализации бизнес-стратегий ТНК. Акцентировано внимание на том, что глобальная конкуренция на мировых рынках осуществляется не столько между товарами и услугами, сколько между различными моделями международного бизнеса. Отмечается, что ценность товаров, услуг и технологий определяется бизнес-моделями, которые выводят их на рынок. Сделан вывод, что инновации и сетевая форма организации и управлении международным бизнесом является основным стратегическим средством в конкурентной борьбе ТНК.
Ключевые слова: турбулентность, конкуренция, мировые рынки, ТНК, организационные формы международного бизнеса, аутсорсинг.
Введение. В настоящее время на повестке дня актуальных экономических исследований находятся динамичность, турбулентность, рост сложности и неопределенности развития международной экономической системы. Многие исследования посвящены турбулентности мировой, национальных экономик, рынков и т.д. Как известно, турбулентность - это спонтанное возникновение процессов, которые формируют новые пространственно-временные структуры в открытых нестационарных, в том числе и экономических, системах.
Поиск и внедрение новых форм организации международного бизнеса и бизнес-моделей его субъектами, в первую очередь ТНК, нужно рассматривать как феномен, связанный с турбулентностью глобальных рынков, которая порождает новые качества международной конкуренции. Поэтому новые организационные формы и бизнес-модели становятся наиболее действенным методом адаптации к изменениям, инструментом в глобальной конкурентной борьбе, и именно с ними связывают наиболее значимые корпоративные достижения последних десятилетий. Поэтому интересно в этой связи изучить, что же делает бизнес, чтобы не только выживать, но и успешно развиваться в неопределенных и изменчивых условиях сегодняшней экономической жизни.
Результаты исследования. В современных условиях глобальной бизнес-среды появляются новые по смыслу формы и методы конкуренции, которые представляется возможным охарактеризовать как «системные». Они формируются не только с учетом традиционных факторов, но и тех, которые рождены сложными процессами взаимодействия глобальной, региональных и национальных экономик.
Конкурентные преимущества формируются на основе реализации эффекта синергии от объединения как материальных, так и нематериальных активов, как продукта эффективного менеджмента процессом балансировки локальных целей ради достижения совокупного эффекта. Материальные ценности утрачивают главенствующую роль в обеспечении конкурентных преимуществ. Постепенно увеличивается роль нематериальных активов, прежде всего, знаний и потенциала к инновациям в различных контекстах и, особенно, в создании и реализации управленческих инноваций (менеджмент, маркетинг). Организационные формы международного бизнеса всё в большей степени фокусируются не на самой компании, а на сетях компаний, которые осуществляют общий или комплементарный бизнес. Другими словами, через сотрудничество можно получить определенные конкурентные преимущества, которые будут сбалансирова-
ны с конкурентными преимуществами сетевых партнеров.
Международную сетевую экономическую структура можно определить, как форму организации международного бизнеса множества компаний и корпораций, которая основана на комплексе сложных, взаимных, в большей степени кооперационных, чем конкурентных, временно стабильных взаимоотношениях между юридически самостоятельными, но экономически, в определенной степени, взаимозависимыми компаниями.
Глобальная экономика будущего будет базироваться, с нашей точки зрения, на сетевом взаимодействии. Международные сети, безусловно, не являются чем-то принципиально инновационным. Компании, которые являются субъектами международных сетей могут получать дополнительные конкурентные преимущества за счет того, что оказываются лучше адаптированными к информационной среде. К данному направлению развития международного бизнеса примыкает концепция транснациональных корпоративных связей, которая основана на рассмотрении корпораций не как участников «конкурентного противостояния», а как членов интегрированной рыночной сети, сформированной на основе перекрестной акционерной собственности, альянсах и личных контактах.
Международные стратегические альянсы - это вид межорганизационного сотрудничества, для которого характерен высокий уровень интеграционного взаимодействия при сохранении самостоятельности компаний-партнеров. Они представляют собой отношения с организациями из внешнего окружения, направленные на достижение стратегических целей компаний [1, 2, 3]. Общие действия компаний ускоряют темпы развития рынков, что приводит одновременно к большей нестабильности и новым возможностям. Быстрые изменения рынков, технологий, продуктов и характера конкуренции вызвали значительную неопределенность во многих областях, что, в свою очередь увеличило риски. Это требует от компаний эффективно адаптироваться к происходящим изменениям.
В таких условиях больше организаций выбирают взаимодействие с конкурентами. В условиях высокой неопределенности внешней среды компании ориентируются уже не на борьбу, а на гармонизацию взаимоотношений с рыночной средой. Надежный партнер становится главным активом организации, а построение партнерских связей со всеми группами стейкхол-деров в рамках альянса в значительной мере содействует достижению гармонизации [3, с. 12]. При этом распространение альянсов не снижает уровня конкуренции, а часто даже усиливает её на отдельном рынке или в отрасли в целом.
С середины 80-х лет 20 века в мировой экономике количество международных стратегических альянсов увеличивалось ежегодно более чем на 25%. Темпы их роста были особенно большими в сфере информационных технологий - в 3,8 раза, биотехнологии - в 6,4 раза, разработке новых материалов - в 2,8 раза, в автомобильной области - в 2,8 раза [3, с. 22]. Так, например, в связи с удорожанием исследовательских работ в сфере биотехнологии, ТНК «GlaxoSmithKline Р1с.» (Великобритания) вошла в состав больше чем 60 альянсов с целью совместного проведения НИОКР.
Примечательной характеристикой новых форм организации международного бизнеса является размывание границ между продавцом и потребителем, формирование и развитие партнерских отношений между ними. Поэтому в экономические сети и альянсы активно включаются как производители, так и потребители, что позволяет формировать сбалансированные рынки на основе «ощущения рынка» (market sensing) - способность понимать потребителей и «отношения к рынку» (market re1ating) - способность поддерживать и развивать отношение с потребителями.
Высшей формой сотрудничества с потребителями является создания «сетей потребителей», используя различные методы, особенно возможности сети Интернет. Это позволяет контролировать рынок через механизмы согласования, определять его параметры на перспективу, осуществлять ак-
тивную маркетинговую политику, предусматривать и формировать новые потребности потребителей и новые рынки, и в конечном счете, формировать новые конкурентные преимущества.
Длительное время под «глобальностью» компании понимали физическое повсеместное присутствие. В настоящее время все больше компаний добиваются успеха за границей, не осуществляя крупных иностранных инвестиций. Реализуется это за счёт использования модели глобального бизнеса под названием «Netchising». Эта новая модель бизнеса опирается на использование сети Интернета для закупок, продаж и поддержки отношений с потребителями. Применение Netchising обеспечивает компаниям значительные преимущества в сравнении с традиционным экспортом или прямыми зарубежными инвестициями.
В современных условиях повсеместной компьютеризации, все больше компаний экспериментирует с покупкой и продажей товаров через онлайновые рынки, важность которых для организации закупок и продаж беспрерывно возрастает на В2В-рынках. Онлайновый рынок можно определить, как межорганизационную информационную систему, которая позволяет принимать в ней участие покупателям и продавцам, обмениваться информацией о ценах и предлагаемых товарах и т.п., а потому значительно повышает эффективность цепей поставок [4, с. 81].
Основой функционирования таких систем являются стремление производителя построить общий с покупателями механизм продуцирования материальных ценностей. В результате формируется «ощущение участия» в бизнесе у обычных потребителей. Таким образом, корпорации могут использовать свои ресурсы для укрепления конкурентных позиций на международных рынках товаров и услуг. В данном случае клиенты выступают одновременно в качестве объекта и субъекта управления.
Новая модель управления: метод «решение для потребителя». По мере того как философия бизнеса, ориентированная на рынок, получает все большее признание в
отрасли, многие компании стремятся вступить в партнерские отношения со своими покупателями и другими субъектами рынка. Это делается для того, чтобы трансформироваться в «поставщика решений». Другими словами, на рынок предлагается не просто товар, а «уникальное объединение компонентов товаров и услуг», которое способно решать проблемы потребителя. Намерение продавать такие «решения», как правило, преследует две цели: получить более высокую прибыль, чем при продаже просто товаров, и заключить контракты с покупателями на более продолжительный срок.
В последние время большинство международных компаний реализуют потенциал своего развития в сфере формировании слоя лояльных к себе потребителей. На международной экономической арене разворачивается «сражение» не только за клиентов с конкурентами, но и за так называемых «не клиентов». Вот что по этому поводу отмечает П. Друкер: количество «не потребителей» продукции даже самого крупного предприятия значительно превосходит количество потребителей. Немного найдется предприятий, доля рынка которых превосходит 30%. Таким образом, в преобладающем количестве предприятий «не потребители» составляют более 70% потенциального рынка. И при этом едва ли нам удастся найти хотя бы одного руководителя, который бы знал своих «не потребителей». Руководство большинства предприятий вообще не замечает их существования, не говоря о том, чтобы их изучать. Редко кто из руководителей предприятий интересуется по каким причинам 70% населения не пользуется их товарами или услугами. А между тем, любые изменения инициируются в первую очередь «не потребителями» [5, с. 17].
Значительные изменения в организации международного бизнеса происходят в связи с развитием новых информационных технологий. Крупные компании трансформируются в небольшие «оболочковые» фирмы (так называемые бренд-компании), которые координируют деятельность внешней сети окружающих их предприятий через механизм аутсорсинга. Такие
сети, не будучи ТНК, выполняют их функции.
Международный аутсорсинг представляют собой специфическую форму бизнеса в мирохозяйственной среде, который предусматривает привлечение на оплатной основе в процесс создания стоимости товаров и услуг, предлагаемых компанией-аутсорсером на национальных и мировых рынках зарубежных поставщиков путем передачи им для выполнения части, а в «оболочковых» фирмах и всех функций/процессов с целью повышения международной конкурентоспособности аут-сорсера за счет использования имеющихся конкурентных преимуществ контрагента.
В международном бизнесе наибольшее распространение получили следующие виды аутсорсинга: производственный, аутсорсинг бизнес-процессов, и географический - перенесение части бизнеса на продолжительный срок в страны с низкими расходами на производство. Специалисты Института аутсорсинга (The Outsourcing Institute, USA) в своих исследованиях выделяют аутсорсинг информационных технологий как родоначальника современного аутсорсинга и лидера рынка. Таким образом, крупные компании развитых стран определяют развитие инновационной деятельности в развивающихся регионах, содействуя росту отраслей высоких технологий. Например, благодаря аутсорсингу в Индии высокотехнологический сектор экономики растёт на величину до 30% в
сфере аутсорсинга информационных технологий, она экспортирует It-услуги на сумму 45 млрд. долл. в год. В данное время страна имеет более чем десятилетний опыт аутсорсинга и размещает у себя свыше 80% мировых проектов в этой сфере.
Заключение. Необходимость применять и поддерживать фактически в каждой стране адаптированную бизнес-модель обуславливает трансформации в организационных структурах ТНК. В последние годы все более четкие очертания приобретает сетевая модель глобальной организации, которая снимает проблему традиционного выбора между централизованной и децентрализованной структурой путем замены прежде единого корпоративного центра ТНК сетью связанных между собой региональных узловых центров, расположенных в ключевых для индивидуальной стратегии каждой корпорации странах.
Данная модель получает все более широкое распространение в последние десятилетия, особенно в практике наиболее динамично развивающихся ТНК, которые хотят обеспечить параллельное функционирование нескольких бизнес-моделей на своих ключевых рынках. Например, данная модель уже принята на вооружение такими ТНК, как японская Toyota, голландская Philips, швейцарская ABB, американские Dell, GE, Mcdonald's, Marriott, крупными глобальными операторами мобильной связи и многими другими ТНК.
альянсов / М.Л. Бобина,
год. Индия стала признанным центром в
Библиографический список
1. Бобина М.Л. Международный бизнес: стратегия М.В. Грачев. - М.: Дело, 2006. - 240 с.
2. Хаханов Ю.М. Межорганизационное сотрудничество - стратегия альянсов // Вестник Московского университета. - 2012. - №1. - Сер. 6. Экономика. - С. 20-36.
3. Кантер Р. М. Преимущества сотрудничества. Harvard Business Review. Идеи, которые работают. Стратегические альянсы. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 220 с.
4. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.-Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг. - 2-е изд.; пер. с англ.: под ред. В.Б. Колчанова. - СПб.: Питер, 2008. - 720 с.
5. Друкер П. Задачи менеджмента ХХ1 века. - М.: Изд. Дом «Вильямс», 2004. - 272 с.
TRANSFORMATION OF FORMS OF ORGANIZATION OF INTERNATIONAL
BUSINESS
О.S. Gorda, candidate of economic sciences, associate professor A.S. Gorda, candidate of economic sciences, associate professor V.I. Vernadsky ^imean federal university (Russia, Simferopol)
Abstract. Transformation processes in the forms of organization of international business and features of conceptual approaches to the development and implementation of business strategies of TNCs are examined in the article. Attention is focused on the fact that global competition in world markets is not so much between goods and services as between different models of international business. It is noted that the value of goods, services and technologies is determined by business models that bring them to the market. It was concluded that innovation and a network form of organization and management of international business is the main strategic tool in the competition of TNCs.
Keywords: turbulence, competition, world markets, TNCs, organizational forms of international business, outsourcing.