Научная статья на тему 'Трансформация финансовой отчетности в соответствии с мсфо'

Трансформация финансовой отчетности в соответствии с мсфо Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Модеров С.В.

Достаточно большое количество российских компаний предполагает или уже перешло на составление отчетности в соответствии с МСФО. При этом требования налоговых и статистических органов Российской Федерации по подготовке отчетности в соответствии с национальными стандартами остаются в силе. Решение в отношении способа подготовки финансовой отчетности, соответствующей МСФО, принимается менеджментом компании. Таких способов несколько: трансформация финансовой отчетности из данных учета по российским стандартам, настройка параллельного учета в компьютерных программах, когда введенная в систему операция отражается как в книгах учета по РСБУ, так и в книгах учета по МСФО, и некое совмещение этих двух способов. Об этом и пойдет речь в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация финансовой отчетности в соответствии с мсфо»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ

трансформация финансовой отчетности в соответствии с мсфо

С. В. МОДЕРОВ,

руководитель отдела финансового учета по международным стандартам Института проблем предпринимательства (Kreston International),

член Комитета по МСФО Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России

■ ■ остаточно большое количество российских I I компаний предполагает или уже перешло на составление отчетности в соответствии с МеЖдународными стандартами финансовой отчетности. При этом требования налоговых и статистических органов Российской Федерации по подготовке отчетности в соответствии с национальными стандартами остаются в силе.

Решение в отношении способа подготовки финансовой отчетности, соответствующей МСФО, принимается менеджментом компании. Таких способов несколько: трансформация финансовой отчетности из данных учета по российским стандартам, настройка параллельного учета в компьютерных программах, когда введенная в систему операция отражается как в книгах учета по РСБУ, так и в книгах учета по МСФО, и некое совмещение этих двух способов.

Трансформация — это тот способ, с которого целесообразно начинать движение к МСФО. Она позволяет выявить основные отличия в учете и отчетности по РСБУ и МСФО, а также необходимость в получении дополнительной аналитической информации для целей составления отчетности, соответствующей МСФО. В дальнейшем, основываясь на методе трансформации, перейти к параллельному учету в компании будет проще и дешевле.

Трансформация — это преобразование данных книг национального учета в данные, позволяющие сформировать отчетность, соответствующую МСФО. Трансформация является в достаточной степени творческим процессом, и зачастую ее этапы и содержание в большой степени зависят от квалификации исполнителей и от профессиональных суждений менеджмента. Однако требования всех применимых международных стандартов должны быть соблюдены, и конечный результат должен укладываться в рамки «аудируемости» финансовой отчетности, составленной по МСФО.

Параллельный учет и трансформация

Параллельный учет обычно рассматривается как следующий шаг после получения отчетности методом трансформации.

Метод трансформации менее дорог и может быть осуществлен за 1-1,5 месяца после получения российской годовой отчетности. По завершении процесса трансформации предприятие получает подробную структурированную информацию о специфике деятельности как по российским стандартам, так и по МСФО, имеет большую осведомленность о своем финансовом учете на основании этих данных и

может переходить ко второму этапу — ведению параллельного учета.

Параллельный учет, как и трансформация, служит базой для построения или улучшения управленческого учета на предприятии, так как МСФО содержат в себе принципы, которые являются применимыми в управленческом учете. С недавнего времени это стали использовать российские предприятия.

В стандартах МСФО заложены принципы и правила, выполнение которых дает более прозрачную и достоверную отчетность, чем российская. Инвесторы при анализе данной отчетности могут лучше спрогнозировать свои риски, поэтому информационный риск уменьшается, на что инвесторы готовы отвечать снижением ставок по инвестициям и кредитованию.

Параллельный учет является следующим шагом после трансформации и частично основан на результатах перекладки отчетности в соответствии с МСФО. Все основные расхождения между РСБУ и МСФО должны попадать в раздельный учет и отражаться в базе по РСБУ и в базе по МСФО, т. е. «параллельность» учета определяется необходимостью один раз ввести операцию в компьютерную систему, которая впоследствии автоматически разнесет эту операцию как в базу данных РСБУ, так и в базу данных МСФО.

Ведение параллельного учета сопряжено с необходимостью внедрения мощных информационных компьютерных систем, обычно класса ERP (Enterprise Resource Planning). Стоимость таких систем колеблется от 25 тыс до 1 млн долл. Кроме того, необходимо планировать расходы на настройку таких систем под конкретное предприятие, которая может составлять около половины стоимости самой системы. Среди наиболее распространенных систем в России можно выделить SAP R/3, Microsoft Navision, Microsoft Axapta, Oracle, Scala, 1С 8.0 и др.

Внедрение параллельного учета, таким образом, связано с внедрением информационной системы, что может занимать около 2 лет.

требования к исполнителям

Как уже отмечалось, трансформация состоит из выяснения разниц в учете и отчетности по РСБУ и МСФО и удаления соответствующих разниц обычным методом традиционного бухгалтерского учета — методом двойной записи для целей

получения данных, пригодных для составления отчетности, соответствующей МСФО.

Для качественного выявления разниц от исполнителя требуется:

— знание национальных стандартов бухгалтерского учета (ПБУ);

— знание практики применения национальных стандартов в рамках конкретной компании;

— знание требований МСФО в отношении отражения характерных для данной компании операций.

Кроме того, исполнитель трансформации обязан обладать аналитическими способностями и математическим взглядом на устранение отличий в двух видах учета. Превосходным «трансформатором» финансовой отчетности будет являться аудитор, знающий РСБУ и МСФО, имеющий образование в области высшей математики. Для практического осуществления трансформации, которая выполняется в электронных таблицах Ехсе1 или других программных продуктах, необходимы навыки работы с соответствующим программным обеспечением на уровне «продвинутого пользователя», а иногда и программиста.

стоимость трансформации

В стоимость получения финансовой отчетности по МСФО методом трансформации входят:

— затраты на специально выделенный для трансформации собственный персонал компании, в том числе заработная плата, административные расходы, затраты на переобучение и повышение квалификации таких сотрудников;

— оплата труда привлекаемых внешних консультантов;

— оплата труда программистов, если таковые требуются в ходе проекта;

— затраты на аудит финансовой отчетности по МСФО.

Этапы трансформации

Условно можно выделить несколько этапов, которые будет вынуждена пройти компания при трансформации финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Среди этих этапов:

1. Сбор информации.

2. Накопление различий между практикой применения РСБУ в компании и требованиями соответствующих МСФО с применением про-

фессиональных суждений и оценок, особенно касающихся применения принципа приоритета экономической сущности сделки над ее юридическим содержанием.

На первых двух этапах предприятие собирает ту информацию, которая будет необходима на этапе трансформации. Должен быть произведен анализ российской учетной политики и ее различий с учетной политикой, приемлемой по МСФО. Затем российская учетная политика должна быть максимально приближена к учетной политике по МСФО, что сэкономит время на саму трансформацию, так как разниц в РСБУ и МСФО станет значительно меньше.

Организация внутреннего учета. Может потребоваться сбор дополнительных данных, которые потребуются для трансформации отчетности, например, «старение» дебиторской и кредиторской задолженности; выяснение рыночной или оценочной стоимости по основным средствам и нематериальным активам; выяснение нечисловых признаков обесценения активов, справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу материалов и т. п. Для последующих периодов на данном этапе целесообразно разработать меры по изменению и улучшению внутреннего учета, благодаря которым в будущем данная информация будет в системе еще до начала трансформации.

Также может потребоваться увеличение или изз-менение учетных признаков имеющихся компьютерных систем, в которых находятся данные учета по РСБУ. Например, продажам может быть присвоен дополнительный аналитический признак сегмента, который в дальнейшем может использоваться для разделения активов и результатов деятельности по сегментам в соответствии с МСФО 14«Сегментная отчетность», а с 2009г. — МСФО (IFRS) 8 «Сегментная отчетность».

В рамках первого и второго этапов необходимо выяснить все применимые к данному предприятию требования по раскрытию информации, данные в конце каждого из стандартов МСФО.

3. Расчеты соответствующих статей для включения в отчетность по МСФО и механическое проведение трансформационных поправок методом двойной записи.

Перед трансформацией российской отчетности необходимо провести аудит российской отчетности для устранения ошибок в первоисточнике, чтобы затем не копировать эти ошибки в отчетности по МСФО.

Провести трансформацию в специальном программном продукте или в электронных таблицах из главной книги или самой отчетности по РСБУ в отчетность по МСФО. Трансформация должна быть зафиксирована для дальнейшего анализа и проверки аудитором. Все примечания и корректировки должны быть раскрыты и понятны.

Обычно создается таблица соответствия, в которую заносятся корректировки, отражающие отличия

учета по МСФО и РСБУ. Данные корректировки должны заноситься методом двойной записи.

В конечном итоге после внесения корректировок получится предварительный вариант отчетности по МСФО, который необходимо оформить и дополнить раскрытием информации и учетной политики в примечаниях.

4. Формирование финансовой отчетности, в том числе баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и отчета о движении собственного капитала / отчета о полном доходе, примечаний (расшифровок) в финансовой отчетности.

5. Дальнейшие шаги — настройка параллельного учета. Используя опыт трансформации, разумно использовать его на следующем этапе — параллельном учете. Некоторые операции необходимо отражать отдельно в базе данных по РСБУ и в базе данных по МСФО, а для некоторых достаточно одной базы — РСБУ (например, для операций, учет которых одинаков в РСБУ и МСФО), т. е. трансформацию можно использовать для постановки учетных систем в соответствии с требованиями международных стандартов

Проблемы, с которыми придется столкнуться

На практике компания столкнется с проблемами, среди которых можно выделить следующие:

1. Выбор функциональной валюты. Если функциональной валютой, т. е. валютой, в которой «должен» вестись учет для целей МСФО в соответствии с МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов», будет признан не рубль, то начинать трансформацию следует с нахождения базы данных учета в компьютерной программе, которая поддерживает многовалютность учета и велась именно в этой функциональной валюте. Если компьютерная система не поддерживает многовалютный учет (параллельное ведение базы данных в валютах, отличных от рубля, с пересчетом каждой операции в соответствующую валюту по историческому курсу), то трансформация серьезно осложняется необходимостью пересчета всего учета по РСБУ в другую валюту, причем по историческим курсам. Однако для экономики России в настоящее время характерен процесс смены большинством компаний функциональной валюты с долларов США, евро и прочих именно на российские рубли. Например, большинство телекоммуникационных компаний, традиционно ведущих

учет в долларах США, перешло в 2005 — 2007 гг. на функциональную валюту — рубль.

2. Трансформация в течение нескольких лет подряд. При трансформации в течение нескольких лет подряд основной трудностью является необходимость кумулятивного учета поправок, проведенных в прошлых периодах, в силу необходимости повторения данных поправок в отчетном периоде. Это обусловлено тем, что трансформация в каждом периоде основана на внесении поправок в новые данные национального учета, которые «не помнят» поправок, сделанных при трансформации в МСФО в прошлых периодах. Для того чтобы соблюсти принцип «приемс-твенности» отчетности, предыдущие поправки повторяются кумулятивно (общей суммой) при трансформации текущего периода, а затем вносятся новые поправки, отражающие приведение данных к тем, которые соответствуют МСФО, как будто бы учет по МСФО велся всегда.

3. Смена сотрудников и консультантов. При смене сотрудников и консультантов, производивших трансформацию в предыдущих периодах, компания может столкнуться с частичной «утерей» информации о трансформации, что потребует дополнительных трудозатрат, временных затрат и затрат денежных средств. Как и в любом виде учета, отчетность должна «перетекать» из предыдущего периода в последующий, т. е. должен соблюдаться принцип преемственности. Если сотрудники, выполнявшие трансформацию, или консультанты не документировали в достаточной степени свои суждения, подходы к формированию отчетности по МСФО, расчеты и трансформационные записи, то при их уходе руководству компании будет чрезвычайно сложно восстановить поправки, сделанные в предыдущих периодах, и продолжить ведение учета, применив подобные подходы при трансформации, как и в предшествующие периоды. Большое количество ресурсов будет потрачено на «разбор» поправок предыдущих периодов, что повысит стоимость проекта.

Практическая рекомендация. Добивайтесь подробного документирования трансформационных поправок, суждений и расчетов, осуществляемых при трансформации. Соответствующее положение можно включить в договор с консультантом или в служебные обязанности собственных специалистов по трансформации. Документирование может быть осуществлено в «Отчете по трансформации».

4. Необходимость консолидации. Зачастую при подготовке финансовой отчетности групп

компаний необходимо наряду с трансформацией проводить консолидацию финансовой отчетности, т. е. объединение отчетностей компаний группы в единую консолидированную финансовую отчетность. Критерием консолидации в соответствии с МСФО 3 «Объединение бизнеса» является наличие контроля над дочерними компаниями.

На что необходимо обратить внимание, унифицируя учетные политики для составления отчетности по МСФО в холдинге?

Если над предприятиями, входящими в группу, есть консоль, который и является по МСФО критерием включения в группу в качестве дочерней компании, то возможность «спустить» сверху учетную политику является само собой разумеющейся. В противном случае встает вопрос: а есть ли контроль. Сложнее обстоит ситуация с «навязыванием» учетной политики для ассоциированных компаний, где есть существенное влияние.

Для унификации учетных политик особое внимание необходимо сосредоточить на существенных статьях финансовой отчетности — запасы (МСФО 2), основные средства (МСФО 16), нематериальные активы (МСФО 38), выручка (МСФО 18), учет по методу начисления (МСФО 1), классификация расходов в отчете о прибылях и убытках — по их функции или по их виду (МСФО 1), а также другим статьям, специфическим для конкретного предприятия.

Особое внимание заслуживают исключения из МСФО, принятые для существенных статей, например, материнской компании. Такие исключения принимаются в редких случаях, когда полное следование МСФО привело бы к введению пользователей финансовой отчетности в заблуждение. Необходимо обратить внимание, что если одна компания отступила от требований МСФО и ПКИ (КИМФО), то на уровне группы либо все другие должны совершить такое же отступление, либо отменить отступление для одной компании.

наиболее распространенные поправки, применяемые

при трансформации финансовой отчетности в соответствии с МсФо

Исходя из специфики вида деятельности и операций компании, при трансформации будут проводиться различные трансформационные записи. Рассмотрим распространенные примеры отличий национальных стандартов или практики их применения от МСФО. Естественно, перечень поправок, осуществляемых на основании отличий учетов, не будет являться исчерпывающим и применимым для каждой компании.

Амортизация основных средств. При трансформации финансовой отчетности из РСБУ в

МСФО может потребоваться ускорение амортизации основных средств, если российские сроки полезного использования слишком велики. Срок полезного использования должен отражать период, в течение которого менеджмент предполагает использовать основные средства.

В соответствии с РСБУ нет возможности изменить бухгалтерскую оценку в отношении изменения срока полезного использования или изменения метода амортизации.

В соответствии с МСФО представляется возможным изменение бухгалтерских оценок в результате изменения срока полезного использования или метода амортизации, что изложено в п. 51-61 МСФО 16 «Основные средства». Такое изменение в соответствии с МСФО 8 «Изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» должно будет применяться перспективно, т. е., например, с 01 января следующего года.

Пример

В июне 2007 г. компания пересмотрела оставшийся срок полезного использования производственного оборудования и приняла решение о его снижении с текущих 5,5 лет до 4,5 лет.

Решение

При трансформации финансовой отчетности амортизация в РСБУ должна будет увеличена, начиная с июня 2007 г., для получения амортизации в целях формирования отчетности по МСФО.

Формирование резерва по сомнительной дебиторской задолженности. Обычно при трансформации финансовой отчетности в соответствии с МСФО необходимо увеличивать резерв по сомнительной дебиторской задолженности, сформированный в соответствии с РСБУ.

Несмотря на то, что резерв по сомнительной дебиторской задолженности предусмотрен в РСБУ, российские компании предпочитают формировать данный резерв только в пределах вычитаемой при расчете налогообложения суммы, определяемой в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 4 ст. 226).

В соответствии с МСФО компания должна представлять в финансовой отчетности дебиторскую задолженность по справедливой стоимости. Данное требование изложено в параграфе 63 МСФО 39 «Финансовые инструменты». Уменьшение первоначальной стоимости финансового инструмента до его справедливой стоимости достигается путем введения резерва по сомнительной дебиторской задолженности.

Пример

Компания рассчитала дополнительный к российскому резерв по сомнительной дебиторской задолженности в сумме 500 ден. ед. для отражения текущей ситуации с возмещаемой дебиторской задолженностью.

При этом необходимо учитывать, что резерв по сомнительной дебиторской задолженности, сформированный для целей составления финансовой отчетности, соответствующей МСФО, не является вычитаемым при налогообложении прибыли, так как в данном случае не выполняется критерий просрочивания платежа более чем на 45 дней, что является критерием вычитаемости при налогообложении в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

Решение

Для целей трансформации финансовой отчетности из РСБУ в МСФО необходимо доначислить дополнительно рассчитанный резерв.

Списание резервов предстоящих расходов. Резерв предстоящих расходов (расходы будущих периодов), созданный в РСБУ, не удовлетворяет критериям признания МСФО.

В соответствии с РСБУ есть возможность создавать резервы под предстоящие расходы, например, резерв на ремонт основных средств и прочие виды резервов. Все подобные резервы создаются в корреспонденции Д-т «Основное производство» Кр-т «Резерв». Далее счет основного производства переносится в незавершенное производство, готовую продукцию или себестоимость реализованной продукции.

В соответствии с МСФО резервы могут создаваться исключительно по юридическим или конструктивным / вмененным существующим обязанностям. Не создаются резервы под затраты, которые необходимо будет понести, чтобы иметь возможность вести операционную деятельность в будущем.

В соответствии с МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» резервы признаются в балансе на отчетную дату, если они действительно существуют как обязательства на отчетную дату.

Пример

По состоянию на отчетную дату компания создала резерв предстоящих в следующем году расходов — резерв на ремонт производственного оборудования. Формирование такого резерва допускается в качестве вычитаемого для целей налогообложения в соответствии со ст. 324 Налогового Кодекса РФ. Сумма созданного резерва в РСБУ — 2 500 ден. ед.

Решение

При трансформации финансовой отчетности из РСБУ в МСФО необходимо «распустить» подобный резерв.

Переоценка основных средств. Признание в финансовой отчетности результатов переоценки основных средств, проведенной на конец отчетного периода в целях формирования отчетности, соответствующей МСФО, должно происходить в текущем отчетном периоде. В соответствии с РСБУ такое признание может происходить в следующем отчетном периоде.

В соответствии с РСБУ переоценки основных средств, проведенные по состоянию на конец отчетного периода, могут впервые отражаться в финансовой отчетности на начало следующего отчетного периода. Таким образом, результаты переоценки будут отражены в следующем году, а не тогда, когда переоценка на самом деле имела место.

В МСФО исходя из практики применения метода начисления и концепции соотнесения результаты переоценки основных средств, проведенной в отчетном периоде, должны быть отражены в том же отчетном периоде.

Пример

В октябре 2007 г. компания переоценила отдельные группы основных средств (здания, занимаемые владельцем, высокотехнологичное оборудование).

Результаты переоценки повлияют на увеличение первоначальной стоимости основных средств на 5 500 ден. ед., накопленной амортизации — на 2 000 ден. ед.

Решение

Проводки по переоценке, которые будут входить в журналы проводок за следующий 2008 г., при трансформации финансовой отчетности должны быть перенесены в журналы проводок 2007 г.

Списание сверхнормативных затрат. Сверхнормативные затраты для целей учета по РСБУ были включены в стоимость запасов. Отличием МСФО является требование о невключении сверхнормативных затрат ни в себестоимость реализованной продукции, ни в стоимость запасов. Вместо этого сверхнормативные затраты можно списать, например, за счет накладных или прочих расходов в отчете о прибылях и убытках текущего периода.

В соответствии с РСБУ все сверхнормативные затраты включаются в себестоимость реализованной продукции или в стоимость запасов готовой продукции.

В соответствии с п. 16 МСФО 2 «Запасы» компания должна исключить все сверхнормативные затраты материалов, труда или производственных расходов из себестоимости реализованной продукции или себестоимости запасов. Такие сверхнормативные затраты должны быть списаны через отчет о прибылях и убытках текущего периода.

Пример

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компания понесла прямые производственные затраты по изготовлению продукции, заказанной клиентами, которые отказались от данной продукции еще до окончания производственного цикла. Затраты в незавершенном производстве по данной продукции составили 3 120 ден. ед.

Решение

В случае если данная продукция не может быть реализована третьим лицам, то, вероятно, незавершенное производство в сумме 3 120 ден. ед. должно быть списано на затраты отчетного периода в отчете о прибылях и убытках.

Прямые затраты — в себестоимость. Еще одной особенностью МСФО, которую приходится учитывать российским компаниям, является то, что стандартно только прямые расходы относятся на себестоимость. Налицо «любовь» составителей МСФО к директ-кос-тингу. Административные и коммерческие затраты, капитализированные в РСБУ, необходимо выделять и переводить в затраты периода.

Метод нормативной себестоимости. МСФО активно приветствует standard costing (метод нормативной себестоимости). Это очень приближает МСФО к управленческому учету. Метод нормативной себестоимости позволяет списывать на себестоимость «нормальные» затраты по данной единице продукции, а фактические отклонения относить на прибыль или убыток периода, с соответствующим управленческим «разбирательством» их причин и «наказанием» или «похвалой» ответственных сотрудников.

Создание резервов по обременительным договорам. Признание обременительного договора обычно не проводится в РСБУ.

В соответствии с РСБУ признание договора, на который компания соглашается, зная о его убыточности для нее (обременительном договоре), не производится, так как это не предусмотрено ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», утвержденным приказом Минфина России от 28.11.2001 № 96н. Поэтому компании не создают резерв для покрытия будущих убытков по обременительному договору.

В соответствии с п. 66 МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» в случае если компания заключает обременительный для себя договор, текущее обязательство, возникающее по такому договору, должно быть признано в качестве резерва в соответствующей оценке.

Неизбежные затраты по обременительному договору составляют наименьшую стоимость избавления от данного договора. Такая стоимость рассчитывается как наименьшее значение между

затратами на исполнение контракта и штрафами, возникающими при его неисполнении.

Пример

Компания имеет государственный договор на строительство дороги протяженностью 200 км.

Стоимость по договору составляет — 40 000 ден. ед.

Планируемые затраты, которые необходимо понести для выполнения договора на дату заключения договора — 51 000 ден. ед.

Итого: ожидаемый убыток по обременительному договору — 11 000 ден. ед.

Решение

По состоянию на отчетную дату в целях трансформации финансовой отчетности из РСБУ в МСФО необходимо начислить резерв в корреспонденции с прочими расходами в отчет о прибылях и убытках на сумму 11 000 ден. ед.

Реклассификация части имущества из состава основных средств в состав инвестиционной собственности. В соответствии с РСБУ все имущество признается в качестве основных средств вне зависимости от их экономической сущности и предназначения.

В соответствии с МСФО имущество классифицируется либо в качестве инвестиционной собственности, либо в качестве основного средства. Инвестиционная собственность представляет собой принадлежащую владельцу или полученную арендополучателем по договору финансового лизинга недвижимость, которая предназначена либо для передачи в аренду третьим лицам в целях получения арендных платежей, либо удерживается в целях ожидания прироста стоимости этой недвижимости, либо для того и другого.

Пример

Компания владеет офисным зданием, которое в результате реструктуризации бизнеса было передано в аренду третьим лицам с 1 января 2007 г.

Балансовая стоимость, по которой основное средство (здание) отражалось по состоянию на дату передачи в аренду, составляла 90 000 ден. ед.

Накопленная амортизация здания за 2007 г., отраженная в книгах учета, соответствующего РСБУ, составила 3 000 ден. ед.

Решение

При трансформации финансовой отчетности из РСБУ в МСФО необходимо по состоянию на 01.01.2007 переклассифицировать указанное здание из состава основных средств в состав инвестиционной собственности по балансовой стоимости, сложившейся на дату переклассификации. Кроме того, необходимо элиминировать (удалить) амортизацию, которая была начислена в течение 2007 г. в книгах бухгалтерского учета по РСБУ, «отменив» списание 3 000 ден. ед. в

расходы или себестоимость текущего периода в отчете о прибылях и убытках.

Переоценка инвестиционной собственности / основных средств. МСФО 16 «Основные средства» предлагает на выбор два варианта учета основных средств:

— по исторической стоимости за вычетом амортизации и накопленных убытков от обесценения, рассмотренных ранее;

— по переоцененной стоимости за вычетом амортизации и накопленных убытков от обесценения.

Естественно, в условиях инфляции стоимость основных средств может быть занижена и существенно отличаться от, например, рыночной стоимости. Менеджер-управленец в каждый момент времени примерно знает, какую стоимость имеют активы, работающие в его бизнесе. При этом МСФО 16 позволяет подобную стоимость указывать в финансовом учете и в финансовой отчетности.

В соответствии с РСБУ результаты переоценки основных средств признаются в составе капитала по строке «Добавочный капитал».

В соответствии с п. 35 МСФО 40 «Инвестиционная собственность» переоценку инвестиционной собственности следует относить в качестве дохода или расхода по переоценке инвестиционной собственности в отчете о прибылях и убытках текущего периода.

Пример

Компания произвела переоценку всей своей недвижимости с привлечением независимого профессионального оценщика в 2006 г. Дооценка в сумме 3 400 ден. ед. была отнесена в состав добавочного капитала, появившись в балансе, составленном в соответствии с РСБУ по состоянию на 31 декабря 2007 г.

Решение

Для целей трансформации отчетности в МСФО необходимо соблюсти метод начисления и концепцию соотнесения. Для этого переоценка имущества должна быть отражена в том периоде, в который попала дата проведения переоценки независимым оценщиком.

Более того, добавочный капитал в случае если недвижимость на дату переоценки представляла собой уже инвестиционную собственность, должен быть переведен в состав доходов от переоценки инвестиционной собственности в отчете о прибылях и убытках 2006 г. Если же недвижимость для целей МСФО являлась основным средством, то в случае принятия компанией модели учета основных средств по справедливой стоимости, при трансформации отчетности необходимо перевести добавочный капитал в состав резерва переоценки.

Продолжение следует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.