Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ ПЛАТФОРМЕННОГО ПОХОДА'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ ПЛАТФОРМЕННОГО ПОХОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарчук Н.В., Лебедева Д.В.

Статья посвящена формированию нового механизма финансирования инновационных проектов на основе платформенного подхода. Авторами рассмотрена специфика финансирования инновационной деятельности Российской Федерации и определены основные проблемы, препятствующие ее развитию, а именно: нехватка финансовых ресурсов, излишняя зарегулированость каждого этапа процедуры получения финансовых ресурсов участниками, превалирование доли государственных источников в структуре финансирования. В статье проанализированы нелинейные модели инновационного процесса со сложными циклами: модель «Ворота», модель «Воронка», модель «открытых инноваций», модель «Agile-Stage-Gate» и модель «кросс- индустриальных инноваций», являющиеся наиболее релевантными и способными к эффективной реализации потенциала хозяйствующего субъекта. На основе анализа авторами предложена Единая цифровая платформа финансирования инновационных проектов, позволяющая эффективно решать проблему финансирования инновационных проектов и способствующая синхронизации действий всех участников инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бондарчук Н.В., Лебедева Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF FINANCING OF INNOVATIVE PROJECTS BASED ON A PLATFORM APPROACH

The scientific article is devoted to the formation of a new mechanism for financing innovative projects based on a platform approach. The authors considered the specifics of financing innovation activities of the Russian Federation and identified the main problems hindering its development, namely: lack of financial resources, excessive regulation of each stage of the procedure for obtaining financial resources by participants, the predominance of the share of state sources in the financing structure. The article analyzes nonlinear models of the innovation process with complex cycles: the "Gate" model, the "Funnel" model, the "open innovation" model, the "Agile-Stage-Gate" model and the "cross-industrial innovation" model, which are the most relevant and capable of effectively realizing the potential of an economic entity. Based on the analysis, the authors proposed a single digital platform for financing innovative projects, which allows to effectively solve the problem of financing innovative projects and contributes to the synchronization of the actions of all participants in innovation activities.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ ПЛАТФОРМЕННОГО ПОХОДА»

Трансформация финансирования инновационных проектов на основе платформенного похода

Бондарчук Наталья Витальевна,

д.э.н., профессор, профессор Департамента отраслевых рынков, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», NVBondarchuk@fa.ru

Лебедева Дарья Владимировна,

к.э.н., доцент кафедры финансов и кредит экономического факультета ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», lena_leb-61@mail.ru

Статья посвящена формированию нового механизма финансирования инновационных проектов на основе платформенного подхода. Авторами рассмотрена специфика финансирования инновационной деятельности Российской Федерации и определены основные проблемы, препятствующие ее развитию, а именно: нехватка финансовых ресурсов, излишняя зарегулиро-ваность каждого этапа процедуры получения финансовых ресурсов участниками, превалирование доли государственных источников в структуре финансирования. В статье проанализированы нелинейные модели инновационного процесса со сложными циклами: модель «Ворота», модель «Воронка», модель «открытых инноваций», модель «Agile-Stage-Gate» и модель «кросс- индустриальных инноваций», являющиеся наиболее релевантными и способными к эффективной реализации потенциала хозяйствующего субъекта. На основе анализа авторами предложена Единая цифровая платформа финансирования инновационных проектов, позволяющая эффективно решать проблему финансирования инновационных проектов и способствующая синхронизации действий всех участников инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, модели управления инновационным процессом, финансирование инновационных проектов.

В условиях изменения геополитики Российской Федерации возникает острая необходимость ускорения социально-экономического и научно-технического развития страны не только путем повышения конкурентоспособности российской высокотехнологичной продукции, но и для укрепления технологического суверенитета. Для достижения этого необходимо обоснованно подойти к изменению финансирования проектов российских ученых по созданию отечественной высокотехнологичной продукции, замещающей санкционный импорт с одной стороны, и дающей новый импульс развития национальной экономике с другой. Развитие инструментов финансирования, в том числе на основе цифровых технологий, позволяет предположить, что в современных условиях актуальной будет основанная на детальном изучении проблем и существующих моделей управления финансами инвестиционных решений трансформация финансирования инновационных проектов на основе платформенного подхода.

Трансформация финансирования инновационных проектов должна помочь преодолеть проблему «нехватки финансовых ресурсов и вполне очевидного долгосрочного санкционного давления, оказывающего мультипликативный эффект ограничительного доступа к ресурсной базе, кооперации в сфере научных исследований и разработок с иностранными компаниями и повышения значимости проблемы импортозамещения [2] и [3]. Поэтому, трансформация финансирования инновационных проектов должна не только улучшить доступ инновационно-активных российских компаний к финансированию, но о облегчить возможность его использования на приобретение необходимых материально-технических ресурсов у других российских компаний, или у зарубежных партнеров из дружественных стран.

Еще одной проблемой финансирования инновационных проектов, которую необходимо преодолеть является излишнее, не всегда оправданное регулирование каждого этапа процедуры получения финансовых ресурсов участниками инновационной деятельности. Российские учёные видят проблемы «согласования принимаемых решений между управляющей компанией, депозитарием и регистратором, наличие проблемы двойного налогообложения и др., что в результате также провоцирует изменение юрисдикции российских венчурных фондов» [7,8]. При этом, в правовом поле есть совокупность нормативных актов, способствующих решению проблем финансирования инновационных проектов. К таким документам можно отнести: «Стратегию развития рынка венчурных и прямых инвестиций Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу до 2030 года» [1]; «Стратегия национальной безопасности РФ» [5]; Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [4]. Эти документы создали условия для улучшения инвестиционно-инновационного климата, однако, предусмотренные в них изменения пока

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

fO

сч о cs

pi

о ш m

X

<

m О X X

не стали катализатором расширения масштабов инновационной деятельности. Для этого нужны реальные финансовые ресурсы, стабильно и в значительных масштабах, поступающие из надежных источников.

Рассмотрим ситуацию с источниками финансирования инновационной деятельности, к которым традиционно относят: собственные средства организации, бюджетные ассигнования, средства специальных внебюджетных, национальных и зарубежных фондов, средства физических лиц, инвестиции и различные средства коммерческих структур (банковские и инновационные кредиты, средства венчурных фондов и т.д.).

Исторически сложилось, что в России 2/3 внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования приходится на средства государства. «По данным Росстата, объем внутренних затрат на исследования и разработки в России увеличился с 1.2 трлн руб. в 2020 г. до 1.3 трлн руб. в 2021 г. в действующих ценах. Однако при пересчете в постоянные цены отмечается его снижение на 4.9%, что связано с уровнем инфляции в период пандемийных ограничений. Вместе с тем по сравнению с допандемийным 2018 г. прирост составил 4.4% (в постоянных ценах). Также за последнее десятилетие в России соотношение источников финансирования науки существенно не изменилось: в 2012 г. объем средств государства в 2.5 раза превышал вклад предпринимательского сектора, в 2021 г. - в 2.3 раза» [11].

За счет бюджетных ассигнований как правило обеспечивается финансирование целевых программ, приоритетных направлений, государственных научных центров, внебюджетных фондов. Финансирование многих направлений инновационной деятельности, нуждающиеся в государственной поддержке получает ее только при возникновении потенциальной угрозы «провала рынка».

Восполнить недостающие, для инновационной активности средства за счет собственных, также дефицитных источников финансирования, не представляется возможным. «Уникальному потенциалу доходности инновационных проектов сопутствует высокий уровень риска, который значительно выше, чем в среднем для обычных инвестиций. Во всем мире проектный риск данной группы не позволяет достигать успешности вложений более, чем в 20% случаев.» [12]. Многие инвесторы не готовы к финансированию начальных этапов инновационных проектов в связи с высоким уровнем риска и неопределенности. Доступ к банковским кредитным продуктам может получить не каждый субъект инновационной деятельностью, часто по причинам низкой финансовой устойчивости, или отсутствия необходимого залогового обеспечения. В результате этого большое количество компаний не получает должного финансирования и как следствие проекты не переходят к стадии реализации. «Согласно Forbes, только 1% стартапов привлекает венчурные инвестиции, больше половины из них (57%) финансируются за счет личных займов и кредитов, по данным Fundable.» [6]. Поэтому, необходимо продумать правильный подход к использованию заемных средств для финансирования инновационных проектов, привлекающий кредиторов и инвесторов преимуществами финансирования инновационной деятельности.

Многие считают правильной диверсификацию источников и изменение форм финансирования на различных стадиях его реализации. При таком подходе важно при привлечении источников финансирования оптимизировать их структуру исходя из доступности и стоимости

для заемщика с учетом этапа инновационнои деятельности на котором привлекаются инвестиционные ресурсы.

Далее рассмотрим варианты визуализации этапов инновационной деятельности, определяемые современными учеными как модели: модель «Ворота», модель «Воронка», модель «открытых инноваций», модель «AgNe-Stage-Gate» и модель «кросс - индустриальных инноваций». Эти модели описывают сложные процессы, в которых характер взаимосвязи между показателями и факторами их определяющими не линейный.

В модели «Ворота» в классическом представлении выделяют пять этапов инновационного процесса, называемых «воротами»:

• На первом этапе осуществляются оценка идеи для реализации, формирование критериев, показателей, стратегии, оценка рынка и определение основных направлений работы;

• На втором этапе производятся оценка конкурентов, анализ ресурсной базы, составление бизнес-плана и осуществление мероприятий по защите прав интеллектуальной собственности, формируется четкая концепция проекта и критерии его оценки;

• На третьем этап утверждается спецификация продукта, создается опытный образец, и таким образом используется последняя возможность для закрытия проекта, так как именно в-третьих воротах;

• На четвертом этапе выполняется проверка проекта, тестирование и валидация продукта;

• На пятом этапе проверяются сроки и другие параметры маркетинговых и производственных планов.

Визуально модель «Ворота» представлено на рисунке 1. Основная идея данной модели заключается в поэтапном выполнении проекта с оценкой реализации каждого этапа, при условии невыполнения установленных критериев на этапе реализация проекта, проект возвращается на начало этапа и происходит повторение запланированных процессов или принимается решение о закрытии реализуемого проекта. [16]

Рисунок 1. Этапы реализации инновационного проекта на основе модели «Ворота» [16]

Этапность реализации инновационной деятельности в форме инновационного проекта, заложенная в модели «Ворота», может быть взята за основу рассмотрения содержания заложенных на каждом этапе работ, при рассмотрении вопроса о его финансировании.

Модель инновационного процесса «Воронка» отражает последовательный процесс отбора идей для создания инноваций. Она не носит проектного характера, здесь важным является рассмотрение самих инновационных идей. На начальном этапе происходит отбор среди большого количества идей и по мере анализа представленный идей «отбрасывают» наименее перспективные, что в конечном результате приводит к

наиболее привлекательным проектам. Визуально модель «Воронка», представлена на рис.2.

■ Разработка и испытание идей|Разработка продукции

Инновационные идеи

Рисунок 2. Представление инновационной деятельности от инновационной идеи до новой продукции на основе модели «Воронка» [20].

Идея модели «Воронка» также может быть полезна при решении вопроса о финансировании инновационных проектов для «вовлечение большого количества участников, что должно приводить к расширению доступной информации и ресурсов, формированию критериальных значений оценки предлагаемых проектов и максимизации стоимости интеллектуальных ресурсов в результате» [20].

Модель открытых инноваций [14] предполагает получение новой информации и знаний, получаемых из внешней среды, основываясь на взаимодействии потребителей и фирм на всех этапах создания продукта. Большинство инновационно активных экономических субъектов, не обладает достаточной ресурсной базой, поэтому для реализации инновационных проектов интересна идея сетевого сотрудничества. В основе идеи сетевого сотрудничества лежит идея синхронизации процессов инновационной деятельности от идеи до коммерческой эксплуатации. Визуальное представление реализации инновационной деятельность от исследовательского проекта до выхода готового продукта на рынок, с представлением процесса вовлечения в процесс субъектов, (не входящих в границы компании, выступающих по отношению к ней стейкхолдерами) на основе модели открытых инноваций, представлено на рисунке 3.

стве стеикхоледров по отношению к компании, реализующей инновационные проекты рассматриваются крупные компании, занимающие значительные позиций рынка и способные формировать сети. Авторы считают, что малый и средний бизнес также мог бы, в рамках сетевого взаимодействия, подключиться к инновационной деятельности. Это обеспечило бы и более результативную диффузию инноваций, и движение капитала между потенциальными участниками инновационной деятельности.

Модель «Agile-Stage-Gate», также описываемая зарубежными авторами [13] является модификацией «модели ворот», отличающейся встроенными механизмом, повышающим результативность управление инновационными проектами. Модель «Agile-Stage-Gate» обеспечивает быстрое закрытие проектов, выполняемых с нарушением (или изменением) условий, даже на ранних стадиях. Для этого в модели предусматривается, что оценка проекта производится на основе набора параметров, который позволяет соотнести внешнюю и внутреннюю среду проекта и уровень соответствия проекта системе ориентиров фирмы, выбранных на долгосрочную перспективу. «В классическом определении «Agile (поворот)- это гибкий итеративно-инкрементальный подход к управлению проектами и продуктами, ориентированный на динамическое формирование требований и обеспечение их реализации в результате постоянного взаимодействия внутри самоорганизующихся рабочих групп, состоящих из специалистов различного профиля». [10]. Визуальное представление возможности прекращения взаимодействия в рамках модели «Agile-Stage-Gate» на рис.4.

Открытие

Отчет об уровне продаж

Отбор идей

Предварительное исследование

Отбор идей

Экономическое обоснование

Выпуск товара

Решение о выпуске

Испытание и утверждение

Решение об испытании

Решение о разработке

Разработка продукта

Заказчики и покупатели

Рисунок 3. Представление инновационной деятельности с учатом вовлечения в процесс стейкхолдеров на основе модели открытых инноваций.

В модели открытых инноваций стейкхолдеры не только дополняют ресурсную базу инновационной деятельности, но и становятся полноценными соавторами инноваций. В зарубежных публикациях, посвященных описанию модели открытых инноваций [15,18] в каче-

Рисунок 4. Модель Agile-Stage-Gate [9, 17]

Модель Agile-Stage-Gate для решения вопросов финансирования хороша тем, что она позволяется достаточно быстро реагировать на изменения среды, или отклонения в действиях участников проекта. Инновационный проект в модели Agile-Stage-Gate делится не на этапы, а детализируется на под проекты, после каждого из которых предоставление финансовых и других видов ресурсов может быть прекращено.

Модель «кросс-индустриальных инноваций» является производной от модели «открытых инноваций». Модель «кросс-индустриальных инноваций» помимо «создания эффектов расширения информации, знаний и компетенций участников», предусмотренных в модели «открытых инноваций» приводит к созданию новый продуктов на границе различных областей знаний, способствующих переходу отраслевых компетенций на межотраслевой уровень» [19].

Очевидно, что при совершенствовании финансирования инновационных проектов может взять нечто полезное из каждой модели:

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

CJ

< СО

0

1 I

• Из модели «Ворота» - разделение проекта на составные части и определение индикаторов результативности каждой из этих частей;

• Из модели «Воронка» - расширение доступности информации о проекте от момента формирования его идеи, до производства инновационной продукции, для большого числа участников.

• Из модели «открытых инноваций» - возможность объединения финансовых ресурсов и знаний различных участников, включая не только крупные структуры, но и субъектов малого и среднего бизнеса.

• Из модели Ад11е-Э(аде-Оа(е - детализацию проекта на под проекты, позволяющую завершить инновационное партнерство при изменении внешних, или внутренних условий инновационной деятельности;

• Из модели «кросс- индустриальных инноваций» возможность использования продуктового подхода, интегрирующего для создания новых продуктов знания из различных отраслей»

Совместное использование перечисленных преимуществ описанных выше моделей возможно, поскольку они не противоречат друг другу и имеют общую методическую базу. Единство этих моделей заключается:

• в признании необходимости поэтапного контроля при реализации инновационных проектов для минимизации издержек, направленных на его выполнение;

• в возможности объединения ресурсной базы и вовлечения стейкхолдеров в инновационные процессы для адаптации экономических субъектов к современным геоэкономических вызовам и преодоления географических и институциальных барьеров.

Объединить все перечисленные преимущества описанных выше моделей позволяет платформенный подход к организации финансирования, позволяющий объединить ресурсы и интересы государства, бизнес-структур, научных и образовательных организаций, а также отдельных инновационно-активных граждан. Основным преимуществом платформенного подхода является способность аккумулирования значительной ресурсной базы. Расширение ресурсной базы инновационной деятельности позволит не только реализовать новые инновационные проекты, проникать в новые рыночные ниши и укреплять межотраслевые взаимосвязи участников платформы, но и создавать новые межотраслевые компетенции, ускорять разработку технологий и их внедрении, что в результате приводит к уменьшению жизненного цикла инноваций и усилению конкуренции на рынках сбыта.

В качестве инструмента платформенного подхода к финансированию инновационных проектов авторы предлагают использовать Единую цифровую платформу финансирования инновационных проектов (ЕЦП ФИП). Представляется, что ЕЦП ФИП должна функционировать на принципах адаптивности к изменениям стратегических приоритетов и современным вызовам; достоверности и полноты отражения источников доходов и расходов, и источников финансирования инновационных проектов, адресности и целевого характера; обеспечение отбора и реализации инновационных проектов.

Предлагаемая цифровая платформа - ЕЦП ФИП обеспечит доступ к создаваемым и реализуемым проектам в различных секторах экономики. Субъектам малого и среднего бизнеса используя возможности ЕЦП ФИП будет легче найти финансовую поддержку. Для всех

участников инновационной деятельности ЕЦП ФИП не только обеспечит быстрый доступ к ресурсам, но и прозрачность распределения ресурсной базы, консолидацию инновационной' деятельности, формирование благоприятного инновационного климата. Другими словами, ЕЦП ФИП будет стимулировать инновационную активность на основе трансформации финансирования инновационных проектов на базе платформенного подхода создавая институциональную среду результативного взаимодействия потенциальных участников инновационной деятельности.

Визуально предлагаемый авторами статьи вариант трансформации финансирования инновационных проектов на основе платформенного похода н представлен на рис 5.

Рисунок 5. Финансирование инновационных проектов на основе платформенного подхода (предлагается авторами статьи)

Рассмотрим предлагаемый авторами механизм финансирования инновационного проекта на базе ЕЦП ФИП. Инновационный проект размещается на платформе согласно типовой форме, далее при прохождении формальной проверки проект вносится в реестр для дальнейшей критериальной оценки и технико-экономической экспертизы, в случае несоответствия проекта типовой документации проект отправляется на доработку, при отсутствии изменений в ранее предоставленном непрошедшем проекте предлагается исключать данные проекты с платформы.

Проекты, отправленные на экспертизу, должны быть рассмотрены по критериям уникальности, масштабируемости, рентабельности, ликвидности, приемлемости уровня затрат, патентной и лицензионной чистоты, анализа технического уровня проекта, технико-технологической осуществимости проекта, наличия квалифицированного персонала, спроса на рынке, приемлемости проектных рисков, содействие существующему законодательству, ресурсного потенциала экономического субъекта и источников финансирования и др.

На основе экспертизы проект получает заключение о своем потенциале в динамике его капитализации и перспективе, что позволит создателям проекта и субъектам инновационной инфраструктуры принять более взвешенное управленческое решение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В случае положительной экспертизы проект попадает в общий доступ цифровой платформы, где уже встречается с субъектами инновационной деятельности. Важно отметить, что финансирование любого инновационного проекта необходимо проводить поэтапно для более гибкого управления денежными потоками, диверсификации стейкхолдеров, так как это приведет к снижению общего риска.

В случаях выявления проблем при прохождении экспертизы создатели инновационного проекта могут доработать проект или если им необходимо, то обратиться к пулу экспертов (регулятору) для консультаций и доработки проекта.

Субъекты инновационной структуры также проходят идентификацию перед тем как получат полный доступ к инновационным проектам во избежание попадания в состав потенциальных участников инновационной деятельности недобросовестных экономических субъектов, склонных использовать получение ресурсов в целях мошенничества, а также таких экономических субъектов, у которых нет достаточного потенциала для осуществления заявляемой инновационной деятельности.

Пул экспертов (регулятор) осуществляет надзорные, контролирующие и консультационные функции. Пул экспертов (регулятор) сводит заявки создателей инновационных проектов и субъектов инновационной структуры и регистрирует сделку далее информация направляется в клиринговый центр о зарегистрированных сделках и даются поручения о переводе ресурсов.

Успех предлагаемой Единой цифровой платформы финансирования инновационных проектов позволит не только эффективно решить проблему финансирования инновационных проектов, но и в целом будет способствовать синхронизации действий всех участников инновационной деятельности, именно тогда будет наблюдаться синергетический эффект увеличения положительного экономического роста инновационной активности.

В заключение рассмотрения вопроса об актуальной и методически обоснованной трансформации финансирования инновационных проектов представим следующие выводы.

1. Активизации инновационной деятельности отечественных предприятий, значимой для решения актуальных задач социально-экономического развития России, во многом, препятствует проблема финансирования. Проблема эта комплексная, она заключается в сочетании дефицитности ресурсов, несовершенства рассмотрения характеристик нуждаемости в ресурсах, с учетом характеристик участника и стадии инновационной деятельности, а также отсутствии комфортного для всех участников способа их предоставления. Поэтому, сам процесс финансирования инновационных проектов нуждается в трансформации, направленной на решение проблемы ресурсообеспечения, учета параметров участника инновационной деятельности и его инновационных процессов, а также на создание комфортной современной среды предоставления финансовых ресурсов. С учетом перечисленных требований, методически правильным инструментом подобной трансформации финансирования инновационных проектов, по мнению авторов данной статьи может стать платформенный подход, поскольку именно цифровая платформа является современным инструментом, позволяющим решить описанные выше проблемы финансирования инноваци-

онных проектов. Кроме того, преимуществом платформенного подхода является его открытость, прозрачность и доступность.

2. Авторы считают, что в России, под эгидой Министерства финансов должна быть создана Единая цифровая платформа финансирования инновационных проектов (ЕЦП ФИП). ЕЦП ФИП позволит обеспечить контроль и финансирование проектов с учетом этапов их реализации, объединять финансовые и другие виды ресурсов различных экономических субъектов. Функционал ЕЦП ФИП улучшит доступность ресурсной базы и устранит барьеры вовлечения их в инновационные процессы потенциально инновационно-активных субъектов малого и среднего бизнеса и потенциальных инвесторов. Для участников ЕЦП ФИП появится возможность укрепления межотраслевых взаимосвязей и создания и использования новых финансовых продуктов. Каждому субъекту инвестиционной деятельности, при использовании ЕЦП ФИП будет легче найти партнеров. Использование ЕЦП ФИП позволит не только аккумулировать ресурсы различных участников и обеспечивать их комфортное взаимодействие, но и повысит прозрачность распределения ресурсной базы, что обеспечит формирование благоприятного инновационного климата в России и будет стимулировать деловую активность участников инновационной деятельности.

Литература

1. Проект Стратегии развития рынка венчурных и прямых инвестиций Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу до 2030 года // Официальный сайт Государственного фонда фондов Института развития Российской Федерации. URL: https://www.rvc.ru.

2. Федеральный закон от 25.02.1999 No 39-Ф3 «Об инвестиционной деятель- ности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // СПС КонсультантПлюс. URL: http//www.consultant.ru.

3. Федеральный закон от 29.11.2001 No 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // СПС КонсультантПлюс. URL: http//www.consultant.ru.

4. Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 (ред. от 15.03.2021) «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. URL: http//www.consultant.ru.

5. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. URL: http//www. consultant.ru.

6. Алексанов А. Новость «Почему одни стартапы получают деньги, а другие — нет: инсайты партнера венчурного фонда Cabra VC» / Rb-ru [сайт] // URL:https://rb-ru.turbopages.org/rb.ru/s/opimon/why-startups-get-money/

7. Диесперова, Н. А. Венчурное финансирование как фактор инновационного развития в России: проблемы и перспективы // Управленческие науки в современном мире : сборник докладов научной конференции. - СПб. : Реальная экономика, 2019. С. 320-326.;

8. Дикуль, Л. О. Состояние венчурного инвестирования инновационной деятельности в Российской Федерации: динамика, проблемы, перспективы // Инновации и инвестиции. 2020. No 3. С. 23-26.

9. Дубровский В.Ж., Иванова Е.М. Интегрированная A-S-G- модель как этап эволюции систем управления инновационными процессами на промышленном предприятии //Управленец. 2017. № 5 (69). С. 10-17

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

fO

сч о cs

fO

о ш m

X

<

m О X X

10. Евсеева М. В. Управление портфелем проектов и программ: современные требования // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 165-171

11. Российская наука в 2021 году. - Текст : электронный // Институт статистических исследований и экономики знаний, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». -URL:https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/759541668.pdf? ysclid=lb9jb89vjb713206595 (дата обращения: 15.12.2022).

12. Султанов И.А. Особенности финансирования инновационных проектов/ Projectimo [сайт] // URL: http://projectimo.ru/upravlenie-investiciyami/finansirovanie-innovacionnykh-

proektov.html?ysclid=lbj4g7azpy547032559 (дата обращения: 15.12.2022).

13. Agile-Stage-Gate, VedsmandT., KielgastS., CooperR. G. Integrating Agile with StageGate - How New Agile-Scrum Methods Lead to Faster and Better Innovation. URL: https://www. innovationmanagement.se/2016/08/09/integrating-agile-withstage-gate

14. Chesbrough h. Open innovation. The new imperative for creating and profiting from technology. Brighton (MA): harvard business press 2003 227 p.

15. Chiaroni D., Chiesa V., Frattini F. (2011) The Open Innovation Journey: How Firms Dynamically Implement the Emerging Innovation Management Paradigm // Technovation. Vol. 31. P. 34-43

16. Cooper R. G. Winning at new products. Accelerating the process from idea to launch. Cambridge: Perseus Publishing, 2001.

17. Evaluating the Agile-Stage-Gate Hybrid Model: Experiences From Three SME Manufacturing Firms International Journal of Innovation and Technology Management. 2019. Vol. 16, No. 8. 1950048 (32 pages DOI: 10.1142/S0219877019500482

18. Harison E.; Koski H. (2009) Applying open innovation in business strategies: Evidence from Finnish software firms // Research Policy. Vol. 39. P. 351-359.

19. KQhnle, A. (2015) Cross industry innovation - A modern way to get innovations. Social Media Balloon. //https://socialmediaballoon.de/cross- industry-innovation/6792

20. Wheelright S. C., Steven C., Clark Kim B. Revolutionizing product development: quantum leaps in speed, efficiency and quality. New York: Free Press, 1992.

Transformation of financing of innovative projects based on a platform

approach Bondarchuk N.V., Lebedeva D.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Peoples' Friendship University of Russia JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34

The scientific article is devoted to the formation of a new mechanism for financing innovative projects based on a platform approach. The authors considered the specifics of financing innovation activities of the Russian Federation and identified the main problems hindering its development, namely: lack of financial resources, excessive regulation of each stage of the procedure for obtaining financial resources by participants, the predominance of the share of state sources in the financing structure. The article analyzes nonlinear models of the innovation process with complex cycles: the "Gate" model, the "Funnel" model, the "open innovation" model, the "Agile-Stage-Gate" model and the "cross-

industrial innovation" model, which are the most relevant and capable of effectively realizing the potential of an economic entity. Based on the analysis, the authors proposed a single digital platform for financing innovative projects, which allows to effectively solve the problem of financing innovative projects and contributes to the synchronization of the actions of all participants in innovation activities. Keywords: innovation activity, innovation process management models,

financing of innovative projects. References

1. Draft Strategy for the development of the venture and direct investment

market of the Russian Federation for the period up to 2025 and further prospects up to 2030 // Official website of the State Fund of Funds of the Development Institute of the Russian Federation. URL: https://www.rvc.ru .

2. Federal Law No. 39-FZ of 25.02.1999 "On investment activities in the

Russian Federation carried out in the form of capital investments" // SPS ConsultantPlus. URL: http//www.consultant.ru.

3. Federal Law No. 156-FZ of 29.11.2001 "On Investment Funds" // SPS

ConsultantPlus. URL: http//www.consultant.ru.

4. Decree of the President of the Russian Federation of 01.12.2016 N 642

(ed. of 03/15/2021) "On scientific and technological development of the Strategy of the Russian Federation" // SPS ConsultantPlus. URL: http//www.consultant.ru.

5. Decree of the President of the Russian Federation of 02.07.2021 N 400

"On the National Security Strategy of the Russian Federation" // SPS ConsultantPlus. URL: http//www.consultant.ru.

6. Aleksanov A. News "Why some startups get money, while others don't:

insights from the partner of the Kabra VC venture Fund" / <url> [website] // URL:https://PB-py.turbopages.opr/PB.Py/c/MHeHMe/noMeMy-CTap-Tanbi-no^yMMTb money/

7. Diesperova, N. A. Venture financing as a factor of innovative development

in Russia: problems and prospects // Management sciences in the modern world : collection of reports of the scientific conference. - St. Petersburg : Real Economy, 2019. pp. 320-326.;

8. Dikul, L. O. The state of venture investment of innovation activity in the

Russian Federation: dynamics, problems, prospects // Innovations and investments. 2020. No. 3. pp. 23-26.

9. Dubrovsky V.Zh., Ivanova E.M. Integrated A-S-G-model as a stage in the

evolution of innovation process management systems at an industrial enterprise // Manager. 2017. No. 5 (69). pp. 10-17

10. Evseeva M. V. Project and program portfolio management: modern requirements // Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Economy. Management. Right. 2019. Vol. 19, issue. 2. pp. 165-171

11. Russian science in 2021. - Text : electronic // Institute of Statistical Research and Knowledge Economics, National Research University Higher School of Economics. -URL:https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/759541668.pdf?ysclid=lb9jb 89vjb713206595 (accessed: 12/15/2022).

12. Sultanov I.A. Features of financing innovative projects/ Projectimo [site] //

URL: http://projectimo.ru/upravlenie-investiciyami/finansirovanie-

innovacionnykh-proektov.html ?ysclid=lbj4g7azpy547032559

(accessed: 12/15/2022).

13. Agile-Stage-Gate, Vedsmandt., Kilgasts., Cooperr. G. Integration of Agile with StageGate - how new Agile-Scrum methods lead to faster and better innovations. URL: https://www . innovationmanagement.se/2016/08/09/integrating-agile-withstage-gate

14. Chesbro H. Open innovation. A new imperative to create technologies and profit from them. Brighton (Massachusetts): harvard business press 2003 227 pp.

15. Chiaroni D., Chiesa V., Frattini F. (2011) The path of Open innovation: how firms dynamically implement the emerging paradigm of innovation management // Technovatsiya. Volume 31. pp. 34-43

16. Cooper R. G. Victory in new products. Speeding up the process from idea to launch. Cambridge: Perseus Publishing House, 2001.

17. Evaluation of the Agile-Stage-Gate hybrid model: the experience of three manufacturing firms of small and medium-sized businesses International Journal of Innovation and Technology Management. 2019. Volume 16, No. 8. 1950048 (32 pages DOI: 10.1142/S0219877019500482

18. Harrison E.; Koski H. (2009) Application of open innovations in business strategies: experience of Finnish software development firms // Research policy. Volume 39. pp. 351-359.

19. Kuehnle, A. (2015) Intersectoral innovations - a modern way of obtaining innovations. Balloon on social networks. //https://socialmediaballoon.de/cross - industry-innovation/6792

20. Wheelwright S. K., Stephen K., Clark Kim B. Revolutionizing product development: quantum leaps in speed, efficiency and quality. New York: Free Press, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.