Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
150
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОПОЛУЧИЕ / БЛАГО / СЧАСТЬЕ / СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Капралова Екатерина Андреевна

В статье проводится исторический обзор философских идей, ставших фундаментом для осмысления такого феномена, как социального благополучие, которое легко в основу теории социального государства. Исторический экскурс затрагивает время от древнегреческой философии до учений середины XX века. Автор использует метод исторического анализа, а также элементы семантического разбора, чтобы показать роль языка в создании феномена социального благополучия в сознании людей. Семантический разбор показывает схожесть в развитии некоторых европейских языков и литературе, а также их различия, что, в свою очередь, влияет на логику и некоторые социальные практики государств. Исследуя понятийное пространство феномена социального благополучия, мы отмечаем, что понятия «благо», «благополучие», «счастье» находятся в прямой корреляции с ведущими научно-философскими идеями того или иного времени. Также анализ показывает, что все авторы, живущие в описываемых нами исторических эпохах, пытаются осмыслить феномены блага, благополучия, счастья, будучи полностью погруженными в ту или иную культурную и языковую систему, присущую определенному времени. Они отвечают на актуальные вопросы той культурной системы, в которой живут.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE PHENOMENON OF SOCIAL WELL-BEING IN THE CONCEPT OF A WELFARE STATE

In the article there is a historical review of philosophical approaches, which became basis for comprehension of social wellbeing as a phenomena and as fundamental part of social state idea. Historical review touches area from Ancient time and Greek philosophy till middle of XX century. Author uses historical method, as well as semantic analysis to show the role of language in phenomena creation of social well-being in the mindset of people. Semantic approach discovers some similarities in European languages and philosophical literature, as well as differences, which has impact on structural logic of some social theoretical construction. Exploring the phenomenon of social well-being, we note that the concepts of «good», «well-being», «happiness» are in direct correlation with the leading scientific and philosophical ideas of a particular time. The analysis also shows that all the authors living in the historical eras we are describing are trying to comprehend the phenomena of good, prosperity, happiness, being completely immersed in one or another cultural and linguistic system inherent in a certain time. They answer the actual questions of the cultural system in which they live.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА»

Трансформация феномена социального благополучия в концепции социального государства

Капралова Екатерина Андреевна,

аспирант кафедры ЮНЕСКО РАНХиГС E-mail: Kapralova13@yandex.ru

В статье проводится исторический обзор философских идей, ставших фундаментом для осмысления такого феномена, как социального благополучие, которое легко в основу теории социального государства. Исторический экскурс затрагивает время от древнегреческой философии до учений середины XX века. Автор использует метод исторического анализа, а также элементы семантического разбора, чтобы показать роль языка в создании феномена социального благополучия в сознании людей. Семантический разбор показывает схожесть в развитии некоторых европейских языков и литературе, а также их различия, что, в свою очередь, влияет на логику и некоторые социальные практики государств. Исследуя понятийное пространство феномена социального благополучия, мы отмечаем, что понятия «благо», «благополучие», «счастье» находятся в прямой корреляции с ведущими научно-философскими идеями того или иного времени. Также анализ показывает, что все авторы, живущие в описываемых нами исторических эпохах, пытаются осмыслить феномены блага, благополучия, счастья, будучи полностью погруженными в ту или иную культурную и языковую систему, присущую определенному времени. Они отвечают на актуальные вопросы той культурной системы, в которой живут.

Ключевые слова: благополучие, благо, счастье, социальное благополучие.

в и

см см

Словосочетание «социальное благополучие» получило значительное распространение в современном обществе и социальной практике. Апелляция к этому понятию кажется самоочевидной, однако концептуально и теоретически феномен социального благополучия исследован слабо. Понятие «социальное благополучие» не встречается в работах философов до середины XX века. Если оно и встречается в некоторых трудах, то как вспомогательное и не влекущее за собой отдельного анализа. Однако на протяжении многих столетий философы разрабатывали различные теоретические конструкции, отражающие сущность и рефлексию понятий, смежных с понятием, являющимся ключевым в нашем диссертационном исследовании. Позднее, в XX веке западная мысль в области психологии и социологии выкристаллизовала такое понятие, как благополучие, выделив при этом субъективное благополучие (subjective well-being) [E. Diener, M. Suh, R. Lucas.1999. С. 276302].

Стремление ученых описать благополучие в рамках различных научных дисциплин отражает сложность, многомерность самого феномена. Человеку свойственно стремление к благу, каким бы определением сам человек ни пользовался для его осмысления. При этом само поведение человека зачастую не вписывается в предложенные теоретические конструкты, описывающие феномен благополучия.

В современной западной литературе выделяют разные понятия - welfare (англ.) и wellbeing (англ.). В отечественных источниках оба понятия переводятся как благополучие. Понятие welfare относится преимущественно к экономике, а wellbeing является термином из области психологии.

В русском языке слово «благополучие» имеет один корень со словом «благо», которое является важнейшей категорией философского анализа (и согласно законам морфологического анализа является корне- и смыслообразующим словом). Подобная лингвистическая связь на подсознательном уровне подталкивает к безусловной корреляции понятий. Это обусловлено лингвистическим контекстом и логикой русского языка. Однако в других языках эти понятия не имеют столь выраженной связи.

У немецких мыслителей благо выражается в слове Gut, примерно также у англичан - good. У французов - в слове bein. При этом благополучие по-немецки Wohlergehen или Wohlstand, благополучие у англичан - well-being или welfare (но это понятие ближе к русскому слову благосостояние).

А у французских мыслителей благополучие это prospérité или bonheur (что ближе к русскому слову счастье). Но лингвистические конструкции древних греков больше похожи на конструкции русского языка. Под благом они имели в виду euÂOYÎa (эвлогия), а благополучие у них подразумевалось под словом euôai^ovia (эвдемония), что в словарях переводят в том числе и как процветание, блаженство, счастье. Оба слова имеют корневую основу eu, что переводится с древнегреческого как благо, добро (и схоже по смыслу с good по-английски). Однако Аристотель понятие благо выводит от другого слова - raYaTqov (тагатион) - именно его он чаще всего использует в «Никомаховой этике». Но, разбирая понятие блага, он употребляет и такие слова, как благоденствие - eu 5Çev (эфедзен), благополучие можно встретить в двух вариантах -eu npaneiv (эфпратин) и euôai^ovia (эвдемония). В его текстах даже вводится внешнее благосостояние - eueTepia (эвтерия).

По-латински благо - beneficium, а благополучие можно перевести с помощью таких слов, как prosperitas (эта основа была впоследствии развита во французском языке), felicitatem (в своем смысле ближе к понятию счастье, счастливая жизнь) и welfare (было развито в дальнейшем в английском языке, где понятие больше использовалось в экономических теориях и вследствие этого трансформировалось в понятие, которое можно перевести как благосостояние). Из этого делаем вывод, что в части языков (которыми пользовались философы прошлого) существовала смысловая коннотация между благополучием и благом, в некоторых - отсутствовала.

Феномен социального благополучия в его современном виде начал складываться во второй половине XX века. К этому времени в нескольких отраслях знания появляются значимые концепции, имеющие своей целью детальное описание понятия благополучия. В философии, психологии, психиатрии, социологии, экономике выходят работы с глубоким анализом, выделяющие предметное поле феномена благополучия, предлагаются новые методы изучения, новые классификации, новые понятия, вырабатываются системы показателей. Наконец, выделяется социальное благополучие. В области философии мыслители также предложили кардинально новые подходы к познанию (в XX веке разрабатываются такие концепции, как феноменология, герменевтика, экзистенциализм, структурализм, неопозитивизм и т.д.). Это время становления нового этапа научной мысли -на смену классической, а затем неклассической науке приходит постнеклассическая наука (пост-неклассическая наука - современный этап развития научного познания мира; один из авторов концепции - академик В.С. Степин).

Важнейшей чертой этого этапа научного познания мира является междисциплинарность - рамки одной научной дисциплины не позволяют рассмотреть то или иное явление с глубиной исследования, отражающей потребности всё более слож-

ного и быстро трансформирующегося контекста современного мира. В это время в философии, в культурном развитии, в социальном мире, в религиозных диспутах и практиках, а также в языке выкристаллизовывается, формируется социально востребованный феномен со своим уникальным смыслом, интегрирующий категории счастья, добродетели, блага и т.д. в разных временных и пространственных контекстах. Этот поиск виден как в научно-философском мире, так и в религиозном развитии и, конечно, на бытовом уровне.

Это обстоятельство отражается в рефлексии сложного понятия благополучия, к которому в области научного познания, религиозно-мировоззренческого развития и бытовой жизни общество подходит через осмысление и своеобразное тестирование различных терминов и понятий. В философской и научной литературе, повседневной практике выкристаллизовываются, становятся более значимыми такие концепты как счастье, удовольствие, спасение души, потребность, польза.

Середина XX века с его социальными катаклизмами подтолкнула научных исследователей и государственных деятелей к проработке идей социально-ориентированного государства. Углубление идей американского экономиста Кейн-са (после Великой депрессии и Второй Мировой войны) легло в основу концепции социально ориентированной экономики (Л. Эрхард, В. Ойкен, Й. Шумпетер), воплощённой на практике в Западной Германии (важнейшей идеей этой концепции является необходимость ориентации экономики на социальные нужды, то есть на нужны человека и общества, что необходимо для обеспечения всеобщего благополучия). В. Ойкен отмечает, что главная функция экономики состоит в «производстве благ, необходимых для жизнедеятельности людей, отвечающих их желаниям и удовлетворяющих их потребности» [Ойкен Вальтер. 1995. С.35]. В дальнейшем эти идеи совместно с идеями гражданского общества стали ядром концепции социального государства.

Счастье, ценности, жизненные цели, благо -все эти явления были заново переосмыслены обществом после краха империй, появления новых социальных классов, геноцида народов, самоопределения малых народов, массового производства, высвобождение рабочих сил, трудовой миграции и т.д. Изменение социальных процессов привело к рефлексии экзистенциального характера. Страх, боязнь и ужас, переосмысленные через парадоксальное понимание веры, психические отклонения как квинтэссенция мотивов в поведении индивида, ощущение ничтожества человека как часть культуры, тотальное уничтожение и экзистенциальный невроз, экономические кризисы как норма развития экономики стали источниками важных научно-философских исследований и дискуссий. И осмысление этих явлений изменило понимание и рефлексию социального благополучия.

сз о

о Л о

о сз о в

С середины XX века получает толчок в развитии психология. Школа гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Оллпорт, У. Тэлли и др.) глубоко исследует потребности и мотивы человека. Её представители связывают благополучие человека со степенью удовлетворения его актуальных потребностей, реализации индивидуальных возможностей и уровнем самоактуализации. Особое значение при этом уделяется теории мотивационно-потребительской сферы личности (например, известная пирамида Маслоу). Более высокая мотивация, направленная на получение более высоких благ, созревает у человека только после удовлетворения первичных его потребностей. При этом научный метод психологии, который заключается в познании внутренних психических явлений через анализ внешних факторов (при помощи наблюдения, эксперимента и т.д.), позволит нам дополнить понимание социального благополучия через осмысления внутреннего мира индивида и его психологической мотивации.

Отдельные исследователи (В. Франкл, Э. Фромм) указывают на неотделимость вопроса о благополучии от глубинного вопроса о смысле жизни. При этом благополучие достаточно часто используется в качестве синонима понятию позитивное психологическое самочувствие. В этом направлении глубокий анализ проведён такими нашими соотечественниками, как А.И. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и другие. На базе этих идей сформировалась современная теория социального самочувствия, которое трактуется как эмоционально-оценочная реакция индивида на условия окружающей социальной жизни, своего положения в обществе.

Главным механизмом, влияющим на уровень благополучия, П.А. Сорокин считал вертикальную социальную мобильность, благодаря которой общество имеет возможность поощрять развитие человека, его способностей и индивидуальности. Он отмечал: «...там, где есть мощная вертикальная мобильность, есть жизнь и движение. Затухание мобильности порождает застой» [Сорокин. 2005. С. 15].

Н. Брэдбурн и В. Вилсон формируют понятие психологического благополучия. Э. Динер двинулся дальше и выделил ключевые факторы, влияющие на социальное благополучие. Он, а также позднее А. Кэмпбел, П. Конверс, В. Роджерс в дальнейшем перенесли свое внимание с внешних факторов на внутренние. Исследователи начали работать с социологическими данными и психологическими тестами, уделяя основное внимание аксиологическому анализу, анализу целей индивида, а также жизненного опыта. В этом же направлении работает американская исследовательница С. Рифф. Она выдвигает теорию, основанную е на анализе и критическом переосмыслении наМ работок таких авторов, как А. Маслоу, Г. Олпорт, й К.Г. Юнг. На базе проведенного анализа она смог° ла выделить шесть важных элементов благополу-^ чия: самоприятие, позитивные отношения с окру-

жающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, листочный рост.

Экономическая наука также привнесла новый взгляд на социальное благополучие через выявление новых феноменов (методы экономики заключаются в изучении экономических явлений, но экономическая мотивация и система ценностей индивида с учетом сложных социально-экономических отношений заставляют нас обратить внимание и на экономические методы исследования). В последние десятилетия была сформирована новая научная школа, основанная на экономической методологии, но использующая междисциплинарный подход и занимающаяся новым направлением -концепцией человеческого капитала. По своей сути это пересчитанная в денежный эквивалент совокупность знаний, умений, использующихся для удовлетворения различных потребностей человека в его социальном развитии. Коротко дефиницию человеческого капитала можно раскрыть следующими ключевыми компонентами: знания, интеллект, здоровье, качественный труд и качество жизни. Впервые идею человеческого капитала озвучил Т. Шульц, далее Г. Беккер развил эту идею, детально показав рациональность и экономическую эффективность инвестиций в человеческий капитал. Г. Беккер также обосновал экономический подход к человеческому поведению. Экономические основы теории человеческого капитала послужили важнейшим шагом в ускорении и усилении некоторых скандинавских экономик в начале XXI века. На сегодняшний день эта концепция считается важнейшим элементом современной экономики знаний как следующего этапа развития общества.

В рассмотрении современных концепций, затрагивающих социальное благополучие, отметим и некоторые концепции естествознания, ведь человек участвует и в других процессах (например, биологических), которые могут быть связаны с рефлексией некоторых потребностей и мотивов поведения человека. Отметим работу на стыке биологии и эпистемологии, где родилась идея эволюционной эпистемологии (труды У. Матура-ны и Ф. Варелы). Это направление исследует познание и осознанную деятельность как присущую всему живому, в том числе человеку, характеристику.

Итак, с точки зрения исторической ретроспективы, сделаем некоторые выводы.

1. Семантически и онтологически понятие «социальное благополучие» связано с понятием «благополучие». Понятие «благополучие» зарождалось как философская категория у древних греков. Оно было ещё неотделимо от других понятий (таких, как благо, счастье например, у Платона и Аристотеля). Далее развитие философских концепций, а главное, усложнение социальных практик привело к необходимости более детального рассмотрения и дифференциации философских конструкций «блага», «благополучия», «удовольствия», «счастья» и некоторых других. При

этом языковые коннотации всё ещё создавали иллюзию связи как этих понятий, так и этих явлений в социальной практике. Так, благополучие по своему смыслу значительно отпочковалось от понятия «благо». А современный феномен социального благополучия и вовсе невозможно раскрыть через рефлексию понятия «благополучие».

2. Приведённый обзор дает нам возможность увидеть генезис идей, концептуально связанных с идеей благополучия - именно в период со времен мыслителей Древней Греции вплоть до середины XX века. Вопросы благополучия во всех этих концепциях являются лишь частными вопросами, которые скорее иллюстрируют другие мысли тех или иных концепций. Например, в период раннего Средневековья основополагающей была тео-центрическая догматика. Именно она диктовала определённый философский подход к понятию блага и благополучия, в которых акцент был сделан на христианские добродетели.

С критической точки зрения в рассмотренный нами период ещё нельзя говорить о социальном благополучии как философско-научном понятии. Философы обращаются к таким понятиям, как счастье, благо, добродетель. В случае обращения к понятию благополучие происходит скорее выделение экономической составляющей, суть которой гораздо уже понятия социального благополучия, являющегося объектом диссертационного исследования.

3. Исследуя понятийное пространство феномена социального благополучия, мы отмечаем, что понятия «благо», «благополучие», «счастье» находятся в прямой корреляции с ведущими научно-философскими идеями того или иного времени. Иными словами, все авторы, живущие в описываемых нами исторических эпохах, пытаются осмыслить феномены блага, благополучия, счастья, будучи полностью погруженными в ту или иную культурную и языковую систему. Они отвечают на актуальные вопросы той культурной системы, в которой живут.

Культурная и экономическая эволюция общества ставила новые вопросы, в том числе и в области рефлексии счастья. Ответить на эти вопросы пытались философы новых поколений. Древнегреческая рефлексия по вопросам эвдемонии не могла удовлетворить индивида и общество эпохи раннего Средневековья. Возник запрос на новую концепцию мировоззрения, где центральную роль играли пути спасения. В это время философы и богословы заново открывают идею аскетизма в вопросах счастья.

Отказ церкви от популяризации монашеского аскетизма как единственно верного жизненного пути христианина стал ответом на возрастающие изменения в обществе. Это внесло существенный перелом в философское осмысление благополучия и блага как такового. В дальнейшем с развитием капиталистических отношений и снижением влияния церкви на светскую жизнь произошел пе-

релом - философы выделили экономическую составляющую благополучия.

Однако вызовы и политические проблемы первой половины XX века показали, что и этого недостаточно. Общество сталкивается с кардинально другими проблемами в социальном развитии. Ответом на эти вызовы стало формирование нового типа государства - государства с социально-ориентированной экономикой, где благополучие индивида стало залогом развития экономики и общества.

Литература

1. Вальтер О. Основные принципы экономической политики// Пер. с нем. под общ. ред. Л.И. Цедилина и К. Херрманн-Пиллата. - М.: Прогресс, 1995.

2. Кондратьев Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры: Доклад // Проблемы экономической динамики. - М.: Экономика, 1989.

3. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2007.

4. Матурана У., Варела Ф. Древо познания: Биологические корни человеческого понимания / Пер. с англ. Ю.А. Данилова. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

5. Ницше Ф. Сочинения. В 2-х тт. Т. 1,2 - М.: Мысль, 1990.

6. Сорокин П.А. Социальная мобильность. М.: Academia, 2005, С. 15.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д.А. Леонтьева, М.П. Папуша, Е.В. Эйдмана. - М.: Прогресс, 1990.

8. Фромм Э. Искусство быть / Пер. с англ. А. Александровой, С. Скворцова. - М.: Издательство АСТ, 2017.

9. Франкл В. Теория и терапия неврозов: Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ. Пер. с нем. СПб.: Речь, 2001.

10. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе / пер. М.В. Вульф, А.А. Спек-тор. - М.: АСТ, 2006.

11. Фромм Э. Бегство от свободы / Перевод Г.Ф. Швейника. - М.: АСТ, 2011.

12. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия: пер. с англ. / Предисл. и общ. ред.

B.С. Автономова. - М.: Экономика, 1995.

13. Campbell, A., Converse, P. E., & Rodgers, W. L. (1976). The quality of American life. New York: Russell Sage Foundation, С. 23.

14. Diener E, M. Suh, R. Lucas, H. Smith. Subjective Weil-Being: Three Decades of Progress // Psychological Bulletin. 1999, Vol. 125, No. 2,

C.276-302.

15. Diener E. Subjective well-being. Psychological Bulletin, 1984, 95(3), С. 542-575.

16. Ryff C.D. Psychological well-being in adult life // Current directions in psychological science. 1995. Vol. 40. С. 99-104.

СЭ

о

о Л о

о сз о в

TRANSFORMATION OF THE PHENOMENON OF SOCIAL WELL-BEING IN THE CONCEPT OF A WELFARE STATE

Kapralova E.A.

RANEPA (The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration)

In the article there is a historical review of philosophical approaches, which became basis for comprehension of social wellbeing as a phenomena and as fundamental part of social state idea. Historical review touches area from Ancient time and Greek philosophy till middle of XX century. Author uses historical method, as well as semantic analysis to show the role of language in phenomena creation of social well-being in the mindset of people. Semantic approach discovers some similarities in European languages and philosophical literature, as well as differences, which has impact on structural logic of some social theoretical construction. Exploring the phenomenon of social well-being, we note that the concepts of «good», «well-being», «happiness» are in direct correlation with the leading scientific and philosophical ideas of a particular time. The analysis also shows that all the authors living in the historical eras we are describing are trying to comprehend the phenomena of good, prosperity, happiness, being completely immersed in one or another cultural and linguistic system inherent in a certain time. They answer the actual questions of the cultural system in which they live.

Keywords: wellbeing, good, happiness, social wellbeing. References

1. Valter O. Key principles of economy politics // Translate from German L.I. Cedilina and K. Herrmann-Pillata. - M.: Progress, 1995.

2. Kondratev N.D. Big cycles of economic conjuncture: // Economic dynamics problems Problemy. - M.: Ekonomika, 1989.

3. Maslow A. Motivation and personality. 3-e issue / Translate from English. - SPb.: Piter, 2007.

4. Maturana U., Varela F. Tree of knowledge: Biological roots of human understanding / Translate from English. U.A. Danilova. -M.: Progress-Tradicija, 2001.

5. Nitsche F. The essays. V. 1,2 - M.: Mysl, 1990.

6. Sorokin P.A. Social mobility. - M.: Academia, 2005.

7. Frankl V. A man in search for a meaning / Translate from English. D.A. Leonteva, M.P. Papusha. - M.: Progress, 1990.

8. Fromm E. The art of being / Translate from English. A. Aleksan-drova, S. Skvorcova. - M.: Izdatelstvo AST, 2017.

9. Frankl V. Theory and therapy of neurosis: Induction of logoter-apy and existential analysis / Translate from German. - SPb.: Rech, 2001.

10. Frejd Z. main psychological theories in psychoanalysis / Translate from German M.V. Vulf, A.A. Spektor. - M.: AST, 2006.

11. Fromm E. Escape form freedom / Translation G.F. Shvejnik. -M.: AST, 2011.

12. Shumpeter J. Capitalism, socialism and democracy / Translate from English V.S. Avtonomov. - M.: Ekonomika, 1995.

13. Campbell, A., Converse, P. E., & Rodgers, W. L. (1976). The quality of American life. New York: Russell Sage Foundation, C. 23.

14. Diener E, M. Suh, R. Lucas, H. Smith. Subjective Weil-Being: Three Decades of Progress // Psychological Bulletin. 1999, Vol. 125, No. 2, C. 276-302.

15. Diener E. Subjective well-being. Psychological Bulletin, 1984, 95(3), C. 542-575.

16. Ryff C.D. Psychological well-being in adult life // Current directions in psychological science. 1995. Vol. 40. C. 99-104.

e

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.