Список литературы
1. Справочник / Под общ. ред. К. М. Великанова. 2-е изд., перераб. и доп. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990. 448 с.
2. Берзиня И.З., Калинина В.П. Экономика машиностроительного производства; учебное пособие.
М., 2016.
3. Средства измерений и метрологическое обеспечение промышленности: учебник / Под ред. Н.И. Изме-стьева. М.: Машиностроение, 2009.
Прокина Анна Сергеевна, магистрант, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
ASSESSMENT OF THE AREA OF USE MEASURING SYSTEMS A.S. Prokina
The article discusses the relevance of using measuring systems for various types of measurements and controls carried out in accordance with a series of domestic and international (ISO) standards on interchangeability. Examples of the use of measuring systems and recommendations for supplementing the requirements for design documentation for their effective use are given.
Key words: measuring systems, control, measurement, cost, payback period.
Prokina Anna Sergeevna, master, ania.prokina@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 006.054
Б01: 10.24412/2071 -6168-2024-4-26-27
ТРАНСФОРМАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 184-ФЗ «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ»
А.В. Слесарчук
Рассмотрены основные изменения, внесенные в Федеральный закон N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и их влияние на правовые основы стандартизации и сертификации продукции в России. Акцент сделан на текст поправок в 2016 и 2021 году.
Ключевые слова: Федеральный закон N 184-ФЗ, изменения, поправки, техническое регулирование.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" был принят с целью улучшения правовых основ, установления обязательных требований к продукции и процессам (методам) ее производства, эксплуатации и утилизации, а также для реформирования в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) сферы стандартизации, подтверждения соответствия, государственного контроля и надзора.
Этот Закон заменил действующие на момент его вступления в силу закон о стандартизации, который устанавливал правовые основы стандартизации в России и определял меры государственной защиты интересов потребителей и государства через разработку и применение нормативных документов по стандартизации, а также закон о сертификации, который устанавливал правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и других объектов в России, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.
Необходимость разработки и принятия этого Закона вытекала из инициированного Президентом РФ процесса гармонизации отечественного законодательства, приведения его в соответствие с нормами и положениями ВТО, в которую тогда хотела вступить Россия [1].
Ранее существовавшие компоненты системы технического нормирования безопасности и качества товаров и услуг, подтверждения соответствия, государственного контроля и надзора не формировали единую связанную систему мер, обеспечивающих создание безопасных и качественных товаров и услуг для граждан и государства. Их использование было недостаточно эффективным и не всегда соответствовало современным и перспективным требованиям экономического развития и международным подходам.
Принятые технические стандарты оказывали неоправданное административное влияние на деятельность хозяйствующих субъектов. В прошлом периоде федеральные органы исполнительной власти наделялись излишней самостоятельностью в установлении обязательных требований и осуществлении контроля за их выполнением. Система обязательного подтверждения соответствия (сертификация и декларирование) была избыточной в отношении проверяемых товаров и услуг, обязательные требования во многих случаях не соответствовали целям сертификации, имелись нарушения законодательства при проведении сертификации, государственного контроля и надзора.
Основная цель разработки закона в 2002 году заключалась в том, чтобы обеспечить сбалансированный и прозрачный процесс технического регулирования, который бы учитывал интересы всех сторон: производителей, потребителей и государства. Это давало бы возможность создать единые стандарты и правила, которые помогают улучшать качество продукции, повысить безопасность потребляемых товаров и содействовать развитию экономики.
Закон о техническом регулировании также способствовал ускорению процесса внедрения новых технологий и инноваций на рынок, упрощал процедуры сертификации и повышал конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке.
Управление качеством продукции. Стандартизация. Организация производства
За прошедшие годы в закон было внесено большое количество поправок, пересмотрены положения, отменены или кардинально изменены многие статьи.
К значительным изменениям в законе привели поправки, внесенные в 2016 году.
Одним из основных изменений стало усиление ответственности за нарушение законодательства о техническом регулировании. Теперь компании, производящие продукцию, подлежащую обязательной сертификации, несут большую ответственность за качество своей продукции.
Кроме того, внедрены новые механизмы контроля за соблюдением требований технического регулирования, что позволяет органам государственного надзора более эффективно контролировать соблюдение законодательства компаниями. Также были уточнены процедуры сертификации продукции и введены новые требования к сертификационным органам.
Эти изменения в законодательстве о техническом регулировании сделали процесс сертификации более прозрачным и эффективным, что способствует повышению безопасности и качества продукции на рынке.
Еще одним из ключевых изменений было внедрение новых механизмов и инструментов управления в сфере технического регулирования. Установлены более жесткие требования к процедурам оценки соответствия продукции, усилена ответственность за нарушения законодательства в этой сфере, уточнены и дополнены некоторые положения закона, направленные на улучшение качества регулирования и повышение эффективности деятельности в области технического регулирования.
Также были внесены изменения в порядок аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации. Установлены новые стандарты и правила для проведения испытаний и выдачи сертификатов соответствия, что снизило вероятность недобросовестной деятельности со стороны аккредитуемых органов.
В целом, в результате внесенных поправок в Федеральный закон о техническом регулировании в 2016 году удалось усилить контроль и обеспечить более высокий уровень безопасности и качества продукции на рынке.
Поправки в Закон, внесенные в 2021 году, значительно изменили принципы работы и структуру закона.
Одним из ключевых изменений было усиление требований к качеству и безопасности продукции, а также ужесточение механизмов контроля за их соблюдением. Новые поправки также уделяют больше внимания новым технологиям и инновациям, что способствует развитию научно-технического прогресса.
Одним из ярких примеров ужесточения мер контроля и требований является статья 25 [2], посвященная обязательной сертификации продукции. В соответствии с новыми поправками, расширены критерии обязательной сертификации, а также ужесточены требования к самим сертификационным органам. Теперь продукция, подлежащая обязательной сертификации, должна соответствовать более строгим стандартам качества и безопасности.
Другим примером усиления требований к качеству и безопасности продукции является статья 28 [2], устанавливающая обязанность изготовителей вводить в обращение продукцию, которая соответствует требованиям технических регламентов или декларации о соответствии. Данная статья предусматривает жесткие механизмы контроля со стороны уполномоченных органов, включая проверку документации, проведение испытаний образцов продукции, и применение административных санкций в случае выявления нарушений.
Нововведениями установлен правовой механизм признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, что позволит своевременно изымать из оборота опасную и фальсифицированную продукцию [3].
Наиболее важные изменения связаны с положениями о том, что органы государственного надзора приобретают право не только выдавать предписания о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия выдавшему его органу по сертификации, но и принимать решение о приостановлении, прекращении действия сертификата соответствия, декларации о соответствии, а также признавать их недействительными в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком. В случае расхождения информации между сертификатом соответствия, выданным на бумажном носителе, и информацией, внесенной в реестр, приоритет отдается информации в реестре [3].
С 2002 года также произошли изменения в процедурах сертификации и оценки соответствия продукции, что позволило упростить и ускорить процесс внедрения новых продуктов на рынок. Кроме того, были введены новые механизмы поддержки отечественных производителей и стимулирования их конкурентоспособности.
Сами по себе изменения в законе не изменили его цель и смысл - они лишь усилили его действие и сделали его более эффективным инструментом регулирования качества продукции и услуг. В результате внесенных изменений увеличился уровень защиты прав потребителей, повысился уровень безопасности и качества продукции на рынке.
Список литературы
1. Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (постатейный). М, 2002.
2. Федеральный за 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, 23.12.2021). М., 2021.
3. Изменения с 01.01.2021 г. в ФЗ № 184 «О техническом регулировании» в 2021 году [Электронный ресурс] URL: www.asbestadm.ruhttps://asbestadm.ru/news/media/2021/4/12/izmeneniya-s-01-01 -2021-g-v-fz- 184-o-tehnicheskom-regulirovanii-v-2021-godu (дата обращения: 10.02.2024).
Слесарчук Анастасия Владимировна, магистр, nastena. slesarchuk@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
TRANSFORMATION OF FEDERAL LAW N184-FZ «ON TECHNICAL REGULATION»
A.V. Slesarchuk 27
The main changes made to Federal Law N184-FZ "On Technical Regulation " and their impact on the legal basis for standardization and certification ofproducts in Russia are considered. The emphasis is on the text of the amendments in 2016 and 2021.
Key words: Federal Law N 184-FZ, changes, amendments, technical regulation.
Slesarchuk Anastasia Vladimirovna, master, nastena. slesarchuk@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 005.6
DOI: 10.24412/2071 -6168-2024-4-28-29
МОНИТОРИНГ ДАННЫХ О РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА. НАСТРОЙКА ПАРАМЕТРОВ КЛАСТЕРИЗАЦИИ DBSCAN ПО ПОДХОДЯЩИМ ЗНАЧЕНИЯМ МЕТРИКИ
СИЛУЭТА
В.Г. Мосин, В.Н. Козловский, С.А. Васин, Г.С. Стрелков
В настоящей статье рассматривается метод автоматической настройки параметров кластеризации DBSCAN, основанный на авторском алгоритме определения локтевой точки метрики силуэта. Излагается алгоритм настройки и его приложения к наборам синтетических данных.
Ключевые слова: анализ данных, кластеризация, DBSCAN, метрики машинного обучения, метрика силуэта, scikit-learn, pandas, numpy.
1. Введение. Кластеризация является одним из основных методов анализа данных, который позволяет разделить множество объектов на группы, называемые кластерами, таким образом, чтобы объекты внутри одного кластера были более похожи друг на друга, чем на объекты из других кластеров. Этот подход играет важную роль в различных областях, таких как машинное обучение, статистика и многих других (см. [4]).
Верный подбор параметров кластеризации является критически важным этапом процесса анализа данных. Параметры кластеризации определяют, какие именно свойства объектов будут учитываться при формировании кластеров. Неправильный выбор параметров может привести к некорректному образованию кластеров, а значит, к неверной интерпретации данных и неправильным выводам.
1. 1. Теоретическая часть. В нашей работе мы проанализируем один из методов автоматической настройки параметров кластеризации DBSCAN, используя в качестве метрики ее эффективности метрику силуэта.
1.1.1. Кластеризация DBSCAN. Кластеризация DBSCAN (Density-Based Spatial Clustering of Applications with Noise) — это алгоритм машинного обучения, который используется для группировки данных на основе их плотности. В отличие от других методов кластеризации, таких как KMeans или агломеративная кластеризация, алгоритм DBSCAN способен обнаруживать кластеры произвольной и сложной формы, а также находить шумовые точки, которые не принадлежат ни одному кластеру. DBSCAN является мощным инструментом для кластеризации данных и находит применение в различных областях, таких как анализ социальных сетей, геоинформационные системы, анализ изображений и т. д. Его способность обнаруживать кластеры произвольной формы и игнорировать шумовые данные делает его очень полезным инструментом для извлечения информации из больших объемов данных.
1.1.2. Метрика силуэта. Метрика силуэта является одной из ключевых метрик, которая используется для оценки качества кластеризации. Она позволяет измерить, насколько хорошо объекты распределены по кластерам, и определить, насколько каждый объект подходит своему кластеру. Принцип работы метрики силуэта основывается на оценке плотности и компактности кластеров. На высокий показатель силуэта влияют два фактора: среднее расстояние между объектом и остальными объектами в его кластере (компактность), а также среднее расстояние до объектов, принадлежащих другим кластерам (разделенность). Чем больше величина силуэта, тем лучше кластеризация.
Одним из основных преимуществ метрики силуэта является ее универсальность. В отличие от других метрик, она может быть применена к различным типам данных и алгоритмам кластеризации. Эта метрика не требует априорного знания количества кластеров, что является ее значительным преимуществом, а в применении к кластеризации DBSCAN, для которой число кластеров заранее неизвестно, метрика силуэта является незаменимой.
1. 2. Постановки задачи
1.2.1. Предмет исследования. Ключевым фрагментом нашего алгоритма настройки параметров кластеризации DBSCAN является функция автоматического определения локтевой точки (см. п. 2). Мы будем исследовать работу этой функции.
1.2.2. Методика исследования. Мы реализуем алгоритм настройки и протестируем его на достаточном количестве синтетических данных.
1.2.3. Цель исследования. Наша цель — выяснить, является ли предложенный нами метод автоматической настройки параметров кластеризации DBSCAN самостоятельным рабочим инструментом, не требующим вмешательства человека, и, по возможности, установить границы применения этого метода.
1. 3. Технологии. Мы работаем с данными в среде Jupyter Notebook, которая предоставляет удобные инструменты для работы с языком программирования Python и его основными библиотеками: numpy, pandas, sklearn и matplotlib.
Для вычислений и обработки массивов данных мы используем библиотеку numpy, которая является одной из лучших библиотек в Python. Одномерные и многомерные числовые массивы эффективно обрабатываются с помощью предлагаемых библиотекой структур данных, алгоритмов и функций (см. [2], [3]).
Другая активно используемая нами библиотека, специально созданная для работы с данными — pandas. Она тесно интегрирована с другими инструментами для анализа и вычислений данных на платформе Python, такими как numpy, sklearn и matplotlib (см. [1]).