ТРАНСФОРМАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ БОЛОНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ
Афанасьева И.И., Бойко О.Н.
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
г. Ростов-на-Дону
Аннотация. Не подлежит сомнению утверждение, что образование играет ключевую роль в формировании идентичности цивилизаций, в условиях, когда важнейшим фактором социально-экономического роста, якорным инструментом привлечения инвестиционных ресурсов является качественный человеческий капитал. Поэтому вопрос об уровне глобальной конкурентоспособности образования выдвинут на первый план в различных стратегиях устойчивого развития.
В условиях глобальной экономики, базирующейся на знаниях, именно в системе высшего образования формируется самый высокопроизводительный человеческий капитал, знания и производятся инновации. Поэтому современные глобальные тенденции характеризуются ростом конкуренции в сфере высшего образования. Реализуемая политика Европейского союза (ЕС) в сфере образования представлена как один из главных приоритетов, оказывающих значительное влияние практически на все сферы хозяйственной деятельности. в современной экономике инвестиции в образовательную систему являются важнейшим фактором повышения конкурентоспособности ЕС и возможностью стимулирования постоянного социально-экономического роста.
Учитывая изложенную актуальность рассмотрения и анализа указанной проблематики, в статье раскрываются особенности системы высшего образования в Европейском Союзе, специфика Болонского соглашения и его роль в трансформации образовательного пространства европейской интеграции в условиях современных глобализационных тенденций.
Ключевые слова: глобальное сообщество; система высшего образования;
Европейский Союз; Болонское соглашение; формирование человеческого капитала; программа устойчивого развития ООН.
В последнее время мы наблюдаем значительную трансформацию во взаимоотношениях между рынком, государством и институтами, обусловливающую структурные изменения на уровнях качественного содержания знаний, структуры и управления системой образования, методологических научно-исследовательских и педагогических подходов и принципов. Большая часть указанных перемен носит внешний объективный характер, связанный с усилением роли экономических знаний.
Чаще всего они связываются с возрастанием экономической роли знания, реализуемой неолиберальной политической концепцией снижения социальной роли государства. Важно помнить, что «появление и развитие глобалистики и других форм и других форм глобальных исследований и направлений образования оказалось неизбежным научным ответом на глобальные вызовы конца 20 столетия. Осознание важной роли глобализации, глобальных проблем, и других старых и новых общепланетарных феноменов и понимание перспектив дальнейшего развертывания глобальной деятельности стало важной областью научного поиска и новым направлением развития современного образования» [1].
Данный аспектный срез показывает, что в современных условиях поиск баланса между интенсивностью и масштабностью интеграции в глобальное образовательное пространство и, одновременно, сохранение идентичности национальных систем всех уровней образования каждого участника глобальных процессов очень сложная задача.
Как объективно замечают некоторые исследователи, что «воздействие глобализации на образовательные модели неоднозначно. Усиление влияния США как единственной сверхдержавы и их небезуспешные попытки установить однополярный мир, осуществленные в различных странах неолиберальные
реформы, разгул рыночной стихии, уход государства из социальной сферы способствуют гомогенизации образования, излишней его прагматизации, сокращению фундаментальных исследований, не приносящих прибыли в краткосрочной перспективе» [2].
Итак, глобализационные процессы, наблюдаемые в современном глобальном сообществе, охватывают практически все институты и организации, не оставляя в стороне и важные социальные процессы. Например, Болонский процесс протекает не только как внутреннее явление в академических и вузовских кругах Европы, но и как возможность противостояния новым вызовам глобализации. Болонский процесс объективно можно рассматривать как концепцию создания европейского образовательного пространства.
При более глубоком рассмотрении документации Болонского процесса очевидны выводы, следующего характера: целью данного процесса является не только объективная необходимость в установлении международного и глобального сотрудничества в области высшего образования, но также способ обеспечить высокий уровень глобальной конкурентоспособности Европы в ответ на вызов предполагаемого превосходства системы высшего образования США. В современных условиях верно утверждение о том, что «высшее образование превратилось в обязательный элемент успешного развития человеческой цивилизации. При этом ключевую роль отдают университетскому образованию, где главной задачей является формирование эффективной организации системы высшего образования, исходя из того факта, что высшее образование играет в развитии цивилизации значительную роль, которая заключается в обеспечении экономического, организационно-политического и культурного развития всякой страны» [3].
Как известно, один из этапов глобализации характеризуется появлением первых университетов, которые способствовали преодолению узких пределов традиционных профессиональных методик и практик. «Они принимают под свой
космополитический покров религии, науки, искусства, предлагая им состязаться в дисциплинарной динамике, «укладывая» свои знания и свою культуру в головах новых поколений людей. По существу современная эпоха (Новое и Новейшее время) наступает тогда, когда университеты уже подготовили поколения образованных людей, способных использовать науки, искусства, технологии во всех сферах общественной жизни» [4].
Согласно программе устойчивого развития ООН, в качестве одной из целей прописано «расширение доступа к образованию, обеспечение всестороннего и качественного образования, продвижение непрерывного обучения, сокращение гендерного разрыва. Реализация этой политики приведет к тому, что к 2030 г. 91% мирового населения будет иметь базовое образование (88 % в 2015 г.); 55% мирового населения получит высшее образование (50 % в 2015 г.)» [5].
К концу двадцатого столетия значительных успехов в формировании единого образовательного пространства удалось достичь в рамках стран Европейского Союза. Важно заметить, что «ценность образования резко возрастает в современном мироустройстве, которое сегодня преимущественно рассматривается как общество постиндустриальное или информационное, то есть предположительно базирующееся не столько на силе и богатстве, сколько на информации и знаниях. Высшее образование становится из ранее редкого и малодоступного практически всеобщим в развитых странах» [6]. В настоящий период ведущие экономики стран мира инициировали реализацию различных программ и концепций в сфере реформирования своих образовательных систем, где основополагающей целью является придание образованию свойств открытости. Значительные изменения наблюдаются в Европе, где в сфере образования нивелируются государственные границы и строится общеевропейская интегральная система образования.
Система высшего европейского образования прошла довольно длительный путь своего развития. На современном этапе мы видим единое европейское
образовательное пространство, которое в последнее время «формируется в рамках Болонского процесса. Общие цели и гуманистическая направленность образования всех стран Европы служат фундаментом построения общеевропейской системы образования. Анализируя результаты усилий европейских стран по достижению единых подходов в области высшего образования, необходимо констатировать, что гуманистическая идея объединения - это результат исторического развития европейских государств и требование современного этапа - глобализации - в социально-экономическом и территориальном пространстве Европы» [7].
Например, во Франции и в Германии государство является и останется основным источником финансирования деятельности и развития университетов и, вместе с этим, оставляет за собой право управления. Британская система высшего образования предусматривает широкий доступ как граждан страны, так и иностранцев. Преобладает государственная форма обучения. «В 1973 г. было создано первый (и последний) частный университет Великобритании: Университет Бекингема. Это единственный вуз, который не получает государственного финансирования, специализируется на курсах финансового менеджмента и бизнеса администрирования. К негосударственным вузам, кроме Университета Бекингема, принадлежат частные бизнесы-школы (самая известная из них - Риджент Бизнес Скул, которые специализируются на программах МВА. Однако они не складывают существенного сегмента британской системы высшего образования» [8].
Чехия имеет достаточно развитую систему высшего образования. В настоящее время в Чехии функционируют 37 высших учебных заведений. Самым известным высшим учебным заведением является Карлов университет, а среди экономических - Экономический университет в Праге. Как отмечают исследователи «превращение во второй половине ХХ столетия образования в средство борьбы стран и регионов за лидерство, за конкурентную и
развивающуюся экономику оказало решающее влияние на дальнейшее развитие европейских образовательных систем. Пришло осознание того, что при переходе человечества к информационной эпохе и постиндустриальному обществу, специфике глобального мира требуется объединение усилий в сфере образования» [9].
В рамках проблематики настоящего исследования, сделаем некоторые выводы. Формирование общеевропейского образовательного пространства в условиях реализации Болонского соглашения обусловило необходимость реализации глубоких и всеобщих изменений систем образования Европы и интенсификации процесса интеграции внутри созданного пространства. Так, например, было инициировано создание Европейской ассоциации университетов (ЕиА), включающей более 700 высших учебных заведений различных государств Европы.
Кроме этого, важно отметить, что «общеевропейские интеграционные процессы в сфере образования, как нам представляется, не являются самоцелью или конечной целью унификации образования, а по сути, это первая «волна» глобализации. В перспективе прослеживается формирование общемирового образовательного пространства. В этой связи актуальной становится проблема принципиальной подверженности образования глобализационному воздействию. Имеется ли внутри самого образования проявление глобализационных тенденций? Ответ на этот вопрос не может быть отрицательным, поскольку такие тенденции действительно имеют место» [10].
Создание Европейской ассоциации университетов в условиях новой волны глобализации позволило во многом нивелировать сложные процессы трансформации систем образования входящих в ассоциацию государств. Европейские университеты в составе Ассоциации в новом мире XXI века смогут выступить как огромная созидательная сила, призванная обеспечить реализацию условий и основы формирования не только экономического, но культурного
мира европейских стран как части формирующейся многополярной глобальной системы.
Литература
1. Ильин И.В., Урсул А.Д. Образование, общество, природа: эволюционный подход и глобальные перспективы/ Ильин И.В., Урсул А.Д.. - М.: Издательство Московского университета, 2016. - 556 с.
2. Ивановский З.В. Высшее образование в условиях глобализации//Глобализация и гуманитарное знание. - 2006. - №1. - С. 109-114.
3. Безпалова А.Г. Имидж как маркетинговое преимущество локального вуза [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2018. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/69-imidzh-kak-marketingovoe-preimushchestvo-lokalnogo-уШЯ.
4. Нечаев В. Я. Параметры глобализации и факторы Болонского процесса // Вестн. Моск. ун-та. - 2004. - № 4. - С. 27-34.
5. Олейникова О. Н., Редина Ю. Н. Макротренды развития системы высшего образования в мире// Вестник ВГУ. - 2018. - № 3. - С.13-28.6. Саямов Ю.Н. Кафедра ЮНЕСКО как глобальная политическая технология и инструмент «мягкой силы» международного образования в целях развития и сотрудничества [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2018. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/62-kafedra-yunesko-kak-globalnaya-politicheskaya-tekhnologiya-i-instщment-myagkoi-sily-mezhdunarodnogo-obrazovaniya-v-tselyakh-razvitiya-i-sotrudnichestva
7. Шеховцов А.Н., Шеховцова Н.А. Традиции болонского университета и современный болонский процесс //Вестн. Волгогр. гос. ун-та. - 2013. - № 1 (23). - Сер. 4. - С. 151-157.
8. Мартынец Л.А. Высшее образование и Болонский процесс:
учебнометодическое пособие. - Донецк, 2013. - 188 с.
9. Савина А.К. Развитие европейской системы образования в III тысячелетии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://federalbook.ru/ffles/FSO/sodergame/Tom%o2Q9/I/Savma.pdf.
10. Костылева С.Ю. Образование в условиях глобализации экономики/Социально-экономические явления и процессы. - 2007. - .№1(005). -С. 63-70.
THE TRANSFORMATION OF THE EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE IN THE CONDITIONS OF THE BOLOGNA AGREEMENT
Afanas'eva, 1.1., Boiko O. N.
Rostov state University of Economics (RINH)
Rostov-on-don
Annotation. There is no doubt that education plays a key role in the formation of the identity of civilizations, in an environment where the most importantfactor ofsocio-economic growth, the anchor tool to attract investment resources is a quality human capital. Therefore, the issue of the level of global competitiveness of education is brought to the fore in various sustainable development strategies. In a global knowledge-based economy, it is in higher education that the most productive human capital, knowledge and innovation are generated. Therefore, modern global trends are characterized by increasing competition in higher education.
The implemented policy of the European Union (EU) in the field of education is presented as one of the main priorities that have a significant impact on almost all areas of economic activity. in today's economy, investment in the education system is an important factor in improving the competitiveness of the EU and the ability to stimulate continuous socio-economic growth. Given the urgency of consideration and analysis of this problem, the article reveals the features of the higher education system in the European Union, the specifics of the Bologna agreement and its role in the
transformation of the educational space of European integration in the context of modern globalization trends.
Keywords: global community; higher education; European Union; Bologna accords; the formation of human capital; sustainable development programme of the United Nations.
References
1. Ilyin I. V., Ursul A. D. Education, society, nature: evolutionary approach and global perspectives/ Ilyin I. V., Ursul A. D.. - Moscow: publishing House of Moscow University, 2016. - 556 p.
2. Ivanovsky Z. V. Higher education in the conditions of globalization//Globalization and humanitarian knowledge. - 2006. - №21. - P. 109-114.
3. Bezpalova A. G. Image as a marketing advantage of a local University [Electronic resource] // A-factor: research and development (Humanities). - 2018. - №2 3. - Access mode: http://www.a-factor.ru/archive/item/69-imidzh-kak-marketingovoe-preimushchestvo-lokalnogo-vuza.
4. Nechaev V. I. the Parameters of globalization and the factors of the Bologna process // Vestn. Mosk. UN-TA. - 2004. - № 4. - P. 27-34.
5. Oleynikova O. N., Redina Yu. N. Macro trends in the development of higher education in the world. Vestnik VSU. - 2018. - № 3. - P. 13-28.
6. Sayamov Yu. N. UNESCO chair as a global political technology and soft power tool for international education for development and cooperation [Electronic resource] // A-factor: research and development (Humanities). - 2018. - № 2. - Mode of access: http://www.a-factor.ru/archive/item/62-kafedra-yunesko-kak-globalnaya-politicheskaya-tekhnologiya-i-instrument-myagkoj-sily-mezhdunarodnogo-obrazovaniya-v-tselyakh-razvitiya-i-sotrudnichestva.
7. Shekhovtsov A. N., Shekhovtsova N. Ah. Traditions of the University of Bologna and the modern Bologna process //Vestn. ]. state UN-TA. - 2013. - №2 1 (23). - Ser. 4. - P. 151-157.
8. Martynets L. A. Higher education and Bologna process: textbook. - Donetsk, 2013. - 188 p.
9. Savina A. K. Development of the European education system in the III Millennium [Electronic resource]. - Access mode: http://federalbook.ru/files/FSO/soderganie/Tom%209/I/Savina.pdf/.
10. Kostyleva S.Y. Education in the conditions of globalization of economy //Socio-economic phenomena and processes. - 2007. - №1(005). - P. 63-70.