Научная статья на тему 'Трансформация диалогических жанров в онлайн-пространстве: анализ и перспективы развития'

Трансформация диалогических жанров в онлайн-пространстве: анализ и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диалогические форматы / онлайн-пространство / ведущий / платформа размещения / эволюция / интервью / YouTube-каналы / сетевые медиа / dialogical formats / online space / presenter / hosting platform / evolution / interviews / YouTube channels / network media

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алина Евгеньевна Дятлова, Сергей Николаевич Ильченко

Рассмотрены основные особенности развития диалогических жанров в онлайн-среде. Описана история развития диалогических форматов и выделены особенности их функционирования в онлайн-пространстве. В частности, отмечено влияние сетевых медиа на эволюцию диалогических форматов. В эмпирической части проведён обзор выбранных YouTube-каналов, чтобы рассмотреть, каким образом реализуются особенности диалогических форматов в онлайн-пространстве. В результате исследования была сформулирована общая характеристика эволюции диалогических форматов в онлайн-пространстве и выявлено влияние платформы размещения на формат и содержание диалогических жанров. Рассмотрены особенности роли ведущего в создании эффективного интервью, а также ведения интервью в онлайн-пространстве. В заключение сделаны выводы и предложены рекомендации для развития диалогических форматов в онлайн-среде. Перспективы дальнейшего исследования включают проведение более детального анализа эволюции диалогических форматов в онлайн-пространстве и их влияния на аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of dialogic genres in the online space: analysis and development prospects

The main features of dialogic genres development in the online environment are considered. The history of dialogic formats development is described and the features of their functioning in the online space are highlighted. In particular, the influence of network media on the dialogic formats evolution is noted. In the empirical part, a review of selected YouTube channels is carried out to consider how the dialogic formats features are implemented in the online space. As a result of the study, a general characteristic of dialogic formats evolution in the online space is formulated and the hosting platform influence on the format and content of dialogic genres is identified. The features of the presenter’s role in creating an effective interview, as well as conducting interviews in the online space are considered. In conclusion, the study draws conclusions and offers recommendations for the development of dialogic formats in the online environment. Prospects for further research include conducting a more detailed analysis of dialogic formats evolution in the online space and their impact on the audience.

Текст научной работы на тему «Трансформация диалогических жанров в онлайн-пространстве: анализ и перспективы развития»

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(4):989-997 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК / UDC 808.56:811.161.1 https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-989-997 Шифр научной специальности 5.9.9

Трансформация диалогических жанров в онлайн-пространстве: анализ и перспективы развития

Алина Евгеньевна ДЯТЛОВА12 , Сергей Николаевич ИЛЬЧЕНКО2 Н

'РГШЖА (ООО «ТЕРРА-НОВА») 199178, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, 16-я В.О. линия, 93, корп. 2

2ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» 199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9 Н tv_and_radio@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены основные особенности развития диалогических жанров в онлайн-среде. Описана история развития диалогических форматов и выделены особенности их функционирования в онлайн-пространстве. В частности, отмечено влияние сетевых медиа на эволюцию диалогических форматов. В эмпирической части проведён обзор выбранных YouTube-каналов, чтобы рассмотреть, каким образом реализуются особенности диалогических форматов в онлайн-пространстве. В результате исследования была сформулирована общая характеристика эволюции диалогических форматов в онлайн-пространстве и выявлено влияние платформы размещения на формат и содержание диалогических жанров. Рассмотрены особенности роли ведущего в создании эффективного интервью, а также ведения интервью в онлайн-пространстве. В заключение сделаны выводы и предложены рекомендации для развития диалогических форматов в онлайн-среде. Перспективы дальнейшего исследования включают проведение более детального анализа эволюции диалогических форматов в онлайн-пространстве и их влияния на аудиторию.

Ключевые слова: диалогические форматы, онлайн-пространство, ведущий, платформа размещения, эволюция, интервью, YouTube-каналы, сетевые медиа

Для цитирования: Дятлова А.Е., Ильченко С.Н. Трансформация диалогических жанров в онлайн-пространстве: анализ и перспективы развития // Неофилология. 2023. Т. 9. № 4. С. 989-997. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-989-997

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная OPEN ACCESS

© Дятлова А.Е., Ильченко С.Н., 2023

989

2023;9(4):989-997 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://joumals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

Transformation of dialogic genres in the online space: analysis and development prospects

Alina E. DYATLOVA12 , Sergey N. ILCHENKO2 H

'PITERRA (LLC "TERRA-NOVA") 2 bldg 93 16 Liniya Vasilyevskogo Ostrova, St. Petersburg, 199178, Russian Federation 2Saint Petersburg State University 7-9 Universitetskaya Emb., St. Petersburg, 199034, Russian Federation H tv_and_radio@mail.ru

Abstract. The main features of dialogic genres development in the online environment are considered. The history of dialogic formats development is described and the features of their functioning in the online space are highlighted. In particular, the influence of network media on the dialogic formats evolution is noted. In the empirical part, a review of selected YouTube channels is carried out to consider how the dialogic formats features are implemented in the online space. As a result of the study, a general characteristic of dialogic formats evolution in the online space is formulated and the hosting platform influence on the format and content of dialogic genres is identified. The features of the presenter's role in creating an effective interview, as well as conducting interviews in the online space are considered. In conclusion, the study draws conclusions and offers recommendations for the development of dialogic formats in the online environment. Prospects for further research include conducting a more detailed analysis of dialogic formats evolution in the online space and their impact on the audience.

Keywords: dialogical formats, online space, presenter, hosting platform, evolution, interviews, YouTube channels, network media

For citation: Dyatlova, A.E., & Ilchenko, S.N. Transformation of dialogic genres in the online space: analysis and development prospects. Neofilologiya = Neophilology, 2023;9(4):989-997. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-989-997

This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License OPEN /J1] ACCESS

ВВЕДЕНИЕ

Диалогические жанры - это жанры, предполагающие участие двух или более людей, которые обмениваются мнениями, идеями и информацией в рамках определённой формы коммуникации. Их история насчитывает множество веков, начиная с античности.

В древней Греции диалогические формы были широко распространены, например, сократический диалог, который был в основном формой философского дискурса. В Риме диалогические формы развивались дальше и получили новые формы, такие как эпистолярный жанр, позволявший обмениваться письмами.

Развитие печати породило новые диалогические формы, такие как беседа, интервью и дискуссия. В ХУШ веке дискуссии стали основой многих журналов и газет, где люди могли обсуждать важные социальные и политические вопросы [1].

В XX веке появились новые формы диалогических жанров, такие как ток-шоу и радио-шоу, которые были в основном предназначены для массовой аудитории и позволяли выражать мнения и обсуждать различные вопросы на широкой публике.

В основе работы лежит прежде всего базовое положение диалогической теории

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(4):989-997 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

М.М. Бахтина1: диалог - это всегда событие, так как диалогическое общение проявляется в равноправии и равноценности партнёров, не отрицает право на свою точку зрения, поэтому диалогичность всегда представляет характер становления события. В 20-30-х гг. XX века такие учёные, как Л.В. Щерба2, Л.П. Якубинский3, М.М. Бахтин заложили основы теории диалога в своих трудах. Уже тогда понятие диалога связывали с социальной сущностью языка и реализацией его коммуникативной функции. Л.В. Щерба не представлял без диалога жизнь языка: «язык «живёт» и развивается главным образом в диалоге». Академик писал о невозможности коммуникации без второго лица (читающего или слушающего). Л.П. Якубинский, посвятивший главу естественности диалога и искусственности монолога, писал, что «в сущности, всякое взаимодействие людей есть именно взаимодействие; оно по существу стремится избежать односторонности, хочет быть двусторонним, диалогичным». По Л.Н. Когану4 диалог - это «не только вопросно-ответная форма мышления, как он подчас трактуется в словарях, не только способ усвоения информации, не только авторский приём, но и само реальное бытие культуры», а если мы возьмём более узкое значение, то это «способ реализации функций журналистики»5. М.М. Бахтин наглядно продемонстрировал, что диалог может происходить не только между различными социальными субъектами, он неминуемо идёт и внутри каждого социального субъекта, в том числе в сознании каждого отдельного человека.

Методологической основой работы являются труды известных учёных, в которых рассматриваются теоретические понятия и анализируются проблемы теории и аксиологии журналистики (И.М. Дзялошинский [2],

1 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 214.

2 Щерба Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Л., 1958. С. 36.

3 Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986. 208 с.

4 Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. С. 126.

5 Олешко В.Ф. Психология журналистики. СПб., 2006. С. 108.

В.А. Сидоров [3], С.Г. Корконосенко [4], Л.Г. Свитич [5]), работы по жанроведению (Р.А. Борецкий [6], В.Л. Цвик [7], Л.П. Шес-тёркина и Т.Д. Николаева [8]); особенностям коммуникации в сетевых медиа (М.Ю. Сидорова [9], И.Н. Блохин и С.Г. Корконосенко [10]); психологическим аспектам теории журналистики (Г.С. Мельник [11], Т.И. Попова [12], А.М. Шестерина [13]); коммуникативным стратегиям и тактикам, лингвистической прагматике (О.С. Иссерс [14], Н.И. Клушина [15]).

При наличии разработанной теории жанров для классических видов СМИ мы имеем дело с трансформацией диалогических жанров в интернет-среде, что требует особого подхода, так как выход жанров в онлайн имеет следствием изменения различных аспектов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Интервью - это диалогическая речь. В диалоге важно различать две стороны: информативно-содержательную (что сообщается) и формальную (как оформляется содержание сообщения). Информативно-содержательная сторона включает в себя два плана -объективный (сообщение факта) и субъективный (отношение коммуникантов к объекту разговора). Успех интервью во многом зависит от выбора лексики, интонации и т. д., потому что коммуниканты реагируют на синтаксические конструкции, стилистические приёмы, произнесённые слова.

С развитием Интернета и социальных сетей диалогические жанры получили новое развитие и стали доступны для более широкой аудитории. Диалогические жанры в он-лайн-пространстве имеют свои особенности, вот некоторые из них:

1) возможность общения в режиме реального времени: в онлайн-пространстве люди могут общаться между собой в режиме реального времени, что позволяет им быстро и эффективно обмениваться информацией;

2) новые возможности для участников: в онлайн-диалогах каждый участник имеет равные возможности высказаться и поделиться своим мнением вне зависимости от социального статуса, положения или профессии;

3) большая свобода выражения: в он-лайн-диалогах участники имеют большую свободу выражения своих мыслей и идей, поскольку они не ограничены жёсткими правилами и нормами традиционных диалогических жанров;

4) возможность использования различных форм коммуникации: в онлайн-диалогах участники могут использовать различные формы коммуникации, такие как текстовые сообщения, аудио- и видеозаписи, голосовые сообщения и т. д.;

5) более широкая аудитория: в онлайн-пространстве диалогические жанры доступны для более широкой аудитории, так как они могут быть просмотрены в любой точке мира, где есть подключение к Интернету;

6) новые возможности для маркетинга и продвижения: в онлайн-диалогах могут быть использованы новые методы маркетинга и продвижения, такие как блогинг, социальные сети, контекстная реклама и т. д.;

7) большая динамичность и эмоциональность: в онлайн-диалогах участники могут выражать свои эмоции и чувства более ярко и динамично, что позволяет им более эффективно донести свои идеи и мнения до аудитории.

Таким образом, диалогические жанры в онлайн-пространстве имеют свои особенности, которые позволяют им быть более эффективным средством коммуникации. Они предоставляют возможность более быстрого, свободного и интерактивного обмена информацией между участниками. Онлайн-диалоги также позволяют участникам использовать различные формы коммуникации и «завоёвывать» более широкую аудиторию. Более того, они могут быть использованы в маркетинговых и рекламных целях, так как позволяют эффективнее донести идеи до аудитории.

Сетевые медиа, такие как социальные сети, блоги, видеохостинги и т. д., оказывают значительное влияние на эволюцию диалогических жанров. Некоторые из способов, которыми сетевые медиа влияют на развитие диалогических жанров, включают в себя:

1) свободу выражения;

2) расширение функционала участников: сетевые медиа позволяют каждому участнику выступать в роли активного участника диалога, а не только в роли слушателя;

3) расширение целевой аудитории: доступ в Интернет из любой точки мира, где он есть, и сетевые медиа позволяют кратно увеличивать зрителей программ с диалогическим форматом;

4) возможность использования различных форм коммуникации: текстовые сообщения, аудио- и видеозаписи, голосовые сообщения и т. д.;

5) больше возможностей для РЯ и маркетинга: благодаря сетевым медиа диалогические жанры могут быть использованы в маркетинговых и рекламных целях, так как позволяют эффективнее донести идеи до аудитории;

6) большая динамичность и эмоциональность: с помощью сетевых медиа участники диалогических жанров способны ярче демонстрировать свои реакции, и это зачастую создаёт более эмоциональную связь с целевой аудиторией;

7) возможность взаимодействия со слушателями: благодаря сетевым медиа участники диалогических жанров могут взаимодействовать со своей аудиторией, получать отзывы и обратную связь, что позволяет им улучшать формы диалога.

Обратим внимание на последний пункт, ведь он напрямую связан с сетевым комментарием, который является «одним из самых частотных речевых жанров виртуальной коммуникации <...>, принципиальное отличие которого от других жанров заключается в том, что его оформление определяется стимулом как вербальным, так и невербальным, и характеризующимся широким охватом пользователей Сети, так как стимулом к комментарию может стать любой из ранее оставленных комментариев другими пользователями Сети» [16, с. 492]. Сетевые комментарии влияют и на содержание анализируемых УоиТиЬе-каналов: нередко интервьюеры сами говорят, что их контент зависит от мнения аудитории, потому что это взаимосвязанные вещи: чем больше будут удовлетворяться зрительские потребности по те-

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(4):989-997 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

мам и приглашённым гостям, тем больше просмотров и комментариев будет у выпуска, следовательно, рейтинг видео будет расти и будет показан большему числу пользователей, что привлечёт новую аудиторию и новых рекламодателей, а значит, что впоследствии автор программы сможет увеличить цены за рекламные интеграции или получить их больше, то есть, в итоге, больше заработать.

Следует отметить, что сетевые медиа также имеют ограничения и недостатки, которые могут повлиять на эволюцию диалогических жанров. Например, наличие большого количества информации и контента в Интернете может привести к тому, что диалогические жанры потеряют свою актуальность и интерес для аудитории. Кроме того, использование сетевых медиа может создать риск несоблюдения норм этики и морали в коммуникации, что может привести к негативным последствиям для участников диалогических жанров и их аудитории.

В современном медиапространстве YouTube стал популярным ресурсом для трансляции интервью и других диалогических жанров. Интернет-платформа стала идеальным инструментом для трансформации традиционных форм общения и создания новых форм взаимодействия между знаменитостями и зрителями. Такие каналы, как «Надежда Стрелец» (https://www.youtube. com/c/NadinStrelets/videos), Fametime TV (канал Лауры Джугелии) (https://www.youtube. com/@FAMETIMETV), программы, которые вела и ведёт Юлия Меньшова («Наедине со всеми» (https://www.1tv.ru/shows/naedine-so-vsemi) и «Сама Меньшова» (https://www.you-tube.com/@samamenshova/videos)) и

YouTube-канал издания Super.ru («Алёна, блин!» (https://www.youtube.com/@HEAT showbiz/videos)), активно используют возможности YouTube для распространения интервью и других диалогических жанров. Эволюция и трансформация этих жанров на YouTube вызывает интерес у исследователей, что открывает новые горизонты для понимания взаимодействия между знаменитостями и зрителями в современной эпохе. В этом контексте данный обзор сосредоточится на анализе интервью в 2022-2023 гг. на каналах

Надежды Стрелец (проанализировано 15 интервью), Лауры Джугелия (проанализировано 12 интервью), Юлии Меньшовой (проанализировано 9 интервью) и YouTube-канале издания Super.ru (проанализировано 7 интервью) с фокусом на эволюции и трансформации диалогических жанров на YouTube. Важно отметить, что трансформация диалогических жанров на данных каналах рассматривается без учёта гендерных особенностей интервьюеров, так как в данном контексте мы эту проблему не рассматривали.

Обзор канала Надежды Стрелец на YouTube показывает, что этот канал представляет собой профессионально снятые интервью с известными личностями, и это отличает данный канал от других тем, что выпуски на нём не содержат «грязного белья», но в них есть острые и практичные вопросы. Надежда Стрелец имеет приятную внешность и голос, который создаёт располагающую атмосферу, позволяя гостям раскрыться. Однако иногда её мягкость в манере говорить может снижать уверенность интервьюера и эффективность интервью. Задавая дельные и толковые вопросы, Н. Стрелец обеспечивает интерес и содержание интервью, поднимая значимые социальные проблемы и предоставляя полезную информацию зрителям. В целом, канал Надежды Стрелец представляет собой качественный и ценный ресурс для просмотра интервью на YouTube (https://www.youtube.eom/c/Nadin Strelets/videos).

Ютуб-канал Лауры Джугелия Fametime ТУ, посвящённый «звёздной» тематике, является платформой для портретных интервью с популярными и начинающими исполнителями, блогерами и ведущими. Канал отличается простым и милым стилем бесед о жизни, который напоминает неформальные разговоры о привычных вещах.

Определённый интерес вызывает выбор тем для интервью, который, как правило, фокусируется на конкретных аспектах жизни и карьеры медийных персон. Беседы о музыке с Сергеем Жуковым, о блогерстве с Натальей Ящук и о кино с Анной Чиповской являются примерами того, как Лаура Джугелия выби-

рает и адаптирует темы для своих интервью (https://www.youtube.eom/@FAMETIMETV).

Также стоит отметить, что канал Fametime.tv является одной из популярных платформ, на которой можно узнать больше о жизни и карьере знаменитостей. Использование Лаурой Джугелия YouTube-канала в качестве площадки для проведения подобных интервью позволяет зрителям получить более доступную и непосредственную информацию об интересующих их людях из шоу-бизнеса.

Юлия Меньшова раньше вела программу-интервью «Наедине со всеми», куда чаще всего приглашали знаменитых людей старшего возраста из разных областей, но в основном это были представители киноиндустрии. Главными темами интервью в этой программе являются детство, карьера и личная жизнь. Юлия Меньшова ответственно подходила к этапу подготовки интервью, что видно во всех проанализированных выпусках.

Ведущая обладает эмоциональным стилем ведения разговора, использует мимику, жесты и интонации, что помогает в установлении контакта и упрощает форму ведения разговора. В своей речи она не использует разговорные, просторечные и жаргонные слова и выражения. Характерной особенностью речи Юлии Меньшовой является избыточность, то есть наличие повторов, уточнений и пояснений (https://www.1tv.ru/ shows/naedine-so-vsemi).

После создания своего YouTube-канала Юлия Меньшова стала брать более свободные (в речевом плане) интервью с гостями разной степени медийности. При этом на канале, помимо интервью, есть выпуски под рубрикой #кофестория (#my_coffeestory), где Юлия одна рассказывает разные истории, которые подписчики в комментариях нередко называют мини-лекциями.

Ведущая в выпусках с интервью выбирает модель сотрудничества со своим героем. Она старается обеспечить комфорт гостю программы. Герои программы «Сама Меньшова» дают развёрнутые и полные ответы на вопросы, что соответствует главной цели жанра портретного интервью, позволяя зри-

телю наиболее полно понять характер и личность героя.

Ведущая по своей натуре склонна к критическому подходу к обсуждаемым темам и гостям, что проявляется в её мимике и интонациях.

Анализируя авторское YouTube-шоу «Алёна, блин!» блогера и журналиста Алёны Жигаловой, можно сделать вывод, что в её программе основным элементом является критика знаменитостей. При этом, в большинстве своём, обсуждаемые персоны - это известные советские и российские артисты, которые уже давно на сцене. В своих выступлениях А. Жигалова использует острый язык и сарказм, открыто выражает свои негативные оценки и мнения, даже если они противоречат мнению многих зрителей (https:// www .youtube. com/@HEATshowbiz/videos).

Оценивая содержание программы, можно сказать, что основными темами обсуждения являются личная жизнь и профессиональная карьера гостей. Однако А. Жигалова склонна также высказывать свои личные взгляды на политические события, что может не нравиться части аудитории. В целом, программа «Алёна, блин!» может вызвать смешанные чувства у зрителей, но в любом случае является ярким примером резкого и кон-траверсивного подхода в журналистике.

Обзор различных YouTube-каналов показывает, что диалогические жанры в он-лайн-пространстве разнообразны и продолжают эволюционировать. Канал Надежды Стрелец представляет собой профессиональные интервью с известными личностями, которые содержат острые и практичные вопросы и поднимают значимые социальные проблемы. Ведущая обеспечивает интерес и содержание интервью, используя свой эмоциональный стиль ведения разговора. Канал Лауры Джугелия Fametime.tv посвящён «звёздной» тематике и представляет собой модель простых и милых бесед о жизни, которые фокусируются на конкретных аспектах жизни и карьеры медийных персон. В свою очередь, канал Юлии Меньшовой «Сама Меньшова» больше фокусируется на портретных интервью с людьми из разных областей и разной степени публичности, главными

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(4):989-997 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

темами которых являются детство, карьера и личная жизнь. Наконец, авторское YouTube-шоу «Алёна, блин!» Алёны Жигаловой представляет собой пример резкого и контравер-сивного подхода в журналистике. Таким образом, диалогические жанры в онлайн-пространстве продолжают развиваться и становиться разнообразнее, отражая различные стили ведения разговора и выбор тем для обсуждения.

Общая характеристика эволюции диалогических жанров в онлайн-пространстве указывает на то, что в последние годы они претерпели значительные изменения под влиянием различных факторов. Одним из главных факторов является платформа размещения контента. Так, различные социальные сети и видеохостинги обладают своими особенностями, которые существенно влияют на формат и содержание диалогических жанров.

Роль ведущего также является важным аспектом в создании эффективного интервью. Ведущий должен уметь задавать дельные и толковые вопросы, которые будут интересны для зрителей и создадут интересную динамику в разговоре. Он также должен уметь контролировать ход беседы и обеспечивать комфорт гостю программы.

В данном исследовании были рассмотрены основные особенности эволюции диалогических жанров в онлайн-пространстве, роль платформы размещения и ведущего в создании эффективного интервью, а также особенности ведения интервью в онлайн-пространстве.

Основные результаты исследования показали, что с появлением онлайн-платформ для размещения видеоконтента диалогические жанры стали более доступными для широкой аудитории. Изменения в платформах размещения также влияют на формат и содержание диалогических жанров. Например, короткие видеоформаты, например, stories, привели к созданию новых жанров, прототипом которых является блиц-опрос: Quick Q&A, где ведущий задаёт короткие вопросы, а гость быстро отвечает на них. Или же, наоборот, аудитория (подписчики) задаёт вопросы, на которые кратко и ёмко отвечает публичный человек. На YouTube появление

stories спровоцировало новые видеоформаты -shorts - тоже короткие видео на разные темы.

Роль ведущего в создании эффективного интервью остаётся ключевым фактором для успеха диалогических жанров. Ведущий должен обладать навыками коммуникации, уметь установить контакт с гостем, задавать грамотные вопросы, поддерживать интерес зрителей и создавать располагающую атмосферу. Вместе с тем ведущий должен адаптироваться к формату и содержанию интервью, чтобы удовлетворить потребности своей аудитории.

Особенности ведения интервью в он-лайн-пространстве включают в себя использование современных технологий, таких как удалённые интервью и прямые трансляции, а также учёт возможных технических проблем и способы их предотвращения. Ведущий должен также иметь навыки работы с он-лайн-платформами и знать, как использовать их для максимальной эффективности.

ВЫВОДЫ

Исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы и предложить рекомендации:

1) ведущий является ключевым фактором для успешного интервью, и ему следует уделять достаточное внимание при выборе формата и подготовке к интервью;

2) при выборе платформы размещения для диалогических жанров следует учитывать особенности аудитории, которая будет просматривать контент, а также формат и содержание интервью;

3) в онлайн-пространстве необходимо думать о возможных технических проблемах, способах их оперативного предотвращения и использовать современные технологии для максимальной эффективности интервью;

4) нужно адаптировать формат и содержание интервью к целевой аудитории и использовать современные технологии для удовлетворения её потребностей;

5) дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение влияния формата интервью и стиля ведения на реакцию аудитории, а также на изучение эффективности

использования различных платформ и технологий для функционирования диалогических жанров в онлайн-пространстве.

Дальнейшее исследование в данной области может помочь разработать более эффективные стратегии создания и распространения контента, а также оптимизировать

формат и содержание диалогических жанров для удовлетворения потребностей аудитории. Также изучение влияния стиля ведения на эффективность интервью может помочь оптимизировать взаимодействие между ведущим и гостем, что повысит качество и эффективность диалогических жанров.

Список источников

1. Амиров В.М., Мамедова С.Я. От классического жанра к современным форматам (на примере программ «Вдудь» и «А поговорить?») // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2021. № 3. С. 30-37. https://doi.org/10.15826/ izv1.2021.27.3.052, https://elibrary.ru/srqyjo

2. Дзялошинский И.М. Культура массовых коммуникаций. М., 2021. 688 c. https://elibrary.ru/qdcwpq

3. Сидоров В.А., Нигматуллина К.Р., Ильченко С.Н. Аксиология журналистики. Опыт становления новой дисциплины / под ред. В.А. Сидорова. СПб., 2009. 174 c. https://elibrary.ru/kiwmag

4. Корконосенко С.Г., Кройчик Л.Е., Виноградова С.М. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000. 280 с. https://elibrary.ru/rtaksp

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Свитич Л.Г. Актуальные проблемы современной науки и журналистика. М., 2022. 205 с.

6. Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. М., 2011. 176 с. https://elibrary.ru/pgfqay

7. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. М., 2002. 382 c.

8. Шестёркина Л.П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики. М., 2012. 224 с. https://elibrary.ru/razntp

9. Сидорова М.Ю. Интернет-лингвистика: русский язык - межличностное общение. М., 2006. 190 с. https://elibrary.ru/qstrnl

10. Блохин И.Н., Корконосенко С.Г. Сетевые СМИ российского мегаполиса. СПб., 2011. 217 с.

11. Мельник Г.С. Общение в журналистике. Секреты мастерства. СПб., 2008. 234 с. https://elibrary.ru/sdrhrh

12. Попова Т.И. Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте. СПб, 2002. 220 с. https://elibrary.ru/uxyflv

13. ШестеринаА.М. Психология журналистики. Воронеж, 2011. 216 с. https://elibrary.ru/vcdacb

14. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2008. 284 с. https://elibrary.ru/qqqrld

15. Клушина Н.И. Медиастилистика. М., 2021. 185 с.

16. Ускова О.А., Гриценко А.А. Нормативность виртуальной коммуникации при выражении отрицательной оценки // Неофилология. 2023. Т. 9. № 3. С. 490-498. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-490-498, https://elibrary.ru/zsylvd

References

1. Amirov V.M., Mamedova S.Ya. Interviews: from the classic genre to modern formats (using the example of the programs "Wdud" and "How to Talk?"). Izvestiya Ural'skogo Federal'nogo universiteta. Seriya 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury = Izvestia Ural Federal University Journal. Series 1: Issues in Education, Science and Culture, 2021, no. 3, pp. 30-37. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.3.052, https://elibrary.ru/srqyjo

2. Dzyaloshinskii I.M. Kul'tura massovykh kommunikatsii [Culture of Mass Communications]. Moscow, 2021, 688 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/qdcwpq

3. Sidorov V.A., Nigmatullina K.R., Ilchenko S.N. Aksiologiya zhurnalistiki. Opyt stanovleniya novoi distsipliny [Axiology of Journalism. Experience of Developing a New Discipline]. St. Petersburg, 2009. 174 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/kiwmag

4. Korkonosenko S.G., Kroichik L.E., Vinogradova S.M. Osnovy tvorcheskoi deyatel'nosti zhurnalista [Fundamentals of Creative Activity of a Journalist]. St. Petersburg, 2000, 280 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/rtaksp

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(4):989-997 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

5. Svitich L.G. Aktual 'nye problemy sovremennoi nauki i zhurnalistika [Current Issues of Modern Science and Journalism]. Moscow, 2022, 205 p. (In Russ.)

6. Boretskii R.A. Besedy ob istorii televideniya [Conversations about the History of Television]. Moscow, 2011, 176 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/pgfqay

7. Tsvik V.L. Televizionnaya zhurnalistika [Television Journalism]. Moscow, 2002, 382 p. (In Russ.)

8. Shesterkina L.P., Nikolaeva T.D. Metodika televizionnoi zhurnalistiki [Television Journalism Methodology]. Moscow, 2012, 224 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/razntp

9. Sidorova M.Yu. Internet-lingvistika: russkii yazyk - mezhlichnostnoe obshchenie [Internet Linguistics: Russian Language - Interpersonal Communication]. Moscow, 2006, 190 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/qstrnl

10. Blokhin I.N., Korkonosenko S.G. Setevye SMI rossiiskogo megapolisa [Online Media of the Russian Metropolis]. St. Petersburg, 2011, 217 p. (In Russ.)

11. Mel'nik G.S. Obshchenie v zhurnalistike. Sekrety masterstva [Communication in Journalism. Secrets of Mastery]. St. Petersburg, 2008, 234 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/sdrhrh

12. Popova T.I. Teleinterv 'yu v kommunikativno-pragmaticheskom aspekte [Television Interview in the Communicative and Pragmatic Aspect]. St. Petersburg, 2002, 220 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/uxyflv

13. Shesterina A.M. Psikhologiya zhurnalistiki [Psychology of Journalism]. Voronezh, 2011, 216 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/vcdacb

14. Issers O.S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoi rechi [Communication Strategies and Tactics of Russian Speech]. Moscow, 2008, 284 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/qqqrld

15. Klushina N.I. Mediastilistika [Media Stylistics]. Moscow, 2021, 185 p. (In Russ.)

16. Uskova O.A., Gritsenko A.A. Normativity of virtual communication in the expression of a negative evaluation. Neofilologiya = Neophilology, 2023, vol. 9, no. 3, pp. 490-498. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/ 2587-6953-2023-9-3-490-498, https://elibrary.ru/zsylvd

Информация об авторах

Дятлова Алина Евгеньевна, специалист по связям с общественностью, PITERRA (ООО «ТЕРРА-НОВА»); выпускник аспирантуры Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, https://oreid.org/0000-0001-8400-5586, al.dyatlova92 @yandex.ru

Вклад в статью: идея, поиск и анализ научной литературы, анализ диалогических жанров в онлайн-пространстве, написание текста статьи.

Ильченко Сергей Николаевич, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения, профессор, профессор Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, https://oreid.org/0000-0002-7301-3203, tv_and_radio @mail.ru

Вклад в статью: разработка теоретической базы, редактирование.

Конфликт интересов отсутствует.

Поступила в редакцию 14.08.2023

Поступила после рецензирования и доработки

05.10.2023

Принята к публикации 12.10.2023

Information about the authors

Alina E. Dyatlova, Specialist in Public Relations, PITERRA (LLC "TERRA-NOVA"); Graduate Student of Institute "School of Journalism and Mass Communications", Saint Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0001-8400-5586, al.dyatlova92@yandex.ru

Contribution: idea, scientific literature search and analysis, dialogic genres in online space analysis, manuscript text dtrafting.

Sergey N. Ilchenko, Dr. habil. (Philology), PhD (Art History), Professor, Professor of Institute "School of Journalism and Mass Communications", Saint Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation, https://orcid. org/0000-0002-7301 -3203, tv_and_radio @mail.ru

Contribution: theoretical base development, editing.

There is no conflict of interests.

Received August 14, 2023 Approved after reviewing and revision October 5, 2023 Accepted October 12, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.