Научная статья на тему 'Трансформация человеческого ресурса в условиях становления экономики нового типа'

Трансформация человеческого ресурса в условиях становления экономики нового типа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ТРУДОВОЙ РЕСУРС / ТРАНСФОРМАЦИЯ / NEW ECONOMY / HUMAN LABOR RESOURCE / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касаева Татьяна Владимировна, Кацук Ольга Анатольевна

Изменение условий формирования и функционирования человеческого трудового ресурса в современном мире является причиной трансформаций в содержании и формах последнего. Человек представляет собой одновременно причину и фактор существования производства и воспроизводственных процессов. Особое внимание в статье уделено изменению трудового ресурса человека при переходе от индустриальной экономики к новому технико-экономическому укладу, рассмотренному с позиций экономической теории, микроэкономики, технико-экономического концепта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE HUMAN RESOURCE IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF ECONOMY OF NEW TYPE

Change of conditions of formation and functioning of a human labor resource in the modern world is at the bottom of transformations in the contents and forms of the last. The person represents at the same time the reason and a factor of existence of production and reproduction processes. The special attention in article is paid to change of a labor resource of the person upon transition from industrial economy to the new technical and economic way considered from positions of the economic theory, microeconomics, technical and economic concept.

Текст научной работы на тему «Трансформация человеческого ресурса в условиях становления экономики нового типа»

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РЕСУРСА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ НОВОГО ТИПА

Т. В. КАСАЕВА, О. А. КАЦУК

Изменение условий формирования и функционирования человеческого трудового ресурса в современном мире является причиной трансформаций в содержании и формах последнего. Человек представляет собой одновременно причину и фактор существования производства и воспроизводственных процессов. Особое внимание в статье уделено изменению трудового ресурса человека при переходе от индустриальной экономики к новому техникоэкономическому укладу, рассмотренному с позиций экономической теории, микроэкономики, технико-экономического концепта.

Ключевые слова: новая экономика, человеческий трудовой ресурс, трансформация.

Научная мысль, дающая различные наименования новому этапу развития экономики - постиндустриальный, информационный, базирующийся на знаниях, неоэкономический и т. п., тем не менее едина в оценке того, что его техникоэкономическую основу составляют воспроизводственные процессы, использующие информацию. От парадигмы дешевой энергии, присущей индустриальному способу производства, общественное производство переходит к парадигме дешевой информации, систематизированной, определенным образом организованной и именуемой знаниями.

Специфика экономики, основанной на знаниях, приводит экономическую мысль к новому пониманию позиции человека в общественном производстве. Он, как и прежде, остается единственным активным началом в общественной производительной комбинации, однако теперь является не просто субъектом производительного труда, но выступает в качестве актора, носителя способностей к творческому труду, к производству знаний, обладающего широким кругом разнообразных потребностей.

Эволюция человеческой цивилизации идет по пути усиления роли и значимости человека, индивида, личности. Эта общемировая тенденция получает свое отражение в экономической науке, на сегодняшний день осмысливающей новую, формирующуюся и развивающуюся экономику знаний. Очевидно, что переход к экономике, главными характеристиками которой являются информация и знания, во-первых, влечет за собой и, во-вторых, возможен только на основе трансфор-

мации экономических ресурсов и в их составе, в первую очередь, человеческих ресурсов. Данного рода изменения осмысливаются экономической наукой на различных уровнях конкретизации.

Экономика нового типа в рамках экономической теории рассматривается как неравновесная, открытая, транзитивная система, перерастающая через границы индустриально-промышленной, материально-вещной цивилизации в информационнообразовательное, инновационное общество, с «многоуровневой, полифункциональной и универсальной системой производственных отношений, когда личная выгода каждого индивида, каждого экономического субъекта уже не замкнута способом извлечения, присвоения и накопления вещного богатства, а заложена в самом информационном содержании всех социально-экономиче-ских процессов» [10]. Таким образом, новые отношения информационной экономики складываются по поводу ресурсов нового качества, взаимодополняющих и взаимозамещающих друг друга.

В исследовании трансформации человеческого ресурса особый интерес представляет рассмотрение исторического развития мировой цивилизации как процесса замены работы людей машинами, создаваемыми в качестве заменителей менее производительного ресурса более производительным. Тенденция, сложившаяся в доиндустриаль-ную эпоху, утвердившая себя в индустриальной экономике, в условиях новой экономики привела к стиранию грани не только между умственным и физическим трудом, но и между исполнительством и творчеством. Что послужило основанием А. И. Тяжову для утверждения о полном соответ-

ствии использования техники и машин индивидуальной, интеллектуальной, социальной природе человека, которая в этих условиях становится более продуктивной, целенаправленной, ориентированной на познание, освобождающейся от рутины для генерации новых идей и соответствующего приращения знаний.

Сущность новой информационной экономики осознается как изменение под влиянием информационных технологий не только видов деятельности, но и технологической способности использовать в качестве производительной силы то, что отличает человека от других биологических созданий - его способность понимать символы, обрабатывать их и генерировать новое знание [7]. Именно эта способность человека делает возможным переход от материально-вещественной экономики к экономике, базирующейся на знаниях.

С точки зрения микроэкономики, исследующей поведение отдельных экономических агентов и их групп на рынках, новая экономика трактуется как быстро меняющийся сценарий глобального развития, основными характеристиками которого являются:

- сокращающийся жизненный цикл товаров и услуг;

- управляемый покупателями рынок;

- быстро меняющаяся среда бизнеса;

- непрерывное обучение;

- смещение акцента с индустриальной экономики на предпринимательскую, движимую знаниями и инновациями [12].

По мнению В. Котельникова, главные движущие силы этой экономики представляют собой знания, перемены и глобализацию, в силу чего человеческий ресурс превращается в стратегический фактор в условиях быстрых и непредсказуемых перемен, служащий принятию решений, критичных для компании, участвующей в глобальной гиперконкуренции.

В современных интерпретациях на микроуровне новая экономика также понимается как экономика знаний, информационных технологий, обеспечивающих корпорации лидерство на рынке и конкурентоспособность выпускаемых ею товаров и услуг [8]. В связи с этим в производственной системе происходит ряд существенных изменений:

- центр управления переносится с выхода системы, с качества продукции на вход - выбор конкурентоспособных поставщиков, процессы системы;

- главными объектами управления выступают работники и процессы переработки компо-

нентов входа системы в выход, а не оборудование и выпускаемая продукция;

- главный предмет управления в новой экономике составляют методы управления персоналом и процессами, обеспечивающими достижение целей системы - выпуск конкурентоспособной продукции, а не методы изготовления последней;

- информационные и коммуникационные связи исследуются и устанавливаются не по изолированным стадиям жизненного цикла продукта, а по всем его стадиям как интегрированной системы.

В противовес микроэкономическим тенденциям новой экономики в российской системе хозяйствования и управления приоритетными объектами остаются деньги и товар вместо соответствующих новой экономике объектов - процессов и работников. Это, в частности, объясняет стабильно низкое за последние десятилетия место России в глобальном рейтинге экономической конкурентоспособности: 67-е среди 144 стран в 2012 г. и 108-ю позицию в том же рейтинге по субъиндексу инновационности и сложности бизнес-процессов (innovation and sophistication factors) [11].

С появлением и расширением рыночных отношений двигателем экономического развития становится конкуренция, которая формирует и отбирает наиболее эффективные формы в сфере собственности, предпринимательства, управления и, конечно же, трудовых ресурсов. Особое значение для трансформации трудовых ресурсов имеют образование и наука, ускоренное развитие которых совпадает с периодами высокой концентрации качественных сдвигов в технике. В период промышленной революции XVIII в. имело место распространение грамотности и возникновение профессионального обучения в сочетании с индивидуальной научной деятельностью; на конец XIX - начало XX в. приходятся массовое общее и специальное образование и возникновение специализированного научного труда; научно-техническая революция 2-й половины ХХ в. связана с существенным повышением уровня среднего и быстрым развитием высшего образования при превращении науки в непосредственную производительную силу, в отрасль экономики, производящую знания.

Анализируя социально-экономические процессы, исследователи приходят к выводу, что циклы роста и развития человеческого капитала являются главными генераторами инновационных волн и циклов развития мировой экономики и общества [5]. Именно человек с его развитой спо-

собностью к труду, реализуемой в производстве и науке, задает смену технологических укладов, в которой каждый последующий уклад связан с новым уровнем развития человеческого капитала, с его более высоким качеством.

Технико-экономическое видение новой экономики концентрируется на ведущих отраслях, определяющих развитие экономики. В современной России по оценкам исследователей присутствуют различные технологические уклады, от первого до пятого, при доминировании третьего и четвертого, функционирование которых обеспечивает производство более 90 % ВВП. В технологических укладах, отражающих длинные волны Н. Д. Кондратьева, пятый, датируемый 1980-2040 гг., базируется на биотехнологии, микроэлектронике, ядерной физике, вычислительной технике, а зарождающийся сегодня шестой - на нанотехнологиях, клеточных технологиях, генной инженерии, системах искусственного интеллекта, глобальных информационных сетях и телекоммуникационных технологиях.

На сегодняшний день к драйверам новой экономики относятся такие институты, как образование, наука, интеллектуальные услуги, информационные технологии. В субъектном аспекте новую экономику представляют корпорации, использующие информационные и инновационные технологии и реализующие на этой основе венчурные проекты (критерием для отнесения их к новой экономике является направление на упомянутые нужды более 60 % привлеченного капитала).

Отмечая, что XXI в. осознается как век наукоемких технологий, получающих свое бытие в сфере материального и нематериального производства, а также в социальной сфере (образовании, здравоохранении и других отраслях социальной инфраструктуры), специалисты фиксируют наступление времени производственного освоения накопленных знаний в наукоемких технологиях [3]. В целом формирование нового качественного состояния экономики обусловлено тенденциями ускорения процессов общественного воспроизводства, усилением роли информационно-интеллектуальных императивов хозяйственной деятельности, виртуализацией экономики, активизацией процесса международной интеграции [6].

В чертах новой общественно-экономической формации особо отмечается изменение роли человека и его трудового ресурса как источника научной информации. Направленность трансформации роли индивида исследователи связывают с расширением индивидуальных свобод в процессе производства, повышением возможностей горизонтальной мобильности индивида, приобретени-

ем творчеством характера приоритетного вида трудовой деятельности, развитием индивидуальной собственности, усилением влияния социальных факторов на реализацию экономических интересов индивида [2]. При этом креативный и инновационный характер труда полагается основой становления новой экономики и детерминантой расширения свобод индивида в современном производстве и управлении.

Изменение роли человеческого фактора в общественной производительной комбинации связано с ростом научно-технической вооруженности труда, в результате которой работник приводит в действие все большую массу дорогостоящих средства производства. В этих условиях во много раз возрастает ответственность работника, приводящего в движение средства производства, стоимость которых может превышать заработок за всю трудовую жизнь индивида.

В условиях индустриальной экономики профессионализм сводился к уровню квалификации, специальных знаний и опыту работы. Развитие постиндустриализма делает такую трактовку слишком узкой. Профессиональная деятельность уже не сводится к решению только производственно-технических задач, она все больше сопряжена с активным участием в реализации социальных, экономических, коммерческих, правовых и управленческих программ. Возрастают требования не только к квалификации, но к самой личности работника. К таким характеристикам, как профессионализм и уровень квалификации работника, добавляются интеллект, эмоциональная зрелость, психическое состояние и т. п. Все большее значение приобретают личные качества носителей трудового ресурса: ответственность, инициативность, способность общаться, создавать связи, честность, порядочность, преданность корпоративным интересам.

Трансформацию трудового ресурса, превращение его в решающий фактор современной экономики исследователи объясняют новой комбинацией производительных сил, в которую включаются наука и профессиональное образование. Развитие науки и техники, превращение первой в непосредственную производительную силу и постоянно ускоряющаяся смена поколений последней требуют от трудового ресурса непрерывного обновления. Единожды полученное образование, сколь бы высоким оно не было, не обеспечивает соответствия производительных способностей человека требованиям производства. В зрелой индустриальной и формирующейся постиндустриальной экономике формирование трудового

ресурса приобретает черты непрерывного обучения: первоначальное образование служит фундаментом для дальнейшего образования в течение всей трудовой карьеры. Таким образом, акценты смещаются на высшие потребности человека -самоутверждение и самореализацию.

Качественные изменения содержательной компоненты труда находят отражение в новой структуре совокупного работника информационного типа, которая складывается сегодня в развитых странах. Главным критерием структурирования в ней является наличие творчества в выполняемой деятельности. Соответственно, в совокупном работнике выделяются:

- работники профессий преимущественно творческого труда;

- работники профессий с элементами творческого труда;

- работники профессий преимущественно шаблонного и полушаблонного труда.

Творческий труд составляет основное содержание деятельности специалистов в различных сферах науки и техники, образования, здравоохранения, инженеров, конструкторов, административно-управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг с высшей, средней и профессиональной подготовкой, аналогичной подготовке рабочих высокой квалификации. К работникам профессий с элементами творческого труда западная статистика относит фермеров, административно-вспомогательный персонал, конторских служащих. Шаблонный труд имеет место в случае, когда работа подчинена существующим технологическим схемам и принципам деятельности и оценивается по точности выполнения принятых для данных условий производственных нормативов. Шаблонный труд требует постоянного осмысления действий с целью наилучшего их выполнения, но имеет ограниченную ответственность.

Еще в конце прошлого века эмпирические исследования показали, что чем шире и глубже становится распространение передовой информационной технологии на фабриках и в офисах, тем больше потребность в автономном образованном работнике, способном и желающем программировать и принимать решения по всей последовательности работ [4], в результате чего происходят трансформации как в содержании, так и в формах трудового ресурса. Интеллектуализация и информатизация производства и управления повышают значение высококвалифицированного творческого труда и соответственно изменяют человеческие функции в производстве [9]. В процессе творче-

ского высококвалифицированного труда работник участвует в определении основных параметров своего трудового процесса, результатов и целей процесса производства, т. е. выполняет ряд управленческих функций. Также для работника такого уровня характерно самостоятельное определение параметров, целей, результатов всего процесса производства и таким образом выполнение ряда функций предпринимателя. Это позволяет исследователям делать вывод о капиталоподобной форме использования высококвалифицированного человеческого труда, принявшего своеобразную форму человеческого капитала.

По мере развития НТП принципиально меняется квалификационная структура совокупного работника. Если в ее индустриальном типе ведущее положение занимал работник средней квалификации, в структуре переходного типа, наряду с работниками средней квалификации, возрастала роль высококвалифицированного труда, то в совокупной структуре работника информационного типа доминирующим становится высококвалифицированный труд. При этом изменяется не только структура, но и содержание труда, который становится в большей степени аналитическим, новаторским, творческим.

С более высокой степенью детализации основные характеристики человека, востребованные экономикой знаний, сформулированы в следующем перечне:

- навыки адаптации, психологическая готовность к переменам, в том числе к риску;

- владение современными средствами коммуникации, активное использование их в личной и профессиональной деятельности;

- навыки поиска информации и саморазвития;

- унифицированные базовые знания, при наличии глубокой специализации профессиональных знаний;

- готовность к развитию профессиональных навыков, к смене профессии и вида деятельности;

- склонность к территориальной мобильности;

- законопослушность;

- ориентированность на результат;

- благосостояние как важная жизненная цель;

- собственное здоровье как объект инвестиций;

- коммуникабельность и открытость для внешних контактов;

- стремление к самостоятельности, предполагающее трудоустройство в раннем возрасте;

- терпимость к чужим мнениям;

- общественная активность [1].

В заключение статьи обратимся к оценке трансформации трудового ресурса в современной России, которая в наиболее общем виде звучит так: информационный тип работника не является преобладающим, информационный тип занятости еще не достигнут. Анализ трудовых ресурсов по отраслям и профессионально-квалификационным уровням свидетельствует о преобладании индустриального типа работников, что соответствует отмеченному ранее доминированию в России 3-го и 4-го технологических укладов.

Преодоление этой ситуации невозможно без соответствующего совершенствования трудовых ресурсов, без комплексного развития человека. В связи с чем нельзя не согласиться с И. В. Соболевой, что возрастание требований к качественным параметрам человеческого трудового ресурса выводят на повестку дня вопросы о расширении круга субъектов социальной политики и о разработке эффективных механизмов их взаимодействия [11]. В странах-лидерах мирового развития, наряду с государством, таковыми субъектами выступают гражданское общество и бизнес, с тенденцией повышения роли последних. Мы разделяем мнение о целесообразности этого пути, обеспечивающего позитивные трансформации трудового ресурса для современной России.

Литература

1. Андреев Ю. Н. Человеческий капитал в инновационной экономике. URL:http://www.miiris.m

2. Горчев Й. Реализация экономических интересов индивида в условиях становления новой экономики: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Тамбов, 2012.

3. Изучение «новой экономики» - основные подходы и проекты. иКЬ:Шр://1аЪоигесопот1С8.т

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

5. Корчагин Ю. Человеческий капитал - интенсивный социально-экономический фактор развития

личности, экономики, общества и государственности. М.; В., 2011.

6. Кругова Е. Ю. Становление новой экономики в России: детерминирующая роль виртуализации денег: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Тамбов, 2012.

7. Михнева С. Г. Интеллектуализация экономики: инновационное производство и человеческий капитал // Инновации. 2003. № 1.

8. Организация обучения персонала принципам новой экономики. URL:http://www.barmashova.ru

9. Соболева И. В. Воспроизводство человеческого потенциала: теория, методология, приоритетные направления: дис. ... д-ра эконом. наук. М., 2006.

10. Тяжов А. И. Индивидуальный трудовой потенциал: политико-экономическое исследование: дис. . д-ра эконом. наук. Кострома, 2000.

11. The Global Competitiveness Report 2012-20013: Full Data Edition. Geneva, 2012.

12. URL:http://www.cecsi.ru

* * *

TRANSFORMATION OF THE HUMAN RESOURCE IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF ECONOMY OF NEW TYPE

T. V. Kasayeva, O. A.Katsuk

Change of conditions of formation and functioning of a human labor resource in the modern world is at the bottom of transformations in the contents and forms of the last. The person represents at the same time the reason and a factor of existence of production and reproduction processes. The special attention in article is paid to change of a labor resource of the person upon transition from industrial economy to the new technical and economic way considered from positions of the economic theory, microeconomics, technical and economic concept.

Key words: new economy, human labor resource, transformation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.