DOI 10.24411/2499-9679-2019-10310 УДК 821.161.1-93/930.253
Н. Н. Иванов https://orcid.org/0000-0002-6292-2903
Трансформация богородичного мифа в прозе М. Горького
Целью работы является изучение способов трансформации т. н. богородичного мифа в художественных произведениях М. Горького. При этом решались задачи рассмотрения богородичного мифа как в контексте мариологии, так и установления функциональных аспектов мифа в мироощущении, эстетике, принципах повествования и художественной выразительности прозы Горького.
Наиболее значимыми результатами работы стали следующие. Рассмотрена рецепция богородичного мифа Горьким в контексте развития русского неореализма начала XX века, его художественно-онтологических и эстетических характеристик. Обнаружено многообразное воплощение мифа в виде мотивов и архетипов в творчестве Горького. Предпочтение отдано православной версии богородичного мифа, но учтены и общехристианские его трактовки, понятийно-терминологическая неоднозначность. Творчески воспринятый писателем комплекс представлений о Богородице определил многие важные характеристики женских образов в Автобиографической трилогии, Окуровской дилогии, цикле рассказов «По Руси». Означенная тенденция, не часто исследуемая в научных литературоведческих трудах, трактуется как общее свойство русской прозы начала XX века, но в индивидуальных авторских проявлениях. Функциональные аспекты богородичного мифа в творчестве Горького уточнены и конкретизированы с учетом русского литературного контекста. Обоснован тип художественного мышления Горького с точки зрения поставленной проблемы; обновлен взгляд на известные произведения Горького. Раскрытые в данной работе тесные и плодотворные связи мироощущения и творчества Горького с мифопоэтической традицией позволили увидеть новые мировоззренческие и эстетические ориентиры.
Работа адресована филологам, литературоведам, специалистам в области русской литературы, культуры.
Ключевые слова: русский неореализм, М. Горький, христианская мифология, богородичный миф, мариология, поэтика прозы.
N. N. Ivanov
Transformation of the Virgin Myth in M. Gorky's Prose
The aim of the work is to study the ways of transformation of the so-called virgin myth in the works of M. Gorky. At the same time, the tasks of considering the Theotokos myth both in the context of mariology and establishing the functional aspects of the myth in the attitude, aesthetics, principles of narration and artistic expressiveness of Gorky's prose were solved.
The most significant results were the following ones. The reception of the God-born myth by Gorky in the context of the development of Russian neorealism of the early XX century, its artistic-ontological and aesthetic characteristics is considered. The diverse embodiment of the myth in the form of motifs and archetypes in Gorky's work is revealed. Preference is given to the Orthodox version of the Theotokos myth, but also is taken into account its Christian interpretations, conceptual and terminological ambiguity. The complex of ideas about the Virgin Mary creatively perceived by the writer defined many important characteristics of women's images in the Autobiographical trilogy, The Okurov dilogy, the cycle of stories «In Russia». This tendency, which is not often studied in scientific literary works, is interpreted as a General property of Russian prose of the early XX century, but in the individual author's manifestations. The functional aspects of the Theotokos myth in Gorky's work are refined and concretized taking into account the Russian literary context. The type of Gorky's artistic thinking is substantiated from the point of view of the problem posed; the view of Gorky's famous works is updated. The close and fruitful connections of Gorky's attitude and creativity with the mythopoetic tradition revealed in this work allowed us to see new worldview and aesthetic reference points.
The work is addressed to philologists, literary critics, specialists in the field of Russian literature and culture.
Keywords: Russian neorealism, M. Gorky, Christian mythology, the virgin myth, mariology, poetics of prose.
Относительно недавнее рассмотрение творчества М. Горького в контексте христианской ценностной парадигмы сегодня выглядит если и не привычным, то объяснимым, понятным. Сложнее изучать творческие интерпретации Горьким, его современниками те культурные ценности, которые были переосмыслены на рубеже XIX-XX вв. Русский неореализм был в этом смысле как плодотворен, так и противоречив. Еще сложнее говорить о т. н. христианском мифе применительно именно к
Горькому, потому что данная лексема, данный концепт не является каноническим и с позиций догматического богословия выглядит дискуссионным. Но искусства и веры разные основания, и одни и те же события они трактуют методологически по-разному.
Активное обращение к мифу, мифологизму увеличило повествовательные, экспрессивные возможности русской литературы начала XX века [8; 9]. Ныне проявившееся острое внимание к пробле-
© Иванов Н. Н., 2019
мам духовной культуры России выдвинуло на ведущие позиции изучение религиозного чувства человека, особенно художника. Постараемся прояснить отдельные стороны этой проблемы применительно к М. Горькому, творчество которого в очерченном контексте исследуется спонтанно [12; 23]. Литературоведение советского периода трактовало наследие Горького принципиально по-другому. Отход от идеологических запретов в постсоветский период позволил сконцентрироваться, в первую очередь, на художественных поисках и открытиях писателя [7; 10; 14; 24]. Представляется, что из-бранноое в настоящей работе направление продуктивно по целому ряду направлений. Прежде всего, разрушается порочный узкосоциологический подход к наследию М. Горького, которое часто нередко и грубо отделяют от завоеваний духовной культуры, от достижений русского словесного искусства.
Горький по-своему варьировал и трансформировал Богородичный миф. Последний находится в парадигме представлений о Богородице, но это не мариология в строго терминологическом смысле. Мариология (от имени «Мария» и греч. □ □ □ □ □ -учение) - учение о Деве Марии, родившей Иисуса Христа в результате непорочного зачатия во исполнение высшего замысла - спасения человечества [2; 6; 29]. Учение о Богоматери сформировалось в IV в.; в 431 г. на Эфесском соборе Деву Марию признали Богородицей официально. Ее культ, в католицизме культ мадонны, более популярен, чем в православии и протестантизме. Католицизм разработал и провозгласил догматы о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной (1854 г.), о телесном вознесении Богородицы на небо (1950 г.) [27; 29; 34]. М. Горький умер в 1936 г. и последнего не знал. В 1964 г. Папа Павел VI провозгласил Деву Марию Матерью Церкви. Культ Марии понятнее абстрактной Троицы, поэтому широко распространен среди верующих, и католиков, и православных, и всех тех, кто идентифицирует себя как христианина. В католицизме Мария наделена ролью попечительницы семей, в православии — покровительницы земледельцев. Более широкое и отвлеченное толкование и применение культа Марии - помощь христианским народам в беспрестанной борьбе добра и зла.
Связь мариологии и нравственного богословия опосредованная, но в искусстве она выходит на первый план. Горький сосредоточен на нравственных аспектах богородичного мифа, менее всего -догматических, богословских. Мария свободна от греха, она образец целомудрия, добродетели, любви ко всему живому. Нравственное богословие подразумевает и мистицизм, харизму Девы Ма-рии_Горьковскую версию богородичного мифа сле-
дует считать апокрифической, она создана по законам фольклорной, мифопоэтической типизации.
Горьковская версия богородичного мифа строится в соответствии с правилами т. н. детской религиозности [2]. «Книга большого писателя и большого человека», - отозвалась З. Н. Гиппиус о повести «Детство» [4]. «Это одна из лучших, одна из вечных русских книг»; «наиболее правдивое, сильное, вечное из всего, что написано Горьким, -наиболее религиозное», - оценил повесть «Детство» Д. С. Мережковский [16, с. 306]. В автобиографической трилогии [5, Т. 13] детские воображение, память Алексея Пешкова мифологизируют бабушку, мать, отца, отождествив их с персонажами сказок и преданий, наполнив их отношения легендарным смыслом. Бабушка «рассказывала мне интересные сказки, истории, говорила про отца моего» [5, Т. 13, с. 93]. Бабушка, чья душа была «ослеплена сказками» [5, Т. 13, с. 438], «сказывала» «стихи о том, как Богородица ходила по мукам земным <...> про Алексея божия человека» [5, Т. 13, с. 54]. Сюжет апокрифа «Хождение Богородицы по мукам» повествует о том, как Богородица посетила ад и молила Бога облегчить муки грешников.
Устремленность Горького к символизируемому Богородицей идеалу позволила раскрыть суть вечной и современной ему жизни, сопоставить состояния душ своих современников с энергиями т. н. живой жизни, уходящей в докультурные эпохи.
Горький внимательно изучал фольклор, миф, апокриф [1; 13]. В этой сфере он искал богатые возможности творческой жизни, воплощение метафизической близости человека и мира, всеединого Бога для всех форм бытия. Он интересовался трудами представителей русской мифологической школы, книгами о т. н. народном православии. В июле 1910 г. запрашивал профессора Н. Ф. Сумцова о книге А. А. Потебни «О доле и сродных с нею существах», а в феврале 1912 г. (письмо этнографу З. И. Харциеву) конкретизировал свой интерес: «Я искал эту книгу четыре года <...> Статью Потебни «О доле и сродных и т. д.» искал два года и нашел лишь у Н. Ф. Сумцова! <.> Нет ли у Потебни статей, аналогичных статье «О доле», не знаете ли Вы других авторов, писавших о доле, судьбе, подсудь-бинках? Очень прошу ответить» [5, Т. 29, с. 226]. В январе 1912 г. обращался к Д. Н. Овсянико-Куликовскому: «Три Ваши книги получил <...> Очень просил бы прислать и Ваши работы по мифологии» [5, Т. 29, с. 214]. Акценты расставлены в письме Харциеву (конец мая 1912): «Странное дело: века народ русский поет и плачет о Доле, века тщится одолеть Судьбу и подчиняется ей, побежденный, а наши фольклористы по сей день не дали сборника «Песен о Доле» <...> Надобно бы нам заняться изучением корней психики и мироощуще-
ния народа-то нашего!» [5, Т. 29, с. 241].
Богородичный миф Горький проецировал на сущностные начала бытия, тайные силы природы и возможности человека, воплотил его в системе лейтмотивов. В цикле рассказов «По Руси» - это стремление обнаружить «скрытую гармонию нетленных сил земли». В цикле «По Руси», окуров-ской дилогии, автобиографической трилогии дом, реже храм как сакральные центры мироздания не пребывают под защитой Матери-Земли. Горьков-ская Богородица живет не в городе, не в доме и даже не в храме, но в лесу.
«В людях». «Бабушка крестится.
Пресвятая матерь божия ! Как подумаешь про людей-то, так станет жалко всех. <...> И, кланяясь черной земле, пышно одетой в узорчатую ризу трав, она говорит о том, как однажды Бог, во гневе на людей, залил землю водою и потопил все живое.
А премилая мать его собрала заране все семена в лукошко и спрятала, а после просит солнышко: осуши землю из конца в конец, за то люди тебе славу споют ! <.> Я удивлен <.>
Разве так было? Божья-то матерь родилась долго спустя после потопа. <...> врут они, книжки-то! Бог был, а матери у него не было <...> От кого же он родился? <...> Поп говорил, что божья матерь родилась от Иоакима и Анны.
Марья Якимовна, значит? <...> Богородица всегда была, раньше всего! От нее родился бог, а потом <.. > - А Христос - как же?» [5, Т. 13, с. 243-245].
На протяжении многих лет Горький связывал религиозное чувство России с идеями преображения самих людей и обновления всей жизни, «втягивающей» в созидательную деятельность творческие силы Земли. «Я, видишь ли, религиозное чувство, страсть в искании божества - понимаю, ценю, силу этой страсти - знаю. Творчеству ее - обновлением жизни мы будем обязаны, да, это так!» - писал он В. С. Миролюбову в 1902 году [5, Т. 28, с. 222]. И через двадцать четыре года, сравнивая в письме к О. Форш (сентябрь 1926) В. Соловьева и Н. Федорова, заявил о давней своей мечте - открытии «творческих сил, еще не опознаваемых нашим дневным сознанием» [19, Т. 2, с. 230]. «В чувстве и слове Вашем слышу я нечто древнее, вещее и язычески прекрасное, сиречь - подлинно человеческое, идущее от сердца Сына Земли - Великой Матери, боготворимой Вами» [5, Т. 29, с. 476].
Горький часто персонифицировал силы природы в женских образах. Поэтизируя воду и землю как символы материнского начала жизни, женскую сущность Бытия, он конкретизировал ее в переживаниях женщины. Так, в облике бабушки из повестей «Детство», «В людях» отразились и фольклорный культ Матери-Сырой Земли, и народное восприятие Богородицы. Вариации такого мотива
(женщина - стихия земли - женское начало жизни) находим в образах Пелагеи Ниловны и Софьи («Мать»), Надежды, Фелицаты, Татьяны («По Руси»). Все эти произведения предстают в новом свете при учете влияния на них мифов о земле и ее работниках. Любовь к земле, от кого бы она ни исходила, развивается по аналогии с чувством к женщине. Горьковская версия богородичного мифа подразумевает познание резервов и скрытых потенций жизни, тайн Бытия, близости к Матери-Земле, стихиям природы; люди совершенствуют себя. Потому для столь высокой миссии важны душевное богатство и мистический опыт личности, интуиция, прозрения, откровения религий, молитвенные практики и знания. Возможности личности преобразить жизнь по художественным законам Горький связал с освобождением внутренних резервов людей, с усилиями мысли и души.
Устанавливая формы общности людей и Земли, Горький думал о тесной, почти фатальной зависимости стихий природы и путей страны, народа, человека. «Щедрая земля» «любит работников своих», она рождает людей, которые преображают ее своим трудом. Отсюда выросли надежды писателя на «духовные силы» Родины, однако Русь, по его мнению, так же «чудовищно талантлива, как несчастна». Характеризуя отношение к Земле, Горький нашел формулы: «геофилия», «геооптимизм»; Мать-Земля возвращает вложенные в нее человеком усилия. Земля - «Великая Матерь наша», а человек должен стремиться к тому, чтобы стать «Мужем Земли», творцом «чудес и радостей» ее. Дети земли преображают ее своим деянием и чувством, человек несет ей восхищение красотой, а благодарная Мать-Земля, отвечая, раскрывает перед ним свои богатства, наделяет творческой энергией. Люди вовлекают в «разум свой» все «тайные силы» Мира. Общую линию таких устремлений Горького удачно выразить его же словами из очерка «О М. М. Пришвине» (1926) о людях, которые достигли «ощущения Земли как своей плоти» [5, Т. 24, с. 266].
Восприятие христианства на Руси привело к осмыслению взаимодействия двух основных религиозных миросозерцании народа. Изучение Горьким древности, истоков христианства, сказочных и былинных типов - это развитие одной концепции: духовных сил человека.
Мечтая о «веке духовного обновления», Горький думает о людях, которые, подобно былинным героям, рождаются Землей, и преображают ее своим подвигом: «Множество погибнет людей, но еще больше родит их земля /.../ одолеет красота, справедливости победят лучшие стремления человека» [19, Т. 1, с. 164. - М. Горький - К. Пятницкому, 1901]. Развернет писатель эти идеи в романе
«Мать» и ее настойчивее в повести «Лето» : «Новых сил требует земля наша» [5, Т. 8, с. 451], - в финале которой появляется фольклорный образ «сказки о неведомой <...> щедрой земле, которая любит работников своих» [5, Т. 8, с. 497].
Трагическую разъединенность человека с прошлым, Землей, Богородицей Горький воплотил последовательно: от сочинений конца 1890-х, начала 1900-х годов к повестям об Окурове и циклу «По Руси».
Есть и другая координата горьковских построений, вселяющих надежды на обновление, преображение земли, человека. «Люблю страну и верю в ее духовные силы» [19, Т. 1, с. 375], «столько зреет новых сил» [19, Т. 1, с. 392]. «Вы найдете в жизни законное, прочное место и славянству, я России, и всякой единице, и себе самой /./ свободные, новорожденные люди <...> Они, люди эти, самое ценное земли, они наша посылка в будущее. Кто они? Не знаю», - поделился художник сокровенным с Л. А. Никифоровой [19, Т. 1, с. 403]. Надеясь на «историческую молодость» [19, Т. 1, с. 416] народа, он жаждет часа, когда раскроются во всю мощь дарования русского человека и родной земли. В 1915 г. М. Горький сообщил В. Г. Короленко о своем желании соединить все лучшие силы «замученной и печальной земли нашей» [19, Т. 2, с. 108]. В 1924 г. - М. Ф. Андреевой: «Жутко становится, когда видишь, как русские люди одичали, озверели, поглупели, будучи оторваны от своей земли <...> Все-таки Русь талантлива. Так же чудовищно талантлива, как несчастна» [19, Т. 2, с. 177].
«В заговоре из Нижегородской губернии З. представляется всеобщей матерью - и всего человечества в целом, и каждого человека в отдельности»; (думаем, что Горький знал этот заговор); «В фольклоре и древнерусской литературе постоянно подчеркивается страдание З. и одновременно сострадание ее к человеку <.> В духовных стихах З. содрогается, скорбит, плачет, обращается с мольбами к Богу и Богородице. В годины народных бедствий или перед кровопролитными битвами она, как мать или вдова, рыдает о погибших и о тех, кому еще суждено погибнуть. В других сюжетах З., наоборот, молит Бога наказать людей за грехи, а Бог в ответ просит ее потерпеть еще немного в надежде на то, что люди опомнятся и покаются перед ним» [22, с. 192, 193].
С землей и силами ее через семантику архетипов связаны многие героини М. Горького. Пелагея Ниловна и Софья («Мать»), Фелицата («Нилуш-ка»), Татьяна («Женщина»). Корень имени Пелагея в греческой традиции несет семантику земли; София (премудрость) - ее специфику в античной и библейской традиции «составляет женственная пассивность, сопряженная с материнской много-
плодностью, ее «веселие», а также глубинная связь не только с космосом, но и человечеством <...> за которое она заступается»; София - «художница», «строительница, созидающая мир» [19]. В ипостаси мироустроительницы известна и Татьяна.
Любопытно и другое: исследователи автобиографической трилогии не сочли нужным прокомментировать одну художественную особенность всего сочинения, для нас - принципиальную: бабушка там явно «больше» матери, то есть, образ бабушки заслоняет образ матери. Так произошло, потому что в первом сошлись и культ Матери-Сырой-Земли, и связь язычества с христианством (почитание Богородицы), и поэтизация женского начала бытия вообще.
Тесные и плодотворные связи мироощущения и творчества Горького с апокрифической традицией позволяет увидеть совсем другие мировоззренческие и эстетические ориентиры писателя, понять главное его устремление - ответить на вечные, всечеловеческие вопросы бытия, мироздания.
Библиографический список
1. А. М. Горький нижегородских лет [Текст] : Воспоминания : [Сборник / сост. А. И. Елисеев; Подгот. текстов и коммент. Р. Г. Бейслехем и др.]. - Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1978. - 335 с.
2. Булгаков, С. Н. Мариология в Четвертом Евангелии [Текст] // Вестник РСХД. - Париж - Нью-Йорк, 1971. - № 101-102. - С. 109-114.
3. Власов, В. Г. Мадонна [Текст] // Он же. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 4. - СПб., 2001.
4. Гиппиус, З. Н. Утро России [Текст] / З. Н. Гиппиус. - 1916, 17 сентября.
5. Горький, М. Собрание сочинений в 30 т. [Текст] / М. Горький. - М. : ГИХЛ, 1949-1955.
6. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание св. чудотворных её икон, чтимых православной церковью [Текст] / на основании Священного Писания и церковных преданий / сост. С. Снессорева. - СПб. : Изд. И. Л. Тузова, 1898. - 648 с.
7. Иванов, Н. Н. Мифопоэтика в художественном сознании М. Горького [Текст] // Верхневолжский филологический вестник = Verhnevolzhski Philological Bulletin : научный журнал. - Ярославль : РИО ЯГПУ 2018. - № 2. - С. 40-47.
8. Иванов, Н. Н. Языческая культура в прозе М. Горького [Текст] // Верхневолжский филологический вестник = Verhnevolzhski Philological Bulletin: научный журнал. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. -№ 3. - С. 16-19.
9. Кисин, Б. Богородица в русской литературе [Текст] / Б. Кисин. - М., 1929.
10. Леднева, Т. П. Проблема поэтики раннего М. Горького в критическом и историко-литературном осмыслении 1920-2000-х гг. (статья вторая) [Текст] / Т. П. Леднева // Вестник Удмуртского университета.
История и филология. - Ижевск : РИО УДГУ, 2008. -Вып. 3.
11. Личная библиотека А. М. Горького в Москве [Текст] / Описание в двух книгах. - М. : Наука, 1981.
12. Максим Горький - художник: проблемы, итоги и перспективы изучения: Горьковские чтения -2000: Материалы международной конференции [Текст] / Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького РАН и др. - Н. Новгород : РИО ННГУ, 2002.
13. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа [Текст] / Е. М. Мелетинский. - М. : РАН, 2000. - 407 с.
14. Мережковский, Д. С. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи [Текст] / Д. С. Мережковский. - М. : Книжная палата, 1991. -352 с.
15. М. Горький: уроки истории. Горьковские чтения 2014 г.: Материалы XXXVI Международной научной конференции [Текст]. - Н. Новгород : ООО «БегемотНН», 2016. - 395 с.
16. Мировое значение М. Горького [Текст] // Международная научная конференция, приуроченная к 150-летию со дня рождения писателя. - Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН. Москва. 28-30 марта 2018 г.
17. Переписка М. Горького. В 2-х т. Т. 1, 2 [Текст]. - М. : Художественная литература, 1986.
18. Пиксанов, Н. К. Горький и фольклор [Текст] / Н. К. Пиксанов. - Л., 1935.
19. Поселянин, Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание её земной жизни и посвящение имени чудотворных икон. Кн. 1-4. [Текст] / Е. Поселянин. - СПб., 1909.
20. Славянская мифология [Текст] / Энц. Словарь (Институт Славяноведения РАН). - М. : Эллис Лак,1995. - 416 с.
21. Спиридонова, Л. А. Горьковедение на рубеже веков [Электронный ресурс] / Л. А. Спиридонова. -Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/document/533633.html.
22. Спиридонова, Л. А. Горьковедение на современном этапе развития [Текст] / Л. А. Спиридонова // Studia Litterarum. 2016. Том 1, № 3-4 Научная жизнь. -С. 419-433.
23. Трубецкой, Е. Иное царство и его искатели в русской народной сказке [Текст] / Е. Трубецкой. - М. : Лепта, 2000. - 320 с.
24. Филипповский, Г. Ю. Динамическая поэтика русской литературы [Текст] / Г. Ю. Филипповский. -СПб. : Дмитрий Буланин, 2008. - 420 с.
25. Academia Mariana Salesiana, 1950, Centro Mariano Monfortano to Rome, 1950, Pontifical University Marianum, 1950, and Collegiamento Mariano Nationale, 1958.
26. Encyclopedia of Theology: A Concise Sacramen-tum Mundi by Karl Rahner (Dec 28, 2004). - P. 901-902.
27. Joseph Ratzinger. Introduction to Christianity. -Electronic book, 1968. - 300 s.
28. Kasack,Wolfgang. Die Russische Literatur des 20. Jahrhunderts in deutscher Sprache : Band 2. 450 Kurzrezensionen von Uebersetzungen 1984-1990 / Wolf gang Kasack . - Muenchen : Otto Sagner, 1991. - 283 s.
29. Kasack, Wolfgang. Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - London : Overseas Publications Interchange, 1988. - 922 s.
30. Lauer, Reinhard : Geschichte der russischen Literatur. Sonderausgabe. 2. - München : Auflage. C. H. Beck, 2008.
31. «Mariologie», in Bäumer // Lexikon der Marienkunde.
32. Maria und die Kirche, Tyrolia-Verlag, 1961 (English Translation: Our Lady and the Church). - Zaccheus Press, 2004.
Reference List
1. A. M. Gor'kij nizhegorodskih let = Gorky of Nizh-ny Novgorod years [Tekst] : Vospominanija : [Sbornik / sost. A. I. Eliseev; Podgot. tekstov i komment. R. G. Bejslehem i dr.]. - Gor'kij : Volgo-Vjat. kn. izd-vo, 1978. - 335 s.
2. Bulgakov, S. N. Mariologija v Chetvertom Evan-gelii = Mariology in the Fourth Gospel [Tekst] // Vestnik RSHD = Bulletin of RSChM. - Parizh - N'ju-Jork, 1971. - № 101-102. - S. 109-114.
3. Vlasov, V. G. Madonna = Madonna [Tekst] // Bol'shoj jenciklopedicheskij slovar' izobrazitel'nogo is-kusstva. T. 4 = Big encyclopedic dictionary of the fine arts. V. 4. - SPb., 2001.
4. Gippius, Z. N. Utro Rossii = Morning of Russia [Tekst] / Z. N. Gippius. - 1916, 17 sentjabrja.
5. Gor'kij, M. Sobranie sochinenij v 30 t. = Collected works in 30 volumes [Tekst] / M. Gor'kij. - M. : GIHL, 1949-1955.
6. Zemnaja zhizn' Presvjatoj Bogorodicy i opisanie sv. chudotvornyh ejo ikon, chtimyh pravoslavnoj cerkov'ju = Mortal life of Blessed Virgin Mary and the description of her St. wonder-working icons honored by the Orthodox church [Tekst] / na osnovanii Svjashhennogo Pisanija i cerkovnyh predanij / sost. S. Snessoreva. - SPb. : Izd. I. L. Tuzova, 1898. - 648 s.
7. Ivanov, N. N. Mifopojetika v hudozhestvennom soznanii M. Gor'kogo = Mythopoetics in M. Gorky's art consciousness [Tekst] // Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik = Verhnevolzhski Philological Bulletin : nauchnyj zhurnal. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. - № 2. -S. 40-47.
8. Ivanov, N. N. Jazycheskaja kul'tura v proze M. Gor'kogo = Pagan culture in M. Gorky's prose [Tekst] // Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik = Ver-hnevolzhski Philological Bulletin: nauchnyj zhurnal. -Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2017. - № 3. - S. 16-19.
9. Kisin, B. Bogorodica v russkoj literature = The virgin in the Russian literature [Tekst] / B. Kisin. - M., 1929.
10. Ledneva, T. P. Problema pojetiki rannego M. Gor'kogo v kriticheskom i istoriko-literaturnom os-myslenii 1920-2000-h gg. (stat'ja vtoraja) = Problem of early M. Gorky's poetics in critical and historical-literary
judgment in 1920-2000 (the second article) [Tekst] / T. P. Ledneva // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Istori-ja i filologija = Bulletin of Udmurt university. History and philology. - Izhevsk : RIO UDGU, 2008. - Vyp. 3.
11. Lichnaja biblioteka A. M. Gor'kogo v Moskve = A. M. Gorky's private library in Moscow [Tekst] // Opisanie v dvuh knigah = Description in two books. -M. : Nauka, 1981.
12. Maksim Gor'kij - hudozhnik: problemy, itogi i perspektivy izuchenija: Gor'kovskie chtenija - 2000: Ma-terialy mezhdunarodnoj konferencii = Maxim Gorky is an artist: problems, results and prospects of studying: Gorky readings - 2000: Materials of the international conference [Tekst] // In-t mirovoj literatury im. A. M. Gor'kogo RAN i dr. = Institute of the world literature named after A. M. Gorky of RAS and etc. - N. Novgorod : RIO NNGU, 2002.
13. Meletinskij, E. M. Pojetika mifa = Myth poetics [Tekst] / E. M. Meletinskij. - M. : RAN, 2000. - 407 s.
14. Merezhkovskij, D. S. Akropol': Izbrannye litera-turno-kriticheskie stat'i = Acropolis: Selected literary critiques [Tekst] / D. S. Merezhkovskij. - M. : Knizhnaja palata, 1991. - 352 s.
15. M. Gor'kij: uroki istorii. Gor'kovskie chtenija 2014 g.: Materialy XXXVI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii = M. Gorky: history lessons. Gorky readings 2014: Materials of the XXXVI International scientific conference [Tekst]. - N. Novgorod : OOO «Be-gemotNN», 2016. - 395 s.
16. Mirovoe znachenie M. Gor'kogo = World value of M. Gorky [Tekst] // Mezhdunarodnaja nauchnaja kon-ferencija, priurochennaja k 150-letiju so dnja rozhdenija pisatelja = The International scientific conference devoted to the 150 anniversary since the birth of the writer. - Institut mirovoj literatury im. A. M. Gor'kogo RAN. Moskva. 28-30 marta 2018 g.
17. Perepiska M. Gor'kogo. V 2-h t. T. 1, 2 = M. Gorky's correspondence. In 2 volumes. V 1, 2 [Tekst]. - M. : Hudozhestvennaja literatura, 1986.
18. Piksanov, N. K. Gor'kij i fol'klor = Gorky and folklore [Tekst] / N. K. Piksanov. - L., 1935.
19. Poseljanin, E. Bogomater'. Polnoe illjustrirovan-noe opisanie ejo zemnoj zhizni i posvjashhenie imeni chudotvornyh ikon. Kn. 1-4 = Mother of God. The complete illustrated description of her mortal life and dedication in the name of wonder-working icons. Books 1-4. [Tekst] / E. Poseljanin. - SPb., 1909.
20. Slavjanskaja mifologija = Slavic mythology [Tekst] // Jene. Slovar' (Institut Slavjanovedenija RAN) = Encyclopedic Dictionary (Institute of Slavic studies of RAS). - M. : Jellis Lak,1995. - 416 s.
21. Spiridonova, L. A. Gor'kovedenie na rubezhe vekov = Study on Gorky at the turn of the century [Jel-ektronnyj resurs] / L. A. Spiridonova. - Rezhim dostupa: http://www.ruthenia.ru/document/533633.html.
22. Spiridonova, L. A. Gor'kovedenie na sovremen-nom jetape razvitija = Study on Gorky at the present stage of development [Tekst] / L. A. Spiridonova // Studia Lit-terarum. 2016. Tom 1, № 3-4 Nauchnaja zhizn'. -S. 419-433.
23. Trubeckoj, E. Inoe carstvo i ego iskateli v russkoj narodnoj skazke = Other kingdom and its seekers in the Russian national fairy tale [Tekst] / E. Trubeckoj. - M. : Lepta, 2000. - 320 s.
24. Filippovskij, G. Ju. Dinamicheskaja pojetika russkoj literatury = Dynamic poetics of the Russian literature [Tekst] / G. Ju. Filippovskij. - SPb. : Dmitrij Bulanin, 2008. - 420 s.
25. Academia Mariana Salesiana, 1950, Centro Mariano Monfortano to Rome, 1950, Pontifical University Marianum, 1950, and Collegiamento Mariano Nationale, 1958.
26. Encyclopedia of Theology: A Concise Sacramen-tum Mundi by Karl Rahner (Dec 28, 2004). - P. 901-902.
27. Joseph Ratzinger. Introduction to Christianity. -Electronic book, 1968. - 300 s.
28. Kasack,Wolfgang. Die Russische Literatur des 20. Jahrhunderts in deutscher Sprache : Band 2. 450 Kurzrezensionen von Uebersetzungen 1984-1990 / Wolfgang Kasack . - Muenchen : Otto Sagner, 1991. -283 s.
29. Kasack, Wolfgang. Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - London : Overseas Publications Interchange, 1988. - 922 s.
30. Lauer, Reinhard : Geschichte der russischen Literatur. Sonderausgabe. 2. - München : Auflage. C. H. Beck, 2008.
31. «Mariologie», in Bäumer // Lexikon der Marienkunde.
32. Maria und die Kirche, Tyrolia-Verlag, 1961 (English Translation: Our Lady and the Church). - Zaccheus Press, 2004.
Дата поступления статьи в редакцию: 12.01.2019 Дата принятия статьи к печати: 24.01.2019