5. Маслюкова, Е. В. Модели инвестиционного менеджмента в сфере приращения акционерного капитала логистических организаций / Е. В. Маслюкова // Современные информационно-аналитические инструменты в инноватике и управлении : Коллективная монография: материалы международной научно-практической Интернет-конференции, Ростове-на-Дону, 01 марта - 01 2015 года / Ответственный редактор Е.И. Лазарева; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью "Медиа-Полис", 2015. - С. 146-152.
6. Маслюкова, Е. В. Модельный инструментарий управления пространственным развитием логистической системы зернопродуктового комплекса / Е. В. Маслюкова // Пространственное развитие экономических систем: структурные элементы, инструменты управления, возможности реализации экономической политики: Коллективная монография / Южный федеральный университет; Ответственный редактор Мидлер Е.А.. - Ростов-на-Дону : Общество с ограниченной ответственностью "Медиа-Полис", 2015. - С. 222-238.
7. Paul J.M. van Hofwegen, Frank G.W. Jaspers Analytical Framework for IWRM, Guidelines for Assessment of Institutional Frameworks. International Institute for Infrastructural Hydraulic and Environmental Engineering IHE, 1999, Delft. 96 p.
8. Юдин Г.Б. «Кластеры на факторах»: pro et contra // Социологические методы в современной исследовательской практике. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. С. 296 - 302.
References:
1. Federal target program "Development of the water management complex of the Russian Federation in 20122020". [electronic resource] URL: https://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2020/403/. Date of treatment 09/11/2021.
2. State report "On the state and use of water resources of the Russian Federation in 2018". - M .: NIA-Priroda, 2019 .- 290 p.
3. Bolgov M.V., Venitsianov E.V., Shashkov S.N. On the problems of development of the regulatory and methodological framework for water resources management and water use in the Russian Federation // Water management of Russia: problems, technologies, management. 2021. No. 2. P. 8-21.
4. Krutov A. N. International practice of improving the institutional structures of the water sector // Water Industry of Russia. 2020. No. 3. P. 19-38.
5. Maslyukova, E. V. Models of investment management in the sphere of increasing the share capital of logistics organizations / E. V. Maslyukova // Modern information and analytical tools in innovation and management: Collective monograph: materials of the international scientific and practical Internet conference, Rostov- on-Don, 01 March - 01 2015 / Executive editor E.I. Lazarev; South Federal University. - Rostov-on-Don: Limited Liability Company "Media-Policy", 2015. - P. 146-152.
6. Maslyukova, EV Model tools for managing the spatial development of the logistics system of the grain complex / EV Maslyukova // Spatial development of economic systems: structural elements, management tools, opportunities for implementing economic policy: Collective monograph / Southern Federal University; Managing editor Midler E.A. - Rostov-on-Don: Limited Liability Company "Media-Policy", 2015. - pp. 222-238.
7. Paul J.M. van Hofwegen, Frank G.W. Jaspers Analytical Framework for IWRM, Guidelines for Assessment of Institutional Frameworks. International Institute for Infrastructural Hydraulic and Environmental Engineering IHE, 1999, Delft. 96 p.
8. Yudin G.B. "Clusters on factors": pro et contra // Sociological methods in modern research practice. M .: GU-VSE, 2007.S. 296 - 302.
DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-215-220
Н.Н. Куликова - к.э.н., доцент, заведующий кафедрой управления инновациями, МИРЭА - Российский технологический университет, [email protected],
N.N. Kulikova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of management of innovations, MIREA - Russian Technological University.
ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОНИКИ: ОТ IDM К ЭКОСИСТЕМАМ TRANSFORMATION OF BUSINESS MODELS OF ELECTRONICS: FROM IDM TO ECOSYSTEMS
Аннотация. Развитие национальной экономики возможно только на современной технологической основе. Кооперация как форма организации производства оказала решающее значение на развитие электроники. В статье автором рассмотрены этапы преобразования мировых бизнес-моделей электроники. Современный электронный бизнес прошел преобразование от IMD и модели fabless-foundry к экосистемам. Изменения в структуре издержек электронных предприятий привели к преобразованию моделей IDM и fabless-foundry и появлению fab-lite и design-lite. На данном этапе российские предприятия в основном отошли от модели IDM, большинство предприятий имеют конкретную специализацию. Автором были выявлены факторы, повлиявшие на отставание отечественной электронной промышленности от зарубежной, а также обоснованы возможные бизнес-модели отече-
ственной электроники в контексте развития кооперационных связей внутри страны и международного кооперационного сотрудничества.
Abstract. The development of the national economy is possible only on a modern technological basis. Cooperation as a form of organization of production has played a decisive role in the development of electronics. The author examines the stages of transformation of the world's electronics business models. Modern electronic business has gone through a transformation from IMD and the fabless-foundry model to ecosystems. The cost structure of electronic business has changed, which led to the transformation of IDM and fabless-foundry models and the emergence of fab-lite and design-lite. At this stage, Russian enterprises have largely moved away from the IDM model, most of the enterprises have a specific specialization. The author identified the factors of the lag of the domestic electronic industry from the foreign, and also substantiated possible business models of domestic electronics in the development of cooperation ties within the country and international cooperation.
Ключевые слова: кооперация, бизнес-модели, сотрудничество, экосистема, электроника, электронная промышленность.
Keywords: cooperation, collaboration, business models, ecosystem, electronics, electronics industry.
Развитие отечественной электронной промышленности уже многие годы является приоритетным направлением технической политики государства по реализации задачи импортозамещения.
Еще в Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 г., принятой в 2007 г., определяется, что «улучшение экономического состояния отрасли возможно только при переходе ее на современные модели бизнеса» - модель fabless-foundry [9].
В настоящее время основой для отрасли является принятая в январе 2020 г. Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 г. (далее - Стратегия 2030), в которой «планируется обеспечить разработку и внедрение технологических процессов для реализации модели «фаундри»... и других современных бизнес-моделей» [10].
Исследуя мировой опыт, только благодаря кооперации стало возможно развитие бизнес-моделей [4] и формирование экосистем электроники на международном рынке [6, 16]. Кооперирование - одна из важнейших форм организации производства и, в то же время, очень сложная. В процессе кооперации специализированные электронные предприятия предпринимают совместные усилия по достижению целей, которых трудно или вообще невозможно достичь в одиночку [13].
В мировой практике используют две принципиально разные модели ведения бизнеса:
1. IDM (Integrated Device Manufacture) или традиционные интегрированные изготовители являются комплексными производителями, которые одновременно выполняют весь жизненный цикл, включая проектирование и производство, маркетинг и сбыт. Intel, Motorola, Siemens, Texas Instruments, NEC, Toshiba, Samsung сегодня относятся к IDM [4].
2. Fabless-foundry - функции проектирования и производства продукции разделены, каждый участник профессионально специализируется на одном или нескольких этапах жизненного цикла: дизайн-центры (fabless); контрактные производители (foundry); фабрики по сборке и контролю микросхем (Outsourced Semiconductor Assembly and Test (OSAT) / Semiconductor Assembly and Test Services (SATS)), разработчики программного обеспечения, производители полупроводниковых материалов и реагентов.
Fabless-компании или дизайн-центры выполняют разработку, маркетинг и сервис. Fabless-компания (англ. fab (fabrication) - производство, завод; -less - суффикс, обозначающий отсутствие чего-либо) - компания, не имеющая собственных производственных мощностей, заказывает производство электронных компонентов и изделий у контрактных изготовителей. Таким образом, fabless сосредотачивают усилия только на исследованиях и проектировании конечного продукт, часто имеют узкие компетенции для определенных заказчиков, которым требуется небольшая партия. Некоторые небольшие fabless выступают поставщиками интеллектуальной собственности в форме лицензий или оказывают услуги по доводке уже разработанной топологии до готовности, разработке вариаций конструкций, их модификаций. Такая специализация fabless получила название «облегченное проектирование» (design-lite).
Изготовление микроэлектронных компонентов по спецификациям заказчика выполняют контрактные производители (foundry-компании, Silicon Foundries, кремниевые заводы или фабрики по производству интегральных микросхем). Foundry вкладывают инвестиции в производственные мощности и уделяют большое внимание освоению перспективного оборудования. Foundry предоставляют
широкий спектр высокотехнологичных услуг по использованию инструментальных средств, библиотек стандартных элементов, элементов интеллектуальной собственности [2].
В конце 2000 гг. получила развитие модель fab-lite IDM (fab-lite - легкие активы). Малые и средние IDM стали переводить производство своей продукции с низким уровнем добавленной стоимости на мощности foundry, оставим при этом только новейшие мощности для проведения НИОКР и организации опытного производства. Заказы от IDM в период 2003-2010 гг. позволили большинству foundry сконцентрироваться на освоение/разработке современных технологий и техническом перевооружении в области типологий, используемых в массовом производстве, и обогнать многие IDM.
Также в период до 2007 г. наблюдается массовое преобразование IDM в fabless (в некоторых случаях через стратегию fab-lite). Такое преобразование было связано с тем, что многие IDM не имели необходимых инвестиций в новые производственные мощности и содержание собственных заводов и опытного производства. А большинство крупных IDM отдельно стали развивать foundry-направление.
На современном этапе для деятельности «чистых» IDM места не осталось, а развитие технологий полупроводникового производства привело к олигополии foundry, зависимости fabless от узкого круга производителей. С 2003 г. foundry становятся центром новой структуры. Олигополия foundry привела к формированию вокруг них экосистем из fabless, поставщиков оборудования, материалов и САПР, разработчиков СФ-блоков и некоторых IMD, а также производителей конечных электронных систем [6]. Так, «доступ к использованию и развитию множества передовых технологий оказывается выгоднее, чем частное владение ограниченным числом технологий» [8].
Таким образом, электронный бизнес прошел преобразования от IMD к экосистемам через fabless-foundry (рисунок 1).
Экосистемы и их практическое воплощение являются сетевым феноменом и представляют собой сообщества, сформированные по инициативе участников. Экосистемы как сообщества формируются «по собственной инициативе участников, имеют высокую степень самоорганизации и характеризуются децентрализацией при принятии решений. Результат от присутствия в экосистеме проявляется в доступе к широкому спектру возможностей, ресурсов и компетенций, привносимых в экосистему ее участниками» [12].
Под экосистемой в электронике понимается сообщество организаций, объединенных программой НИОКР и устойчивыми технологическими и производственными связями. Мощности foundry становятся производственной базой, предлагая широкий выбор технологических процессов с различными технологическими нормами. Foundry оказывают клиентам более высокий уровень поддержки через совместные НИОКР и сотрудничество с разработчиками ИС в целях освоения массового производства, привлекая поставщиков оборудования, материалов и САПР [6].
Рисунок 1 - Мировые бизнес-модели электроники
Таким образом, назначение экосистем электроники заключается в создании благоприятных условий для интенсивного распространения знаний и совместного использования ресурсов [12]. При этом, «риски и издержки делятся среди участников ... и значение имеет масштаб и эффективность всего сообщества» [8].
На сегодняшний день в создании экосистемы вокруг производства заинтересованы и отечественные руководители фабрик микросхем - дизайн-центры, производители материалов и оборудования должны быть ориентированы на наши фабрики [7].
В зарубежных исследованиях уделяется большое внимание практике кооперации электронных предприятий [14, 16 и др.], из которых можно сделать вывод, что это важная политическая задача, направленная на развитие национальной экономики за счет современной технологической основы. Так, в и Стратегии 2030 кооперация выделена в качестве ключевого направления.
Важно понимать, как сейчас развивается отрасль. Контент-анализ научных публикаций позволил выявить факторы отставания отечественной электронной промышленности от зарубежной (рисунок 2). Отметим, что это не только технологические факторы и недостаточная финансовая поддержка со стороны государства, но и в том числе неразвитость кооперационных связей.
Неоднократное изменение отношения к отрасли со стороны руководства страны
Частые и необоснованные изменения структуры управления предприятий отрасли
Факторы, повлиявшие на отставание отечественной электронной промышленности от зарубежной
Отсутствие в России масштабного бизнеса в гражданском направлении
Отсутствие системной государственной политики интеграции отечественной электроники в мировой рынок
Разрыв системы кооперационных связей с
бывшими союзными республиками и бывшими странами СЭВ
Рисунок 2 - Факторы, повлиявшие на отставание отечественной электронной промышленности от зарубежной
Современные российские исследователи проблем развития предприятий электронной промышленности и руководители российских электронных предприятий считают, что объективной основой развития электронной отрасли России выступает кооперация на внутреннем и международном рынках. Так, увеличивающиеся объемы продаж многих зарубежных электронных компаний свидетельствуют о наличии эффективной организации необходимых кооперационных связей разработчиков и контрактного производства.
Для развития кооперационных связей внутри страны существенным является наличие места встречи заинтересованных сторон (заказчиков, дизайн-центров, поставщиков печатных плат и электронных компонентов, контрактных производителей, монтажных организаций и других). Современные цифровые платформы представляют инфраструктурные возможности для реализации любых взаимодействий в режиме реального времени вне зависимости от географического положения контрагентов [11]. Цифровая платформа должна создать среду для мониторинга спроса и предложения на рынке и выбора потенциальных партнеров [3].
Для развития международных кооперационных связей на данный момент у отечественных электронных предприятий обозначились четыре направления: со странами Восточной и Юго-Восточной Азии, с промышленно развитыми странами, со странами Восточной Европы и странами СНГ [1].
Учитывая международный опыт и в соответствии с существующей специализацией отечественных предприятий отрасли, международное кооперационное сотрудничество, с одной стороны, позволит обеспечить российским предприятиям проникновение на рынки других стран в области экспорта электронного дизайна (использование модели fab-lite IDM и развитие fabless-бизнеса), и, с другой стороны, позволит обеспечить доступ к современным технологиям производства и другим активам, отсутствующим на данный момент у отечественных электронных предприятий (совместные foundry-предприятия) [5, 6].
При этом, для развития модели fabless-foundry и участия в международных экосистемах в России функционируют 65 дизайн-центров и 10 организаций, осуществляющих серийное производство микроэлектроники [10].
Источники:
1. Абрамов В.А. Международное производственное кооперирование в электронной промышленности: диссертация кандидата экономических наук 08.00.14 / Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. - М., 2003. - 195 c.
2. Карпухина Н.Н. Модели развития электронной промышленности // Российское предпринимательство. -2013. - № 10 (232). - С. 149-157.
3. Куликова Н.Н. Интернет-портал как инструмент формирования информационной среды потенциальных партнеров для реализации цепочки ценностей предприятиями микроэлектроники // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». - 2017. - № 1. - С. 19-21.
4. Куликова Н.Н. Модели производственно-хозяйственной деятельности в электронной промышленности и факторы развития межорганизационных взаимоотношений // Экономика устойчивого развития. - 2019. -№ 2 (38). - С. 154-159.
5. Макушин М. Развитие бизнес-моделей электроники: зарубежный опыт и актуальность для России// Электроника: наука, технология, бизнес. - 2017. - № 4 (164).- С. 44-54.
6. Макушин М. Развитие бизнес-моделей электроники: зарубежный опыт и актуальность для России. Часть 2 // Электроника: наука, технология, бизнес. - 2017. - № 5 (165). - С. 82-96.
7. Микроэлектроника как экосистема: Микрон представил предложения к Стратегии развития электронной промышленности РФ [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://www.mikron.ru/company /press-center/news/7186/. - (дата обращения 20.11.2021).
8. Стратегия развития электронной промышленности России [электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://www.sovel.org/images/upload/ru/1372/Strategiya_elektronnoj_otrasli_ 27092016.pdf. - (дата обращения 20.11.2021).
9. Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года [электронный ресурс]. -Режим доступа. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/91853/. - (дата обращения: 16.11.2021).
10. Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_343384/75df01f2e 4254b84c93f3104b11d1d2dbd1f586c/. - (дата обращения: 16.11.2021).
11. Шерешева М.Ю. Межорганизационные информационные системы в сетевом межфирменном взаимодействии // Российский журнал менеджмента. - 2006.- Том 4, № 1. - С. 55-76.
12. Яковлева А.Ю. Факторы и модели формирования и развития инновационных экосистем: диссертация кандидата экономических наук 08.00.05 / Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики». - М., 2012. - 243 с.
13. Huxham C. Creating Collaborative Advantage. London: Sage Publications Ltd, 1996. - Pp. 1-18.
14. Phil Garrou. Walker discusses emergence of new business models in semiconductor industry [electronic resource]. - Access mode. - URL: https://sst.semiconductor-digest.com/2017/03/walker-discusses-emergence-of-new-business-models-in-semiconductor-industry/. - (accessed 20.11.2021).
15. Saha S.K. Emerging Business Trends in the Microelectronics Industry // Open Journal of Business and Management. - 2016. - № 4. - Pp. 105-113.
16. Vlasova V., Roud V. Cooperative Strategies in the Age of Open Innovation: Choice of Partners, Geography and Duration. Foresight and STI Governance. - 2020. - Vol. 14, № 4. - Pp. 80-94. DOI: 10.17323/25002597.2020.4.80.94.
References:
1. Abramov V.A. International industrial cooperation in the electronics industry: dissertation of the candidate of economic sciences 08.00.14 / Russian Academy of Economics. G.V. Plekhanov. M., 2003. 195 p.
2. Karpukhina N.N. Models of development of the electronic industry. Russian Entrepreneurship, 2013, No. 10 (232).Pp. 149-157.
3. Kulikova N.N. Internet portal as a tool for forming the information environment of potential partners for the implementation of the value chain by microelectronic enterprises. Modern science: topical problems of theory and practice. Series "Economics and Law", 2017, No. 1. Pp. 19-21.
4. Kulikova N.N. Models of production and economic activity in the electronics industry and factors in the development of inter-organizational relationships. Economics of sustainable development, 2019, No. 2 (38). Pp. 154-159.
5. Makushin M. Development of business models of electronics: foreign experience and relevance for Russia. Electronics: science, technology, business, 2017, No. 4 (164). Pp. 44-54.
6. Makushin M. Development of business models of electronics: foreign experience and relevance for Russia. Part 2. Electronics: science, technology, business, 2017, No. 5 (165). Pp. 82-96.
7. Microelectronics as an ecosystem: Mikron presented proposals for the Strategy for the Development of the Electronic Industry of the Russian Federation [electronic resource]. - Access Mode. - URL: https://www.mikron.ru /company/press-center/news/7186/. - (date of treatment 11.20.2021).
8. Strategy for the development of the electronic industry in Russia [electronic resource]. - Access mode. - URL: http://www.sovel.org/images/upload/ru/1372/Strategiya_elektronnoj_otrasli_ 27092016. pdf. - (date of treatment 11.20.2021).
9. Strategy for the development of the electronic industry in Russia for the period up to 2025 [electronic resource]. -Access mode. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/91853/. - (date of access: 11.16.2021).
10. Strategy for the development of the electronic industry of the Russian Federation for the period up to 2030 [electronic resource]. - Access mode. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_343384/75df01f2 e4254b84c93f3104b11d1d2dbd1f586c/. - (date of access: 11.16.2021).
11. Sheresheva M.Yu. Interorganizational information systems in network interfirm interaction. Russian Management Journal, 2006, Volume 4, No. 1. Pp. 55-76.
12. Yakovleva A.Yu. Factors and models of formation and development of innovative ecosystems: dissertation. Ph.D. in Economics 08.00.05 / National Research University Higher School of Economics. M., 2012. 243 p.
13. Huxham C. Creating Collaborative Advantage. London: Sage Publications Ltd, 1996. Pp. 1-18.
14. Phil Garrou. Walker discusses emergence of new business models in semiconductor industry [electronic resource]. - Access mode. - URL: https://sst.semiconductor-digest.com/2017/03/walker-discusses-emergence-of-new-business-models-in-semiconductor-industry/. - (accessed 20.11.2021).
15. Saha S.K. Emerging Business Trends in the Microelectronics Industry. Open Journal of Business and Management, 2016, № 4. Pp. 105-113.
16. Vlasova V., Roud V. Cooperative Strategies in the Age of Open Innovation: Choice of Partners, Geography and Duration. Foresight and STI Governance, 2020, Vol. 14, № 4. Pp. 80-94. DOI: 10.17323/25002597.2020.4.80.94.
DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-220-223
Е.Л. Куршнева - к.ист.н, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, доцент, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков героя Советского Союза А.К. Серова, [email protected],
E.L. Kurshneva - Cand. history. Sci., Associate Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, Associate Professor, Krasnodar Higher Military Aviation School for Pilots of the Hero of the Soviet Union A.K. Serov.
РАЗВИТИЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ DEVELOPMENT OF NEW DIRECTIONS OF ENTREPRENEURSHIP IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC
Аннотация. Основными вызовами для малого предпринимательства в условиях пандемии являются снижение доходов и рост недоверия клиентов, риск заражения персонала новым вирусом, перебои в цепочках поставок, трудности в обеспечении эффективного взаимодействия, финансовая нестабильность, а так же рост неопределенности, требующие антикризисного управления в условиях короновируса COVID-19. В данных условиях совершенно необходимо сформировать теоретическую и практическую основу для разработки антикризисных мер восстановления финансово-хозяйственной деятельности малых предпринимательских бизнес - структур в период после кризиса, поиска новых сфер развития предпринимательства в регионах с целью создания рабочих мест и повышения экономической активности населения с учетом новых факторов окружающей среды, которые создаются мировым кризисом. На основе анализа последствий воздействия пандемического кризиса на бизнес-сектор необходимо рассмотреть предложения по повышению уровня эффективности функционирования малых форм предпринимательских бизнес - структур. Представить необходимый инструментарий для антикризисного развития бизнес-процессов в туристической отрасли на основе конкретного перспективного направления предпринимательства. Одним из эффективных инструментов влияние на малое предпринимательство в сфере туризма является развитие межрегиональной сети глэнпингов в рамках программы поддержки внутреннего туризма. Проект может быть реализован вместе с программами по транспортному развитию, развитию инфраструктуры территории и развитию фермерских хозяйств и деревенского туризма, что может способствовать географическому расширению туристических регионов.
Abstract. The main challenges for small businesses in a pandemic are reduced income and increased customer distrust, the risk of staff infection with a new virus, interruptions in supply chains, difficulties in ensuring effective interaction, financial instability, as well as growing uncertainty that require crisis management in the context of the COVID 19 coronavirus. In these conditions, it is absolutely necessary to form a theoretical and practical basis for the development of anti-crisis measures to restore the financial and economic activities of small business enterprises in the period after the crisis, the search for new areas for the development of entrepreneurship in the regions in order to create jobs and increase the economic activity of the population, taking into account new factors environment that are created by the global crisis. Based on