Научная статья на тему 'Трансформация аудиовизуального контента в сетевой среде: возможности контекстного подхода'

Трансформация аудиовизуального контента в сетевой среде: возможности контекстного подхода Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
973
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / СЕТЕВЫЕ СМИ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ МЕДИА / ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕВИДЕНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ВИДЕО / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шестерина Алла Михайловна

В статье рассматривается аудиовизуальный сектор сетевых медиа в аспекте особенностей, которые определяются характером интернет-коммуникации (интерактивность, мультимедийность, гипертекстовость, нелокальность). Определяются ключевые признаки сетевого видеоконтента и демонстрируются их отличия от бытования видео в традиционном формате. Вводится в научный оборот контекстный подход, существенно повышающий эффективность интерпретации сетевых медиатекстов и открывающий новые возможности для их типологизации. Сущность контекстного подхода основывается на представлении о том, что ключевые типологические признаки медиатекста авторство, аудиторная и функциональная направленность, целеполагание, способ трансляции, в сетевой среде утрачивают постоянство относительно конкретного произведения. Все они могут трансформироваться в зависимости от того контекста, в который это произведение может быть погружено пользователем. В качестве доказательства в статье приводятся примеры контекстного анализа важнейших параметров сетевого видео.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация аудиовизуального контента в сетевой среде: возможности контекстного подхода»

УДК 070

А. М. Шестерина

Воронежский государственный университет, Воронеж

ТРАНСФОРМАЦИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА В СЕТЕВОЙ СРЕДЕ: ВОЗМОЖНОСТИ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА

В статье рассматривается аудиовизуальный сектор сетевых медиа в аспекте особенностей, которые определяются характером интернет-коммуникации (интерактивность, мультимедий-ность, гипертекстовость, нелокальность). Определяются ключевые признаки сетевого видеоконтента и демонстрируются их отличия от бытования видео в традиционном формате. Вводится в научный оборот контекстный подход, существенно повышающий эффективность интерпретации сетевых медиатекстов и открывающий новые возможности для их типологизации.

Сущность контекстного подхода основывается на представлении о том, что ключевые типологические признаки медиатекста - авторство, аудиторная и функциональная направленность, целеполагание, способ трансляции, - в сетевой среде утрачивают постоянство относительно конкретного произведения. Все они могут трансформироваться в зависимости от того контекста, в который это произведение может быть погружено пользователем. В качестве доказательства в статье приводятся примеры контекстного анализа важнейших параметров сетевого видео.

Ключевые слова: интернет, сетевые СМИ, аудиовизуальные медиа, интернет-телевидение, мультимедийное видео, контекстный подход.

Мультимедийная среда многое изменила как в информационном поведении человека в целом, так и в способах взаимодействия аудитории с конкретным медиапроизведением в частности. Ключевым параметром таких изменений стала активная трансформация доминировавшего некогда архетипа пользователя в архетип творца. Сегодняшний потребитель сетевых медиа (как отдельная личность, так и группа людей, организация) нередко переходит от пассивного восприятия к процессу активной трансформации заинтересовавшего его медиатекста и за счет погружения последнего в новый контекст зачастую трансформирует исходные параметры до неузнаваемости.

Сетевой аудиовизуальный контент и без вторжения аудитории в процесс его создания чрезвычайно разнообразен, мобилен и подвержен влиянию не только технико-технологических инноваций, но и смены парадигм мышления, фиксируемой рядом современных исследователей. Так, Г. Солдатова отмечает очевидное изменение механизмов мышления, речи, внимания, памяти, происходящее, в первую очередь, под влиянием цифровых технологий [7]. Е. Л. Вартанова подчеркивает индивидуализацию процесса медиапотребления и отказ от менторства медиапрофес-сионалов [1. С. 145]. Творческий коллектив авторов учебника «Мультимедийная журналистика» считает важным обратить внимание на то, что поколение новых пользователей можно назвать «смотрящим», вуайеристским, интерактивным, играющим. проектным [4]. Е. Е. Пронина вводит в научный оборот понятие «№^мышление» как особое состояние общества, парадигма мышления которого сформировалась в первую очередь под воздействием процессов, протекающих в цифровой среде [6]. С. Паранько и вовсе предлагает использовать термин «Второй Ренессанс», подчеркивая возрастающий креативный потенциал пользователя интернета [5]. Совокупность отмечаемых исследователями процессов трансформации информационного поведения аудитории определяет взаимодействие последней с медиатекстом вообще и с видеопроизведением в частности. К основным особенностям этого взаимодействия отнесем следующие:

- потенциальное воспроизведение одного и того же видео на разных платформах, в разных контекстах (в том числе в формате нового мультимедийного произведения), влияющих на восприятие его формы и содержания. Так, самостоятельное видео, интегрированное в структуру лонгрида, может быть воспринято аудиторией совершенно иначе, нежели в первоначальном варианте;

- активную работу пользователя с видеофрагментами. Такую работу можно подразделить на два типа. Первый - пассивный, когда структура самого видео не меняется, но трансформи-

руется характер его восприятия. Второй - активный, когда аудитория меняет структуру видео, перестраивая ее или дополняя новыми элементами (монтажная работа по изменению исходного материала, связанная с изменением пространственно-временного хронотопа произведения [8], соединение нескольких самостоятельных видеопроизведений, комментирование видео или комментирование при помощи видео, интеграция видео и текста, видео и иллюстрации, персонификация видео и т. д.);

- параллельное восприятие нескольких окон одновременно. В одном из таких окон может быть интересующее нас видео, а в другом - любой вариант оформления текста в его широком понимании. Подобное восприятие, с одной стороны, отражает такое качество современного поколения пользователей, как многозадачность, а с другой стороны формирует барьер перегрузки [2], препятствующий восприятию аудиовизуального произведения во всей его полноте;

- возможность просмотра одного и того же материала как на большом экране, так и на маленьком экране мобильного устройства. Безусловно, восприятие на экране небольшого размера требует адаптации видеопроизведения. К примеру, некоторые телекомпании сегодня заботятся о том, чтобы сетевая версия новостных сюжетов содержала большее количество крупных планов, чем ее традиционный аналог. Однако в сфере видеоблогинга или игрового кинематографа, как и в большей части передач традиционных телевизионных форматов такая работа не проводится;

- использование видеофрагмента не в качестве средства информирования, а в качестве средства коммуникации. Так, в социальных сетях пользователи нередко выкладывают видеопроизведение на стену, сопровождая его комментариями, позволяющими понять, что это видео характеризует настроение, эмоциональное состояние пользователя, провоцирует на сопереживание, соразмышление, ответную реакцию;

- пародирование исходного произведения или подражание ему по форме или по содержанию. Такую работу несложно обнаружить и в традиционных медиа. Однако в сети она ведется без соблюдения авторских прав, в огромных масштабах и нередко весьма непрофессиональным способом, что в корне меняет отношение к исходному видеопроизведению;

- работа с любительским видеоматериалом. Так, по замечанию директора по экологии социальной сети ВКонтакте С. Паранько, наиболее востребованным видео в сети в последнее время стали прямые трансляции и так называемые стори - фрагменты жизни пользователей, выложенные ими в сеть без какой-либо обработки;

- размытие границ исходного видеопроизведения за счет формирования так называемых «колец ресурсов» путем размещения гимерссылок. Эти ссылки могут размещаться как внутри видео (гиперссылки, титры), так и в комментариях к нему;

- сокращение времени просмотра отдельного произведения при увеличении времени просмотра в целом (за исключением особых форм видео - например, медленного видео или так называемого десятичасового видео).

Этими особенностями информационного поведения пользователя специфика функционирования видео в сети не ограничивается. Так, в отличие от традиционных форм видео, здесь мы вынуждены определять тип отдельного аудиовизуального произведения без опоры на канал трансляции. Мы наблюдаем процесс отторжения производства от канала трансляции. По сути дела дистрибуцией видео и доставкой его к зрителю может заниматься любой пользователь - как отдельная личность, так и организация. В результате в сети аудиовизуальное произведение может переходить с одного ресурса на другой, полностью изменяя основные типологические признаки - целевое назначение, аудиторную направленность, функции, способ трансляции, композиционные особенности, и даже авторство и формат. Также уместно заметить, что в сети видео, как правило, воспринимается пользователем потоково. «Сетевой зритель» зачастую не запоминает, где посмотрел то или иное видеопроизведение и находит его вновь через поисковые системы, историю браузера, закладки или иным доступным ему способом.

Вышесказанное диктует необходимость использования в анализе сетевого видео контекстного подхода. Контекстный подход подразумевает, что мы должны анализировать признаки интернет-видео в зависимости от того контента, в который это видео интегрировано, и не рассматривать их как постоянные, поскольку контент может полностью изменить восприятие произведения по значимым для него параметрам.

Едва ли не все существенные для интепретации аудиовизуального произведения признаки при размещении последнего в сетевой среде требуют обращения к контекстному подходу. Рассмотрим некоторые из них.

1. Авторство. Если опираться на исходный вариант материала, то по авторству аудиовизуальный контент в интернете может быть представлен любительским и профессиональным типом произведений. Первый тип можно условно подразделить на обработанное видео (когда его создатель использует оригинальные подходы к монтажу) и необработанное видео (без какой-либо коррекции «сырого» материала). Необработанное видео, в свою очередь, может быть врежесси-рованным и несрежиссированным (например, стрим). В числе профессионально снятых видеопроизведений мы можем обнаружить два вида - ретранслируемые и собственно сетевые материалы. (Рис. 1).

Рис. 1. Типы аудиовизуального контента по признаку «авторство» (автор иллюстрации А. М. Шестерина)

Если в традиционных медиа авторство закреплено за создателем произведения, то в сетевой среде оно бывает порой размытым и сложноопределимым. Так, активный пользователь может использовать исходный видеоматериал фрагментарно. К примеру, он может взять только видеоряд, частично изменить его композицию, используя простейшие монтажные приемы, сопроводить его собственным закадровым текстом и своим вариантом подложки. В этом случае исходное произведение останется узаваемым, но его интерпретация может измениться вплоть до противоположной (такую работу мы часто наблюдаем в произведениях видеоблогеров, ведущих кинообозрения). Более того, автор может «оживить» часть неподвижного изображения, сделав, например, картину или фотографию видеопроизведением, как это нередко происходит при использовании gif-формата. В результате мы получаем принципиально иное произведение, авторство которого может быть определено как коллективное. Причем с учетом неограниченного количества привносимых пользователями изменений коллектив будет также непостоянен и сложноопределим. Иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда первоначальное видеопроизведение не привлекло внимание аудитории, а вот его измененный вариант приобрел колоссальную популярность.

Бывает и еще более сложный случай - когда пользователь берет видеопроизведение без изменений, но сопровождает его таким комментарием (например, на стене в социальной сети), что восприятие произведения полностью меняется. В данном случае авторство медиатекста вроде бы не изменилось, но аудитория воспринимает его иначе, нежели предполагал автор, иногда прямо противоположно. И пользователь-комментатор становится соавтором текста, агрессивно вторгаясь в его семантическое поле.

Еще более агрессивную трансформацию текста мы наблюдаем в случае использования инородных монтажных вставок рекламного, пропагандистского, критического или иного характера. Такие вставки могут быть как статичными, так и динамичными. Зритель понимает, что они не

имеют к первоисточнику никакого отношения, и все же восприятие исходного материала в силу утраты его целостности изменяется (пример - видео, размещенное в группе «Антипропаганда» социальной сети ВКонтакте). Можно сказать, что линия формирования собственного видеоконтента из имеющегося материала при полном игнорировании авторских прав становится традиционной для сетевых реалий.

2. Аудиторная направленность. По этому признаку сетевое видео (так же, как и традиционное) может быть построено с учетом информационных привычек конкретной целевой аудитории или рассчитано на абсолютно любого зрителя. Последний тип представлен, как правило, на виде-охостингах разного уровня (например, YouTube), где система поиска роботизирована, и на запрос по слову машина может выдать совершенно разнотипные, разножанровые видеопроизведения. Впрочем, ряд сетевых ресурсов, предлагающих сегодня видеоконтент, использует машинный интеллект в целях анализа информационных интересов пользователя (пример - «Прометей» ВКонтакте). Однако эта «система подсказок» еще далека от совершенства.

Также универсальный видеоконтент мы можем обнаружить на сайтах общероссийских телеканалов или конвергентных медиа. Первый же тип мы находим на специализированных сайтах, в базах данных, в тематических группах социальных сетей.

Границы между этими типами размыты, поскольку одно и то же видео может оказаться (и самое главное в нашем случае - оказывается!) в структуре как универсального, так и монотематического ресурса. Оно может мигрировать из одной категории в другую. Причем исходную аудиторную направленность в конце концов бывает сложно определить. Так, видео, первоначально выложенное, например, на сайте телеканала «Культура» и, соответственно, адресованное целевой аудитории этого канала, потом может быть скопировано на персональную страничку пользователя одной из социальных сетей и, получив доступ к неограниченной аудитории, стать чрезвычайно популярным. Процесс «мутации» в данном случае неизбежен, поскольку в сети вообще сложно говорить о целевой аудитории отдельно взятого медиатекста. Его вирусное распространение может быть совершенно непрогнозируемым (Рис. 2).

Рис. 2. Пример «мутации» видео по аудиторному признаку. Возможно значительное разнообразие «путей» перемещения видео из одной типологической группы в другую

(автор иллюстрации А. М. Шестерина)

3. Целевое назначение видеопроизведения. По цели видео может быть самостоятельным и иллюстративным (видеоцитата). Самостоятельное видео, как правило, присутствует на сайтах профессиональных аудиовизуальных или конвергентных медиа и на видеохостингах. Иллюстративное видео - в структуре социальных сетей. Наряду с сохранением информационной, эмотивной, регуляторной функций в этом случае актуализируются функции самопрезентации и самовыражения [3]. Например, на стене пользователя социальной сети можно увидеть текстовое выражение статуса (характеризующее, чаще всего, эмоциональное состояние владельца странички), сопровождающееся фрагментом любительского или прецедентного видео.

Категория прецедентного текста в сети трансформируется и расширяется [9. С. 266.]. Преце-дентность проявляется не только в пределах одного формата. Так, автор может «процитировать» аудиодорожку прецедентного видео, узнаваемый звуковой фрагмент. Зритель же при его восприятии «достроит» известный ему источник, вспомнит элементы видеоряда. Или, к примеру, автор может использовать стоп-кадр видео в качестве иллюстрации. Ассоциативно он «заставит» аудиторию вспомнить исходное видеопроизведение.

Самостоятельное видео может стать иллюстративным и потенциально прецедентным. Нередко этот процесс наблюдается относительно жанра «пранк», когда самодостаточная видеошутка обыгрывается другими пользователями для того, чтобы донести свое, отличающееся от первоначального видео содержание. В этом аспекте сеть обогащает наши представления об интертексте. Авторы, формируя интертекстуальные связи, используют чаще всего два приема - эффект обманутого ожидания (видео противоречит статусу) и эффект усиленного ожидания (в статусе содержится лишь намек на то, что потом поясняет видео).

В социальных сетях комментаторы исходного видео вообще выкладывают «свое» видео, которое отражает их эмоциональную реакцию на первичную публикацию (согласие-несогласие и его степень). То есть видео оценивается аудиторией как продукт психической деятельности пользователя, не смотря на то, что аудитория прекрасно понимает, кому принадлежит его авторство.

Кроме того, иллюстративная функция видео расширила наши представления о возможностях взаимодействия видеофрагментов. Если раньше мы могли только предположить, что просмотр предшествующего видео влияет на оценку последующего, то в сети это влияние сегодня используется как прием. Например, пользователь выкладывает на стене своего аккаунта два, три и более видеофрагментов и предлагает пользователям провести сравнение. Как правило, в результате формируется значение, изначально не присущее ни одному из этих видео, обогащенное подтекстом. В ряде случаев оно может проясняться текстовым комментарием.

Такое сравнение нескольких видеофрагментов выстраивается по принципу сходства или контраста. Принцип сходства проявляется, когда проводятся параллели между непохожими в целом явлениями, и в этом случае он опирается на традиционный механизм построения образа - герметическое определение (по такому же принципу строятся загадки). Нередко принцип сходства имеет обличительное содержание (например, клип одного музыканта «украден» у другого).

Принцип контраста используется для формирования оценки путем сравнения. Пользователю предлагается сделать выбор «лучше - хуже», «старое - новое», «цветное - ахроматическое», «со звуком - без звука» и т. д. (Рис. 3).

Рис. 3. Типы иллюстративного видео по количеству видеофрагментов (автор иллюстрации А. М. Шестерина)

4. Функциональная направленность. Так же, как и в традиционных медиа, в сети видео может быть информационным, аналитическим, документально-художественным, развлекательным, учебным, справочно-утилитарным, рекламным, презентационным. Разница заключается в том,

что в сети это может быть одно и то же видео (процесс особенно заметен в работе региональных медиа [10]). Подобная ситуация в традиционных СМИ встречается крайне редко. Так, репортаж с места события или прямая трансляция, изначально выполнявший информационную функцию, могут быть использованы в целях саморекламы: «Посмотрите, как мы снимаем!», - а рекламное видео с небольшим комментарием пользователя может вдруг активизировать рекреативную функцию. Более того, обычные видеоэкскурсии по музеям и картинным галереям, снятые первоначально в рекламных целях, могут стать полноценными произведениями, реализующими информационную и культурно-просветительскую функцию. Справочно-утилитарное видео (например, лайфхак) может вдруг стать развлекательным.

Распространенные на видеохостингах и в социальных сетях жанры (лайфстайл, лэтсплэй, бьютиблог, скетчшоу, топ, обзор, стрим, хейтинг) мутируют намного более заметно, чем в традиционных СМИ. Процесс диффузии жанров в сети становится постоянным. Такие жанры как туториал (обучающее видео, в котором предлагается инструкция о том, как что-то сделать), хол (видео о качестве приобретенных товаров), могут вдруг стать развлекательными, рекреативными. Challenge (испытание, вызов, принимаемый видеоблогером) может из развлекательного видео трансформироваться в справочно-утилитарное или презентационное. Пранк, реализующий, прежде всего, рекреативную функцию, нередко приобретает форму пранк-рекламы. А особенности talkvlog позволяют реализовать едва ли не все функции медиа.

5. Способ трансляции. Мы привыкли к тому, что ряд ресурсов выкладывают видео фай-лово, а ряд ресурсов (как правило, масс медиа) потоково. Обе формы имеют плюсы и минусы. Файловое видео упрощает выбор произведений для просмотра, поскольку имеет определенную каталогизацию, и обеспечивает возможность отложенного просмотра, перемотки и т. п. Однако, в отличие от потокового, оно не формирует ощущения сиюминутности и сопричастности. Потоковое же вещание не предоставляет возможности выбора конкретного контента и диктует жесткие временные рамки. В силу этих обстоятельств мы нередко обнаруживаем в сети совмещение двух типов вещания, когда текущие передачи идут в потоковом режиме, а архивы - в файловом. В этом случае и конкретное видеопроизведение сначала представляет собой потоковый тип, а позже - файловый. Так нередко происходит с прямыми трансляциями концертов, спортивных состязаний, праздников и других значимых событий.

6. Интерактивность. По наличию интерактивных возможностей видео в сети может быть открытым и закрытым - то есть предполагающим интерактивное взаимодействие и не рассчитанным на таковое. Последний вариант характерен для корпоративных ресурсов, баз данных, каталогов и т. д. В основном же пользователю представляются возможности комментирования. К примеру, большое распространение в сети получили видеоотзывы клиентов. Более агрессивной формой проявления интерактивности можно считать получившие популярность в сети жанры мэшап и shreds, когда перемонтируется видеоряд клипа при сохранении музыки или живое выступление музыканта переозвучивается фанатами. Переозвучка роликов и фильмов в целом -один из популярных способов реагирования аудитории на видео в YouTube. Однако и в том случае, если видео изначально создается как закрытое, не предполагающее комментирования, оно все же может быть скопировано пользователем и распространено далее уже в открытой форме, с возможностью размещения комментариев.

7. Мультимедийность. Сетевое видео может обладать подобным качеством (мультимедийная документалистика) и может быть выполнено в традиционной форме. Мультимедийный или интерактивный видеофильм - это особый способ построения произведения, когда теги интегрируются в основное произведение и позволяют расширить исходное видео практически безгранично. Такие проекты мы находим на профессиональных информационных ресурсах (например, на сайте РИА Новости). И здесь уже от пользователя будет зависеть - отнесется ли он к конкретному произведению как к мультимедийному, или проигнорирует возможности перехода по гиперссылкам.

Композиция. В числе основных композиционных особенностей важно упомянуть, что видео в интернете может быть завершенным самостоятельным фрагментом (монопроектом) и продолжающимся циклом незамкнутых сообщений (полипроектом). Проектирование в сети - едва ли не самая удобная форма композиционного построения видео, намного опережающая в количественном отношении традиционную форму «передача» или «выпуск». Какие плюсы в таких

дает проект в сетевых условиях? - Это, прежде всего, конкретность, локальность и мобильность. Конкретность выражается в четком определении временных границ проекта и его формально-содержательном наполнении. Аудитория понимает, что познакомится со всем медиаконтентом в обозримые сроки и готова пожертвовать время на медиапотребление. Локальность, как правило, проявляется в тематической и проблемно сфере - проект сфокусирован на конкретном содержании и стремится к его полному раскрытию. Мобильность же проявляется как возможность размещения проекта на различных платформах. Такое размещение может быть как синхронным, так и дикхронным по характеру.

В числе проектных форм в сети доминирующее положение занимает полипроект. Он может состоять из однотипных по формату видеоматериалов и материалов, представленных разными форматами (Рис. 4).

Очевидно, что только от пользователя зависит, отнесется ли он к каждому конкретному видео как к монопроекту или как к полипроекту. Например, если видео создавалось как монопроект, зритель в сети может найти его аналоги по различным признакам (тематика, жанр, авторство) и рассматривать его как часть общего информационного видеополя. И напротив, видео, которое задумывалось как часть полипроекта, может быть рассмотрено пользователем как самостоятельное. Поэтому в сети часто предлагаются два варианта: видео выкладывается как отдельными короткими файлами, так и целостным, продолжительным по хронометражу произведением (пример - проект STUDENT факультета журналистики ВГУ).

Кроме того, сетевые видеопроекты могут отличаться по таким существенным признакам, как аудиторная направленность (узконаправленные и универсальные полипроекты), тип производства (креативные, креативно-технические, организационные и организационно-технические полипроекты), форма дистрибуции (моноплатформенные и полиплатформенные проекты). По всем этим параметрам, в зависимости от работы пользователя с исходным видеопроизведением и погружением последнего в конкретный контекст виды проектов могут меняться. Проекты могут мутировать из одного типа в другой и даже выходить за рамки только медийных (к примеру, лидеры рейтингов сетевых комментариев к проекту «Голос» (1 канал) могут лично пообщаться со своими кумирами).

Важно заметить, что отмеченные нами параметры не исчерпывают всех возможностей использования контекстного подхода. В нашем исследовании мы умышленно обошли стороной вопрос о контекстной интерпретации метапрограмм и жанров сетевого видео, а также об определении типов экранной продукции. Этот аспект заслуживает отдельного скрупулезного исследования. Однако очевидно, что и по этим параметрам в интернете видео мутирует в зависимости от контекста, который его сопровождает. Роль публикатора в процессе этой мутации становится невероятно активной, и по своему произволу он может сделать проходное, рядовое видео рейтинговым и даже прецедентным.

В такой ситуации контекстный подход становится принципиально значимым. Он предполагает выявление как признаков исходного медиатекста при его первоначальном размещении в сети,

так и признаков, появляющихся в ходе трансформации этого текста при репостах и погружении в новый контекст. Учитывая контекстный подход, мы можем раскрыть потенциал аудиовизуального произведения в полном объеме, показать те его возможности, которые не были очевидными вне сетевой среды. Со значительной долей уверенности рискнем утверждать, что этот подход универсален и уместен также в случае интерпретации медиапроизведений других типов - текстов, фотографий, аудиозаписей.

Список литературы

1. Вартанова, Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики [Текст] / Е. Л. Вартанова - М.: МедиаМир, 2013. - 278 с.

2. Коган, В. З. Теория информационного взаимодействия: Филос.-социол. очерки [Текст] /

B. З. Коган. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991. - 316, [3] с.

3. Кузнецова, Ю. М. Психология жителей Интернета [Текст] / Ю. М. Кузнецова, Н. В. Чудова. - М., 2011. - 224 с.

4. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов [Текст] / под общ. ред. А. Г. Качкаевой,

C. А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - (Учебники Высшей школы экономики). - 413, [3] с.

5. Паранько С. Как работает «умная» лента и алгоритм поиска талантов «Прометей» во ВКон-такте [Электронный ресурс] / С. Паранько. -URL: http://www.sostav.ru/publication/kak-rabotaet-umnaya-lenta-novostej-i-algoritm-poiska-talantov-prometej-vo-vkontakte-30278.html (дата обращения: 17.02.2018).

6. Пронина, Е. Е. Психология журналистского творчества [Текст] / Е. Е. Пронина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 230 с.

7. Солдатова, Г. Цифровое поколение [Электронный ресурс] / Г. Солдатова. - URL: https:// www.novayagazeta.ru/articles/2016/01/29/67231-lektsiya-galiny-soldatovoy-171-tsifrovoe-pokolenie-kompetentnost-i-bezopasnost-187 (дата обращения 10.02.2017).

8. Стерликов, Д. А. Игры со временем на телевизионном экране («слоу-моушн», «манекен челендж» и «таймлапс» в структуре регионального телеэфира) [Электронный ресурс] / Д. А. Стерликов, А. М. Шестерина. - URL: http://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2017/6-reg-zhurnalist/2/sterlikov.pdf (дата обращения: 19.02.2018).

9. Шестерина, А. М. Прецедентные тексты в полемических публикациях современной российской прессы [Текст] / А. М. Шестерина // Феномен прецедентности и преемственность культур / под общ. ред. Л. И. Гришаевой, М. К. Поповой, В. Т. Титова. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. - 312 с.

10. Шестерина, А. М. Проблемы формирования регионального Интернет-телевидения [Текст] / А. М. Шестерина // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2014. - N° 1. - С. 234-237.

TRANSFORMATION OF AUDIO AND VISUAL CONTENT IN THE WEB ENVIRONMENT: VIRTUES OF THE CONTEXT ANALYSIS

Shesterina A. M., Voronezh State University, Voronezh, shesterina@mail.ru

The article examines the audiovisual sector of network media in terms offeatures that are determined by the nature of Internet communication (interactivity, multimedia, hypertext, non-locality). Identify the key features ofnetwork video content and demonstrate their differences from the existence ofvideo in the traditional format. A contextual approach that significantly improves the effectiveness of the interpretation of network media texts and opens up new possibilities for their typologization is introduced into scientific circulation.

The essence of the contextual approach is based on the notion that the key typological characteristics of the media text - authorship, auditory andfunctional focus, goal setting, mode of transmission, - in the network environment lose their constancy with respect to a particular work. All of them can be transformed depending on the context in which this work can be loaded by the user. As evidence, the article provides examples of contextual analysis of the most important parameters of network video.

Keywords: internet, web news network, online news network, audio-visual media, online television, multimedia video, contextual approach.

References

1. Vartanova, E. L. (2013) Postsovetskie transformatsii rossiyskikh SMI i zhumahstiki [=Post-Soviet transformations of Russian media and journalism], Moscow, 278 p. (In Russ.).

2. Kogan, V. Z. (1991) Teoriya informatsionnogo vzaimodeystviya: Filos.-sotsiol. Ocherki [=Theory of Information Interaction: Philosophical Sociology. essays], Novosibirsk, 316 p. (In Russ.).

3. Kuznetsova, YU. M. (2011) Psikhologiya zhiteley Interneta [=Psychology of Internet residents], Moscow, 224 p. (In Russ.).

4. Mul'timediynaya zhurnalistika. Uchebnikdlya vuzov (2017) [=Multimedia journalism: a textbook for universities], Moscow, 413 p. (In Russ.).

5. Paran'ko, S. (2017) Kak rabotayet «umnaya» lenta i algoritm poiska talantov «Prometey» vo VKontakte [=How does the "smart" tape and algorithm for finding talents "Prometheus" in Vkontakte], available at: http://www.sostav.ru/publication/kak-rabotaet-umnaya-lenta-novostej-i-algoritm-poiska-talantov-prometej-vo-vkontakte-30278.html, accessed 17.02.2018. (In Russ.).

6. Pronina, Ye. Ye. (2003) Psikhologiya zhurnalistskogo tvorchestva [=Psychology of journalistic creativity], Moscow, 230 p. (In Russ.).

7. Soldatova, G. (2017) Tsifrovoye pokoleniye [=The digital generation], available at: https://www. novayagazeta.ru/articles/2016/01/29/67231-lektsiya-galiny-soldatovoy-171-tsifrovoe-pokolenie-kompetentnost-i-bezopasnost-187, accessed 10.02.2017. (In Russ.).

8. Sterlikov, D. A. and Shesterina, A. M. (2017) Igry so vremenem na televizionnom ekrane («slou-moushn», «maneken chelendzh» i «taymlaps» v strukture regional'nogo teleefira) [=Games with time on the television screen ("slou-mohn", "mannequin delay" and "time-lapse" in the structure of regional television)], available at: http://www.tsutmb.ru /nauka/internet-konferencii/2017/6-reg-zhurnalist/2/ sterlikov.pdf, accessed. 19.02.2018. (In Russ.).

9. Shesterina, A. M. (2004) Pretsedentnyye teksty v polemicheskikh publikatsiyakh sovremennoy rossiyskoy pressy [=Precedent texts in polemical publications of the modern Russian press], in: Fenomen pretsedentnosti i preyemstvennost' kul'tur [=Phenomenon of precedence and continuity of cultures], Voronezh, 312 p. (In Russ.).

10. Shesterina, A. M. (2014) Problemy formirovaniya regional'nogo Internet-televideniya [=Problems ofthe formation ofregional Internet television], in: Vestnik VGU [=Bulletin ofthe VSU. Series: Philology. Journalism, Seriya: Filologiya. Zhurnalistika], Voronezh, pp. 234-237. (In Russ.).

Шестерина Алла Михайловна - доктор филологических наук, профессор кафедры телевизионной и радиожурналистики, Воронежский государственный университет, Воронеж.

shesterina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.