Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПОД ВЛИЯНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА'

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПОД ВЛИЯНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / САМОЗАНЯТОСТЬ / САМОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпенко О.А., Левченко Л.В.

В работе рассматриваются современные трансформационные изменения общественно-экономической системы: вопросы искусственного интеллекта, цифровизации, интеллектуальной экономики, возрастание роли образования и духовно-нравственных факторов развития человека. Приводятся основные характеристики экономики постиндустриального общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION PROCESSES IN THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM UNDER THE INFLUENCE OF INTELLECTUAL CAPITAL

The paper examines modern transformational changes in the socio-economic system: issues of artificial intelligence, digitalization, intellectual economy, the increasing role of education and spiritual and moral factors of human development. The main characteristics of the economy of post-industrial society are given.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПОД ВЛИЯНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА»

Карпенко О.А.

кандидат экономических наук, АО «Самарагорэнергосбыт», ведущий специалист Левченко Л.В.

кандидат экономических наук, ГБНОУ СО «Академия для одаренных детей (Наяновой)», г. Самара, Россия

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПОД ВЛИЯНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА

Аннотация. В работе рассматриваются современные трансформационные изменения общественно-экономической системы: вопросы искусственного интеллекта, цифровизации, интеллектуальной экономики, возрастание роли образования и духовно -нравственных факторов развития человека. Приводятся основные характеристики экономики постиндустриального

общества.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, интеллектуальная экономика, искусственный интеллект, цифровая экономика, информационное общество, самозанятость, самопредпринимательство.

Karpenko O.A.,

PhD in Economy, Samaragorenergosbyt, leading specialist Levchenko L.V.

PhD in Economy, GBNOUSO «Academy for Gifted Children (Nayanova) » (Samara, Russia)

TRANSFORMATION PROCESSES IN THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM UNDER THE INFLUENCE OF INTELLECTUAL CAPITAL

Abstract. The paper examines modern transformational changes in the socio-economic system: issues of artificial intelligence, digitalization, intellectual economy, the increasing role of education and spiritual and moral factors of human development. The main characteristics of the economy of post-industrial society are given.

Keywords: intellectual capital, intellectual economy, artificial intelligence, digital economy, information society, self-employment, self-entrepreneurship.

Современный период исторического и экономического развития характеризуется быстрыми и постоянными трансформационными изменениями, затрагивающими экономику, политику, общество, социальное развитие, образование, культуру и т.д. на всех уровнях - от уровня отдельного человека и домохозяйств и до макро- и мегаэкономики и общества. Трансформационные процессы приводят к изменениям в привычном образе жизни, в сфере производства и услуг, в системе отношений и взаимосвязей.

Следует заметить, что изменения происходят при непосредственном участии и под влиянием интеллектуального капитала человека, ведь все изменения, внедрение инноваций, появление научно -технических новшеств, новых управленческих, коммуникационных, социальных и других решений происходят при непосредственном первостепенном участии интеллекта человека, а успешные экономические решения и новшества - благодаря применению его интеллектуального капитала [8, с. 106].

Главным двигателем общественной и экономической трансформации являются изменения в сознании и мышлении человека и его духовном развитии. Можно предположить, что постепенно духовные человеческие качества (милосердие, сострадание, эмпатия, эмоциональный интеллект) могут стать востребованы и в экономической жизни и все больше запрашиваются в качестве требований со стороны работодателей. И в дальнейшем предположительно можно спрогнозировать, что эта тенденция будет сохраняться и упрочняться.

Также важнейшим изменением, приводящим ко всеобщей трансформации (которая характеризуется изменениями во многих областях и сферах современной жизни), становится переход к цифровой экономике и искусственному интеллекту (ИИ). Проблемы ИИ в настоящее время находятся в фокусе междисциплинарных исследований. В его создании принимают участие ученые самых разных областей и сфер деятельности, работающие в науке, технике, графическом дизайне, - как технические, так гуманитарные и медицинские специалисты: робото-инженеры, конструкторы, программные и сетевые специалисты,

лингвисты, филологи, нейрофизиологи и другие. Ими разрабатываются конструкции, совершенствуются программы, решаются вопросы обратной связи, речевого управления и т.д. Такая сложная и многофункциональная структура предопределяет специфику и проблемы функционирования ИИ в экономике. Постепенно ИИ превращается в ключевой фактор создания цифровой экономической инфраструктуры [5, с. 113]. Учёные сходятся во мнении о том, что как бы мы ни оценивали влияние ИИ, остановить его развитие уже невозможно.

В настоящий момент происходит трансформация экономики в интеллектуальную, в которой происходят перемены в производственных процессах и ведении хозяйственных операций с помощью автоматизации и систем ИИ. Сейчас интеллектуализации также подвергаются и многие социальные явления и процессы и проводятся в онлайн-режиме, к примеру, появление услуг медицинских и косметических консультаций онлайн, всевозможные инструктажи в сети, обучающие программы (семинары, вебинары и мастер-классы).

При этом интеллектуальная экономика - новый и развивающийся тип экономики [8, 14]. Ученые Салихов Б.В. и Летунов Д.А. определяют ее как «сферу человеческой деятельности, в рамках которой создаются интеллектуальные жизненные блага на основе использования воспроизводимых факторов производства и, прежде всего, интеллектуального капитала» [9].

Наряду с этим, исследователь Товстых Л.Е. употребляет термин «новая интеллектуально-информационная экономика» [10, с. 85], в которой в качестве главного фактора производства определяет «доступ к глобальным знаниям, развитие национальных научных исследований, информационной инфраструктуры, повышение образовательного уровня».

Вместе с появлением и развитием интеллектуальной экономики возникает необходимость в появлении информационного общества в связи с развитием ИТ-технологий, возрастанием роли информационных ресурсов, сетей и коммуникаций.

Вместе с тем ученый Бузгалин А.В. использует понятие «креативной экономики» [4, C. 44], основываясь на том, что сейчас все более массовой и востребованной становится творческая деятельность человека, которая также ведет к изменениям и трансформациям в общественно-экономических структурах и процессах. Сама же творческая деятельность также может быть и фактором производства как некий симбиоз интеллекта, знаний и специфической производительной деятельности. И двигателем прогресса является умелое, грамотное и творческое применение знаний и информации, их защита и хранение, накопление. Однако, вместе с тем, на наш взгляд, само творчество бывает как интеллектуальным, так и неинтеллектуальным, в последнем случае оно не может являться двигателем развития интеллектуальной экономики. Неинтеллектуальное творчество представляет собой простое творчество, незадействованное в экономической жизни, к примеру, какое-либо хобби человека, рукоделие, спортивные занятия, танцы, садоводство и т.п.

Мы видим, что постиндустриальная экономика переходит на новый этап развития, принимая форму интеллектуальной экономики. В теории ее также называют экономикой знаний [9].

Дисциплина «интеллектуальная экономика» - это экономика, основанная на знаниях и интеллектуальных возможностях человека, на рациональном использовании природных ресурсов [11, с. 95]. Ее целью является обеспечение устойчивого развития и переход от современного общества потребления к обществу творчества и интеллектуальной деятельности.

Основной особенностью такой экономики является тот факт, что человек и его потребности является и целью экономической деятельности, и средством, т.е. цели экономического развития достигаются им же самим.

Главнейшим и преобладающим звеном в производственной цепочке становится интеллектуальное производство, сочетающее в себе и производственный, и научно-исследовательский процесс, направленный не просто на создание новой продукции, но также и на совершенствование и развитие технологий [13].

Цели и задачи развития интеллектуальной экономики должны идти бок о бок с целями общечеловеческого развития, интеллектуального. Нравственного и духовного.

Также отметим, что в интеллектуальном производстве используется преимущественно творческий интеллектуальный труд, который по своей сути в большей степени является живым человеческим трудом [9], (не овеществленным).

Интеллектуально-творческий потенциал человека, соответственно, представляет собой качественный интеллектуально-творческий труд, умноженный на коэффициент его интенсивности.

В современном информационном обществе и обществе знаний основным двигателем прогресса становится развитие самого человека как носителя и генератора знаний и творческой деятельности, своей деятельностью, мышлением и сознанием приводящего к трансформационным изменениям общественно-экономического пространства. Отметим, что этот факт ранее не принимался во внимание классической экономической теорией, функционирующей в закономерностях производства различных благ и услуг, но не самой личности человека [6, с. 45].

Если раньше, в индустриальном обществе, вовлечение в процесс материального производства все возрастающего объема сырьевых ресурсов, энергии и рабочей силы приводило к пропорциональному росту общественного производства и благосостояния населения, то сегодня набирает силу иной процесс: использование знаний приводит к увеличению производственных результатов гораздо более эффективно, чем применение любого другого производственного фактора, но при этом сами знания принадлежат человеку и находятся в его сознании и вне непосредственного контроля. Ученый В.Л. Иноземцев характеризует этот

процесс тем, что экономика постиндустриального общества имеет в своей основе три новейших парадоксальных ситуации.

1) снижение темпов роста ВНП при общем возрастании общественного благосостояния;

2) сокращение производительности труда при имеющихся технологических успехах;

3) устойчивое развитие при отрицательных нормах накопления.

Теперь рассмотрим каждую ситуацию более подробно.

1) Снижение темпов роста ВНП при увеличении общественно-экономического благосостояния, что свидетельствует об утрате возможности стоимостной оценки параметров роста или стагнации экономики.

В индустриальной экономике прошлого века, при которой в стоимости товаров и услуг были отражены затраты и издержки на их создание, имелась и соблюдалась пропорция между затратами и результатами производства.

В современном обществе часто интеллектуальные товары и услуги копируются и воспроизводятся тиражированием, ввиду чего на рынке на них происходит быстрое снижение цен. Первоначально произведенные товары стоят дорого, но затем при постоянном тиражировании и совершенствовании моделей товаров цены на них постепенно снижаются, известный пример - цены на компьютеры и ноутбуки, которые снижались до определенного момента повышения цен в связи с началом спецоперации и изоляции российской экономии от западных стран.

Здесь возникает ситуация снижения цен на инновационные товары и услуги при росте их количества и технологического усовершенствования, а показатели экономического роста (ВВП и ВНП), которые снижаются благодаря снижению цен, не могут констатировать реальный рост экономического благосостояния.

2) Сокращение производительности труда при инновационном и технологическом развитии.

Фактически производительность труда в отраслях и сферах с высокими технологиями, как правило, ниже,

чем в традиционных и по мере внедрения дальнейших инноваций, она имеет тенденцию к еще большему снижению. В связи с массовым внедрением технологий ИИ происходит все большее высвобождение человеческого труда и его деятельности, в том числе и интеллектуальной и творческой.

К примеру, в начале 90-х величина добавленной стоимости на одного работника в электронной промышленности США была в 5 раз меньше, чем, к примеру, в нефтепереработке, и в 8 раз ниже, чем в табачной промышленности. Также и в банковской сфере, где задействованы ИТ-технологии и ИИ, затраты на ИТ-технологии росли на 27,9% ежегодно, а прирост производительности труда там не превосходил 0,1% в год [6]. Но наряду с этим также возможно и то, что это связано с длительными временными промежутками между самим началом внедрения новых технологий и затратами на их разработки с получением реальной экономической отдачи и результата их внедрения. Внедрение новых технологий в начальном периоде не дает пропорционального прироста добавленной стоимости и производительности труда.

3) Устойчивое хозяйственное развитие и экономический рост при отрицательных нормах накопления.

В современной интеллектуальной экономике и экономике, основанной на знаниях, развитие начинает идти уже при снижении постоянных инвестиций, а также идет отвлечение частных инвестиций в развитие человека. И этот процесс происходит не только без ущерба для хозяйственного и промышленного развития, но и даже при его возрастании.

Примечательно, что при этом снижается норма сбережения и накопления. Например, в США в течение 90-х гг. среднее значение этого показателя составляло, по расчетам экспертов Merrill Lynch, около 4% в сентябре 1998 г., когда норма накопления в США стала отрицательной, а темпы поквартального экономического роста достигли 4,8% [6].

В экономике и обществе знаний важнейшим преемником инвестиций становится интеллектуальный капитал, который может самовозрастать без сокращения потребления необходимых товаров и услуг для человека (в случае, если общение, чтение и информация в основном являются для него бесплатными).

Хотя в общем на воспроизводство интеллектуального капитала и ресурсов также нужны затраты и оно также предполагает увеличение личного потребления (встречи, конференции, общение, учеба, покупка книг). А сокращение личного потребления, наоборот, может свидетельствовать о снижении возможностей для аккумулирования интеллектуального капитала (чем меньше товаров и услуг человек приобретает, тем меньше у него способов ими распорядиться).

В современной интеллектуальной экономике также претерпевает значительные изменения институт рынка. По мнению ученых А.В. Бузгалина и А.И. Колганова значительная часть современных экономических отношений уже представляет собой нерыночные отношения. Вместе с тем, этот вопрос мало затрагивается в научной литературе. В странах с социально-ориентированной моделью вне отношений товарного производства лежит создание и потребление чуть ли не половины всего товарооборота благ и услуг [3]. Зачастую это касается образования, спорта, медицины, науки, общественной и информационной деятельности (бесплатные библиотеки, Интернет, выставки, презентации, коворкинги) и др. В этих странах общество получает средства от налогов с наиболее богатых слоев населения, а простые работники в основном заняты творческой деятельностью и производством общественных благ. Причем и само создание общественных благ свидетельствует о духовном развитии человека и общества в данных странах. К этому стремится и Россия, за последние несколько лет в ней активно развиваются все виды общественной деятельности (волонтерство,

добровольчество и т.д.) и создаются общественные блага и услуги (социальное проектирование и предпринимательство).

Одним из важнейших передовых двигателей выступают инновации. Инновационная тематика является популярной и востребованной в научных кругах и современных научных исследованиях. Успешно внедренные инновации, инновационные решения и процессы, развитое инновационное мышление являются значимыми результатами применения интеллектуального и инновационного капитала человека. Вместе с этим слаженное взаимодействие всех субъектов инновационной деятельности невозможно без четко выстроенной институциональной системы. И в настоящее время она также требует инновационных изменений. Остановимся на рассмотрении институциональных инноваций в настоящий момент развития.

Институциональные инновации - это новшества, заключающиеся в создании новых институтов, а также нововведения в существующих институтах и механизмах их обеспечения. Исследователем С.П. Аржановым выделяются этапы жизненного цикла институциональных инноваций: зарождение нового института или институционального нововведения, его функционирование, закрепление или отмирание и фаза нового института [1]. Ученым отмечается свойство инертности институциональной системы (сопротивления изменениям) в связи с тем, что многие институциональные инновации оказываются отвергнутыми в процессе эволюции [1]. Заметим, что инертность институтов вытекает из самой их природы, т.к. институты - это устойчивые системы общественных правил и норм. Очевидно, что устойчивыми они становятся в фазе функционирования и после прохождения фазы закрепления, поэтому в работе мы будем рассматривать и приводить примеры устоявшихся институтов, находящихся в функциональной фазе.

Среди заметных характеристик институциональных инноваций также отмечают то, что они требуют значительных временных затрат на внедрение.

Неотъемлемым субъектом создания институциональных инноваций выступает государство, одновременно являясь институтом поддержки инноваций инноватором. Оно выполняет свои функции при поддержке субъектов инновационного процесса со стороны экономики и общества.

В настоящее время современное общество и экономика находятся в трансформационном периоде перехода от постиндустриального периода к интеллектуальной экономике и обществу знаний. Изменениям подвергаются основополагающие постулаты существующего технологического уклада. Это деятельность и роль человека в производственной сфере, в которой он сосредотачивается на интеллектуально-творческой деятельности и управлении процессами. Он играет роль «фактора знаний» в производственной функции, все более отдавая «фактор труда» машинам и ИИ. Новейшими институциональными инновациями здесь являются новые профессии: кураторы, личные тренеры и консультанты, проектировщики и аналитики данных, дистанционные координаторы, специалисты по модернизации и инновациям, биоинженеры и этики, архитекторы медицинского оборудования, экоспециалисты, программисты - внедренцы или тестировщики ИИ и др. [2].

Также инновациями служат изменения в распорядке трудового дня, при которых во многих современных компаниях сотрудникам положены технические перерывы между обедом и приходом / уходом с работы, существует комната отдыха и релаксации, практикуются фитнес-занятия, дополнительное чтение и общение. А в результате сложившейся ситуации с пандемией и удаленной работой в отдельных кругах поднимают вопрос о продолжительности рабочего дня менее 8 часов, что является новейшим институциональным нововвведением [13].

Беспрецедентное явление самозанятости и самопредпринимательства также является инновационным. Несмотря на успешное применение данного института, на практике они подходят не всем и, в свою очередь, одних людей приводит к собственному развитию и эффективному распределению времени, а другим доставляет проблемы с поиском работы, получением желаемого дохода, собственной оплатой больничных расходов и т.д. Вместе с тем встает вопрос о возможности выплаты базового нетрудового дохода самозанятым людям в период отсутствия у них доходного занятия, особенно на Западе [13].

Наряду с этим также происходит увеличение безработицы в связи с вытеснением человеческого труда машинным, что приводит к необходимости переобучения новым профессиям и прохождения дополнительной профориентации людьми среднего и старшего среднего возраста. В данном случае институциональными инновациями могут являться профориентационные центры и заведения, обучающие новым профессиям, которых в настоящее время недостаточно.

Кроме того, в настоящий момент происходит массовое распространение сетевых инновационных образовательных проектов по личностному развитию. Во-первых, это курсы и тренинги по изменению своего мышления, в результате которых можно повысить свой уровень дохода, наладить личную жизнь, подняться по карьерной лестнице и т.д. Для кого-то это может оказаться жизненно важным и полезным. А для некоторых, ввиду того, что в данных тренингах не учитывается, что сугубо специфическое духовное и философское знание, не будет правильно воспринято человеком, не доросшим до необходимого уровня этого знания, оно окажется бесполезным. И во-вторых, наблюдается множество тренингов по развитию отдельных нужных и важных навыков для определенных целевых групп, например, навыков финансовой грамотности, консультирование по различным вопросам, курсы по ораторскому мастерству, отдельные курсы кулинарии, рукоделия, садоводства, шитья, вязания, ремонта и т.д. В целом это является положительной тенденцией и позволяет быстро и сравнительно легко получить необходимые знания и навыки.

В последние несколько лет в обществе происходит возрастание значимости общественной деятельности и решения социальных проблем. В настоящее время широкое развитие, в том числе при поддержке Правительства и фондов, получают институты социального предпринимательства, общественной и социальной деятельности и волонтерства.

На предприятиях наблюдается стремление к большему внедрению инноваций, а в молодежной и предпринимательской среде - стремление к созданию инновационных старт-ап - компаний. Правительственный курс на инновационное развитие диктует проявление активности в этой сфере. Здесь институциональные инновации проявлены наиболее ярко. В компаниях принимаются инновационные стратегии, планы по изменениям. Также предпринимаются попытки запуска малых инновационных компаний.

В качестве примера современных институциональных инноваций можно привести грантовую поддержку общественных проектов, создание социально-ориентированных НКО, пространство коллективной работы в передовых областных университетах «Точка кипения» - развивающее пространство для совместной работы над проектами, носящими общественный, социальный, инновационный и образовательный характер. Данное пространство дает возможность своим участникам находить и вовлекать лидеров и таланты, тестировать новые прорывные идеи, находить партнеров и сотрудников в команды и группы, учиться и обучать целевые группы, менять жизнь университета к лучшему [14]. Это хорошая площадка для начала любого общественного и образовательного проекта, а также для запуска малого инновационного предприятия.

В качестве примера можно привести создание в конце 2019 года и успешное функционирование на протяжении полугода общественного образовательного проекта для женщин «Фабрика будущих профессионалов», созданного при поддержке РОО «Союз женщин Самарской области» и Фонда президентских грантов. В течение 2020 года реализация проекта позволила в общей сложности провести порядка 70 мероприятий с привлечением около 30 известных спикеров для более 100 участниц.

Итак, отметим, что в современном мире характерны следующие институциональные изменения в отдельных сферах и областях

деятельности:

Профессиональная деятельность и занятость:

- новые профессии и профессии, находящиеся в процессе развития и трансформации (юристы, маркетологи, аудиторы, экскурсоводы и др.),

- сокращение рабочего времени и перерывы на отдых и общение,

- проектная деятельность - общественная и экономическая (социальное предпринимательство), а в перспективе - образовательная (проектная защита),

- самозанятость и самопредпринимательство,

- фрилансерство и удаленная работа.

Образовательная сфера:

- профориентационные и карьерные центры,

- образование в сфере саморазвития и личностного роста,

- дополнительное образование (семинары, вебинары, онлайн-школы).

Общественная деятельность:

- общественные объединения:

- развитие общественной деятельности, социальной работы, волонтерства и добровольничества,

- краудфандинг и краудинвестинг.

Сфера услуг:

- прямое предоставление товаров и услуг от производителя,

- развитие услуг по индивидуальному заказу,

- увеличение и расширение сферы услуг, направленных на удовлетворение потребностей человека и личности.

Деятельность предприятий:

- аутсорсинг, аутстаффинг,

- развитие новых инновационных технологий, новых инновационных предприятий, рынков продуктов и услуг.

Помимо изложенного, среди институтов, подвергающихся изменениям и развитию в настоящий момент, можно выделить:

- институт страхования (появление новых страховых услуг - страхование сбоев в работе систем и моделей ИИ),

- институт сбережений (формирование портфеля пассивных доходов и диверсификация инвестиционного портфеля),

- институт собственности в отношении объектов ИИ,

- правовые институты (правовое поле внедрения и развития ИИ, защиты прав потребителей, правовые условия создания и работы инновационных фирм, регулирование распределения интеллектуальных доходов).

Вместе с этим появляются и новые общественные институты:

- институты развития - появляющиеся новые институты по построению карьерной траектории, профориентации, развитию личности и отношений,

- консалтинговые институты - также развивающиеся новые виды институтов (карьерный консалтинг, инновационный, психологический, консультирование предпринимательства, взаимоотношений и др.).

Таким образом, разум, сознание и мышление человека, его интеллект, качества и ценности в настоящее время все более развиваются, влияя на общественно-экономические процессы, а также приводят к их транформации и создают новые события и отношения, к примеру, упомянутые институты самозанятости и самопредпринимательства, институт фрилансерства.

Список литературы

1. Аржанов С.П. Институциональные инновации: источники и типологизация / С.П. Аржанов // Вестник. 2008. № 2 (21). С. 110-114.

2. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://atlas100.ru/catalog/ (дата обращения 28.03.2021)

3. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Экономическая компаративистика. Сравнительный анализ экономических систем/ А.В. Бузгалин, А.И. Колганов. - М.: Проспект, 2016. - 746 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бузгалин А.В. Креативная экономика: частная интеллектуальная собственность или собственность каждого на все? / А.В. Бузгалин // Социологические исследования. - 2017. - № 7. - С. 44.

5. Иванов А.А., Рожкова Л. Искусственный интеллект как основа инновационных преобразований в технике, экономике, бизнесе / А.А. Иванов, Л. Рожкова // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2018. - № 3 (111). - С. 112-116.

6. Иноземцев В.Л. Парадоксы постиндустриальной экономики / В.Л. Иноземцев // Финансист. - 2000. - № 4. Апрель. - С. 45-49.

7. Карпенко О.А. Рост экономики и качества жизни за счет глобального ускоренного внедрения новых технологий / О.А. Карпенко // Фундаментальные и прикладные аспекты глобализации экономики. Тезисы докладов и выступлений II Международной научно-практической конференции молодых ученых. Общая редакция Л.И. Дмитриченко. - Донецк, 2021. - С. 311-314.

8. Карпенко О.А. Трансформационные процессы в современной общественно-экономической системе под влиянием интеллектуального и духовного развития человека / О.А. Карпенко // Управление развитием социально-экономических систем. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. -Ульяновск, 2020. - С. 105-114.

9. Салихов Б.В., Летунов Д.А. Интеллектуальная экономика как нравственно-этическая форма инновационного развития // Проблемы современной экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2070 (дата обращения 17.12.2021).

10. Товстых Л.Е. Новая интеллектуально-информационная экономика: к тандему «контент плюс интеллект бизнеса» / Л.Е. Товстых // Креативная экономика. -2007. - № 4. - С. 84-90.

11. Сабден О. Экономика: Избранные труды. Т. VI: Интеллектуальная экономика - технологические вызовы XXI века. - Издание второе / С.Ю. Глазьев, А.Е. Арменский, Е.А. Наумов / под ред. О. Сабдена. - Алматы: ИЭ КН МОН РК, 2011. - 320 с.

12. Упазалы С. Интеллектуальная экономика - технологические вызовы XXI века. Экономика. Избранные труды. VI Том. Издание 2 / С.Ю. Глазьев, А.Е. Арменский, Е.А. Наумов / Алматы, 2011. - 320 с.

13. Что такое интеллектуальная экономика и «интеллектуальное производство». Полит информация. Аналитика. Факты и комментарии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://bv-salikhov.ru/intellektualnyj-kapital.html (дата обращения: 21.11.2021).

14. Университетская Точка Кипения УФА [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://vk.com/tk_usptu.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.