Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В КОНЦЕ 1980-Х – НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ. В ПРИКАМЬЕ: ОБЗОР ФОНДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ АРХИВОВ'

ТРАНСФОРМАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В КОНЦЕ 1980-Х – НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ. В ПРИКАМЬЕ: ОБЗОР ФОНДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ АРХИВОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культурный код
Область наук
Ключевые слова
архивы Пермского края / трансформация культуры / письма во власть / обзор фондов / archives of the Perm region / transformation of culture / letters to authorities / perestroika / 1990s

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Янковская Галина Александровна

Культурная динамика в периоды масштабных социально-политических реформ отличается тем, что в это время многие традиционные бюрократические правила документации и архивирования соблюдаются плохо. Меняются и ликвидируются институции, появляются новые проблемы, требующие оперативного решения, активно используются неформальные коммуникации. В результате многие важные процессы периода реформ в архивных фондах представлены фрагментарно, с пробелами. В статье дается обзор региональных архивных фондов, связанных с трансформацией сферы культуры в Пермской области в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Дается обзор ряда фондов Пермского государственного архива социально-политической истории, Государственного архива Пермского края, Архива города Перми, отражающих различные аспекты социокультурных трансформаций. Делается вывод, что документы организаций и ведомств образуют представительную базу для анализа институциональных изменений, фиксации новых актуальных тем и сюжетов в сфере культурной политики. Во второй части статьи показаны информационные возможности «писем во власть», отложившиеся в региональных архивах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Янковская Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURE TRANSFORMATIONS IN THE KAMA REGION (1990s): REGIONAL ARCHIVES REVIEW

Cultural dynamics during periods of large-scale socio-political reforms differ in that during this period many traditional bureaucratic rules of documentation and archiving are poorly observed. Institutions are changed and eliminated, new problems arise that require prompt solutions, and informal communications are actively used. As a result, many important processes of the reform period in archival funds are presented fragmentarily, with gaps. The article provides an overview of regional archival funds related to the transformation of the cultural sphere in the Perm region in the late 1980s – early 1990s. An overview of a number of funds of the Perm State Archive of Socio-Political History, the State Archive of the Perm Region, and the Archive of city Perm, reflecting various aspects of sociocultural transformations, is given. It is concluded that the documents of organizations and departments form a representative basis for institutional changes analysis, recording new current topics and plots in the field of cultural policy. The second part of the article shows the information capabilities of “letters to power” deposited in regional archives.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В КОНЦЕ 1980-Х – НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ. В ПРИКАМЬЕ: ОБЗОР ФОНДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ АРХИВОВ»

УДК 908 DOI 10.36945/2658-3852-2023-4-176-187

Г. А. Янковская

ТРАНСФОРМАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В КОНЦЕ 1980-Х - НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ. В ПРИКАМЬЕ: ОБЗОР ФОНДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ АРХИВОВ

Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Пермского края в рамках научного проекта № 20-49-590004 «Добровольные общества и низовые историко-культурные инициативы: трансформации позднесоветских социальных институтов и форм активности во второй половине 1980-х - 1990-е годы (региональный аспект)».

Аннотация: Культурная динамика в периоды масштабных социально-политических реформ отличается тем, что в это время многие традиционные бюрократические правила документации и архивирования соблюдаются плохо. Меняются и ликвидируются институции, появляются новые проблемы, требующие оперативного решения, активно используются неформальные коммуникации. В результате многие важные процессы периода реформ в архивных фондах представлены фрагментарно, с пробелами. В статье дается обзор региональных архивных фондов, связанных с трансформацией сферы культуры в Пермской области в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Дается обзор ряда фондов Пермского государственного архива социально-политической истории, Государственного архива Пермского края, Архива города Перми, отражающих различные аспекты социокультурных трансформаций. Делается вывод, что документы организаций и ведомств образуют представительную базу для анализа институциональных изменений, фиксации новых актуальных тем и сюжетов в сфере культурной политики. Во второй части статьи показаны информационные возможности «писем во власть», отложившиеся в региональных архивах.

Ключевые слова: архивы Пермского края, трансформация культуры, письма во власть, обзор фондов.

Изучение периодов бурных социальных перемен новейшего времени сопряжено с трудностями источниковедческого характера. С одной стороны, в такие эпохи нет недостатка в материалах СМИ, политических, публицистических и художественных текстах. С другой - в революционные периоды плохо соблюдается традиция ведения бюрократических документов - отчетов, докладов, протоколов и стенограмм заседаний различных организаций, учреждений, контролирующих

© Янковская Г. А., 2023.

и управляющих инстанций. Это тем более следует учитывать, когда речь идет об эпохе крушения такой зарегулированной и вертикально интегрированной системы, какой была институциональная сеть художественной жизни в СССР, о периоде конца 1980-х - 1990-х гг.

Некоторые важнейшие агрегаторы информации о социокультурных процессах (разветвленная централизованная отчетная документация КПСС и ВЛКСМ, цензуры (Главлита) и т. д.) в этот период были ликвидированы. Многие организации и структуры были перепрофилированы либо в процессе реформирования не придавали серьезного значения документации и архивированию текущих событий. Неизбежным следствием стали лакуны в архивных коллекциях и фондах, отражающих социокультурную динамику эпохи радикальных социально-политических перемен.

Наличие «серых» (полулегальных) и «черных» (не соответствующих законодательным нормам того периода) способов адаптации к радикальным реформам к меняющимся на глазах правилам игры и вовсе не брались «на карандаш» либо зафиксированы в таких специфических свидетельствах, как надзорные производства прокуратуры, письма и обращения граждан в вышестоящие инстанции. Работа с такими типами документов требует порой фронтального просмотра огромных массивов информации и не всегда результативна. Быстрый темп перемен, а также ускорившаяся социальная и территориальная мобильность не способствовали сохранению документации эпохи. Многие архивные коллекции этого периода недостаточно репрезентативны, что прослеживается, в частности, по справкам-описаниям фондов, тематически связанных с трансформациями в сфере культуры, в центральных и региональных центрах документации. Какие-то из важных архивных документов только поступают на государственное архивное хранение и до сих пор мало доступны исследователям [Рыбак, 2015]. Всё возрастающую роль в исследованиях той эпохи начинают играть личные коллекции, домашние архивы участников культурных процессов, особенно в тех случаях, когда речь идет о нонконформистских, развивающихся вне мейнстрима объединений и культурных инициатив [Сидякина, 2004; Янковская, 2009]. Но в данной статье речь пойдет не о них, а об отражении сложных процессов социокультурной динамики рубежа 1980-х - 1990-х гг. в государственных архивах Пермского края. Пермский государственный архив социально-политической истории (далее - ПермГАСПИ) и Государственный архив Пермского края (далее - ГАПК) хранят сотни фондов, которые могут быть привлечены к анализу трансформаций в сфере региональной культуры.

Время и бремя институциональных реформ

Документальные свидетельства изменений институциональной системы культуры Прикамья накануне краха СССР (1989-1991); тенденции и факторы смены приоритетов в региональной культурной политике 1990-х гг. представлены в тысячах многостраничных дел в фондах ГАПК. Традиционно отчетная,

статистическая, справочная информация по этим вопросам сконцентрирована в фонде Р-927 «Отдел культуры Облисполкома Пермской области» (в дальнейшем -Управление культуры и департамента культуры и искусства администрации Пермской области). Это классическая «фабрика бумаг» с длинным списком номенклатуры дел постоянного хранения (отчеты по основной деятельности учреждений культуры, планы, сводки, состояние кадров, переписка с вышестоящими инстанциями и т. д.). Многие данные, отраженные в этих документах, в целом показывают схожие тенденции социокультурной динамики и культурной политики в других регионах Российской Федерации [Адосинский, Чирикова, 1999; Белозор, 2002].

В конце 1980-х - 1990-е гг. в этом фонде появляются комплексы документов, отражающих новые тенденции, явления, оценки быстро меняющейся под влиянием политических и экономических обстоятельств культурной ситуации.

В частности, в них зафиксированы сведения о состоянии сети учреждений культуры в 90-е гг. и о том сложном наследии, которое досталось от 1980-х гг. Документы позволили исследователям утверждать, что в Пермской области в поздний советский период распространенность различных досуговых учреждений среди городских поселений была значительно ниже средних показателей по РСФСР: только 31,6 % из их числа имели парки, 33,5 % - музеи, 60 % - музыкальные школы, 48 % - спортивные сооружения. В то же время разветвленная сеть самых массовых досуговых институций - клубов - была востребована минимально, население делало выбор в пользу индивидуализированных форм творческой активности. Так, по данным статистических отчетов Пермской области, клубы использовались примерно на 20 %. Материальная сеть, особенно ее самые массовые секторы - клубы, кинотеатры, дома культуры, - морально и физически устарела, была серьезно изношена и требовала ремонта и новых управленческих решений. Еще одной проблемой социально-культурного развития Уральского региона в 1980-х гг. было явное несоответствие созданной сферы культуры и потребностей населения [Шадрин, 2008; Малкина, 2013а; Малкина, 2013Ь].

Характерной особенностью культурного пространства городов промышленных областей «Большого Урала» - Свердловской, Челябинской и Пермской областей было то, что 81 % основных культурных фондов, 71 % культработников принадлежали не Министерству культуры РСФСР, а предприятиям и ведомствам. Как следствие, уже в апреле 1991 г. начинается массовый «сброс» библиотек, клубов, других досуговых учреждений с бюджета профсоюзов, что отражают документы о передаче учреждений культуры с баланса профсоюзных комитетов предприятий исполкомам районных и городских советов народных депутатов (ГАПК. Р-927. Оп. 1. Д. 2209).

По архивным документам, отложившимся в этом фонде, можно проследить преемственность и разрывы в проблематике, в технологиях адаптации учреждений и деятелей культуры к новым социально-экономическим и политическим условиям.

Так, документы ГАПК содержат сведения о проблемах информатизации отрасли культуры Пермского региона в 1993-1995 гг. (ГАПК. Р-927. Оп. 1. Д. 2303); позволяют ознакомиться с результатами анкетирования руководителей учреждений культуры и искусства по социологическому исследованию актуальных проблем организации государственного (муниципального) управления культуры в условиях перехода к рыночной экономике (ГАПК. Р-927. Оп. 1. Д. 2374).

Сложными и трудными были условия функционирования театров Пермской области в условиях экономического кризиса (ГАПК. Р-927. Оп. 1. Д. 2202). Два дела поднимают такую проблемную ситуацию, как хищения экспонатов из музеев области (ГАПК. Р-927. Оп. 1. Д. 2201, 2396).

Одним из новых вопросов в сфере культуры стал вопрос о возвращении церковного имущества верующим, о передаче зданий и предметов культа религиозным организациям и объединениям. Еще в 1986 г. здание бывшей татарской мечети, освободившееся в связи переездом архива обкома КПСС, было передано управлению культуры облисполкома для размещения фондов краеведческого музея (ГАПК. Р-927. Оп. 1. Д. 2121). После зазвучавших открыто в ходе демонстраций 1989 г. призывов вернуть мечеть и другие бывшие церковные здания верующим, процесс реституции был запущен, документальные свидетельства этому представлены в делах 2153, 2178, 2217, 2269, 2344, 2387, 2490 первой описи фонда Р-927. Дело 2189 содержит документы о передаче евангелическо-лютеранской общине здания «Кирхи», занимаемого Союзом театральных деятелей и Домом актёра, и о предоставлении последним других помещений (крайние даты документов - 1991-1996 гг.).

Еще одной, ранее не звучавшей задачей для сферы культуры Прикамья в

1990-е гг. стала проблема перепрофилирования зданий, ранее занятых структурами областного комитета КПСС, в связи с ликвидацией партии. Дело 2190 включает в себя письма, рекомендации, заявки, чертежи и другие документы по размещению в подобных зданиях учреждений культуры и искусства (материалы

1991-1992 гг.).

Экономические аспекты истории учреждений культуры Пермской области прослеживаются по материалам дел, содержащих сводный бюджет на содержание учреждений культуры с 1993 по 1999 г. (ГАПК. Р-927. Оп. 1. Д. 2276, 2316, 2353, 2392, 2462, 2519, 2562).

Заслуживают внимания документы о программно-целевом подходе в управлении сферой культуры, который утвердился в администрации Пермской области еще в 1980-е гг., а затем последовательно реализовывался в 1990-е гг. В фондах ГАПК сохранились материалы целевых комплексных программ «Поддержка развития национальных культур Прикамья», «Политика по гармонизации национальных и межнациональных отношений народов Прикамья» и т. д.). В целом интересный сравнительный анализ возможен по материалам дел, которые отражают системное, программное видение сферы культуры с точки зрения региональной власти в комплексном плане развития культуры Пермской области

на 1981-1985 гг. (ГАПК. Р-927. Оп. 1. Д. 2098); целевой комплексной программе «Развитие культуры Прикамья на 1993-1995 гг.» (ГАПК. Р-927. Оп. 1. Д. 2274); программе развития сферы культуры Пермской области на 1996-2000 гг. и материалах о ее реализации (ГАПК. Р-927. Оп. 1. Д. 2389, 2445, 2522).

Самые общие статистические данные говорят о 1990-х гг. как о времени деволюции системы культуры: за это десятилетие количество зрителей, посетивших постановки пермских театров, сократилось почти в два раза - с 1203,7 тыс. человек в 1990 г. до 617,3 тыс. человек в 2000 г.; более чем на треть сократилось число посетителей музеев (таблица).

Основные статистические показатели состояния сети культурных индустрий Пермской области в 1990-2000 гг. (данные на конец года).

Источник: http://permsso.gks.ru:8081/bgd/ejegod1157/IssWWW.exe/Stg/eg2016/09_01.html

Параметр 1990 1995 2000 2015

Число профессиональных театров 8 10 10 12

Численность зрителей:

всего, тыс. человек 1203,7 703,3 617,3 881,2

в среднем на 1000 человек населения 398 243 214 334

Число цирков 1 1 1 1

Число музеев 17 21 46 62

Число посещений музеев:

всего, тысяч 1042,0 551,8 713,6 1027,5

в среднем на 1000 человек населения 344 185 249 390

Число учреждений культурно-досугового типа 1536 1263 1225 783

Число общедоступных библиотек 1282 1144 1088 567

Библиотечный фонд

всего, тыс. экз. 23 829,6 21 008,1 18 902,4 11 108,0

в среднем на 1000 человек населения, экз. 7885 7175 6612 4217

Однако масштабная реструктуризация и оптимизация сети учреждений культуры и бюджетов отрасли, прошедшая в 2000-2001 гг., опиралась на аналитику, выявившую крайнюю неравномерность развития этой сети, несоотнесенность ее количества с количеством жителей и числом населенных пунктов, опору на сетевой принцип формирования местных бюджетов (этот принцип стимулировал искусственное сохранение некоторых крайне неэффективных институций культуры).

Самостоятельным направлением региональной культурной политики становятся поиски новой региональной идентичности. Пермь относится к тем территориям бывшего Советского Союза, где внимание к подобного рода проблематике всегда было пристальным, а порой и избыточным [Назукина, 2018]. «Перми-стика» - комплекс литературных, историко-культурных, визуальных и прочих текстов, в которых отстаиваются идеи региональной исключительности, культурно-семантической специфичности, - явление очень характерное и для культурной ситуации Прикамья, и для региональной культурной политики. Важно подчеркнуть, что первые программные манифесты пермистики, первые, как

сказали бы сегодня, поиски региональных брендов, отнюдь не были только результатом инициативы снизу пермских публичных интеллектуалов (как это принято трактовать сегодня), а оказались итогом плановых исследовательских проектов региональной власти. Примером чему служит «Комплексная областная программа "Культура"», подпрограмма «Сохранение и развитие исторического наследия Прикамья» и научно-исследовательская работа «Истоки пермской региональной культуры» (ГАПК. Р-927. Оп. 1. Д. 2185).

На рубеже 1980-х - 1990-х гг. заявляют о себе тенденции, которые на долгое время станут неотъемлемой частью региональной культурной повестки. «Долгоиграющей» окажется проблема переезда Пермской государственной художественной галереи в новое, адекватное ее коллекции здание, о чем будут сигнализировать документы об аварийном состоянии и необходимости расширения площадей галереи за 1986-1993 гг. (ГАПК. Р-927. Оп. 1. Д. 2123). В 1989 г. в Перми состоится символическая реабилитация и возвращение в публичную ротацию имени С. П. Дягилева в контексте художественных выставок и первого всероссийского фестиваля одноактных балетов, посвященных 80-летию Русских сезонов (ГАПК. Р-927. Оп. 1. Д. 2158). И уж совсем непривычным и от этого притягательным будет возможность для представителей ранее закрытого города Пермь вступать в переписку с организациями из ближнего и дальнего зарубежья по вопросам развития культурных связей (ГАПК. Р-927. Оп. 1. Д. 2213 и др.).

Период 1990-х гг. был временем институциональных импровизаций, когда о себе заявляли независимые творческие институции, реализовывались ранее невозможные общественные инициативы, различные формы самоорганизации лиц творческих профессий. Частично документация таких организаций сохранилась и представлена в другом государственном краевом архиве - ПермГАСПИ. В фонде № 1924 «Коллекция документов общественных организаций, прекративших свою деятельность». С 1990 г. по 1999 г. в Управлении юстиции по Пермской области было зарегистрировано более тысячи общественных организаций, 42 из них были ликвидированы. В фонде представлены уставы, свидетельства о регистрации, протоколы учредительных, общих собраний общественных объединений; переписка, статьи в периодической печати; заявления о принятии коллективным членом обществ следующих общественных объединений: Пермский областной творческий союз молодежи «Фантом», Пермский центр Инженерной академии СССР, Творческое сообщество композиторов города, Политический клуб сторонников демократических реформ, Центр научно-технического творчества молодежи Пермского политехнического института, Объединение коллекционеров, Пермское отделение Народной академии культуры и общечеловеческих ценностей, Чайковское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами, Пермское отделение гуманитарного фонда «Великодушие» системы органов внутренних дел Российской Федерации, Ассоциация интеллигенции Прикамья.

В ПермГАСПИ есть возможность проанализировать профсоюзный ракурс в истории социокультурных трансформаций 1990-х гг. в объемном фонде № 8204, в

котором архивированы документы Пермской краевой организации Российского профсоюза работников культуры (ПермГАСПИ. Ф. 8204. Оп. 1 Т. 1-8). Дела 1990-х гг. содержат документы с менее формализованной риторикой, чем дела более позднего времени. В частности, в этом фонде представлены стенограммы (которые, как правило, намного информативнее протоколов) пленумов городского и областного комитетов профсоюза работников культуры за 1989 г. (ПермГАСПИ. Ф. 8204. Оп. 1. Т. 5. Д. 910), 1990 г. (ПермГАСПИ. Ф. 8204. Оп. 1. Т. 5. Д. 911), 1991 г. (ПермГАСПИ. Ф. 8204. Оп. 1. Т. 5. Д. 912, 913), 1992 г. (ПермГАСПИ. Ф. 8204. Оп. 1. Т. 5. Д. 930), 1993 г. (ПермГАСПИ. Ф. 8204. Оп. 1. Т. 5. Д. 945), 1994 г. (ПермГАСПИ. Ф. 8204. Оп. 1. Т. 5. Д. 963), 1995 г. (ПермГАСПИ. Ф. 8204. Оп. 1. Т. 5. Д. 982), 1997 г. (ПермГАСПИ. Ф. 8204. Оп. 1. Т. 6. Д. 1007) и за 1999 г. (ПермГАСПИ. Ф. 8204. Оп. 1. Т. 8. Д. 1056).

Многие эмблематичные для эпохи реформ процессы происходили в столице области - г. Перми. Для выявления специфики этих тенденций на муниципальном уровне необходимо будет обратиться к материалам Архива города Перми. В фонде № 1139 «Комитет по культуре и искусству администрации г. Перми» по описи 1 хранятся дела 669, 673, 680, 688, 700, 717, 726, 737, 747, 757, 772, 792 со сводными годовыми отчетами с 1992 по 2003 г.; дела с аналитическими справками, информацией по профилю деятельности комитета (№ 684, 694, 701, 718, 727, 738, 748, 758, 759, 773, 774, 775, 793, 794, 795, 796).

Начальный период реформ в культурной сети Перми за 1985-1991 гг. представлен в документах фонда краевого архива «Пермский городской отдел культуры г. Пермь» (ГАПК. Ф. Р-1009).

Справки и аналитические записки с мониторингом социально-экономических аспектов культурной проблематики в контексте бурных политических и экономических трансформаций 1990-х гг. представлены в целом ряде фондов пермских архивов. Это и фонд «Губернатор Пермской области и аппарат администрации Пермской области», где хранятся протоколы заседаний совета по делам культуры при губернаторе Пермской области (ГАПК. Ф. Р-1809), фонд «Исполнительный комитет Пермского областного совета народных депутатов» (ГАПК. Ф. р-564), фонды творческих союзов (например, фонд «Союз художников Прикамья» (ГАПК. Ф. 1924), областного дома культуры профсоюзов (ГАПК. Ф. 815) и других институций. Отдельного внимания заслуживают личные фонды деятелей культуры, городских историко-культурных активистов, но они составляют предмет отдельного разговора и исследования.

Голоса из хора: новая культурная революция в «письмах во власть»

В ПермГАСПИ в фонде 105 «Пермский Обком КПСС» хранится более сотни дел с письмами граждан - жителей Пермского региона, которые они адресовали Обкому КПСС в период перестройки. Они позволяют выйти за рамки институциональной истории сферы культуры. В этих персональных и коллективных текстах периода, заключенного между стабильностью «длинных» семидесятых и постсоветской

реальностью, в полной мере раскрывается стремительно изменяющаяся повседневность российской провинции накануне распада СССР. В письмах отразились, прежде всего, представления граждан о будущем, проблемах настоящего, достойном уровне жизненного комфорта. Послания граждан состоят из разнообразных письменных тактик, которые в абсолютном большинстве апеллировали к бюрократам из Обкома как к одному из последних способов изменить действительность. Эти материалы были бы неполными без другой очень важной составляющей - ответов отделов Обкома

Судя по датам дел и по объему листов, поток писем в Областной комитет партии не иссякал вплоть до августа 1991 г. Репертуар проблем, с которым граждане обращались к главным коммунистам региона, со временем не исчерпывался, а только разрастался. Все поступающие письма рассортировывались для составления ответа заявителям по отделам: административных органов, агитации и пропаганды, идеологии, строительства, культуры и т. д. Однако самый «популярный» вопрос, с которым граждане обращались в Обком, - жилищный, на практике мог оказаться в любом из отделов.

В целом авторы выражали поддержку реформам. Некоторые готовы были выразить верность новому правительственному курсу на деле. Так, одна пермячка писала М. С. Горбачеву в 1989 г. по поводу публичного обсуждения изменений в законодательстве о выборах: «Я пишу Вам о том, что происходит в Перми, не для того, чтобы Вы расстроились и пали духом, а для того, чтобы Вы знали правду, самую горькую, и были бы готовы ко всему, к самому худшему. Как бы не повторилась ситуация, в которой оказался Хрущёв. Чем я могу Вам помочь? Скажите, и я сделаю всё, что нужно. В общем, готовьтесь к бою. Я за Вас любому глотку перегрызу. (Простите за грубое выражение, но оно очень верно и точно выражает мою страстную готовность защитить Вас от врагов)» (Письма и заявления трудящихся, рассмотренные в идеологическом отделе. ПермГАСПИ. Ф. 105. Оп. 353. Д. 153. Л. 88).

Язык писем, несмотря на эмоциональные реплики, чаще однообразен. Большинство авторов старались писать в рамках советского бюрократического канона, ссылаясь на опыт предыдущей переписки. Однако ближе к распаду СССР стал расти поток обличительных писем. Обычно такие тексты попадали в разряд «нерассмотренных». Авторы критиковали бюрократию, обличали «блат» и несправедливую систему распределения ресурсов. Так, пенсионер из Перми писал первому секретарю обкома Е. Н. Чернышову: «Я, Дьяков Александр Павлович, инвалид труда первой группы, в мирное время не могу получить медицинской помощи в лечении и соц-обеспечении по вине коммунистов обкома партии и лично вас. <...> В городе стоят бастионы бюрократии. Через блатные аптеки, базы, торги, магазины - уходит много лекарств, санаторных путевок, продуктов питания, ордеров на квартиры - для нужных людей. <.> Кто эти люди, которые бездельничают в кабинетах и получают зарплату. Почему мы это терпим!!! Я жду от перестройки справедливости, реальных гарантий. Своих законных гражданских, конституционных человеческих прав.

А не произвольных угроз, мести, расправы, ни беззакония. А только честной ленинской правды» (ПермГАСПИ. Ф. 105. Оп. 353. Д. 158. Л. 63).

Такие эмоциональные письма, если автор не был именит или не был коммунистом, оставались без ответа и «снимались с контроля». В случае, если в Обком писал ветеран партии, то его приглашали либо шли к нему домой для личной беседы с инструкторами отделов.

С 1991 г. с распадом КПСС граждане всё активнее обращаются с письмами, жалобами и обращениями в прокуратуру, администрацию Пермской области и в редакции общественно-политических газет. Их фонды разделены между двумя краевыми архивами: в ГАПК сосредоточены фотоархивы, заслуживающие внимания сами по себе, а в ПермГАСПИ - документальные свидетельства самых влиятельных на тот период изданий. В фонде 232 отложились материалы редакции газеты «Пермские новости», учрежденной в 1990 г. как газета областного Совета народных депутатов. В ряде дел сохранились письма жителей г. Перми и Пермской области об отношении к власти, к реформам, проходящим в стране, по проблемам здравоохранения и образования, большое количество писем содержало творческие тексты - стихи, воспоминания, литературные и краеведческие опусы. В делах № 1-47 описи 3 этого фонда представлены письма граждан социально-бытового характера, а также письма по проблемам науки, культуры, информации начиная с 1990 по 2000 г.

Представительнее по объему фонд № 7604 в ПермГАСПИ, где собраны документы редакции газеты «Вечерняя Пермь» - первоначально органа горкома КПСС, а затем - городского Совета депутатов. Письма граждан по проблемам культуры представлены по описи 9 в делах № 225, 226, 250-255. Отдел писем одного из самых дерзких и нетривиальных изданий второй половины 1980-х гг. Пермской области газеты «Молодая гвардия» представлен в фонде № 7677 ПермГАСПИ, где по описи 16 в делах 53, 66, 75 собраны письма в редакцию по вопросам социокультурного характера.

В ГАПК в фонде «Комитет по молодежной политике Пермской области» отложились письма, жалобы, заявления граждан и организаций, относящиеся к деятельности комитета за вторую половину 1990-х гг., а также информационные материалы, обзоры, справки и другие документы о проведении социологических исследований о проблемах молодежной политики и опросов жителей области (ГАПК. Ф. 1837. Оп. 1. Д. 37). Этот тип источников демонстрирует, с одной стороны, клише риторики «писем во власть», а с другой - многообразие жизненных стратегий, сценариев адаптации, многообразие культурных миров меняющегося общества.

Подводя итог далеко не исчерпывающему обзору фондов пермских архивов по истории трансформации социокультурной сферы Прикамья в конце 1980-х -1990-е гг., подчеркну, что в целом можно говорить об относительной обеспеченности архивными материалами институционального направления в исследованиях по этой теме. Но востребованность этих материалов исследователями новейшей социальной истории культурной динамики региона пока, увы, не слишком высока.

Благодарность

Выражаю признательность Е. В. Матвееву за ценные замечания и суждения по проблематике «писем во власть» в Пермский обком КПСС.

Библиография

Адасинский, С., Чирикова, А. Культурная политика в условиях кризиса: может ли ведомственная инфраструктура помочь выжить региональной сфере культуры? // Панорама культурной жизни зарубежных стран. - 1999. - № 2-3. - С. 32-56.

Белозор, Ф. И. Управление сферой культуры региона в условиях общественной и государственной трансформации // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2002. - № 2. - С. 7-16.

Денисова, Л. Н. Невосполнимые потери. Кризис культуры села в 1960-е -80-е гг. - Москва : Наука, 1995. - 179 с.

Малкова, И. Г. Культурное пространство городов Урала (1960-1980-е гг.) // Вестник Омского государственного университета. - 2013a. - № 1. - С. 42-47.

Малкова, И. Г. Города промышленного Урала: трансформация культурного пространства (вторая половина XX века). - Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ. -2013b. - 248 с.

Назукина, М. Н. Между Уралом и Поволжьем: поиски пермской идентичности / Пермский федеральный исследовательский центр УРО РАН, Отдел по исследованию политических институтов и процессов. - Пермь : Гармония, 2018. - 195 с.

Рыбак, К. Е. Направления культурной политики в архивных документах конца 1980-х-начала 1990 гг. [Электронный ресурс] // Журнал института наследия. - 2015. - № 1. - Режим доступа: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/1/ 1.html (дата обращения: 10.04.2023).

Сидякина, А. А. Маргиналы. Уральский андеграунд: живые лица погибшей литературы. - Челябинск : Изд. дом «Фонд Галерея», 2004. - 319 с.: ил.

Тенденции социокультурного развития России. 1960-1990-е гг. / отв. ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов; Рос. ин-т культурологии МК РФ и РАН. - Москва : ТОО «Фирма ПАИМС». - 1996. - 508 с.

Шадрин, В. О. Дом народного творчества в системе управления искусством: управление или видимость управления [Электронный ресурс] // Материалы конф. «Номенклатура и общество в России». - Пермь: ПГПУ, 2008. - Режим доступа : http://elis.pstu.ru/index.php?a=9&pod_id=38&pod3_id=164 (дата обращения: 12.10.2023).

Янковская, Г. А. Уральское искусство эпохи перемен: проблемы архивации коммуникативной памяти о культурной революции 1980-1990 гг. // Историко-культурное наследие и информационно-коммуникационные технологии: сохранение и исследование : материалы науч. конф. (Пермь, 13-14 ноября 2009 г.) / под ред. С. И. Корниенко; Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2009. - С. 28-36.

Сведения об авторе

Янковская Галина Александровна, доцент, доктор исторических наук, заведующая кафедрой междисциплинарных исторических исследований Пермского государственного национального исследовательского университета. E-mail: yank64@yandex.ru

G. A. Yankovskaya

THE CULTURE TRANSFORMATIONS IN THE KAMA REGION (1990s): REGIONAL ARCHIVES REVIEW

The reported study was funded by RFBR and Perm Krai, project number 20-49-590004 "Mass Voluntary Societies and Grassroots Historical and Cultural Initiatives: transformations of late soviet social institutions and forms of activity in the second half of the 1980s - 1990s (regional aspect)"

Abstract: Cultural dynamics during periods of large-scale socio-political reforms differ in that during this period many traditional bureaucratic rules of documentation and archiving are poorly observed. Institutions are changed and eliminated, new problems arise that require prompt solutions, and informal communications are actively used. As a result, many important processes of the reform period in archival funds are presented fragmentarily, with gaps. The article provides an overview of regional archival funds related to the transformation of the cultural sphere in the Perm region in the late 1980s - early 1990s. An overview of a number of funds of the Perm State Archive of Socio-Political History, the State Archive of the Perm Region, and the Archive of city Perm, reflecting various aspects of sociocultural transformations, is given. It is concluded that the documents of organizations and departments form a representative basis for institutional changes analysis, recording new current topics and plots in the field of cultural policy. The second part of the article shows the information capabilities of "letters to power" deposited in regional archives.

Key words: archives of the Perm region, transformation of culture, letters to authorities, perestroika, 1990s.

References

Adasinskij, S., CHirikova, A. Kul'turnaya politika v usloviyakh krizisa: mozhet li vedomstvennaya infrastruktura pomoch' vyzhit' regional'noj sfere kul'tury? // Panorama kul'turnoj zhizni zarubezhnykh stran. - 1999. - № 2-3. - S. 32-56.

Belozor, F. I. Upravlenie sferoj kul'tury regiona v usloviyakh obshhestvennoj i gosudarstvennoj transformatsii // Spravochnik rukovoditelya uchrezhdeniya kul'tury. - 2002. - № 2. - S. 7-16.

Denisova, L. N. Nevospolnimye poteri. Krizis kul'tury sela v 1960-e - 80-e gg. -Moskva : Nauka, 1995. - 179 s.

Malkova, I. G. Kul'turnoe prostranstvo gorodov Urala (1960-1980-e gg.) // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2013a. - № 1. - S. 42-47.

Malkova, I. G. Goroda promyshlennogo Urala: transformatsiya kul'turnogo prostranstva (vtoraya polovina XX veka). - CHelyabinsk : Izd. tsentr YUUrGU. -2013b. - 248 s.

Nazukina, M. N. Mezhdu Uralom i Povolzh'em: poiski permskoj identichnosti / Permskij federal'nyj issledovatel'skij tsentr URO RAN, Otdel po issledovaniyu politicheskikh institutov i protsessov. - Perm' : Garmoniya, 2018. - 195 s.

Rybak, K. E. Napravleniya kul'turnoj politiki v arkhivnykh dokumentakh kontsa 1980-kh-nachala 1990 gg. [EHlektronnyj resurs] // ZHurnal instituta naslediya. - 2015. - № 1. - Rezhim dostupa: http://nasledie-journal.ru/ru/jour-nals/1/1.html (data obrashheniya: 10.04.2023).

Sidyakina, A. A. Marginaly. Ural'skij andegraund: zhivye litsa pogibshej litera-tury. - CHelyabinsk : Izd. dom "Fond Galereya", 2004. - 319 s.: il.

Tendentsii sotsiokul'turnogo razvitiya Rossii. 1960-1990-e gg. / otv. red. I. A. Butenko, K. EH. Razlogov; Ros. in-t kul'turologii MK RF i RAN. - Moskva : TOO "Firma PAIMS". - 1996. - 508 s.

SHadrin, V. O. Dom narodnogo tvorchestva v sisteme upravleniya iskusstvom: upravlenie ili vidimost' upravleniya [EHlektronnyj resurs] // Materialy konf. "Nomenklatura i obshhestvo v Rossii". - Perm': PGPU, 2008. - Rezhim dostupa : http://elis.pstu.ru/index.php?a=9&pod_id=38&pod3_id=164 (data obrashheniya: 12.10.2023).

YAnkovskaya, G. A. Ural'skoe iskusstvo ehpokhi peremen: problemy arkhivatsii kommunikativnoj pamyati o kul'turnoj revolyutsii 1980-1990 gg. // Istoriko-kul'turnoe nasledie i informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii: sokhranenie i issledovanie: materialy nauch. konf. (Perm', 13-14 noyabrya 2009 g.) / pod red. S. I. Kornienko; Perm. gos. un-t. - Perm', 2009. - S. 28-36.

About the author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yankovskaya Galina Aleksandrovna, Associate Professor, Doctor of Historical Sciences, Head of the Department of Interdisciplinary Historical Research at Perm State National Research University.

E-mail: yank64@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.